Научная статья на тему 'Стратегия территориального развития страны в современных условиях'

Стратегия территориального развития страны в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
399
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ В ПРОСТРАНСТВЕ / ВРЕМЕННОЙ ГОРИЗОНТ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTEGRATION / DISINTEGRATION / TERRITORY DEVELOPMENT / TERRITORY DEVELOPMENT STRATEGY / TERRITORY DIFFERENCES / TERRITORY RESOURCE ALLOCATION / TIME HORIZON / GEOECONOMIC LOCATION / GEOPOLITICAL LOCATION / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трукова Алена Ивановна

Рассмотрены интеграционные ресурсы и причины дезинтеграции регионов в национальной экономике. Исследовано также пространственное распределение экономических ресурсов как основа современных интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTRY'S TERRITORY DEVELOPMENT STRATEGY IN MODERN CONDITIONS

Integration resources and reasons for regional disintegration in the national economy are analysed in the article. Territory allocation of economic resources as a basis of modern integration processes is also considered.

Текст научной работы на тему «Стратегия территориального развития страны в современных условиях»

А.И. ТРУКОВА

СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: интеграция, дезинтеграция, территориальное развитие, стратегия развития территорий, пространственные различия, распределение ресурсов в пространстве, временной горизонт, геоэкономическое положение, геополитическое положение, экономическое сотрудничество.

Рассмотрены интеграционные ресурсы и причины дезинтеграции регионов в национальной экономике. Исследовано также пространственное распределение экономических ресурсов как основа современных интеграционных процессов.

A.I. TRUKOVA

COUNTRY’S TERRITORY DEVELOPMENT STRATEGY IN MODERN CONDITIONS

Key words: integration, disintegration, territory development, territory development strategy, territory differences, territory resource allocation, time horizon, geoeconomic location, geopolitical location, economic cooperation.

Integration resources and reasons for regional disintegration in the national economy are analysed in the article. Territory allocation of economic resources as a basis of modern integration processes is also considered.

XX век оставляет экономическое пространство России сильно неоднородным и дезинтегрированным, со множеством внутренних деформаций. Не может быть иллюзий саморазрешения накопившихся проблем. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил общества. Для этого требуется разработать стратегию территориального социально-экономического развития, рассчитанную, как минимум, на первую четверть XXI в.

Столь значительный временной горизонт для стратегии необходим потому, что он должен вместить в себя три этапа: 1) завершение переходного периода; 2) осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования и здравоохранения, природопользования и экологии; 3) выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития. Стратегия должна ориентироваться на использование преимуществ регионального многообразия и межрегиональной интеграции, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства.

Задачами первого этапа являются ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований, максимальное использование благоприятных факторов регионального развития. Наряду с этим специальной задачей стратегии является преодоление тенденций дивергенции (усиления неоднородности) и дезинтеграции (ослабления связанности) экономического пространства. Очевидно, что продолжение движения по траектории «дивергенция - дезинтеграция» имеет своим пределом распад целостной экономики и единого государства. Поэтому до завершения переходного периода необходимо осуществить разворот в направлении конвергенция - интеграция. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления [2].

В начале XXI в. Россия столкнется с рядом новых явлений, последствия которых для экономического пространства отнюдь не однозначны. Это возобновление экономического роста на новой качественной основе; усиливаю-

щаяся зависимость регионов России от мирового хозяйства и развивающаяся глобализация экономики; насущная необходимость смены технологических укладов и новых научно-технических прорывов; ужесточение экологических требований; переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов. Не следует надеяться, что новые реалии XXI в. будут только сглаживать противоречивый характер экономического пространства России, а не создавать новые коллизии. Стратегия должна предусматривать пути решения новых сложных проблем.

На эволюцию экономического пространства России возрастающее влияние будут оказывать глобальные процессы [3].

Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества - это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, - это соседи по СНГ (за ними второй эшелон - страны мусульманского мира) и континентальный Китай.

Соседство с развитыми и быстро развивающимися странами дает, по крайней мере для первых двух контактных зон, определенные экономические преимущества. Но не создает ли тяготение западной России к большой Европе и восточной России к АТР угрозы раскола единой экономики и самой страны? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Многое будет зависеть и от характера интеграционных процессов в мировой экономике, и от соотношения центростремительных и центробежных сил в российском пространстве. Здесь просматриваются две базисные альтернативы.

Первая - усиливающиеся обособление и противостояние главных экономических группировок: Европейского союза, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северо-Американской зоны свободной торговли. Тогда западная и восточная части России будут испытывать сильные противоположные притяжения, а срединная Россия, оказавшись на разломе, станет либо мировой экономической периферией, либо зоной борьбы за экономический передел мира. Если Россия будет продолжать двигаться курсом неограниченной экономической открытости, то внутренним интеграционным силам вряд ли удастся противостоять мощным разнонаправленным внешним притяжениям, разрывающим экономическое пространство страны. Поэтому можно предвидеть, что для сохранения экономической целостности государство вынуждено будет более активно защищать внутренний рынок.

Вторая альтернатива - глобализация мировой экономики, включая меж-блоковую экономическую интеграцию. В этом случае геоэкономическое положение России качественно меняется. Как единственная большая евроазиатская держава, Россия становится сочленением евро-атлантической и азиатско-тихоокеанской группировок. Их влияние не разрывает Россию; наоборот, на российском пространстве будут стягиваться обе мировые группировки. Тенденции последнего десятилетия дают основания прогнозировать реализацию именно этой альтернативы мировой экономической интеграции. Позитивное отличие от первой альтернативы заключается в том, что благодаря экономической интернационализации российского пространства мировое сообщество будет в большей степени заинтересовано не в его расчленении, а в эффективном функционировании как необходимой части мировой экономики. С учетом такой глобальной

перспективы главным для России становится вопрос: какую роль, активную или пассивную, она будет играть в объединении экономических пространств, сможет ли она эффективно защищать свой экономический суверенитет?

Интеграция - это процесс, характеризующий изменения внутренней связанности экономического пространства. Очевидно, что данный аспект функционирования экономики чрезвычайно важен для России. Интеграция, если она основана на взаимной выгоде экономических партнеров, позволяет использовать преимущества взаимодополнения региональных экономик. Пространственная дезинтеграция, или ослабление межрегиональных экономических связей, создает угрозу экономической целостности страны.

При переходе к рыночным формам организации и регулирования экономики ситуация усложняется. Хотя для развития интеграционного процесса на рыночной основе неоднородность экономического пространства современной России не является непреодолимым препятствием, она ограничивает возможности рыночного саморегулирования и отвлекает значительные ресурсы государства на поддержку «слабых» регионов. Здоровая рыночная интеграция предполагает усиление не только интегрированности (связанности), но и однородности экономического пространства.

В современных условиях межрегиональный товарообмен как фактор экономической интеграции сохраняет доминирующее значение. Бурное, но хаотичное развитие в России финансового рынка мало способствовало межрегиональной интеграции. Хуже того, формирование финансового капитала «вносит свой вклад» в деформацию российского экономического пространства. Господствующей тенденцией является концентрация финансового капитала в Москве и небольшом числе крупных центров, «отсасывающая» финансовые ресурсы из реального сектора регионов России. Поскольку свыше 80% финансовых активов и главные площадки валютных и фондовых рынков находятся в Москве, большинство регионов отключены от финансовых «игр» и являются заложниками зигзагов макроэкономической ситуации [1].

Существенным фактором дезинтеграции продолжает оставаться денежно-финансовая система. Огромная величина просроченных неплатежей поставщикам (превышающая годовой объем ВВП) препятствует нормализации и увеличению межрегиональной торговли, способствует замене «правильной» торговли бартерными сделками. Негативное влияние на функционирование общероссийского рынка оказывают также длительные сроки межбанковского движения денег, неисполнение федерального и региональных бюджетов как по налоговым поступлениям, так и по финансированию расходов.

Материально-технической основой интеграции экономического пространства России является общероссийская (федеральная) транспортная и телекоммуникационная система. Инвестиционный кризис, особенно сокращение централизованных инвестиций, ограничивает возможности не только усиления федеральной инфраструктуры, но и даже ее физического сохранения. Это в меньшей степени относится к системам телекоммуникаций, куда в последние годы приходят значительные частные отечественные и иностранные инвестиции.

Существующий рынок труда также пока слабо работает на экономическую интеграцию России. Основные потоки трудовой миграции - это, с одной стороны, беженцы и переселенцы из республик бывшего СССР, оседающие в основном в трудоизбыточных центральных и южных регионах, а с другой - уезжающие с Крайнего Севера, также усиливающие давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями. Серьезным препятствием для интенсификации целесообразной трудовой миграции, рассасы-

вающей структурную безработицу и увеличивающей общую занятость, является неразвитость рынка жилья для людей со средними и низкими доходами.

В этом же контексте следует рассматривать дезинтеграцию гуманитарного пространства России, наиболее явно проявляющуюся в сокращении пассажирских перевозок между отдаленными друг от друга регионами. Главные причины -падение реальных доходов у значительной части населения, снижение культурной и «рыночной» привлекательности центра страны, утрата большей части рекреационных регионов национального масштаба и, что весьма важно, рост транспортных тарифов, особенно на воздушном транспорте.

В основе экономической интеграции лежит взаимная заинтересованность субъектов рынка. Неверно представление, что регионы стремятся к автаркии, выживанию в одиночку и только центр и некоторые сознательные региональные лидеры заботятся о сохранении экономической целостности страны. На самом деле в нормальной экономической среде ни одному региону автаркия невыгодна, каждый из них заинтересован в широком рынке. Синдром обособления возникает только при макроэкономических и политических аномалиях. Следует лишь уточнить, что для некоторых регионов более эффективными могут оказываться экономические связи не с другими российскими регионами, а с партнерами из других стран.

Поскольку основными субъектами межрегиональных экономических отношений стали предприятия, функции федеральных и региональных администраций все более ограничиваются созданием благоприятных условий для межрегиональных экономических отношений.

Преодоление дезинтеграционных тенденций взаимосвязано (и как предпосылка, и как следствие) с возобновлением общего экономического роста. Серьезное усиление интеграции невозможно в разгар кризиса. Но верно и другое: интеграционные подвижки ослабляют кризис.

Наблюдавшееся с конца 1980-х годов уменьшение доли межрегионального оборота в ВВП - главного индикатора интегрированного экономического пространства страны - типично для стадии экономической рецессии, когда происходит сжатие емкости рынка. На стадии же экономического подъема типичным становится опережающий рост торгового обмена по сравнению с ростом производства, что подтверждается практикой многих стран. Минимум торгового обмена достигается раньше, чем минимум объема производства, а затем индекс роста товарообмена превышает индекс производства.

Специфика российской ситуации в 1990-х годах, как известно, состояла в том, что переориентация части экономических связей на внешнеэкономические являлась дополнительным фактором уменьшения межрегиональной торговли. Поэтому перспективы усиления межрегиональной интеграции на стадии экономического роста существенно зависят от динамики и структуры внешней торговли. Поэтому перспективы усиления межрегиональной интеграции на стадии экономического роста существенно зависят от динамики и структуры внешней торговли [1].

После августа 1998 г. во внешней торговле России произошло качественное изменение. Вследствие девальвации рубля резко упал импорт, что стимулировало отечественные импортозамещающие производства. Оценки наращивания экспортного потенциала, эффективности импорта и импортозамещающих производств приводят к выводу, что в ближайшей перспективе темп роста ВВП будет превышать темп роста внешнеторгового оборота. Таким образом, следует ожидать, что экономический рост в стране будет происходить при опережающем росте регионального товарообмена.

Возобновление интеграционной тенденции не станет реинтеграцией в том смысле, что начнут восстанавливаться прежние экономические связи,

существовавшие в «едином народнохозяйственном комплексе» конца 1980-х г.: это уже невозможно и нерационально. Действительно, нельзя привести к прежнему состоянию торгово-кооперационные связи с республиками бывшего СССР или связи, существовавшие в рамках многочисленных Госснабов, госсбытов. Новая интеграция будет строиться в соответствии с новыми критериями эффективности и изменившимися объективными условиями.

Проблемы возобновления интеграционных тенденций должны получить высший приоритет в стратегии территориального развития России и в системе механизмов государственной региональной политики.

Литература

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ,

2003.

2. Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / А.Л. Гапоненко // Экономика региона: технология деловой активности. М.: РАГС, 1999.

3. Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б.М. Штульберг, В.Г. Веденский. М.: Гелиос АРВ, 2000.

ТРУКОВА АЛЕНА ИВАНОВНА родилась в 1981. Окончила Чувашский государственный университет. Соискатель кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского университета. Область научных исследований - региональная экономика. Автор 5 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.