К ВОПРОСУ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере Республики Алтай)
A.B. ПУСТОГАЧЕВ
Алтайский государственный университет
Одним из социально значимых секторов региональной экономики является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). В последние годы проблемы, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания, однако серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло. Более того, наблюдается ухудшение как технического, так и финансового положения этого многоотраслевого комплекса. ЖКХ по-прежнему характеризуется отсутствием эффективных экономических отношений и низким качеством предоставляемых услуг. Высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ, не до конца прозрачные правила бизнеса делают отрасль не привлекательной для инвесторов.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это многоотраслевой комплекс, поскольку в процессе производства жилищно-коммунальных услуг используются разные ресурсы и разные технологии. В целом, ЖКХ представляет собой две крупные отрасли — жилищную и коммунальную. Если в жилищном хозяйстве практически все основные фонды — это здания и сооружения, т. е. пассивные фонды, то в коммунальном хозяйстве, напротив, значительная часть основных фондов — машины и оборудование, или активные фонды. Этим обусловлены принципиальные различия в условиях их эксплуатации, сроках физического и морального износов, способах текущего и капитального ремонтов. Особенности технологических процессов определяют разную капитало-, энерго — и трудоемкость, специфические требования к численности и квалификации кадров, оборудованию, оснастке, расходным материалам и организации работ. Последнее стоит подчеркнуть, поскольку городское здание или сооружение, как правило, представляет
собой единичный, чаще всего отдельно стоящий объект, тогда как его оснащенность носит, как и прочие структуры городского коммунального хозяйства, ярко выраженный сетевой характер.
Жилищно-коммунальное хозяйство России — это примерно 4,2 млн объектов инженерной инфраструктуры, гигантские по протяженности коммуникации, огромное количество оборудования, около 19 млн объектов жилищного фонда, миллиарды квадратных метров жилой площади, стоимость которых, по предварительной оценке, составляет около 30 % всего недвижимого имущества России. А также это 50 тыс. малых, многоотраслевых унитарных и акционерных предприятий, 4,2 млн работающих (5,9 % общей численности занятых). В целом объем жилищно-коммунальных услуг оценивается примерно в 750 млрд руб. в год (7,6 % ВВП).
Многие авторы отмечают глубокий кризис в функционировании современного ЖКХ. Противоречия, тормозящие развитие данной сферы экономики, копились годами. Можно выделить следующие основные проблемы, присущие ЖКХ России.
1. Отсутствие развитого рынка жилья. Причина кроется в том, что при переходе от одного социально-экономического строя к другому не была учтена, а, следовательно, и не решена проблема освобождения людей от жилищной зависимости. В условиях конкуренции и рынка вместе с капиталами или вслед за ними должна свободно перемещаться рабочая сила. Не решив этой проблемы, о рынке говорить преждевременно. В экономически развитых странах (например, в США) стоимость жилья заранее включена в заработную плату и составляет в ней в среднем 30 — 40 %. Это создает свободу аренды, купли и продажи жилья. В России же значительная часть населения оказалась
за чертой бедности, размер средней заработной платы не выдерживает социально-экономических стандартов. Все это не способствует свободному перемещению трудовых ресурсов.
2. Неурегулированность условий владения, управления жильем и эксплуатации жилищно-коммунального комплекса. Большинство авторов, занимающихся проблемами ЖКХ, склоняются к необходимости создания статуса частных управляющих, которые бы сумели эффективно управлять всей системой ЖКХ. По их мнению, нужны профессиональные управдомы, которым собственники могли бы поручить управлять жильем. А уже они должны нанимать те подрядные структуры, которые непосредственно обслуживают жилищный фонд.
В то же время можно привести ряд аргументов против дробления сложившейся системы коммунального хозяйства и размывания ответственности за ее общее состояние:
• повышенная степень износа оборудования вызывает постоянную угрозу аварии и требует централизованного мониторинга в силу взаимосвязанного сетевого характера функционирования коммунального хозяйства;
• дробление структур, оказывающих населению такие жизненно важные услуги, как водоснабжение, отопление и подача электроэнергии, может нанести серьезный экономический и социальный ущерб, поставив под угрозу жизнеобеспечение и безопасность населения, особенно в крупных городах.
Как и все отрасли социальной инфраструктуры, ЖКХ имеет две стороны функционирования. Первая — оно обладает всеми отраслевыми атрибутами и экономическими механизмами хозяйствования. Вторая сторона функционирования ЖКХ — поддержание нормального жизнеобеспечения населения — гораздо более существенна. Кроме того, часть системы ЖКХ (водоснабжение, очистные сооружения и др.) — это стратегические объекты в системе национальной безопасности. Вопросы их бесперебойной и безопасной работы население не может и не должно решать самостоятельно, они — часть государственных функций, исполнения которых налогоплательщики вправе не только ожидать, но и требовать.
3. Энергоемкость затрат на единицу продукции. По данным экспертов, в России энергоемкость ВВП в 3 раза выше, чем в странах ЕС, и в 2,3 — мировых показателей. На один квадратный метр жилья у нас затрачивается в 8 раз больше энергии в отличие от средних мировых показателей. Только потери тепла
при эксплуатации тепловых сетей достигают 30 %, что эквивалентно 65 — 80 млн т. условного топлива в год. В целом потери на тепле и воде достигают 50 %. В масштабах страны это миллионы кубометров воды и тонн условного топлива.
4. Сложившееся мнение об инвестиционной непривлекательности сферы ЖКХ. Основная масса предприятий жилищно-коммунального комплекса фактически является банкротами. Проведенная Госстроем и субъектами Федерации совместно с Минфином и Минэкономразвития инвентаризация задолженности предприятий ЖКХ на начало 2003 г. показала, что задолженность предприятий составляет 196,8 млрд руб., при этом 76 млрд руб. из них — долги муниципальных бюджетов, которые и представляют собой не что иное, как не оплаченные бюджетами различных уровней, но полученные услуги.
5. Значительный износ основных фондов ЖКХ. Износ водопроводов, например, оценивается в 65,3 %, а потери воды в них достигают 25 %, при этом 45 % потребляемой воды не соответствует санитарным нормам. Износ водопроводных насосных станций достиг 65,1 %, очистных сооружений водопровода — 53,9 %, сетей канализации — 62,5 %, очистных сооружений канализации — 56,2 %, котельных — 54,5 %, электрических сетей — 58,1 %.
6. Формирование тарифов на услуги ЖКХ, их пропорциональность издержкам производства данных услуг, а также состав самих издержек и пути их снижения. С начала 1990-х г. г. цены на коммунальные услуги выросли в 250 раз, а заработная плата — в 150. За 2003 г. прирост тарифов на услуги ЖКХ составил 28,7 %, а только за январь 2004 г. — 9,6 %. При этом рост тарифов происходит на фоне их территориальной дифференциации: по федеральным округам он варьируется в 2,6 раза, а по отдельным субъектам — в 8,7 раза.
В настоящее время население оплачивает не столько потребляемые услуги, сколько результаты нерационального хозяйствования при их производстве и поставке: огромные потери в изношенных сетях, расходы многочисленных посредников, содержание систем жизнеобеспечения населенных пунктов, завышенные нормативы потребления.
7. Диспропорция в распределении источников бюджетного финансирования ЖКХ между различными уровнями власти. Большая часть расходов на ЖКХ несут местные бюджеты, в том числе они финансируют почти 80 % прямых социальных трансфертов на оплату услуг ЖКХ. При полной отмене централизованной поддержки у регионов
с нищенскими бюджетами не останется никаких перспектив не только на реконструкцию и развитие ЖКХ, но и на поддержание его в работоспособном состоянии.
Республика Алтай (РА) — субъект Российской Федерации с населением 204,9 тыс. чел. Характерной особенностью республики является высокая доля населения, проживающего в сельской местности (73,8 %). Территория республики состоит из 11 муниципальных образований, в составе которых расположено 248 населенных пунктов. Единственный город Горно-Алтайск с населением 53,1 тыс. чел является столицей республики. Площадь территории Республики Алтай — 92 902 км2.
Жилищно-коммунальный комплекс республики характеризуется низкими темпами строительства жилых объектов. В 2006 г. введено 577 жилых домов общей площадью 46,86 тыс. м2. Несмотря на прирост в 37,2 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, на рынке жилья по-прежнему сохраняется ситуация нехватки жилых площадей, что способствует перманентному росту цен в данном сегменте рынка. Населением за свой счет и с помощью кредитов построено индивидуальное жилье площадью 27,43 тыс. м2, что к 2005 г. составило 101,7 %. В 2007 г. предполагается ввести около 40 тыс. м2 общей площади жилья. По-прежнему одной из наболевших проблем остаются долгострои. На начало 2006 г. в РА находилось в состоянии незавершенного строительства более 500 объектов госсобственности, на завершение которых требуется свыше 6 млрд руб.
Тенденция роста цен на жилье в РА поддерживается за счет увеличения спроса населения на объекты недвижимости, благодаря постепенному развитию института ипотечного кредитования. В настоящее время ипотечные кредиты на приобретение жилья выдаются двумя банками — Сбербанком и Банком ЗЕНИТ Основным игроком на рынке ипотечного кредитования республики является ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». За 9 мес. 2006 г. данной структурой выдан 151 кредит на сумму 74 млн руб. Кроме того, Правительством РА и Государственным собранием — Эл Курултай РА приняты соответствующие нормативные документы по выделению данному агентству государственных гарантий на сумму 422 млн руб., что позволит за 3 года построить 300 квартир.
Инвестирование в сферу коммунального обслуживания в РА в 2006 г. осуществлялось в основном за счет средств республиканского бюджета путем реализации подпрограммы «Обеспечение земель-
ных участков коммунальной инфраструктурой» в размере 2 млн руб. и подпрограммы «Модернизация объектов коммунального хозяйства РА» в сумме 50,8 млн руб. В 2007 г. помимо финансирования из республиканского бюджета, планируется инвестировать в строительство объектов жилищно-коммунального комплекса 22 млн руб. по федеральной адресной инвестиционной программе.
Кроме указанных проблем, присущих жилищно-коммунальному комплексу РФ, можно выделить следующие причины, затрудняющие реализацию проектов жилищно-коммунальной направленности в РА:
• Республика Алтай является дотационным регионом, поэтому изыскать средства в бюджете РА, тем более в местных бюджетах, достаточно проблематично;
• в целях привлечения инвесторов и сокращения сроков отвода земельных участков под жилищное строительство и комплексной застройки территорий необходимы корректировка и разработка генеральных планов, определение границ поселения и утверждение правил застройки. Отсутствуют схемы территориального планирования, на разработку которых требуются значительные финансовые средства;
• из-за отсутствия градостроительной документации затруднен процесс проектирования и строительства инженерных сетей на земельных участках;
• ЖКХ в сегодняшнем состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. При этом перекладывание задачи финансирования проектов на плечи населения обречено на провал;
• в связи со сложными климатическими условиями в РА (ряд районов приравнены к районам с условиями Крайнего Севера), повышенной сейсмичностью (8 — 9 баллов) стоимость строительства жилья обходится на 40 — 50 % выше по сравнению с другими регионами РФ.
• жесткие и практически невыполнимые для республики условия по участию в конкурсах на получение федеральных средств: условия по оплате жилищно-коммунальных услуг, наличие софинансирования из регионального и местных бюджетов и др.;
• трудности при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, связанные с отсутствием методической помощи федерального центра. Что касается органов местного самоуправления, то с их стороны не принимается никаких мер по снижению административных барьеров, не исполняются требования Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на индивидуальное жилищное строительство. В ряде районов и муниципальных поселениях для начала строительства требуется проект жилого дома, чего не предусматривает законодательство. Кроме того, завышаются требования экологической экспертизы.
В РА ни одно муниципальное образование не имеет полностью разработанной и утвержденной градостроительной документации для современных экономических условий и законодательства.
Наибольшую отдачу в кратчайшие сроки могут принести только меры по использованию возможностей института «социальных инвесторов», включая реальное наполнение условий этого института конкретными мерами. В силу Закона РА «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай» и Положения «О Комитете по инвестиционной политике Республики Алтай» сформирован уполномоченный орган в области инвестиционной политики — Комитет по инвестиционной политике РА, который проводит работу по привлечению инвестиций в экономику республики. Инвесторы, осуществляющие вложение средств в утвержденную Правительством РА Инвестиционную программу, включаются в Реестр социальных инвесторов РА. При этом они приобретают право на получение налоговых льгот, регламентированных Законом РА «О налоговых льготах, представляемых социальным инвесторам Республики Алтай» и решением сессии Совета депутатов г. Горно-Алтайска «О представлении льгот по налогам социальным инвесторам». Инвесторы получают льготы по уплате следующих налогов: налога на прибыль — 4 %; налога на имущество — 100 %; местных налогов — 100 %; транспортного налога (в зависимости от вида транспорта).
В настоящее время ЖКХ РА включает 102 котельные, состоящие на обслуживании предприятий ЖКХ, 164 км тепловых сетей, 346 км водопроводов, многие из которых значительно исчерпали свои ресурсы. За 2006 г. было заменено ветхих тепловых сетей всего 12,5 км, ветхих водопроводных сетей — 12,2 км.
В РА нет собственных энергоресурсов, поэтому тарифы на электро- и теплоэнергию одни из самых
высоких в Сибирском федеральном округе. Кроме того, в республике нет железнодорожных путей, что также увеличивает себестоимость производства теплоэнергии.
К основным предприятиям жилищно-коммунального комплекса, представляющим интерес с точки зрения потенциальных инвесторов, относятся ОАО «Водоканал» и МУП «Тепло».
ОАО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (ОАО «Водоканал») является правопреемником ГУП «Водоканал». 100 % акций предприятий, находящихся в государственной собственности РА, распоряжением Правительства РА в 2006 г. были переданы муниципальному образованию «г. Горно-Алтайск». Собственником (учредителем) предприятия является РА. Полномочия собственника от имени РА осуществляет Администрация г. Горно-Алтайска и Министерство имущественных отношений РА.
Предприятие осуществляет деятельность по следующим направлениям: сбор и очистка воды, распределение воды, удаление и обработка сточных вод, производство земляных работ, производство общестроительных работ, изготовление водоразборных колонок, капитальный ремонт глубинных и центробежных насосов для третьих лиц, осуществление контроля за техническим состоянием систем водоснабжения и водоотведения, рациональным и эффективным использованием питьевой воды потребителями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также соблюдением установленных им лимитов.
Источники водоснабжения — водозаборы подземных вод (всего в г. Горно-Алтайске 37 скважин). Из скважин вода подается непосредственно в водопроводную сеть. В городе имеются контррезервуары на 2 000 м3 воды. Общая протяженность водопроводных сетей г. Горно-Алтайске — 72,5 км. Централизованная канализация имеется только в г. Горно-Алтайске. Протяженность канализационных сетей — 27,1 км.
Основные средства предприятия имеют значительный уровень износа: по водопроводным сетям и сооружениям — более 53 %, по канализационным — более 63 %, в целом по предприятию — более 59 %. Здания производственной базы введены в эксплуатацию в 1986 г., водозаборы — в 1973 — 1976 гг., основные водопроводные сети эксплуатируются с 1973 г. Около 40 % транспортных средств изношены на 100%.
Предприятие работает по экономически обоснованным тарифам, которые рассматриваются
экспертной комиссией по рассмотрению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ Республики Алтай, и утверждаются органами местного самоуправления.
Администрацией г. Горно-Алтайска осуществляется тарифная политика в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай, решениями и постановлениями администрации г. Горно-Алтайска. В части жилищно-коммунальных услуг администрация г. Горно-Алтайска утверждает нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию).
Динамика тарифов на услуги по водоснабжению приведена в таблице.
Основной проблемой, влияющей на результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, является высокий уровень износа сооружений и сетей водопровода и канализации. На предприятии не формируется ремонтный фонд, хотя специфика основных фондов, имеющих длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки, а также высокую стоимость ремонтов, предполагает накопление средств на ремонт и их использование в течение срока службы фондов.
Деятельность МУП «Тепло» связана с организацией работ по бесперебойному снабжению потребителей, имеющих единые с предприятием сети теплоснабжения тепловой энергией и горячей водой. К основным видам деятельности относятся: выработка и реализация тепловой энергии предприятиям, организациям, населению; подача горячей воды населению, коммунально-бытовым предприятиям; выполнение работ по ремонту котельных и тепловых сетей.
Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет установленного норматива отчисления от дохода предприятия в соответствии с выполненными объемами работ и услуг. Учредитель — администрация г. Горно-Алтайска. Основные источники финансовых ресурсов: прибыль, амортизационные отчисления, средства, поступившие от населения и других потребителей в качестве оплаты за полученную тепловую энергию, субвенции федерального бюджета, средства республиканского и местного бюджетов.
МУП «Тепло» представляет собой предприятие централизованного теплоснабжения, в состав которого входят районная котельная с 8 тепловыми пунктами и котельная №1. В качестве топлива обе котельные используют каменный уголь. Котельные предназначены для выработки тепловой энергии, используемой для отопления и горячего водоснабжения районов г. Горно-Алтайска. Потребители — жилой сектор и различные коммунально-бытовые, административные, общеобразовательные и прочие учреждения.
В странах с развитой рыночной экономикой предприятия, оказывающие услуги по водо- и теплоснабжению, являются весьма рентабельными. Охарактеризованные выше ОАО «Водоканал» и МУП «Тепло» прибыльными организациями коммунального комплекса могут стать только после проведения модернизации и реконструкции инфраструктурных систем данных предприятий. Для этого нужны инвестиции, которые могут быть как частными, так и государственными. При этом государство как собственник предприятий в большей степени ответственно перед конечным потребителем коммунальных услуг за инвестиционные процессы в данной отрасли.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения за 2003 — 2006 гг.
Показатель Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения
2003г. 2004г. 2005г. 2006г.
Водоснабжение
Среднегодовой тариф для населения, руб. 6,84 8,01 10,46 12,05
Процент оплаты населением, % 70 80 80 83,5
Среднегодовой тариф для коммунально-бытовых предприятий, руб. 7,16 8,39 10,46 12,05
Среднегодовой тариф для прочих потребителей, руб. 8,79 10,30 10,46 12,05
Водоотведение
Среднегодовой тариф для населения, руб. 5,31 5,77 7,37 8,48
Процент оплаты населением, % 70 80 80 83,5
Среднегодовой тариф для коммунально-бытовых предприятий, руб. 5,56 6,06 7,37 8,48
Среднегодовой тариф для прочих потребителей, руб. 6,82 7,43 7,37 8,48
Предприятия жилищно-коммунальной сферы как объект инвестиций должны представлять собой интерес для инвесторов по нескольким причинам:
• предприятия являются естественными локальными монополистами и имеют гарантированный рынок сбыта, поскольку потребители не могут отказаться от предоставляемых этими предприятиями услуг.
• за свои услуги, отпускаемые потребителям, прежде всего населению, предприятия имеют устойчивую часть поступлений в виде «живых денег». Эти платежи прогнозируемы, своевременны и стабильны.
Необходимость модернизации устарелых фондов городской инфраструктуры можно рассматривать как преимущество предприятий коммунального хозяйства перед другими объектами инвестиций. Замена устаревших инженерных сетей и оборудования может привести к значительному снижению себестоимости производства услуг и тем самым сгенерировать значительную экономию финансовых ресурсов. Такие предприятия могут быть привлекательными с точки зрения инвестирования.
Ситуация в российском ЖКХ представляет собой замкнутый круг: инвесторы не желают вкладывать средства в нерентабельные отрасли, а отрасль не станет рентабельной, если в нее не вложить средств. Показатели доходности в отраслях жилищно-коммунального комплекса уступают аналогичным в других отраслях, соответственно, капитал перетекает из отраслей с низкой доходностью в отрасли с высокой доходностью. Тем более что инвестиционный риск высок.
Одной из причин нежелания инвестировать средства является существование больших задол-
женностей в отрасли. Выходом из ситуации может стать реструктуризация долгов, а также разработка механизма реализации этой меры.
Вложение в отрасль предполагает большой период оборачиваемости средств, а также нега-рантируемость их возврата. Приток инвестиций в коммунальные предприятия зависит от системы регулирования тарифов в других подсекторах жилищно-коммунального комплекса. Однако услуги и ресурсы, предоставляемые жилищно-коммунальным комплексом народному хозяйству, останутся всегда востребованы, т. е. спрос на эти услуги стабильно высок.
Таким образом, острая необходимость инвестирования в жилищно-коммунальную сферу действительно существует. Главной задачей становится определение инвесторов и способов их привлечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзинова И. М. Некоторые социально-экономические и территориальные аспекты реформы ЖКХ. // Проблемы прогнозирования. М.: 2004. — № 6. - С. 83 - 98.
2. Гуртов В. О. состоянии жилищно-коммунального комплекса // Экономист: Науч. -практ. журн. — М.: Медиа-Пресса, 2004. № 7. - С. 47 - 54.
3. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай: Стат. сборник /Комстат Республики Алтай. — Горно-Алтайск, 2004. - 70 с.
4. Ханжина М. А. Рыночные механизмы функционирования и развития ЖКХ: Монография / Ханжина М. А., Мамченко О. П. — Барнаул: Аз Бука, 2004. — 152 с.