СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Одним из ключевых положений Федерального Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» является принцип автономности высших учебных заведений, устанавливающий значительную самостоятельность последних в организации и ведении собственной образовательной, научной и финансовой деятельности. В практической плоскости это означает существенное изменение ответственности высших учебных заведений за результаты собственной деятельности. Дальнейшее развитие данного направления модернизации системы высшего профессионального образования получило в принятой Правительством РФ (2004 г.) Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Новое положение высших учебных заведений как самостоятельных хозяйствующих субъектов требует изменения концепции планирования и управления деятельностью вуза. Если ранее, при плановом бюджетном финансировании образовательного учреждения, планирование деятельности осуществлялось во многом «снизу вверх», т. е. от планов структурных подразделений (кафедр, факультетов и институтов) к плану высшего учебного заведения, то в новых условиях эффективность деятельности может быть достигнута только при планировании «сверху вниз»: от основных плановых показателей высшего учебного заведения к показателям и направлениям деятельности структурных подразделений.
Ключевым мероприятием в новой концепции планирования и управления высшим учебным заведением является стратегическое планирование как ядро стратегического менеджмента образовательного учреждения. Системное использование методов стратегического менеджмента до настоящего времени не отмечалось в практике российских выс-
ших учебных заведений. В связи с этим в системе российского высшего профессионального образования при финансовой поддержке Фонда Форда был реализован пилотный проект «Стратегическое планирование в практике российских университетов», исполнителем которого стал журнал «Университетское управление: практика и анализ». В качестве экспериментальных площадок были отобраны 5 высших учебных заведений различных регионов РФ: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Череповецкий государственный университет, Уральская государственная архитектурно-художественная академия, Югорский государственный университет, Мордовский государственный университет.
Организацию и проведение стратегического планирования развития Мордовского государственного университета осуществлял Инновационный образовательный центр университета при консультативной помощи экспертов проекта: Е. А. Князева (Национальный центр развития образования Министерства образования и науки РФ), А. К. Клюева (журнал «Университетское управление: практика и анализ»), Н. И. Зверева (Московский государственный университет), С. А. Степанова (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»), В. И. Майданик (Уральский государственный экономический университет), Д. Ю. Райчука (консалтинговая компания «СТО», г. Санкт-Петербург).
Проведение стратегического планирования развития университета — это не одномоментная процедура, совершаемая небольшой группой разработчиков. Напротив, разработка стратегического плана развития университета — достаточно сложный и многоэтапный процесс, в который вовлечено большое число участников — внутренних экспертов (в общей сложности около 100 ведущих ученых университета и специалистов в области управления). В целом процесс
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
стратегического планирования развития Мордовского государственного университета складывался из ряда одно-двух-дневных сессий с представительным участием внешних и внутренних экспертов и промежуточной аналитической и подготовительной работы.
Целью 1-й сессии стратегического планирования (9 сентября 2003 г.) являлась разработка миссии университета. Методом «мозгового штурма» в рамках демократической модели внутренними экспертами были созданы три базовых варианта миссии, которые через средства массовой информации были представлены для обсуждения в университетском сообществе. Подготовленный редакционным комитетом окончательный текст миссии был принят на конференции представителей коллектива университета.
Последующая работа была направлена на проведение диагностики организационной культуры университета с оценкой настоящего и желаемого состояний. Диагностика дифференцировалась по уровням управления (университетский и факультетский) и направлениям профессиональной деятельности (есте-ственно-научное, техническое и гуманитарное). Анализ полученных результатов позволил оценить вектор изменений организационной культуры университета.
2-я сессия стратегического планирования (17—18 февраля 2005 г.) была посвящена анализу состояния видов деятельности университета (8\¥ОТ-анализ), определению стратегических приоритетов и стратегических целей его развития на период 2006—2010 гг., мероприятий по их реализации. В результате проведенной работы были сформулированы предварительные материалы в виде 9 стратегических приоритетов развития университета, «древа» стратегических целей и конкретных мероприятий по их реализации.
Дальнейшая подготовительная работа включала в себя проведение системного анализа полученных материалов с целью структурного укрупнения и кор-
рекции стратегических приоритетов, выделение «пересекающихся» стратегических целей и мероприятий по их реализации, исследование динамики изменения показателей видов деятельности университета за период 2001—2004 гг., подготовку дополнительных аналитических материалов, отвечающих замечаниям внутренних и внешних экспертов.
Результаты выполненной подготовительной работы были вынесены на 3-ю сессию стратегического планирования (22 апреля 2005 г.), целью которой была корректировка стратегических приоритетов и стратегических целей развития университета и мероприятий по их реализации на период 2006—2010 гг. с учетом установленных временных границ и имеющихся и прогнозируемых ресурсов. Обсуждение представленных материалов методом «мозгового штурма» позволило подготовить базовый вариант в виде пяти стратегических приоритетов и стратегических целей развития университета.
Задачи 4-й сессии стратегического планирования (28—29 апреля 2005 г.) были достаточно многоплановыми. При их решении исходя из сформулированных стратегических приоритетов и стратегических целей развития университета была проведена разработка стратегических программ вуза и механизмов их реализации. На основе анализа «продуктового портфеля» структурных подразделений была осуществлена разработка стратегических приоритетов и стратегических целей развития факультетов (институтов), согласованных с общеуниверситетскими стратегиями.
В настоящее время через созданные на факультетах и в институтах рабочие группы проводятся уточнение, корректировка и редактирование разработанных на 4-й сессии материалов. Завершение данной работы позволит получить полный комплект базовых документов по стратегическому планированию развития Мордовского государственного университета на период 2006—2010 гг.
О. Б. ТОМИЛИН, директор Инновационного образовательного центра МГУ им. Н. П. Огарева, доцент,
И. М. ФАДЕЕВА, замдиректора Инновационного образовательного центра МГУ им. Н. П. Огарева, доцент