Диверсификация авиапредприятий путем проникновения в сферу
деятельности туристских фирм.
Diversification air enterprises by penetration into a field of activity tourism
firms.
Спирякин Максим Владимирович,
аспирант, Российская международная академия туризма
e-mail: [email protected] Spiryakin Maxim, graduate student, Russian international academy for tourism
e-mail: [email protected]
Аннотация
Диверсификация предприятия путем создания многопрофильных отраслевых концернов предоставляет возможность финансирования из прибыли одного предприятия деятельность другого предприятия, входящего в концерн. В свою очередь это позволяет повысить конкурентоспособность и избежать разорения.
Abstract
The enterprise diversification by creation of versatile branch concerns gives financing opportunity from profit of one enterprise activity of other enterprise entering into concern. In turn it allows to increase competitiveness and to avoid ruin. Ключевые слова: диверсификация, авиапредприятие, авиационная отрасль, авиа услуги.
Keywords: diversification, air enterprise, aviation branch, avia services.
Авиационная индустрия является одной из динамично развивающихся отраслей мировой экономики на данном этапе, которая обеспечивает комфортное и скоростное перемещение людей, различные виды грузов и почты. В свою очередь для успешного развития компаниям авиационной индустрии необходимо применять современные информационные технологии и маркетинговые методы, обновлять и пополнять авиапарк, что приводит к повышению конкурентоспособности.
Повышение конкурентоспособности и эффективности управления деятельностью современных авиапредприятий в значительной степени
определяется уровнем диверсификации производства, которая направлена на расширение сфер деятельности, номенклатуры выпускаемой продукции и выполняемых услуг.
Что касается политики диверсификации производства авиакомпаний, то она может быть направлена на:
• Обеспечение превосходства над соперником;
. Копирование действий лидера отрасли;
• Сохранение достигнутого уровня.
Факторы, которые влияют на выбор политики, многообразны: финансовый портфель, текущая стратегия, положение на рынке авиаперевозок, занимаемая рыночная ниша, государственный контроль и другие. На российском рынке авиакомпании, имеющие существенные финансовые преимущества придерживаются политики копирования действий, в частности заимствования опыта зарубежных авиакомпаний, в то время как небольшие авиакомпании пытаются сохранить достигнутый уровень и удержаться в этом сегменте бизнеса. Результатом заимствования опыта является проникновение авиапредприятий в сферу деятельности туристических фирм. На рынке такое проникновение представлено двумя бизнес процессами:
• Выполнение чартерных программ;
• Открытие авиакомпанией собственного туроператора.
Чартерные рейсы в наши дни выполняют практически все российские авиакомпании, ведь сотрудничество с туристическими компаниями дает возможность получения дополнительной прибыли. Источником дохода является наличие у авиакомпании регулярного рейса в тот или иной аэропорт, что позволяет предлагать конкурентные цены на свои чартеры, ведь переброска самолета из базового аэропорта потребует лишних затрат. На практике более 50% чартерных рейсов планируется, по крайней мере, за полгода. Зная заранее дату вылета, авиакомпания продумывает логистику, чтобы самолет, выполнив регулярный рейс, сразу из этого же аэропорта вылетел чартерным рейсом. Сокращение времени пребывания самолета на земле — основной способ
увеличения доходности авиабизнеса, ведь в воздухе самолет приносит прибыль, а не земле убытки. А за счет выгодных чартерных рейсов можно покрывать порой убыточные регулярные рейсы. Такую политику успешно применяют в авиакомпаниях ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ЗАО Авиационная компания «РусЛайн», ОАО "Авиакомпания «Когалымавиа».
Политику диверсификации, путем открытия собственного туроператора применяют не все, причиной тому служат большие финансовые вложения. Рассмотрим на примере авиакомпаний ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Авиакомпания «Трансаэро»:
1. В 1957 году после выполнения гражданского рейса с военного аэродрома в Новосибирской области, который относился к отряду Толмачевского объединения, была образована авиакомпания «Сибирь». Бренд S7 авиакомпания «Сибирь» разработала в 2005 году и стала его активно продвигать, в результате он является крупнейшей в России сетью внутренних маршрутов. География полетов у авиакомпании «Сибирь» обширна, рейсы выполняются не только по России, но и в страны СНГ, Европу, Ближний Восток, Южную Азию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для выполнения плана полетов используются лайнеры зарубежного производства компаний Airbus, и Boeing, парк которых насчитывает 35 воздушных судов.
S7 Airlines является участником глобального авиационного альянса oneworld, мирового лидера по качеству обслуживания пассажиров. Авиакомпании oneworld базируются на всех континентах и выполняют полеты в 150 стран мира. Входящие в oneworld авиакомпании предлагают пассажирам гораздо больше услуг и преимуществ, чем каждая из авиакомпаний в отдельности. Членство S7 Airlines в oneworld подтверждает соответствие авиакомпании международным стандартам качества и безопасности.
Туроператор S7 Tour является уникальным на отечественном туристическом рынке, поскольку туристический холдинг объединил в себе оператора, авиакомпанию и крупную сеть продаж услуг и авиабилетов под единым брендом S7. Туры S7 можно купить в Болгарию, Черногорию,
Хорватию, Таиланд, Вьетнам, Китай, Египет, Турцию, Объединённые Арабские Эмираты, Тунис. В 2007 году в состав холдинга, вошла компания ТУРЭНЕРГОСЕРВИС, являющаяся лидером по Турции и Египту, в результате S7 укрепила свои позиции по этим направлениям и получила дополнительное количество клиентов, желающих отдохнуть в этих странах. Поскольку туроператор S7 Tour имеет собственную авиакомпанию S7 Airlines, это дает возможность большого выбора рейсов и значительных скидок на билеты для тех, кто покупает путёвки от S7.
Таблица 1 Сведения о финансовом обеспечении ООО «С7 ТУР»
Способ и размер финансового обеспечения Договор страхования гражданской ответственности туроператора. Размер 100 000 000 (сто миллионов) рублей
Номер, дата и срок действия договора страхования ответственности Туроператора или банковской гарантии Договор 433-068029196/11 от 24.05.2011 . Срок действия Договора с 10.09.2011 по 09.09.2012.
Наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение ОСАО «Ингосстрах»
Адрес (место нахождения) организации, предоставившей финансовое обеспечение 115998, г.Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2
Почтовый адрес 115998, г.Москва, ул.
организации, предоставившей финансовое обеспечение Пятницкая, д. 12, стр. 2
Сфера туроператорской деятельности Международный выездной, международный въездной, внутренний туризм
Дата и номер приказа Ростуризма о внесении сведений в единый федеральный реестр туроператоров Дата приказа: 21/09/2009 Номер приказа: 236
Номер выданного свидетельства 021291, 026768
Реестровый номер в едином Федеральном реестре туроператоров России Серия МТ1 №001378
2. Историю ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» начинает с 5 ноября 1991 года после выполнения чартерного рейса по маршруту Москва - Тель-Авив - Москва. Особенностью этой авиакомпании является то, что это первая частная авиакомпания в истории России. «Трансаэро» одной из первых начала копировать опыт иностранных компаний, в частности, разработала и ввела для своего бизнеса программу поощрения часто летающих пассажиров, предоставила услуги, как интернет продажа и веб-регистрация авиабилетов.
В 1996 году авиакомпанией «Трансаэро» была основана туристическая компания ООО «Трансаэро Турс Центр». Компания занимает лидирующие позиции по таким направлениям как Россия, Великобритания, Франция,
Израиль, Кипр, Германия, Чехия, США и Португалия. На сегодняшний день помимо офисов в Москве открыты и успешно развиваются восемь филиалов на территории России в городах Иркутск, Нижневартовск, Омск, Екатеринбург, Орел, Тюмень, Сочи и Новосибирск. Это позволяет предложить высококачественный туристический продукт и продажу авиабилетов не только жителям Москвы и Московской области, но и клиентам Восточной и Западной Сибири и Центральной части России.
Таблица 2 Сведения о финансовом обеспечении ООО «Трансаэро Турс Центр»
Способ и размер финансового обеспечения Договор страхования гражданской ответственности туроператора. Размер 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей
Номер, дата и срок действия договора страхования ответственности Туроператора или банковской гарантии Договор 552914903 от 13/02/2012 . Срок действия Договора с 01/06/2012 по 31/05/2013.
Наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение ОСАО "РЕСО-Гарантия"
Адрес (место нахождения) организации, предоставившей финансовое обеспечение 125047,г.Москва,Г ашека ул,д.12,стр.1
Почтовый адрес 125047,г.Москва,Г ашека
организации, предоставившей финансовое обеспечение ул,д.12,стр.1
Сфера туроператорской деятельности Международный выездной, международный въездной, внутренний туризм
Дата и номер приказа Ростуризма о внесении сведений в единый федеральный реестр туроператоров Дата приказа: 12/03/2012 Номер приказа: 64
Номер выданного свидетельства 036009
Реестровый номер в едином Федеральном реестре туроператоров России Серия МТ3 №000624
Аэрофлот
Таким образом, наряду с собственно перевозками авиакомпании стараются удовлетворить дополнительные потребности, связанные с перемещением, которые могут представлять большой интерес для потребителя. Преимуществами консолидации авиаперевозчиков являются следующие:
• Снижение затрат за счет оптимизации совместной сети, использования
единого бренда и стандартов качества;
. Увеличение доходов как результат объединения сетей продаж, снижение
финансовых расходов;
. Снижение административных расходов и расходов на содержание
дублирующих служб;
. Снижение расходов на закупку техники за счет увеличения закупаемых
партий;
. Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов.
Подводя итог, приходим к выводу, что для авиакомпаний оперирующих на рынке, характерна тенденция стремления к планированию и контролю своей деятельности в крупном масштабе, в частности разрабатывание стратегии развития своей компании, организационной структуры управления, принятию решения об инвестиции средств, совершенствование работы персонала. И все это происходит на фоне постоянной сменой периодов подъема и спада, высокой динамике процессов и явлений в рыночной экономике, что заставляет находить такой инструментарий развития, который будет обеспечивать стабильность ведения хозяйственной деятельности, путем гибкого маневрирования ресурсами для формирования активного поведения на рынке.
Список литературы
1. Акимова Н.Ф. «Многоуровневая система показателей экономической эффективности управления коммерческой деятельностью авиакомпании». М.: Доброе слово, 2000г..
2. Полозов-Яблонский А. А. «Методика определения эффекта участия авиакомпании в альянсах», М.: Перспектива, 2002г..
3. Статистика гражданской авиации ЦКЬ: http://www.svavia.ru/ (дата
обращения: 27.10.2012).
4. Авиакомпания «Сибирь» ЦКЬ: http://www.s7.ru/home/about/s7-
airlines.dot#.UEMxZcHN8l8/ (дата обращения: 27.10.2012).
5. Трансаэро тур ЦКЬ: http://www.transaerotour.com/fin_garantii.phtml (дата обращения: 27.10.2012).
References
1. Akimova N. F. «Multilevel system of indicators economic efficiency management of commercial activity airlines». M: Kind word, 2000r.
2. Polozov-Yablonsky A. A. «A technique definition effect of participation airline in alliances», M: Prospect, 2002r.
3. Statistics of civil aviation URL: http://www.svavia.ru/ (address date:
27.10.2012).
4. Siberia airline URL:
http://www.s7.ra/home/about/s7-airlines.dot#.UEMxZcHN8l8 (address
27.10.2012).
5. Transaero tour URL: http://www.transaerotour.com/fin_garantii.phtml (address date: 27.10.2012).
date: