Научная статья на тему 'Стратегия социально-культурного развития региона'

Стратегия социально-культурного развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2528
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY OF CULTURE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL-CULTURAL DEVELOPMENT / МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL CULTURAL COOPERATION / GLOBAL SOCIAL-CULTURAL AREA / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL-CULTURAL POLICY / GLOBAL CONTROL TECHNOLOGIES / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / PROGRAMMING / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECTION / INNOVATION INTRODUCTION / МАСШТАБНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / STRATEGY ON MANAGEMENT SYSTEM PERSONNEL TRAINING AND RETRAINING / МИРОВОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колинько Ирина Васильевна

Стратегия государственного управления должна строиться на системном социокультурном анализе всех видов ресурсов, в целях правильного прогнозирования, проектирования, планирования деятельности организаций, отраслей и общества в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Колинько Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of the sate control should be based on systems social-cultural analysis of the all kind of recourses, with a view to forecast, to plan the work of the organization and fields, society in general. Studying the character of the national, regional, local cultural policy, it should be marked the necessity of coordinative elaboration of new strategy, reforming purpose and tasks for national control in modern society

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-культурного развития региона»

сто осуществляла через него связь с неким трансцендентным началом, а проницала себя его духом, в этом смысле являясь формой его самоосуществления. Однако с петровских времен феномен

странничества постепенно утрачивает свое символическое значение в русском сознании, а с середины XIX века странничество в народе постепенно перестает быть массовым явлением.

Примечания

1. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Даль. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 3.

3. Дорофеев Д. Введение в историю странничества в западноевропейской и русской культурах [Электронный ресурс] / Д. Дорофеев. - Режим доступа: <Ьир:// anthropology.rchgi.spb.ru/dok16.htm>

4. Дорофеев Д. Феномен странничества в западноевропейской и русской культурах / Д. Дорофеев // Мысль: философия в преддверие XXI столетия. - СПб., 1997.

5. Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина / И. А. Ильин // Одинокий художник. - М., 1993.

6. Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры. II. Вера / И. А. Ильин // Москва. - 1996. - № 2.

7. Ничипоров Б., прот. Интуиция тела и мистика земли / Б. Ничипоров, прот. // Человек. - 1998. - № 1.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов. - Режим доступа: <http://arbitr.msk-arbitr.ru

9. Розанов В. В. Русская церковь / В. В. Розанов // В темных религиозных лучах. - М., 1994.

10. Розанов В. В. Уединенное / В. В. Розанов // Опавшие листья: Лирико-философс-кие записки. - М., 1992.

11. Синявский А. Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры / А. Д. Синявский. -М., 2001.

12. Шапошникова Л. В. Новое планетарное мышление и Россия / Л. В. Шапошникова // Май. Научно-художественный журнал. - 1998. - № 2.

И. В. Колинько

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Стратегия государственного управления должна строиться на системном социокультурном анализе всех видов ресурсов, в целях правильного прогнозирования, проектирования, планирования деятельности организаций, отраслей и общества в целом. Ключевые слова: теория культуры, социально-культурное развитие, международное культурное сотрудничество, мировое социокультурное пространство, социально-культурная политика, масштабные управленческие технологии, программирование, проектирование, внедрение инноваций, система стратегического управления подготовки и переподготовки кадров.

The strategy of the sate control should be based on systems social-cultural analysis of the all kind of recourses, with a view to forecast, to plan the work of the organization and fields, society in general. Studying the character of the national, regional, local cultural policy, it should be marked the necessity of coordinative elaboration of new strategy, reforming purpose and tasks for national control in modern society. Keywords: theory of culture, social-cultural development, international cultural cooperation, global social-cultural area, social-cultural policy, global control technologies, programming, projection, innovation introduction, strategy on management system personnel training and retraining.

Актуальной стратегической проблемой современного мира является достижение устойчивого социально-культурного развития. Эта проблема рассма_ тривается как международными организациями, так и национальными организациями. Главной движущей силой человеческого развития является культура. Международное культурное сотрудничество охватывает все виды интеллектуальной и творческой деятельности в социально-культурной сфере. Зарубежные государства развивают все отрасли социокультурного пространства, обеспечивая гармоническое равновесие между техническим и морально интеллектуальным прогрессом человечества. Диалог культур и цивилизаций — способ достижения взаимопонимания, обеспечения стабильности внутри страны и создания внешних условий для мирного развития государства, роста его международного авторитета и расширения взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Взаимообогащению культур чрезвычайно способствует новая информационная культура, которая расширила мировое социокультурное пространство. Формирование единого глобального социокультурного пространства должно гармонично сочетать в себе самобытность культуры и регулировать различные интересы, потребности, другими словами, способствовать подготовке и принятию правильных экономических, социальных решений, обеспечивающих социально-культурное развитие мирового сообщества.

Стремительно меняющийся социокультурный контекст, ускорение процессов глобализации, перераспределение приоритетов, активное вторжение массовой культуры и культурных индуст-рий, информационные взрывы, четкое осознание культуры как непременного фактора развития - все это создало почву для формирования принципиально нового понимания государственного управления социокультурной сферой.

Происходящие в мире и России социально-культурные изменения свидетельствуют о возросшей роли регионов, о необходимости их самостоятельного общественного и культурного развития.

Стратегия государственного управления должна строиться на системном социокультурном анализе всех видов ресурсов, в целях правильного прогнозирования, проектирования, планирования деятельности организаций, отраслей и общества в целом.

Современная мировая практика свидетельствует о том, что сложные задачи наиболее успешно могут быть решены совместными творческими усилиями государственных структур, неправительственных организаций, партнерством участвующих субъектов, населения в разработке и реализации программ и проектов местного социально-культурного развития (регионов, городов, районов, станиц), отвечающих общим интересам.

Социально-культурное многообразие российских регионов требует учета различных аспектов самоорганизации в преобразовательных процессах. На современном этапе государственного управления в сфере культуры исследователями уже не противопоставляются управленческое регулирование со стороны разных субъектов и самоорганизации как направления деятельности, поскольку после спада кризиса нашего общества не составляет труда безошибочно определять механизмы эффективного государственного управления.

Сегодня никто не отказывается от масштабных управленческих технологий, от целеполагания, программирования, проектирования и внедрения инноваций как инструментов культурной политики. Среди управленческих технологий, в полной мере отвечающих современным требованиям, следует выделить управление организацией культуры на основе принципов стратегического управления. Это подразумевает широкое применение маркетинговых техноло-

гий во всех сферах их деятельности.

Децентрализация управления предоставила государственным, неправительственным, коммерческим учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровня право на свободу в определении содержания и приоритетных направлений социально-культурной деятельности (культурное созидание, межрегиональный культурный обмен, сохранение национальных культур, совместная разработка и реализация социально-культурных проектов и т.д.). Так, В. М. Чижиков в своей статье «Социально-культурное программирование в системе управленческих технологий» отмечает возможность, при условии четкого определения перспектив социально-культурного развития региона, постановки ясных целей и приоритетных задач, адресного осуществления социально-культурной деятельности, создания организационно-управленческого механизма регулирования этой деятельности. Ее эффективность зависит от постоянной опоры на службу мониторинга состояния объекта управления, отслеживающего по специально разработанным показателям нормальные, отклоняющиеся и проблемно-образующие процессы, последствия реализации целенаправленных воздействий на социокультурную среду.

Следует отметить, что возможности научного обеспечения деятельности в области социально-культурной политики и государственного управления используются не полностью. Не во всех властных структурах присутствует наукоемкое социально-проектное звено, в обязанности которого обычно входит разработка стратегии социально-культурного развития региона, ориентированной на учет жизненных реалий социально-воспроизводственного процесса и на цели, сформулированные в программе на основе нормативного прогноза. В ходе такого проектирования разрабатывается стратегия их достижения, оценки имеющихся для этого ресурсов,

а также социально значимых последствий от намечаемых изменений. Долгосрочные программы и текущие планы социально-культурного развития региона должны основываться на проблемно-целевых проектных разработках.

«Использование в социально-культурном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможность трансформировать сохраняющиеся еще элементы административно-бюрократической модели управления социально-культурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах» (В. М. Чижиков, 2004, с. 57-58).

Одной из важных составляющих формирования системы стратегического управления является анализ сложившейся социокультурной ситуации. Этот анализ выступает начальным и совершенно необходимым этапом создания системы стратегического управления в отрасли культуры. При разработке и реализации программ и проектов социально-культурного развития региона необходимо осуществлять социальный и культурный анализ местных условий, который обязательно должен основываться на результатах проведения многообразных маркетинговых исследований по самым различным аспектам социально-культурной деятельности: составления краткосрочных и среднесрочных прогнозов изменения социокультурной ситуации; выяснения тенденций изменения предпочтений потребителей социально-культурных услуг; анализа деятельности конкурентов; изучения конъюнктуры рынка, потенциала и квалификации кадров и др.

Реализация Федеральной целевой программы «Культура России (20062010 годы)» предполагает участие представителей субъектов Федерации, сел и малых городов в конкурсе проектов, способствующих развитию городов и сель-

ской культуры, с привлечением средств различных фондов, частных и некоммерческих организаций, местных бюджетов, организуя различные формы партнерства с участием населения, с целью реализации намеченных программ и проектов социально-культурного развития.

Неотъемлемой частью системы стратегического управления является корректировка избранной стратегии. В экономической, политической, социокультурной, научно-технической, демографической среде постоянно происходят изменения, которые следует учитывать в реализации управленческих технологий. Именно поэтому необходимо внесение своевременных изменений в текущие и перспективные планы организаций социально-культурной сферы.

Чрезвычайно актуальна проблема подготовки и переподготовки кадров государственного управления на региональном, особенно на местном уровне. Образовательные программы должны быть междисциплинарными и включать такие циклы, как стратегическое управление, маркетинг, что поможет своевременно анализировать и немедленно реагировать на изменения окружающей среды.

Ускорению динамики социально-культурного развития региона содействует применение проектных технологий. Подобная практика получает все большее распространение. Социально-культурное проектирование - это современный способ управления культурой в целом, отдельными ее отраслями и конкретными учреждениями. Разработка социально-культурных проектов и программ позволяет реально оценить и использовать внутренний культурный потенциал российских регионов.

Краснодарский край как субъект Российской Федерации и полноправный участник социально-культурного развития страны определяет собственную стратегию развития Кубани. Управление культурой на Кубани призвано осуществлять правовое, финансовое обеспече-

ние всей отрасли и разрабатывать стратегическую линию ее развития.

Благодаря поддержке Администрации Краснодарского края и Законодательного Собрания Краснодарского края за последние годы удалось существенно укрепить материальную базу социально-культурной сферы. Действующая система подготовки и переподготовки специалистов отрасли культуры, а также поддержки деятелей культуры и искусства, талантливой молодежи позволяет закрепить на Кубани творческие кадры. Устанавливаются социальные надбавки к должностным окладам работникам государственных учреждений, поощрения за вклад в развитие культуры Кубани отдельным категориям работников государственных, театрально-концертных учреждений отрасли. На территории края ежегодно проводятся международные, всероссийские и региональные фестивали и конкурсы в сфере культуры и искусства. Выработана и совершенствуется система проведения краевых смотров-конкурсов, фестивалей профессионального и самодеятельного искусства. Устойчиво развивается система научно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствуется система их информационного обслуживания.

Концептуальной основой стратегии деятельности методических служб в социокультурной сфере Краснодарского края является аналитическая работа, его проблемно-целевая ориентация, направленность на решение конкретных территориальных проблем и практических вопросов.

В то же время несовершенство рыночных отношений оказывает отрицательное влияние на развитие культуры и искусства, требует избирательной поддержки общественно значимых творческих проектов, концентрации средств для охранно-спасательных, консервацион-ных и реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия. В государственной поддержке нуждаются

деятели искусств, творческие организации и союзы.

Краснодарский край, в котором проживает более 100 национальностей -пограничный регион, поэтому нам необходимо создать условия для диалога национальных культур. Этому должны способствовать этнографические экспедиции по изучению многонационального фольклора Кубани, традиций, обычаев, создание условий для развития национальных самодеятельных, художественных коллективов.

Процессы информатизации современной жизни настоятельно требуют от учреждений культуры, искусства и кинематографии края внедрения информационных технологий, совершенствования каналов связи, с целью более оперативного и качественного удовлетворения информационных запросов посетителей. Для внедрения компьютерных технологий, программного обеспечения, применения новых носителей информации необходимы значительные средства, подготовка и переподготовка специалистов. Повышаются требования к созданию безопасных условий при хранении и использовании библиотечных и музейных фондов, обеспечению безопасности зрителей и участников массовых мероприятий.

Краевая целевая программа «Культура Кубани (2006-2008 годы)» была разработана и реализована в рамках исполнения Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)» и закона Краснодарского края «О культуре». Эта программа стала основным программным документом для органов исполнительной власти края и муниципальных органов культуры, ведомств, учреждений, организаций, деятельность которых направлена на решение проблем по сохранению, созданию, распространению культурных ценностей. Эта программа закончила свое действие. Положительные результаты ее выполнения свидетельствуют о том, что работу в данном направлении необходимо продолжать.

Так, была принята краевая целевая программа «Культура Кубани (20062008 годы)», которая была направлена на достижение стратегических целей социально-культурного развития Краснодарского края и в качестве основных приоритетов выдвигала: развитие искусства Кубани; развитие народного творчества и организации досуга населения; стимулирование деятельности творческих организаций и союзов; духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое и физическое воспитание детей и молодежи; сохранение историко-культурного наследия; информационное обеспечение; кадровое обеспечение; техническое и технологическое оснащение государственных организаций культуры; ознаменование памятных дат; обеспечение поддержки прокатов и продвижения фильмов; поддержка сельских учреждений культуры; создание и развитие инфраструктуры культурного туризма; содействие и поддержка международных социокультурных связей.

Особое значение сегодня приобретает совершенствование налоговой политики в области культуры, направленное на стимулирование развития области культуры посредством установления льготных тарифов для учреждений социально-культурной сферы, а также привлечения в этот сектор дополнительных ассигнований.

Для урегулирования отношений в сфере культурной деятельности в Краснодарском крае были приняты законы: «Об ограничении приватизации и перепрофилирования учреждений культуры, искусства, кинематографии, памятников истории и культуры в Краснодарском крае», «О библиотечном деле в Краснодарском крае», «О государственной поддержке кинематографии в Краснодарском крае», «Об охране и использовании памятников истории и культуры на территории Краснодарского края».

При этом предполагается коренным образом реформировать библиотечную и музейную системы, которым в качестве

приоритетных целей деятельности ставятся информатизация общества и интеграция в мировое сообщество.

Важными факторами развития отрасли культуры Краснодарского края станут динамичное международное сотрудничество, поиски его новых форм и моделей - с целью создания объективной картины современной социокультурной ситуации; пропаганды культуры народов, этнических групп, проживающих на территории Краснодарского края, за рубежом; установления и развития культурных связей Краснодарского края со странами дальнего и ближнего зарубежья, зарубежными городами-побратимами; поддержки связей с кубанскими

казаками и их потомками, проживающими в других странах, установления сотрудничества с землячествами кубанских казаков и проведения совместных культурных мероприятий. Приоритетными направлениями международных культурных обменов являются выставочная деятельность; гастрольная деятельность профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, отдельных исполнителей; подготовка и стажировка кадров работников культуры; организация и проведение международных конференций, творческих встреч с зарубежными коллегами и совместный поиск оптимальных моделей развития единого социокультурного пространства.

Ю. А. Головин

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье автор выделяет наиболее значимые особенности развития литературно-художественных журналов постсоветского периода. Также автор анализирует наиболее характерные параметры бытования современных российских журналов. Ключевые слова: теория культуры, журнал, редакция, регион, тираж.

The author picks out the most important point of development literary-article magazines in past soviet period of modern Russia. The author analyze the most typical point of function modern literary-article magazines. Keywords: theory of culture, magazine, editorial, region, print.

Традиционно в российских периодических литературно-художественных журналах освещались самые болезненные проблемы общества, формулировались нравственные и социальные вопросы, разрабатывались самые заметные этические и философские теории. Например, либерально-демократические взгляды Белинского, звучавшие на всю Россию со страниц московских журналов «Телескоп» и «Московский наблюдатель», а затем и со страниц петербургских «Отечественных записок», сформировали целое поколение российских революционеров. Нравственно-религиозные искания Ф. М. Достоевского, выраженные на страницах журналов «Время» и «Эпоха» и сегодня являются вер-

шиной духовной мысли человечества.

Нельзя не отметить того значения в формировании и развитии общественного сознания и «новой» русской мысли, какое имели «толстые» российские журналы, выходившие в Москве и Санкт-Петербурге на рубеже Х!Х-ХХ веков, -такие, как «Русское богатство», «Русская мысль», «Новое слово», «Жизнь», большевистский сатирический журнал «Жупел», а также один из самых популярных уже в начале ХХ века ежемесячный литературный и научно-политический журнал «Летопись», издаваемый М. Горьким. В «Летописи» печатался весь цвет российской литературы и общественной мысли предреволюционного периода от самого Максима Горь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.