Научная статья на тему 'Макроэкономические и институциональные диспропорции развития России'

Макроэкономические и институциональные диспропорции развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МНОГОМЕРНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьянова О. В.

В статье раскрываются причины макроэкономических и институциональных диспропорций развития России. Автором сформирована многомерная модель оценки и управления эффективностью макроэкономической системы России в контексте трех основных блоков: социально-экономического, рыночного и финансово-экономического. Результатом апробации многомерной модели стал комплекс мер государственного регулирования пропорций социально-демографического, рыночного и финансово-экономического блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические и институциональные диспропорции развития России»

УДК 330.342

макроэкономические и институциональные диспропорции развития россии

О. в. демьянова,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры производственного менеджмента

E-mail: 89053185835@mail. ru

Казанский государственный финансово-экономический институт

В статье раскрываются причины макроэкономических и институциональных диспропорций развития России. Автором сформирована многомерная модель оценки и управления эффективностью макроэкономической системы России в контексте трех основных блоков: социально-экономического, рыночного и финансово-экономического. Результатом апробации многомерной модели стал комплекс мер государственного регулирования пропорций социально-демографического, рыночного и финансово-экономического блоков.

Ключевые слова: макроэкономическая система, эффективность, государственное регулирование, управление, многомерная модель.

Современные условия функционирования макроэкономических систем, нацеленные на стабильные пропорции воспроизводства человеческой жизнедеятельности, создание и использование природных и трудовых ресурсов, становление целостных рыночных, инвестиционных и инновационных механизмов, а также наличие проблем повышения эффективности государственного регулирования актуализируют многомерные методы оценки и управления эффективностью макроэкономическими системами. Следует отметить, что в современной экономической теории, несмотря на множество подходов к анализу эффективности, отсутствует единая, универсальная методология ее оценки. Существующее многообразие методов оценки эффективности функционирования и развития экономических систем крайне сложно привести к единому знаменателю.

Предлагаемая автором многомерная модель оценки и управления эффективностью макроэкономических систем состоит из трех взаимосвязанных блоков: социально-демографического блока, блока рынков, финансово-экономического блока [3]. В рамках каждого блока выделены девять квадрантов, представляющих взаимосвязи важнейших индикаторов функционирования и развития социально-экономической системы (рис. 1).

Модель включает в себя два типа зависимостей социально-экономических индикаторов, опосредованных соответствующими типами макроэкономических функций:

• однофакторные зависимости, существующие в рамках каждого из выделенных блоков (рис. 2—4). В качестве факторной переменной в зависимостях такого рода выступает количественный социально-экономический индикатор, а в качестве результирующей переменной — качественный показатель. Указанные однофакторные зависимости позволяют максимально полно выделить внутренние пропорции эффективности функционирования и развития социально-демографической сферы рассматриваемой макроэкономической системы (государства, региона, экономики муниципального образования), системы конкурентных рынков и финансово-инвестиционного сегмента экономики;

• двухфакторные зависимости, опосредованные статистическими функциями мультипликативной формы (типа функции Кобба-Дугласа). Такого рода зависимости связывают блок конкурентных

- 33

Рис. 1. Многомерная модель развития макроэкономической системы (концептуальный уровень)

1.1. Эффективность воспроизводства человеческого капитала

1. Социально-демографический блок

1.2. Взаимосвязь социального неравенства и демографии

1.3. Взаимосвязь социального неравенства и преступности

Социальное неравенство М

1.4. Влияние ж

социальной политики к

на человеческий Й

Социальное неравенство

1.5. Эффективность социально-демографической политики

Социальные расходы

1.7. Влияние коррупции на воспроизводство

Социальные расходы

1.8. Влияние коррупции на демографию

Уровень коррумпированности

Уровень коррумпированности

Рис. 2. Концептуальный вид социально-демографического блока многомерной модели

рынков1 (рассматриваемый в качестве основного фактора долгосрочного эффективного развития любой экономической системы) с социально-демографическим и финансово-инвестиционным блоками многомерной модели.

В центре модели — рыночный блок, представлен системой взаимосвязи количественных и качественных характеристик развития рынков товаров, труда и капитала (рис. 3).

1 Конкурентные рынки, описываемые многомерной моделью, могут быть и рынками несовершенной конкуренции, и олигополии. Об этом можно судить по характеру фактических функций модели и сопутствующему анализу институтов, непосредственно связанных с процессами функционирования рынков труда, товаров или капитала в исследуемой социально-экономической системе.

34-

Третий блок — финансово-инвестиционный — представлен системой внутренних взаимосвязей между важнейшими показателями итогов финансовой деятельности инвестиционно-инновационого развития социально-экономической системы (рис. 4).

Логика расположения конкретных квадрантов внутри блоков многомерной модели построена таким образом, чтобы наличествовала экономическая логика формирования двухфак-торных функций, связывающих по системе параллельных квадрантов различные блоки друг с другом.

Многомерная модель управления эффективностью макроэкономических систем позволяет максимально широко и одновременно в рамках единой парадигмы выявить взаимосвязи между важнейшими социально-экономическими индикаторами, комплексно оценить эффективность функционирования отдельных секторов социально-экономической системы [2].

В основе предлагаемой методики понятие «эффективность» представляет собой меру приближения фактического состояния системы, выраженных через фактические зависимости параметров социально-демографической, рыночной и финансово-инвестиционной пропорций к целевому уровню. Система целевых зависимостей параметров макроэкономической системы является динамической и представляет собой желательный процесс, отражающий монотонность целевых зависимостей и эластичность взаимовлияния факторных и целевых переменных. Под целевой функцией понимается такая монотонная зависимость результирующей переменной от факторной, при которой достигается максимальный долгосрочный социально-экономический эффект развития макроэкономической системы. Разумеется, по мере изменения стратегических ориентиров

Социальное неравенство

1.6. Влияние социалвнв1х расходов на уровенв преступности

Социалвные расходы

1.9. Пропорции коррумпированности социума

Уровенв коррумпированности

2.1. Пропорции рынка капитала

Норма процента

2.4. Взаимосвязь инфляции и рынка капитала

° с е- Й О £

Индекс цен

2.7. Вариант функции взаимозаменяемости труда и капитала

С

СО

со

с

со со

2. £л0К рынков

2.2. Влияние нормы

процента на экономический рост

2.3. Влияние нормы процента

на рынок труда -►

Норма процента

2.5. Долгосрочная динамика

макроэкономического

равновесия

Норма процента

2.6. Вариант «кривой Филипса»

Индекс цен

2.8. Взаимосвязь заработной платы и экономического роста

Индекс цен

2.9. Пропорции рынка рабочей силы

Заработная плата

Заработная плата

Заработная плата

Рис. 3. Концептуальный вид блока рынковмношмерной модели

Прибыль 3.1. Макрофункция

структуры капитала

Финансовая зависимость

к 3.0. Влияние

налоговой нагрузки на

ю к экономический

л С эффект Г'

3. Финансово-экономический блок

3.2. Влияние структуры капитала на бюджетное развитие

Финансовая зависимость

3.5. Вариант «кривой Лаффера»

<и м О

•Ф1 а

о |

И Ё

О :

3.3. Влияние структуры капитала иа инновации

Налоговая нагрузка

3.7. Взаимосвязь инвестиций и прибыли

Налоговая нагрузка

3.8. Влияние инвестиционной активности на доходы бюджета

:

О :

Инвестиции

Инвестиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Концептуальный вид финансово-экономического блока многомерной модели

развития экономики и общества характер целевых зависимостей социально-демографических, рыночных и финансово-инвестиционных пропорций может изменяться, в особенности в части эластичности взаимовлияния переменных.

Математически эффективность фактических зависимостей представляет собой точечную эластичность фактических функций]-го параметра 7-й пропорции (как правило, в последней точке временного ряда), скорректированной на монотонность и эластичность целевых функций. Экономически эффективность означает, на сколько процентов приблизится фактическая зависимость к ее целевому виду при изменении факторной переменной

на 1 %, тем самым в качестве исходного параметра расчета принята точечная эластичность, скорректированная в зависимости от «целевого» вида зависимости каждого параметра пропорции модели.

Результаты построения многомерной модели эффективности России, по данным 2001—2010 гг., а также мероприятия в сфере государственного регулирования по повышению эффективности в данных квадрантах приведены в табл. 1, 2 и 3. Из анализа табл. 1 следует, что существенные институциональные преобразования необходимы в сфере демографической стратегии государства и противодействия коррупции.

Так, согласно данным табл. 1, эффективность соотношения социального неравенства и демографии (—17,731 %) является минимальной не только в рамках социально-демографического блока, но и модели в целом. Очевидно, что для решения данной проблемы требуется существенное институциональное совершенствование в сфере регулирования социального неравенства и в области демографической политики государства и общества.

Достаточно интересное и комплексное решение проблемы социального неравенства — одной из центральных проблем социально-экономического развития — предложил в начале 2000-х гг. академик Д. С. Львов в рамках концепции «национального имущества» [1, с. 15]. Основными слагаемыми этой концепции являются: закрепление за обществом прав титульного или верховного собственника национального имущества; система социального дивиденда; механизмы публичного управления общественными доходами; налогозамещаемый механизм рентных платежей, исходные принципы которого уже были рассмотрены ранее.

Финансовая зависимость 3.6. Взаимосвязь

налогов и инновационной эффективности экономики

Налоговая нагрузка

3.9. Инновационно-инвестиционная парадигма

Инвестиции

Таблица 1

Основные направления государственного регулирования социально-демографических пропорций макроэкономической системы России

№ квадранта Индикатор эффективности макроэкономической системы Эффективность макроэкономической системы Основные мероприятия в сфере государственного регулирования

1.1 Эффективность воспроизводства человеческого капитала 7,67 Активизация политики по снижению дифференциации доходов

1.2 Взаимосвязь социального неравенства и демографии —17,731 Принципиально новые подходы к снижению социального неравенства. Изменение отношения общества к институтам семьи, брака, здоровому образу жизни

1.3 Взаимосвязь социального неравенства и преступности 0 Повышение уровня оплаты труда в органах охраны правопорядка

1.4 Влияние социальной политики на человеческий капитал —0,173 Изменение подходов к реализации социальной политики. Резкое усиление института общественного контроля над расходованием бюджетных средств

1.5 Эффективность социально-демографической политики 1,013 Расширение спектра социальных расходов на демографию (в частности, регламентация возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение ребенка)

1.6 Влияние социальных расходов на уровень преступности 0 Реформа систем МВД, исполнения наказаний, мер ответственности за экономические преступления, развитие действенных систем профилактики преступности

1.7 Влияние коррупции на воспроизводство человеческого капитала —0,253 Деинституционализация коррупции. Воспитание резкого неприятия обществом любых форм коррупционных проявлений. Качественное усиление общественного контроля над деятельностью власти

1.8 Влияние коррупции на демографию —3,322

1.9 Пропорции коррумпированности социума 0

Для совершенствования существующей демографической политики и политики доходов целесообразна реализация ряда достаточно принципиальных мероприятий:

1) введение «базового капитала пенсионера» (по аналогии с материнским капиталом). Цель проекта — сближение уровня жизни пенсионеров со средним уровнем жизни населения, обеспечение финансовых гарантий уверенности пенсионеров в завтрашнем дне и, как следствие, относительное сокращение смертности;

2) расширение возможностей использования материнского (семейного) капитала. Цель мероприятия — обеспечение возможности направления материнского (семейного) капитала на оплату лечения ребенка или его ближайших родственников;

3) стимулирование трудовой активности лиц за пределами трудоспособного возраста и лиц с ограниченными возможностями. Цель мероприя-

тия — стимулирование трудовой активности пенсионеров, имеющих возможность трудиться, а также лиц с ограниченными возможностями. Реализация данного проекта позволит уменьшить разрыв между среднедушевыми доходами населения и средними доходами пенсионеров;

4) развитие и совершенствование института семьи. Необходимо постепенное изменение восприятия института семьи общественным сознанием, изменение психологического отношения граждан, особенно молодежи, к институту семьи и брака. Основная цель данного социально-демографического мероприятия — сохранение и развитие семьи как важнейшего социального института, обеспечивающего расширенное воспроизводство населения, нормальное воспитание и образование детей;

5) совершенствование расчета потребительского минимума. Законодательная регламентация размера минимальной оплаты труда на уровне не

ниже минимального потребительского бюджета, включающего не только минимально необходимые продукты питания, но и оплату услуг ЖКХ, потребность в одежде и обуви, в минимальном культурном развитии граждан;

6) действенная реформа оплаты труда в бюджетном секторе экономики. По мнению автора, необходимо фактическое сближение уровня оплаты труда с результатами деятельности конкретного работника, которое требует разработки комплексной и объективной методики оценки результатов труда каждого специалиста бюджетных организаций.

Следующим важнейшим резервом повышения эффективности функционирования отечественной экономики является деинституционализация коррупции, постепенная, сложная и болезненная, трансформация ее из практически уже нормы общественного поведения в опасную аномалию. Тот же факт, что коррупция в России в 20003-е гг. стала своеобразным устойчивым квазиинститутом, признается большинством специалистов в данной области [4, 5]. Совершенно очевидно, что в сложившихся условиях коррупция представляет уже не только важнейшее ограничение повышения эффективности функционирования российской социально-экономической системы, но и собственно угрозу национальной безопасности.

Таким образом, противодействие коррупции в РФ не может быть эффективным без реализации как минимум следующих важнейших задач.

1. Качественное и принципиальное увеличение доходов и уровня жизни населения. Богатое общество, в котором отсутствует существенная дифференциация доходов, как известно, менее склонно к коррупции, чем общество бедное, доходы и уровень жизни населения которого варьируются значительно. Ключ проблемы в РФ кроется не столько в политике регулярной индексации доходов работников бюджетной сферы, сколько в политике справедливого распределения доходов. По некоторым оценкам, в современной России 3—5 % населения распоряжаются 75—80 % доходов2, уровень эксплуатации наемного труда поистине катастрофичен, а низкая, несправедливо заниженная стоимость рабочей силы, в свою очередь, стимулирует и социальную апатию, преступность, коррупцию. Важным элементом такого рода политики должна являться

эффективная модернизация системы пенсионного обеспечения, направленная на сокращение разрыва между средней заработной платой и пенсией3. Минимизация такого разрыва создает у людей уверенность в завтрашнем дне и снижает стимулы к получению взяток.

2. Развитие системы автоматических регуляторов, системы саморегулируемых организаций (СРО), минимизация прямого воздействия государства на деятельность экономических субъектов, минимизация возможности конкретного чиновника по своему усмотрению решать судьбу бизнеса.

Важнейшими направлениями совершенствования системы государственного регулирования рыночных отношений являются развитие инструментария антиинфляционной политики и существенное повышение степени интеграции банковской системы и реального сектора экономики России (табл. 2).

Актуальным становится создание возможностей для быстрой модернизации технологий производства (переход от капитало- к трудоемким технологиям, и наоборот) за счет использования инновационных площадок (технопарков, технополисов и т. д.) и государственных инновационных программ.

Действенная модернизация и существенное повышение уровня оплаты труда в бюджетном секторе, как было отмечено ранее, являются одним из возможных резервов увеличения эффективности рыночных отношений в экономике.

Основными направлениями совершенствования системы государственного регулирования финансово-экономических отношений являются деинсти-туционализация квазиинститута обналичивания, реформирование налоговой системы и повышение инновационной направленности инвестиционного процесса (табл. 3).

В качестве рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования финансово-экономических отношений целесообразно выделить следующие:

1) максимальное использование потенциала собственных средств корпораций, которые более эффективны с позиций сочетания стоимости и

2 Такая система распределения доходов характерна как для

государства в целом (макроуровень), так и для отдельных организаций (корпорации, вузы и т. п.).

3 Эту проблему государство должно решать во взаимодействии с корпорациями, удельный вес корпоративного пенсионного обеспечения в РФ пока крайне низок; между тем высокий уровень пенсий, получаемых сотрудниками от корпораций, во всем мире хорошо зарекомендовал себя как мощный антикоррупционный стимул.

- 37

Таблица 2

Основные направления государственного регулирования рыночных пропорций макроэкономической системы России

№ квадранта Индикатор эффективности макроэкономической системы Эффективность макроэкономической системы Основные мероприятия в сфере государственного регулирования

2.1 Пропорции рынка капитала —0,605 Повышение уровня интеграции банковской системы и реального сектора экономики (особенно в части долгосрочных кредитов). Ограничение операций коммерческих банков на фондовом и валютном рынках. Государственные компенсации процентной ставки по наиболее приоритетным инвестиционным и инновационным проектам

2.2 Влияние нормы процента на экономический рост 1,852

2.3 Влияние нормы процента на рынок труда —0,071942

2.4 Взаимосвязь инфляции и рынка капитала —1,471 Продолжение и совершенствование инструментария антиинфляционной политики (в частности, модернизация систем регулирования естественных монополий и системы ЖКХ). Повышение репрезентативности расчета инфляции

2.5 Долгосрочная динамика макроэкономического равновесия 0,000

2.6 Вариант «кривой Филипса» 0,630

2.7 Вариант функции взаимозаменяемости труда и капитала 0,518 Создание возможностей для быстрой модернизации технологий производства (переход от капитало — к трудоемким технологиям и наоборот) за счет использования инновационных площадок (технопарков, технополисов и т. д.) и государственных инновационных программ

2.8 Взаимосвязь заработной платы и экономического роста 1,119 Действенная модернизация и существенное повышение уровня оплаты труда в бюджетном секторе. Поддержка инвестиционно-инновационных проектов с высоким удельным весом фонда оплаты труда. Дальнейшее ужесточение противодействия «серым» схемам оплаты труда

2.9 Пропорции рынка рабочей силы 6,806

финансового риска, чем заемный капитал, в том числе привлеченный в форме крупных облигационных займов на зарубежных рынках ценных бумаг. Наращивание собственных средств корпораций возможно за счет увеличения уставного капитала, рациональных дружественных слияний, выхода на IPO;

2) установление в корпорациях (например через механизмы государственного участия в советах директоров) нормативов предельно возможного привлечения заемных средств;

3) ужесточение контроля за использованием долгосрочных заемных средств в корпорациях, в частности недопустимо их широкое использование на цели текущего потребления.

Для нормализации социально-экономических отношений, связанных с функционированием и развитием инвестиционно-инновационной парадигмы отечественной экономики, целесообразны следующие взаимосвязанные мероприятия макроэкономического и институционального порядка:

1) существенное повышение частного спроса на инновации, сокращение прямого государственного финансирования инноваций, развитие смешанных схем финансирования;

2) комплексное стимулирование инвестиционной активности в различных секторах экономики, развитие системы саморегулируемых организаций как формы саморегулирования отраслевой деятельности вообще и инвестиционных рисков в частности;

3) стимулирование повышения инновационно-инвестиционного процесса (посредством налоговых льгот, государственных гарантий, участия государства в софинансировании крупных инновационных проектов).

Таким образом, высокая эффективность функционирования экономической системы является необходимым условием достойного уровня жизни населения, действенной реализации государственных социально-экономических программ, развития и совершенствования производственной и бытовой инфраструктуры.

Таблица 3

Основные направления государственного регулирования финансово-экономических пропорций макроэкономической системы России

№ квадранта Индикатор эффективности макроэкономической системы Эффективность макроэкономической системы Основные мероприятия в сфере государственного регулирования

3.1 Макрофункция структуры капитала (вариант релевантной зависимости) 0 Совершенствование российского института корпоративного управления в целом и механизмов управления долгами корпораций в частности. Недопущение в будущем (зафиксированное в законодательстве) практики льготного рефинансирования корпоративных долгов за счет средств государственного бюджета. Стимулирование диверсификации источников долгосрочного заемного финансирования инвестиций

3.2 Влияние структуры капитала на бюджетное развитие 0

3.3 Влияние структуры капитала на инновации 0

3.4 Влияние налоговой нагрузки на экономический эффект —5,633 Деинституционализация квазиинститута обналичивания

3.5 Вариант «кривой Лаффера» —0,226 Принципиальное научное решение вопроса о парето — оптимальном уровне налоговой нагрузки (как для бюджета, так и для субъектов хозяйствования и населения) по всем видам налогов

3.6 Взаимосвязь налогов и инновационной эффективности экономики —5,378 Стимулирование частного спроса на инновации. Сокращение прямого государственного финансирования инноваций. Развитие смешанных схем финансирования

3.7 Взаимосвязь инвестиций и прибыли 0 Комплексное стимулирование инвестиционной активности в различных секторах экономики. Развитие системы саморегулируемых организаций как формы саморегулирования отраслевой деятельности вообще и инвестиционных рисков в частности

3.8 Влияние инвестиционной активности на доходы бюджета 0

3.9 Инновационно-инвестиционная парадигма 0,888 Стимулирование повышения инновационной составляющей инвестиционного процесса

Список литературы

1. Антикоррупционная политика / под ред. Г. А. Сатарова: учеб. пособие. М.: Индем, 2004.

2. Валитов Ш. М., Демьянова О. В. Методика оценки эффективности макроэкономической системы России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2010. № 4. С. 43—48.

3. Демьянова О. В. Многомерная модель эффективности макроэкономической системы. Казань: Казанский университет, 2011.

4. Институциональная экономика: учеб. пособие / под ред. Д. С. Львова. М.: Инфра-М, 2001.

5. Кузнецов К. В. Коррупция в менеджменте. Казань, 2005.

л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.