Научная статья на тему 'Стратегия диверсификации как вариант выхода из кризисной ситуации для авиаброкера'

Стратегия диверсификации как вариант выхода из кризисной ситуации для авиаброкера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / АВИАБРОКЕР / КРИЗИС / DIVERSIFICATION / AVIABROKER / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Антон Александрович

В статье рассматривается возможность применения стратегии диверсификации как пути преодоления кризисной ситуации для компаний-авиаброкера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF DIVERSIFICATION AS A VERSION TO GO OUT THE CRISIS FOR AVIABROKER

This article discussed opportunity of application strategy of diversification as a version to go out the crisis for avia-broker.

Текст научной работы на тему «Стратегия диверсификации как вариант выхода из кризисной ситуации для авиаброкера»

УДК 656.7:658

СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ КАК ВАРИАНТ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ АВИАБРОКЕРА

А.А. КУЗНЕЦОВ

В статье рассматривается возможность применения стратегии диверсификации как пути преодоления кризисной ситуации для компаний-авиаброкера.

Ключевые слова: диверсификация, авиаброкер, кризис.

Изменения мировой экономической конъюнктуры, происходящие в настоящее время, неблагоприятно сказываются на рынке бизнес-перевозок, наблюдаются спад деловой активности, снижение покупательского спроса, сокращение производства. Сложившаяся ситуация повлекла за собой ряд проблем для авиаброкеров, деятельность которых непосредственно связана с функционированием авиакомпаний и с наличием платежеспособной потребности в авиаперевозке со стороны имеющихся и потенциальных клиентов.

Авиаброкер - юридическое или физическое лицо, посредник, занимающийся VIP и корпоративными авиаперевозками, он договаривается о чартерных рейсах, фрахтует воздушные суда, договаривается о страховании самолетов и грузов, перевозимых воздушным транспортом, от своего имени или от имени заказчиков, получая за работу агентское вознаграждение.

Для потребителей услуг деловой авиации зачастую выгоднее иметь дело именно с авиаброкерами, для организации перевозки обращаться именно к ним, а не напрямую в авиакомпании. Это обусловлено тем, что авиаброкеры, применяя свои обширные контакты с широким спектром авиакомпаний, могут наиболее полно удовлетворить нужды клиента. В отличие от авиакомпании авиаброкер берет на себя решение всех вопросов, связанных с предполетным обслуживанием, полетом непосредственно и послеполетным обслуживанием.

Организация авиаброкерской деятельности и блок-схема работы авиаброкера представлены на рис. 1 и рис. 2.

Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Во всем мире неоспоримо признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.

Стратегия организации - это концепция и подчиненная ей система действий, направленных на достижение конечных целей организации и позволяющих наиболее полно и эффективно осуществлять требуемые функции и достигать поставленные цели.

Стратегия организации требует адаптации к изменениям конъюнктуры рынка. Очень редко удается заранее спланировать все детали и элементы стратегии организации и затем реализовывать ее без корректировок в течение длительного времени. Ответные действия на события, происходящие как внутри компании, так и в ее окружающей среде, являются нормальной составляющей процесса разработки стратегии.

Потенциальная клиентура

Бизнес-пассажир Корпорация Туроператор

Рис. 1. Организация авиаброкерской деятельности

Проанализировав сформировавшееся положение на рынке деловых перевозок, можно прийти к выводу, что стратегия, способная обеспечить симпатию потребителей и выигрыш в конкурентном противостоянии, а также подстраховать авиаброкерскую компанию на столь нестабильном рынке, где могут грянуть значительные перемены, особенно в период кризиса, - это стратегия диверсификации.

Диверсификация - это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности.

Предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить конкурентоспособность и ослабить возможные риски за счет устранения жесткой зависимости от какого-либо одного товара или рынка. Основным преимуществом диверсификации является возможность получения предприятиями дополнительного эффекта, основными источниками которого являются:

• многоцелевое совместное использование производственных мощностей;

• концентрация сбытовой сети (товары или услуги продаются через единую сеть);

• возможность передачи информации, знаний, технического и управленческого опыта от одних производств к другим;

• многосторонняя подготовка работников и разнообразие получения ими информации.

Клиент Ґ Заявка \ ► Авиаброкер

А і V на рейс у

Отказ от рейса

-►

Перенос

рейса

Штрафные

санкции

Выбор самолета и заказ рейса

Организация рейса и обслужи вания клиентов

Оплата рейса и сопутствующих услуг

Организация рейса и обеспечение полетов

Авиакомпания

Аэропорт

Партнеры по оказанию сопутствующих услуг

Рис. 2. Блок-схема работы авиаброкера

Помимо перечисленных выше достоинств и преимуществ стратегии диверсификации, существуют и определенные опасности при выборе этой стратегии. Так, например, диверсификация требует от высшего руководства концентрации усилий на многих сферах деятельности, поэтому необходимо не потерять контроль за ситуацией на конкретном рынке, чтобы не повлечь ослабление конкурентной позиции предприятия.

Для авиаброкерских компаний с учетом специфики их деятельности и конъюнктуры рынка более всего подходит горизонтальная диверсификация, при которой происходит освоение новых видов деятельности, которые не связаны с традиционным профилем предприятия, но планируются продаваться тому же целевому сегменту, что и ранее предоставляемые услуги. Так, например, авиаброкеры могут предлагать своим клиентам услуги по организации туров, содействовать в оформлении виз и других необходимых для поездок документов. Также возможно развивать комплекс услуг по логистике, авиаперевозкам грузов.

При выборе стратегии диверсификации и предоставлении большего количества услуг авиаброкерская компания получает двойной положительный эффект для своей деятельности.

Во-первых, широкий спектр услуг является привлекательным для потребителей и повышает конкурентоспособность компании. Во-вторых, при неблагоприятном государственном регулировании отрасли, компания получает реальную возможность без особых трудностей изменить профиль своей деятельности и трансформироваться, для примера, в туристическую компанию.

Туристические услуги включают в свой состав основные, дополнительные и сопутствующие услуги, которые представлены на рис. 3.

Рис. 3. Виды туристических услуг

Среди организаций и фирм, действующих в сфере турбизнеса, существуют туроператоры и турагентства, бюро путешествий и экскурсий, бюро реализации туристических и экскурсионных путевок. Значительное влияние на эффективность работы туриндустрии оказывают туристические агентства, т.е. посреднические организации, занимающиеся продажей туристических и экскурсионных путевок, а также предоставлением других посреднических услуг по организации туристическо-экскурсионной деятельности. Эти функции в рамках стратегии диверсификации может возложить на себя авиаброкерская компания, предложив клиенту комплексный продукт «инклюзив тур» и заняв статус брокера с большим диапазоном услуг, что позволит ей повысить свою адаптивность к динамике конъюнктуры рынка, а следовательно, повысить свою конкурентоспособность, расширить сферы влияния в стратегических зонах и максимально реализовать поставленные цели.

Конкурентоспособность продукции (товаров или услуг) - характеристика, отражающая ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность продукции определяет ее преимущество для покупателя при решении им своих проблем.

Для того чтобы продукция фирмы была продана на рынке, она должна удовлетворять двум требованиям:

• обладать необходимыми потребительскими свойствами, то есть быть полезной для личного или общественного потребления;

• ее приобретение должно быть экономически более выгодно покупателю, чем приобретение аналогичной продукции другого производителя.

Конкурентное преимущество - величина, интегральная по отношению к конкурентоспособности и конкурентному потенциалу и являющаяся в простейшем случае их аддитивной функцией с весовыми коэффициентами.

Исходя из определения конкурентного преимущества, можно сказать, что задачей стратегического управления является изучение того, как организация может его создавать и развивать в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности.

Для авиаброкера воплощение стратегии диверсификации, подразумевающей предоставление полного объема услуги «инклюзив тур», при которой потребителю не надо обращаться в несколько фирм, специализирующихся на оказании экскурсионных, транспортных, оздоровительных и других услуг, и состыковывать их предложения во времени и пространстве. Таким образом, вариант «инклюзив тур» обеспечивает удобство для клиента. Также необходимо помнить, что услуга не имеет вещественной формы и потребляется в процессе производства, и ожидания покупателя могут не оправдаться. В этом случае, если брокерская фирма имеет высокий имидж и вызывает доверие, то вероятность обращения клиентов именно к ней значительно возрастает, нежели взаимодействие потребителей непосредственно с несколькими компаниями, не предоставляющими комплексное обслуживание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент на воздушном транспорте. - М.: Авиабизнес групп, 2008.

STRATEGY OF DIVERSIFICATION AS A VERSION TO GO OUT THE CRISIS FOR AVIABROKER

Kuznetsov A.A.

This article discussed opportunity of application strategy of diversification as a version to go out the crisis for aviabroker.

Key words: diversification, aviabroker, crisis.

Сведения об авторе

Кузнецов Антон Александрович, 1984 г.р., окончил МГИМО(У) (2005), коммерческий директор ООО «Аэрокредо», автор 3 научных работ, область научных интересов - развитие бизнес-авиации и авиаброкерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.