УДК 338
Шубина Наталья Станиславовна
Аспирант, МГТУ «Станкин»
ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ
В работе проанализированы инструменты государственного регулирования, используемые при формировании промышленных кластеров, в том числе на основе анализа современных исследований, делается вывод о необходимости применения инструментов государственного регулирования при формировании промышленных кластеров и обосновывается классификация данных инструментов на основании группирующего признака — инициатора формирования промышленного объединения.
Ключевые слова: промышленные кластеры, промышленная политика, государственное регулирование, реальный сектор экономики, экономический рост, структура экономики.
Jel classification code: L 500, L 600, O 018
Natalia Shubina
Postgraduate student, Moscow state technological University "Stankin"
TOOLS OF STATE REGULATION OF THE FORMATION OF INDUSTRIAL CLUSTERS
In paper analyzed the tools of state regulation used in the formation of industrial clusters, including on the basis of the analysis of modern researches, the conclusion about the necessity of using instruments of state regulation in the formation of industrial clusters and justifies the classification of these instruments based on the grouping of symptom — initiated the formation of industry associations.
Keywords: industrial cluster, industrial policy, government regulation, real sector, economic growth, economic structure.
Jel classification code: L 500, L 600, O 018
В современном государственном регулировании, промышленная политика определяется определяемыми Правительством приоритетами развития реального сектора экономики, которые в дальнейшем преобразуются в специализированные планы и программы развития на уровне отраслевых министерств. Кроме того, развитие промышленных кластеров на уровне отдельных регионов с целью ускоренного экономического роста осуществляет администрация регионов или региональные министерства.
Согласно исследованиям Малышева Ю.А. и Камалова А.И.[4] сущность региональной промышленной политики заключается в обоснованном выборе правительством субъекта Федерации приоритетных отраслей и предприятий территории и в оказании им эффективной государственной поддержки. Аналогичной позиции придерживается Татаркин А.И., Романова О.А., Чененова Р.И., и Филатова М.Г. [9] в работах которых уточняется, что под механизмом реализации региональной промышленной политики авторы понимают систему правовых, экономических и организационных мер, способствующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения территории.
По мнению указанных исследователей, институциональные методы, являющиеся элементом механизма, включают в себя развитие отношений собственности, правовое регулирование, административно-экономическое регулирование, развитие новых организационно-правовых форм.
В исследовании Горячевой Т.В. [2] рассматривается инструментарий промышленной политики, это:
- таможенная политика;
- снижение административных барьеров;
- защита прав собственности, в том числе интеллектуальной;
- конкурентная и антимонопольная политика;
- система поддержки экспортной деятельности;
- инновационная деятельность;
122
- налогообложение;
- техническое регулирование.
На практике промышленная политика реализуется через систему мер государственного регулирования:
- законодательное и нормативно-правовое регулирование;
- создание благоприятного инвестиционного климата средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики;
- развитие дорожной сети, энергетики, связи, других объектов инфраструктуры;
- федеральные целевые программы (в области развития транспортной инфраструктуры, энергетики, национальной технологической базы и др.);
- государственную поддержку экспорта;
- защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, использование антидемпинговых процедур;
- использование частно-государственного партнерства в форме особых экономических зон, концессионных соглашений, крупнейших инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда. При партнерстве такого рода государство вкладывает бюджетные средства в создание инфраструктуры, а бизнес — в развитие производства;
- развитие сети лизинговых компаний с государственным участием, в задачу которых входит обеспечение отраслей промышленности и транспорта высокотехнологичным оборудованием;
- подготовку кадров;
- политику закупок для государственных и муниципальных нужд [2].
Кластерный подход может самым принципиальным образом изменить
содержание государственной промышленной политики. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками
и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д.
Шутилов Ф.В. [11] указывает на значимость различных видов государственной политики поддержки развития промышленных кластеров.
Таблица 1.
Механизмы реализации целевых ориентиров с помощью инструментов __промышленной политики
Целевые ориентиры государственной Направления государственной политики
Поддержка кластерных компаний Финансовая поддержка конкретных проектов Консультационная поддержка
Политика привлечения компаний Политика привлечения в кластер сторонних компаний
Формирование инфраструктуры: материальной инфраструктуры; инфраструктуры знаний (включая образовательные) Создание специальных сервисных или технологических центров. Создание прочих кластерных организаций.
Информационное обеспечение: технологической информацией; общеэкономической информацией; конъюнктурной и внешнеэкономической информацией.
Обучение, исследование, подбор кадров Программы обучения и подготовки кадров. Исследовательские программы
Поддержка сотрудничества Программы сотрудничества и создания сетей бизнеса Стимулирование социального взаимодействия
В свою очередь, Белякова Г.А. и Чекашин Д.М. на основе изучения имеющегося опыта разработки концепций промышленной политики в отдельных регионах России предложили классификацию используемых инструментов по сферам деятельности в зависимости от реализуемых управленческих функций [1].
Соглашаясь с данной указанными авторами классификацией инструментов промышленной политики отметим, что при разработке решений, связанных с различными аспектами формирования кластеров, в России широко привлекаются общественные организации, такие как «Опора России», Союз промышленников и предпринимателей, кроме того, активно развивается
институт публичного обсуждения крупных инфраструктурных проектов.
124
Таблица 2.
Инструменты поддержки предпринимательства, применяемые при _формировании промышленный кластеров
Выявление и Поддержка субъектов Инфраструктура Поддержка
поддержка формирования инновационного интеграционных
приоритетных промышленной политики развития процессов в
направлений промышленности регионе
промышленной в регионе
политики
- утверждение выполнение функций - развитие - ведение в
перечня заказчиков, гарантов и государственно- установленном
приоритетных инвесторов частного порядке
инновационных инвестиционных программ; партнерства в специальных
проектов; - поддержка субъектов в создании налоговых
- финансирование участии в региональных инфраструктуры, режимов и иных
инновационной программах; предусматривающ преференций, в
деятельности за -размещение заказа на ее долевое частности для
счет средств создание наукоемкой финансирование инвесторов
регионального продукции, организация ее проектов; создаваемых
бюджета; закупок для - стимулирование специализированн
- предоставление государственных нужд; развития сети ых
инвестиционного - частичная компенсация инфраструктурны производственных
налогового кредита процентной ставки по х услуг территорий и
на осуществление кредитам коммерческих предприятиям промышленных
инновационной банков; промышленности; зон;
деятельности; - освобождение от арендной -оказание - содействие
- предоставление платы за земельные методической предприятиям
государственных участки, используемые в помощи в региона в
гарантий по целях реализации реформировании расширении
обеспечению приоритетных и рынков сбыта
возврата инновационных проектов; реструктуризации продукции через
привлекаемых - поддержка лизинговых субъектов развитие
денежных средств; схем и вывода предприятий промышленной внутрирегионально
- реструктуризация на фондовый рынок; деятельности; й кооперации и
задолженности оказание поддержки по - оказание внешнеэкономичес
организаций привлечению средств субъектам малого ких связей с
промышленности и негосударственных предприниматель другими регионами
науки, инвестиционных фондов и ства патентно- и государствами;
относящихся к иностранных инвестиций; лицензионных, - координация
приоритетным - предоставление консалтинговых и работы по
субъектам бюджетных средств иных профильных созданию
поддержки; организациям в форме услуг в сфере территориальных и
- координация и бюджетного кредита, инноваций. отраслевых
поддержка субсидии, субвенции и инновационных
исследовательских оплаты государственного технопарков и
и аналитических контракта согласно сметам иных организаций
работ по целевого использования инфраструктуры
проблематике бюджетных средств. поддержки
сферы инноваций. инновационного предпринимательст ва
Кроме того, необходимо исследовать составляющие промышленной политики, которые, согласно самым общим подходам включает в себя такие стадии как:
- приоритетные направления развития промышленности;
- критерии выбора приоритетов и индикаторов для государственной
поддержки промышленности;
- оценку социально-экономической значимости отдельных проектов для
развития отдельных муниципальных образований и региона в целом.
Говоря о содержании данных элементов по отношению к поддержке
кластеров отметим, что с точки зрения Неустроевой Н. А. появление или зарождение кластеров — это в основном стадия, не контролируемая государством. Вместе с тем проведение программ по идентификации потенциальных кластеров на ранней стадии формирования и дальнейшая государственная поддержка их развития способны, как показывает практика, значительно ускорить процесс создания конкурентоспособных промышленных кластеров [5]. Следовательно, на данном этапе повышается значимость инструментов мониторинга состояния развития отраслей реального сектора экономики.
Однако, процесс сбора и анализа информации относительно внешней среды рынка должен включать в себя также оценку институциональной и инфраструктурной среды осуществления предпринимательской деятельности. Так, Родионова Е. А. с Эпштейн М. З. [7] полагают, что в условиях рынка государство оказывает влияние на экономику не с помощью централизованного планирования в управлении, а через косвенные рычаги управления, создание условий для экономической деятельности и предлагают оценивать наличие [10]:
- соответствие интересов инвесторов и возможностей региона;
- благоприятного отношение местной администрации к предпринимателям;
- возможностей преодоления административных барьеров;
- доступность стоимости земельных участков;
126
- наличие квалифицированных работников;
- доступность и стабильность электроснабжения;
- благоприятного налогового режима.
Кроме того, кроме мониторинга развития реального сектора экономики и условий осуществления деятельности, необходимо оценивать и эффективность реализуемых мер промышленной политики, к фактам, свидетельствующим о положительном влиянии которых, согласно Пьянковой А.А. и Кривцовой К.Ю. могут относиться следующие:
- появляются специализированные поставщики;
- накапливается информация;
- налаживается специальная (по отношению к виду производства кластера) подготовка кадров и осуществляются соответствующие научные исследования;
- развивается инфраструктура;
- разрабатываются новые законодательные нормы, появляются новые предприятия, а деятельность существующих предприятий все чаще выходит за рамки кластера [6].
Реализация кластерной политики направлена на решение следующих
задач:
- содействие повышению конкурентоспособности предприятий и организаций, входящих в состав территориальных кластеров, повышению качества жизни на территории их базирования;
- развитие инновационной, производственной, транспортной, энергетической инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры территориальных кластеров;
- содействие привлечению на территорию базирования территориальных кластеров инвестиций (включая в т.ч. размещение исследовательских, разработческих и инжиниринговых центров российских и зарубежных компаний, стимулирование трансфера и локализации технологий
производства инновационной продукции), содействие привлечению квалифицированной рабочей силы;
- развитие системы профессионального и непрерывного образования;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение эффективной поддержки деятельности территориальных кластеров из средств консолидированного бюджета Российской Федерации и институтов развития, внебюджетных источников;
- формирование, развитие и тиражирование эффективных механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере;
- развитие международной научно-технической и производственной кооперации.
Формами реализации кластерной стратегии могут быть инструменты государственно-частного партнерства и нормативно-правовое регулирование. Исполнителями должны стать региональные и муниципальные органы власти. Типы реализуемых стратегий могут варьироваться от брокерской кластерной стратегии, создания брэнда региона до реализации образовательных программ и проектов диверсификации местного спроса через размещение государственных заказов.
В свою очередь Табунов И. В. [8] под кластерной политикой подразумевает совместные целенаправленные закрепленные документально (многосторонним соглашением) действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластеров и повышения эффективности деятельности всех их элементов.
При формировании промышленных кластеров могут быть использованы
методы промышленной политики, направленные как непосредственно на
создание таких географически концентрированных промышленных
объединений в отдельных отраслях, а также на создание условий, для их
формирования в определенных регионах. Таким образом, инструменты
128
государственного регулирования можно разделить в зависимости от способа участия государства при создании кластера:
- меры, направленные на формирование кластеров;
- меры, направленные на создание институциональных условий для развития предпринимательской деятельности;
- меры, направленные на развитие инфраструктуры для развития определенных видов отраслей.
Литература
1. Белякова Г.А. и Чекашин Д.М. Региональные инструменты формирования промышленной политики. \\ Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф.Решетникова. с .180-184.
2. Горячева Т.В. Инструменты реализации промышленной политики// Вестник СГТУ 2010 № 1 (44) с. 204-211.
3. Леонтьев А.Н. Субъект и объект промышленной политики. // Известия ВолгГТУ . с.56-63.
4. Малышев Ю.А., Камалов А.И. Новая парадигма региональной промышленной политики// Раздел 1. Экономическая политика. С.6-23.
5. Неустроева Н.А. Механизмы образования промышленных кластеров//Российское предпринимательство 2011 №5(1) 52-56 с.
6. Пьянкова А.А., Кривцова К.Ю. Оценка экономического эффекта при формировании промышленных кластеров в регионе.// Экономика управления предприятием. Раздел 6.
7. Родионова Е. А., Эпштейн М. З. Инновационная составляющая промышленного кластера как фактор повышения конкурентоспособности// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. С. 24-27.
8. Табунов И.В. Формирование промышленных кластеров как основа инновационного развития экономики //ФГБОУ ВПО «Нижегородский
государственный архитектурно-строительный университет», г.Н.Новгород, Россия УДК 33
9. Татаркин А.И., Романова О.А., Чененова Р.И., Филатова М.Г. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации: препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. 86 с.
10. Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом её формирования в России. // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 3. — C.52-59.
11. Шутилов Ф.В. Стратегическое управление и государственная поддержка развития промышленных кластеров.// Кубанский государственный технологический университет. Г. Краснодар
12. Feldman M., Braunerhjelm P. The genesis of industrial clusters //Cluster genesis: Technology-based industrial development. — 2006. — Т. 1. — С. 1-13.
13. Feldman M., Francis J. L. Entrepreneurs as agents in the formation of industrial clusters //Clusters and Regional Development: Critical Reflections and Explorations. London/New York: Routledge. — 2006. — С. 115-136.
14. Phelps N. A. Cluster genesis: Technology-based industrial development //Economic Geography. — 2008. — Т. 84. — №. 2. — С. 245-246.
References
1. Beljakova G.A. i Chekashin D.M. Regional'nye instrumenty formirovanija promyshlennoj politiki. \\ Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo ajerokosmicheskogo universiteta imeni akademika M.F.Reshetnikova. p .180-184. (In Russian)
2. Gorjacheva T.V. Instrumenty realizacii promyshlennoj politiki// Vestnik SGTU 2010 № 1 (44) p. 204-211. (In Russian)
3. Leont'ev A.N. Subekt i obekt promyshlennoj politiki. // Izvestija VolgGTU . p.56-63. (In Russian)
4. Malyshev Ju.A., Kamalov A.I. Novaja paradigma regional'noj promyshlennoj politiki// Razdel 1. Jekonomicheskaja politika. p.6-23. (In Russian)
5. Neustroeva N.A. Mehanizmy obrazovanija promyshlennyh klasterov//Rossijskoe predprinimatel'stvo 2011 №5(1) 52-56 p. (In Russian)
6. P'jankova A.A., Krivcova K.Ju. Ocenka jekonomicheskogo jeffekta pri formirovanii promyshlennyh klasterov v regione.// Jekonomika upravlenija predprijatiem. Razdel 6. (In Russian)
7. Rodionova E. A., Jepshtejn M. Z. Innovacionnaja sostavljajushhaja promyshlennogo klastera kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti// Fundamental'nye i prikladnye issledovanija v sovremennom mire. p. 24-27. (In Russian)
8. Tabunov I.V. Formirovanie promyshlennyh klasterov kak osnova innovacionnogo razvitija jekonomiki //FGBOU VPO «Nizhegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet», g.N.Novgorod, Rossija UDK 33
(In Russian)
9. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Chenenova R.I., Filatova M.G. Regional'naja promyshlennaja politika: teoreticheskie osnovy, praktika formirovanija i mehanizm realizacii: preprint. Ekaterinburg: UrO RAN, 2000. 86 p. (In Russian)
10. Usik N. Konkurentnaja sreda: upravlenie processom ejo formirovanija v Rossii. // Problemy teorii i praktiki upravlenija. — 2008. — № 3. — p.52-59. (In Russian)
11. Shutilov F.V. Strategicheskoe upravlenie i gosudarstvennaja podderzhka razvitija promyshlennyh klasterov.// Kubanskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet. G. Krasnodar (In Russian)
12. Feldman M., Braunerhjelm P. The genesis of industrial clusters //Cluster genesis: Technology-based industrial development. — 2006. — ^ 1. — Q 1-13.
13. Feldman M., Francis J. L. Entrepreneurs as agents in the formation of industrial clusters //Clusters and Regional Development: Critical Reflections and Explorations. London/New York: Routledge. — 2006. — Q 115-136.
14. Phelps N. A. Cluster genesis: Technology-based industrial development //Economic Geography. — 2008. — ^ 84. — №. 2. — Q 245-246.