УДК 338.534
А. В. ТЕРЕНТЬЕВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЕДИНИЦ НА ПРИМЕРЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА_
Приведены факторы, обусловливающие стратегическую конкурентную позицию предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта в различных рыночных ситуациях, которые в полной мере могут быть отнесены к оценке текущей позиции в конкуренции как своеобразный измеритель положения предприятия на рынке. Исследуя конкурентные стратегии разномасштабных предпринимательских структур, оценивая возможные с их стороны угрозы, а также учитывая прогнозируемые изменения условий конкуренции и конкурентоспособности, определяющим оценочным показателем предлагается считать конкурентный статус предприятия. По экономическому содержанию это означает обладание конкурентным преимуществом, например, в специализации подвижного состава предпринимательской единицы грузового автомобильного транспорта для доставки товаров определенной группы по транспортной совместимости.
Содержание статьи ориентировано на преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов, а также руководителей предприятий и организаций, предпринимателей автомобильного транспорта.
Стратегическая конкурентная позиция предпринимательской структуры грузового автомобильного транспорта (ПСАТ) представляет интерес как показатель уверенног о участия в конкурентной борьбе на рынке транспортной продукции. На конкурентную позицию ПСАТ влияет множество факторов, однако некоторые из них повторяются чаще других:
1) количество ПСАТ в регионе обслуживания является важным фактором, поскольку их количество повышает вероятность новых стратегических инициатив. По мнению экономистов многочисленность предприятий создает клиентуре больший выбор среди ПСАТ и это также уменьшает вероятность того, что какое-либо из них сделает попытку снизить рыночную цену для получения своего преимущества. Если предприятия - соперники сравнимы по своим провозным способностям, они могут конкурировать примерно на равных основаниях;
2) конкурентная борьба обычно усиливается тогда, когда спрос на автотранспортное обслуживание растет медленно. Чтобы успевать за развивающимся рынком транспортной продукции, ПСАТ обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания привлечению потенциальных клиентов. Когда рост рынка замедляется, ПСАТ, склонные к экспансивному поведению, начинают борьбу за рыночную долю, которая часто кончается выходом слабых и менее эффективно действующих;
3) соперничество усиливается, если автотранспортная продукция конкурентов недостаточно диф-ференцированна, чтобы потребителей сдерживала высокая стоимость перехода от одного ПСАТ к другому;
4) конкурентная борьба имеет тенденции к усилению. Если уход из рынка более дорогой, то ПСАТ расположены остаться на рынке и конкурировать на
пределе своих возможностей, даже если они могут заработать меньшую прибыль или терпеть убытки. Определяющим в этой ситуации может стать ценовая эластичность предложения при условии процентного изменения величины предложения превышающего процентное изменение цены транспортной продукции. При повышении интенсивности конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период;
5) когда ПСАТ - соперники различаются стилем конкуренции, их стратегии генерируют с большей вероятностью в столкновение. Различия в спектре точек зрения и средств увеличивают вероятность того, что отдельные предприятия будут вести себя непредсказуемо и принимать стратегии, которые породят больше рыночных потрясений и неопределенностей (энтропия стратегии).
Таким образом, приведенные факторы, обусловливающие стратегическую конкурентную позицию ПСАТ в различных рыночных ситуациях, в полной мере могут быть отнесены к оценке текущей позиции в конкуренции как своеобразный измеритель положения предприятия на рынке. Кроме того, существует конкурентное влияние со стороны поставщиков подвижного состава (автомобильные заводы), эксплуатационных материалов (автозаправочные станции и др.), которое зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для ПСАТ. Если рассматривать весь спектр структур рынка, то интенсивность конкуренции снижается по мере перехода от совершенной конкуренции к монополистической, далее к олигополии и, наконец, к чистой монополии.
ПСАТ может увеличить свою прибыльность и рыночную устойчивость путем изыскания таких постав-
Предпринимательская активность ПСАТ (деловая)
Стратегическое планирование легальности ПСАТ
Инновационное обеспечение ПСАТ
рдерт^нчесдогцоз пдар л 1|||иЙ|1Н11|)Ц|1й11^К4Й (.ГрфсНртЫ
Качественная характеристика
-е-
х Й
р 1 «I
I 5 Й<3
Количественный аспект
«я 3
16
>. о £ £
и ю х X
¡1
11
Рис. 1. Факторы стратегического позиционирования ПСАТ на рынке транспортной продукции
КС11<04 шабан пи<и |И-ПСАТ 0,4К<КСПсП,Т гредняя по ицщг ПСАТ 07b.Un.li ивдьйЯ* позиция 1, ЙО!"! Пи и с ми 11 1 сильная ТЮЗЦ11ЙЯ ПСАТ ;
Рис. 2. Схема оценки уровня конкурентоспособности ПСАТ
У
щиков и потребителей, которые относительно слабы. Особенно это полезно в случае выделения потребительских групп для направления маркетинговых усилий. Редко абсолютно все группы клиентов обладают одинаковыми способностями торговаться, а некоторые могут быть даже более отзывчивы сточки зрения цены и качества [3].
Степень и эффективность использования современных технологий определяются инфраструктурой и совокупностью внутренних характеристик ПСАТ, что находит отражение в их стратегической позиции, характеристики и аспекты которой представлены на рис. 1.
Будущий конкурентный статус ПСАТ, как показали исследования, характеризует позицию предприятия в конкуренции на рынке как своеобразный измеритель экономического положения. Эта трактовка близка по экономическому содержанию к понятию конкурентного преимущества, которым является предоставление заказчику подвижного состава ПСАТ необходимой грузоподъемности и специализации, т.е. на примере единицы подвижного состава автопарка - это автомобиль достаточной грузовместимости и нужной специализации для доставки товаров определенной группы по транспортной совместимости. Анализ и оценка конкурентного статуса ПСАТ необходимы для обоснованного применения
конкурентной стратегии и управления положением хозяйствующего субъекта на рынке.
Известны разные подходы к определению понятия и оценке конкурентного статуса предприятия (КСП). Трактовка И. Ансоффа по экономическому содержанию в какой-то мере близка к понятию конкурентного преимущества в трактовке М. Портера, поскольку и тот, и другой полагают, что необходимо определять соотношение фактической и базовой продуктивности использования ресурсов предприятия [1,2]. Однако М. Портер не уточняет показателя продуктивности. В отличие от него, И. Ансофф определяет этот показатель как рентабельность стратегических капитальных вложений, откорректированную на степень «оптимальности» стратегии предприятия и степень соответствия потенциала предприятия этой оптимальной стратегии.
Проанализируем предложенный И. Ансоффом подход применительно к ПСАТ (рис. 2). Во-первых, в каком случае ПСАТ обладает «нулевым» КСП? Это возможно в трех случаях: когда стратегические капитальные вложения предприятия соответствуют критической точке; когда отсутствует какая-либо стратегия ПСАТ; когда предприятие не располагает никакими возможностями. Что касается первого положения, то это вполне возможный вариант для многих современных ПСАТ. В отношении второго и
третьего положений такое категоричное утверждение о «нулевой» фактической стратегии и «нулевом» потенциале предприятия вряд ли можно признать обоснованным, поскольку даже нерациональная стратегия, а тем более какой-то потенциал у.любого предприятия имеется. Следовательно, наиболее вероятным является критический уровень капитальных вложений.
Во-вторых, как влияют на КСП факторы внешнего по отношению к предприятию характера? В самой оценке КСП такое влияние не учитывается. Косвенно, при выборе сегмента автотранспортного обслуживания факторы внешней среды влияют на выбор стратегии и направления формирование потенциала предприятия, но как это повлияет на конкурентную позицию предприятия установить не удается, ибо нет четкого определения понятия «оптимальная» стратегия и «оптимальные» провозные способности ПСАТ.
Конкурентный статус ПСАТ долженхарактеризо-вать предпосылки достижения предприятием того или иного уровня конкурентного преимущества. Эти предпосылки определяются потенциалом предприятия.
Сложность рассматриваемой задачи состоит в том, что по каждому элементу потенциала должны быть определены параметры, которые могут обеспечить достижение целей ПСАТ на том или ином этапе её жизненного цикла. Сравнивая значения фактических и требуемых параметров провозных способностей ПСАТ, возможно определить показатели соответствия фактических параметров по каждому элементу стратегического потенциала, которые сводят в обобщающую оценку с учетом значимости каждого элемента.
Современная позиция ПСАТ в условиях конкуренции может быть определена для представленной на рынке транспортной продукции предприятий примерно одинаковым, не нулевым уровнем капиталовложений в основные производственные фонды. Поданным экспертной оценки величина К, не превышает значения 0,5 в среднем для ПСАТ г. Омска. Если принять этот уровень, а также среднеарифметические оценки по шкале 0-н1,0 степени соответствия факторов действующей стратегии, например, для «Тран КК», осуществляющего диверсификацию своей деятельности и планомерно сворачивающего автотранспортное обслуживание потребителей на уровне 0,65. Для АПП «ОНПС», активно взаимодействующего с торговыми предприятиями по доставке их товаров в розничную сеть, на уровне 0,85 и уровень провозных способностей соответственно 0,55 и 0,85, то расчетный уровень показателя КСП для «Тран КК» составит 0,5x0,65x0,55=0,18 и АПП «ОНПС» 0,6x0,85x0,85=0,44. Это означает, что на рынке транспортной продукции «Тран КК» обладает низким конкурентным статусом, а АПП «ОНПС» - средним. В условиях конкурентного соприкосновения реально ожидать, что заказчики автотранспортного обслуживания предпочтут соответственно деловые отношения с АПП «ОНПС».
Потенциал ПСАТ показывает, какие у него есть возможности для реализации стратегии. Его можно представить как совокупность потенциалов деятельности по функциям, т.е. совокупность потенциалов: стратегического планирования, оперативного управления, производства транспортной продукции, маркетинга, других функций в случае диверсифицированного предприятия. Специфическая особенность Функционирования ПСАТ определяет потенциал предприятия главным образом размером реализуемых провозных способностей.
Для оценки уровня возможностей ПСАТ можно использовать следующий приом:
1) составить перечень параметров Рп, характеризующих действующий потенциал предприятия Сф, (по группам функций);
2) состанк; ь перечень параметров Р^ характеризующие будущей поте нциал предприятия Си для реализации соотвгтству ющей стратегии;
3) выполнить экспертную оценку степени соответствия текущих параметров и параметров будущего исходя из того, что:
Р7,.=ДРК 1,0>р>0; (1)
4) определить среднее значение /? по каждой 1-й функции предприятия
1А
-- (2)
л
где л — число параметров, определяющих потенциал данной функции;
5) определить уровень возможностей предприятия:
т
С 1А
к (3)
' С„ т
где т — количество учитываемых функций предприятия.
Таким образом, если КСП конкурирующего ПСАТ в обслуживании перспективного потребителя транспортной продукции оценен на уровне сильной позиции в диапазоне 0,71-^0,99, то для ПСАТ ири прочих равных условиях необходимо повысить свой потенциал на 5-13% (например, 0,85:1,0-0,86=0,98). Аналогичный по величине прирост потенциала потребуется от ПСАТ, если она и ее конкурент находятся в средней позиции КСП. Не будут представлять угрозы для ПСАТ только те предприятия, которые обладают более слабой позицией по КСП.
Поэтому, изучая конкурентные с тратегии разномасштабных ПСАТ, оценивая возможные с их стороны угрозы, атакже учитывая прогнозируемые изменения условий конкуренции и конкурентоспособности ПСАТ, определяющим оценочным показателем предлагается считать конкурентный статус предприятия. Так как ПСАТ в современном экономическом положении испытывают серьезные затруднения в повышении уровня стратегических капиталовложений К, и в оценке будущей эффективности действующей стратегии К2, то определяющим остается расчетный потенциал К3 по каждой специализации подвижного состава:
Шк А> я
(4)
1=1 У=| 5=1 1=1 /=1 5=1
где ЛЧ315 АЧгац1 — соответственно реализованная и потенциальная продолжительность предоставления клиентуре провозных возможностей в-той специализации в течение} -того периода времени 1-тым подразделением (бригадой) ПСАТ, авто-час.
ПСАТ, обладающая более высоким потенциалом провозных возможностей 5-той специализации подвижного состава, способна реализовать стратегию в современном состоянии рынка, используя будущий
конкурентный статус в качестве действенного конкурентного преимущества. Безусловно, полезной в рыночной ситуации является предпринимательская активность ПСАТ, отражающая уровень гибкости и степень использования своего потенциала. Например, для реализации стратегии роста ПСАТ целесообразно рассматривать менее затратный вариант наращивания собственного потенциала. Тогда речь может идти о варианте прогнозируемого спроса в авточасах обслуживания. Для представления адекватного предложения ПСАТ может задействовать имеющиеся у него резервы (Я) в виде части провозных способностей, намеренно либо по организационным причинам не используемой при обслуживании потребителей. В этом варианте прогнозируемый размер провозных способностей может быть представлен позициями:
• используемой, когда СызАТуН~ ПВ
• потенциальной, в случае СЫБЛТУ И я /7В"5 + Л5.
Обладая такой прогнозной информацией, ПСАТ
для реализуемой конкурентной позиции может рассчитать необходимое количество подвижного состава 5-той специализации и грузовместимости. В случае нецелесообразности содержания незадействованно-го подвижного состава ПСАТ может его передать в аренду или продать.
Для потенциальной конкурентной позиции свойственна интенсификация использования собственных возможностей ПСАТ и эффективного задействования всего производственного потенциала. Безусловно, это повысит КСП и экономическую отдачу от применения транспортных средств.
Таким образом, приведенные факторы, обусловливающие стратегическую конкурентную позицию ПСАТ в различных рыночных ситуациях, в полной мере могут быть отнесены к оценке текущей позиции в конкуренции как своеобразный измеритель положения предприятия на рынке. А конкурентный статус ПСАТ характеризует позицию в конкуренции на рынке транспортной продукции и может быть принят как своеобразный измеритель ее положения. Это по экономическому содержанию означает для предпринимательской структуры обладание конкурентным преимуществом, например, в специализации подвижного состава для доставки товаров определенной группы по транспортной совместимости.
Библиографический список
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Изд. «Питер», 1999. - 416с.
2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. - 495 с.
3. Портер М. Конкурентное преимущество: Какдостичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Е. Портер; Пер.сангл. — М.:Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715с.
ТЕРЕНТЬЕВ Александр Владимирович, доцент кафедры менеджмента и маркетинга.
Поступила в редакцию 05.09.06. © Терентьев А. В.
УДК 658 562 457 471.011 .2 В. ф. ПОТУДАНСКАЯ
В. И. ТРУШЛЯКОВ
Омский государственный технический университет
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Рассматриваются вопросы распределения затрат на обеспечение заданного качества (надёжности) по этапам жизненного цикла изделия на примере предприятий ракетно-космической отрасли в частности, ФГУП ПО «Полёт». Показана специфика исследуемой отрасли и целесообразность анализа структуры, обеспечивающей качество производимой продукции на исследуемом предприятии.
Актуальность рассматриваемой темы определена как внутренними, так и внешними причинами, заключающимися в обеспечении требуемого качества разрабатываемой и производимой продукции конкретным предприятием и создания высокого уровня конкуренции производимой продукции предприятия на внешнем рынке.
Исследуемая проблема может быть рассмотрена за счёт разделения причин, побудивших её возникновение, на внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренние причины этой проблемы заключа-
ются в необходимости улучшения качества работы на основе обеспечения проектной, конструкторской, производственно-технологической дисциплины; обеспечения качества производимой продукции; достижения снижения издержек производства, в том числе оптимизация объёмов наземной экспериментальной отработки, полигонной отработки и лётных испытаний.
Внешние причины диктуются требованиями заказчиков и необходимостью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом