УДК 371.31
Салтыкова М.В.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В статье автор развивает предложенную им ранее этнефункциональную педагогическую модель, предлагая актуальные примеры, разработанные на основе новой Стратегии воспитания в РФ до 2025 года и реализованные в курсе «Методика обучения и воспитания». Авт,ор доказывает, что обновление воспитательного процесса возможно на основе обмена духовными ценностями на уровне личностного педагогического общения. В статье актуализируются понятия самосознания, менталитета, интериоризации.
Ключевые слова: Стратегия воспитания, гуманистическая парадигма, менталитет, самосознание, гемисферология, интериоризация.
Saltykova М. V.
THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UNTIL 2025 AS A BASIS FOR UPDATING THE EDUCATIONAL PROCESS: ETHNOFUNCTIONAL APPROACH
The author develops his proposed earlier Ethnofunctional pedagogical model, offering the best examples, based on a new education strategy in the Russian Federation until 2025 and implemented in the course «training and education». The author argues that the renewal of the educational process is possible on the basis of the exchange of spiritual values on the level of personal pedagogical communication. Article updated identity concepts, mindset,, internalization.
Keywords: strategy of education, humanistic paradigm,, mentality, consciousness, gemisferologiya, interactive forms of learning.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р. Стратегия ориентирована на «...обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования... на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельного подхода... » [1].
В настоящее время сознание того, что мы пережили острый кризис культуры, проникло в самые широкие слои общества. В результате разрушения аксиологической и кумулятивной функции культуры происходит элиминация антропологической составляющей - человека как субъекта культуры; в кризисные периоды, без всякого сомнения, обостряется интерес ученых и педагогов к проблемам идентичности, самосознания как к основным факторам наци-
онального определения, к самоидентификации личности как важнейшему условию социализации, к этнической принадлежности как форме культурной защищенности на основе российских традиционных духовных ценностей.
Современное общество, долго культивировавшее идеи глобализма и мультикультурализ-ма, страдает от отсутствия опоры на традиционные российские духовные ценности.
Недостаточность уровня духовной культуры осознается сегодня и самими педагогами.
Кроме того, необходимо отметить следующее: тезис, утверждающий, что учитель всегда и во всем прав, давно не актуален. Современный педагог чувствует, что сложилось острое противоречие между умениями, закрепившимися в ходе его профессиональной деятельности, и изменившимися учащимися, воспитание которых требует иных подходов. Поэтому, на наш взгляд, проблемы воспитания, формирования самосознания личности, а сле-
довательно, патриотизма, должны выйти на новый уровень осмысления и педагогической рефлексии.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года четко обозначено следующее. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1].
Вспомним, что отношения, царившие в школах и вузах ранее, были жестко регламентированы: педагог, передающий знания, - субъект педагогического процесса, а учащийся, воспринимающий эти знания, - его объект. Сегодня стало абсолютно ясно, что такой вариант отношений явно устарел.
Воспитание должно осуществляться не путем субъект-объектных отношений, а как обмен духовными ценностями на уровне личностного общения. Сейчас этот тезис уже аксиома. Недаром он зафиксирован в качестве одной из приоритетных задач в Стратегии развития воспитания до 2025 года. «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством» [1].
Не влияя на духовное развитие обучающихся, педагог обрекает себя на профессиональную и духовную деградацию, что, в свою очередь, усиливает кризис воспитательной работы в учебном заведении.
Духовная культура педагога составляет содержание его профессиональной деятельности. Педагог, прежде всего, личность, профессионально значимая в той мере, в которой причаст-на к духовным ценностям, выработанными человечеством, а самое главное, - конкретной национальной культурой.
Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках:
- отношение к обучающимся: установка на выявление «миссии ученика» (термин Хуторского А.Н.) [2];
- отношение к организации коллективной деятельности: установка на коллективное творчество, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни (например, на наш взгляд, недопустимо в официально-деловом стиле речи использовать такие сокращения, как Владимир Путин, Сергей Шойгу, т.к. отчество — это важнейший концепт нашей культуры). Учитывая междисциплинарные принципы современного образования, об этом культурном концепте, гене культуры, можно говорить и на уроках русского языка, и истории, и ОБЖ.
- отношение педагога к самому себе: ориентация на самоанализ, профессиональный и личностный рост.
Особое место в субъект-субъектных отношениях занимает педагогическое общение. Когда мы спросили наших студентов Академии МЧС России после первой практики в школах, что было труднее всего, они ответили: «Найти общий язык с детьми». Способность найти общий язык в общении меньше всего связана с командами или послушанием. Это выражение общего желания, надежды, веры и любви. Глагол «воспитывать» объединяет как минимум три педагогических действия: учить, управлять, общаться. Однако в них имеются существенные различия.
Для учения необходимо, чтобы педагог превосходил обучающегося в знаниях и опыте. Необходимо отметить, что в связи с повсеместным распространением информационных технологий, в которых молодое поколение более компетентно, возможно, и произошло понижение уровня традиционного авторитета педагога.
Для управления также необходимо превосходство в должности, уме, силе или авторитете.
В общении же требуется равенство, так как в чувствах мы все в известном смысле равны. Дар «вчувствования в другого», основанный на механизме эмпатии, - это и есть дар общения. Именно в общении и возможно передавать ценности, формируя национальное самосознание, развивая понимание роли своего этноса, своей культуры в мировом историческом процессе.
Педагогическое общение проходит ряд этапов: контакт, душевное, а затем духовное общение.
Контакт — это проявление дружелюбия, которое может быть мимолетным или более длительным.
Душевное общение устанавливается тогда, когда существует общность мнений или общий интерес.
Духовное общение - это наивысший уровень общения, который формируется на основе общих устремлений и переживается человеком как состояние счастья иметь рядом человека, который разделяет твою систему ценностей. На протяжении всей истории человечества важность педагогического общения с детьми понималась всеми народами. Эти отношения развивались, закреплялись и совершенствовались в языке: в пословицах, поговорках, сказках, притчах, загадках и т.д.
Нами было предложено в рамках курса «Методика обучения и воспитания» - кафедра педагогики и психологии готовит будущих учителей ОБЖ - разработать интерактивные приемы научения, активизирующие эмоциональное восприятие учащихся, например, с помощью такой формы духовного общения, как притча, а также метода разгадывания кроссвордов, метода незаконченных предложений и др. Это старые, хорошо себя зарекомендовавшие методы активизации учебно-познавательной деятельности. Новое в этом процессе только то, что обучающиеся сами, без подсказки педагога, придумывают кроссворды, отбирают пословицы и загадки, группируют притчи по актуальным темам.
Несомненно также, что эти проектные методы способствуют формированию положительных эмоций. «Лимбическая система головного мозга обеспечивает эмоционально-познавательные процессы человека, что непосредственно влияет на эффективность обучения. Обработка всей эмоциональной и учебно-познавательной информации в лимбической системе имеет биохимическую природу - происходит выброс определенных нейротрансмит-теров..., как гамма-амино-масляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины, которые активизируют реорганизацию нервных сетей головного мозга, что делает мышление и запоминание более эффективным. Если же учебно-познавательная деятельность построена на негативных эмоциях, то высвобождаются такие нейротрансмиттеры, как адреналин и кор-тизол, которые снижают способность к обуче-
нию и запоминанию. В этом случае обучение превращается в «натаскивание» и «дрессировку» [3, с.110].
Авторские проекты был подготовлены студентками 3 курса кафедры педагогики и психологии ГФ Полиной Волоховой, Светланой Жидковой, Анной Храпенковой и др.
Авторы на основании изучения теории дифференциальной асимметрии работы головного мозга, одной из основных в науке гемисферо-логии (автор Роджер Сперри, Нобелевский лауреат 1981г.), обосновали эффективность таких форм духовного общения, как притча, пословица, поговорка, загадка и др.
Студентками были разработаны, например, уроки в курсе ОБЖ по патриотическому воспитанию на основе изучения пословиц и поговорок русского народа. Авторы проделали методическую работу, зафиксированную в курсовых работах, в рефератах и пр., по отбору притч, пословиц и поговорок, актуализирующих процесс самосознания личности на основе психологического механизма интериоризации, т.е. формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения социальной деятельности, присвоения жизненного опыта предшествующих поколений, становления психических функций и развития в целом [4,5].
«Если путь развития русского самосознания (менталитета) проследить на достаточно большом отрезке исторического движения, легко обнаружить самую общую закономерность. .. Личное самосознание никогда не выходило за пределы коллективного, сначала откладываясь в терминах языка... » [6, с.113]. Поэтому мы взяли на себя смелость применить базовый этнофункциональный принцип (Сухарев A.B.) в методике преподавания ОБЖ, используя воспитательные возможности русского языка. Профессор Сухарев A.B. разработал основы этнофункциональной методологии в области воспитания, психотерапии, информационной безопасности, доказав «детерминизм и этнофункциональное единство микро- и макрокосмоса, существенные для понимания проблем личности в условиях современного «этнокультурного мозаичного» общества» [7]. Исследователь отметил: «Этичность человека характеризуется группами этнических признаков (они же - элементы этно-среды) - климато-географических (в том чис-
ле растительность, животный мир), расово-биологических, культурно-психологических и трансцендентных (Бог, различные феномены, не представленные в эмперическом опыте). Этническая идентификация личности представляет собой процесс уподобления ее этноида идеальному прообразу развития этносреды природного ареала рождения данной личности (ар-хегении этносреды), а этническая идентичность понимается как номинальное отнесение себя к тому или иному этносу»[7, с.481]. Нам представляется необходимым добавить в дефиницию этнической идентификации такое понятие, как ментальность, определяемое не так, как у А.В.Сухарева.
Проведем дефиниции термина ментальность, предложенные А.В.Сухаревым и В.В. Колесовым. «Ментальность - образная сфера личности или этносреды (как социальные представления). В этнофункциональном подходе ментальность (этноментальность) рассматривается с точки зрения этнической функции ее элементов (т.е. отдельных образов и их модальностей - эмоциональной, моторной и др.)»[7, с. 177 !7К|.
«Ментальность есть миросозерцание в категориях и формах родного языка (выделено нами), соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях. Язык воплощает и национальный характер, и национальную идею, и национальные идеалы... » [6, с.81]. По мнению В.В. Колесова, именно народная ментальность - тот глубокий корень, который залегает в родной почве и держит народ на плаву истории. Нам представляется необходимым включение в дефиницию этнической самоидентификации такого феномена, как язык, имеющего когнитивные, речемысли-тельные функции. Язык, являясь в одно и то же время и условием и продуктом человеческой культуры, служит орудием формирования категорий мысли и сознания. Мы разделяем точку зрения профессора МГУ Д.Б.Гудкова, что «.. .именно язык задает семиосферу культуры, именно язык является первичным кодом культуры, детерминирующим все остальные ее коды» [8, с. 270].
Используя этнофункциональные гуманитарные технологии, студентки пришли к выводу, что на личностном уровне патриотизм вы-
ступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Проанализировав различные культурологические, педагогические, психологические, философские труды, студенты нашли новый аспект формирования патриотизма на уровне изучения ментальности. Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе и вузе нужно знать не только его сущность и содержание, но и психолого-педагогические компоненты. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Эти компоненты включают в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. Они необходимы для формирования у учащихся патриотических взглядов, убеждений, чувств, поступков и т.д. на основе инериоризации.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма и эмоционально-чувственный взаимосвязаны. Как мы уже отмечали, именно язык воплощает национальные идеи и идеалы, в законченном своем виде представая в традиционных символах культуры. Это рече-мыслительная (когнитивная) функция языка, а не информационно-коммуникативный аспект речи [6].
Необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления патриотизма были не просто интеллектуально усвоены учащимися. Поэтому такие формы, как флешмобы, викторины, коллективное разгадывание кроссвордов, Клубы исторических реконструкций и др., способствуют приобретению личностного смысла, проходящего через эмоциональные переживания.
Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих мнений. Информация, которую преподносят не эмоционально, не вызывает ин-
тсрсса у учащихся. Разгадывание кроссвордов, участие в викторинах и т.д. способствует выработке положительных эмоций, которые помогают усваивать изучаемый материал. Участие в такой деятельности воспринимается учащимся как «маленькая победа», которая является для него ценностью и поэтому запомнится надолго. Приведем пример кроссворда на рисунке 1.
1
2
3
4
£
6
7
£
Э
Рисунок 1 Кроссворд «Отгадай пропущенное слово» (автор Жидкова Светлана)
1. Человек без ..., что соловей без песни.
2. В своем доме и ... помогают.
3. Кто за Родину горой, тот истинный ....
4. На ... стороне Родина милей вдвойне.
5. Нет в мире ... Родины нашей.
6. Всякому мила своя ....
7. На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в ....
8. Земляка ... - как дома побывать .
9. Береги Родину как зеницу ....
Ответы: 1) Родины; 2) стены; 3) герой; 4) чужой; 5) краше; 6) сторона; 7) сладость; 8) повидать; 9) ока.
Идеал личности, зафиксированный в различных жанрах фольклора: апокрифах, притчах, поговорках и пословицах, загадках руеско-IX) народа, может являться и целью воспитания, и средством формирования любви к Родине, своему народу, семье и т.д.
На одном из семинаров мы провели опрос студентов на тему: каких русских богатырей
и защитников Родины вы знаете? С трудом студенты вспомнили 2-3 имени. Согласитесь, современная молодежь прекрасно осведомлена, например, кто является мужем Анжелины Джоли, сколько у них детей, в каких фильмах снимались эти «герои» современности. Чего нельзя сказать об актуализации национальной культурной и исторической памяти у молодежи.
Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что педагогу необходимо перевести и в свой внутренний, и во внутренний план учащихся новые знания, ценности, умения, способности и психические свойства с помощью стратегии интериоризации, которая актуализируется в проблемно-деятельностном обучении. Данная концепция реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемноети и принцип деятельности. Сущность проблемно-деятельностной концепции обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания и ценности, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения.
Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемноети», который определяется двумя следующими факторами:
— степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного учащимся в рамках данной проблемы;
— долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы как коллективного, так и личностного.
Все новое это хорошо забытое старое. В качестве известного педагогического эксперимента студенты предложили дополнить пословицы русского народа, раскрывающие любовь к Родине (метод незаконченных предложений), а также отгадать загадки. Родная сторона мать, чужая -... На чужой стороне и весна ...
Без корня и полынь...
Ищи добра на стороне, а дом люби по...
На чужой стороне и сокола зовут ...
Воспитывай дитя, когда оно поперек...
Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком
- сто пеленок на нем.
Шел долговяз, во сырой земле увяз.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без
волос.
Великие народные принципы этнопедагоги-ки, подтвержденные в 20 веке научными открытиями в гемисферологии, в 21 веке могут стать основой для обновленных методик обучения и воспитания на основе этнофункциональ-ного подхода [4, 5].
В современном отечественном и зарубежном образовании можно выделить пять основных парадигм, из которых исходит большинство исследователей в данной области знаний:
— традиционалистическая (главная цель -дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания);
— технократическая прагматическая парадигма (главная цель - дать человеку те знания и практические навыки, которые будут полезны и необходимы ему в жизни и профессиональной деятельности);
— бихевиористическая (главная цель - сформировать правильные формы социального поведения людей);
— теологическая (основное направление педагогического процесса состоит в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека);
— гуманистическая парадигма (главная цель педагогического процесса - способствовать развитию личности на основе ин-териоризации этнокультурных ценностей, следовательно, способствовать его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации, миссии).
Какова цель воспитания человека? Прежде всего, это всестороннее и гармоничное развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.
«Этнофункциональная парадигма является современной операционализацией «гуманистического подхода». Этот подход в последнее время именовался в психологии «культурным» и «кросскультурным»... » [7, с.21]. Заметим, что культура подобна языку: она всегда выражается в конкретных этнических формах, т.е. имеет этнодифференцирующую и этноинтегрирую-щую функцию, а общечеловеческая культура -это скорее некая абстракция [9]. Язык, как и культура, - «понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, -явление общественное, т. е. социальное... Одно из важнейших определений определений культуры характеризует ее как генетическую память коллектива. Культура есть память» [10, с.6-8]. Язык не может развиваться вне культуры, а культура вне языка. «Человеческая цивилизация есть продукт языка, а язык есть продукт развивающейся цивилизации» [8, с.17].
Какова актуальная педагогическая цель воспитания человека? Прежде всего, это всестороннее и гармоничное развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. «Этническая парадигма (парадигма по-древнегречески - пример, образец) - представление о «первостепенной важности этнических форм общности в жизни людей» как идеальной модели общественных отношений» [7, с.481].
Для того, чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы, т. е. произвести изменения в системе иерархии ценностей. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые ценности или изменить актуальность существующих, или их разрушить. Если ценности разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, а тогда пропадает целенаправленность и педагогической, и познавательной деятельности.
Подводя итоги, хотелось бы опять обратиться к актуальным задачам Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, которые необходимо нам, педагогам, решать в целостном педагогическом процессе: «Вос-
питание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. .. Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
формирование уважения к русскому языку как к государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального определения» [1].
Воспитание, по А.В.Сухареву, «...определя-
ется как деятельность по обеспечению наследования, усвоения личностью содержания археге-нии родной этносреды. Эта деятельность осуществляется совместно учеником и учителем, причем она направляется учителем, который дает возможность ученику осознать это содержание посредством «напоминания» или «май-евтики» (в смысле Платона - помощь при рождении уже предопределенного, буквально: «повивальное искусство») [7, с. 476].
Подводя итоги, необходимо также отметить, что ценностное отношение к родному языку, культуре, истории, традициям выступает мерилом зрелости национального самосознания -ментальности, а также - духовной жизни общества в целом. «Жизнь происходит от слова -мысль направлена словом. Афоризм философа часто выражает суть дела полнее, чем десяток диссертаций, поскольку не на поверхностно понятийном, а на глубинно символическом уровне выражает сущностный смысл преобразований» [6, с.6].
Литература
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 29 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // government.ru (дата обращения: 25.10.2015).
2. Хуторской А.Н. Технология проектирования компетенций / А.В.Хуторской // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - М.: Русский журнал, 2014. - №3. С.35-42.
3. Сиротюк А.Л., Сергеева М.Г. Методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся / А.Л. Сиротюк, М.Г. Сергеева // Вестник Московского института лингвистики. - 2015. - №1. С.107-113.
4. Салтыкова М.В. Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания языковой личности / М.В Салтыкова // Вестник МГУКИ. - М.: 2015.- №2. С.225-232.
5. Салтыкова М.В. Формирование информационной защиты учащихся как педагогическая цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России / М.В Салтыкова // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты.-2015.-№2.С.94-96.
6. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. -СПб.: Златоуст,1999. - 368с.
7. Сухарев A.B. Этнофункциональная парадигма в психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2008. - 576с.
8. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации.-М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 288с.
9. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
10. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Мацукевич О.Ю.