Научная статья на тему 'Стратегия нефтегазовых ТНК европейского базирования на рынках Восточной и Юго-Восточной Азии'

Стратегия нефтегазовых ТНК европейского базирования на рынках Восточной и Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия нефтегазовых ТНК европейского базирования на рынках Восточной и Юго-Восточной Азии»

Н.В. Миронов

Стратегия нефтегазовых ТНК европейского базирования на "рынках Восточной и Юго-Восточной Азии

Развитие нефтяного бизнеса на Западе с самого начала пошло по пути вертикальной интеграции. Широкое распространение интегрированных нефтяных компаний, концепция которых была разработана и впервые реализована в 1880-х годах Джоном Д. Рокфеллером, было в значительной мере связано с такими обстоятельствами, как:

- стремление к монополизации соответствующих региональных и мировых рынков;

- преимущество крупных компаний перед более мелкими - прежде всего вследствие эффекта экономии масштаба (снижением удельных затрат по мере роста размеров производства);

- широкомасштабное вовлечение в разработку новых крупных месторождений в неосвоенных и труднодоступных районах, что требовало чрезвычайно больших по объему единовременных инвестиций.

Интеграция в нефтяных компаниях стран Западной Европы, исключая BP и «Shell», которые уже в начале XX в. входили в число крупнейших международных компаний, базировалась на сформировавшемся в 50-е годы прошлого века мощном государственном секторе в нефтеперерабатывающей и

69

нефтехимической промышленности. Используя противоречия между транснациональными нефтяными корпорациями и правительствами нефтедобывающих стран, прежде всего в Северной Африке, европейские государственные и частные компании сумели вклиниться в сферу нефтедобычи на более приемлемых для стран-собственников ресурсов концессионных условиях. Основным мотивом было стремление к преодолению зависимости от поставок сырья. В результате этого сложились крупные нефтяные компании, такие как французская «Total» и итальянская ENI, входящие ныне в десятку мировых лидеров.

В целом в западноевропейской нефтяной отрасли, как и повсюду в мире, ведущие позиции на рынках заняли нефтяные компании, обладавшие целым набором обязательных признаков:

- контроль над всем циклом производственной деятельности -от разведки до сбыта;

- широкая сеть международных активов;

- обладание новейшими технологиями в области интенсификации добычи;

- готовность осуществлять дорогостоящие мероприятия по защите окружающей среды;

- обладание возможностями для согласования своих позиций с органами исполнительной и законодательной власти.

Всеми этими признаками обладали лишь крупные вертикально интегрированные компании (ВИНК). По направлениям процесса вертикальной интеграции различают:

- прямую интеграцию (с точки зрения направления технологического потока), когда сырьевые отрасли (upstream business) интегрируются в перерабатывающие отрасли и маркетинг (downstream business);

- обратную интеграцию, когда перерабатывающие отрасли (downstream business) интегрируются в сырьевые отрасли (upstream business).

Формы интеграции различают также и по степени концентрации:

- полная интеграция, характеризующаяся жесткостью связей между поставщиками, производителями и продавцами;

- неполная интеграция, когда часть продукции производится собственными силами, а часть закупается на открытом рынке;

70

- квазиинтеграция, осуществляемая без перехода прав собственности (т. е. без изменения организационно-правовых форм собственности интегрируемых в одну компанию предприятий) на основе общности экономических интересов.

Полная интеграция позволяет в максимальной мере реализовать эффект экономии на масштабах и избавиться от риска, связанного с необходимостью взаимодействия с конкурентами. Неполная интеграция по сравнению с полной обладает сравнительно большей гибкостью поставок, требует меньших вложений, позволяет снизить недостатки замкнутости системы, например, в информационном обеспечении бизнеса и в НИОКР. Для европейских ВИНК, за исключением ENI, правилом является скорее неполная интеграция, поскольку мощности переработки существенно превышают мощности добычи нефти или же, как в случае «Statoil», значительно их ниже.

Таблица 1

Некоторые экономические показатели ведущих европейских компаний

Мощность Реализация Добыча Отноше-

НПЗ, нефтепро- нефти*, ние до-

Компания млн.т в год дуктов, млн. т бычи к

млн.т в год реализа-

ции, %

BP 170,0 200,1 126,6 63,3

«Royal Dutch/ Shell» 220,0 380,0 108,6 28,6

«Total» 135,0 190,0 84,7 44,6

ENI 25,2 53,5 51,7 96,6

«Statoil Group» 15,0 15,0 36,0 240

«Repsol-YPF» 58,1 55,0 28,4 51,6

* Включая газовый конденсат. Источники: Отчеты компаний за 2004 г.

Стремление к вертикальной интеграции в нефтяном бизнесе, как правило, объясняют возможностью добиться следующих конкурентных преимуществ:

71

- обеспечения гарантированных условий поставок сырья и сбыта продукции, повышения уровня загрузки производственных мощностей: например, показатель загрузки перерабатывающих мощностей американских интегрированных компаний в 50-х годах более чем в 1,5 раза превышал тот же показатель для неинтегриро-ванных компаний;

- компенсации бизнес-рисков, связанных с изменениями рыночной конъюнктуры: например, вследствие нефтяного кризиса 70-х годов резко возросли цены на сырую нефть, в результате чего повысилась рентабельность нефтедобычи, ограничились возможности роста рентабельности нефтепереработки и маркетинга; и, наоборот, в конце 90-х годов из-за мирового финансового кризиса цены на нефть резко снизились, рентабельность нефтедобычи упала, однако появились возможности роста рентабельности нефтепереработки и маркетинга;

- достижения меньших затрат на выпуск единицы продукции, что обусловлено возможностью организации производственного комплекса с более высоким уровнем специализации: например, строительство НПЗ, рассчитанного на определенные сорта нефти, позволит сэкономить значительные средства по сравнению со строительством более диверсифицированного НПЗ, сроки окупаемости которого могут достигать десятков лет;

- повышения технологического уровня: например, выход светлых нефтепродуктов у BP и «Shell» в 1950 -1960-х годах более чем в 1,5 раза превышал тот же показатель для неинтегрированных компаний.

Кроме того, в условиях вертикальной интеграции появляется возможность более быстрого обмена информацией об изменениях рыночной ситуации между подразделениями компании по сравнению с прохождением информации между отдельными компаниями на рынке. Например, при подготовке комплексного инвестиционного проекта подразделения, участвующие в проекте, получают доступ к интегрированной информационной базе компании, что позволяет сократить трудоемкость и сэкономить значительные средства, связанные с маркетинговыми исследованиями. В настоящее время компании располагают разветвленными компьютерными сетями и собственными базами данных, обеспечи-

72

вающими оперативный обмен, хранение и передачу информации «в нужный момент в нужное место».

В рамках вертикальной интеграции появляется также возможность контролировать всю цепочку производства добавленной стоимости и принимать более обоснованные управленческие решения. Анализ годовых отчетов компаний показал, что BP, «RD/Shell», «Eni», «Total», «Repsol-YPF» и «Statoil» формируют свою стратегию на одних и тех же принципах. Эти принципы включают:

- глобальность и географическую диверсифицированность;

- жесткий контроль и реструктурирование базовых активов;

- расширение высокоприбыльных направлений деятельности и увеличение отдачи от малоприбыльных;

- капитализацию на высоких технологиях.

Все рассматриваемые компании ведут работы по всей производственной цепочке нефтегазовой индустрии, т.е. от звеньев «upstream» (поисково-разведочные работы и добыча) до звеньев «downstream» (переработка сырья и сбыт продуктов). Деятельность почти всех компаний в той или иной мере простирается и в нефтехимическую промышленность. При распределении капиталовложений в нефтепереработку акцент делается на производстве легких и специализированных нефтепродуктов с направлением основного капитала на развитие розничного сбыта продукции. Общим является направление на расширение доходов от производства нетопливных нефтепродуктов.

В географическом отношении общей тенденцией является стягивание деятельности в регионы наибольшей для конкретной компании финансовой и деловой комфортности.

В плане концентрации отраслевых интересов компании уже избавились от множества побочных активов и сосредоточиваются на базовых, профильных производствах, которые формируют их перспективную деятельность. Интенсивно финансируются высокоприбыльные секторы, каковыми являются практически все сферы «upstream», и рационализируются или сокращаются капиталовложения в малоприбыльные сферы, каковыми до последнего времени были нефтепереработка и розничная реализация нефтепродуктов. На сегодня можно считать, что период отраслевой диверсификации с выходом за пределы ключевых сфер дея-

73

тельности - нефть, газ и нефтехимия - закончился. BP и «Shell», с тем чтобы подготовить базу для принципиально нового типа бизнеса в будущем, обратились к возобновляемым энергоносителям. Реорганизовывая свою деятельность в более компактную структуру, компании меняют и некоторые стратегические установки. Все, за исключением ВР, четко проявляют свою позицию в отношении природного газа как ключевой сферы деятельности на перспективу. Побуждающим мотивом скорейшего освоения газа с продвижением деятельности по всей цепочке вплоть до розничного сбыта является значительное превышение доли газа в структуре запасов углеводородов компаний по сравнению с его долей в добыче. В стремлении вывести эти запасы из хронического зависания, в которое они попадают из-за удаленности от рынков сбыта, компании разрабатывают проекты как транспортировки газа к традиционным центрам потребления, так и создания новых рынков в районах добычи, инициируя строительство электроэнергетических комплексов, работающих на газовом топливе.

По мере развития новых технологий и растущего вовлечения акваторий в лицензионные конкурсы во всех регионах мира идет активная переориентация на работы на шельфе. Учитывая, что на сегодня выявлено 240 глубоководных нефтегазоносных бассейнов, в которых пробурено всего 1000 глубоководных скважин, возможностей для выведения операций по освоению шельфа в разряд приоритетных более чем достаточно. Кроме того, активизируется продвижение деятельности компаний и в районы, находившиеся ранее вне зоны досягаемости частного капитала и современных технологий.

Значительное место в реструктуризации занимает объединение усилий с другими компаниями в форме совместных предприятий, альянсов, а также путем слияний и приобретения активов -процесс, который активизировался во всех мировых индустриях. Все ведущие компании участвуют в совместных предриятиях (СП), но в разной степени, в наименьшей - «Total», в наибольшей - «Shell».

Расширяющийся процесс слияний и приобретений, в результате чего сокращаются дублирующиеся позиции, стремительное развитие новых технологий, повышающих производительность труда, компьютеризация процессов производства сформировали тенденции уменьшения числа работающих в компании. Парал-

74

лельно и по тем же причинам растет потребность в современно образованных специалистах.

Таблица 2

Изменение числа работающих в компаниях

Компания 199Ü г. 1996 г. 2ÜÜ4 г.

«Shell» 137 ÜÜÜ 1Ü1 ÜÜÜ 112 ÜÜÜ

BP 116 75Ü 53 15Ü 1Ü2 9ÜÜ

«Amoco» 54 524 41 723

ARCO 27 ÜÜÜ 22 SÜÜ

«Total» 46 Ü24 57 555

«Elf» S9 ÜÜÜ S5 4ÜÜ 111 4ÜÜ

Источник: Petrocompanies, отчеты компаний за 2ÜÜ4 г.

Слабым местом европейских ТНК является достаточно ограниченный доступ к ресурсной базе. Согласно данным BP о мировых энергетических запасах, по итогам 2004 г. объем достоверных запасов нефти в мире составлял 161,9 млрд. т (или 1188,6 млрд. баррелей). 74,9% из них приходится на страны-члены ОПЕК. На Ближний Восток приходится 61,7% (из них 22,1% - на Саудовскую Аравию), на Европу и Азию - 11,7 (из них 6,1% - на Россию), на Африку - 9,4, на Южную и Центральную Америку - 8,5, на Северную Америку - 5,1, 3,5% - на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На конец 2004 г. лидерами по объемам доказанных запасов углеводорода среди европейских ТНК продолжали оставаться BP (2,3 млрд. т), «Shell» (1,7 млрд. т) и «Total» (1,5 млрд. т). В особой ситуации оказалась «Shell», которая в начале января 2004 г. сообщила о снижении оценки своих запасов, заявленных в конце 2002 г., на 0,53 млрд. т, или почти на 20%. После этого «Shell» еще несколько раз снижала оценку запасов. В результате на конец 2004 г. они составили 1,7 млрд. т, что на 12% ниже итогов на конец 2003 г.

75

Таблица 3

Объемы запасов нефти и газа, контролируемых крупнейшими европейскими нефтегазовыми компаниями на 1 января 2005 г.

Компания Нефть*, млн. т Газ, млрд.куб. м Нефть и газ, млн. т

BP 1035 1400 2295

«Royal Dutch/Shell» 670 1136 1692

«Total» 960 630 1527

ENI 550 489 990

«Statoil Group» 233 408 589

«Repsol-YPF» 231 493 675

* Включая газовый конденсат. Источники: Отчеты компаний за 2004 г.

Скандал вокруг переоценки запасов нефти «Shell» привел к резким колебаниям акций компании и громким отставкам. Со своих постов ушли глава «Shell» Филипп Уоттс, его заместитель по разведке и добыче Вальтер ван дер Вейвер и финансовый директор Джудит Бойнтон. Кроме того, «Shell» пришлось выплатить 150 млн. долл. регулирующим органам США и Великобритании за прекращение расследования по обвинению в предоставлении ложной информации об объемах запасов.

Свои запасы пересмотрели и другие компании. В начале марта 2004 г. BP объявила о снижении оценки своих запасов (без учета запасов российской ТНК) на 2,5%, что эквивалентно 61 млн. т нефти. Проблема запасов стоит остро для всех ведущих европейских нефтегазовых ТНК, поскольку это один из основных критериев привлекательности компании для инвесторов, и все нефтегазовые компании, котирующиеся на фондовых рынках США, обязаны ежегодно подавать отчет о своих резервах в Комиссию по ценным бумагам.

Основными статьями прироста запасов нефти и газа являются ревизии - переоценки запасов в ходе продолжающегося разбуривания эксплуатируемых месторождений, - которые могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект, улучшение технологии разработки и извлечения углеводородов, доразведка существующих и открытие новых месторождений, покупка и продажа готовых запасов. Удельный вес каждой из статей прироста запасов меняется по годам и регионам деятельности компаний.

76

Как известно, основные крупные месторождения нефти были открыты еще в 50-80-х годах прошлого века. За последние 40 лет крупнейшим открытием в этом плане стал бассейн Северного моря с запасами в 60 млрд. баррелей (8,2 млрд. т) - меньше суммарного мирового потребления нефти в течение трех последних лет. А то, что еще может быть открыто, по запасам будет заведомо меньше нефтеносной провинции Северного моря. В этой связи, несмотря на то что ведущим европейским нефтегазовым компаниям удается поддерживать уровень воспроизводства запасов на достаточно высоком уровне, доля новых открытий в приростах запасов для рассматриваемых компаний составляет не более 30% и имеет тенденцию к сокращению.

Кроме того, по мнению специалистов «Wood Mackenzie», растущие затраты на освоение месторождений в Мексиканском заливе, Западной Африке и Каспийском море косвенно способствовали снижению инвестиций в геологоразведку. Рост инвестиций в эксплуатацию приведет к подъему производства в краткосрочной перспективе - до 2008 г. добыча нефти ведущими ТНК европейского базирования будет увеличиваться на 3-4% в год, однако среднесрочные прогнозы уже не столь оптимистичны.

Сектор «upstream» (добыча и разведка) для рассматриваемых компаний стабильно имеет более высокий уровень прибыльности по сравнению с нефтепереработкой и реализацией нефтепродуктов, а также нефтехимией.

Таблица 4

Соотношение операционной прибыли и выручки различных направлений деятельности компаний (млрд. долл. США)

Разведка и добыча Нефтеперабот-ка и реализация Газ и электроэнергетика Нефте- и газохимия

при быль выручка прибыль вы- ручка прибыль выручка прибыль вы- ручка

«RD/Shell» 9,3 39,6 7,5 218,9 2,2 10,8 0,9 29,5

BP 18,5 34,9 4,7 179,6 0,9 83,3 -0,9 21,2

ENI 10,0 19,0 1,1 32,5 4,4 21,5 0,3 6,7

«Total» 15,9 27,4 4,0 100,3 н.д. н.д. 1,2 25,7

«Repsol» 3,2 7,3 2,0 н.д. 0,3 н.д. 0,3 н.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Statoil» 7,6 11,0 0,6 39,5 1,0 4,9

Источники: Отчеты компаний за 2004 г.

77

Хотя на выручку от данного сектора приходится в среднем менее 20%, его доля в прибылях превышает 60-70%. Столь значительная разница в прибылях между секторами «upstream» и «downstream» (переработка и реализация) на первый взгляд не очень очевидна. Возможно, она в значительной степени связана с ограниченным доступом инвестиционного капитала к разработке ресурсов, контролируемых ведущими производителями нефти.

Таблица 5

Средние показатели цены нефти брент и маржи нефтепереработки (долл. США/барр.)

Год 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998

Цена 38,22 28,84 24,98 24,46 28,39 17,87 12,74

Маржа 4,02 2,65 0,80 1,97 3,99 1,21 1,99

Источники: Отчеты компаний за 2004 г.

Высокий уровень отдачи от инвестиций в разведку и добычу способствовал увеличению доли инвестиций в сектор «upstream». Если в конце 1980-х - начале 1990-х годов капитальные инвестиции распределялись между двумя секторами примерно поровну, то в 1998-2004 гг. инвестиции в добычу и разведку были в среднем в три-четыре раза выше.

Таблица 6

Структура инвестиций крупнейших европейских нефтегазовых компаний в 2004 г. (млрд. долл.).

Общий объем Разведка и добыча Нефтепе-работка и реализация Неф-техи-мия Газ и энергетика

«RD/Shell» 14,7 9,9 2,5 0,7 1,6

BP 14,4 9,8 2,9 0,9 0,5

«Total» 13,3 5,3 1,9 1,1 н.д

ENI 9,3 6,1 0,8 0,1 1,9

«Statoil» 6,3 5,3 0,6 0,3

«Repsol» 4,5 1,5 1,6 0,4 1,0

Источники: Отчеты компаний за 2004 г.

78

Среди ведущих нефтяных компаний только ENI традиционно уделяла больше внимания газу, чем нефти. У большинства компаний «газовая цепочка» имела фрагментарный характер -разведка и добыча газа осуществлялась нефтяными компаниями, в то время как транспортировка и распределение контролировались государственными газовыми компаниями. По мере роста спроса на газ в 1980-1990-е годы нефтяные «мейджоры» переориентировали свою деятельность на разведку и добычу природного газа. Однако резервы газа не представляли никакой ценности, если у компаний не было возможности поставлять сырье потребителям. Таким образом, компании начали усиливать свое присутствие в транспортировке и реализации газа. Развернувшаяся в Евросоюзе либерализация рынков природного газа, сопровождавшаяся приватизацией национальных газовых компаний, открыла перед нефтяными компаниями дополнительные возможности доступа к потребителям. Аналогичные процессы в электроэнергетике позволили «мейджорам» не только приобретать активы, но и осуществлять поставки газа для независимых производителей электроэнергии.

Структурные особенности нефтехимического сектора во многом совпадают с сектором нефтепереработки. Он характеризуется значительной капиталоемкостью процессов производства нефтехимической продукции, высоким уровнем конкуренции и устойчивым превышением предложения над спросом (во многом связанным с инвестициями в регионе АТР и в странах-производителях нефти). По отношению к нефтехимии крупнейшие европейские нефтяные компании исповедовали два принципиальных подхода. Если в ENI считали участие в химической промышленности скорее обузой, то «Shell» и «Total» рассматривали свои активы в нефтехимии в качестве базового преимущества.

В течение 90-х годов все рассматриваемые компании провели коренную реструктуризацию своих активов. Одним из результатов стал постепенный отказ от участия в производстве удобрений, химической продукции для сельского хозяйства, специальных химикатов и концентрация на основной нефтехимии. Кроме того, в секторе производства товаров основной нефтехимии компании произвели ряд обменов активами с целью получения лидирующих позиций в рамках специфических кате-

79

горий продуктов. Причем в последние годы даже такие компании, как BP, «Shell» и «Total», занимающие ведущие позиции в мировой нефтехимии, несут финансовые потери в связи с жесточайшей конкуренцией со стороны азиатских и ближневосточных конкурентов.

2004 г. в целом стал весьма удачным для европейских вертикально интегрированных нефтяных ТНК благодаря росту цен на сырье.

Таблица 7

Капитализация (на 1 января 2005 г.), объемы продаж и прибыли крупнейших европейских нефтегазовых компаний в 2004 г.

Компания Капи- Объем При- При- Капита-

тализа- продаж, быль, быль/ лиза-

ция, млрд. млрд. объем ция/

млрд. долл. долл. продаж, объем

долл. % продаж

BP 210,0 285,1 15,7 5,5 0,7

«Royal Dutch/ Shell» 201,9 265,2 18,2 6,9 0,8

«Total» 138,2 150,2 11,8 7,8 0,9

ENI 100,3 72,6 9,0 12,4 0,7

«Statoil Group» 34,3 45,0 3,7 8,2 0,7

«Repsol-YPF» 31,8 51,9 2,4 7,0 0,6

Источники: FPC Energy; отчеты компаний за 2004 г

Этому способствовала растущая потребность в нефти мировых рынков, прежде всего китайского. Сказалось и снижение поставок нефти из Ирака и Нигерии, а также игра на повышение западных фондов, инвестировавших в нефтяные контракты. Шестерка ведущих европейских ТНК - BP, «Royal Dutch/Shell», «Total», ENI, «Statoil» и «Repsol-YPF» - суммарно произвела в 2004 г. 436 млн. т нефти и 307 млрд. куб. м природного газа, или 11,3 и 11,4 % от мировой добычи соответственно.

80

Таблица 8

Добыча нефти и газа крупнейшими европейскими нефтегазовыми компаниями в 2004 г.

Компания Нефть*, млн. т Газ,млрд.куб. м Нефть и газ, млн. т

BP 126,6 81,3 199,8

«Royal Dutch/ Shell» 108,6 88,9 188,6

«Total» 84,7 49,4 129,2

ENI 51,7 32,8 81,2

«Statoil Group» 36,0 22,1 55,1

«Repsol-YPF» 28,4 32,4 57,6

* Включая газовый конденсат. Источники: Отчеты компаний за 2004 г.

Несмотря на проблемы с сырьевой базой, нефтяные компании направили значительную долю своих рекордных прибылей на выплату дивидендов и выкуп акций, практически не увеличивая инвестиции в разведку и разработку новых месторождений. Так, BP заявила, что в ближайшие два года вернет держателям акций 23 млрд. долл. через выкуп акций и увеличение дивидендов (в 2004 г. BP выкупила акций на 7,5 млрд. долл.), если цены на нефть не опустятся ниже 30 долл. за баррель. «Shell» намерена в 2005 г. выкупить акции компании на сумму 3-5 млрд. долл. (1,7 млрд. долл. в 2004 г.).

Это связано со снижением экономической эффективности вложений в разведку нефти. Затраты на проведение разведки ведущих нефтяных компаний - BP, «Shell», итальянской ENI, французской «Total», испано-аргентинской «Repsol-YPF», норвежской «Statoil» - в 2004 г. оказались почти в 2 раза ниже чистой стоимости обнаруженных запасов. Вновь открываемые месторождения все меньше по объему, залегают все глубже в недрах или все дальше в море, а себестоимость их освоения все выше. Кроме того, большая часть мировых запасов нефти полностью контролируется национальными нефтяными компаниями стран-экспортеров.

81

Таблица 9

Динамика инвестиций крупнейших европейских нефтегазовых компаний в разведку и добычу в 2002-2004 гг.

Компания Инвестиции в разведку и добычу, млрд. долл.

2004 г. 2003 г. 2002 г.

BP 11,2 15,4 9,7

«Royal Dutch/Shell» 9,9 9,6 14,5

«Total» 7,8 6,0 н.д.

ENI 6,1 6,4 5,6

«Statoil Group» 5,3 3,1 2,4

«Repsol-YPF» 1,5 2,4 н.д.

«Бритиш петролеум»-«Амоко»-АРКО

BP ведет разведку и добычу в 28 странах мира. Своим рождением ведущая британская нефтегазовая компания BP обязана английскому адвокату Уильяму Ноксу Д'Арси, в начале прошлого века рискнувшему вложить собственные средства в поиск нефти в Персии. В мае 1901 г. Д'Арси получил от персидского правительства 60-летнюю концессию на разведку и добычу нефти. А в 1909 г. для разработки обнаруженных месторождений, строительства нефтепровода и нефтеперегонного завода была учреждена «Anglo-Persian Oil Company».

В 1998 г. в результате слияния «British Petroleum» (компания была переименована в 1954 г.) и американской «Amoco» стоимостью 52 млрд. долл. и последующего присоединения «Atlantic Richfield Company» (ARCO) был сформирован нефтегазовый конгломерат BP с рыночной капитализацией в 210 млрд. долл.

Сегодня BP осуществляет операции в более чем 100 странах в рамках четырех основных подразделений: «BP Exploration and Production» (разведка и добыча нефти и газа), «BP Refining and Marketing» (нефтепереработка и сбыт), «BP Petrochemicals» (производство и сбыт продуктов нефтехимии), «BP Gas», «Power and Renewables» (энергетика и возобновляемые источники энергии).

Основные месторождения BP расположены на Аляске, в Канаде, Мексиканском заливе, Северном море, Анголе, Тринидаде, Азербайджане и России. Приступив к реализации стратегии по

82

повышению рентабельности, BP продала в 2003 г. ряд своих стареющих активов в США и Северном море американской «Apache» за 1,7 млрд. долл. BP полностью или частично владеет 23 НПЗ, которые снабжают 27,8 тыс. АЗС компании по всему миру (включая 14,7 тыс. в США) под брендами BP, «Aral», ARKO. Выручка от реализации их нефтепродуктов составила в 2004 г. почти 180 млрд. долл.

BP принадлежит несколько всемирно известных торговых марок, доставшихся ей вместе с поглощенными в разные годы компаниями. Наиболее известная среди них — собственно BP. Торговые марки «Am/pm» и «BP Connect» относятся к сетям мини-маркетов с годовым оборотом более 1 млрд. долл. Ежемесячно эти магазины, расположенные обычно в комплексе с автозаправочными станциями, посещают более 25 млн. покупателей. Широко известны и масла, производимые под торговой маркой «Castrol».

Поступления от продажи химических и нефтехимических продуктов составили, по итогам 2004 г., 21,2 млрд. долл. при суммарной мощности принадлежащих компании производств 34 млн. т продукции.

В сентябре 2003 г. в результате слияния российских ТНК и СИДАНКО и российских и украинских нефтегазовых активов ВР была создана третья по величине вертикально интегрированная нефтяная компания России ТНК-ВР.

«Ройал Датч / Шелл груп»

Формирование уникального нефтегазового СП «Royal Dutch/Shell Group» началось в 1907 г. В него вошли активы голландской «Royal Dutch Petroleum», созданной в 1890 г. для разработки нефтяных месторождений на Суматре, а также «Shell Transport and Trading», основанной в 1897 г. британцем Маркусом Самюэлем. Тот унаследовал лондонский бизнес отца, торговавшего раковинами дальневосточных моллюсков, расширив его за счет продажи керосина.

До текущего года «Royal Dutch Petroleum» контролировала 60% совместного предприятия, а оба партнера прямо или косвенно участвовали в работе многочисленных отдельных компаний группы. Президентское кресло «Royal Dutch/Shell Goup» поочередно

83

занимали президенты обоих участников СП. В июле 2005 г. «Royal Dutch» и «Shell» полностью объединились, положив конец почти столетнему двоевластию в одной из крупнейших нефтяных групп в мире. Главные месторождения компании расположены в Нигерии, Омане, Великобритании и США. Переработка нефти и реализация нефтепродуктов - один из основных источников прибыли «Royal Dutch/Shell». Компания владеет полностью или долями более 50 НПЗ и 46 тыс. АЗС в различных странах.

В последние годы «Royal Dutch/Shell» активно избавляется от непрофильных активов, одновременно скупая собственность в нефтегазовой области. В 2000 г. группа продала свой угольный бизнес британскому добывающему гиганту «Anglo American» за 850 млн. долл. В 2002 г. концерн за 5 млрд. долл. приобрел британскую «Enterprise Oil» и за 1,8 млрд. долл. - американскую «Pennzoil-Quaker State». Тогда же «Royal Dutch/Shell» и «China National Offshore Oil Corporation» получили разрешение на строительство совместного нефтехимического предприятия в Южном Китае стоимостью 4,3 млрд. долл. А в 2003 г. «Royal Dutch/Shell» договорилась о строительстве завода по сжижению природного газа в Катаре за 5 млрд. долл.

В сентябре 2004 г. «Shell» обнародовала доклад о стратегии развития своего бизнеса на ближайшие годы. Документ гласит, что инвестиции группы в 2004-2006 гг. составят 45 млрд. долл. (по 15 млрд. долл. в год). В документе также указано, что за три года «Shell» намерена продать неприбыльные и непрофильные активы на 10-12 млрд. долл. В то же время «Shell» будет стремиться приобрести прибыльные активы, но не раскрывает детали возможных сделок.

В докладе «Shell» указывается, что ежегодно компания намерена инвестировать 11,5 млрд. долл. в разведку и добычу углеводородов. При этом в течение 2004-2006 гг. «Shell» рассчитывает избавиться от активов из подразделения разведки и добычи примерной стоимостью 5 млрд. долл. или обменять их на более выгодные инвестиции. Группа ожидает, что коэффициент замещения ее доказанных резервов в течение 2004-2008 гг. составит в среднем по меньшей мере 100%. Именно недостаточные инвестиции в разведку в последние годы и неудачная стратегия привели к падению доказанных запасов группы и снижению ее добычи. «Shell» оцени-

84

вает свою добычу в этом году в 185-190 млн. т нефтяного эквивалента. В 2005-2006 гг. она не ожидает роста производства и прогнозирует добычу на уровне 175-190 млн. т. Но к 2009 г. группа собирается нарастить добычу до 190-200 млн. т.

Другой составной частью стратегии «Shell» станет объединение подразделений нефтепереработки и нефтехимии. Руководство группы намерено перемещать нефтеперерабатывающее и нефтехимическое производство на быстро растущие азиатские рынки, в первую очередь в Китай, Индию и Индонезию. По словам Еруна ван дер Вера, к 2010 г. около 40% нефтеперерабатывающих и 35% нефтехимических активов группы будут находиться в этом регионе. На протяжении 2004 г. «Shell» активно избавлялась от пакетов акций в компаниях, владеющих АЗС, и нефтеперерабатывающих предприятиях по всему миру. Рассматривается возможность продажи бизнеса по сбыту жидких продуктов, производимых из природного газа.

В России «Shell» реализует ряд крупных нефтегазовых проектов - среди них проект «Сахалин-П», который позволит впервые вывести российские энергоносители на рынки АТР, и разработка Салымских месторождений в Ханты-Мансийском АО. Руководство концерна неоднократно заявляло о том, что Россия представляет стратегическое значение для развития «Shell» в XXI в.

«Тоталь»

Формирование одного из ведущих международных нефтегазовых концернов «Total» началось в 1924 г. По инициативе французского кабинета консорциум компаний сформировал группу «Compagnie Française des Petroles» (CFP), которой предстояло стать основой будущей французской нефтяной индустрии. В 1985 г. название ведущего бренда CFP появилось в названии компании -«Total Compagnie Française des Petroles», в 90-м сокращенного до «Total». В 1992 г. компания была приватизирована.

В конце 90-х «Total» приступила к активной скупке и консолидации активов. В 1999 г. за 11 млрд. долл. она приобрела бельгийскую «Petrofina», сменив название на «Total Fina». В 2000 г. компания была переименована в «Total Fina Elf» после недружественного поглощения конкурента «Elf Aquitaine», 95%-ный

35

пакет которой обошелся ей в 48,7 млрд. долл. Наконец, в 2003 г. объединенная компания снова переименована в «Total S.A».

Сегодня «Total» работает в более чем 100 странах. Ее доказанные резервы оцениваются в 11,4 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте. Компания владеет 28 НПЗ, а также 16,7 тыс. АЗС под брендами «Total», «Premier», «Fina» и «Elf» (главным образом в Европе и Африке). Подразделение компании ATOFINA - один из крупнейших в мире производителей химической продукции. «Total» принадлежит 26%-ная доля в фармацевтической компании «Sanofi-Aventis», доставшейся ей в результате поглощения «Elf».

В последние годы «Total» особенно активно выходит на перспективные энергетические рынки развивающихся стран. Компания увеличила свои резервы за счет приобретения новых активов в Аргентине, Иране, Колумбии и Индонезии.

ЭНИ

Формирование крупнейшей итальянской энергетической корпорации ENI началось в 1953 г., когда по решению парламента страны было основано Национальное агентство по углеводородам «Ente Nazionale Idrocarburi» (ENI). В 1992 г. ENI была акционирована с сохранением контрольного пакета у итальянского правительства. К настоящему времени доля государственной собственности в ENI сокращена до 30% и уже объявлены планы по полной приватизации концерна.

Сегодня ENI располагает доказанными запасами, превышающими 7,2 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте. Компания ведет добычу нефти и газа в более чем 30 странах на пяти континентах, в том числе на глубоководных шельфовых месторождениях Западной Африки. Кроме того, сфера деятельности ENI распространяется на производство продуктов нефтехимии, разработку и эксплуатацию нефтегазового сервисного оборудования, электроэнергетику.

С началом либерализации европейского энергетического рынка в начале XXI в. электроэнергетика и газовая отрасль стали приоритетными направлениями экспансии компании. В 2000 г. ENI заплатила 910 млн. долл. за 33% акций португальской нефтегазовой компании «Galp», владеющей активами в местных розничных газо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

86

распределительных сетях. А в 2002 г. компания довела до 100% свою долю в «Italgas» (контролирует около 40% розничного газового рынка Италии), выкупив 56% ее акций за 2,48 млрд. долл.

В России ENI на паритетных началах с «Газпромом» владеет СП «Blue Stream Pipeline Company», созданным в 1999 г. для строительства и эксплуатации глубоководного участка магистрального газопровода Россия - Турция («Голубой поток»). Через свое добывающее подразделение «Agip Energy» компания контролирует 50% СП «LUKAgip». Его главный актив - 10%-ная доля в проекте по разработке азербайджанского газового месторождения Шах-Дениз на шельфе Каспия. Совокупные запасы месторождения - 1 трлн. куб. м газа и 300 млн. т конденсата. Начало добычи запланировано на 2006 г.

В области нефтепереработки и реализации нефтепродуктов стратегия ENI направлена на рационализацию и снижение издержек. Компания сокращает мощности нефтепереработки и в 2002 г. продала НПЗ на Сицилии. В период с 1999 по 2001 г. ENI закрыла 1900 автозаправочных станций. В рамках выборочной экспансии ENI приобретала автозаправочные станции во Франции, Испании, Чехии и Бразилии, одновременно уходя из стран, где она не имела заметной рыночной доли и инфраструктуры поставок, необходимой для обеспечения прибыльности.

Стратегия в нефтехимии заключается в сокращении доли указанного сектора в активах компании в связи с очень низкими финансовыми показателями в последние годы.

В области разведки и добычи нефти с целью решения задачи 50%-ного увеличения добычи углеводородов ENI сконцентрировалась на приобретении средних активов. В мае 2000 г. за 1,3 млрд. евро была приобретена добывающая компания «British Borneo». В декабре 2000 г. ENI за 4,1 млрд. евро получила контроль над еще одной британской добывающей компанией.

«Статойл»

Крупнейшая нефтегазовая компания Норвегии «Statoil» основана в 1972 г. как государственное предприятие. В настоящее время государство владеет контрольным пакетом акций «Статойл» в размере 76,3%.

87

«Statoil» является высокоинтегрированной нефтегазовой компанией. Чистая прибыль компании в 2003 г. составила 16,6 млрд. норвежских крон (2,33 млрд. долл.). На 31 декабря 2003 г. запасы природного газа компании оценивались в 392 млрд. куб. м, нефти и конденсата - 1,77 млрд. баррелей. Компания работает в 21 стране мира.

«Statoil» имеет большой опыт работы на норвежском шельфе и является одним из основных поставщиков природного газа в Европу. Производство нефти и газа компании в 2004 г. составило

1.0 млн. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. В текущем году «Statoil» планирует довести объем производства в Норвегии до

1.1 млн. баррелей нефтяного эквивалента в сутки, а последующий рост обеспечивать за счет добычи за рубежом. На зарубежное производство, в основном в Анголе, Азербайджане, Венесуэле и Великобритании, в 2004 г. приходилось около 115 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Месторождение «Сновит» («Белоснежка») находится в норвежской части Баренцева моря. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 190 млрд. куб. м газа и более 20 млн. т конденсата. Разработка месторождения будет вестись исключительно подводным оборудованием с помощью систем дистанционного управления. Добытая продукция будет поступать на береговой СПГ терминал в г. Хаммерфесте (Норвегия) по 143-километровому подводному трубопроводу. Мощность одной линии первого в Европе завода по сжижению природного газа составит 5,7 млрд. куб. м в год. «Statoil ASA» начала обустройство месторождения в 2002 г., а в 2007 г. начнется добыча и поставки СПГ на рынки США и Европы. «Statoil» является оператором мощностей (2,4 млрд. куб. м в год) на регазификационном терминале «Коув Пойнт» - одном из четырех регазификационных терминалов в США. Терминал расположен в штате Мэриленд, на западном побережье США, между Вашингтоном и Нью-Йорком. Этот регион считается наиболее перспективным газовым рынком на территории США. «Statoil» заключила договор о модернизации терминала с целью увеличения пропускной способности. После завершения модернизации в 2008 г. «Statoil» будет контролировать на терминале «Коув Пойнт» мощности по регазификации, хранению и транспортировке продукции в объеме 10 млрд. куб. м в год.

88

«Репсойл - ВПФ»

«Repsol» была образована в 1986 г. в рамках процесса реструктуризации энергетических активов, находившихся в собственности правительства Испании. В 1989 г. было произведено первичное размещение 26% акций компании, которое позволило привлечь более 1 млрд. долл. В результате ряда дальнейших распродаж к апрелю 1997 г. компания была полностью приватизирована. Приставка YPF появилась после поглощения в 1998 г. крупнейшей аргентинской компании.

Интегрированная нефтегазовая компания «Repsol-YPF» оперирует на рынках более 28 стран мира, является лидером на нефтяных и газовых рынках Испании и Аргентины, а также одним из значительных игроков на рынках Перу и Эквадора. Суммарные доказанные запасы «Repsol-YPF» на январь 2005 г. оцениваются: в Латинской Америке - 3,7 млрд. баррелей нефтяного эквивалента; в Северной Африке - 0,4 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. «Repsol-YPF» занимается импортом, хранением, поставками и распределением природного газа в Испании и Латинской Америке (8,7 млн. потребителей).

Основным отличием «Repsol» от других европейских интегрированных компаний является отсутствие географической диверсификации бизнеса. 66% добычи приходится на одну страну - Аргентину, на страны Латинской Америки в целом приходится около 94% добычи нефти и газа. В совокупности «Repsol» добывает 1176 млн. баррелей нефтяного эквивалента в день (нефть и газ приблизительно в паритете).

Нефтепереработка сосредоточена в Испании (60%) и Латинской Америке (40%). Сбыт нефтепродуктов также приходится в основном на Испанию и Аргентину в силу обеспеченности в этих странах нефтеперерабатывающими мощностями. Кроме этих двух стран очень заметную долю зарубежных инвестиций «Repsol» занимают Бразилия, где компания два года назад в результате обмена активов получила определенную нишу, и Португалия.

Кроме нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего подразделений «Repsol» также обладает 30% в компании «Gaz Natural» -газораспределительной компании, активы которой сосредоточены в Испании и Латинской Америке. Два года назад «Repsol» вынуж-

89

дена была расстаться с контрольным пакетом акций, продав в общей сложности 26%, в «Gas Natural», чтобы разобраться с накопившейся задолженностью. На текущий момент времени рыночная стоимость 30% акций «Gas Natural» составляет около 3 млрд. евро. Крупными направлениями бизнеса являются также нефтехимия и торговля сжиженным газом. «Repsol - YPF» является одной из ведущих компаний мира по производству СПГ (3 млн. т в год).

Большая часть денежных потоков генерируется в странах Латинской Америки (добывающие подразделения), в то же время нефтеперерабатывающий бизнес разделен в соотношении 60:40 в пользу Испании, что обеспечивает, несомненно, большую стабильность финансовым доходам компании в сравнении с крупнейшими компаниями развивающихся рынков.

После финансового кризиса в Аргентине инвестиции «Repsol» в эту страну заметно снизились. Менеджмент компании осознал важность географической диверсификации бизнеса. На протяжении последних нескольких лет компания сосредоточила все свои усилия на проектах в других странах Латинской Америки (Боливия, Венесуэла, Тринидад и Табаго). Цифры говорят сами за себя: за последние пять лет добыча нефти в Аргентине снизилась на 4%, а в других странах ЛА выросла на 120%; добыча газа в Аргентине выросла всего на 10%, а в других странах ЛА - в 8 раз.

В перспективе тенденция по поддержанию добычи в Аргентине на текущем уровне и росту инвестиций в другие латиноамериканские страны сохранится. «Repsol» за последние два - три года практически не инвестировала средства в доразведку месторождений, поэтому коэффициент восполняемости запасов компании один из самых низких в отрасли. В самый ближайший период времени менеджмент компании намерен устранить этот значительный недостаток.

Список литературы

1. Neubecker L., Stadler M. In Hunt for Size: Merger Formation in the Oil In-dustry// Tubinger Diskussionsbeitrag. - N 258, March 2003.

2. Bockem S. (2001): Merger Mania or 'After You' - A Theory of Merger Waves with Evidence from the Oil Industry, Working Paper, University of Dortmund.

90

3. Energy Information Administration (2002): Performance Profiles of Major Energy Producers2000. Washington, D. C.

4. Weston J. F. (1999): Mergers and Restructuring in the World Oil Industry of California. - Los Angeles: Anderson Graduate School of Management Working Paper. - N 12-99.

5. Paine L. (1999): Royal Dutch/Shell in transition (a). (9-300-039). - Boston: Harvard.

6. British Petroleum our industry petroleum: A Handbook Dealing with the Organisation and Functions of an Integrated Oil Company, BP, 1970. -P. 528.

7. Hamilton A. (Editor) Oil: The price of power. Michael Josef, 1986. - P. 191.

8. Harvie Ch. Fool's Gold: The story of North Sea oil, Hamish Hamilton, 1994. -P. 394.

9. Longhurst H. Adventure in oil: The story of British Petroleum & Jackson, 1959. - P. 286.

10. Алекперов В. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. - М., 1996.

11. Шагиев Р. Интегрированные нефтегазовые компании. - М., 1996.

12. http://www.bp.com/.

13. http://www.shell.com/.

14. http://www.total.com.

15. http://www.eni.it/.

16. http://www.statoil.com.

17. http://www.repsolypf.com/.

18. www.fpcenergy.com.

19. www.investors.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.