11(11) - 2008
Экономика России: тенденции и перспективы
стратегия долговой политики россии: анализ и оценка ее основных результатов
В.Б. ЖАЛНИНСКИЙ,
главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации
Кризис, охвативший мировую финансовую систему и не позволяющий пока финансистам во всем мире воздействовать на стремительно разрастающиеся инерционные процессы экономического развития, все чаще заставляет возвращаться к осмыслению тех решений и мер, которые принимались последние несколько лет российскими властями с целью сохранения стабильности экономического роста и устойчивости бюджетной системы. Несомненно, важнейшим критерием оценки при этом являются результаты проводимой долговой политики и состояние государственного долга.
Анализируя итоги проводимой Правительством Российской Федерации долговой политики, можно отметить, что в последние годы в этой сфере достигнуты значительные результаты. Этому способствовало, в первую очередь, сохранение высоких цен на нефть и приток капитала, позволившие в период с 2005 по 2007 г. израсходовать на погашение внешней задолженности Российской Федерации около 1,3 трлн руб. из средств Стабилизационного фонда Российской Федерации и существенно сократить обязательства по государственному внешнему долгу, ослабив процентную нагрузку на бюджеты будущих периодов, и уменьшить зависимость российского бюджета от обязательств перед иностранными кредиторами.
Основные целевые ориентиры и задачи управления государственным долгом в Российской Федерации в 2003 — 2007 гг. изложены в Основных направлениях долговой политики на 3-летнюю перспективу.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, сформировав декларацию о намерениях на среднесрочную перспективу, заложило основу для консервативной долговой стратегии, сбалансированности и реалистичности мер по управлению государственным долгом. При этом российская долговая политика в 2003 — 2007 гг. характеризуется тем, что в этот период были решены следующие стратегические задачи:
— уменьшены абсолютные и относительные размеры государственного долга Российской Федерации;
— улучшены показатели бюджетной устойчивости, прежде всего за счет существенного сокращения государственных внешних долговых обязательств;
— созданы условия для доступа России на международные рынки капитала на приемлемых условиях, при этом достигнутая макроэкономическая ситуация позволила России получить долгосрочные инвестиционные рейтинги от ведущих международных рейтинговых агентств;
— повышена доля рыночных инструментов в структуре государственного долга Российской Федерации.
Важным итогом проводимой Правительством Российской Федерации долговой политики явилось сокращение абсолютных и относительных размеров государственного долга Российской Федерации (табл. 1 и 2).
Так, на 01.01.2008 объем государственного долга Российской Федерации составил 2 402,8 млрд руб.,
Таблица 1
динамика объема государственного долга российской Федерации, в том числе внешнего и внутреннего, за период с 01.01.2003 г. по 01.01.2008 г., млрд руб. *
показатель на на на на на на
01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008
Государственный долг, всего 4 562,2 4 189,6 3 944,8 3 076,8 2 435,4 2 402,8
Государственный внутренний долг 679,9 682,0 778,5 875,4 1 064,9 1 301,2
Государственный внешний долг 3882,3 3 507,6 3 166,3 2 201,4 1 370,5 1 101,6
* По данным Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации.
сократившись с 2003 г. на 2 159,4 млрд руб., или на 47,3 %. При этом государственный внешний долг Российской Федерации уменьшился с начала 2003 г. на 2 780,7 млрд руб. (или на 71,6 %) и составил на 01.01.2008 г. 1 101,6 млрд руб., а государственный внутренний долг Российской Федерации увеличился за тот же период на 621,3 млрд руб. (или на 91,4 %) и составил на 01.01.2008 г. 1 301,2 млрд руб.
В 2006 г. благодаря такой динамике был достигнут паритет между внутренним и внешним государственным долгом, а в 2007 г. доля государственного внутреннего долга превысила долю внешнего и составила 54,2% от общего объема государственного долга. Таким образом, российские власти постепенно реализуют взятый курс по замещению внешнего долга внутренним, что можно видеть из данных табл. 2.
Здесь следует отметить, что сам по себе размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полноценного представления о состоянии
экономики государства и его платежеспособности. Поэтому для оценки способности страны-дебитора выполнять свои обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга используют долговые коэффициенты.
Одним из основных коэффициентов-показателей долговой устойчивости является размер и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) в сопоставлении с объемом государственного долга.
Данный коэффициент позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности по исполнению своих долговых обязательств. Условной границей начала опасного порога долговой нагрузки принято считать превышение объемом долга 50 % объема ВВП. Динамику соотношений государственного долга Российской Федерации, в том числе внешнего и внутреннего, к общему объему ВВП в 2003 — 2007 гг. можно оценить по данным, представленным в табл. 3.
Таблица 2
доли государственного внутреннего и внешнего долга российской Федерации в общем объеме государственного долга российской Федерации, %*
показатель на 01.01.2003 на 01.01.2004 на 01.01.2005 на 01.01.2006 на 01.01.2007 на 01.01.2008
Доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга 85,1 83,7 80,3 71,5 56,3 45,8
Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга 14,9 16,3 19,7 28,5 43,7 54,2
* По данным Счетной палаты Российской Федерации.
Таблица 3
доля государственного долга российской Федерации, в том числе внешнего и внутреннего, в объеме ввп за период с 01.01.2003 г. по 01.01.2008 г., %*
показатель на 01.01.2003 на 01.01.2004 на 01.01.2005 на 01.01.2006 на 01.01.2007 на 01.01.2008
Валовой внутренний продукт (ВВП), млрд руб. 10 831,0 13 243,1 16 966,4 21 598,0 26 781,0 32 987,4
Доля государственного долга в ВВП 42,1 31,6 23,3 14,2 9,1 7,3
Доля государственного внутреннего долга в ВВП 6,3 5,1 4,6 4,1 4,0 3,9
Доля государственного внешнего долга в ВВП 35,8 26,5 18,7 10,2 5,1 3,3
* По данным Счетной палаты Российской Федерации.
Как следует из представленных в табл. 3 данных, в 2003 г. этот показатель находился достаточно близко от начала опасного порога долговой нагруз -ки (50 %). В дальнейшем, в ходе реализации Правительством Российской Федерации намеченных в долговой стратегии задач, доля государственного долга к ВВП снизилась с 42,1 % на 01.01.2003 до 7,3 % на 01.01.2008, что указывает на существенное повышение за последнее время долговой устойчивости российской экономики.
Также к наиболее распространенным в аналитических оценках долговым коэффициентам относятся такие коэффициенты, как «государственный долг/доходы» и «внешний долг/экспорт».
Первый коэффициент используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. он оценивает такое состояние государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию и погашению в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности по своим долгам.
Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, важным показателем платежеспособности страны, наряду с объемом и темпами роста ВВП, является объем экспорта товаров и услуг, поэтому второй вышеназванный коэффициент «внешний долг/экспорт» представляет собой индикатор состояния долга, отражающий имеющиеся возможности страны погасить накопленный объем долга. То есть чем больше развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся обязательства перед внешними кредиторами и тем меньше, соответственно, должно быть значение данного коэффициента.
Основываясь на значениях этих коэффициентов, страны можно разделить на три основные группы: с высоким, средним и низким уровнями внешней задолженности. К первой группе можно отнести страны, у которых первый коэффициент выше 80 % или второй превышает 220 %. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48 %, 220 и 132 %. Страны с небольшим объемом задолженности — между 48 и 132 % соответственно.
В качестве примера можно привести сравнительные показатели долговой нагрузки на основе коэффициентов «государственный долг/ВВП» и
«внешний долг/экспорт» различных экономик мира и Российской Федерации в 2005 и 2006 гг. (табл. 4).
Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, рост экономики и повышение поступлений налогов от экспорта оказали непосредственное влияние на повышение устойчивости бюджетной системы и снижение долговой зависимости российской экономики в долгосрочном периоде. По широкому спектру показателей, характеризующих долговую устойчивость страны (долг/ВВП, долг/ экспорт и др.), Российская Федерация сегодня заняла позицию в группе стран с низким уровнем задолженности.
Как уже отмечалось выше, основные целевые ориентиры и задачи управления государственным долгом в Российской Федерации в 2003 — 2007 гг. были изложены в Основных направлениях долговой политики на 3-летнюю перспективу.
Данный документ в течение ряда лет включал в себя практически неизменные принципы долговой политики России и предусматривал такие элементы, как сокращение долга в процентах к ВВП, замещение внешних заимствований внутренними, увеличение доли ценных бумаг в объеме долга, развитие национального (рублевого) рынка государственных ценных бумаг и повышение его ликвидности, переход от размещения выпусков облигаций с заданными сроками обращения к размещению эталонных (базовых) выпусков, минимизация обслуживания долга и сохранение долговой устойчивости, увеличение сроков заимствований.
Таблица 4
Сравнительные показатели долговой нагрузки, %*
наименование долговых показателей Страна 2005 г. 2006 г.
Совокупный государственный долг к объему ВВП Великобритания 42,4 43,2
Германия 67,9 68,2
Канада 69,3 65,0
россия 14,23 9,06
Франция 66,6 65,1
США 56,4 55,4
Совокупный государственный долг к объему экспорта Великобритания 162,7 215,7
Германия 168,9 174,0
Канада 187,8 174,8
россия 47,0 24,5
Франция 244,4 286,2
США 558,2 715,2
* По данным Минфина России (источники: Фитч Рейтинге, ВТО, Банк России).
Сама долговая политика при этом носила консервативный характер.
Анализируя предложенный Правительством Российской Федерации комплекс задач долговой политики последних лет, можно отметить, что в целом он носит достаточно реалистичный и сбалансированный характер, направленный на «отвязку» российского долга от возможных негативных колебаний как во внутреннем, так и внешнем экономическом пространстве.
Следует отметить, что в 2008 г. разработка и одобрение Правительством Российской Федерации на очередной год и плановый период Основных направлений долговой политики на 3-летнюю перспективу нормативными и правовыми документами не предусмотрены, как это происходило в предыдущие годы, наряду с разработкой основных направлений налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики.
Представляется, что отсутствие такого рода документа, раскрывающего информацию по долговой стратегии государства на перспективу, может внести определенный элемент неопределенности и неуверенности в финансовом секторе российской экономики, а также явиться сдерживающим фактором дальнейшего развития российского рынка государственных ценных бумаг как одного из важнейших инвестиционных институтов и инс-
трументов денежно-кредитной политики.
Сегодня государственные ценные бумаги как вид государственного долга занимают доминирующие позиции в структуре как внешнего, так и внутреннего долга Российской Федерации и относятся к так называемым «рыночным» долговым инструментам. В настоящее время данная форма заимствований является преобладающей на мировом финансовом рынке и являет собой наиболее гибкий и эффективный инструмент привлечения финансовых ресурсов.
Объем государственного внутреннего долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинированным в валюте Российской Федерации, в течение последних лет рос вместе с общей величиной государственного внутреннего долга, при этом доля долга по рублевым ценным бумагам к общему объему государственного внутреннего долга в течение ряда лет оставалась стабильной и составляла 96 — 97 %. Наглядно объем и структура государственного внутреннего долга в 2007 г. представлены в табл. 5.
Таким образом, как следует из представленных в табл. 5 данных, объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 01.01.2008 составлял 1 301,1 млрд руб., увеличившись за 2007 г. на 236,3 млрд руб., или на 22,2 % по отношению к объему долга на 01.01.2007 (1 064,9 млрд руб.).
Таблица 5
общие данные об объеме и структуре государственного внутреннего долга российской Федерации в 2007 г., тыс. руб. *.
код долга вид государственного внутреннего долга величина государственного внутреннего долга на 01.01.2007 величина государственного внутреннего долга на 01.01.2008
001 Целевой заем 1990 г. 3 409 369,2 3 461 594,3
002 Целевые вклады и чеки на автомобили 2 152 172,9 2 119 821,3
003 Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г. 256,2 256,2
005 Российский внутренний выигрышный заем 1992 г. 32 652,3 32 652,3
010 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 0,0 0,0
012 Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Минфина России 16 545,8 7 735,5
013 Государственные гарантии 31 227 643,8 46 681 563,8
015 Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина России 0,0 0,0
016 Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 0,0 0,0
019 Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 205 622 719,0 288 415 118,0
020 Индексация вкладов населения 0,0 0,0
Окончание табл. 5
Код долга Вид государственного внутреннего долга Величина государственного внутреннего долга на 01.01.2007 Величина государственного внутреннего долга на 01.01.2008
023 Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) 0,0 0,0
027 Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) 94 834 364,0 51 427 945,0
028 Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации 0,0 0,0
038 Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации 0,0 0,0
039 Государственные сберегательные облигации (ГСО) 52 415 130,0 101 415 130,0
040 Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 675 164 376,0 807 590 078,0
ИТОГО 1 064 875 229,2 1 301 151 894,4
* По данным Минфина России.
Внутренний долг по государственным ценным бумагам за тот же период увеличился на 220,9 млрд руб. и составил на 01.01.2008 г. 1 248,9 млрд руб. На 01.07.2008 г. величина указанного долга достигла 1 349,9 млрд руб. Динамику государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2005 — 2008 гг. характеризуют данные табл. 6.
На протяжении нескольких последних лет происходил уверенный рост рыночной составляющей государственного внутреннего долга в абсолютных значениях, в процентном соотношении этот рост прекратился, начиная со второй половины 2006 года (табл. 7).
На незначительное уменьшение доли рыночной части долга (см. табл. 7) оказало влияние
Таблица 6
Динамика государственного внутреннего долга российской Федерации, выраженного в ценных бумагах, номинированных в валюте российской Федерации в 2005 — 2008 гг. *
Показатель на 01.01.2005 г. на 01.01.2006 г. на 01.01.2007 г. на 01.01.2008 г. на 01.07.2008 г.
Государственный внутренний долг, всего, млрд руб. 778,5 875,4 1 064,9 1 301,2 1 401,3
Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд руб. 756,8 851,1 1 028,0 1 248,9 1 349,9
Доля государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в общей величине государственного внутреннего долга, % 97,2 97,2 96,5 96,0 96,3
* По данным Счетной палаты Российской Федерации.
Таблица 7
Доля рыночной составляющей в общей величине государственного внутреннего долга российской Федерации*
Показатель на на на на на на на на
01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.07.2006 01.01.2007 01.07.2007 01.01.2008
Государственный 679,9 682,0 778,5 875,4 944,6 1064,9 1197,7 1301,1
внутренний долг,
всего, млрд руб.
Объем рыночной 217,0 314,6 557,6 721,5 803,4 875,6 995,6 1047,4
составляющей,
млрд руб.
Процент от общей 31,9 46,1 71,6 82,4 85,1 82,2 83,1 80,5 %
величины внут-
реннего долга
* По данным Счетной палаты Российской Федерации.
начало размещения в июле 2006 г. государственных сберегательных облигаций (ГСО), являющихся по своей сути нерыночными бумагами. Их объем к 01.07.2008 составил 134,4 млрд руб., т. е. 10,0 % от суммы государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах. В первом полугодии 2008 г. эмиссия ГСО составила 43,0 млрд руб.
В 2008 г. сохранилась сложившаяся тенденция увеличения сроков заимствований на внутреннем рынке за счет размещения средне- и долгосрочных выпусков государственных ценных бумаг. Таким образом, за период с 2003 г. по I квартал 2008 г. доля среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме увеличилась с 86,1 до 94,7 %. Дюрация рыночного портфеля государственных ценных бумаг возросла за этот же период с 483 до 2 174 дней.
Представленные показатели российского рынка государственных ценных бумаг в 2003 — 2008 гг. указывают на то, что поставленные Правительством Российской Федерации в долговой стратегии задачи в целом были достигнуты, однако здесь необходимо отметить, что в обозначенной на среднесрочную перспективу долговой политике в отношении государственных ценных бумаг не содержится конкретных целей и направлений использования привлекаемых средств, срочности и структуры обязательств, критериев оценки целей, задач и результатов долговой политики.
При этом, как показывает практика, на современном этапе развития российской экономики назрела необходимость перехода от заимствований
нецелевого характера к заимствованиям на конкретные нужды и цели, такие как, к примеру, займы рефинансирования долга, займы для финансирования особо значимых социальных проектов и другие целевые направления.
Следует также иметь в виду, что рост российского рынка государственных ценных бумаг в 2006 — 2007 гг. был достигнут, не в последнюю очередь, за счет концентрации больших объемов ценных бумаг в портфелях узкого круга крупных инвесторов, в том числе выполняющих агентские функции, что в определенной степени может затруднить дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг и привести к развитию негативных явлений, включая конфликт интересов.
В последние годы также улучшилась качественная характеристика государственной внешней задолженности Российской Федерации, заключающаяся в структурном изменении соотношений ее долговых категорий, преимущественно за счет увеличения рыночной доли в виде государственных ценных бумаг.
Так, на 01.01.2006 задолженность по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте (рыночная доля внешней задолженности), составляла 50,5 % в общем объеме государственного внешнего долга Российской Федерации. На 01.01.2007 она составляла 70,7 %, а на 01.01.2008 составляла уже 73,7 %.
Итоги государственной долговой политики Правительства Российской Федерации по своим внешним обязательствам в 2007 г. можно проиллюстрировать данными табл. 8.
Таблица 8
общие данные об объеме и структуре государственного внешнего долга российской Федерации за 2007 г. *
наименование видов государственных внешних долгов российской Федерации Сумма государственного внешнего долга на 01.01.2007 Сумма государственного внешнего долга на 01.01.2008
тыс. долл. США тыс. руб. тыс. долл. США тыс. руб.
Задолженность по кредитам правительств иностранных государств 8 337 467,6 219 534 693,2 5 484 386,8 134 620 856,0
Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Российской Федерации 824 789,6 21 717 617,3 661 982,1 16 249 145,2
Кредиты международных финансовых организаций 5 492 641,7 144 627 296,8 4 994 738,3 122 601 845,3
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте 36 798 927,2 968 956 231,2 33 084 505,0 812 098 877,6
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 593 522,0 15 628 088,3 655 054,5 16 079 098,5
ИТОГО 52 047 348,1 1 370 463 926,9 44 880 666,8 1 101 649 822,6
* По данным Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации.
В течение 2007 г. государственный внешний долг сократился на 7 167,6 млн долл. США, или на 268,8 млрд руб., и составил на 01.01.2008 г. 44 880,7 млн долл. США, или 1 101,6 млрд руб. (см. табл. 8).
Снижение объема долга произошло по следующим категориям заимствований: кредитам правительств иностранных государств — на 84,9 млрд руб.; кредитам иностранных коммерческих банков и фирм — на 5,5 млрд руб.; кредитам международных финансовых организаций — на 22,0 млрд руб.; государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, — на 156,8 млрд руб. Увеличение объема внешнего долга произошло только по предоставленным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте — на 451,0 млн руб.
В общем объеме задолженности по кредитам правительств иностранных государств по состоянию на 01.01.2007 задолженность официальным кредиторам Парижского клуба составляла 37,9 %, задолженность кредиторам — не членам Парижского клуба — 39,6 % и задолженность бывшим странам СЭВ - 22,5 %. По состоянию на 01.01.2008 в общем объеме задолженность официальным кредиторам Парижского клуба составляла 32,0 %, задолженность кредиторам — не членам Парижского клуба — 40,1 % и задолженность бывшим странам СЭВ — 27,9 % (табл. 9).
В общей сумме задолженности странам-кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба, большую долю составляет задолженность
перед Южной Кореей — 57,6 % и Кувейтом — 35 %. В 2007 г. была полностью погашена задолженность перед Объединенными Арабскими Эмиратами.
Доля задолженности перед бывшими странами СЭВ в общем объеме этого долга в разрезе отдельных стран приходится: на Китай — 26,2 %, Словению — 13,5 %, на Боснию и Герцеговину — 13,1 %, на Хорватию и Румынию — по 11,5 %; на Сербию — 6,6 %, на Македонию — 6,3 %; на Чехию — 6,2 %, на Болгарию, Словакию, Черногорию, Венгрию и КНДР — примерно по 1 %.
В абсолютных значениях государственный внешний долг Российской Федерации на 01.01.2007 и на 01.01.2008 по отдельным категориям долга составлял:
— в части государственных ценных бумаг Россий -ской Федерации, выраженных в иностранной валюте, на 01.01.2007 — 36,8 млрд долл. США, или 968,9 млрд руб., и на 01.01.2008 — 33,1 млрд долл. США, или 812,1 млрд руб.;
— в части внешних облигационных займов Российской Федерации на 01.01.2007 — 31,9 млрд долл. США, или 839,5 млрд руб., и на01.01.2008 — 28,6 млрд долл. США, или 702,3 млрд руб.;
— в части ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 г. на 01.01.2007 — 4,9 млрд долл. США, или 129,5 млрд руб., и на 01.01.2008 — 4,5 млрд долл. США, или 109,8 млрд руб.;
— в части коммерческой задолженности бывшего СССР на 01.01.2007 — сумму, эквивалентную 20,8 млрд руб., или 790,8 млн долл. США, и на
Таблица 9
Структура государственного внешнего долга российской Федерации (по данным Минфина россии), млрд долл. США*
Показатель на 01.01.2006 на 01.01.2007 на 01.01.2008
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 76,5 (64,4 млрд евро)** 52,0 (39,5 млрд евро) 44,9 (30,7 млрд евро)
Задолженность странам — участниками Парижского клуба 25,2 3,1 1,8
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,5 3,3 2,2
Задолженность бывшим странам СЭВ 2,1 1,9 1,5
Коммерческая задолженность бывшего СССР 1,1 0,8 0,7
Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,7 5,5 5,0
Еврооблигационные займы 31,5 31,9 28,6
ОВГВЗ 7,1 4,9 4,5
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,3 0,6 0,6
* В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
** Оценка внешнего долга в евро при соотношении доллар США/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.
Основная доля в общей сумме задолженности по странам — членам Парижского клуба приходится на Японию — 45,8 % и Германию — 39,7 %. В 2007 г. была полностью погашена задолженность перед Канадой и Норвегией, а также задолженность по долгам бывшего СССР перед Португалией и Францией.
01.01.2008 — сумму, эквивалентную 15,4 млрд
руб., или 628,0 млн долл. США.
Исходя из представленной выше динамики российского внешнего долга последних лет, можно сделать вывод, что Правительство Российской Федерации реализует намеченные в долговой стратегии планы по сокращению своей внешней задолженности. Тем самым Российская Федерация все уверенней по своим долговым параметрам приближается к категории стран с качественной долговой характеристикой. Для сравнения: в Великобритании и Франции доля внешнего долга в общем объеме государственного долга составляет менее 5 %, в Италии и Японии — от 10 до 15 %, в России — пока еще 45 %.
Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечило повышение суверенных кредитных рейтингов страны, что способствовало концентрации в России инвестиционного капитала. В течение
2005 — 2006 гг. решения об очередном повышении их значений принимались всеми тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами Moody's Investors Service, Fitch Ratings, Standard & Poor's. В июле 2008 г. международное рейтинговое агентство Moody's повысило инвестиционный рейтинг Российской Федерации еще на одну ступень: с «Baa2» до «Baa1». Рейтинг «Baa1» был присвоен правительственным облигациям, а также стра-новому предельному значению для депозитов в иностранной валюте.
Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2007 г., составил 120,9 млрд долл. США, что в 2,2 раза больше, чем в
2006 г., при этом прямые иностранные инвестиции составили 27,8 млрд долл. США, увеличившись в 2 раза по сравнению с 2006 г. (в 2006 г. рост составлял лишь 4,6 %). Таким образом, сегодня уверенно можно сказать, что за последние 5 лет по темпам экономического развития Российская Федерация опередила многие другие страны с аналогичными кредитными рейтингами.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в целом долговая стратегия Правительства Российской Федерации в последние годы показала себя как взвешенная система мер по преодолению долгового «наследия» 90-х гг. прошлого столетия, с одной стороны, и нацеленная на создание «запаса прочности» на перспективу, с другой. В то же время, как представляется автору, в настоящее время назрела необходимость разработки долго-
срочной государственной долговой стратегии, что позволило бы раскрыть инвестиционный потенциал государственного долга и «оживить» рынок государственных ценных бумаг приходом новых инвесторов.
В то же время сегодня мировой финансовый кризис может стать проверкой на прочность российской долговой политики. Принятые на текущий момент российскими властями антикризисные меры — кредиты Банка России без обеспечения и разрешение Внешэкономбанку кредитовать финансовый сектор на цели погашения и обслуживания иностранных займов — ясно говорят о том, что в российских корпоративных и финансовых структурах, в том числе с государственным участием, не все в порядке с выполнением своих обязательств перед иностранными кредиторами. То есть не исключена вероятность образования в структуре государственного долга Российской Федерации так называемого «непредвиденного долга» по обязательствам какой-нибудь государственной корпорации или государственного банка, а в некоторых случаях и частного сектора, особенно там, где этот частник тесно связан с государственными интересами, такими как, например, стратегические отрасли экономики, ВПК, космическая отрасль, государственные поставки и т. п.
В связи с этим в сентябре этого года Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's из-за растущей неопределенности относительно способности корпоративного и финансового секторов обслуживать свои долговые обязательства, обусловленной сокращением роста кредитования, которое может повлиять на доходы частного сектора, понизило прогноз по суверенным кредитным рейтингам Российской Федерации — с «Позитивного» на «Стабильный», подтвердив при этом долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте («ВВВ+»), по обязательствам в национальной валюте («А-»), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги («А-2») и кредитный рейтинг по национальной шкале («ruAAA»).
Оценить сложившуюся ситуацию в цифрах можно, основываясь на следующих данных. Так, по данным Банка России, объем совокупной внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами увеличился за 2007 г. на 152,9 млрд долл. США, или на 49,2 %, и составил на 01.01.2008 463,5 млрд долл. США, или 34,5 % к ВВП за 2007 г. (отношение к ВВП за 2006 г. составляло 30,4 %). За 3 мес. 2008 г. объем внешнего долга Российской
Федерации перед нерезидентами увеличился еще на 13,6 млрд долл. США, или на 2,9 %, и составил на 01.04.2008 г. 477,4 млрд долл. США (табл. 10).
Анализ ситуации показывает, что темпы прироста задолженности российских банков и нефинансовых предприятий, органов денежно-кредитного регулирования в 2007 г. опередили темпы снижения внешнего долга в органах государственного управления (долг федеральных органов управления и субъектов Российской Федерации). Кроме того, начиная с 2005 г., доля внешней задолженности вышеупомянутых структур стала превышать долю внешней задолженности органов государственного
управления в совокупном объеме внешнего долга Российской Федерации перед нерезидентами.
По состоянию на 01.01.2008 она составила 91,93 %, а по состоянию на 01.01.2008 — 92,27 %. При этом абсолютный прирост задолженности банков, нефинансовых предприятий и органов денежно-кредитного регулирования за 2007 г. составил 160,2 млрд долл. США, что в 2 раза больше, чем в 2006 г. (78,8 млрд долл. США).
Наиболее масштабным в 2007 г. был прирост внешнего долга по нефинансовым предприятиям — 92,8 млрд долл. США. Важную роль в этом сыграла потребность в финансировании крупных приоб-
Таблица 10
Внешний долг российской Федерации (в иностранной валюте, перед нерезидентами, по данным Банка россии), млрд долл. США
Показатель на на на на на
01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.04.2008
Всего 214,5 258,4 310,6 463,5 477,4
Органы государственного управления 106,9 71,3 44,7 37,4 36,9
Федеральные органы управления 105,3 70,1 43,2 35,8 35,2
Новый российский долг 49,2 35,6 33,8 28,7 28,2
кредиты международных финансовых организаций 9,8 5,6 5,4 5,0 4,9
МВФ 3,6 0,0 0,0 0,0 0,0
МБРР 5,7 5,1 4,8 4,3 4,2
прочие 0,4 0,5 0,7 0,7 0,7
прочие кредиты (включая кредиты стран — членов Парижского клуба кредиторов) 4,2 3 2,6 1,7 1,8
ценные бумаги в иностранной валюте* 28,9 26,7 25 21,3 21,1
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, 7,3 4,9 4,7 20,4 20,1
а также выпущенные при реструктуризации ГКО
еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 18,6 19 19,3 0,0 0,0
ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999г. 3,0 2,8 1,0 0,9 0,9
ценные бумаги в российских рублях (ГКО — ОФЗ) 0,0 0,0 0,5 0,3 0,1
прочая задолженность 6,2 0,3 0,3 0,3 0,3
Долг бывшего СССР 56,1 34,5 9,4 7,1 7,0
кредиты стран — членов Парижского клуба кредиторов 43,3 22,2 0,6 0,0 0,0
задолженность перед бывшими социалистическими 2,7 2,2 1,9 1,5 1,6
странами
ОВГВЗ — III, IV, V транши 1,9 2,0 2,1 2,0 2,0
прочая задолженность (в том числе перед прочими 8,2 8,2 4,9 3,6 3,4
официальными кредиторами)
Субъекты Российской Федерации 1,6 1,2 1,5 1,5 1,7
кредиты 1,1 0,9 1,0 1,1 1,2
ценные бумаги в иностранной валюте 0,0 0,0 0,5 0,4 0,4
еврооблигации 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
ценные бумаги в российских рублях 0,5 0,3 0,0 0,0 0,0
Органы денежно-кредитного регулирования 4,6 11 3,9 9,0 4,1
Кредиты** 4,6 10,2 3,0 7,1 1,6
прочие 3,9 10,2 0,0 0,0 0,0
наличная национальная валюта и депозиты 0,7 0,8 0,9 1,9 2,6
Банки (без участия в капитале) 26,5 50,2 101,2 163,7 171,4
долговые обязательства перед прямыми инвесторами 0,1 0,2 0,4 1,2 1,4
кредиты 13,8 34,5 67,8 113,2 121,6
Окончание табл.10
показатель на 01.01.2005 на 01.01.2006 на 01.01.2007 на 01.01.2008 на 01.04.2008
текущие счета и депозиты 9,7 12,4 27,8 40,7 39,0
долговые ценные бумаги 1,8 1,8 3,3 5,7 5,4
прочая задолженность 1,1 1,2 1,9 2,9 4,0
нефинансовые предприятия (без участия в капитале) 76,4 126,0 160,7 253,5 265,0
долговые обязательства перед прямыми инвесторами 10,9 13,4 21,1 25,7 26,0
кредиты*** 58,4 98,7 117,4 205,6 217,7
долговые ценные бумаги**" 5,8 12,3 19 17,1 15,9
задолженность по финансовому лизингу 1,2 1,3 2,8 4,1 4,4
прочая задолженность 0,1 0,3 0,4 1,0 0,9
* Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу. ** Задолженность органов денежно-кредитного регулирования охватывает задолженность Банка России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ.
*** Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства Российской Федерации, отражается в обязательствах органов государственного управления.
**** Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи с обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.
ретений, связанных с реализацией масштабных приватизационных проектов, а также с широкой распродажей нефтяных активов.
В соответствии с данными аналитического представления Банка России в последние годы выросли объемы внешнего долга государственного сектора в расширенном определении: задолженность органов государственного управления, денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 % и более участия в капитале или контролируют их иным способом.
Следует отметить, что при уменьшении доли внешнего долга государственного сектора в расширенном определении в совокупном объеме внешнего долга Российской Федерации перед нерезидентами с 58,3 на начало 2006 г. до 40,9 % на начало 2008 г. доля государственных банков выросла с 7,5 до 14,1 %.
Поквартальная динамика изменения объемов задолженности Российской Федерации перед нерезидентами представлена в табл. 11.
Для стран — кандидатов на вступление в Евросоюз уровень внешнего долга государства и коммерческих структур составляет 60 % от ВВП. В России же внешний долг государства и коммерческих структур пока составляет примерно 34,5 % от ВВП. В то же время по показателю отношения стоимости внешнего долга за вычетом задолжен-
ности органов государственного управления к экспорту товаров и услуг, характеризующему наличие долговой экономики, Российская Федерация уже несколько лет находится на критическом уровне внешней задолженности (более 60 %).
Таким образом, несмотря на то, что прямой долг Российской Федерации перед иностранными кредиторами сокращается, ситуация с возникновением у государства «непредвиденных» обязательств по поддержке не справившихся с ситуацией заемщиков в условиях текущего финансового кризиса вполне реальна. При этом особенностью сложившейся ситуации является то, что формально Правительство Российской Федерации не предоставляет никаких гарантий государственным компаниям по их кредитным линиям. В то же время, к примеру, рейтинговые агентства, проводя анализ, всегда пытаются выявить, какие у государства есть экономические стимулы, чтобы в случае необходимости «спасти» компанию, учитывая ее статус и важность для государства.
Принимая во внимание значительную долю внешних заимствований у компаний с государственным участием (табл. 10 и 11), эксперты, в том числе из международных финансовых организаций, задаются вопросом, как поведет себя российское правительство в случае возникновения финансовых проблем у государственных компаний, т. е. попросту говоря, «раскошелится» ли оно за них или нет. И станут ли долги некоторых российских заемщиков «новым» или «очередным» государственным долгом?
Таблица 11
Динамика изменения объемов задолженности российской Федерации перед нерезидентами, млрд руб. *
Показатель на на на на на на на на на на
01.01.2006 01.04.2006 01.07.2006 01.10.2006 01.01.2007 01.04.2007 01.07.2007 01.10.2007 01.01.2008 01.04.2008
Банки част- 30,8 34,6 39,3 46,5 59,8 64,6 76,8 88,5 98,1 104,0
ного сектора
Нефинансо- 75,6 82,7 95,6 97,2 115,3 129,5 140,2 154,5 175,9 190,1
вые предпри-
ятия частно-
го сектора
Органы госу- 71,1 69,5 66,4 45,3 44,7 43,4 40,8 39,7 37,4 36,9
дарственного
управления
Органы 11,0 16,6 12,5 9,0 3,9 8,8 8,2 12,8 9,0 4,1
денежно-
кредитного
регулирова-
ния
Банки госу- 19,4 22,6 27,4 32,0 41,4 46,2 54,2 59,2 65,5 67,4
дарственного
сектора
Нефинансо- 49,3 47,3 47,6 39,3 45,4 55,5 71,8 76,3 77,6 74,5
вые предпри-
ятия госу-
дарственного
сектора
* По данным Банка России.
Литература
1. Материалы Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
2. Воронин Ю. М., Кабашкин В. А. Управление государственным долгом // Экономист. 2006. № 1.
3. Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. ГУ ВШЭ. М., 2002.
4. Никифорова В. Д., Островская В. Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. СПб.: Питер, 2004.
Подписка
на электронную версию
■ Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.
eLIBRARy.RU