13. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред А.Г. Гранберга, С.Д. Вален-тея; Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2006. - 402 с.
Problem of expansion of innovative potential of small business in the course of formation of economy of knowledge
I.L. Gajkalov
In article features of formation and characteristic features of economy of knowledge are considered. On the basis of the analysis of the statistical data the role in this process of small innovative business is specified. Recommendations about activization of innovative business are.
Статья поступила 21.05.2008г.
УДК 338.534
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В.И. Белых, канд. техн. наук, доц., А.В. Терентьев, канд. экон. наук Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Приведен принципиальный подход к процессу стратегического планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта. Моделирование процесса стратегического планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта является одной из основных методологических концепций, играющей ведущую роль в процессе познания и практического овладения реальной действительностью. Стратегический план используется для перехода предпринимательской структуры от того состояния, в котором она находится, к тому, какой она должна стать.
Ключевые слова: стратегический план, предпринимательские структуры грузового автомобильного транспорта, методы и моделирование процесса стратегического планирования, будущие решения, исследование предприятий автомобильного транспорта регионов Сибири и Крайнего севера.
Введение
В настоящее время большинство предпринимателей начинают осознавать значение стратегического планирования и пытаются использовать его методы в своей деятельности. Тем не менее стратегическое планирование не нашло еще достаточно полного применения в предпринимательских структурах грузового автомобильного транспорта. Одна из причин состоит в том, что методы стратегического планирования, используемые в зарубежной практике, не адаптированы к отечественному рынку транспортной продукции, и, как следствие, результаты их применения оказываются не всегда удовлетворительными. Другая причина заключается в несогласованности используемых методов и средств планирования, что, в свою очередь, объясняется недостаточно полным пониманием значения существующих взаимосвязей средств и
методов стратегического планирования. Работники автомобильного транспорта, сосредоточивая внимание на отдельных популярных методах и средствах, упускают из виду стратегическое планирование как единое целое. Если не предпринять определенных действий, то наступление желаемого будущего маловероятно, и если надлежащие действия осуществлены, то вероятность такого будущего возрастает. Основная его цель заключается в моделировании будущей успешной деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта (ПСАТ). Для реализации указанной цели выполнено исследование деятельности ряда предприятий автомобильного транспорта регионов Сибири и Крайнего севера.
Моделирование процесса
стратегического планирования
В современных условиях стратегическое планирование ставит целью дать комплексное обоснование управленческих проблем, с которыми может столкнуться ПСАТ в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития. За рубежом в последние три десятилетия в практике планирования деятельности предпринимательских структур происходит процесс адаптации систем управления и планирования к окружающей среде [1, 3]. Происходит замена принципа составления долгосрочных планов - от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. П. Друкер в связи с этим отмечает, что долговременное планирование не исключает будущие решения, а включает влияние будущего на сегодняшнее решение [2]. Таким образом, стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. Стратегический план используется для перехода предпринимательской структуры от того состояния, в котором она находится, к тому, какой она должна стать. Стратегическое планирование приобрело самостоятельную значимость и ориентирует предприятие не на существующие условия хозяйствования, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Здесь ставится задача предвидения возможных изменений и заблаговременного приспособления к ним. А поскольку цели претерпевают постоянные изменения, предпринимательская структура приобретает необычайную динамичность. Созданная в расчете на будущее, она вступает в противоречие с настоящим, что превращает ее из сдерживающего фактора в мощный инструмент ускорения развития. При этой системе, исходя из допущения о том, что в будущем предприятие добьется лучших результатов по сравнению с прошлым, предприниматели устанавливают в долгосрочных планах более высокие показатели [3].
Моделирование процесса стратегического планирования деятельности ПСАТ является одной из основных методологических концепций, играющей ведущую роль в процессе познания и практического овладения реальной действительностью. Оно представляет собой процесс формирования модели, изучения свойств моделируемого явления и интерпретации полученных результатов применительно к объекту исследования. Наиболее распространенная в практике индивидуальных предпринимателей на автомобильном транспорте форма интуитивного моделирования, получившая название мыслительный экспе-
римент. К нему прибегают всякий раз, когда требуется составить какое-либо, хотя бы предварительное, представление о возможном поведении субъектов системы при реализации своих действий или для моделирования возможных вариантов реализации стратегических планов конкурентов. Получил широкое распространение метод сценариев, сущность которого сводится к построению моделей прогнозирования различных гипотетических вариантов действий субъектов в системе и развития условий. Специалисты ПСАТ разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении развиваться и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Действующая стратегия частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся рыночные обстоятельства. Постоянными элементами процесса стратегического планирования, не теряющими своей значимости при любом изменении его методологического инструментария, являются: формулирование целей развития, оценка состояния внешней среды и собственных конкурентных позиций, распределение ресурсов, составление конкретных планов и программ действий. Оценка эффективности стратегического планирования осуществляется на основе определенных критериев. В соответствии с разработанным И. Ансоффом подходом принятие стратегических планов основывается на оценке относительных конкурентных позиций предприятия и состояния внешней среды [1].
Модель процесса стратегического планирования на уровне деятельности предприятия может быть представлена последовательным рядом взаимосвязанных этапов (рис. 1).
В процессе стратегического анализа руководство предприятия склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности ПСАТ. Например:
а) первый подход предполагает ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Эта стратегия применяется в ПСАТ, удовлетворенных своим положением. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители
ПСАТ и которую называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения условий конкурентной среды. В этих случаях предприятие прибегает к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, скорее всего, придерживаться крупные ПСАт, активно действующие в нескольких отраслях;
б) второй подход к процессу формирования стратегии включает последовательность действий по определению общей, конкурентной и функциональной стратегий. Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Конкурентная стратегия предпринимательской структуры нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если предпринимательская структура занята только одним видом бизнеса, то такая стратегия является частью общей стратегии. Если она включает несколько деловых стратегических подразделений, то каждое из них разрабатывает целевую стратегию. Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации.
Они включают стратегию НИОКР, производственную, маркетинговую, финансовую и стратегию управления персоналом.
в) третий подход содержит наиболее распространенные стратегии развития бизнеса по четырем различным направлениям роста предприятия и связан с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукция, рынок, положение предприятия внутри отрасли, технология.
Стратегическое планирование представляет собой процесс моделирования эффективной деятельности ПСАТ на определенный период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.
Выполненный анализ существующего положения ПСАТ показал, что возможны несколько вариантов прогноза общих показателей объема потребности в автотранспортном обслуживании в соответствии с производственными возможностями товаропроизводителя:
а) объем потребности в транспортной продукции по структуре и содержанию «сегодняшнего» размера предложения товаров потребителям в единицах товарного ассортимента;
б) прогнозируемый объем потребности в транспортной продукции в соответствии с трендом (среднее значение) в единицах товарного ассортимента;
в) прогнозируемый объем потребности в транспортной продукции соответствующий максимально возможному объему производства товаров и полному удовлетворению спроса на товары в единицах товарного ассортимента.
Воспользовавшись методом экстраполяции, на основе статистических данных о динамике развития объема перевозок рассчитываются прогнозные значения. Однако, как установлено в исследовании, такие общие показатели не могут устраивать грузовладельцев и ПСАТ. Это обстоятельство резко сужает область их применения и в дальнейшем они могут рассматриваться как ориентировочные по возможным стратегическим направлениям. Поэтому грузоотправителю необходимо осуществить группировку товаров по транспортной однородности и размеру отправки, что не противоречит современным требованиям к товаропроизводителям, при выпуске готовой продукции обеспечивать ее пригодность к транспортировке с сохранением потребительских свойств. В свою очередь, это позволит ПСАТ определить временные затраты на автотранспортное обслуживание и требуемую специализацию подвижного состава нужной грузовместимости.
Вывод
Таким образом, моделирование процесса стратегического планирования основывается на результатах прогнозирования условий хозяйственной деятельности предприятия и конъюнктуры рынка транспортной продукции. В рамках стратегического планирования очевидно влияние основных сил, определяющих конкурентную ситуацию.
Библиографический список
1 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: «Питер», 1999. - 416с.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.-М.: «Вильямс», 2001.- 272 с.
3. Лафта Дж.К. Менеджмент.- М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002.- 264 с.
Modeling of the process of the strategic planning to activity of the business structures of the cargo car transport
V.I. Belykh, A.V. Terentiev
Principle approach is brought In article to process of the strategic planning to activity of the business structures of the cargo car transport. In modern condition strategic planning puts the purpose to give the complex motivation of the management problems, with which can face the enterprises of the car transport in liing ahead period, and on this base to develop the factors of its development. Modeling of the process of the
strategic planning to activity of the business structures of the cargo car transport is one of the main methdological concept, playing leading role in process of the cognition and practical mastering by real reality. Strategic planning has a deal not with future decisions, but with future decisions, taken today. The Strategic plan is used for turning the business structure from that conditions, in which she is found, to that, what she must become.
Статья поступила 29.04.2008г.
Рис. 1. Схема моделирования процесса стратегического планирования в ПСАТ
УДК 339. 138