УДК 338.45
Тумар О. С., Федосеев С. В.
Классификационные особенности инновационного развития
Необходимость радикальной перестройки экономики в России назрела давно. И надо отдать должное первым лицам государства, которые открытым текстом заявляют, о "примитивной сырьевой экономике, хронической коррупции" и прочих пороках, которые не позволяют нашей стране считать себя высокоразвитой державой. В статье "Вперед, Россия!" Президент России Дмитрий Медведев отметил, что "энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки".
Вице-премьер Правительства России Сергей Иванов на прошедшем недавно заседании Совета генеральных и главных конструкторов приводит конкретные цифры по энергоэффективности отечественной экономики: энергоемкость российского ВВП в 3,5 раза выше уровня развитых стран, потери в системе теплоснабжения достигают 50 % от объема производства тепла (в Финляндии 6 %). Объем сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) составил в 2008 году 38 млрд м3, поэтому показателю мы занимаем второе место после Нигерии (для сравнения: этот объем равен объему проданного в Германию газа в 2006 году).
Другая хроническая болезнь экономики страны - низкий уровень производительности труда. Несмотря на то, что по оценкам экспертов МсЮшеу за последние 10 лет производительность труда в России выросла с 18 % от уровня в США до 26 %, отставание от развитых экономик остается очень существенным [6]. Многие промышленные предприятия до сих пор работают на оборудовании времен послевоенных пятилеток. Однако беда в том, по словам Д. Медведева, что "похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников".
По оценкам отечественных специалистов, Россия вполне могла бы побороться за 17 макротехнологий из тех 50-55, которые определяют потенциал развитых стран. Это авиационные и космические технологии, новые "мыслящие материалы" - керамика, металлы, полимеры, композиты, технология нефтедобычи и переработки, мембранная технология, электронные, плазмен-
ные технологии, технологии мониторинга при-родно-техногенной среды, биотехнологии, ре-комбинантные вакцины, атомная энергетика и топливные элементы, информационные технологии и др.
По оценкам экспертов Центра стратегических инноваций только от экспорта наукоемкой продукции Россия ежегодно могла бы получать 120150 млрд долл. И если Россия не примет инновационный вызов, она будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развития от передовых стран.
Чтобы этого не произошло, понимание необходимости инновационного развития экономики должно возобладать в умах не только первых лиц государства, но и владельцев предприятий, чиновников и менеджеров, от которых зависит судьба нововведений в каждом конкретном случае.
С позиции инновационного менеджера нововведение рассматривается как комплексный процесс, основными задачами которого являются развитие и повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Чтобы планирование и управление инновационным процессом было более эффективным, полезно провести классификацию осуществляемых нововведений. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы была возможность использовать методики и приемы, которые привели к успеху в аналогичных ситуациях, и чтобы не повторять ошибок, допущенных раннее. Причем, относя предполагаемую инновацию к тому или иному типу, можно воспользоваться не только собственным опытом в планировании и управлении, но и опытом других предприятий по реализации подобных нововведений [5].
Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков, каждый из которых представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций.
»
Классификация инноваций является неотъемлемым элементом любых исследований, связанных с инновациями. В настоящее время существуют различные методы группировки инноваций, что обусловлено как развитием научной мысли в масштабах целых наук и научных школ, так и разработками отдельных ученых.
Остановимся подробнее на основных, часто встречающихся классификациях.
Классификация инноваций по предмету осуществления
Продуктовые - использование новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (новых продуктов).
Процессные - новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства.
Рыночные - открытие новых сфер применения продукта, позволяющих реализовать услугу на новых рынках.
Инновация-продукт - это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия. Если продукт радикально нов и формирует новую отрасль экономики и новый рынок, необходимы значительные инвестиции, так как его разработка предполагает проведение больших НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Тогда инновация-продукт вызывает необходимость осуществления технологических инноваций. Если продукт имеет частичную новизну из-за небольшого усовершенствования существующего изделия, то его разработка будет предполагать небольшие НИОКР и незначительные инвестиции. Такие продукты будут внедряться на базе существующих технологий производства.
Инновация-процесс - это техническое, технологическое, производственное и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового бизнес-процесса, снижающее стоимость, повышающее эффективность и качество нового или существующего продукта. Данные инновации могут быть менее или более рискованными, более или менее капиталоемкими, чем продуктовые. Если они представляют собой принципиально новую технологию и снижают стоимость производства нового про-
дукта, более того, предполагают новые продуктовые инновации, то эти инновации становятся более рискованными и капиталоемкими, чем продуктовые. Если же они основаны на небольшом усовершенствовании существующей технологии и снижении стоимости существующего продукта, то они менее рискованные и капиталоемкие, чем продуктовые.
Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США % всех инноваций относится к процессным, а % - к продуктовым; в Японии обратное соотношение [3].
Классификация инноваций по степени радикальности и новизны
Базисные (радикальные) - возникают на базе крупных изобретений, дают начало новым, ранее не известным поколениям и направлениям техники и продуктов, а также процессам, основанным на новых научных принципах. В качестве примера можно привести телегу, автомобиль, телефон, сотовый телефон, паровую машину, электричество, атомную энергетику, ксерографию и т. д. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки длителен, а их коммерциализация наиболее рискованна и приводит к появлению новых отраслей.
Улучшающие - малые, но важные или существенные улучшения продуктов и процессов.
По существу это прирастающие инновации, которыми продолжают технические улучшения, распространения и стабильного развития жизненного цикла товаров и отраслей. Например, катушечный магнитофон - кассетный магнии-тофон.
Псевдоинновации - внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик, создающие эффект видимости новизны, которая вызывает большие сомнения и при качественной экспертизе не подтверждается.
Они направлены на столь мелкое улучшение устаревших поколений продуктов, техники и технологий, что в скрытых формах тормозят социально-экономический прогресс и не дают заметного эффекта для общества.
К псевдоинновациям относят:
несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.);
незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов;
расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения сиюминутного спроса и доходов предприятия [3].
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений
Эта классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф. Валентой, позволяет детально проследить переходы от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня.
Инновации нулевого порядка - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
инновации первого порядка - изменение количественных свойств системы;
инновации второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
инновации третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью их приспособления друг к другу;
инновации четвертого порядка - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений: первоначальные признаки системы не меняются -происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);
инновации пятого порядка - новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (переход от электродвигателей серии А к серии АИ);
инновации шестого порядка - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);
инновации седьмого порядка - новый род, высшее изменения в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического железнодорожного транспорта транспортом на воздушной подушке) [3].
Классификация инноваций по ускорению научно-технического прогресса
Российский ученый Ю.В. Яковцев раньше других выделил четыре вида инноваций с точки зрения ускорения научно-технического прогресса.
Крупнейшие (базисные) - внедряют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект; происходят они не каждый год;
крупные (на базе аналогичного ранга изобретений) — формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они осуществляются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;
средние — реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;
мелкие — улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемой модели техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования [3].
Классификация инноваций по отношению к знаниям
Восходящие - создаются на основе новых знаний; нисходящие — создаются на основе имеющейся базы знаний и их коммерциализа-
»
ции. Можно также говорить об инновациях, вытекающих из знаний, и инновациях, происходящих из практической деятельности [3].
Классификация инноваций по роли в процессе развития
Основные - создающие новые рынки и сферы деятельности;
дополняющие - расширяющие существующие рынки и сферы деятельности.
Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополняющие развивают имеющиеся базисные технологии [3].
Классификация инноваций по отношению к предшествующему производству
Замещающие - предусматривают полное вытеснение устаревших способов хозяйствования и технологий;
отменяющие - связаны с исключением выполнения каких-либо операций, выпуска изделий и не заменяющие их новыми;
возвратные - предполагают возвращение к предшествующему порядку после дискредитации новшества либо выяснения неподготовленности производственных и хозяйственных условий к его эффективной реализации;
открывающие - не имеют сопоставимых функциональных предшественников и основаны на фундаментальных исследованиях и изобретениях;
дополняющие - призваны дополнить в традиционных продуктах и процессах отдельные новые свойства или элементы;
ретронововведения - воспроизводят на новом уровне ранее применявшиеся изделия, способы и средства их производства [3].
Классификация инноваций по направленности воздействия на процесс производства
Расширяющие - нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров);
рационализирующие - по сути близки к улучшающим;
замещающие - предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций, например замена газовых светильников на электрические [3].
Классификация инноваций по характеру воздействия на рыночные связи и продуктово-технологические возможности предприятия
Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности предприятия. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций.
Архитектурные - приводят к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей;
революционные - вызывают устаревание про-дуктово-технологических возможностей, но не разрушают рыночно-продуктовые связи. Данный тип инноваций революционизирует традиционные рынки;
нишеобразующие - сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов;
регулярные - консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые способствуют закреплению предприятий на старых рынках [3].
Классификация инноваций по причинам возникновения
Стратегия предприятия, определяющая его развитие и формирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на инновационное поведение фирмы. В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.
Выделенные по причинам возникновения реактивные инновации обеспечивают выживание фирмы, являются реакцией на нововведения, внедренные конкурентом.
Эти инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии. Например, из-за ускоренного развития рынка мобильной связи в России компании, работающие в данной области, регулярно предлагают новые услуги (новые тарифы), позволяющие расширить круг клиентов.
Внедрение стратегических инноваций носит превентивный характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
Предприятия, реализующие стратегические нововведения используют наступательную инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удовлетворение существующих запросов на рынке. Фирма-инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Например, ракетно-космическая корпорация "Энергия" является ведущей мировой компанией в создании космической техники и предоставлении услуг. Многие разработки РКК "Энергия" не имеют зарубежных аналогов [3].
Классификация инноваций по особенностям организации
В случае реализации внутриорганизацион-ной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи). При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики значительно повышает значимость новшества [3].
Классификация инноваций по источнику идеи
Источник идей инноваций может быть различным. Возникновение инновации стимулируют следующие категории:
конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом; новое научное открытие; собственные потребности предприятия. В зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление инновационного процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. Так, если предприятие создает новшество, призванное заполнить свободную рыночную нишу, риск будет значительно ниже по сравнению с риском при внедрении инновации, основанной на научном открытии, которому еще никто не нашел практического применения [3].
Классификация инноваций на основе структурных характеристик и целевых изменений
Российские исследователи В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.
С позиции структурной характеристики инновации подразделяются на три группы: инновации "на входе" в предприятие; инновации "на выходе" из предприятия; инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.
По целевому изменению инновации разделяются на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления [1].
Представляем наиболее часто встречающиеся инновации в форме, удобной для восприятия (см. таблицу).
Приведенная классификация нововведений дает специалистам базу для выявления максимального числа способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений. Более того, классификация организует
Классификация инноваций
Классификационный признак Классификационная группа инноваций
Предмет осуществления Степень радикальности и новизны Глубина вносимых изменений Ускорение НТП Отношение к знаниям Роль в процессе развития Отношение к предшествующему производству Направленность воздействия Характер воздействия Причина возникновения Особенности организации Источник идеи Структурная характеристика Целевое изменение Продуктовые, процессные, рыночные Базисные, улучшающие, псевдоинновации Регенерирование первоначальных свойств, изменение количественных свойств, перегруппировка, адаптивные изменения, новое поколение, новый вид, новый род Крупнейшие, крупные, средние, мелкие Восходящие, нисходящие Основные, дополняющие Замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, дополняющие, ретронововведения Расширяющие, рационализирующие, замещающие Архитектурные, революционные, нишеобразующие, регулярные Стратегические, реактивные Силами предприятия, внешними силами Потребители, обладающие спросом; научное открытие; потребности предприятия "На входе", "на выходе", структура предприятия Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления
информационную базу по перечню нововведений. Учет различных типов нововведений в их классификации обусловливает разные типы инновационной деятельности: механизмы и организационные структуры.
Таким образом, в зависимости от поставленных целей и задач инновационной политики государства или частной фирмы можно использовать ту классификацию, которая в максимальной степени способствует реализации выбранной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008. 432 с. (Высшее экономическое образование).
2. Глухов В. В., Тарасов С. Б. Инновационное развитие научно-образовательного потенциала мегаполиса. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. 180 с.
3. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Высш. обра-
зование, 2007. 505 с. (Основы наук).
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005. 544 с.
5. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях: Учебник. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 256 с.
6. URL: http://www.polit.ru/economy/2009/04/22/mc.
html