ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДОЛГОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПО ВНЕШНИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ (1991-2014)
Л.Н. Федякина
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Рассматривается платежеспособность России по внешним долговым обязательствам в 1991— 2014 гг. В 1990-е гг. Российская Федерация испытывала большие экономические и финансовые трудности из-за бюджетного дефицита, нехватки валюты и долговых платежей по внешним обязательствам бывшего СССР. В 2000-е гг. ситуация значительно улучшилась благодаря положительным темпам экономического роста, высоким ценам на нефть и Россия стала своевременно выполнять свои обязательства по внешним долгам. Мировой кризис (2008—2009) и экономические санкции западных стран против Российской Федерации ослабили долговую устойчивость российской экономики.
Ключевые слова: внешний долг, платежеспособность, государственный долг, долговые платежи, корпорации, банки, кредиторы, должники, долговая устойчивость национальной экономики, кредитные рынки.
Реформирование российской экономики при переходе к рынку в 1990-г гг. происходило на фоне глубокого экономического спада, бюджетного дефицита и несбалансированности платежей. В 1990-е гг. российская экономика пережила тяжелейший платежный кризис по внутренним обязательствам; крупнейшими неплательщиками и должниками были государство и предприятия. Государственная задолженность населению и предприятиям увеличивалась высокими темпами, ибо дефицит государственного бюджета в 1993—1997 гг. оставался на уровне 7—10% ВВП; сохранялись и внебюджетные расходы [4].
Бюджетный дефицит покрывался денежной эмиссией, с 1993 г. — заимствованиями на внутреннем рынке посредством эмиссии долговых ценных бумаг (ГКО/ОФЗ), а затем и бюджетозамещающими кредитами МБРР и заимствованиями на международных кредитных рынках. Тяжелое финансовое положение России усугублял чистый отток частного капитала. Основными каналами его вывоза были вложения в свободно-конвертируемые валюты (СКВ), остатки на текущих счетах и депозиты в иностранных банках, экспортные кредиты нерезидентам, импортные
предоплаты за товарные поставки. Широко практиковался нелегальный вывоз капитала, который осуществлялся как непоступившая экспортная выручка, не погашенные товарами импортные авансы и др. [3].
Став суверенным государством, Россия столкнулась с острой нехваткой валютных ресурсов для наполнения рынка потребительскими и другими товарами, а также для обслуживания внешних долговых обязательств, унаследованных от СССР. В 1990-е гг. источником внешнего финансирования российской экономики были преимущественно официальные иностранные ресурсы. Вступление в МВФ и в МБРР в 1992 г. позволило России привлекать ресурсы этих и других международных кредитных организаций, дало возможность получать кредиты у правительств и центральных банков иностранных государств; открыло доступ на международные финансовые рынки.
После распада СССР Россия оказалась должником по отношению к западным странам и к европейским партнерам по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ) и одновременно кредитором по отношению к развивающимся странам и к неевропейским партнерам по СЭВ. Кредиторская задолженность СССР Западу оценивалась в 95 млрд долл.; дебиторская задолженность в переводных рублях — 96 млрд руб., по курсу Госбанка СССР, — 123 млрд долл. [3]. Россия оказалась должником по отношению к развитым странам с твердой валютой и кредитором по отношению к странам с низким экспортным потенциалом, финансовыми дефицитами и острой нехваткой валютных ресурсов.
С самого начала переговоров с международными кредиторами Россия заняла позицию, предусматривающую безусловную выплату ею всех обязательств бывшего СССР, однако в условиях обострившихся валютно-финансовых трудностей Россия неоднократно задерживала выплаты не только основной суммы долга, но и процентов. Основным методом урегулирования внешней задолженности России по договоренности с кредиторами в 1990-е гг. были отсрочки платежей и перенос долгов на более отдаленные сроки. Отсрочки позволяли осуществлять текущие долговые платежи значительно ниже плановых долговых обязательств.
Первое неофициальное соглашение о реструктуризации долга бывшего СССР странам Парижского клуба было достигнуто в январе 1992 г.; согласие на отсрочку платежей дали и 12 коммерческих банков, крупнейших кредиторов бывшего СССР. В 1993 г. в ходе переговоров с коммерческими западными банками советский долг был отсрочен на 10 лет с льготным пятилетним периодом. Урегулирование российских долговых обязательств Западу осуществлялось путем предоставления новых кредитов для погашения текущих обязательств. В начале 1996 г. было достигнуто соглашение о реструктуризации большей части внешних долгов России главным кредиторам [4].
МВФ согласился предоставить России кредит в размере 10,3 млрд долл., МБРР объявил о своей готовности предоставить 6 млрд долл. в кредит. Соглашение с Парижским клубом предусматривало реструктуризацию российского долга в размере 40 млрд долл. сроком на 23 года с семилетним льготным периодом, соглашение с Лондонским клубом предусматривало 25-летнюю отсрочку погашения российских обязательств на общую сумму 32,5 млрд долл. при семилетнем льготном периоде [5].
В 1990-е гг. Россия фактически находилась в состоянии хронического долгового кризиса; ее долговая нагрузка оказалась непосильной по отношению к ее валютным доходам. В течение десятилетия неоднократно допускались нарушения графика платежей по обслуживанию внешнего долга. Трансграничные заимствования, а также допущение нерезидентов на внутренний рынок долговых обязательств наращивали внешний долг России, присоединяя его к «советскому» долгу. Привлеченные внешние финансовые ресурсы расходовались в основном на покрытие бюджетного дефицита и обслуживание внешнего долга.
В 1992—1999 гг. дефицит текущего платежного баланса со странами дальнего зарубежья из-за платежей по внешним долгам и чистого оттока капитала в среднегодовом исчислении составил 9,1% ВВП, на 80% он был покрыт официальными займами или был реструктурирован, остальные 20% образовали просроченную задолженность.
В 1998 г. отношение фактических платежей по обслуживанию внешнего долга поднялось до 18,7% к экспорту товаров и услуг и оказалось непосильным для российской экономики. Ситуация в сфере внешнего долга вышла из-под контроля, и 17 августа 1998 г. был объявлен дефолт по внутреннему долгу и по значительной части внешнего долга. После дефолта (1998 г.) государственные заимствования России на внешних рынках стали снижаться, а в 2006—2011 гг. они прекратились вплоть до 2012 г. [5].
С начала 2000-х гг. Россия — надежный должник; внешней долг начал постепенно снижаться, сначала за счет списания и реструктуризации «советского» долга Лондонскому клубу, в последующие годы — в результате своевременного обслуживания обязательств по внешнему долгу. По договоренности с Лондонским клубом часть советского долга в размере 10,3 млрд долл. из 28 млрд долл. основного долга Клубу была списана и была предоставлена отсрочка погашения накопленных процентов и амортизации на 10—30 лет. Оставшаяся часть задолженности была переоформлена в еврооблигации с купоном и со сроком погашения в 2010 г. и в 2030 г.
По лондонской схеме была урегулирована и коммерческая задолженность бывшего СССР за поставленные товары, а также долг банкам бывших социалистических стран в размере 1 млрд долл. Часть советского долга странам, не входящим в Парижский клуб, была погашена поставками российских товаров и услуг.
В качестве средства погашения советских долгов иногда применялся выкуп долговых обязательств с дисконтом через посредников; в частности, обратный выкуп использовался для частичного погашения долгов Венгрии, Словакии, Чешской Республике. В результате долг бывшего СССР партнерам по СЭВ, составивший в 1994 г. 27,5 млрд долл., к 2004 г. снизился до 3,6 млрд долл.
В 2000-е гг. экономическое положение России значительно улучшилось; в 2005—2012 гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили 7,7% (в 1995— 2004 гг. — 2,8%), в 2009 г. — минус 7,8%, в 2010—2012 гг. — плюс 4,1% ВВП в среднем в год. Среднегодовая мировая цена на нефть в 2005—2012 гг. составила 79,0 долл/барр. (в 1995—2004 гг. — 23,2 долл/барр.). Доходы от товарного экспор-
та в 2002—2008 гг. имели устойчивую динамику роста и увеличились в 4,4 раза; в 2009 г. они снизились на 35,7%, в 2010 г. — возросли на 32,0%, к 2012 г. — увеличились в 1,3 раза и составили 528,0 млрд долл. [5].
В предкризисные годы Россия уверенно выполняла свои долговые обязательства перед внешними кредиторами и наращивала золотовалютные резервы, которые с избытком покрывали долговые платежи и трехмесячный импорт. К 2006 г. Россия полностью расплатилась с МВФ; в 2005—2007 гг. был досрочно погашен долг Парижскому клубу. На 1 января 2013 г. внешний долг России составил 636,4 млрд долл., увеличившись с 2005 г. в 3,0 раза (табл. 1).
Таблица 1
Внешний долг Российской Федерации по внешней долговой устойчивости по состоянию на 1 января соответствующего года
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Внешний долг, млрд долл. 214,5 257,1 313,2 463,9 480,5 467,2 489,0 598,9 636,4
Внешний долг на душу населения, долл. 1 801 2 202 3 267 3 386 3 268 3 422 3 788 4 449 4 821
Внешний долг/ВВП, % 34 32 36 29 38 32 29 32 34
Внешний долг/экспор товаров и услуг, % 96 94 119 92 136 111 95 108 118
Платежи/ВВП, % 10 10 12 9 11 8 8 8 9
Платежи/экспорт товаров и услуг, % 29 30 40 29 39 29 26 28 32
Золотовалютные резервы/платежи, % 235 307 308 280 333 372 341 326 284
Государственный долг, млрд долл. 105,6 82,1 48,7 39,3 32,3 45,9 46,5 53,5 70,0
Долг бывшего СССР, млрд долл. 56,1 34,0 9,4 7,1 4,5 3,2 2,9 2,3 2,1
Корпоративный долг, млрд долл. 108,9 175,0 264,5 424,6 448,2 421,3 442,5 521 566,4
Банки, млрд долл. 32,5 50,1 101,2 163,6 166,2 127,2 144,3 175,3 201,6
Прочие секторы, млрд долл. 76,4 124,9 163,3 261,0 282,0 294,1 298,2 345,7 364,8
Источник: [1].
Увеличение российского внешнего долга произошло за счет масштабных внешних заимствований банков и нефинансовых корпораций. Корпоративный внешний долг увеличился в 5,2 раза, его доля в российском внешнем долге поднялась с 50,8 до 89,0%, в том числе банков — в 6,2 раза и 15,1 и 31,7% соответственно, прочих секторов — в 4,8 раза и 35,6 и 57,3% соответственно.
Государственный долг в объеме долговых обязательств органов государственного управления и ЦБ РФ перед нерезидентами сократился в 1,5 раза и составил 70,0 млрд долл., его доля в совокупном внешнем долге снизилась с 49,2 до 11,0%. За рассматриваемый период внешняя долговая устойчивость российской экономики по некоторым показателям не изменилась или улучшилась, по другим она ослабла (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты и риски внешней долговой устойчивости национальной экономики (%)
Долговые коэффициенты Степень риска
низкая средняя высокая
ВД/ВВП 30 40 50
ВД/ЭТУ 100 150 200
ОВД/ЭТУ 15 20 25
Источник: [2].
В 2013 г. отношение внешнего долга к ВВП осталось на уровне 2005 г. (34%), отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к ВВП снизилось с 10% до 9%. Долговая устойчивость России по показателю «Золотовалютные резервы/ платежи по обслуживанию внешнего долга» значительно укрепилась, и в 2010 г. она достигла максимальных значений (372%); к 2013 г. — снизилась до 284%, что, однако, в 2,8 раза превысило допустимый предел в 100% по версии ЦБ России.
Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг в 2009 г. достигало 136% (2005 г. — 96%), в 2013 г. составило 118%, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки на экономику. Хуже обстоит дело с платежами, Россия имеет высокую и даже чрезмерную нагрузку по долговым платежам, которая в 2005 г. составила 29%/ЭТУ, в 2013 г. — 32%/ЭТУ, превысив показатель высокой степени риска (25%/ЭТУ) по версии МВФ, которая совпадает с версией ЦБ РФ.
Динамика показателей «Внешний долг/экспорт товаров и услуг» и «Платежи по обслуживанию внешнего долга/ экспорт товаров и услуг» свидетельствует об усилении долговой нагрузки России по внешним обязательствам в результате отставания темпов роста экспортных доходов от темпов роста внешнего долга и платежей, что не может не вызывать серьезной озабоченности. В 2014 г. долговая нагрузка России продолжала возрастать, а ее внешняя долговая устойчивость ослабевала.
Внешний долг РФ 1 января 2014 г. оценивался в 732,0 млрд долл., увеличившись на 15,0% по отношению к предыдущему году, при этом российский ВВП возрос всего на 1,5% (табл. 3.). Доля государственного долга в структуре внешнего долга РФ составила 10,8%, в том числе органов государственного управления — 8,7, ЦБ РФ — 2,1%. Доля корпоративного долга нерезидентам равнялась 89,2%, в том числе задолженность банков — 33,0, прочих секторов — 56,2%; при этом долговые обязательства перед прямыми иностранными инвесторами и предприятиями прямого инвестирования составили 18,6%, кредиты — 36,4, долговые ценные бумаги — 1,2%.
С середины 2000-х гг. определилась новая тенденция в развитии российского внешнего долга. Его динамику и объем стали определять корпоративные внешние заимствования, т.е. долги банков и нефинансовых секторов нерезидентам-кредиторам. В 2009 г. внешний долг банков достиг 166,2 млрд долл., увеличившись с 2002 г. (11,3 млрд долл.) в 14,7 раза; в 2010 г. он снизился на 30,1%, и с 2011 г. стал возрастать быстрыми темпами и в 2014 г. достиг 242 млрд долл.
Таблица 3
Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 01.01.2014 г., млрд долл.
Всего 732,0
Органы государственного управления 63,4
Федеральные органы управления 62,7
Новый российский долг 60,7
Кредиты МФО 1,6
МБРР 1,2
Ценные бумаги в иностранной валюте 28,9
Ценные бумаги в российских рублях 29,6
Долг бывшего СССР 2,0
Задолженность перед бывшими социалистическими странами 0,96
Задолженность перед прочими официальными кредиторами 1,1
Субъекты РФ 0,71
Центральный банк 15,8
Кредиты 1,8
Наличная национальная валюта и депозиты 5,3
Прочая задолженность (распределение СДР) 8,7
Банки 241,9
Прочие секторы 437,8
Долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования 154,3
Кредиты 266,3
Долговые ценные бумаги 8,9
Торговые кредиты 2,9
Задолженность по финансовому лизингу 2,1
Прочая задолженность 3,1
Источник: [6].
Внешний долг нефинансовых корпораций (прочих секторов) имел устойчивую повышательную динамику роста и к 2014 г. увеличился в 18,3 раза по отношению к 2002 г. (23,9 млрд долл.) и составил 438 млрд долл.
Наращивание корпоративных долгов вызывало серьезную озабоченность отечественных экспертов задолго до кризиса прежде всего потому, что в российском корпоративном секторе значительна доля участия государства. Это значит, что в критической ситуации государству придется оказывать поддержку корпорациям в обслуживании долгов нерезидентам, что и произошло в условиях кризиса. Государство было вынуждено оказывать содействие корпорациям, которые заимствовали на международных рынках под залог своих акций, и в случае невыполнения долговых обязательств их акции переходили к кредитору.
В аналитических целях Банк России публикует статистику внешнего долга России по секторам — внешний долг государственного сектора в расширенном определении и внешний долг частного сектора. Классификация внешнего долга по секторам позволяет определить обязательства государства перед кредиторами-нерезидентами в полном объеме, а также определить долги государственных корпораций нерезидентам.
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, центрального банка, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении за 2006—2013 гг. увеличился в 2 раза и составил 299 млрд долл.; при этом государственный долг в объеме долга органов государственного управления и Центрального банка сократился с 82,0 до 70,0 млрд долл., а его доля во внешнем долге РФ снизилась с 31,9 до 11,0% (табл. 4).
Таблица 4
Внешний долг Российской Федерации (аналитическое представление) по состоянию на 1 января соответствующего года, млрд долл.
Показатель Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Внешний долг РФ 257,1 313,2 463,9 480,5 467,2 489,0 538,9 636,4
Внешний долг государствен- 150,7 137,1 183,7 163,4 181,3 199,3 221,6 298,9
ного сектора в расширенном
определении
Органы государственного 71,1 44,7 37,4 29,5 31,3 34,5 34,7 54,4
управления
Центральный банк 10,9 3,9 1,9 2,8 14,6 12,0 11,5 15,6
Банки 19,3 41,4 65,5 61,6 50,2 63,4 73,2 115,4
Прочие секторы 49,3 47,0 78,9 69,5 85,2 89,4 102,1 113,5
Внешний долг частного сек- 106,4 176,1 280,2 317,1 285,9 289,7 317,3 337,5
тора
Банки 30,8 59,8 98,1 104,6 77,0 80,8 89,5 86,2
Прочие секторы 75,6 116,3 182,1 212,5 208,9 208,9 227,7 251,3
Источник: [6].
Корпоративный долг государства в объеме международных долговых обязательств банков и прочих секторов увеличился в 3,3 раза. Его доля во внешнем долге РФ поднялась с 26,7 до 36,0%, в том числе долг государственных банков увеличился в 6,0 раза, и его доля во внешнем долге РФ поднялась с 7,5 до 18,1%, государственных предприятий прочих секторов — в 2,3 раза и 19,2 и 17,8%. Внешний долг частного сектора увеличился в 3,2 раза, и его доля в общем долге России сократилась с 73,3% до 64,0%, в том числе частных банков — в 2,8 раза и 12,0 и 13,5% соответственно, прочих секторов — в 3,3 раза и 29,4 и 39,5%.
Россия является международным кредитором; она входит в первую пятерку международных экспортеров капитала и в число крупных держателей государственного долга США в объеме 157,8 млрд долл. по состоянию на 30.06.2012 г. Одновременно Россия — чистый международный должник; ее зарубежные активы в кредитной форме покрыли обязательства перед иностранными кредиторами в 2005 г. на 74,3, в 2007 г. — на 55,0, в 2011 г. — на 80,9% (табл. 5).
Таблица 5
Внешняя кредиторская и дебиторская задолженность России по международной инвестиционной позиции, млрд долл.
Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Активы
Прямые инвестиции
Долговые инструменты 7,6 2,9 14,4 16,2 25,7 47,4 75,4
Портфельные инвестиции
Долговые ценные бумаги 17,4 11,7 15,8 21,4 35,6 32,7 38,4
Прочие инвестиции
Долговые инструменты 169,5 198,6 222,0 349,4 307,2 286,3 330,7
Всего 194,5 213,2 252,2 387,0 368,5 366,4 444,5
Обязательства
Прямые инвестиции
Долговые инструменты 12,5 21,5 26,9 32,4 47,1 64,7 86,9
Портфельные инвестиции
Долговые ценные бумаги 48,0 57,9 58,6 28,0 39,2 45,4 48,8
Прочие инвестиции
Долговые инструменты 201,2 238,3 383,3 417,2 384,7 382,9 413,7
Всего 261,7 317,7 468,8 477,6 471,0 493,0 549,4
Источник: [7].
Задолженность иностранных государств перед Россией (дебиторская задолженность) в объеме зарубежных кредитных активов российских резидентов в 2011 г. составила 444,5 млрд долл., увеличившись с 2005 г. в 2,3 раза. Российские прямые инвесторы все шире используют кредитные инструменты финансирования за рубежом.
В структуре дебиторской задолженности иностранных государств перед российскими резидентами доля прямых инвестиций в виде долговых инструментов за 2005—2011 гг. увеличилась в 4,3 раза и составила — 17,0%, портфельных инвестиций в долговых ценных бумагах осталась почти без изменений — 8,9 и 8,6% соответственно; прочих инвестиций в долговых инструментах — снизилась с 87,1 до 74,4%. В 2005—2011 гг. превышение международных долговых обязательств России над ее активами в среднегодовом исчислении составило 116,2 млрд долл.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации, за 2005—2014 годы. — М.: ЦБ РФ.
[2] Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации. I квартал 2013 года. — М.: ЦБ РФ, 2013.
[3] Смыслов Д.В. Внешнее финансирование России в переходный период. — М.: ИМЭМО РАН, 2001.
[4] Федякина Л.Н. Международные финансы. — СПб.: Питер, 2005.
[5] Федякина Л.Н. Международные финансы: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Междунар. отношения, 2012.
[6] Центральный банк России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cbr.ru/statistics
[7] IMF, International Financial Statistics, Yearbook, 2013.
LITERATURA
[1] Platejnui balance i vneshnui dolg Rossiiskoi Federazii, 1991—2014. — M.: CB RF.
[2] Platejnui balance i vneshnui dolg Rossiiskoi Federazii, I kvartal 2013. — M.: CB RF.
[3] Smislov D.V. Vneshnee financirovanie Rossii v perehodnui period. — M.: IMEMO RAN, 2001.
[4] Fedyakina L.N. Mejdunarodnue financu. — SPb.: Piter, 2005.
[5] Fedyakina L.N. Mejdunarodnue financu: uchebnoe pocobie dla vuzov. — 2-e isd., pererab. i dop. — M.: Mejdunar. otnoshenia, 2012.
[6] Centralnui bank Rossii [Elertronnui ressurs]. — URL: http://www.cbr.ru/statistics
[7] IMF, International Financial Statistics, Yearbook, 2013.
EXTERNAL DEBTS' STABILITY OF THE RUSSIAN ECONOMY (1991-2014)
L.N. Fedyakina
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the question of Russian external debt payments in 1991—2014 years. In 1990's the Russian Federation had a lot of economic problems and financial difficulties with the debts' payments because of the budget deficit, lack of foreign currency reserves, the debts of the USSR to be paid. In the 2000's the situation has become better thanks to the positive economic growth and the high oil prices, and the Russia fulfilled its debts' obligations in time. The world crisis (2008—2009) and the West countries' economic sanctions had made less the debts' stability of the Russian economy.
Key words: external debts, debts' stability, sovereign debt, payments, corporations, banks, creditors, debtors, credit markets.