земля, камень, кедр, кони, костер, лес, небо, облака, огонь, очаг, поле, природа, птицы, река и т.д.).
Так, анализируя ассоциативные реакции на слово-стимул «Алтай» и на его наиболее частотные компоненты «горы», «родина», можно обнаружить следующие доминанты концепта «Алтай»: русские - горы (34%), родина (21%), республика (10%), красота (8%), край (6%), голубой (4%); алтайцы'- горы (32%), родина (30%), республика (11%), красота (8%), край (3%), голубой (1%); компонент концепта «горы» «Алтай» у русских составляет 12%, у алтайцев - 21%; а компонент концепта «родина» «Алтай» у русских составляет 8%, у алтайцев - 31%.
Как видим, процентное содержание ассоциативно-смысловых доминантных компонентов концептов «Алтай», «горы», «родина» различно. Предварительно, таким образом, можем указать на изоморфизм структуры картин мира русских и алтайцев, проживающих на одной территории, в едином регионе. Однако в системе предпочтений, иерархии доминант обнаруживаются различия.
Литература
1. Жизненный потенциал этнокультурного развития современной Сибири. Барнаул - Новосибирск - Москва, 1999.
2. Селезнев А.Г. Проблемы изучения локальных культурных комплексов (южносибирский лесной культурный комплекс) // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998.
Т.А. Голикова, О.А. Дублевская * Стратегии вербальной репрезентации эмоционального состояния
Ментальные возможности человека, его способности приводят к значительным успехам в овладении деятельностью. При прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. В случае успешного развития умственного потенциала, человек способен на высоком уровне осущест-
* Татьяна Александровна Голикова - докторант кафедры общего и исторического языкознания Алтайского государственного университета (Барнаул).
Ольга Анатольевна Дублевская - аспирант кафедры психологии Барнаульского государственного педагогического университета (Барнаул).
влять деятельность. Способности - это синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней, сложное интегральное свойство психики. В.П. Дружинин говорит об общих способностях как о. результате комплексного развития в человеке интеллекта, креативности и обучаемости, а познавательным процессом он называет временную характеристику соответствующей системы, участвующую в нем.
Креативность человека отражает дивергентность его мышления, способность генерировать новые идеи, а также творческий, оригинальный подход к решению «умственных» задач. Креативность порождает деятельность бессознательного. Интеллект же - это высшая форма адаптации организма к окружающей среде посредством единства процессов интериоризации предметных действий, ассимиляции и аккомодации.
Нами была проведен ряд экспериментов с целью выявления стратегий вербальной репрезентации творчески и интеллектуально одаренными учащимися собственного эмоционального состояния.
На первом этапе был проведен эксперимент по выявлению учащихся с высоким уровнем креативности (методика Торренса) и интеллекта (методика Равена). В эксперименте участвовало 106 старшеклассников (14-16 лет) гимназии № 5 г. Барнаула.
Выявлено 32 человека (30%) с высокими показателями креативности и 33 человека (31%) с высокими показателями интеллектуальных способностей.
В процессе анализа экспериментальных данных была выявлена обратная зависимость между динамикой показателей креативности и динамикой показателей интеллекта (см. графики 1,2).
1.20 1.00 о.во 0.60 0,40 0,20 0,00
1 2 3 4 5 8 7 8 9 10 11 12 13 14 15 18 17 18 10 20 21 22 23 24 25 26
——■-Креатив —я— Интеллект
........^Линейный (Интеллект) —— —Линейный (Креатив)
у = 0,00.75* + 0.6196
1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0.20 ! 0,00
Крватив --Интеллект -Линейный (Интеллект) —--Линейный (Креатив)
1 1 " 1 ■ 1 1 > 1 1 1 1 1 --1--1--l_.l_.L_t--Г--1--1 _ а-'Ж-^ —- I I 1 1, 1 1 1 1 1 ' Г....... 1
1 1 * Е 1 1 11111 1111111111)1 --1--1--1 - Т - Г - Г--1--1--!--1 " Г ~ 1---
--1----г . —,----!- Ч"'" I I 1 Г--Т-1 1 —I— 1.....-г т.......г Я'Ь 0,6865— — 1 ■ т—
т^г __1__ —I - т - ]— --1 - 4- - 1-- - Л _ 1 _ !_ _ | 7 ~ 1 --1--1 - т - г - Г V --- 1--1--! Г — Г : Г1:1: г 1: г: г 1 » 1 1 I 1 » 1 1 1 1 1 0\2И<Р& 1 '1 7 ~ ■ «1:1: 1 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1В 20 21 22 23 24 25 26
Таким, образом, установлено, что при росте кривой креативности (Кр), происходит снижение кривой интеллекта (И) и, соответственно, наоборот.
В связи с этим можно сделать вывод, что в умственной деятельности индивида могут доминировать более либо креативные способности, либо интеллектуальные способности. Так как креативность индивида -деятельность бессознательного, то развитие её обусловлено активностью правого полушария мозга. Интеллект как способность индивида к обработке абстрактно-логических операций, обусловлен активностью левого полушария мозга (см. подробнее [1]).
Вместе с тем нами выявлены случаи изоморфности креативности и интеллекта (9% от общего количества высокоодаренных индивидов или 3% - от всех испытуемых). Активация полушарий головного мозга зависит от типа выполняемой деятельности индивидом. Но более успешное выполнение той или иной деятельности обусловлено степенью интенсивности кортикальной активности.
На втором этапе эксперимента учащимся предлагалась задание вербально выразить эмонии (вера, вина, гнев, горе, любовь, надежда, отвращение, презрение, радость, спокойствие, страдание, страх, стыд, счастье, удивление) другому человеку. В эксперименте участвовало 106 человек. Всего было получено 1S9S реакций.
В процессе анализа полученных данных нами были выявлены следующие стратегии вербальной репрезентации учащимися собственного эмоционального состояния:
- актуализация понятийного содержания соответствующей эмоции (П);
-актуализация модальности эмоции (М);
-актуализация интенсивности эмоции (И);
- актуализация стереотипных связей эмоций (С);
-актуализация ассоциативных связей эмоций (А).
Процентное соотношение выявленных стратегий интерпретации эмоций представлено в таблице 1 и сравнительных диаграммах 1,2,3.
Таблица 1
П М И С А отказы
Высокоодаренные учащиеся Креативы 10,3 27,8 18,0 20,0 22,8 1,0
Среднеодаренные учащиеся 12,6 24,3 12,7 22,5 23,8 4,1
Высокоодаренные учащиеся Интеллектуалы 10,0 15,7 19,5 30,9 23,1 0,8
Среднеодаренные учащиеся 12,0 13.2 21,0 24,4 23,8 5,4
Диаграмма 1. Интерпретация эмоционального состояния творчески одаренными учащимися
23%
20%
1% 10%
28%
вп им пи
ВС ЕА ВО
18%
Диаграмма 2. Интерпретация эмоционального состоянии интеллектуально одаренными учащим нся
23%
1% 10%
16%
30%
20%
еп вм пи
ЕС QA
во
Диаграмма Э. Сравни те льыый аи ал ит творчески и интеллектуально одаренных учащихся
ШКреати вы □ 'Интеллектуалы
Как видим, творчески одаренные учащиеся в процессе интерпретации собственного эмоционального состояния фиксируют прежде всего модальность эмоции, т.е. пытаются описать соответствующую эмоцию в контексте аналогичных эмоциональных состояний, пЬ каким-либо причинам кажущихся испытуемым сходными. По сравнению со среднеода-ренными учащимися высокоодаренные фиксируют также интенсивность эмоций. Это соответствует психологическим данным об особой эмоциональности творчески одаренных людей, их восприимчивости, чувствительности.
У среднеодаренных учащихся по сравнению с высокоодаренными доминирует понятийная стратегия, ориентирующая индивида на определение, точное, логическое понимание предмета, а также стереотипная стратегия, облегчающая процесс усвоения и передачи любой информации о предметах и явлениях.
Если сопоставить интерпретации творчески и интеллектуально одаренных учащихся, то оказывается, что значительные различия обусловлены только двумя стратегиями: актуализацией модальности эмоции и актуализацией стереотипных связей эмоций; причем первая стратегия интерпретации доминирует у творчески одаренных, а вторая - у интеллектуально одаренных учащихся.
Таким образом, еще раз подчеркиваем, что интеллектуально одаренные учащиеся достигают высоких интеллектуальных показателей в учебе за счет выработки эффективных стереотипных связей мотиваци-онно значимой информации. Творчески же одаренные учащиеся устанавливают устойчивые корреляционные отношения с предметами и явлениями действительности с помощью эмоционально образных, сравнительных, соотносительных, действующих по аналогии механизмов.
Аитертура
1. Пищальникова В.А. Ментальные основания языковой способности II Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 3. Барнаул, 2001.
Л.М. Городилова* Словарь языка памятников приенисейской Сибири XVII в.
Тип словаря
Словарь языка памятников Приенисейской Сибири разрабатывается как общефилологический, исторический в обоих значениях этого определения [1], двуязычный, толково-переводный, полный. Как и большинство региональных исторических словарей [2], это словарь одного синхронного среза, который представляет большой интерес для исследования исторического развития национального русского языка, в том числе и в его местной разновидности. Создание словарей, отражающих «одно языковое состояние» стало неотъемлемой частью исторической лексикографии, успешно развивающей методику «демонстрации движения языковых изменений» в словаре [3].
* Людмила Михайловна Городилова - кандидат филологических наук, профессор Хабаровского государственного педагогического университета (Хабаровск).