Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2005. Вып. 3
С.Б. Савельева
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В экономике России происходят сложные процессы разностороннего, а подчас и противоречивого реформирования. Это, прежде всего, внедрение рыночных форм хозяйствования во всех отраслях и территориях. В рамках этой глобальной рыночной реформы осуществляются преобразования в системе отношений центра и регионов. Идет процесс регионализации экономики, роль регионов в решении социально-экономических задач повышается. Как показывает практика, именно на региональном уровне обеспечивается реализация всех антикризисных и реформаторских программ, так как воспроизводственные процессы осуществляются на конкретной территории, а регион становится основным хозяйствующим субъектом экономики.
Рост суверенитета республик, краев и областей Российской Федерации объективно привел к существенному смещению центра тяжести в вопросах исследования региональных проблем с размещения производительных сил на территориях в сторону их эффективного использования в качестве фактора экономического роста и повышения благосостояния населения регионов.
Региональное хозяйство в настоящее время развивается в рамках образованных в мае 2000 г. семи федеральных округов. Значение этих новых административно-территориальных единиц в системе социально-экономических отношений еще не определилось. Экономика субъектов Федерации участвует в многоуровневой интеграции и сотрудничестве с различными странами, Европейским Союзом, другими региональными образованиями. Россия, Украина,
Светлана Борисовна САВЕЛЬЕВА — канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой национальной экономики, декан экономического факультета Мурманского государственного технического университета. В 1971 г. окончила экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию. Сфера научных интересов — проблемы региональной экономики. Автор более 50 научных публикаций, в том числе одной монографии.
© С.Б. Савельева, 2005
Белоруссия и Казахстан подписали четырехстороннее соглашение о создании Единого экономического пространства. Ряд стран, в том числе и Россия, стремятся вступить в ВТО. Стоит вопрос об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Все это говорит о происходящих процессах интеграции на различных уровнях.
Главное, что в этих условиях необходимо для эффективного функционирования регионального хозяйства, — это обеспечение целостности воспроизводственного процесса региона в сложной системе макроэкономических и международных рыночных отношений. При этом важно наиболее полно использовать имеющийся социально-экономический потенциал региона, реализуя синергетичес-кий эффект от интеграции всех его слагаемых в системе общественного национального и международного разделения труда.
В России интеграционные процессы тесно взаимосвязаны с происходящими преобразованиями. Среди наиболее важных факторов, влияющих на становление современных межрегиональных экономических связей, следует выделить:
♦ изменение геополитического положения многих регионов после распада СССР, свертывание экономических связей с бывшими союзными республиками и вызванную этим переориентацию связей на российских поставщиков и потребителей;
♦ ликвидацию механизмов командной экономики и либерализацию цен, что способствовало увеличению межрегиональных различий;
♦ либерализацию внешнеэкономической деятельности и дифференциацию регионов, обусловленную отраслевой спецификой (регионы-экспортеры; регионы, зависящие от импортного сырья, и др.);
♦ общий экономический кризис: спад производства, инвестиций, инфляция и другие негативные тенденции в социально-экономической сфере.
Эти и другие процессы вызвали необходимость формирования новых региональных экономических образований и связей на территории страны. Проблемы административно-территориального деления России были актуальными на протяжении всего последнего столетия и еще в дореволюционной России. Так, в 1708 г. Петр I разделил Россию на 8 губерний.
К началу XX в. в России уже насчитывалось 97 губерний и областей, которые, в свою очередь, делились на уезды и волости. В СССР на всей его территории функционировал единый народнохозяйственный комплекс, базировавшийся на общегосударственной собственности и планово-распределительной системе управления.
Начиная с 1920-х годов в рамках планов ГОЭЛРО разрабатывались схемы экономического районирования страны. Это позволило объединить часть предприятий государственного и районного значения «в довольно крупные тресты... объединить заготовки сырья, свободнее маневрировать собственными средствами», что позволило «не только восстанавливать и эксплуатировать существующие промзаведения, но и перейти к постройке новых, значительных по величине». При построенных таким образом экономических связях район действовал как единый хозяйственный комплекс, что создавало условия для роста промышленности при недостаточно развитом транспорте. К 1927 г. производство по сравнению с 1913 г. увеличилось на 18%.
После изменений, произошедших в структуре экономики страны в 1930-е годы, районирование теряет свое значение, на первый план выходят отраслевые связи. К 1936 г. ведущим территориальным звеном становятся союзные республики. В основе разделения страны на регионы в то время лежало представление о том, что комплексному развитию должно способствовать разделение на крупные экономические районы, что усилит внутреннюю кооперацию и специализацию. Региональные экономические исследования развивались под сильным воздействием государства и имели жесткую ориентацию на задачи планового управления.'
В 1963 г. на территории Российской Федерации были образованы 10 экономических районов. В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на 2 района — Северный и Северо-Западный; таким образом, их стало 11. Роль экономических районов значительно усилилась в связи с образованием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ).
Система МАЭВ включает ассоциации: «Северо-Запад» (объединяет Северный и Северо-Западный экономические районы), «Большая Волга» (Волго-Вятс-кий и Поволжский районы), «Сибирское соглашение» (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский районы), «Центральная Россия» (Центральный район), «Черноземье» (Центрально-Черноземный район), «Северный Кавказ» (Северо-Кавказский район), «Большой Урал» (Уральский район), «Дальний Восток и Забайкалье» (Дальневосточный район).
В мае 2000 г. на территории России было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный (СЗФО), Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Такое разнообразие территориальных образований можно объяснить различиями в социально-экономических условиях воспроизводства. Однако это служит развитию процесса интеграции в стране, так как распыляет организацион-но-методические ресурсы регионов.
Изменение геополитического положения, коренные перемены в политическом устройстве России, реформирование экономических отношений привели к обострению проблемы дезинтеграции пространства. Однородность (неоднородность) и интегрированность (дезинтегрированность) являются взаимосвязанными и взаимодополняющими характеристиками качества экономического пространства. В СССР неоднородность экономического пространства, пространственная разобщенность производственного потенциала, трудовых и природных ресурсов усиливали взаимозависимость регионов, требовали интенсивного межрегионального взаимодействия.
При переходе к рыночным формам организации и регулирования экономики ситуация меняется. В России этот процесс сочетается с трансформацией политической и экономической систем, созданием многоукладной экономики, требующей сочетания интересов на всех уровнях, включая региональный. Структурный анализ экономических районов и межрегиональных ассоциаций свидетельствует об исторически сложившейся неоднородности, или дифференциации, экономического пространства России.
Так, по объемам ВРП на душу населения — важнейшему индикатору уровня экономического развития — размах вариации (V) ряда из 79 реги-
онов в 1998-2000 гг. составил 18,7 раза, коэффициент вариации (да) — 56,2%.
Такая значительная внутренняя дифференциация уникальна для одного государства; она превышает даже разрыв между странами «золотого миллиарда» и остальной, беднейшей частью человечества (около 16 раз).
О степени неоднородности экономического пространства СЗФО свидетельствуют данные таблицы, в которой рассчитаны коэффициенты V и т по основным показателям экономического положения его регионов.
Следует подчеркнуть, что дифференциация уровня экономического развития регионов в рамках СЗФО превышает этот показатель как для Северного, так и для Северо-Западного экономических районов. Это свидетельствует о том, что структура экономических районов более однородна, чем структура округа.
Основные показатели экономического положения регионов СЗФО в 2000 г.
Регионы ВРП на душу населения (тыс. руб.) Уровень потребления населения из расчета на одного человека (тыс. руб.) Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) Объем иностр. инвестиций на душу населения (долл.) Доля региона в российском потенциале (%)
Санкт-Петербург 43,80 9,0 5,3 187,0 4,885
Ленинградская область 23,98 3,7 7,2 141,0 1,018
Новгородская область 32,72 9,4 4,0 50,0 0,480
Псковская область 12,74 5,4 1,6 0,7 0,411
Северо-Западный экон. район (V, раз) 3,44 2,5 4,5 267,1 11,89
Северо-Западный экон. район (м, %) 40,30 34,97 44,96 77,07 109,5
Вологодская область 41,52 6,2 4,4 8,0 0,806
Республика Коми 62,05 10,0 9,6 39,0 0,840
Республика Карелия 39,17 6,3 6,1 23,0 0,541
Мурманская область 64,78 8,7 6,2 33,0 1,068
Архангельская область 30,88 4,7 3,8 14,0 0,734
Северный экон. район (V, раз) 2,10 2,1 2,5 4,9 1,97
Северный экон. район (IV, %) 28,00 26,53 33,67 50,03 21,33
СЗФО (V, раз) 5,08 2,7 6,0 267,1 11,89
СЗФО (и>, %) 40,43 30,50 40,00 110,7 110,6
Рассчитано-по: Регионы России. 2000: Стат. ежегодник. Т. 2. М., 2002; Регионы: справочные сведения о субъектах РФ. М., 1999.
Дифференциация уровня экономического развития регионов ЕС составляет 4,6 раза, а между всеми европейскими странами — около 13 раз.
Стремление отдельных регионов к одностороннему использованию преимуществ от льготного экспорта природно-сырьевых ресурсов, к удержанию налоговых поступлений в пределах своей территории, к установлению административных цен на продукцию, к запрету вывоза за пределы региона подрывает целостность экономического пространства.
В интеграционных и дезинтеграционных процессах, происходящих в России, отмечаются внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относится либерализация внешнеэкономической деятельности, которая вызвала переориентацию многих районов на торговлю с зарубежными странами. При падающих объемах производства объемы экспорта и импорта в абсолютном выражении увеличивались. А импорт, в свою очередь, вытеснял с рынка товары отечественных производителей. При режиме свободной (полностью либерализированной) внешней торговли конечное потребление в среднем составляет 71,2%, а вклад межрегиональных связей — только 15%, что свидетельствует о крайне слабой связанности внутреннего экономического пространства, его фактической дезинтеграции. При этом большинство отраслей, кроме добывающей, резко сокращают свое производство.
Внутренние факторы включают в себя: значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических связей, неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы, ослабление общероссийской производственной инфраструктуры, сокращение межрегиональных гуманитарных контактов, радикальный экономический регионализм. Эти факторы продолжают действовать, а следовательно, сохраняется угроза проявлений экономической дезинтеграции России. Преодоление дезинтеграционных процессов взаимосвязано с возобновлением общего экономического роста. Серьезное усиление интеграции невозможно в разгар кризиса.
Перспективы усиления межрегиональной интеграции на стадии экономического роста существенно зависят от динамики и структуры внешней торговли, так как переориентация части экономических связей на внешнеэкономические является дополнительным фактором уменьшения межрегиональной торговли.
Следует подчеркнуть, что возобновление интеграционных связей не станет реинтеграцией в значении восстановления существовавших в плановой экономике межрегиональных связей, новая интеграция будет строиться в соответствии с новыми реалиями и объективными условиями.
Для Северо-Западного региона важным фактором повышения эффективности экономики является включение в систему регионального воспроизводства мощного научно-технического потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и ресурсно-экономического потенциала морей Европейской Арктики.
Анализ экономики и процесса развития сформированных в последние десятилетия интегрированных регионов свидетельствует о том, что основным принципом формирования системы региональной интеграции является однородность в экономическом развитии объединяемых территорий. Этот принцип составляет основу для определения рациональной структуры экономической интеграции регионов. Использование этого принципа означает соблюдение не строгого равенства в процессе интеграции, что в сложных социально-экономических системах невозможно, а скорее, определенной сопоставимости, сравнимости и подобия уровня экономического развития.
' Делягин М. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000. 2 Верт Н. История советского государства. М., 1994. С. 177.
Штульберг Б., Введенский В. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000.
Селин В. Теоретические основы измерения и регулирования в территориальных экономических системах. Апатиты, 1999. С. 87.
Лесин В., Шевцов В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / / Российский экономический журнал. 1993. № 9; Дмитриева О. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992.
Гранберг А. Проблемы межрегиональных экономических отношений / / Экономика и математические методы. 1990.
Статья поступила в редакцию 8 июня 2005 г.