Научная статья на тему 'Анализ современного состояния жилищнокоммунального хозяйства и тарифной политики в республике Дагестан'

Анализ современного состояния жилищнокоммунального хозяйства и тарифной политики в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TARIFF REGULATION / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / REPUBLIC OF DAGHESTAN / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖКХ / PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / FEDERAL TARGET PROGRAMS / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY SAVING / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / WATER SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанова Мадина Мухидиновна

В статье рассматривается состояние жилищно-коммунального хозяйства в Республике Дагестан, выявлены основные проблемы, характерные для современного этапа развития этой сферы, определены приоритетные направления совершенствования тарифной политики и управления развитием ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AND TARIFF POLICY IN THE REPUBLIC OF DAGHESTAN

In article the condition of housing and communal services in the Republic of Daghestan is considered, the main problems, characteristic for the present stage of development of this sphere are revealed, the priority directions of improvement of tariff policy and management of development of housing and communal services are defined.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния жилищнокоммунального хозяйства и тарифной политики в республике Дагестан»

УДК 332.81 ББК 65.31

Шабанова М.М.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Shabanova M.M.

THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AND TARIFF POLICY IN THE REPUBLIC OF DAGHESTAN

В статье рассматривается состояние жилищно-коммунального хозяйства в Республике Дагестан, выявлены основные проблемы, характерные для современного этапа развития этой сферы, определены приоритетные направления совершенствования тарифной политики и управления развитием ЖКХ.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, тарифное регулирование, Республика Дагестан, проблемы развития ЖКХ, Федеральные целевые программы, энергосбережение, водоснабжение.

In article the condition of housing and communal services in the Republic of Daghestan is considered, the main problems, characteristic for the present stage of development of this sphere are revealed, the priority directions of improvement of tariff policy and management of development of housing and communal services are defined.

Key words: housing and communal services, tariff regulation, Republic of Daghestan, problems of development of housing and communal services, Federal target programs, energy saving, water supply.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Республике Дагестан уже прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления организаций жилищно-коммунального комплекса и развития конкурентных рыночных отношений.

В результате реформирования жилищно-коммунального хозяйства в республике создано 13 акционерных обществ, 172 товарищества собственников жилья, 82 управляющие компании и 326 единиц частных малых предприятий, оказывающих услуги населению. Выросли инвестиции из бюджетов всех уровней по федеральным и местным программам 17,0 процентов. Физические объемы оказываемых населению коммунальных услуг возросли на 17,6 процента

[3].

В республике по федеральным, республиканским и муниципальным про-

граммам проведены мероприятия по развитию и сдерживанию роста износа коммунальной инфраструктуры.

В рамках реализации ФЦП «Юг России» на 2008-2012 годы и подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в составе ФЦП «Жилище» велось строительство шести групповых водопроводов и семи канализационных очистных сооружений в гг. Махачкале, Хасавюрте, Кизляре, Дербенте, Буйнакске, Избербаше и Дагестанские Огни. Ввод объектов панируется в 2013-2015 гг. [1].

Проведенные мероприятия по закупке автотранспортных средств и коммунальной техники позволили дополнительно обеспечить спецавтохозяйства городских округов и муниципальных районов 138 ед. коммунальной техники.

Вместе с тем обеспечение требуемого качества жилищно-коммунальных услуг, надежности и повышения энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры на сегодняшний день не достигнуто. Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Дагестана, все же, является недостаточной и неэффективной. 43% предприятий жилищно-коммунального комплекса республики являются убыточными. В некоторых муниципальных образованиях, участвующих в республиканских программах по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, количество организаций коммунального комплекса с коммерческой составляющей не доведено до 80% от общего количества действующих на территории муниципального образования.

Также существует задолженность перед поставщиками газа у предприятий и населения Дагестана, которая составляет более 10 миллиардов рублей, долги за потребленную электроэнергию в регионе превысили миллиард рублей.

С 2011 года в коммунальной отрасли республики функционируют 135 муниципальных унитарных предприятий, что составляет 71 процент от общего количества предприятий ЖКХ. Они являются непривлекательными для инвесторов и не несут достаточной финансовой ответственности за качество предоставляемых услуг.

Еще одна проблема в сфере ЖКХ, это многочисленные препятствия, создаваемые при регистрации и работе товариществ собственников жилья.

Практически все поставщики коммунальных услуг являются монополистами и отказываются заключать договора с ТСЖ, если и дается согласие на заключение договоров, то на невыгодных им условиях.

Износ основных фондов коммунального хозяйства остается высоким и составляет 77 процентов. В большинстве котельных и насосных станций еще функционирует котельное и насосное оборудование устаревших модификаций с низким коэффициентом полезного действия (0,6 - 0,7), требует немедленной замены около 30 процентов теплопроводов, 70 процентов электротехнического оборудования и 40 процентов сетей водоснабжения и канализации.

Расход энергетических ресурсов в коммунальных предприятиях на 5-10 процентов выше, чем в других регионах.

В результате, потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, составили по воде - 31,4 процента, теплу - 25,4 процента, или в денеж-

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. №4 (35), 2014

ном выражении более 400 млн. рублей. Наибольшие потери отмечены в городах Махачкале, Дербенте, Южно-Сухокумске, Буйнакском, Казбековском и других районах.

Как видно из данных, приведенных в таблице 1 , удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг в процентах от общей суммы потребительских расходов в Республике Дагестан (5,9%) ниже, чем в целом по РФ 9 (8,8 %), но в 5,9 раз этот показатель ниже в Чеченской республике (1%) [3]. Таблица 1 - Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-

коммунальных услуг

(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)

В процентах от общей суммы потребительских расходов В процентах от общей суммы расходов на оплату услуг

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Российская Федерация 4,6 8,3 7,7 8,7 9,2 9,5 8,8 34,3 35,5 30,0 32,6 34,4 35,9 34,1

СевероКавказский федеральный округ 7,6 8,7 8,5 40,1 43,2 40,9

Республика Дагестан 3,2 2,7 3,8 4,8 4,6 5,7 5,9 62,1 28,2 38,0 42,8 44,4 53,3 47,9

Республика Ингушетия 2,4 2,2 4,0 4,7 6,9 4,5 5,9 39,9 27,8 41,3 46,7 50,7 45,1 58,4

Кабардино-Балкарская Республика 4,4 8,8 7,8 9,0 8,5 10,0 8,6 40,7 40,2 34,7 39,1 40,5 44,0 39,9

Карачаево-Черкесская Республика 5,7 7,3 6,6 6,8 8,2 10,4 8,7 51,5 34,6 32,0 37,3 43,3 46,9 46,2

Республика Северная Осетия - Алания 2,9 7,1 5,8 8,5 8,3 8,6 9,0 23,1 28,3 25,7 31,5 32,3 29,0 33,9

Чеченская Республика 1,0 1,0 0,6 2,1 1,0 5,8 9,9 10,9 25,2 12,4

Ставропольский край 6,9 9,0 8,4 8,8 8,7 10,4 10,2 42,6 41,3 33,8 36,5 40,0 43,3 39,4

По данным на 2012 год около 30% проб питьевой воды не отвечают требованиям санитарных норм и правил. Данная проблема в первую очередь связана с антропогенным загрязнением источников водоснабжения, дефицитом питьевой воды, неэффективностью или отсутствием систем водоподготовки, низкой степенью санитарной надежности разводящих водопроводных сетей, а также с нерациональным расходом воды питьевого качества на промышленные и сельскохозяйственные нужды. Рост численности населения и расширение площадей населенных пунктов привели к тому, что республика постепенно превращается в регион с недостаточным водопотреблением, а в ряде населенных пунктов дефицит воды стал просто катастрофическим.

В городах и районах республики эксплуатируются 345 систем централизо-

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. №4 (35), 2014

ванного водоснабжения, 561 комплекс отдельных водопроводных сетей суммарной мощностью 877,5 тыс. куб. м/сутки, 9 канализационных сооружений общей мощностью 165 тыс. куб. м/сутки. Общая протяженность водоводов и водопроводных сетей составляет 12274 км. Это говорит о том что, обеспеченность населения республики питьевой водой остается неудовлетворительной. Более 80% действующих в республике систем водоснабжения построены в 7080-е годы прошлого столетия и ныне находятся в крайне плохом состоянии. Удельный вес протяженности водопроводных сетей, находящихся в аварийном состоянии и подлежащих замене, в общем протяжении сетей составил 40,8 %, а канализационных - 39,3 %. Между тем, объемы выполненных работ по замене водопроводных сетей составили по городам 2 % при необходимой годовой норме 5 %.

Если говорить о тарифах на услуги водоснабжения что в Дагестане они самые низкие среди регионов Северо-Кавказского федерального округа, как и тарифы на электроэнергию, (табл. 2, 3) и в два раза ниже, чем в целом по России, и при относительно невысоких тарифах потребление воды в гг. Махачкала, Ки-зилюрт, пп. Шамилькала, Дубки в 1,5-2 раза превышает потребление воды в городах развитых стран [2].

Таблица 2 - Индексы цен и тарифов на отдельные группы жилищно-коммунальных услуг в Республике Дагестан на конец периода

(на конец года; рублей за один вид услуг)

2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Плата за жилье в домах

государственного и муниципального жилищных фондов, м2 общей 3,45 6,35 6,57 7,58 7,85 8,44 9,22

площади

Водоснабжение

холодное и водоотведение, за месяц с 47,85 69,32 76,19 96,50 112,68 128,24 116,20

человека

Отопление, за м общей площади 6,56 7,93 10,13 12,39 14,27 16,10 15,92

Газ сетевой, за месяц с человека 29,04 37,59 45,39 56,00 68,60 77,64 87,41

Электроэнергия (основной тариф в квартирах без электроплит), за 100 кВт.ч 60,00 79,00 96,00 122,00 153,00 168,19 178,00

Отсутствие четко отрегулированных обязательств приводит к тому, что никто не несет ответственность за предоставление потребителю некачественных услуг.

При этом, ежегодно в республике вводится в эксплуатацию от 70 до 245 км водопроводного пути, строятся очистные сооружения.

Актуален и своевременен в сложившихся условиях государственный проект РФ от 27.08.10 г. «Водная стратегия РФ на период до 2020 г.», а также госпрограмма «Чистая вода», направленная на реформирование и модернизацию

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. №4 (35), 2014

сектора водоснабжения и водоотведения, проект которой предложен Минэкономразвития РФ Правительству РФ 12.11.2009 г.. Министерством ЖКХ был разработан и представлен экспертной группе региональных проектных программ проект республиканской программы «Чистая вода», рассчитанный на 5 лет.

Таблица 3 - Уровни тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг по регионам Северо-Кавказского федерального округа в декабре 2011

года

Содержа- Плата за Плата за Плата за Плата за Плата за

ние и ремонт жи- водо-снабже- отопление, за 1 горячее водоснаб- газ сетевой, с электричество (основ-

лья ние и ка- м2 общей жение, с челове- ной тариф в

в государ- нализа- площади человека ка квартирах

ственном цию, с без электро-

и муниципальном человека плит), 100 кВт/ч

ж/ф, за 1м2 общей

площади

Республика Дагестан 6,24 128,24 16,10 156,40 77,64 168,19

Республика Ингушетия 3,36 148,55 23,07 127,33 30,00 234,00

Кабардино-Балкарская 6,33 132,57 14,76 211,50 34,89 254,00

Республика

Карачаево-Черкесская 10,38 196,14 18,37 210,88 31,46 275,00

Республика

Республика Се-

верная 9,31 140,16 11,41 215,48 42,04 268,00

Осетия-Алания

Ставропольский край 12,46 432,22 19,23 239,43 35,60 282,00

Чеченская республика 9,77 138,19 18,69 283,40 36,72 180,00

Одной из главных причин сложившейся ситуации является отсутствие на местах программного подхода к поэтапному восстановлению систем жизнеобеспечения.

Так, в городах Махачкале, Кизилюрте, Хасавюрте, Избербаше нормативы водопотребления и водоотведения превышают в 1,5-2 раза их фактическое потребление населением. Ни в одном муниципальном образовании в установленном порядке не проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса.

Ни в одном муниципальном образовании республики до настоящего времени не были разработаны комплексные инвестиционные программы развития коммунальной инфраструктуры. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства оказывают коммунальные услуги населению без утвержденных производ-

ственных программ.

В результате органы местного самоуправления необоснованно завышают нормативы потребления коммунальных услуг.

Собираемость платежей с населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги остается низкой. Наименьший процент собираемости платежей отмечен в гг. Махачкале, Избербаше, Буйнакске.

В результате систематических неплатежей за поставленную воду потребителям г. Буйнакска, пос. Дубки, попутных абонентов Буйнакского, Кизилюр-товского, Кумторкалинского районов задолженность ГУП «Дагводоканал» превысила 90 млн. руб., и предприятие не имеет возможности реализовать инвестиционные проекты по использованию новейших технологий обеззараживания воды по водоводам Миатли - Махачкала, закупать необходимое оборудование, производить капитальный и текущий ремонт насосной станции «Чиркейская», а также обеспечить своевременную оплату потребленной электроэнергии ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания».

Надо отметить тот факт, что главная цель реформы - 100% оплата населением услуг ЖКХ, в регионе достигнута, несмотря на низкий уровень жизни (табл. 4) [3].

Таблица 4 - Уровень возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг по Российской Федерации и республикам

Северо-Кавказского федерального округа в 2012 году (в процентах)

Жилищ-ные услуги Комму муналь наль-ные услуги из них

водо-снабжение водо-отведение (кана-лиза-ция) элек-трос-наб-жение отопление горячее водо-снабжение газ сетевой

Российская Федерация 85 91 95 94 88 90 91 99

Северо - Кавказский федеральный округ 98 98 99 99 96 95 96 100

Республика Дагестан 100 100 100 100 100 100 100 100

Республика Ингушетия 100 100 100 100 100 100 100 100

Кабардино-Балкарская Республика 99,9 99 95 93 100 99,7 98 100

Карачаево-Черкесская Республика 100 79 97 97 60 62 78 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Северная Осетия -Алания 99,9 99 98 99,9 100 99,9 100 100

Чеченская Республика 87 97 91 91 98 90 65 100

Ставропольский край 99,5 99,6 100 100 98 100 100 100

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. №4 (35), 2014

Повысить эффективность и надежность работы коммунальной инфраструктуры и изменить ситуацию в отрасли возможно путем реализации республиканских и муниципальных программ в составе федеральных целевых программ «Чистая вода» на 2011-2017 годы и «Комплексная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

В настоящий момент экономические и политические перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса выглядят более благоприятно, чем в предыдущие годы. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, подавляющее большинство территорий России вышли на 90-процентный уровень оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Во-вторых, на федеральном уровне существует реальная политическая воля коренным образом изменить ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе.

В-третьих, растущий интерес бизнеса, с одной стороны, и активность населения как потребителя услуг, с другой, ограничивают административный ресурс управления ЖКХ.

На местном уровне все больше появляется примеров успешного решения проблем жилищного сектора рыночными методами. И эта тенденция носит достаточно устойчивый характер. Для закрепления и развития отмеченных тенденций необходимо проводить на государственном и муниципальных уровнях адекватную политику, подразумевающую решение как приоритетных, не терпящих отлагательства задач, так и задач стратегически направленных на обеспечение устойчивости и необратимости реформ.

Финансовое оздоровление предприятий ЖКК включает в себя инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию накопившейся многолетней задолженности. Без решения этой первоочередной задачи никакие другие мероприятия не дадут положительного эффекта. Решение ее возможно только на основе эффективной тарифной политики, которая должна включать в себя следующие направления ее совершенствования:

- переход на систему адресных жилищных субсидий, зачисляемых на персонифицированные счета граждан;

- введение государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий (поставка электроэнергии и природного газа) и ежегодное установление федеральным законом предельной стоимости ЖКУ на один кв. метр жилой площади дифференцированно по субъектам РФ;

- переход с бюджетной на заемную основу инвестирования отраслей ЖКК (концессионные механизмы) с частичным бюджетным софинансированием;

- передача управления многоквартирными домами с разным набором собственников от муниципальных органов к собственникам помещений;

Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнимость производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период регулирования. Для этого система тарифного регулирования должна:

- стимулировать коммунальные предприятия к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

- способствовать привлечению инвестиций в коммунальные предприятия;

- обеспечивать коммунальным предприятиям формирование достаточного для реализации поставленных перед ними целей объема финансовых ресурсов;

- учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства;

- иметь встроенные механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на коммунальные услуги;

- формировать механизм выявления заведомо нерациональных затрат;

- осуществлять поиск компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;

- обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов;

- обеспечивать публичность процесса формирования тарифов;

- способствовать созданию единых муниципальных баз информационных ресурсов, обеспечивающей использование достоверных и непротиворечивых данных для разработки и актуализации муниципальной и региональной программы развития жилищно-коммунального хозяйства, расчета критериев доступности, долгосрочного тарифного регулирования, планирования объемов и форм социальной поддержки, начисления и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Библиографический список

1. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 20102020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р.

2. Дагестан в цифрах. Краткий статистический сборник. - Махачкала. - 2013.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.