ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
АБДУЛМАНАПОВ С.Г.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
Анализируются теоретические подходы к сущности и содержанию межрегиональной экономической интеграции, определяется ее роль в обеспечении развития региона, а также вырабатываются предложения по стимулированию межрегиональной торговли и усилению интеграционных экономических связей РеспубликиДагестан с другими субъектами Федерации.
ABDULMANAPOV S. G.
INTERREGIONAL ECONOMIC INTEGRATION TO ENSURE FOR DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF THE FEDERATION
Analyses the theoretical approaches to the essence and content межре-regional economic integration, determined by its role in ensuring the development of the region, as well as develops proposals on stimulation of inter-regional trade and strengthen the integration of the economic relations of the Republic of Dagestan with other subjects of the Federation.
Ключевые слова: регион, межрегиональная экономическая интеграция, мезо-регион, приграничное сотрудничество, региональное развитие, межрегиональное взаимодействие, интернационализация, кооперация.
Keywords: region, inter-regional economic integration, мезорегион, cross-border cooperation, regional development, inter-regional interaction, internationalization, and cooperation.
Основой обеспечения устойчивого экономического развития региона является формирование целостной эффективно интегрированной в общероссийскую и мировую экономической системы, позволяющей достигать оптимального распределения ограниченных ресурсов и наилучшего удовлетворения общественных потребностей. Интеграция разных элементов и компонентов системы в настоящее время является относительно универсальным инструментом достижения стабильности самой системы. Говоря об экономической системе региона, следует отметить, что она тесно переплетается с социальной сферой, политической и экологической системой региона [2, с. 282]. Кроме того, она является частью единой экономической системы России, которая, в свою очередь, функционирует как часть мировой экономической системы. Это предполагает, что для достижения устойчивого экономического развития региональная экономическая система должна быть эффективно интегрирована в российскую и глобальную систему, что требует развития существующих и создания новых конкурентных преимуществ региональной экономики.
Смешанной экономике с оптимально интегрированными элементами системы присущ, как по принципу «кооперация труда порождает дополнительную производительную силу», синергетический эффект. Как отмечает В.Н. Садовский: «... свойства системы оказываются не просто суммой свойств составляющих ее отдельных элементов, а определяются наличием и спецификой связи и отношений между элементами, т.е. констатируются как интегративные свойства системы как целого. Наличие связей и отношений между элементами системы и порождаемые ими интегративные, целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное, обособленное существование, функционирование (а в некоторых случаях и развитие) системы» [7, с. 83-84].
В связи с тем, что функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса происходит не обособленно, а во взаимосвязи с другими регионами и внешним миром, появляется объективная необходимость формирования тесных торгово-экономических связей со смежными регионами. При этом межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями [4, с. 76-77].
Существуют различные подходы к раскрытию сущности и содержания процесса интеграции. Так, в экономическом словаре под интеграцией понимается (от лат. integer - целый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними [см. 6]. Более глубокое изучение интеграции представлено в работе Е.Ф. Герштейна: «Интеграция проявляется в развитии взаимодействий между ее элементами при производстве, распределении, обмене и потреблении, появлении новых форм взаимодействий, возрастании целостных свойств систем» [3, с. 259]. Сущность интеграции, по его мнению, проявляется через:
1. Установление связей между ранее разрозненными предприятиями -элементами системы.
2. Углубление, усиление, придание систематического характера существующим связям.
3. Увеличение количества связей и установление новых.
4. Появление новых интегративных (целостных) свойств в системе, согласование связей между предприятиями, изменение структуры системы [4, с. 259].
Установлению связей между ранее разрозненными элементами экономической системы как начальному этапу интеграции соответствует общеизвестная хозяйственная кооперация. Что касается экономической интеграции, следует отметить, что она имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между регионами, предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями - структурные уровни интеграционных процессов смотрите в таблице 1. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов,
объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Таблица 1.
_Структурные уровни интеграционных процессов_
Уровень Сущность интеграции на данномуровне
Локальный Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы
Микроуровень Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц
Региональный Комплекс взаимодействующих хозяйствующих субъектов в определенном регионе внутри государства
Национальный Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства
Мезорегиональный Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств
Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты
Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства
Источник: составлено автором на основе материала, размещеннго на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki
Говоря о межрегиональной экономической интеграции, которая представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних регионов, ведущий к усилению экономического взаимодействия, основанного на проведении регионами согласованной межрегиональной экономической политики, следует обозначить преимущества и недостатки межрегиональной экономической интеграции (см. рис. 1).
Усиление межрегиональной интеграции оказывает как позитивное, так и негативное влияние на социально-экономическую систему региона. Главным негативом межрегиональной экономической интеграции внутри страны является то, что развитые регионы получают дополнительные рынки сбыта своей продукции, размещения капитала, привлечения дешевой рабочей силы, а слабые регионы, из-за усиления конкуренции, вынуждены сворачивать действующее производство, происходит серьезный отток высококвалифицированных специалистов в развитые регионы, что способствует закреплению застойных процессов в экономике слабого региона. Все это приводит к тому, что развитые страны из-за конкурентных преимуществ «давят» соседние развивающие регионы. Такая политика внутри Российской федерации приводит к созданию опорных регионов с развитой экономикой, которые в последующем могут служить основой формирования новой системы экономических районов. В условиях глобализации и международной интеграции главным условием обеспечения устойчивого развития регионов становится тесное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов внутри мезорегиона в целях кластеризации экономики и формирования конкурентоспособных секторов [см. 1].
Межрегиональная экономическая интеграция субъектов федерации
Основные признаки:
- происходит взаимопроникновение и переплетение производственных процессов экономических агентов соседних регионов;
- наблюдаются глубокие структурные изменения в экономике регионов-участниц интеграционного процесса, основанные на разделении труда и экономических преимуществах производства товара в том или ином регионе;
- необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов как региональными органами власти, так и надрегиональными и федеральными органами власти.
Преимущества от процесса межрегиональной экономической интеграции субъектов федерации:
- получение эффекта масштаба производства за счет увеличения размеров рынка;
- возрастает реальная конкуренция между регионами за получение дополнительных инвестиций и современных технологий;
- происходит обеспечение лучших условий экономической деятельности и ведения торговли;
- расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктурного комплекса (производственного, социального и рыночного);
- создание условий притока инвестиций и новейших технологий.
Отрицательные последствия от процесса межрегиональной экономической интеграции субъектов федерации:
- происходит отток капитала и наиболее квалифицированных трудовых ресурсов с отсталых регионов в более развитые регионы-участницы интеграционного процесса, т.е. происходит перераспределение факторов производства в пользу более сильных партнеров;
- может привести к росту цен на товары за счет олигопольного сговора между крупными товаропроизводителями и естественными монополиями регионов-участниц интеграционного процесса;
- может возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства.
Рис. 1. Основные признаки и последствия межрегиональной интеграции В целом межрегиональная экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) представляет собой взаимодействие и взаимоприспособление региональных хозяйств внутри страны, ведущие к их постепенному экономическому слиянию. На межрегиональном уровне интеграция происходит путем формирования мезорегиональных экономических объединений и согласования их внутренней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление региональных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании общих структур управления экономическими процессами по единым принципам и «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между регионами.
Преимущества и процесс развития экономической интеграции на уровне стран можно рассмотреть на примере Европейского союза. Если 17 - первая
половина 20 вв. стали эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине 20 в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер [см. 5].
Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации. Международное разделение труда - это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли. Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы - на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей. Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.
Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является интернационализация производства и формирование региональных экономических кластеров. Кластерное хозяйство экономически выгодно, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.
Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические ор-
ганизации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.
Помимо чисто экономических причин у межрегиональной экономической интеграции в рамках федерации есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными регионами, сращивание региональных экономик гасит возможность развития сепаратистских настроений внутри страны. Кроме того, формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современных геоэкономических и геополитических регионов РФ.
Анализ сложившейся за годы рыночных реформ ситуации на Северном Кавказе характеризует объективную необходимость развития тесных интеграционных связей и усиления экономического взаимодействия на уровне макрорегиона. В настоящее время Северный Кавказ как макрорегион включает в себя все субъекты федерации СКФО и некоторые регионы ЮФО (Краснодарский край, Республика Адыгея и Ростовская область). При этом следует подчеркнуть высокую бюджетную зависимость многих регионов из этой группы (особенно национальные республики, входящие в состав СКФО) от федерального центра и низкий уровень социально-экономического развития территорий. В стратегических разработках последних лет все отчетливей прослеживается подход отказа от принципов бюджетного выравнивания и переход к принципам создания опорных регионов. Это, как известно, накладывает дополнительную ответственность на субрегиональные и региональные органы власти в поиске механизмов обеспечения развития территорий. В современных условиях ведения хозяйственной деятельности, когда Россия все больше интегрируется в мировую экономическую систему, эффективность функционирования региональных экономик (соответственно и перспективы их развития) напрямую зависит от внутреннего экономического потенциала территорий и социально-экономической политики, проводимой на данной территории [см. 1].
В настоящее время особую актуальность приобретает формирование государственных институтов развития макрорегионов и поддержания межрегиональной интеграции, общественно-политических структур, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия и т.д.
Развитая межрегиональная интеграция составляет основу единого экономического пространства страны, где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы, производители товаров и услуг, различные группы населения. Среди экономических, политических и культурных аспектов интеграционных межрегиональных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны. На наш взгляд, наблюдаемые за последние годы тенденции усиления конкуренции среди регионов «за бюджетную крышу», которая происходит в рамках бюджетного процессе, когда каждый региональный руководитель пытается получить максимум бюджетных средств с федерального центра, не способствует развитию, как самой экономики региона, так и усилению межрегиональной интеграции. Все это характеризует необходимость коренного слома
существующей бюджетной системы и стимулирования экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов, расположенных в различных регионах страны, в том силе и через бюджетно-налоговый механизм.
В целях повышения эффективности сотрудничества Республики Дагестан с другими регионами Российской Федерации целесообразно:
❖ создать независимый региональный центр обработки коммерческой информации, который может наладить систематический обмен информацией о производимой продукции предприятиями сторон;
❖ организовать содействие в исследовании товарных рынков и продвижении инвестиционных проектов путем создания совместных исследовательских групп;
❖ определить отраслевые и территориальные приоритеты, в развитии которых заинтересован регион, и предложить другим регионам России льготные условия по инвестиционному сотрудничеству в рамках данных приоритетов;
❖ организовать постоянно действующие тематические семинары, конференции, «круглые столы» по наиболее важным направлениям и территориально-отраслевым приоритетам развития регионов-участниц интеграционного процесса;
❖ предусмотреть в деятельности представителей Республики Дагестан в субъектах Российской Федерации взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Дагестан с целью повышения эффективности реализации заключенных межрегиональных соглашений.
Следует акцентировать внимание на то, что только благодаря межрегиональным экономическим связям могут формироваться системы взаимодействующих регионов, осуществляться функционирование национальной экономической системы как единого пространства. В свою очередь, наблюдаемое ослабление межрегиональных экономических связей в рамках, как Северного Кавказа, так и других административно-территориальных и географических зон, не позволяет в настоящее время использовать преимущества взаимного дополнения региональной экономики и создает угрозу экономической целостности государства.
_Литература_
1. Абдулманапов С.Г. Межрегиональная экономическая интеграция на Северном Кавказе: анализ проблем и перспектив развития // Региональные проблемы преобразования экономики, 2010, №4.
2. Абдулманапов С.Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006. - 352 с.
3. Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития: Дис... д.э.н. 08.00.05. - Минск, 1993.
4. Коваленко Е., Зннчук Г. и др. Региональная экономика и управление. - СПб: Питер, 2008.
5. Латов Ю. Экономическая интеграция // Scroll upScroll down
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
7. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука, 1974.