34 (289) - 2012
Стратегия экономического развития
УДК 330.362
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
О. В. ДЕМЬЯНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики производства E-mail: 89053185835@mail. ru Институт экономики и финансов Казанского федерального университета
В статье рассмотрен метод стратегического позиционирования в исследовании социально-экономических проблем функционирования и развития макроэкономических систем путем позиционирования основных макроэкономических параметров в системе координат «управляемость - эффективность». Для каждого из квадрантов предлагаемой матрицы обоснованы оптимальные стратегии государственного регулирования.
Ключевые слова: макроэкономическая система, эффективность, стратегическое позиционирование, государственное регулирование.
Эффективность функционирования и развития макроэкономической системы является одной из фундаментальных и одновременно практически значимых категорий современной экономической науки и практики хозяйствования [2]. В современной экономической науке представлены научные теории, касающиеся необходимости формирования уникальных для каждой макроэкономической системы моделей экономической политики, нацеленных на долгосрочный устойчивый рост макроэкономической эффективности.
Несмотря на подготовленную ранее методологическую основу повышения эффективности экономических систем, динамический и диалектический характер развития экономики, в процессе которого меняются состав целей функционирования и развития экономических систем, а также структура и значение факторов эффективности, затрудняет использование накопленных знаний для исследования новых механизмов управления эффективностью макроэкономическими системами.
Попытка унификации подходов к повыше -нию эффективности макроэкономических систем, которая предпринимается во многих работах, представляется недостаточной, поскольку не учитывает взаимодействия различных по своим целям, методам и критериям эффективности социальных, экономических, инновационных, инвестиционных, финансовых процессов развития макроэкономических систем, снижая тем самым прикладную значимость полученных результатов.
Научного обоснования и поиска практических решений требует разработка методологии многомерного управления эффективностью мак-
роэкономических систем, позволяющая связать в рамках единой системы координат разнообразные экономические, финансовые, социальные, инвестиционные и иные параметры функционирования макроэкономических систем, формирование стратегий государственного воздействия на целевые параметры макроэкономической системы. Одним из таких подходов является стратегическое позиционирование.
Стратегическое позиционирование как метод стратегического анализа зародился в конце 1960-х гг. Теоретической базой портфельных методов стали концепция жизненного цикла, кривая опыта и база данных PIMS (Profit Impact of Market Strategies -влияние рыночной стратегии на прибыльность) [3]. Среди широко известных портфельных матриц такие, как BCG, General Electric/McKinsey, Shell/DPM, модель Hofer/Schendel, модели Артура Д. Литтла -Т. Нейлора, Г. Дэема, Д. Мониесона, Ансоффа, Томпсона и Стрикленда, А. Дж. Стейнера, Hussey, Р. Купера, М. Портера и др.
Основными преимуществами стратегического позиционирования являются стратегическая направленность изучения выбранных проблем, относительная простота использования, возможность наглядного представления результатов, сравнение фактического позиционирования стратегических позиций с оптимальным. Этот метод применен в исследовании социально-экономических проблем функционирования и развития макроэкономических систем путем позиционирования основных макроэкономических параметров в системе координат «управляемость - эффективность» (рис. 1).
Показатель «управляемость» отражает возможность влияния государства на выбранные макроэкономические параметры (получен экспертным путем). Значение «0» отражает полное отсутствие возможности влияния государства на соответствующий параметр (очевидно, что такого рода ситуация возможна чисто теоретически), «1» - абсолютное влияние государства на динамику исследуемого параметра.
-а
н о о К
<u
-е -е со
§ к
-а
4 <и н
5 Й О
ч о с
§ к
-а
4 <и н ев Я
5
1-й квадрант
Оптимальная стратегия -повышение управляемости методом тонкой настройки
(без ущерба для существующих институтов)
2-й квадрант
Оптимальная стратегия -сохранение и упрочение позиций
Па
4-й квадрант
Оптимальная стратегия -комплексные институциональные преобразования, активное включение гражданского общества в решение проблем роста эффективности
3-й квадрант
Оптимальная стратегия -качественное совершенствование системы государственного регулирования
Низкий Высокий
Уровень управляемости
Рис. 1. Общийвид стратегическойматрицы«управляемость- эффективность»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙАНАЛИЗ: Ж£67>ЪЯ ъПР^'ХЖгск*
35
Показатель «эффективность» представляет собой меру приближения фактического состояния макроэкономического параметра к его целевому уровню.
В основе предлагаемой методики понятие «эффективность» представляет собой меру приближения фактического состояния системы, выраженную через фактические зависимости параметров социально-демографической, рыночной и финансово-инвестиционной пропорций у.. = f (х) к целевому уровню [1]. Система целевых зависимостей параметров макроэкономической системы у = f (х) является динамической и представляет собой желательный процесс, отражающий монотонность целевых зависимостей и эластичность взаимовлияния факторных и целевых переменных. Под целевой функцией в исследовании понимается такая монотонная зависимость результирующей переменной от факторной, при которой достигается максимальный долгосрочный социально-экономический эффект развития макроэкономической системы. Разумеется, по мере изменения стратегических ориентиров развития экономики и общества характер целевых зависимостей социально-демографических, рыночных и финансово-инвестиционных пропорций может изменяться, особенно в части эластичности взаимовлияния переменных.
Если Я2 < 0,5, то
Эх у) = а)
Г I
Е (Уу ) при Ущ ^ 0
I '
ГЕх(У у) при Ущ- < 0
(У-) = \
(2)
(Уу) =
Е (У у) при ущ. > 0, у р > 0 1 Е(У у) при уи'}> У у < 0
Г г
-Ех(У у) при упу < У у > 0 гУЕх(У у) при уш/< 0, У у < 0
(3)
Если у.. хп < 0, то
Э = - Эу
к х 1.'
У =
ДУ, (Уг)
У=
3
еУ
1=1
(4)
(5)
(6)
где Я2 - коэффициент детерминации статистической функции;
х - значение последней по времени факторной переменной;
Ех(у.) - фактическая точечная эластичность функции зависимости .-го параметра 1-й пропорции модели;
у.. = Дх) - фактическая зависимость .-го параметра 1-й пропорции модели, полученная статистическим путем;
уц=Ах ) - общий вид целевой зависимости го параметра 1-й пропорции модели (получена оценочным путем);
Эк - скорректированная эффективность для функций, принимающих отрицательное значение в последней точке временного ряда; Эх(у.) - эффективность фактической зависимости .-го параметра 1 -й пропорции модели. Математически эффективность фактических зависимостей Эху . представляет собой точечную эластичность фактических функций .-го параметра 1 -й пропорции (как правило, в последней точке временного ряда), скорректированной на монотонность и эластичность целевых функций, где 1 = 1,..., 3;] = 1,., 9 (1) - (4). Экономически эффективность означает, на сколько процентов приблизится фактическая зависимость к ее целевому виду при изменении факторной переменной на 1 %. Тем самым в качестве исходного параметра расчета принята точечная эластичность, скорректированная в зависимости от «целевого» вида зависимости каждого параметра пропорции модели.
При слабой связи показателей (Л2 < 0,5) эффективность является нулевой (2). При высокой связи параметров фактической зависимости (Я2 > 0,5) для эластичных целевых функций |Ецх у.. |> 1 и для неэластичных |Ец х у..| < 1 применяется выражение (3). Эффективность пропорции Э . рассчитывается как сумма эффективностей фактических зависимостей .-х параметров 1 -х пропорций модели (5). Эффективность макроэкономической системы Эо представляет собой сумму эффективностей социально-демографической, рыночной и финансово-инвестиционной пропорций (6).
Применение формул (2) и (3) представлено в табл. 1.
После этого вычисляется среднее значение эффективности по каждому блоку выражения (5) и исследуемой социально-экономической системе в целом (6).
Производную и прочие данные для выражений (2) и (3) желательно оценивать для последней по времени пары х - у аппроксимированной функции
уА=А (хА).
Таблица 1
Варианты определения эффективности квадранта модели в зависимости от соотношения «идеальной» и фактической функций
Фактическая функция Темпы изменения идеальной функции
Быстрый рост Медленный рост Быстрое снижение Медленное снижение
Быстрый рост Э > 1 0 < Э < 1 Э < - 1 Э < - 1
Медленный рост 0 < Э < 1 Э > 1 -1 < Э < 0 -1 < Э < 0
Быстрое снижение Э < - 1 Э < - 1 Э > 1 0 < Э < 1
Медленное снижение -1 < Э < 0 -1 < Э < 0 0 < Э < 1 Э > 1
Примечание. Э > 1 - абсолютное совпадение и по направлению и по темпам (эластичности); 0 < Э < 1 - совпадение по направлению, несовпадение по темпу; - 1 < Э < 0 - для эластичных «идеальных» функций несовпадение по направлению и по темпу, для неэластичных - несовпадение по направлению, совпадение по темпу; Э < - 1 - для эластичных «идеальных» функций абсолютное несовпадение, для неэластичных - несовпадение по темпу.
Категория «эффективность макроэкономической системы» может рассматриваться как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле она представляет собой степень соответствия социально-экономического развития макроэкономической системы поставленным обществом и государством целям и задачам, а в узком - соотношение результатов функционирования системы и затрат, необходимых для достижения указанных результатов, либо темпы изменения параметров экономики по сравнению с параметрами прошлых лет или плановыми индикаторами. Эффективность макроэкономической системы в широком смысле представляет собой качественную категорию, а в узком смысле -количественную. Эффективность макроэкономической системы - это некое состояние приближенности к ее идеальному функционированию с позиции ее основных пропорций развития, как социальных, так и экономических. Складывается как интегральный показатель эффективностей различных блоков экономической системы: социально-демографического, рыночного и финансово-инвестиционного, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.
Для каждого из квадрантов предлагаемой матрицы (см. рис. 1) обоснован общий вид оптимальной стратегии государственного регулирования, который, разумеется, должен быть уточнен в зависимости от специфики каждого конкретного фактора.
В зависимости от сочетания управляемости и эффективности сформулированы четыре базовые стратегии рационального воздействия государства на основные макроэкономические параметры:
стратегия повышения управляемости методом «тонкой настройки» (без ущерба для существующих институтов) (сочетание низкой управляемости и положительной эффективности) 1-й квадрант;
стратегия сохранения и упрочнения позиций (сочетание высокой управляемости и положительной эффективности) 2-й квадрант;
стратегия качественного совершенствования системы и механизмов государственного регулирования (сочетание высокой управляемости и отрицательной эффективности) 3-й квадрант;
стратегия комплексных институциональных преобразований, активного включения гражданского общества в решение проблем роста эффективности (сочетание низкой управляемости и отрицательной эффективности) 4-й квадрант.
Оптимальным является нахождение большего числа факторов в 1-м и 2-м квадрантах; наименее предпочтительным является четвертый квадрант стратегической матрицы.
Фактический вид предлагаемой стратегической матрицы основных макроэкономических параметров РФ представлен на рис. 2. В основе расчета эффективности взята динамика социально-экономических параметров за период 2000-2010 гг. Достоверность расчета эффективности определяется высоким (более 0,5) коэффициентом детерминации.
Как следует из рис. 2, фактическое распределение параметров стратегической матрицы существенно отличается от оптимального. Так, факторы «социальные расходы бюджета» и «норма процента» находятся практически на границе второго и третьего квадрантов (средняя эффективность по данным факторам положительна, но близка к нулю).
Относительно высокая средняя эффективность социальных расходов бюджета связана с результативной политикой национальных проектов в 2006-2010 гг., ускоренным повышением заработных плат работников бюджетной сферы и пенсий в 2004-2010 гг., некоторыми позитивными изменениями в области социальной инфраструктуры России.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
37
ш
* I
щ I
■а |
си
п о. л £
I с
Я з -1
° т £ £
^ о —2
>5 Н —'^
I я о
Ч-8- -3
ф а
о -4
-5
1-й квадрант ^ 2-й квадрант
♦
9 ^ 4
0,2 0,4 : : 1 7 0,6 0,8 1
5 ♦ ♦
8
Уровень 4-й квадрант управляемости 3-й квадрант
Рис. 2. Фактический вид стратегической матрицы «управляемость -
эффективность» (данные поРФ за2010г): 1 - средняя заработнаяплата; 2 - инвестиционная привлекательность; 3 - нормапроцента; 4- социальныерасходыбюджета; 5 - социальное неравенство; 6- уровень коррупции; 7- уровень инфляции; 8 - налоговая нагрузка; 9 - коэффициентфинансовойзависимости
Вместес темположениеданногофактор аявляется крайне неустотивым.
Относительно удовлетворительным является положение факторов «инвестиционная активность» и«средняязаработнаяплата». Очевидно,чтогосу-дарственное воздействиена динамикуиэффектив-ностьданных факторов и юс взаимосвязейс иными параметрами социально-экономического развитии должно осуществляться крайне осторожно. Во всяком случае чрезмерное регулирование динамики данн ы х факто р овнецелесообргшю.
Несмотря навозможностьгосударства влиять на динамику и структуру налоговой нагрузки, эффективностьподанному параметру является крайне неудовлетворительной. Это свидетельствует онеобходимости последовательноймодернизации налоговой системы(вчасти уточненияналоговых ставок, порядка взимания налогов, характера ответственности за налоговые правонарушения и т. п.) и о важности качественных институциональных изменений в данной области.
Наконец, крайне неэффективным является положение таких факторов, как «социальное неравенство» и «уровень коррупции». Данные факторы характеризуются как отрицательной эффективностью в социально-экономической системе РФ, так и относительно низкой возможностью государственного регулирования. Очевидно, что для комплексного решения данных принципиальных
проблем необходимы активное взаимодействие государства, частного бизнеса и гражданского общества, комплексные институциональные преобразования, активное внедрение новых проектов и механизмов регулирования.
Практическая значимость позиционирования социально-экономических параметров макроэкономических систем в матрице «управляемость -эффективность» позволяет дифференцировать основные направления государственного регулирования в зависимости от уровня эффективности по шкале, приведенной в табл. 2. Таким образом, чем ниже эффективность, тем выше целесообразность институциональных преобразований, в том числе идостаточно кардинальных.
Таким образом, построенная стратегическая матрица «эффективность - управляемость» позволяет ранжировать основные социально-экономические параметры макроэкономической системы не только по уровню эффективности, но и по степени влияния на динамику данных параметров со стороны государства. Сформулированные стратегии позволят повысить результативность государственной политики. Так, важнейшими направлениями
Таблица 2
Сочетание эффективности и направлений государственного регулирования социально-экономических отношений
Диапазон эффективности Концептуальные направления государственного регулирования
Э > 1 Усиление позитивного влияния факторных переменных (посредством макроэкономического регулирования, промышленной политики и т. п.) без существенных институциональных изменений
0 < Э < 1 Повышение эффективности функционирования существующих институтов и механизмов регулирования (без их качественной модернизации).
Э = 0 Создание новых институтов
Э < 0 Реинституционализация (качественная институциональная модернизация)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
совершенствования системы государственного регулирования рыночных и межрыночных отношений являются дальнейшее развитие инструментария антиинфляционной политики и существенное повышение степени интеграции банковской системы и реального сектора экономики России. Значимыми направлениями совершенствования системы государственного регулирования финансово-экономических отношений являются реформирование налоговой системы, повышение инновационной направленности инвестиционного процесса.
Существенные институциональные преобразования в рамках государственного регулирования
социально-демографических проблем необходимы в сфере демографической стратегии государства и противодействия коррупции.
Список литературы
1. Демьянова О. В. Многомерная модель эффективности макроэкономической системы. Казань: КГУ, 2011.
2. Сухарев О. С. Теория эффективности экономики. М.: Финансы и статистика. 2009.
3. Sutherland J., Canwell D. Key Concepts in Stratégie Management. N.-Y.: Palgrave Macmillan, 2005.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
39