СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Н.В. КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, доцент
и.В. кирная
Краснодарский государственный аграрный университет
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства несмотря на пристальное к ней внимание всего общества, сильно отстала в развитии от других отраслей российской экономики. Виной тому — остаточное финансирование.
Кризис жилищно-коммунального хозяйства начался в начале 1990-х гг., когда отрасль зависела от объемов дотаций и субсидий из бюджета. Передача предприятий ЖКХ в муниципальную собственность еще больше усугубила положение дел в отрасли. Объемы собственных доходов муниципальных бюджетов не позволяли покрывать убытки предприятий ЖКХ, образовывающиеся при реализации услуг потребителям по регулируемым тарифам и предоставлении льгот населению согласно законодательства. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги сдерживался на фоне всеобщего роста цен на товары и услуги, что предопределило образование еще больших убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальное хозяйство Краснодарского края сегодня — это важнейшая отрасль жизнеобеспечения населения Кубани и одна из крупнейших отраслей в экономике региона. В ее состав на сегодняшний день входит более 250 предприятий, на которых работают 57 тыс. человек, которые предоставляют услуги (выполняют работы) по:
• водоснабжению;
• водоотведению;
• теплоснабжению;
• санитарной очистке и утилизации отходов;
• обслуживанию жилищного фонда;
• благоустройству территорий и другим видам
услуг.
Отрасль ЖКХ края в настоящее время характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует больших объемов инвестиций для модернизации и развития. Финансовые возможности предприятий ограничены. Требуется привлечение средств из других источников.
По итогам работы жилищно-коммунального комплекса края за 2005 г. убыток составил около 318 млн руб., что на 42,2 % (555,8 млн руб.) меньше суммы убытка по итогам работы за 2004 г. Общая кредиторская задолженность предприятий ЖКХ составила в 2006 г. 303 млрд руб., а дебиторская задолженность — 305 млрд руб.
В то же время прослеживается положительная динамика роста поступления налогов от предприятий ЖКХ в консолидированный бюджет Краснодарского края. По сравнению с 2003 г. платежи в бюджет края по итогам работы предприятий ЖКХ в 2005 г. увеличились на 53,1 % и составили 501,5 млн руб., что больше на 104,4 млн руб. поступлений в 2004 г.
Отрасль ЖКХ имеет ряд потенциальных возможностей, позволяющих ей динамично развиваться. На рынке жилищно-коммунальных услуг отсутствует конкуренция, имеется большое количество собственных энергоресурсов. В то же время отрасль имеет высокозатратный механизм производства и реализации услуг. Отсутствуют экономические интересы и стимулы к снижению издержек, единая эффективная система управления отраслью. Налицо низкое информационное обеспечение, кадровый «голод» и слабая компьютеризация отрасли.
Состояние отрасли ЖКХ нуждается в проведении комплекса мероприятий с привлечением средств бюджетов всех уровней, а также инвесторов.
Необходимые для финансового оздоровления и стабилизации развития отрасли ЖКХ мероприятия были разработаны департаментом ЖКХ Краснодарского края в свете Федеральных законов № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», с учетом разграничений полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. И нашли отражение в Стратегии развития отрасли до 2010 года.
Основные требования стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края:
• социальная ориентированность, предусматривающая повышение уровня и качества жилищно-коммунальных услуг;
• реализация принципа устойчивого развития отрасли, основанного на сбалансировании экономических, социальных и экологических приоритетов;
• преемственность действующих федеральных и краевых целевых программ.
Основная цель стратегии развития отрасли — повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, привлечение инвестиций в жи лищно-коммунальный комплекс.
Учитывая специфику отрасли, для достижения намеченной цели предстоит решить следующие задачи:
• сформировать рыночные механизмы функционирования жилищно-коммунального комплекса и создать условия для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры;
• снизить издержки производства и повысить качество жилищно-коммунальных услуг;
• разработать и принять нормативно-правовую базу, обеспечивающую единый подход в вопросах тарифного регулирования и взаимоотношений хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном комплексе.
Для решения поставленных задач намечено реализовать следующие мероприятия:
В области формирования рыночных механизмов:
• создание управляющих компаний, акционирование с проведением в дальнейшем работы по отчуждению инвестору части пакета акций, создание альтернативных частных предприятий;
• реорганизация многоотраслевых предприятий, с выделением отдельных производственных циклов в самостоятельные предприятия.
В части снижения издержек производства и повышения качества жилищно-коммунальных услуг:
• реконструкция, модернизация и капитальный ремонт основных фондов, внедрение энергосберегающих технологий;
• постоянный мониторинг причин неучтенных расходов воды и реализация мероприятий по их устранению;
• регулярная инвентаризация потребителей услуг: Услуги по коммунальному хозяйству получают
3,6 млн человек, работающих в 457 населенных пунктах края, где функционируют централизованные системы водоснабжения и водоотведения.
Объем отпускаемой воды потребителям составляет порядка 282 млн м3 в год. Общая протяженность водопроводных сетей на территории края составляет 20,7 тыс. км. Отсутствие инвестиций привело к тому, что большая часть сетей (70 %) выработала свой ресурс, а около 37 % — находятся в аварийном состоянии и требуют полной замены.
Неучтенные расходы воды и сверхнормативные утечки в сетях водоснабжения в среднем по краю составляют 42 %, а в отдельных населенных пунктах (г. Новороссийск) достигают 65 %.
На территории края функционирует 119 сооружений канализационного хозяйства, и только 35 % из них обеспечивают нормативную очистку сточных вод. На остальных очистных сооружениях содержание загрязняющих веществ в очищенных сточных водах превышает установленные нормативы предельно-допустимого сброса. Износ канализационных сетей в целом по краю достигает 45 %.
В области водоснабжения и водоотведения в настоящее время предстоит решить следующие основные проблемы:
• неудовлетворительное техническое состояние действующих водопроводно-канализационных сетей и сооружений;
• отсутствие у предприятий водопроводно-кана-лизационного хозяйства финансовых ресурсов для модернизации инженерных сетей;
• большой объем дебиторской и кредиторской задолженности;
• отсутствие контроля за нерациональными затратами, применение насосного оборудования с высокой энергоемкостью и низким коэффициентом полезного действия;
• неэффективная система управления отраслью. При этом предприятия водопроводно-кана-
лизационного хозяйства можно разделить на три группы (см. рисунок). Убыточность предприятий обусловлена объективными и субъективными причинами (их месторасположением, высокозатратным механизмом производства услуг, платежеспособностью населения).
Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли, в целях создания рыночных
Группировка предприятий ВКХ с целью инвестиционной привлекательности
механизмов и корпоративных форм управления отраслью в рамках партнерства целесообразно создание акционерных обществ на базе муниципальных предприятий ВКХ, но с отчуждением не более 45 % акций предприятий инвесторам или с передачей инвестору в аренду основных производственных фондов сроком до 25 лет.
Кроме того, реорганизация многопрофильных муниципальных предприятий путем выделения отдельных видов деятельности в самостоятельные хозяйствующие структуры позволит им применять упрощенную систему налогообложения с целью снижения расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг. Дальнейшее их акционирование позволит устанавливать экономически обоснованный тариф, включающий в себя инвестиционную составляющую. Это даст возможность привлечь инвесторов на договорной основе, под обеспечение возврата инвестиций за счет инвестиционной составляющей тарифа и гарантированной доли прибыли.
Однако необходимо при этом иметь в виду, что все коммунальные сети должны оставаться в собственности муниципалитетов, так как это единственный способ в нынешних экономических условиях обеспечить их сохранность и объем инвестиций.
За последние 2—3 года общая экономическая обстановка в стране начала меняться в лучшую сторону. Наметился рост доходов населения, увеличиваются возможности бюджетов на компенсацию части выпадающих доходов от предоставления услуг населению по действующим (ниже себестоимости)
тарифам. Однако улучшение пока еще не позволяет бюджету компенсировать убытки предприятий ЖКХ, образованные от неполной загруженности мощностей и сверх нормативных потерь при подаче воды в сети. Население не в состоянии оплачивать 100 % затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства, даже при условии организации ресурсосбережения, развития конкуренции, оптимизации потребления и достижения самоокупаемости.
Для преодоления сложного положения в водопроводно-канализацион-ном хозяйстве необходима реализация комплексныхмероприятий с привлечением средств бюджетов всех уровней и частного капитала. Это позволит провести модернизацию и замену технологического оборудования, обеспечить внедрение энергосберегающих технологий, что снизит потребление электроэнергии на 15—20 % и, соответственно, издержки производства на сумму около 135,3 млн рублей ежегодно.
Модернизация и замена водопроводных сетей с использованием трубопроводов из современных материалов позволит довести потери воды в сетях до нормативного уровня — в пределах 30 %. Их снижение «провизорно» составит до 3000 тыс. м3 и, соответственно, снижение издержек производства на сумму около 18 млн рублей ежегодно.
Установка приборов учета подачи воды обеспечит рациональное использование сырьевых ресурсов и контроль за их использованием, а модернизация хлораторных станций позволит повысить качество питьевой воды и обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Таким образом, несмотря на появление благоприятной тенденции в российской экономике, в целом, ситуация в отрасли жилищно-коммунального хозяйства остается сложной. Реализация мероприятий, направленных на оздоровление и развитие отрасли, позволит повысить финансовую устойчивость предприятий ЖКХ путем проведения реструктуризации и ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности, повысить надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также ее инвестиционную привлекательность, что позволит обеспечить поступление дополнительных доходов в консолидированный бюджет края.