ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
FORMATION OF THE MARKET ADVISORY SERVICES FOR THE INNOVATIVE
DEVELOPMENT OF AGRICULTURE
Антошин К. А., аспирант
Antoshin К. А., graduate student
ФГБОУ ВПО ОрелГАУ
OrelGAU
В статье обоснованы ключевые направления развития информационно-консультационного обслуживания агробизнеса. Особое внимание уделено рынку консультационных услуг, спросу и предложению на нем. Также в статье представлены практические рекомендации по созданию системы информационно-консультационного обслуживания субъектов агробизнеса структурами, создающими и продвигающими инновации.
The article substantiates the key areas of information and advisory services agribusiness. Particular attention is paid to the consulting market, supply and demand for it. The article also provides practical recommendations on the establishment of an information and consultation service entities agribusiness structures, creates and promotes innovation.
Ключевые слова: консультационные службы, инновации, экономика, сельское хозяйство, эффективность Keywords: advisory services, innovation, economics, agriculture , efficiency
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
УДК: 338.43
Рынок информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей на сегодняшний день во многих регионах является в определённой степени стихийным. Развитие системы информационно-консультационного обслуживания формируется в условиях обеспечения спроса и предложения. Спрос на эти услуги формируют сельскохозяйственные производители, нуждающиеся в научном обосновании направлений развития производства или решении конкретных краткосрочных задач. Предложение на этом рынке могут формировать специализированные консультационные службы, аграрные ВУЗы, отраслевые НИИ, малые инновационные предприятия, создаваемые при ВУЗах и НИИ.
На наш взгляд, основным тормозящим фактором, препятствующим развитию системы информационно-консультационного обслуживания, является неуверенность сельскохозяйственных производителей в эффективности освоения инноваций и результативности применения рекомендаций консультантов. Это зачастую связано с оторванностью научных исследований учёных от практики. В этой связи системное взаимодействие учёных, специалистов и сельскохозяйственных производителей при решении вопросов разного уровня только повысит эффективность, как научных исследований, так и результативность от внедрения в хозяйственную деятельность рекомендаций [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Отметим, что к основным направлениям консультационного обслуживания в инновационно-развивающемся сельском хозяйстве можно отнести:
- консультации и экономическое обоснование по вопросам технико-технологического переоснащения сельскохозяйственных производителей;
- обоснование внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- консультирование по вопросам сохранения и восстановления плодородия почв, предотвращение эрозии и других видов потери плодородия;
- формирование экономически и агротехнически обоснованной структуры посевных площадей и стада;
- формирование пакета документов и обоснование организационных аспектов по производству и выходу на рынок органической и экологически чистой продукции;
- разработка бизнес-планов, обоснование инвестиционных проектов, подготовка документов для участия субъектов агробизнеса в мероприятиях государственной поддержки развития АПК;
- усиление роли консультационных и научных организаций в активизации инновационной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- участие в разработке региональных и муниципальных программ развития АПК на основе внедрения инноваций и научной деятельности;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства по направлениям освоения инноваций, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований, так как целесообразно организовывать консультационную деятельность при аграрных ВУЗах силами научно-педагогических работников.
В тоже время конъюнктура рынка консультационных услуг в сельском хозяйстве, сформированная в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» диктует необходимость прямой поддержки фирм занимающихся консультационной деятельностью, а также необходимо предусмотреть меры по стимулированию сельскохозяйственных производителей по внедрению инноваций. Данные меры целесообразно реализовывать при государственной поддержке на федеральном и региональном уровне. Причем необходима разработка критериев, позволяющих определить уровень инновационной составляющей в консультационных услугах. По нашему мнению государственная поддержка развития информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства должна быть направлена на повышение наукоёмкости аграрного производства, на снижение ресурсоёмкости и рост эффективности.
Таким образом, критерием целесообразности и обоснованности государственной поддержки ин-
формационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве является внедрение принципиально новой сельскохозяйственной техники, освоение новых технологий в сельском хозяйстве, внедрение в производство новых пород животных и сортов растений, а также внедрение новых эффективных систем организации труда.
Приоритеты в продвижении аграрных инноваций базируются на переоснащении производства ресурсоэффективной техникой и оборудованием; внедрении технологий производства сельскохозяйственной продукции; диверсификации производства в направлении быстроокупаемых отраслей; производство высококачественной и конкурентоспособной продукции [9, 10, 11, 12].
Укажем, что любая консультационная деятельность должна быть эффективной с двух точек зрения: с точки зрения консультанта (платные консультации должны формировать его доход), с точки зрения пользователя услуг (консультации должны приводить к повышению экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности).
Отметим, что оценить эффективность консультационной деятельности возможно по эффективности внедрения конкретной инновации. Причем для повышения результативности консультационной деятельности необходимо развитие организационно -экономических связей на этапах создания научных знаний и внедрения их в хозяйственную деятельность, причём информационно-консультационная служба становиться связующим звеном между этими этапами (рис. 1).
Субъекты и факторы, напрямую или косвенно влияющие на развитие рынка консультационных
услуг
Министерство сельского хозяйства России (региона)
Инвестиционный Уровень развития
климат страны (ре- аграрной науки и
гиона) техники в стране
(регионе)
Доступность информации о научных достижениях и их эффективности
Субъекты оказания консультационных услуг сельскому хозяйству
Специализированные консультационные организации
Научные и образовательные центры
Отраслевые НИИ Аграрные ВУЗЫ
Малые инновационные организации
Сельскохозяйственные организации
Рисунок 1. - Элементы рынка консультационных услуг в сельском хозяйстве
Ценообразование консультационные услуги в сфере продвижения научного продукта может формироваться в условиях повышения инновационной активности в научно-технической деятельности и в производстве, стимулировать развитие инновационных процессов на всех стадиях на основе создания взаимного интереса всех его участников.
Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, необходимо предоставлять чёткую систему льгот по налогам, определить меры стимулирования инновационной деятельности на основе мотивации и заинтересованности работников. Важное значение имеет развитие инновационного предпринимательства во всех его формах как способа укрепления рыночных отношений в научно-технической сфере сельского хозяйства и создание благоприятного инвестиционного климата с рациональным сочетанием государственного финансирования науки.
При реализации инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона необходимо разграничение сфер ответственности различных ведомств и уровней управления научной деятельностью, их объединение усилий в развитии аграрного сектора и предусмотреть:
- использование различных видов стимулирования инновационной деятельности (специальное страхование рисков, освобождение от отдельных видов налогов в региональный бюджет и направление ее на модернизацию производства и др.);
- подготовку квалифицированных специалистов для инновационной деятельности;
- развитие объектов с высоким научным и производственным потенциалами и другое.
Развитое информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных производителей посредством внедрения результатов научных исследований, на основе высококачественных инноваций является главным стимулом к их финансированию, как с точки зрения государственной поддержки, так и с точки зрения коммерческого спроса.
Целесообразно создать рынок инноваций, что способствует их продвижению и на зарубежные рынки научно-технической продукции.
Отрицательно на развитие информационно-консультационных организаций влияют высокие затраты и длительные сроки окупаемости, отсутствие стимулов разработчиков для участия в консультационной деятельности, низкий уровень доверия в эффективности затрат на консультации организации, недостаток квалифицированного персонала, информации о новых достижениях науки, передовых технологиях, новых рынках сбыта.
Совершенствование планирования развития консультационной деятельности следует с учётом разработки планов освоения инноваций непосредственно в производстве, а не только их создания.
Для сохранения перспективных источников финансирования следует обеспечить государственное финансирование на этапе научных изысканий и ча-
стичное государственное финансирование на этапе внедрения результатов в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий, вследствие недостаточной ментальной готовности к внедрению инноваций и низкой платежеспособности сельскохозяйственных предприятий.
Таким образом, формирование рынка информационно-консультационных услуг для сельского хозяйстве лежит не только и не столько в плоскости коммерчески привлекательного бизнеса, сколько в плоскости потребности внедрения и освоения инноваций для повышения конкурентоспособности российского сельского хозяйства.
Литература:
1. Попова О.В. Опыт создания и функционирования инновационных структур в агропромышленном комплексе Орловской области/ О.В. Попова, А.А. Полякова//Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т. 6. № 3. С. 44a-47.
2. Злобин, Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области/Е.Ф. Зло-бин, А.А. Полухин// Экономические и гуманитарные науки.- 2010. -№5 с.78-84
3. Полухин, А.А. Формирование технической базы для освоения ресурсосберегающих технологий в зернопроизводстве/ А.А. Полухин, А.Н. Ставцев//Вестник ОрёлГАУ. - 2008. -№6 с. 23-26
4. Полухин, А.А. Особенности использования технического потенциала сельского хозяйства России на региональном уровне / А.А. Полухин // Образование, наука и производство. - 2013. - №2 с.22-29
5. Полухин, А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области / А.А. Полухин// Современная конкуренция. - 2010. - №3(21) с. 97-109
6. Полухин, А.А. Перспективы развития аграрного рынка Орловской области / А.А. Полухин, А.И. Репичев // Региональная экономика: теория и практика. - 2011.-№8(191) с. 13-18
7. Садков В.Г. Методические основы целе-ориентированной господдержки сельхозтоваропроизводителей/ В.Г. Садков, О.В. Попова// АПК: экономика, управление. - 2007 №8.- с. 12-16
8. Савкин В.И. Формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития, как основы для анализа и принятия стратегических управленческих решений/ В.И. Савкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. -№16. - с. 36-41.
9. Савкин В.И. Приоритеты государства в обеспечении продовольственной безопасности России в условиях ВТО. Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №43. - С. 16-25
10. Савкин В.И. Экологический менеджмент: институциональный аспект. Проблемы теории и практики управления. - 2013. -№6. - С. 131-138.
11. Савкин В.И., Деулина А.В. Современные проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №24. - С. 43-46.
Лнтошин К.Л. - e-mail: naukaobrazovanie@yandex.ru
УДК 174:323.331-057.9-029:341.211/214
12. Савкин В.И., Тарелина Л.В. Улучшение социально-экономической жизни на селе как национальный приоритет развития России. Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №39.- С. 1517.
Статья поступила в редакцию: 04.12.2013
АКТУАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ACTUAL ETHICAL REGULATION OF CIVIL SERVANTS
Верижников В.А., магистрант
Verizhnikov V.A., master of 1 course
Орловский государственный институт экономики и торговли
Orel state Institute of Economics and trade
В данной статье рассмотрены проблемы регулирования профессиональной этики государственных служащих. Ежедневно деятельность госслужащих подвержена большому количеству этических конфликтов. Острые вопросы их урегулирования, а также избегания угроз возникновения таких конфликтов в настоящее время не отражены в нормативных документах в сфере госслужбы. Поэтому данные исследования представляют особый интерес в настоящее время.
This article discusses the management ofprofessional ethics ofpublic servants. Daily activities of civil servants subject to a large number of ethical conflicts. Pressing issues to resolve them, and avoid threats of such conflicts is not currently reflected in the regulations in the field of public service. Therefore, these studies are of particular interest at this time.
Ключевые слова: государственные служащие, профессиональная этика, конфликт интересов, принципы государственных служащих, кодекс профессиональной этики
Keywords: government officials, professional ethics, conflict of interest, the principles of civil servants, the professional code of ethics
Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В настоящее время в обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми государственные служащие руководствуются в своей деятельности [8]. Изучением таких проблем занимается биоэтика.
Предмет биоэтики - это проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих. В рамках данной науки разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.
Этика государственного служащего находится под постоянным влиянием нравственных регуляторов. Служба в органах власти как один из центральных элементов управления оказывает существенное влияние на изменение общественной систе-
мы [8]. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения в обществе.
Способности государственного служащего -это его особенности, выступающими условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. Тем не менее, качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Следовательно, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях профессиональной деятельности. Особенность профессиональной этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями в области управляемой сферы [8].
Принцип беспристрастности и независимости должен обеспечить государственному служащему, прежде всего, служение интересам государства и об-