Вестник ОрелГАУ, 3(54), Июнь 2015, http://dx.doi.org/10.15217/48484 УДК / UDC 631.15
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND ADVISORY SERVICES FOR AGRICULTURAL PRODUCERS OF OREL REGION
Антошин К.А., аспирант Antoshin K.A., Post-graduate student Орловский государственный аграрный университет, Орел, Россия
Orel State Agrarian University, Orel, Russia E-mail: kugar88@list.ru
АННОТАЦИЯ
В статье обоснованы основные направления развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей. Определена стратегическая цель развития информационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве Орловской области, в основу которой положено создание экономических условий для повышения инновационной активности аграрных производителей, включая сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, и личные подсобные хозяйства. Особое внимание уделено субъектам оказания консультационных услуг, так как на рынке этими видами деятельности могут и должны заниматься помимо специализированных организаций специализированные ВУЗы, НИИ, малые инновационные предприятия. Также в статье представлены практические рекомендации по развитию информационно-консультационной деятельности для продвижения и внедрения инновации в сельскохозяйственное производство.
ABSTRACT
The article substantiates the main directions of development of information and advisory services agricultural producers. Particular attention is given to subjects advisory services, as the market these activities can and should be dealt with in addition to specialized organizations specialized universities, research institutes, small innovative companies. The article also provides practical recommendations for the development of information and advisory activities for the promotion and implementation of innovations in agricultural production.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Консультационные службы, инновации, экономика, сельское хозяйство, эффективность.
KEY WORDS
Advisory services, innovation, economics, agriculture, efficiency.
Целью стратегии развития информационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве Орловской области является создание экономических условий для повышения инновационной активности аграрных производителей, включая сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, и личные подсобные хозяйства.
Основной движущей силой развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей является проведение практически значимых исследования, с относительно недорогой стоимостью внедрения в хозяйственную деятельность инноваций.
Комплексное решение указанных приоритетных направлений развития спроса на информационно-консультационное обслуживание может обеспечить повышение активности и эффективности научных исследований в аграрной сфере.
При организации информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве необходимо сформировать кадровый потенциал, как из специалистов-универсалов, так и из узких специалистов по конкретным вопросам инновационного развития. Такой подход позволит максимально использовать рабочее время сотрудников, так как вопросы, с которыми приходят потенциальные клиенты, могут лежать в различных областях знаний и могут требовать различной глубины проработки. В тоже время, содержать огромный штат, высокооплачиваемых профессионалов при современном спросе на консультационные услуги и финансовом положении большинства сельскохозяйственных производителей, информационно-консультационным службам не целесообразно. В этой связи оказание данных услуг работниками отраслевых ВУЗов и НИИ, осуществляемыми в рамках работы малых инновационных предприятий, видится достаточно перспективным направлением.
Основными направлениями развития консультационной деятельности в отраслях сельского хозяйства являются следующие:
1. Сельскохозяйственные организации используют потенциальные возможности ученых и консультантов для повышения генетического потенциала животных и растений на основе использования в производственной деятельности урожайных сортов культур, продуктивных пород в отраслях животноводства, внедрения современных подходов к селекционно-племенной работе, обоснование получения статуса племенных и селекционных организаций для сельскохозяйственных производителей.
2. Значительным спросом пользуются услуги по организации эффективного кормопроизводства, целью которого является максимально полное и экономически целесообразное обеспечение потребностей животноводства кормами.
3. Разработка комплексной программы восстановления и развития животноводческих комплексов и птицефабрик, осуществляющих производство продукции животноводства на базе освоения современных индустриальных, ресурсосберегающих технологий и инновационных процессов на специализированных предприятиях; разработка мер по стимулированию технической модернизации растениеводства с целью внедрения ресурсосберегающих технологий.
4. Разработка организационно-экономического механизма, включающего обоснованные цены на реализуемую продукцию, налоги, субсидии; государственная поддержка производства, переработки и реализации товарной продукции, материальной заинтересованности товаропроизводителей, повышения квалификации кадров, их заинтересованности в эффективности производства.
5. Разработка и реализация программ, связанных с биологическими, биодинамическими, органическими и адаптивными системами земледелия, а также системами низкозатратного устойчивого сельского хозяйства; разработка программы ветеринарно-санитарного оздоровления животноводческих ферм при выполнении комплекса мер на основе осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий и соответствующего контроля органами ветеринарно-контрольной службы в регионах.
При формировании стратегических направлений развития информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе целесообразно выявить проблемы стоящие перед сельским хозяйством региона, сформулировать сильные и слабые стороны, влияющие на развитие рынка информационных услуг в сельском хозяйстве.
Для формирования обоснованной стратегии развития информационно-консультационной деятельности, направленной на активизацию инновационных
процессов в сельском хозяйстве целесообразно провести SWOT анализ инновационной активности и потенциала рынка консультационных услуг на уровне конкретного региона (таблица 1).
Таблица 1 - Стратегический (SWOT) анализ развития информационно-консультационной деятельности для сельскохозяйственного производства Орловской области
Сильные стороны Слабые стороны
1. Реализация областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». 2. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в организациях внедряющих инновационные технологии и современную технику. 3. Высокий научный потенциал НИИ и отраслевых учебных заведений, работающих в регионе. Недостаточность у большинства сельскохозяйственных производителей свободных денежных средств на привлечение высококлассных специалистов для развития своей деятельности. 2. Отсутствие инфраструктуры рынка информационных услуг. 3. Недостаточный уровень поддержки организаций, оказывающих консультационные услуги сельскохозяйственным производителям из регионального бюджета. 4. Недостаток в квалифицированных кадрах для осуществления консультационных услуг.
Возможности (О) Угрозы (^
1. Возможность и необходимость создания единого информационного портала для сельскохозяйственных производителей. 2. Интенсификация использования научного и консультационного потенциала всех субъектов консультационных услуг (НИИ, аграрного ВУЗа, малых инновационных организаций). 1. Вступление России в ВТО и потеря конкурентоспособности отечественных товаров. 2. Снижение уровня субсидий из регионального и федерального бюджетов.
Учитывая важность сельского хозяйства для Орловской области, необходимо сформулировать стратегические направления развития консультационной деятельности для внедрения инноваций в аграрный сектор экономики, в основе которого, должны стоять следующие основные вопросы:
- источники финансирования разработки инноваций на базе научных и образовательных центров Орловской области;
- способы продвижения инновационных разработок в производство;
- методики оценки эффективности использования консультаций специалистов для субъектов агробизнеса;
- механизмы государственного стимулирования работы консультирующих организаций.
На основе результатов SWOT анализа целесообразно сформулировать стратегические направления развития информационно-консультационной деятельности, как субъекта, продвижения инноваций в агробизнес.
Анализ сильных и слабых сторон сельского хозяйства Орловской области с точки зрения потенциала развития информационно-консультационной деятельности показывает, что:
- большинство сильных сторон не является преимуществами региона, так как они присущи и другим аналогичным регионам;
- большинство преимуществ нейтрализуется аналогичными недостатками, в частности недостаток собственных финансовых ресурсов у сельскохозяйственных производителей, уровень государственной поддержки, неразвитость информационной инфраструктуры.
Однако, необходимо отметить достаточный потенциал для развития эффективного развития информационно-консультационной деятельности в аграрной сфере, что связано в первую очередь с функционированием в Орловской области ФГБОУ ВПО ОрелГАУ; отраслевых НИИ, таких как ГНУ ВНИИЗБК, ГНУ ВНИИСПК, ВНИИ социального развития села; отделов Всероссийских отраслевых НИИ (отдела экономических проблем материально-технической базы АПК, ГНУ ВНИИЭСХ; научный сектор ГОСНИТИ, Орловский отдел ВИЖ); малых инновационных предприятий
специализирующихся на решении проблем аграрных предприятий (ООО «Научная компания «ИНТЭКОС», ООО «Научная компания «Наука и образование», ООО «ПродБио», ООО «Ветеринарный лечебно-диагностический центр», ООО «ПрофБух», ООО «МЦНТ «Внедрение», ООО «НПП «Наукоемкие технологии», ООО «НиКа-дизайн», ООО «Стройпроект-5» при ОрелГАУ».
Таблица 2 - Обоснование стратегии развития информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства Орловской области на базе анализа соотношений сильных и
слабых сторон с возможностями и угрозами
"Сила" "Слабость"
SO WO
Экстенсивный рост производства и интенсификация использования производственных мощностей в условиях жёсткой конкуренции требует освоение новых технологий и внедрения инноваций посредством привлечения специалистов информационно-консультационных служб. Потребность в привлечении государственной поддержки для развития сельского хозяйства увеличивает необходимость обоснования стратегий развития сельского хозяйства и разработки регионально значимых программ. Для подготовки данных документов целесообразно привлечь учёных консультационных организаций (ВУЗов, НИИ, малых инновационных предприятий) Отсутствие финансовых возможностей сельскохозяйственных производителей для привлечения высококвалифицированных консультантов и освоения инноваций должно нивелироваться мерами государственной поддержки. Развитие консультационной деятельности невозможно без общедоступной информационной поддержки, которую может обеспечить Интернет и региональные средства массовой информации. Возможности (О)
ST WT
Необходимо создать единое информационное поле между субъектами агробизнеса, такими как сельскохозяйственные производители (крупные, средние и малые формы), перерабатывающие и сбытовые организации, логистические фирмы, федеральные и региональные органы управления АПК, в противном случае развитие рынка будет стихийным, будет наблюдаться непредсказуемость спроса, предложения и цены на сельскохозяйственную продукцию. Активизация консультационной работы отраслевых НИИ и ВУЗов с одной стороны будет способствовать внедрению созданных инноваций в сельское хозяйство, с другой стороны может произойти смещение акцентов работы научных центров от разработки новых интелектуальноёмких продуктов к вопросам продвижения ранее созданных. Работа в условиях ВТО требует от сельскохозяйственных товаропроизводителей усиления конкурентных преимуществ и снижения негативных факторов, влияющих на эффективность производства, это требует интенсивного обновления производственного процесса. Ограничения ВТО, дефицит бюджетных средств на федеральном и региональном уровне не позволяют в полной мере реализовывать потенциал «зелёной» корзины государственной поддержки, к которой, безусловно, относятся меры по стимулированию продвижения и освоения инноваций, использованию интеллектуального потенциала учёных отраслевых НИИ, ВУЗов и малых инновационных предприятий, оказывающих методическую и консультационную помощь производству. "Угрозы" (Т)
Таким образом, имидж Орловской области как региона с высоким экономическим потенциалом в аграрной сфере предполагает выполнение ряда организационно-экономических условий, способствующих развитию консультационной деятельности, направленной на инновационное развитие сельского хозяйства. Нами определены организационно-экономические условия, влияющие на развитие консультационной деятельности в сельском хозяйстве представлены на рисунке 1.
К ключевым факторам, определяющим перспективы развития сельскохозяйственного консультирования нами отнесены, в большей степени формирующие инновационную среду в регионе. Так в Орловской области наблюдается существенные различия уровня эффективности сельскохозяйственного производства, причиной которого является освоение передовыми хозяйствами современных технологий, приобретение новой техники, что обеспечивает снижение себестоимости и повышение востребованности продукции. Важным фактором является наличие в
орловском регионе аграрного ВУЗа, представляющего собой научно-образовательный комплекс, кадровый и технический потенциал которого могут обеспечить качественные и востребованные научные исследования, направленные на рост эффективности сельского хозяйства. Также в регионе функционируют аграрные НИИ всероссийского уровня, обладающие интересными с точки зрения экономики сельского хозяйства результатами научной деятельности. Уровень развития информационной инфраструктуры, на наш взгляд, является в Орловской области тормозящим фактором развития консультационной деятельности.
Таким образом, для эффективного развития консультационной работы для эффективного развития сельского хозяйства в Орловской области необходимо создать информационную инфраструктуру и осуществлять целенаправленное государственное стимулирование развития организаций осуществляющих консультационную деятельность.
Для классификации субъектов, оказывающих консультационные услуги сельскохозяйственным производителям в Орловской области нами выбраны параметры, характеризующие их как с количественной стороны, так и с качественной.
Так, например, отчасти консультационную функцию на себя в регионе берет Департамент сельского хозяйства Орловской области. Данная структура является органом управления сельского хозяйства региона. Консультации в первую очередь осуществляет по вопросам государственной поддержки и по приоритетным направления развития сельского хозяйства, а также организовывает повышение квалификации специалистов. Связь с научными и образовательными учреждениями осуществляется посредством договорных отношений и межличностных контактов, а также через финансируемые темы в рамках работы Научно-технического совета Орловской области. Департамент сельского хозяйства обладает достаточно большим штатом сотрудников, причём часть из них имеют учёные степени, также следует указать, что в каждом районе Орловской области функционируют районные управления. Эти особенности Департамента сельского хозяйства позволяют ему формировать базу данных о проблемах внедрения современных технологий производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. В тоже время для Департамента осуществление консультационной деятельности не является уставной. В этой связи, считаем, что структуры управления АПК должны осуществлять стимулирующую функцию по развитию сельскохозяйственного консультирования.
Также консультационной деятельностью в сфере развития агробизнеса занимаются ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, ГНУ ВНИИЗБК, ГНУ ВНИИСПК и другие научные и образовательные центры. Существенным преимуществом подобных консультирующих организаций является значительный кадровый и технический потенциал. Эти структуры не ставят перед собой основной целью оказание консультационных услуг, причём их кадровый потенциал сформирован учёными, которые являются специалистами в создании новых, эффективных технологических решений, но зачастую не являются специалистами в продвижении данного продукта по конечного внедрения.
Созданные при ВУЗах малые инновационные предприятия обладают значительным потенциалом по созданию инновационных продуктов, но они ориентированы на его продвижение, новых технологий в производство посредством консультаций. Значительным преимуществом таких организаций является тесная привязка к деятельности ВУЗа и возможность использования в своей деятельности его научного и технического потенциала. В тоже время в таких организациях не формируется большой штат квалифицированных сотрудников, однако возможно беспрепятственное привлечение учёных ВУЗа для оказания консультационных услуг.
Консультационные организации, созданные обособленно на фоне своей самостоятельности, обладают рядом недостатков с точки зрения комплексности оказываемых услуг. Обычно такие организации специализируются на всех отраслях экономики и испытывают дефицит в квалифицированных кадрах узкой аграрной направленности. в этой связи их консультационная деятельность сводится к оказанию
юридических и бухгалтерских услуг, то есть с услугами не связанными с продвижением инноваций в сельское хозяйство.
По нашему мнению основными приоритетными направлениями развития сельскохозяйственного консультирования в Орловской области являются следующие:
- развитие собственной информационной базы посредством сбора информации о новых разработках учёных, готовых для внедрения;
- разработка и внедрение механизмов государственного стимулирования использования сельскохозяйственными производителями услуг консультантов, продвигающих инновации;
- разработка объективных критериев оценки эффективности деятельности информационно-консультационных служб, учитывающих общественную пользу, инновационную составляющую, доходность самих служб и рост эффективности сельскохозяйственного производства;
- создание особых условий для субъектов малого агробизнеса (ЛПХ и К(Ф)Х) при использовании услуг консультантов;
- формирование благоприятного имиджа консультантов посредством освещения их работы в СМИ и сети Интернет;
- создание и наполнение информационного портала научных, юридических, новшеств для села, позволяющего повысить информационную доступность как для субъектов агробизнеса, так и для жителей сельской местности;
- развитие центров научного обеспечения АПК и инновационных структур по созданию и освоению нововведений в сельском хозяйстве;
- развитие сети бизнес-инкубаторов (технопарков) как подготовительной площадки для малых предприятий в АПК;
- внедрение современных методик по организации подготовки и переподготовки кадров для АПК.
Естественно, рост спроса на консультационные услуги возможен лишь при активизации научных исследований, ориентированных на практическое внедрение в сельском хозяйстве, на основе инноваций с быстрой окупаемостью, и финансовой_ доступностью. Активная консультационная деятельность аграрных ВУЗов и НИИ способствует развитию рынка инноваций.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Злобин, Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области/Е.Ф. Злобин, А.А. Полухин // Экономические и гуманитарные науки.- 2010. -№5 с.78-84.
2. Лисютченко Н.Н. Экономическая оценка реализации технического потенциала сельского хозяйства Орловской области / Н.Н. Лисютченко, А.А. Полухин, // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, No. 1 (1) / 2012 page 18-20 http://www.rjoas.com/issue-2012-01.html.- 0,6 п.л., в т.ч. авторских 0,3 п.л.
3. Лисютченко Н.Н. Организационно-экономические основы энергосбережения в сельском хозяйстве / Н.Н. Лисютченко, А.А. Полухин, // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, No. 4 (4) / 2012 pp. 20-26, http://www.rjoas.com/issue-2012-04.html
4. Попова О.В. Опыт создания и функционирования инновационных структур в агропромышленном комплексе Орловской области/ О.В. Попова, А.А. Полякова// Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т. 6. HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=978213&selid=17079480"{ № 3. С. 44a-47.
5. Полухин, А.А. Инновации в агропромышленном комплексе России / А.А. Полухин, А.Ю. Крутиков // Аграрная Россия. - 2013. - №6 с. 40-42.
6. Полухин, А.А. Формирование технической базы для освоения ресурсосберегающих технологий в зернопроизводстве/ А.А. Полухин, А.Н. Ставцев// Вестник ОрёлГАУ. -2008. -№6 с. 23-26.
7. Полухин, А.А. Особенности использования технического потенциала сельского
хозяйства России на региональном уровне / А.А. Полухин // Образование, наука и производство. - 2013. - №2 с.22-29.
8. Полухин, А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области / А.А. Полухин// Современная конкуренция. -2010. - №3(21) с. 97-109.
9. Полухин, А.А. Перспективы развития аграрного рынка Орловской области / А.А. Полухин, А.И. Репичев // Региональная экономика: теория и практика. - 2011.-№8(191) с. 13-18.
10. Полухин, А.А. Технико-экономическая оценка способов содержания крупного рогатого скота / А.А. Полухин// Вестник ОрёлГАУ. - 2009. -№6 с. 56-59
11. Полухин, А.А. Основные направления воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства России / А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. -2012. -№12 с.57-63.
12. Полухин, А.А. Укрепление материально-технической базы производства зерна /.А. Полухин, А.В. Алпатов, А.Н. Ставцев // АПК: экономика, управление. - 2013. - №10 -с. 53-62.
13. Прока Н.И. Эффекивность использования ресурсного потенциала сельского хозяйства Орловской области / Н.И. Прока, А.А. Полухин, И.В. Страшко// Вестник Орел ГАУ. - 2010. - №6(27) с. 2-8.