Для того, чтобы через определенный промежуток времени опять не оказалось, что требуется помощь предприятию, регион мотивирует всех участников бизнеса создавать устойчивые корпоративные
связи.
Цель реализации подобного сценария региональной промышленной политики - не просто вернуть средства, вложенные в проект, а создать условия для дальнейшего развития в устойчивой среде партнерских отношений. Следовательно, в проекте необходимо наиболее подробно и доказательно показать взаимодействие участников проекта в структурообразующей схеме. Бизнес-план проекта со структурообразующей основой должен показать механизмы управления ресурсными, финансовыми и информационными потоками. Местным властям выгодно стимулировать подобные проекты и по возможности участвовать в них, так как при этом растут отчисления в бюджет. Регион может поддерживать производителя, помогая ему в продвижении производимой продукции на рынки. С этой целью могут организовываться выставки-конференции, презентации и т.п.
Библиографический список
1 Домбровский В. О научно-промышленной политике России на рубеже веков//Элементы теории и практики управления. - 2000.-№1 - с. 19-23.
2. Сосковец О.Н. Государство и промышленная политика // Вопросы промышленной политики, 2000, №2, с.47-54.
3 Федоров И. В. О роли промышленности в процессах экономического возрождения РФ// Омский научный вестник, 2001, Выпуск 17, стр. 188-190.
4. Федоров И. В. Особенности развития технологических укладов и их влияние на структуру отраслей промышленности РФ// Омский научный вестник. 2001, Выпуск 14, стр. 174-176.
5. Федоров И. В. Региональные аспекты промышленной политики: Омский регион//Тезисы докладов 12-й научно практической конференции « На пороге нового тысячелетия». Омск, ноябрь 1999 г. Омск: Иэ-воОмГТУ, стр. 172-174.
ФЕДОРОВ Игорь Владимирович, ассистент кафедры прикладной информатики и информационных систем.
Дата поступления статьи в редакцию: 03.Об.2006 г. © Федоров И.В.
УДК338534 А.В. ТЕРЕНТЬЕВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА_
В статье приведен принципиальный подход к процессу стратегического планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта. В современных условиях стратегическое планирование ставит целью дать комплексное обоснование управленческих проблем, с которыми может столкнуться предприятие автомобипмого транспорта в цэедстояцем периоде, и на этой основе разработать показатет своего развития. Моделирование процесса стратегического планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта является одной из основных методологических концепций, играющих ведущую роль в процессе познания и практического овладеют реальной действительностью. Стратегическое пламфование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. Стратегический план используется для перехода предпринимательской структуры от того состояния, в котором она находится, к тому, какой она должна стать. Материалы статьи могут представлять определенный интерес для преподавателей и аспирантов экономических вузов и работников предпринимательских структур автомобильного транспорта.
В настоящее время большинство предпринимателей начинают осознавать значение стратегического планирования и пытаются использовать его методы в своей деятельности. Тем не менее стратегическое планирование не нашло еще достаточно полного применения в предпринимательских струк-
турах грузового автомобильного транспорта (ПСАТ). Одна из причин состоит в том, что методы стратегического планирования, используемые в зарубежной практике, не адаптированы к отечественному рынку транспортной продукции, и. как следствие, результаты их применения оказываются не
всегда удовлетворительными. Другая причина заключается в несогласованности используемых методов и средств планирования, что, в свою очередь, объясняется недостаточно полным пониманием значения существующих взаимосвязей средств и методов стратегического планирования. Работники автомобильного транспорта, сосредоточивая внимание на отдельных популярных методах и средствах, упускают из виду стратегическое планирование как единое целое. Если не предпринять определенных действий, то наступление желаемого будущего маловероятно, и если надлежащие действия осуществлены, то вероятность такого будущего возрастает. Основная его цель заключается в моделировании будущей успешной деятельности ПСАТ.
В современных условиях стратегическое планирование ставит целью дать комплексное обоснование управленческих проблем, с которыми может столкнуться ПСАТ в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития. За рубежом в последние три десятилетия в практике планирования деятельности предпринимательских структур происходит процесс адаптации систем управления и планирования к окружающей среде [1,3]. Происходит замена принципа составления долгосрочных планов — от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. П. Друкер в связи с этим отмечает, что долговременное планирование не исключает будущие решения, а включает влияние будущего на сегодняшнее решение [2]. Таким образом, стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. Стратегический план используется для перехода предпринимательской структуры от того состояния, в котором она находится, к тому, какой она должна стать. Стратегическое планирование приобрело самостоятельную значимость и ориентирует предприятие не на существующие условия хозяйствования, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Здесь ставится задача предвидения возможных изменений и заблаговременного приспособления к ним. А поскольку цели претерпевают постоянные изменения, предпринимательская структура приобретает необычайную динамичность. Созданная в расчете на будущее, она вступает в противоречие с настоящим, что превращает ее из сдерживающего фактора в мощный инструмент ускорения развития. При этой системе, исходя из допущения о том, что в будущем предприятие добьется лучших результатов по сравнению с прошлым, предприниматели устанавливают в долгосрочных планах более высокие показатели [3].
Моделирование процесса стратегического планирования деятельности ПСАТ является одной из основных методологических концепций, играющей ведущую роль в процессе познания и практического овладения реальной действительностью. Оно представляет собой процесс формирования модели, изучения свойств моделируемого явления и интерпретации полученных результатов применительно к объекту исследования. Наиболее распространенная в практике индивидуальных предпринимателей на автомобильном транспорте форма интуитивного моделирования, получившая название мыслительный эксперимент. К нему прибегают всякий раз, когда требуется составить какое-либо, хотя бы предварительное, представление о возможном поведении субъектов системы при реализации своих действий или для моделирования возможных вариантов реализации стратегических планов конкурентов. Получил
1. Определение миссии предприятия
2 Анализ среды ПСАТ
Г
И
Внешней
I
Внутренней
X
"8
Р
И
3 Определение направления движение
4. Стратегический анализ деятельности
I
5. Конкурентный анолю ПСАТ
+ ~~
6. Стратегическое решение по обеспечению конкурентоспособности ПСАТ +
7 Формулирование и выбор возможной стратегам
Рис. 1. Принципиальная схема моделирования процесса стратегического планирования ПСАТ
широкое распространение метод сценариев, сущность которого сводится к построению моделей прогнозирования различных гипотетических вариантов действий субъектов в системе и развития условий. Специалисты ПСАТ разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении развиваться и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Действующая стратегия частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся рыночные обстоятельства. Постоянными элементами процесса стратегического планирования, не теряющими своей значимости при любом изменении его методологического инструментария, являются: формулирование целей развития, оценка состояния внешней среды и собственных конкурентных позиций, распределение ресурсов, составление конкретных планов и программ действий. Оценка эффективности стратегического планирования осуществляется на основе определенных критериев. В соответствии с разработанным И. Ансоффом подходом принятие стратегических планов основывается на оценке относительных конкурентных позиций предприятия и состояния внешней среды [1].
Модель процесса стратегического планирования на уровне деятельности предприятия может быть представлена последовательным рядом взаимосвязанных этапов (рис. 1).
В процессе стратегического анализа руководство предприятия склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии — того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности ПСАТ.
Например:
а) первый подход предполагает ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Эта стратегия применяется в ПСАТ, удовлетворенных своим положением. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Она применяется в динамично развиваю-
щихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители ПСАТ и которую называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения условий конкурентной среды. В этих случаях предприятие прибегает к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, скорее всего, придерживаться крупные ПСАТ, активно действующие в нескольких отраслях;
б) второй подход к процессу формирования стратегии включает последовательность действий по определению общей, конкурентной и функциональной стратегий. Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Конкурентная стратегия предпринимательской структуры нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если предпринимательская структура занята только одним видом бизнеса, то такая стратегия является частью общей стратегии. Если она включает н е-сколько деловых стратегических подразделений, то каждое из них разрабатывает собственную целевую стратегию. Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают стратегию НИОКР, производственную, маркетинговую, финансовую и стратегию управления персоналом;
в) третий подход содержит наиболее распространенные стратегии развития бизнеса по четырем раз-
личным направлениям роста предприятия и связан с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукция, рынок, положение предприятия внутри отрасли, технология.
Стратегическое планирование представляет собой процесс моделирования эффективной деятельности ПСАТ на определенный период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.
Таким образом, моделирование процесса стратегического планирования основывается на результатах прогнозирования условий хозяйственной деятельности предприятия и конъюнктуры рынка транспортной продукции. В рамках стратегического планирования очевидно влияние основных сил, определяющих конкурентную ситуацию.
Библиографический список
1. АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия. - СПб: «Питер», 1999. - 416с.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке - М.: «Вильяме», 2001.-272 с.
3. Лафта Дж.К. Менеджмент - М.. ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002,-264 с.
ТЕРЕНТЬЕВ Александр Владимирович, доцент кафедры менеджмента и маркетинга.
Дата поступления статьи в редакцию: 03.06.2006 г. © Терентьев A.B.
УДК 331 (47) С.С. СТАУРСКИЙ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На основании проведенных исследований определена суть предпринимательства как объекта экономического исследования, рассмотрена краткая история его возникновения и развития, определены важнейшие черты, факторы и функции современного ■тоедлииниматеяьства.
нП!алованшь1м условием эффективного развития предпринимательства являются эммюмические и социаль»,« уело»«, его фом^х«««, что также «мшю «ое отражен в датой статье.
ство (фр. entreprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами». В экономи-
В современной экономической литературе существует множество определений понятия предпринимательства. На первый взгляд, под предпринимательством следует в первую очередь понимать деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги квзаимиой выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
В энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предприниматель-