социально-экономические проблемы российского государства
Государственный долг Российской Федерации:
современное состояние
И.В. Хамалинский
Государственный долг является неотъемлемой частью финансовой системы государств мира, и его состояние оказывает влияние на экономику России. В статье рассмотрена эволюция управления государственным внешним долгом Российской Федерации, проведен анализ государственного долга Российской Федерации.
Ключевые слова: государственный долг Российской Федерации, управление, структура, динамика государственного внешнего долга Российской Федерации
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 1 (26). С. 32-45.
Экономический климат государства определяется состоянием государственного бюджета, его профицитом, дефицитом или же сбалансированностью. Бюджет является одним из важных инструментов управления экономической ситуацией в стране [1, с. 659]. В случае дефицита мы сталкиваемся с его агрегированной характеристикой — государственным долгом. Государственный долг — весьма важная категория, его назначение — не только привлечение денежных средств, он также является регулятором денежного обращения, оказывает влияние на бюджетный процесс и воздействие на весь экономический процесс, а также является причиной развития международного сотрудничества.
Для последующего анализа государственного долга и его последствий необходимо сформулировать его определение. В.М.Федосов, С.Я.Сутормина, В.М.Огородник считают, что «государственный долг — это сумма задолженности по непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным на определённую дату» [2, с. 226].
Хамалинский Иван Владимирович — кандидат технических наук, профессор, научный сотрудник Международного института экономики и права. Адрес для коррепонденции: [email protected].
Государственный долг принято считать нормальным и закономерным явлением в экономике любого цивилизованного государства.
В России после распада СССР по причине перестроения всей экономической системы с административно-командной формы на рыночную в экономике возникли серьезные кризисные явления, в результате которых внешний долг начал неуклонно расти. Динамика внешнего долга РФ представлена в табл. 1.
Таблица 1. Динамика общего внешнего долга России
Год (на 1 января)
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000 2001 2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010 2011 2012
2013
2014
2015
2016
Сумма, млрд долл. США
117.8 125,4
132.7 153
182.8
188.4
178.2 160,0
146.3 151,3
186 213,3 257,2
313.2 471
479.9
466.3
488.5 538,9
636.4 727,1
599.5 518,5
Абсолютный прирост, Темп
млрд долл. США роста, %
21,2 122
7,6 106,5
7,3 105,8
20,3 115,3
29.8 119,5 5,6 103,1
-10,2 94,6
-18,2 89,8
-13,7 91,4
5,0 103,4
34,7 122,9
27.3 114,7
43.9 120,6 56,0 121,8 157,8 150,4
8,9 101,9
-13,6 97,2
22,2 104,8
50.4 110,3
97.5 118,1 90,7 114,2
-127,6 82,4
-81,0 86,5
Из данных табл. 1 видно, что внешний долг России в основном имел тенденцию к увеличению. Сокращался внешний долг России к началу 2000-2002 гг. Рост внешнего долга России продолжался до 2014 г., на тот момент он составлял 727,1 млрд долл. США, но в течение последующих годов долг постепенно снижался и к 01.01.2016 составил 518,5 млрд долл. США (большая часть которого — долги частных компаний и банков), что на 208,6 млрд долл. (или на 28,7%) меньше, чем на 01.01.2014.
Необходимо отметить, что большинство крупных и развитых стран имеют займы, в разы большие по сравнению с нашей страной. Например, в США этот показатель на сегодняшний день составляет более 18 трлн долл. США, а кредит Японии почти вдвое превышает валовый внутренний продукт (ВВП) этой страны.
С проблемой управления внешним долгом Российская Федерация столкнулась уже на этапе перехода к рыночным отношениям. Резкое увеличение общего государственного долга Российской Федерации с началом структурных реформ на всем экономическом пространстве было вызвано, прежде всего, принятием на себя государственного долга бывшего СССР в 1991-1993 гг. (табл. 2). По разным оценкам, расчетная величина задолженности СССР на конец 1991 г. оценивалась примерно в 96,6 млрд долл. США. Вместе с тем необходимо указать, что в структуре государственного долга СССР преобладала внутренняя задолженность, и лавинообразный рост внешнего долга пришелся на
Таблица 2. Эволюция управления государственным внешним долгом
Этапы
Период
Основное содержание этапа
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
1991-1998 гг.
С конца 1998 г. по 2001 г.
2001-2008 гг.
С 2008 г. по настоящее время
Интенсивное наращивание внешнего государственного долга
Принятие посткризисных мер и переход к политике постепенного сокращения внешних заимствований
Структуризация долговой политики и сокращение внешней долговой нагрузки с одновременным изменением структуры внешней задолженности
Реализация мер по стабилизации функционирования системы управления внешним долгом, поиск более эффективных системных рычагов и методов управления внешним долгом
последнее десятилетие XX в., когда Россия начала осуществлять крупномасштабные заимствования в иностранной валюте.
Первый этап характеризуется резким ростом внешних заимствований — при слабой координации многих принимаемых решений. При этом до середины 1996 г. управление государственным внешним долгом фактически сводилось к вопросам урегулирования долгов бывшего СССР перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Сама же система управления долгом во многом складывалась на основе доставшейся от СССР институциональной управленческой структуры, в которой ключевая роль принадлежала Внешэкономбанку СССР (ВЭБ), который длительное время выступал фактически единственным агентом Правительства РФ по вопросам привлечения внешнего долга. Отличительной особенностью этой системы являлось неиспользование современных рыночных механизмов долгового финансирования из-за отсутствия опыта работы с такими механизмами в новых условиях.
При этом в начале данного этапа имела место фактическая децентрализация управления внешними долговыми заимствованиями и распыление сферы ответственности за формирование внешнего долга. Позднее, ближе к середине 1990-х гг., был инициирован процесс формирования новых отношений в области управления совокупным государственным долгом. Прежде всего, это выразилось в создании фондового рынка для привлечения масштабных внутренних заимствований, что позволило несколько снизить зависимость страны от привлечения исключительно внешних долговых заимствований, зачастую проводившихся на невыгодных для России условиях [3, с. 150].
Основной предпосылкой формирования этой системы явилось наличие в 1998 г. уже функционирующих, пусть и неустойчиво, но легитимных экономических и правовых механизмов управления государственным долгом. При этом основные функции управления совокупным государственным долгом оказались сконцентрированы уже у Минфина РФ. Также с этого времени все большее внимание стало уделяться координации действий государственных органов и повышению эффективности используемых для управления долгом методов и процедур.
Основной особенностью этого этапа является его переходный характер. Первоочередной целью проводимых на этом этапе мероприятий было устранение последствий кризиса и выработка стратегических ориентиров государственной долговой политики. Больше внимания стало уделяться вопросам контроля и стратегическому целеполаганию в области привлечения Российской Федерацией заемных средств.
7000
5988,6
6000
5000
4000
3000
2843,3
2000
1000
0
1 2226,1
1040,5 1127,32 966,45
I ■■ ■ 5348
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рим. в Дшимики нбъемивиивых вненанштаимствований Россииской Федерации в 2001-2007 гг. (млн долл. США).
Боктшитзначених дтиформированиа системы биравлснси инеш-нимдокхсм хмклопринятин в 1РН6 г. Оюнжсинуго кодекса РФ. В нем
Был ЧРТКО ОПрРНвЛеН ря. ПОНЯТОЙ ИСТруки0(ШрОВРНЫ О ШОВНЫ сни-
ститы системы ^равииниясоаусорственным долгом.
Иминнк вэтoаипсммбдaисят муре нaсgвсg[ичрниeпpирлeчeния нивках: хмкшиих эаимнасибини0, чво пртиело иммжению
общего внешнего долгового бремени Российской Федерации (рис. 1).
Общее снижение внешнего долгового бремени происходило на фоне роста доходов бюджета и наращивания золотовалютных резервов страны, что во многом определялось благоприятно складывающейся мировой экономической конъюнктурой.
Проведение активной долговой политики предполагает разнообразие методов не только привлечения, но и погашения государственного долга. Для этого могут использоваться не только традиционные инструменты и подходы, но и нестандартные решения, включающие в себя товарные поставки, принятие на себя определенных экономических, политических, экологических обязательств, достижение договоренностей о реструктуризации или досрочном погашении долга и т.д.
В наибольшей мере этот новый подход нашел свое отражение в расширении использования рыночных долговых инструментов, что повышало значимость развивающихся первичного и вторичного рынков государственных ценных бумаг. Этот новый подход основывается уже на регулировании всего процесса в целом, включая эмиссию долго-
вых инструментов, их размещение и движение на вторичном рынке. Прямым следствием расширения применения современных инструментов государственного долга стал пересмотр используемых подходов к управлению внешним долгом с расширением в нем доли рыночно-ори-ентированных рычагов и методов [4, с. 162].
Четвертый этап при периодизации эволюции управления внешним долгом Российской Федерации следует рассматривать как логическое продолжение третьего. От предыдущего этапа его отделяет кризисная ситуация, возникшая в экономике России в связи с мировым финансовым кризисом в 2008 г. Кризис позволяет провести естественный водораздел для уже сложившейся системы управления внешним долгом. Ключевой характеристикой этого этапа является наличие серьезного противоречия в функционировании этой системы: с одной стороны, мы видим поддержание относительной стабильности отношений, определяющих порядок управления внешним долгом, но с другой стороны — налицо также сохранение диспропорций, которые при определенных условиях могут создавать серьезные угрозы для функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Наблюдавшаяся в этот период стабильность проявлялась в устойчивости сложившихся процедур и процессов управления. Все агенты, задействованные в процессе привлечения и обслуживания государственного долга Российской Федерации, действовали тогда и действуют в настоящее время относительно слаженно и с соблюдением норм действующего законодательства. Стабильность проявляется также в предсказуемости и устойчивости отношений, сложившихся в области внешнего долга. Следует констатировать, что кризис 2008 г. не повлиял на способность России расплачиваться по своим обязательствам и не заставил резко изменить свою политику относительно объемов привлечения финансирования в иностранной валюте.
Таким образом, наличие государственного долга является вполне обычной ситуацией для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международную репутацию страны.
Реалии последних лет не дают надежды на политическую и экономическую стабильность как внутри государства, так и в соседних странах, с которыми Россия имеет значительные экономические и политические отношения. Ухудшение внешнеэкономических условий,
связанное с введением санкций, на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики.
Государственный долг классифицируется на внутренний и внешний. Внутренний долг подразумевает, что средства, привлекаемые государством для выполнения государственных программ и заказов, заимствованы в национальной валюте. Государственный внешний долг России — это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Рассмотрим последний вид долга более подробно (табл. 3).
Общий объем государственного внешнего долга по состоянию на 01.01.2016 равен 50,1 млрд долл., его доля в ВВП страны составляет 4,5%.
Данные табл. 3 свидетельствуют, что наибольший удельный вес в структуре государственного внешнего долга нашей страны занимают еврооблигационные займы, которые составляют около 72% от всей суммы государственного долга. Наименьшую долю занимает долг бывшим странам СЭВ — всего 0,8% от всей структуры долга. Россия полностью рассчиталась по долговым обязательствам со странами Парижского клуба кредиторов и по коммерческой задолженности бывшего СССР. Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что объем задолженности по всем показателям уменьшился.
В 2016 г. государственный долг России вырастет. Это будет происходить за счет заимствований на внутреннем рынке. Согласно материалам Министерства финансов РФ, в 2016 г. на внутреннем рынке планируют привлечь 1,24 трлн руб. Внешние заимствования будут составлять 7 млрд долл. Порядка 20% внешнего долга нашей страны номинировано в национальной валюте, т.е. с ростом курса доллара эта часть долга стала заметно меньше. Центральный банк России пришел на помощь российским структурам в деле выплаты внешних займов и готов помогать дальше.
До конца 2015 г. Россия выплатила [5, с. 262]:
♦ основной долг в объёме 85,233 млрд долл.;
♦ процент по долгу в объёме 16,3 млрд долл.
На 2016 г. запланированы следующие выплаты:
♦ основной долг в объёме 69,574 млрд долл.;
♦ процент по долгу в объёме 17,55 млрд долл.
Таблица 3. Структура и динамика государственного внешнего долга,
млрд долл.
На На На На На На На
Показатель 01.01. 01.01. 01.01. 01.01. 01.05. 01.01. 01.01.
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего 37,6 39,95 35,83 50,77 54,9 54,36 50,1
Страны 0,999 0,78 0,55 0,33 0,11 0,046 0,021
Парижского клуба
Страны, не вошед- 1,82 1,72 1,48 1,096 1,026 0,887 0,840
шие в Парижский
клуб
Коммерческая 0,83 0,06 0,05 0,02 0,02 — —
задолженность
бывшего СССР
Международные 3,79 3,14 2,55 2,03 1,41 1,172 0,976
финансовые
организации
Еврооблигационные 26,24 30,46 29,18 34,91 40,04 39,275 35,888
займы
Облигации внутрен- 1,78 1,77 0,02 0,01 0,05 0,006 0,005
него государствен-
ного валютного
займа
Гарантии России 0,88 0,91 0,96 11,39 11,32 12,083 11,976
в иностранной
валюте
Бывшие страны 1,3 1,11 1,01 1,01 0,95 0,867 0, 422
СЭВ
Объем внешнего государственного долга РФ на 2016 г. составляет 49,363 млрд долл. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 01.01.2017 составляет в сумме 55,1 млрд долл., или 50,1 млрд евро.
Российское руководство на фоне непрекращающейся эскалации напряженности в отношениях с США сделало, казалось бы, весьма странный шаг: проспонсировало американскую экономику. По данным казначейства США, российские вложения в государственные облигации США составили по итогам августа 2016 г. 90,9 млрд долл. Поэтому
вопрос о надежности вложений как никогда актуален на сегодняшний день, потому что существует много мнений о развитии экономики США и влиянии на нее растущего государственного долга. Американское правительство наращивает государственный долг США, но данный факт не несет негативных последствий: долг растет, а экономика США не только не падает, а показывает рост и продолжает привлекать инвесторов со всего мира. Для того чтобы понять, насколько сильно влияет государственный долг на экономику, предлагаем рассмотреть его структуру и источник возникновения. Каждое государство имеет фонд денежных средств, формирующих бюджет, который должен быть сбалансирован. Однако может происходить дисбаланс в виде дефицита — ситуации, при которой расходы превышают доходы.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрен ряд источников покрытия дефицита, к которым относятся:
♦ увеличение доходов;
♦ снижение расходов;
♦ эмиссия денег;
♦ заимствования.
Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. И, в зависимости от экономической ситуации, применяется наилучший. Так, увеличение налогов означает, что государство забирает у частного сектора больше денег, лишая предпринимателей дополнительной прибыли, вследствие чего частный сектор создает меньше рабочих мест и медленнее наращивает производство, но если налоги расходуются на жизненно важные сферы, такие как образование, наука, медицина, развитие инфраструктуры, то большие налоги могут быть оправданы. Снижение расходов означает сокращение реализации различных программ и проектов, но такое сокращение имеет предел, ниже которого сокращать расходы нельзя. Эмиссия денег является шагом рискованным, к которому прибегают в исключительных случаях, т.к. рост денежной массы ослабляет экономику, увеличивая инфляцию. И, наконец, заемные средства. Государство может выпустить долговые ценные бумаги, а может взять кредит. Такая система, когда часть государственных расходов оплачивается за счет кредита, появилась еще в XIV в. Кредиторами могут выступать не только внутренние, но и иностранные инвесторы, банки и компании, а также государства.
Россия, с начала 2014 г. значительно сократившая свою долю в бумагах Казначейства США, весной возобновила инвестиции в гособлигации США. За период с мая по август 2015 г. вложения в американские облигации увеличились сразу на 23,4 млрд долл. и достигли 89,9 млрд
долл. Эксперты отмечают, что столь высокими темпами Россия не скупала казначейские облигации США даже в пред- и посткризисные годы. Так, в 2007 г. на приобретение бумаг США было направлено 24,2 млрд долл., в 2010 г. — 26,8 млрд долл., в 2011 г. — 10,2 млрд долл.
В результате Россия занимает 16-ю позицию в списке крупнейших стран — кредиторов США. Чтобы проанализировать надежность данных инвестиций, рассмотрим важные критерии экономики США, такие как объем ВВП, темп роста ВВП и объем ВВП на душу населения. ВВП — это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года. ВВП не доход государства, но он показывает экономическую силу страны, при одинаковом ВВП доход стран может быть разный, в зависимости от величины налогов. Темп роста ВВП отображает ситуацию в экономике. ВВП в расчёте на душу населения определяет уровень экономического развития государства. На сегодняшний день ВВП США — 17,4 трлн долл. (22,3% мирового ВВП). Экономика США показывает стабильный рост: ВВП на душу населения 55 904 долл. (5-е место в мире). Одна из самых распространенных ошибок — судить о величине государственного долга по его абсолютному значению. Судить о величине долга можно, только сравнив его с доходами государства.
Крупнейшие иностранные кредиторы США — это Китай (1,26 трлн долл.) и Япония (1,22 трлн долл.). Также стоит отметить, что государственный долг США на 70% не является внешним долгом и номинирован в долларах США — первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна нолю, за исключением чисто технического дефолта. Таким образом, мы убедились, что Россия сделала инвестиции в экономику США — в надежные инструменты. Остается вопрос: а почему не в экономику России?
Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике, поскольку почти все страны в мире, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги [6, с. 116]. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непо-
средственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.
Структура современного внутреннего долга России состоит из:
♦ государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
♦ облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Рассмотрим данные по объему государственного долга с 2000 по 2016 г. (табл. 4).
Объем внутреннего государственного долга РФ всего составляет 7307,61 млрд руб., в том числе государственные гарантии РФ в валюте РФ — 1734,52 млрд руб. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 01.01.2017 — 8 817 760 927,5 тыс. руб.
По представленным данным мы видим, что объем внутреннего долга нашей страны увеличился в период с 2000 по 2016 г. с 578,23 до 7307,61 млрд руб. С 2000 по 2007 г. скачки в показателях были сравнительно небольшими, а уже с 2008 г. видна большая разница. Такая ситуация объясняется финансовым кризисом, который начался в этот период. До кризиса 2008 г., т.е. в условиях устойчивого профицита федерального бюджета, внутренние заимствования составляли относительно небольшую величину [7, с. 451]. В период с 2009 по 2014 г. объем задолженности вырос более чем в 3 раза. Всего же за последние 7 лет внутренний рынок государственных ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, и доля облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом на начало 2014 г. составила порядка 60% от общего объема внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах. Также стоит отметить 2011 г., когда объем заемных средств, привлеченных на рынке ценных бумаг, оказался почти равным совокупному объему привлечения за 2 последующих года, и в последующей среднесрочной перспективе данная тенденция продолжила свой рост. Бурный скачок наблюдался еще в период с 2014 по 2015 г. (с 5722,24 до 7241,17 млрд руб.). Данное явление можно объяснить санкциями, которые были поставлены нашей стране, и после них Россия была обязана заняться процессом импортозамещения. С 2015 по 2016 г. показатели сильно не изменились, ситуация начала стабилизироваться.
Таблица 4. Объем государственного внутреннего долга РФ
(2000-2016 гг.)
По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд руб.
всего в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
01.01.2012 4190,55 637,33
01.01.2013 4977,90 906,6
01.01.2014 5722,24 1289,85
01.01.2015 7241,17 1765,46
01.01.2016 7307,61 1734,52
Структура внутреннего долга России (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) на 2016 г. по ОФЗ-ПД составила 245,569 млрд руб.; по ОФЗ-АД — 44,820 млрд руб. и по ГСО-ППС — 65 млрд руб.
Несколько лет назад наибольшая задолженность в структуре государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, приходилась на облигации федерального займа ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД. Это представляло собой результат улучшения внешнеэкономичекой конъюктуры и макроэкономических показателей, которые позволили правительству привлекать средства под более низкую доходность. Однако с перехо-
дом в острую фазу кризиса в структуре внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, начинают преобладать ОФЗ-ПД, на долю которых уже на начало 2011 г. приходилось 1338,59 млрд руб. Тенденция роста выпуска ОФЗ-ПД являлась наиболее целесообразной с точки зрения привлечения и размещения ресурсов. Что касается ОФЗ-АД, то с преобладанием ОФЗ-ПД их размещение заметно сократилось, и с 2010 по 2014 г. наблюдался рост на 182,42 млрд руб. В общем, такая структура долга, выраженного в ценных бумагах, дает понять, что объем задолженности по ценным бумагам занимает достаточно большую долю в общем объеме государственного долга. Рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии, т.к. именно они занимают большую долю, и, соответственно, с каждый годом возрастают расходы на обслуживание.
После анализа государственного внутреннего долга можно сделать вывод, что величина внутреннего долга пару лет назад находилась на приемлемом уровне, а сейчас наблюдается устойчивый рост государственных заимствований (как и прогнозировалось), а это негативно сказывается на экономическом росте государства.
Положительным в данной ситуации можно считать:
♦ основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг;
♦ низкая доля внутреннего долга по отношению к ВВП. Данная ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние несколько лет, мы достигли пика в государственной задолженности и не должны допускать того, чтобы данная тенденция доминировала, иначе в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям.
Литература
1. Хамалинский И.В. Анализ эффективности экономики общественного сектора в современной России // Образование. Наука. Культура. Материалы VII Международной научно-практической конференции: сборник научных статей / Под ред. Б.В.Илькевича. М., 2015. С. 659-662.
2. Федосов В.М., Буряк Л.Д., Бутаков Д.Д. и др. Государственные финансы: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Федосова, С.Я.Огородника, В.Н.Суторминой. Киев, 1991.
3. Романцова Т.В. Управление государственным долгом Российской Федерации: проблемы теории и практики. М., 2014.
4. Романцова Т.В. Методологические основы оценки эффективности государственных заимствований при первичном размещении и погашении обязательств на рынках ценных бумаг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12, Ч. 3. С. 160-165.
5. Хамалинский И.В. Финансы общественного сектора России // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2015. № 18. С. 252-263.
6. Завгородняя В.В. Методологические подходы к определению стабильности финансовой системы // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2, № 10. С. 115-117.
7. Давлетшин Д.Р. Анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 449-453.
Public debt of the Russian Federation: current status
Khamalinskiy Ivan — Candidate of Engeneering Sciences, professor, researcher, International Institute of Economics and Law, Russia
Address for correspondence: [email protected]
Public debt is an integral part of the financial system of the world's states and its condition has an impact on the Russian economy. The article describes the evolution of the management of the public external debt of the Russian Federation. The analysis of the Russian Federation government debt was done.
Key words: public debt of the Russian Federation, management, structure, dynamics of the public external debt of the Russian Federation
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 1 (26). P. 32-45.