УДК: 338.43(470.13)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК
А.Г. Рулинская
В статье рассматриваются методологические подходы формирования современной стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса, основанные на концепциях устойчивого развития и экономики знаний; маркетинговом, проектном и программно-целевом подходах; индикативном планировании; структуризации стратегических ориентиров и мониторинге их достижений. Акцентирована проблема в обеспечении инновационного развития АПК - его технико-технологическая отсталость.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инновации, методология, стратегия, развитие.
Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственной практике результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новой техники, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых форм организации и управления различными сферами аграрной экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства [1. с. 54].
Инновации тесно связаны с таким понятием, как инновационный процесс. Инновационный процесс представляет комплекс последовательных работ от получения новой идеи до использования ее потребителем в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, новых способов организации и управления производством. Его можно представить в виде структуры, состоящей из следующих звеньев: сфера, производящая нововведения, организационно-
экономический механизм передачи новшеств, потребители инновационной продукции. Регулирует и координирует этот процесс государство. Структура инновационного процесса представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура инновационного процесса
Сложность аграрного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиление роли государства в стимулировании инноваций. Управление инновационным процессом обязательно предполагает согласованное видение его участниками перспектив развития АПК, которое должно сопровождаться переходом от сложившегося хозяйственного уклада к развитию отраслей на современных инновационных продуктах, технологиях, технике, т.е. разработку стратегии инновационного развития. Стратегия представляет общую цель, модель и инструменты развития, приоритеты, роль различных участников в инновационном процессе.
Стратегическая цель инновационного развития заключается в создании динамично развивающегося, сбалансированного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса, который обеспечивает высокий уровень жизни сельского населения.
Интегральными составляющими стратегической цели инновационного развития АПК могут стать три комплексных направления [2]:
— эффективный агробизнес, включающий комплекс проектов по реконструкции и техническому перевооружению животноводческих ферм на новом технологическом уровне, приобретение сельскохозяйственной техники, пригодной для внедрения современных технологий производства продукции растениеводства, распространение новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, развитие производства экологически чистой продукции, модернизация мощностей и строительство новых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и
др.;
— АПК территорий как единая система, предусматривающая создание вертикально интегрированных структур холдингового типа, образование мобильных высокотехнологичных
межхозяйственных подразделений, развитие кооперации, информационно-консультационной, консалтинговой деятельности и инфраструктуры агропроизводства;
— качество жизни сельского населения территорий, включающее развитие личных подсобных хозяйств населения, системы заготовок сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, подсобных промыслов и производств, социальное развитие села, обеспечение доступа мелкотоварных хозяйств к финансовым ресурсам.
Исходя из теоретических и методических разработок ведущих ученых в области аграрной экономики, методологические основы стратегии инновационного развития АПК можно представить положениями современных концепций и подходов, представленных схематично на рисунке 2.
Рисунок 2. Методологические основы стратегии инновационного развития АПК
Концепция устойчивого развития - одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы, которая исходит из трех целей устойчивого развития: экологической целостности, экоэффективности и экосправедливости.
С экономической точки зрения ключевым для концепции устойчивого развития является значение экономически оптимального использования ограниченных природных ресурсов. Важно подчеркнуть, что именно экономический подход является стержнем концепции устойчивого развития. В то же время концепция устойчивого развития позволила по-новому взглянуть на само понятие "экономическая эффективность". Более того, подтверждено практикой, что долгосрочные экономические проекты, при осуществлении которых принимаются во внимание природные закономерности, в конце концов, оказываются экономически эффективными, а осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий - убыточными. Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, включая переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Концепция социально ориентирована, направлена на сохранение социальной и культурной стабильности общества. Концепция устойчивого развития находит воплощение в стратегии инновационного развития АПК через программные мероприятия обеспечения условий расширенного воспроизводства, экономического роста.
Концепция экономики знаний задает стратегическую цель, заключающуюся в дальнейшем развитии аграрной науки путем модернизации системы управления и сети научно-исследовательских учреждений, проведения фундаментальных и приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, определения инновационного механизма участия науки в процессе освоения научных разработок в производстве, обеспечивающих эффективное развитие агропромышленного комплекса.
Научное обеспечение эффективного развития агропромышленного комплекса отличается структурой своих специфических задач, обусловленных разнообразием природно-климатических и почвенных условий. Земли сельскохозяйственного назначения для аграрной науки являются
основной базой для проведения фундаментальных и прикладных исследований. Сюда же относятся и биологические организмы - растения, животные и микроорганизмы, с изучением и использованием которых в основном и связан процесс получения новых знаний. Поэтому при определении стратегического направления развития аграрной науки учитываются, прежде всего, эти условия.
Стратегией инновационного развития АПК предусматриваются пути реализации основных направлений научных исследований на основе программных принципов, а также необходимость законодательного определения заказчика и его функций, разработки механизма конкретного размещения госзаказа в АПК. Что касается финансирования научных исследований с использованием механизма ведомственных целевых программ, крупных долгосрочных научно-технических программ по приоритетным направлениям, как из бюджета, так и внебюджетных фондов, то стратегией предусматривается оптимизация базового, программно-целевого и конкурсного финансирования, ориентированного на конечный результат.
В основе создания эффективной стратегии инновационного развития АПК лежит программноцелевой метод. Это позволит сконцентрировать в рамках программы фундаментальных исследований до 2025 г. имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции в инновационной сфере. Кроме того, планируется масштабное вовлечение в инновационный процесс реального бизнеса путем балансирования его интересов с общенациональными приоритетами. В связи с этим предусматривается инвентаризация имеющихся инновационных объектов интеллектуальной собственности в АПК и нематериальных активов, стоящих на балансе научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии, Минсельхоза России, высших учебных заведений, выделив при этом объекты инновационной интеллектуальной собственности с проверкой правильности их учета и мер по их поддержке. Вместе с тем особое внимание необходимо уделить созданию венчурного предпринимательства в инновационной сфере, что позволит привлечь значительные финансовые ресурсы в наиболее рискованный первичный этап инновационного процесса. Поэтому предполагается использовать хорошо себя зарекомендовавший за рубежом механизм венчурных инкубаторов [3].
Стратегическая форма индикативного планирования в АПК предполагает значительное расширение временного горизонта индикативных планов и максимальную их интеграцию с долгосрочной экономической политикой, обеспечение взаимодействия технологических укладов. Особенно актуальным этот вопрос стал в связи с разработкой и реализацией государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.
Исследование трудов видных отечественных и зарубежных ученых-аграрников показало, что применение форм индикативного планирования в агропромышленном комплексе явление не новое. Еще в конце ХХ века индикативное планирование в сельском хозяйстве России прошло через разные формы, которые соответствовали различным этапам государственного регулирования переходной экономики.
Значение индикативного планирования в разработке стратегии инновационного развития АПК в первую очередь связано с обеспечением долгосрочной конкурентоспособности. Это - целевая функция, которая обусловливает устойчивое положение объекта стратегического управления на рынке и отвечает принципу маркетингового подхода. Индикативное планирование направлено на формирование процесса производства конкурентоспособной аграрной продукции при условии оптимального использования и сочетания всех имеющихся ресурсов, в т. ч. и инновационного ресурса, что в свою очередь является залогом эффективного развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Понятие и практика индикативного, рекомендательного, рамочного планирования предполагает децентрализованное принятие решений, наличие степеней свободы на нижестоящих уровнях и процедур согласования планов между верхними и нижними уровнями. Данная форма предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей и носит преимущественно рекомендательный характер. Однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций и пр. для достижения поставленных целей.
В АПК в качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры аграрного рынка, эффективность экономики и внешнеэкономические связи [4, с. 97.]. Однако система индикаторов стратегии долгосрочного инновационного развития АПК в настоящее время методически не отработана и научное обоснование этой системы остается дискуссионной проблемой.
На базе индикативного планирования создается действенный механизм обеспечения
реализации целей и ориентиров инновационного развития АПК. Правительство воздействует в рамках индикативного планирования на инновационное развитие координацией и обеспечением информацией. При этом основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая, которая одновременно выступает и как мотивационная функция. Можно предположить, что практикой ведения мониторинга инновационного развития АПК будет выработано методическое обеспечение системы индикаторов стратегии долгосрочного инновационного развития АПК, поскольку критерии и конкретные показатели его проведения постоянно дополняются и совершенствуются, как научным сообществом, так и рейтинговыми агентствами и ведомственными структурами.
Вместе с тем стратегирование инновационного развития АПК осложняется тем, что в настоящее время в отечественной агроэкономической науке не сформирован единый методологический подход к оценке степени инновационности для конкретных мероприятий и проектов, хотя инновационная деятельность в нашей стране долгое время существует и развивается.
Существует серьезная проблема в обеспечении долгосрочного инновационного развития АПК
- его технико-технологическая отсталость. Вовлечение в оборот заброшенных в первые годы реформ земель идет крайне медленно из-за недостатка техники. Осложняет ситуацию и то, что большая часть работающих тракторов, комбайнов и других машин - образца 1980-1990-х годов. В стране, где можно обрабатывать 130 млн. га пашни, в 2009 году было произведено тракторов всех марок 7,7 тысячи штук и 6,8 тысячи штук зерноуборочных комбайнов, при этом далеко не современных по своему качеству. Вследствие этого возросла нагрузка на одну сельскохозяйственную машину: трактор - в 2 раза по сравнению с 1990 г. (до 198 га), зерноуборочный комбайн - в 1,7 (до 260 га), кукурузоуборочный комбайн - в 2,8 раза (до 220 га). Нагрузка на аналогичную машину за рубежом значительно ниже. Так, нагрузка на один трактор в США составляет 38 га. пашни, во Франции - 14, в Канаде - 63 га. Значительная часть машин и оборудования продолжает работать на полях и фермах, исчерпав амортизационный срок.
Количественные параметры обновления парка тракторов заложены в программе развития сельского хозяйства. Однако расчеты ученых не позволяют ожидать выполнения поставленной задачи в ближайшие 5 лет, поскольку выбытие тракторов в 2012 г. составит не менее 270 тыс. шт. и парк тракторов в этом случае сократится до 380 тыс. [5]. Для того чтобы парк тракторов достиг численности, соответствующей технологической потребности для производства 100 млн. т зерна и обработки 90 млн. га пашни, потребуется 820 тыс. тракторов при максимальном сроке их службы не более 13 лет. Одновременно необходимо решать проблему подготовки дополнительных кадров механизаторов в течение этого периода.
В пищевой и перерабатывающей промышленности переработка сельскохозяйственной продукции осуществляется на 24,3 тыс. предприятий, представляющих более 30 подотраслей, в том числе 4400 крупных и средних. При этом на многих предприятиях технический уровень низок. Механизация труда по отраслям пищевой промышленности составляет 40-60%, более 50% трудоемких операций выполняется вручную. Лишь 8% действующего оборудования работает в режиме автоматических линий. Во многом вследствие низкого технического уровня отечественных производств производительность труда на них в 2-3 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран.
В пользу государства, партнеров, посредников и прочих субъектов монопольного окружения АПК уходит до 80% созданного в аграрном секторе валового национального дохода. Как следствие, возникает угроза не только продовольственной, но и общей национальной безопасности страны.
В отраслевом плане центральной проблемой, на взгляд ученых и практиков, является повышение экономической эффективности, которой можно добиться за счет увеличения производства продукции из отечественного сырья, снижения её себестоимости и цены реализации для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. Всё это говорит в пользу совершенствования управления инновационными процессами для повышения эффективности работы субъектов хозяйственной деятельности в отраслях АПК.
Таким образом, современные методологические основы стратегии инновационного развития АПК определяют ее как согласованное видение различными участниками ее реализации на всех территориальных уровнях перспектив развития АПК, которое должно сопровождаться переходом от сложившегося хозяйственного уклада к развитию отраслей на современных инновационных продуктах, технологиях, технике на основе широкого использования инновационных возможностей. Основными группами инновационных проектов для АПК могут выступать селекционногенетические, производственно-технологические, организационно-управленческие и экономико-
социо-экологические инновации, комплексная реализация которых позволит обеспечить достижение целей стратегии инновационного развития. В системе программного развития АПК территорий стратегия инновационного развития определяет приоритеты в сфере экономического развития и рассматривает комплексные и целевые программы развития отраслей АПК в качестве механизмов реализации этих приоритетов.
This article discusses the methodological approaches of modem strategy of innovative development of agroindustrial complex, based on the concepts of sustainable development and the knowledge economy; marketing, project and program-target approaches; indicative planning; structuring strategic guidance and monitoring their achievement. The problem is accentuated in the innovative development of agroindustrial complex is its technical and technological backwardness.
The key words: agroindustrial complex, innovation, methodology, strategy, development.
Список литературы
1. Иванов В.А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2. С. 5059.
2. А. Сидоров. Стратегия инновационного развития АПК муниципального района. // По материалам сайта: http: //agro-inform.ru>2009/03/strategia.htm.
3. Экономический портал: «Агропромышленный комплекс-статьи-публикации»: http: // institutiones. com>agroindustrial .html.
4. Насибов Л.Г. Эволюция развития форм индикативного планирования в агропромышленном комплексе // Российское предпринимательство. 2008. № 12 Вып. 2 (125) С. 94-97.
5. Круглов В.Н. Управление инновационным развитием отрасли. Докторская диссертация. // По материалам сайта РГБ: http: //diss.rsl.ru>Фонд диссертаций.
Об авторе
Рулинская А. Г.- профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
дом.адрес г. Брянск. Пер. Горького, д.5, кв 25 эл.почта
телефон 8-920 602 58 80