УДК 338.45(470.620) ББК 65.30(2Рос-4Кра) Ш 97
Ф.В. Шутилов
Кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (906) 432 66 92, е-mail: [email protected].
Стратегическое управление и государственная поддержка развития
промышленных кластеров
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, обусловливающие становление и развитие кластеров, участие государства в формировании кластерной политики и поддержки возникающих кластеров, стратегический подход к развитию промышленных кластеров.
Ключевые слова: кластер, стратегия, инновации, политика, структура.
F.V. Shutilov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Production and Regional
Management Department, Kuban State University of Technlogy, Krasnodar. Ph.: (906) 432
66 92, e-mail: [email protected]
Strategic management and state support of industrial cluster development
Abstract: The paper examines the contributing factors to the formation and development of clusters and to the participation of the state in formation of cluster policy and support to arising clusters. The author proposes the strategic approach to development of industrial clusters.
Keywords: cluster, strategy, innovations, policy, structure.
В качестве одного из инструментов инновационного развития экономики предусматривается выявление и стимулирование возникающих кластеров, в рамках которых образуются устойчивые связи между участниками инновационной системы [1].
Если рассматривать кластер как территориально ограниченную систему (объект), включающую в себя комплекс инновационных и инфраструктурных организаций и предприятий (среда), связанных с инновационными импульсами развития (процесс), и функционирующую для достижения определенной цели (проект), то, следуя логике разработанного механизма, целесообразно всю совокупность факторов, определяющих развитие кластера, разбить на три группы, соответствующие трем уровням развития.
На первом уровне о наличии кластеров на территории Краснодарского края как относительно организованной системы свидетельствует высокое значение коэффициента локализации в отдельных территориальных образованиях края [2].
Второй уровень - уровень становления кластеров - может быть охарактеризован значительным превышением показателей эффективности в среднем по группам предприятий, образующих кластеры, над среднеотраслевым уровнем. Именно в этом превышении сконцентрирован положительный эффект синергизма кластеров - превышение эффективности деятельности кластера как системы над эффективностью его составных частей - организаций.
Третий уровень можно считать собственно уровнем развития, инструментами
управления которым могут выступать кластерная политика и управленческие решения (оперативные, стратегические и тактические), опирающиеся на динамичные прогнозы и тренды [3].
На уровне органов власти создание кластера должно инициироваться через организованные агентства, а также посредством управления структурой и членством в организациях по осуществлению надзора за бизнесом. В целом содействие региональных властей формированию и развитию кластеров должно осуществляться по следующим направлениям:
- создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти, гармонизации интересов участников кластера и усиления кооперации между ними;
- стимулирование спроса - формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказ;
- развитие системы профессионального образования с целью формирования необходимых компетенций в регионе;
- развитие внешних связей, устранение торговых барьеров, защита прав интеллектуальной собственности, реализация совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов;
- создание благоприятных экономических, институциональных и других условий в регионе.
Стратегическое управление решает более сложные задачи выбора перспективных видов бизнеса при неясной в информационном плане будущей конъюнктуры рынка и политики по отношению к тем видам бизнеса, которые успешны сегодня, но которые могут потерять свои приоритеты в будущем в связи с изменениями в общественных потребностях и потребительских приоритетах. Эти изменения имеют тенденцию нарастания, и в последние годы многие предприятия функционируют в условиях стратегических неожиданностей, потери контроля над внешней средой, замедления темпов роста и ограниченности ресурсов.
На рисунке 1 показаны этапы разработки стратегии развития кластера.
Заинтересованные и участвующие стороны:
Предприятие-инициатор
Кластер
Кластер, регион
Кластер, регион
Кластер, регион
Кластер
Этапы разработки стратегии развития кластера:
Оценка Оценка Определение Выработка Выбор
внешних внутренних возможностей сценариев стратегии
угроз преимуществ улучшения
Оценка внешнего окружения
STEP-анализ отрасли («пять сил»)
-Л -1
Оценка конкурентного преимущества
Анализ системы детерминантов («национальный ромб»)
Оценка состояния кластера
Анализ текущего состояния потенциала кластера
Анализ инвестиционных перспектив развития кластера
Сценарий 1 Сценарий N
Оценка возможностей
Анализ разрывов
Стратегия развития кластера
План внедрения
Рисунок 1. Этапы разработки стратегии развития кластера
Региональные правительства чаще всего выступают в качестве посредников между различными субъектами рынка и кластера.
В таблице 1 представлены результаты оценки различных форм государственной поддержки кластеров по их значимости. Таблица 1
Значимость различных видов государственной политики поддержки развития промышленных кластеров
Общие направления государственной политики Конкретные направления государственной политики
Поддержка кластерных компаний Финансовая поддержка конкретных проектов Консультационная поддержка
Политика привлечения компаний Политика привлечения в кластер сторонних компаний
Формирование инфраструктуры: - материальной инфраструктуры; - инфраструктуры знаний (включая образовательные) Создание специальных сервисных или технологических центров. Создание прочих кластерных организаций.
Информационное обеспечение: - технологической информацией; - общеэкономической информацией; - конъюнктурной и внешнеэкономической информацией.
Обучение, исследование, подбор кадров Программы обучения и подготовки кадров Исследовательские программы
Поддержка сотрудничества Программы сотрудничества и создания сетей бизнеса Стимулирование социального взаимодействия
В этой связи необходимо отметить, что такие формы не фокусируются на каком-либо конкретном кластере или на всех региональных кластерах в целом. Различные типы кластеров нуждаются в разных видах и формах государственной поддержки. Например, зрелым кластерам необходима лишь поддержка в области координации и кооперации деятельности, а также мерах по распространению информации. Нарождающиеся кластеры, напротив, могут требовать более прямых интервенционных мероприятий с большим акцентом на создание необходимой инфраструктуры, инкубаторов знаний и исследовательских центров [4].
Политика поддержки спонтанного формирования кластеров и их функционирования становится частью развития региональной инновационной системы. Для обеспечения развития кластеров региональная система должна развиваться в направлениях, показанных на рисунке 2 [5].
Основные направления развития региональной инновационной системы при поддержке самоорганизации и эффективного функционирования кластеров
Совершенствование нормативно-правовой базы инновационной системы
Стимулирование формирования инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы
Механизм поддержания
инициатив по формированию кластера
— заключение соглашения правительства региона с федеральным правительством;
— включение в программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу в качестве приоритета создание и развитие региональной инновационной системы, поддерживающей формирование и функционирование кластеров;
— участие региона в формировании нормативной базы и создании на территории региона условий для формирования кластеров;
— формирование предложений по созданию условий, стимулирующих патентозащищенность научно-инновационных разработок
— формирование предложений по созданию условий для спонтанного формирования кластеров;
— формирование предложений по созданию регионального сегмента Всероссийской объединенной электронной биржи интеллектуальной собственности;
— разработка плана создания субрегиональных венчурных фондов и венчурных предприятий;
— создание объединения инвесторов-юридических лиц, обслуживающего интересы организаций-участников потенциального кластера
— определение перечня направлений инициативных предложений, лежащих в интересах социально-экономического развития региона;
— создание моделей поддержки кластеров на основе технологий имитационного моделирования социально-технологических систем;
— формирование предложений по обеспечению сертификации систем качества организаций -возможных участников кластера - на основе государственных стандартов ИСО;
— разработка системы мер по стимулированию и развитию малых инновационных предприятий;
— формирование предложений по кадровому
Рисунок 2. Основные направления развития региональной инновационной системы, ориентированной на поддержку формирования кластеров
Реализация программы формирования и развития кластеров в экономике региона с участием органов государственной власти позволит существенным образом повысить эффективность развития и конкурентоспособность отраслей экономики региона [6, 7]. Кроме того, экономическое развитие обусловит значительное улучшение социальных показателей, что положительно отразится на качестве жизни населения региона.
При формировании региональной кластерной политики большое значение имеет понимание того, кем регулируется региональное развитие. Как правило, здесь выделяют три уровня: федеральный, региональный и местный [8]. Участие разных уровней управления в государственном регулировании региональных рынков представлено в таблице 2.
Таблица 2
Характер роли различных уровней государственного регулирования в развитии сферы производства
Региональные проблемы, решаемые с помощью методов государственного регулирования Значение различных уровней государственного регулирования
федеральный региональный муниципальный
Дотирование и субсидирование Главное Главное Второстепенное
Формирование и обслуживание целевых программ развития Главное Главное Второстепенное
Обеспечение занятости населения Главное Главное Второстепенное
Обеспечение рациональных межотраслевых связей Главное Главное -
Рационализация структуры хозяйства продовольственной сферы региона Второстепенное Главное Второстепенное
Обеспечение необходимого уровня обслуживания населения Второстепенное Главное Главное
Комплексное использование природных ресурсов региона - Главное Второстепенное
Формирование инфраструктурных систем региона - Главное Второстепенное
Из данной таблицы видно, что основную роль в государственном регулировании играет региональный уровень. Именно на этом уровне и должны вырабатываться и реализовываться мероприятия по кластерной модели развития промышленной интеграции.
Таким образом, при формировании кластерной политики и реализации кластерных стратегий автором предложено разграничивать полномочия государственных органов по уровням управления, типам и масштабу кластерного образования в промышленности с учетом регионального аспекта и временного фактора.
Принципиальным моментом для осуществления стратегии является необходимость проведения на первом этапе ее реализации системных исследований по выявлению, идентификации и картографированию существующих и формирующихся промышленных кластеров. Формами реализации кластерной стратегии могут быть инструменты государственно-частного партнерства и нормативно-правовое регулирование [9]. Исполнителями должны стать региональные и муниципальные органы власти. Типы реализуемых стратегий могут варьироваться от брокерской кластерной стратегии, создания брэнда региона до реализации образовательных программ и проектов диверсификации местного спроса через размещение государственных заказов.
Отметим также, что промышленные кластеры являются наиболее эффективными формами достижения высокого уровня конкурентоспособности промышленных структур, а их развитие как инновационных производственных систем является закономерным и объективным процессом. В современных экономических условиях изменяются функции и задачи государственных органов по отношению к кластерам. В отличие от промышленной политики, где для ее осуществления выбирается несколько перспективных отраслей экономики, объект проведения кластерной политики соответствует реальной ситуации взаимодействия отраслевых предприятий, комплементарных компаний и государственных органов. Для повышения конкурентоспособности кластеров и для более быстрой коммерциализации их продуктов необходима организация сотрудничества между научными кругами, представителями органов власти и предпринимателями. Использование кластерных организационных технологий позволяет привести в действие эффективный механизм повышения вклада бизнеса в конкурентоспособность территорий, в развитие предпринимательской инициативы в производственной сфере.
Примечания:
1. Шутилов Ф.В. Необходимые и достаточные условия кластерного структурирования экономических систем // Казанская наука. 2011. № 8. С. 120.
2. Шутилов Ф.В., Прохорова В.В. Территориальное развитие экономических систем на основе кластерного подхода. Краснодар, 2012.
3. Разгоняева В.В. Развитие экономики индустриально-аграрного региона: кластерный подход: дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2010.
4. Газимагомедов Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход. М.: ИМЭМО РАН, 2005. С. 90.
5. Дуненкова Е.Н. Формирование инновационно-промышленных кластеров для развития индустриального региона: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.
6. Керашев А.А., Целина О.И. Инновационные кластеры как инструмент активизации развития экономической системы Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2010. Вып. 1. С. 122-129.
7. Белова Е.О., Алуян В.С., Попова Ю.Н. Повышение конкурентоспособности промышленности региона на основе кластерного подхода // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 93, № 93 (03). С. 1365-1375.
8. Институциональное развитие региональной экономической системы в условиях кластерной структуризации / под общ. ред. Л.М. Осадчук. Краснодар: Сов. Кубань, 2010. 320 с.
9. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М.: Изд-во МГУ, 2010.
References:
1. Shutilov F.V. Necessary and sufficient conditions for cluster structuring economic systems // Kazan Science. 2011. No. 8. P. 120.
2. Shutilov F.V., Prokhorova V.V. Territorial development of economic systems based on the cluster approach. Krasnodar, 2012.
3. Razgonyaeva V.V. Economic development of industrial and agricultural region: the cluster approach: Thesis. ... Cand. Sciences. Tambov, 2010.
4. Gazimagomedov R.K. Modern regional industrial policy: the cluster approach. M.: IMEMO RAN, 2005. P. 90.
5. Dunenkova E.N. Formation of innovation and industrial clusters for development of the industrial region: Thesis. ... Cand. Econ. Sciences. Moscow, 2005.
6. Kerashev A.A., Tselina O.I. Innovation clusters as a tool for accelerating the development of the economic system of Adyghea Republic // Bull. Adyghe State University. Ser. Economics. 2010. No. 1. P. 122-129.
7. Belova E.O., Aluyan V.S., Popov Yu.N. Improving the competitiveness of industry in the region based on the cluster approach. // Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. V. 93, No. 93 (03). P. 1365-1375.
8. Institutional development of regional economic system in terms of cluster structuring / Ed. L.M. Osadchuk. Krasnodar: Sov. Kuban, 2010. 320 pp.
9. Prokhorova V.V. Subregional resources and tools of intensive development of regional economic systems of modern Russia. M.: Moscow State University Publishing House, 2010.