УДК 338.262
Ольга Анциферова,
доктор экономических наук, профессор, Екатерина Мягкова,
кандидат экономических наук, доцент, Мичуринский государственный аграрный университет
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
<ххх>с<><><><><>о<х><х><х^
Рассматриваются методические подходы к планированию стратегий достижения целей устойчивого развития сельского хозяйства в современных условиях.
S u m m a r y
This article discusses the methodological approaches to the justification of strategies to achieve the goals of sustainable development of agriculture in modern conditions.
Ключевые слова: устойчивое развитие, планирование, стратегии развития: адаптивная, антикризисная, процессная, индикативная, инновационная.
Keywods: sustainable development, planning, strategy development: adaptive, crisis management, process, indicative, innovative.
• •••••
Одной из проблем современного российского сельского хозяйства является недостаточная эффективность управления устойчивым развитием на национальном и региональном уровнях, а также на отраслевом уровне. В значительной мере устойчивость сельского хозяйства достигается при реализации обоснованной системы целей, определяемой эффективной стратегией развития.
Выбранная стратегия воплощается в систему долгосрочных, среднесрочных и оперативных планов, специальных программ развития отрасли. Стратегическое планирование - это сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого должен решаться большой круг различных вопросов, связанных с социально-экономическими и научно-техническими проблемами, конечным результатом которого является разработанная стратегия развития, определяемая в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Обоснование стратегии основано на использовании общих подходов к планированию, однако стратегическому плану присущи свои особенности, поскольку разработка стратегии представляет собой замкнутый цикл с прямой (разработка стратегии и определение оперативных целей - реализация и контроль) и обратной (учет реализации выполнения - корректировка планов) связями [1].
Эти связи позволяют, посредством использования прогнозных сценариев, моделировать перспективные производственные показатели развития отраслей и всего АПК в целом, а при необходимости корректировать отдельные элементы стратегии с учетом изменившихся внешних и внутренних факторов. Исходя из вышесказанного, построение стратегии для агропромышленного производства - это гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию всего АПК.
Достижение системы целей при формировании устойчивости сельского хозяйства должно быть основано на последовательном выполнении ряда операций, позволяющих как исследовать отдельные направления устойчивого развития на основе оценки индикаторов, так и сопоставлять варианты устойчивого развития.
Для достижения устойчивого развития сельского хозяйства на основе реализации системы целей могут использоваться стратегии, взаимно дополняющие друг друга.
1. Адаптивная стратегия нацелена на проведение изменений, обеспечивающих приспособляемость социально-экономической системы к объективным требованиям реальной действительности. Другими словами, адаптивная система - это система, которая «может приспособиться к изменяющимся внутренним и внешним условиям» [2].
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АПК
Использование адаптивного управления ограничено из-за сложности процессов, происходящих в социально-экономических системах; превышения времени адаптации к изменениям внешней среды характерного времени этих изменений; трудности учета стратегических аспектов устойчивого развития социально-экономической системы. Кроме того, описание динамических свойств социально-экономических систем в формализованном виде весьма сложная задача. Это обусловливает ограниченность применения адаптивных механизмов в задачах управления устойчивым развитием. В то же время адаптивный подход может использоваться в ряде конкретных ситуаций, быть направленным на преодоление значительного числа проблем, применяться в комбинации с другими подходами целью комплексной поддержки устойчивости социально-экономической системы на оперативном и стратегическом уровнях.
2. Антикризисная стратегия. В России в различных отраслях элементы антикризисного управления для повышения устойчивости используются с самого начала реформ 1990-х годов. Экономический спад, обусловленный внешней конъюнктурой (падение цен на нефть, антисанкцион-ные меры), а также внутренними факторами (значительные колебания курса мировых валют) требуют активного государственного вмешательства, делают в настоящее время актуальной и существенной именно антикризисную стратегию устойчивого развития экономики, и особенно сельского хозяйства. В этой связи Правительством РФ была разработана Программа антикризисных мер, которая, в частности, предусматривает ужесточение контроля за государственной помощью различным предприятиям, усиление мер по активизации и расширению внутреннего рынка, ликвидацию административных и правовых барьеров для частного бизнеса, развитие финансового сектора экономики и другие мероприятия, осуществляемые при выполнении в полном объеме всех социальных обязательств государства перед гражданами.
3. В процессной стратегии происходит смещение акцентов с управления отдельными ресурсами на управление бизнес-процессами, связывающими воедино работу взаимодействующих подразделений социально-экономической системы. Примером реализации процессного управления экономикой России является осуществление национальных проектов, в которых задействован целый ряд субъектов РФ. Целесообразность использования процессного
подхода для повышения устойчивости сельского хозяйства в значительной мере определяется спецификой аграрной сферы, в которой выделяются большое количество направлений производственно-хозяйственной деятельности и многоуровневая структура управления.
4. Индикативная стратегия устойчивого развития сельского хозяйства предполагает плановое регулирование его экономического развития и базируется в первую очередь на индикативном планировании, которое может рассматриваться как процесс формирования и последующего достижения системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики аграрной сферы, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанными индикаторами значений, определенных в целях планирования.
Индикативное управление устойчивым развитием может быть реализовано на разных уровнях [3]:
• на макроэкономическом уровне - в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;
• на региональном или территориальном уровне - в виде разрабатываемых органами управления субъектов Федерации и муниципальных образований региональных прогнозов, программ и бюджетных планов устойчивого развития сельского хозяйства;
• на мезоэкономическом уровне - в виде разрабатываемых межотраслевыми, межрегиональными и международными объединениями сельхозтоваропроизводителей прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и агропромышленных кластеров;
• на микроэкономическом уровне - в виде стратегических планов устойчивого развития сельскохозяйственных организаций.
5. Инновационная стратегия устойчивого развития сельского хозяйства предполагает реализацию аграрной сферой экономики конкурентных преимуществ высокого порядка, основанных на использовании новых технологий, высокой квалификации работников и новых подходов в управлении. Этому подходу в контексте управления устойчивым развитием в экономической литературе уделено недостаточно внимания. Между тем эффективность инновационного управления устойчивым развитием сельского
30
Международный сельскохозяйственный журнал
хозяйства выступает одним из важнейших факторов роста конкурентоспособности АПК как экономической системы.
Инновационная стратегия устойчивого развития сельского хозяйства включает три контура управления. Внутренний контур реализует управление инновационной деятельностью путем реализации федеральных и региональных программ, развития законодательной базы, направленных на поддержку инновационной деятельности. Следующий контур представляет собой управление конкурентоспособностью посредством федеральной и региональной агропромышленных политик, поддержки и расширения группы лидирующих предприятий и отраслей. Внешний контур реализует управление устойчивым развитием страны путем гео- и экологической политик, обеспечения политических и гражданских прав граждан, развития человеческого капитала. Исследованиями установлено, что механизм формирования устойчивости на основе инновационного развития АПК включает:
• стратегическое управление инновациями, направленными на разработку мер, программ, проектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала субъектов хозяйственной деятельности;
• планирование инноваций при развитии всех процессов, включающее совокупность инструментов, правил, информации и процессов, направленных на достижение целей развития хозяйствующих структур;
• поддержку и стимулирование инновационной предпринимательской деятельности;
• систему финансирования и кредитования инновационных процессов, включающую многоканальность источников поступления финансовых ресурсов, принципы инвестирования средств, механизм контроля за их использованием, возвратность и оценку эффективности;
• стратегический и тактический инновационный маркетинг, направленный на поддержание конкурентоспособности предприятий и освоение новых рынков сбыта;
• ценообразование на инновационную продукцию и услуги;
• инновационные организационно-экономические преобразования функционирования кооперированных или интегрированных формирований [4].
Однако вышесказанное в большей степени относится к планированию на макр- и мезоуровнях, в то время как недостаточно внимания уделяется методическим аспектам стратегического планирования отдельных областей дея-
тельности организации. В периодической научной печати есть публикации, которые посвящены вопросам разработки стратегии развития сельского хозяйства в отдельно хозяйствующем субъекте. Однако обычно там перечисляются приоритетные направления, описываются целевые ориентиры, то есть приводятся результаты стратегического планового процесса без описания порядка работы, использованных методов и т.д.
В современных условиях хозяйствования для организаций все большее значение имеет финансовая стратегия, так как она охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия, что в конечном итоге способствует достижению стратегических целей устойчивого развития сельского хозяйства в целом.
Литература
1. Анциферова О.Ю. Устойчивое развитие аграрного производства: методологические подходы к оценке и прогнозированию / Анциферова О.Ю., Мягкова Е.А., Шаляпина И.П. и др. Мичуринск-наукоград РФ, 2013.
2. Азовцева Н.К. Адаптивный механизм как основополагающий элемент концепции управления экономико-социальными системами [Электронный ресурс]. URL: http: / www.aup.ru/articles/management/6.htm
3. Материалы «круглого стола» по проблеме «Устойчивое развитие сельской местности» от 12.07.2000. М.: Мин-сельхоз России и проект ТАСИС (FD RUS 9802), 2000. 81 с.
4. Анциферова О.Ю. Инновационное развитие кооперационных и интеграционных процессов при формировании механизма устойчивости аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 1. 0,4 п.л.