Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / стратегическое управление / кризис / антикризисное управление / диагностика кризиса / модели оценки банкротства / strategy / strategic management / crisis / crisis management / crisis diagnosis / bankruptcy assessment models

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Адаменко, А А. Суровнева, С К. Власенко

Успешные организации формируют стратегию на несколько лет вперед, чтобы достичь всех поставленных целей. В этой связи стратегическое управление становится одним из важнейших направлений управленческой деятельности хозяйствующих субъектов. Ключевым элементом стратегического управления выступает антикризисный менеджмент. В статье на основе рассмотренных разносторонних подходов раскрывается сущность диагностики кризисного состояния предприятия, под которым авторы понимают совокупность экономически обоснованных методов и приемов финансово-экономического анализа, которые при систематическом применении через определенные промежутки времени позволят своевременно выявить кризисное состояние организации и оценить потенциальные возможности функционирования и развития. Авторами сделан вывод о том, что антикризисное управление представляет систему особых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешними заинтересованными лицами в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC CRISIS MANAGEMENT IN MODERN ORGANIZATIONS

Successful organizations form a strategy for several years ahead in order to achieve all their goals. In this regard, strategic management becomes one of the most important areas of management activity of economic entities. The key element of strategic management is crisis management. The article reveals the essence of diagnostics of the crisis state of the enterprise on the basis of the considered versatile approaches, under which the authors understand a set of economically justified methods and techniques of financial and economic analysis, which, if systematically applied at certain intervals, will allow to timely identify the crisis state of the organization and assess the potential possibilities of functioning and development. The authors concluded that crisis management is a system of special relationships both within the organization and with external stakeholders in the long term. persons in the long term.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Современные проблемы управления Modern management problems

EDN: FJPFYH

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет Краснодар, Россия, [email protected],

A.A. Adamenko - doctor of economical sciences, professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.А. Суровнева - доцент кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],

А.А. Surovneva - associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;

С.К. Власенко - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

S.K. Vlasenko - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ STRATEGIC CRISIS MANAGEMENT IN MODERN ORGANIZATIONS

Аннотация. Успешные организации формируют стратегию на несколько лет вперед, чтобы достичь всех поставленных целей. В этой связи стратегическое управление становится одним из важнейших направлений управленческой деятельности хозяйствующих субъектов. Ключевым элементом стратегического управления выступает антикризисный менеджмент.

В статье на основе рассмотренных разносторонних подходов раскрывается сущность диагностики кризисного состояния предприятия, под которым авторы понимают совокупность экономически обоснованных методов и приемов финансово-экономического анализа, которые при систематическом применении через определенные промежутки времени позволят своевременно выявить кризисное состояние организации и оценить потенциальные возможности функционирования и развития.

Авторами сделан вывод о том, что антикризисное управление представляет систему особых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешними заинтересованными лицами в долгосрочной перспективе.

Abstract. Successful organizations form a strategy for several years ahead in order to achieve all their goals. In this regard, strategic management becomes one of the most important areas of management activity of economic entities. The key element of strategic management is crisis management.

The article reveals the essence of diagnostics of the crisis state of the enterprise on the basis of the considered versatile approaches, under which the authors understand a set of economically justified methods and techniques of financial and economic analysis, which, if systematically applied at certain intervals, will allow to timely identify the crisis state of the organization and assess the potential possibilities of functioning and development.

The authors concluded that crisis management is a system of special relationships both within the organization and with external stakeholders in the long term. persons in the long term.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, кризис, антикризисное управление, диагностика кризиса, модели оценки банкротства.

Keywords: strategy, strategic management, crisis, crisis management, crisis diagnosis, bankruptcy assessment models.

В условиях современной экономики возрастает роль менеджмента, в частности, его составляющих - кризисного менеджмента и менеджмента персонала, который предусматривает оптимальное сочетание методов авторитаризма и коллективизма. Также актуальным является исследование проблем формирования стратегии менеджмента в условиях кризиса и совершенствование механизмов антикризисного управления хозяйственными структурами. Указанные составляющие менеджмента требуют дальнейшей разработки на основе анализа концепций классического менеджмента в разрезе и под эволюционным влиянием внутрипроизводственных факторов. Этим концепциям, прежде всего, должны быть присущи рекомендации для выработки антикризисной политики с целью формирования стратегии функционирования предприятия в кризисных условиях.

Антикризисное управление представляет собой комплекс целенаправленных действий, направленных не в обеспечение выхода предприятия из кризиса, а на действия предупредительного характера, которые, смягчая действие негативных факторов, способствующих более гибкой адаптации предприятия к неблагоприятным условиям внешней среды и повышают эффективность положительной действия факторов внутренней среды.

Наиболее полно изучением проблемы антикризисного управления занимались И. Ансоффа, Р. Блейк, Ж. Вруума, Дж. К. Грейсона, Н. Дайхайма, А.Джаго, Е.Зайделя, Ж. Моутона, Д. Мак-Грегора, В. Крибеля, Т. Пе-терса, Д. Фреля, П. Хенсея, П. Дойля и др. Научно-методологические аспекты разработки антикризисной стратегии развития отечественных предприятий в условиях переходной экономики освещены в работах Э.М. Короткова, Г.А. Александрова, Г.П. Иванова, Балдина К.В., Баринова В.А., Жарковской, Е.П., Бродского Б.Е., Жданова В.В., Журлова А.М. и других.

Стратегический менеджмент представляет собой управление всеми ресурсами предприятия с целью решения всех поставленных задач. Основными элементами такого управления являются: постановка целей, анализ, стратегия, контроль [4].

На сегодняшний день есть разная терминология «стратегии». Рассмотрим наиболее известные из них (рисунок 1).

Анализируя рисунок 1 выделим, что стратегия представляет собой ряд действий организации, которые направлены именно на достижение поставленных целей и решение задач, что в итоге позволить предприятию остаться в конкурентной борьбе. Само стратегическое управление появилось в 20-х годах прошлого века и достаточно активно стало применяться компаниями, но термин появился только в 1965 году благодаря ученому И. Ансоффу, который и ввел данной понятие.

Рисунок 1 - Интерпретация термина «стратегия»

Стратегия - это фундамент для того, чтобы сформировать стратегические решения, которые приводят к совершенно новым темпов производства, а также объемов производимой продукции [7].

Стратегическое управление как понятие определяется в следующем контексте (рисунок 2).

-стратегическое управление - это процесс управления с нелью осуществления миссии предприятия посредством управления взаимодействием предприятия с его окружением

-стратегическое управление - это набор решении и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей предприятия (Дж. Пирс, Г. Робертсон)

-стратегическое управление - управление по планам, а стратегический менеджмент -управление по результатам (П. Друкер)

Рисунок 2 - Сущность стратегического управления

Стратегическое управление включает в себя разработку целей и миссии, а для этого необходимо проводить анализ внешней и внутреннее среди внутри самой компании и на рынке в целом. Отсюда, стратегическое управление - это долгий процесс управления компании, который направлен на разработку определенной стратегии, а основная роль заключается в реализации миссии организации [3]. Следует выделить, что стратегическое управление компании принято осуществлять в определенной последовательности.

Первый этап - определении миссии предприятия.

Второй этап - видение, а именно будущая картина предприятия.

Третий этап - определение целей и ценностей.

Четвертый этап - анализ внешней среды.

Пятый этап - формирование стратегии.

Шестой этап - реализации стратегии.

Стратегическое управление организацией представляет собой ряд мероприятий, которые направлены на увеличение масштабов компании, рост прибыли, а также привлечение новых клиентов. При этом стратегия -это инструмент управления, так как она направлена на обеспечение сотрудникам безопасности в будущем компании. Именно поэтому важно донести разработанную стратегию для всех сотрудников организации.

Кризис в компании - это ситуация, терпимость к которой приводит к краху компании. Неспособность реализовать основные функции и цели обычно очевидна: относительное увеличение затрат, сокращение числа новых предприятий или слишком большой долг. Анализируя феномен кризиса, менеджеры могут выделить три основные фазы: потенциальный, скрытый и явный кризис [2].

Первая фаза применима ко всем предприятиям, ее трудно увидеть, степень опасности можно оценить с помощью систем раннего предупреждения. Скрытая фаза, несмотря на свое название, вполне очевидна для тех, кто внимательно следит за компанией. Последняя фаза кризиса предполагает полную дезорганизацию компании, хаос и некомпетентность в принятии решений.

Концепция антикризисного управления включает: анализ и исследование кризисной ситуации, который требует изучения макро-, мезо- и микроокружения; целевой анализ функционирования предприятия по выявлению проблем; разработка рекомендаций для разрешения противоречий и преодоления кризисного состояния.

По нашему мнению, при раскрытии сущности и задач диагностики кризиса должны быть учтены следующие факторы:

- фактор времени как наиболее определяющий в процессе диагностики;

- нецелесообразное отождествление диагностики кризисного состояния предприятия с финансовым анализом, который является лишь одним из инструментов диагностики и не позволяет проанализировать все стороны деятельности предприятия и, как следствие, получить достоверные и объективные результаты;

- разногласия по выделению ключевых вопросов в определении.

По причине несовершенной нормативной базы, а также низкого качества информативности построение многофакторных моделей для России остается весомой проблемой. По этой причине большинство факторов остаются неучтенными (рисунок 3).

Рисунок 3 - Сравнительная характеристика моделей определения вероятности наступления банкротства предприятия

Кроме того, модели, построенные на основе дискриминантного метода по статистическим данным предприятий конкретной страны, могут быть использованы только в пределах конкретного региона [6]. Эти модели можно будет использовать как подход к построению отечественной системы оценки вероятности банкротства, но необходимо учитывать особенности макро-, мезо-и микросреды.

Выбор методов и моделей диагностики кризисного состояния предприятий должен основываться на целях и субъектах, объектах анализа, особенностях деятельности и потенциальных возможностях предприятия к избеганию (снижение риска наступления) кризисной ситуации [9].

Анализ применяемых современных моделей диагностики кризиса и управления кризисными явлениями требует применения на практике следующих подходов:

- возможность объективной оценки финансового состояния предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования;

- наличие базы данных как отдельных субъектов хозяйствования, так и на мезо-, макроуровне;

- четкое определение целей субъектов и объектов анализа с учетом особенностей предприятий и условий их функционирования.

Отсюда, понятие «кризис предприятия» охватывает совершенно разные феномены в жизненном цикле предприятия. В практической деятельности с кризисом идентифицируют угрозу неплатежеспособности и банкротства компании [1]. Принципы антикризисного управления представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Принципы антикризисного управления

Важное условие максимально эффективного функционирования рыночного механизма - устранить с рынка предприятий - банкротов, но предотвратить банкротство является более важной задачей [8].

Антикризисное управление является более широким понятием и включает, кроме соответствующего механизма, следующие элементы:

- цель антикризисного управления;

- объект и субъект антикризисного управления;

- основные задачи управления, которые целесообразно рассматривать на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях;

- стратегии управления: наступательная, оборонительная, имитационная;

- цели управления: экономические, финансовые, структурные, управленческие, производственные, технико-технологические, социальные;

- функции антикризисного управления;

- принципы антикризисного управления;

- методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические, мегамотивация исполнителей;

- критерии оценки результатов.

Антикризисной политике характерно использование специфического управленческого инструментария, т.е. средств и приемов управленческого воздействия.

Антикризисное управление начинается с определения признаков кризисной ситуации [10]. К таким признакам может принадлежать: усиление авторитарного стиля управления, ослабление работы менеджмента предприятия, отток специалистов высокой квалификации, усиление конфликтности в организации и т.п. Эти признаки кризисной ситуации не могут быть выражены количественно (рассчитаны), но именно благодаря своевременному реагированию на них можно избежать развертывания проблем. Ведь чем раньше диагностировано предкризисное (кризисное) состояние предприятия, тем легче реализуется процедура вывода его из этого состояния.

Чем сильнее будет влияние факторов, тем соответствие возможностям выхода предприятия из кризиса будет более приближено к закономерности, представленной в таблице 1.

Таблица 1 - Факторы, способствующие кризису и характер их влияния на предприятие

Факторы влияния | Признак фактора | Характер влияния фактора на предприятие

Факторы внешнего воздействия

Негативные тенденции в области Насыщенность рынков. Падение спроса. Снижение рентабельности. Монополизация рынков. Протекционизм. Проявления недобросовестной конкуренции. Уменьшение доли рынка. Уменьшение выручки. Падение рентабельности. Снижение экспортной выручки. Обострение конкуренции.

Заинтересованность акционеров в банкротстве Заключение договоров с заведомо невыгодными для предприятия условиями. Умышленное невыполнение обязательств. Изменение состава наблюдательного совета. Рост кредиторской задолженности. Уменьшение активов. Изменение организационной структуры. Увольнение работников. Частное размещение акций.

Заинтересованность кредиторов в банкротстве Выкуп внешних обязательств предприятия. Выкуп акций. Рост кредиторской задолженности. Процедура банкротства Изменение структуры пассивов. Смена собственников.

Превышение расходов над ценой реализации Рост убытков. Уменьшение расходов на оплату труда. Потеря рыночного контроля. Неэффективная деятельность. Рост кредиторской задолженности.

Несоответствие стратегии требованиям рынка Отсутствие изменений в товарной и географической структуре реализации. Отсутствие продуктовых и технологических инноваций. Уменьшение объемов реализации. Отсутствие тенденций роста выручки. Потеря рыночных позиций. Снижение рыночной стоимости предприятия.

Кризис в связанных отраслях Подорожание продукции. Ограниченный доступ к сырьевым и материальным ресурсам. Обострение конкуренции на рынках связанных отраслей. Уменьшение активов. Рост стоимости сырья. Уменьшение оборотных средств. Увеличения срока оборачиваемости активов. Уменьшение уровня кредиторской задолженности. Изменение структуры пассивов.

Факторы внутреннего воздействия

Внутренние конфликты Увеличенный объем делегирования полномочий. Ухудшение микроклимата в коллективе.

Неудачно выбранная стратегия Снижение показателей эффективности. Ухудшение экономических и финансовых показателей.

Неэффективная реализация инвестиционных проектов Рентабельность инвестиционного проекта ниже чем рентабельность предприятия. Общее уменьшение рентабельности деятельности предприятия. Уменьшение чистой прибыли и выплат акционерам.

Несогласованности позиции менеджмента и собственников Увеличение срока исполнения управленческих решений. Нежелание принимать на себя ответственность. Неэффективность управленческих действий. Потеря рыночных позиций. Увольнение персонала. Перепродажа активов.

Стоит отметить, что ухудшение финансового состояния, уменьшение выручки от реализации, снижение доходности - это уже проявление кризиса, свидетельство его развертывания, а не признаки кризисной ситуации, поскольку денежные потоки на кризисную ситуацию реагируют с опозданием.

Набор признаков кризиса на предприятии является индивидуальным и проявляется в несколько этапов в зависимости от причины, побудивших его возникновение. Опираясь на теоретические подходы к антикризисному управлению, сущность которых заключается в выделении психологической, социально-политической и структурно-технологической признаков кризиса, и принимая во внимание факт наличия запоздалой реакции финансовых потоков на процессы, которые происходят, развитие кризисной ситуации на предприятии проходит

несколько последовательных этапов, на каждом из которых возможна разработка антикризисных мероприятий с помощью инструментов антикризисного менеджмента [9].

В зависимости от действий менеджмента и эффективности разработки и реализации антикризисных мер происходит углубление кризиса или оздоровление предприятия - выход из кризисного состояния [5]. Каждый этап прохождения кризиса имеет присущие только ему признаки проявления кризисной ситуации на предприятии, которые позволяют идентифицировать этот этап. Стадии кризиса и признаки их проявления представлены таблице 2.

Таблица 2 - Стадии кризиса и признаки их проявления

Стадии кризиса Признаки проявления кризиса

Признаки кризиса Количественные признаки отсутствуют. Повышенная конфликтность. Усиление авторитаризма. Избегания ответственности. Усложненная процедура прохождения управленческих решений.

Стадия проявления кризиса Снижение объема реализации (в натуральных показателях). Долгий срок исполнения полномочий. Изменения в последовательности операций и времени исполнения полномочий.

Стадия проявления финансовой реакции на кризис Уменьшение выручки от реализации. Ухудшение показателей доходности (продукции, производства, активов, капитала). Замедление сроков обращения активов. Изменение структуры пассивов и активов. Уменьшение суммы рабочего капитала.

Стадия развертывания (углубления) кризиса Ухудшение показателей оборачиваемости активов. Катастрофический рост внешней кредиторской задолженности. Рост текучести кадров. Уменьшение доли рынка. Отсутствие стратегических решений. Ручное управление. Ориентация на оперативное планирование.

Реакция предприятия на кризис Углубление кризиса (банкротство) Обострение проблем. Ухудшение всех финансовых показателей деятельности предприятия. Объявления процедуры банкротства.

Оздоровление Положительная тенденция изменения экономических и финансовых показателей.

Чем меньше причин, вызвавших кризис на предприятии, и чем меньше сила их влияния на предприятие, тем быстрее будет период выхода его из кризиса и тем более эффективным будет политика антикризисного управления.

За внешним проявлением кризиса может быть скрыта причина, которую не всегда легко распознать и диагностировать. Диагностирование кризисного состояния и выявление причин кризиса считается более сложной задачей, чем выявление признаков кризиса. Знание причины кризиса позволяет разработать эффективные меры выхода предприятия из кризиса [11]. Главной причиной кризиса на предприятии может быть неадекватная условиям рынка стратегия развития предприятия. Особенно это характерно при:

- диверсификации деятельности предприятий;

- приобретении непрофильных активов и вложении средств в крупные инновационные проекты;

- действиях, связанных со слияниями и поглощениями;

- разделении предприятия (выделении отдельных структурных подразделений в самостоятельные единицы бизнеса);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализации других проектов реструктуризации.

Стратегии внешнего роста могут не дать ожидаемого результата и вызвать быстрое падение объемов реализации и прибыльности в случае, когда предприятие приобрело непрофильные активы, и, не имея опыта ведения бизнеса в этой сфере, не получило ожидаемого эффекта, потеряло финансовую устойчивость, имеет высокий коэффициент финансовой зависимости.

По нашему мнению, антикризисное управление представляет собой комплекс целенаправленных действий, направленных не в обеспечение выхода предприятия из кризиса, а на действия предупредительного характера, которые, смягчая действие негативных факторов, способствующих более гибкой адаптации предприятия к неблагоприятным условиям внешней среды и повышают эффективность положительной действия факторов внутренней среды. Часто отмечают, что антикризисное управление представляет систему особых взаимоотношений внутри предприятия и с внешними заинтересованными лицами. Составляющими успеха любого антикризисного управления выступают: разработана стратегия (ее качество с позиции реалистичности и достижимости), финансовое обеспечение реализации антикризисной стратегии, усиление выполнения управленческих функций и ответственности менеджмента.

Таким образом, антикризисное управление представляет систему особых взаимоотношений как внутри предприятия, так и с внешними заинтересованными лицами. Составляющими успеха любого антикризисного управления являются: стратегия, наличие денежных средств для реализации антикризисных мер, четко отлаженный контроль за реализацией разработанных и принятых к исполнению мероприятий.

Специфика менеджмента в условиях кризиса заключается в необходимости использования методов и подходов в управлении, которые отличаются от осуществления таких действий в нормальных условиях. Антикризисное управление требует от менеджеров действий, которые имеют повышенный риск, что недопустим в работе в обычном режиме. Состав и набор таких действий зависит от конкретных причин и допущенных просчетов и ошибок в действиях руководителей, которые привели к финансовым затруднениям, изменений, которые вызвали проблемы во взаимодействии с внешней средой, и возможности адаптации предприятия к новым требованиям рынка, потребителей, действиям конкурентов.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Методология стратегического управления изменениями в контексте современных вызовов и возможностей экономики / И.Л. Авдеева // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 1. С. 186-200.

2. Авдеева И.Л. Необходимость изменений для обеспечения устойчивого развития организации в условиях современных вызовов и

турбулентности окружающей среды / И.Л. Авдеева, Н.В. Захаркина, Л.В. Парахина // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44 (6). С. 394-399.

3. Авдеева И.Л. Стратегические аспекты управления изменениями в интегрированных образованиях / И.Л. Авдеева // В сборнике: Инновационное развитие АПК: Экономические проблемы и перспективы. Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ. 2020. С. 69-74.

4. Авдеева И.Л. Стратегический менеджмент: аналитические методы его осуществления / И.Л. Авдеева, А.А. Суровнева. Учебно-методическое пособие / Орел, 2022.

5. Адаменко А.А. Особенности осуществления деятельности и управления на предприятии / А.А. Адаменко, А.Ф. Инюкин, Д.В. Петров // Вестник Академии знаний. 2021. № 42 (1). С. 10-14.

6. Гараев О.Р. Концепция стратегического управления в деятельности экономических систем различного уровня / О.Р. Гараев, И.Л. Авдеева // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 53-58.

7. Головина Т.А. Концепция стратегического управления экономическими системами / Т.А. Головина, Е.Л. Тиханов // В сборнике: Стратегическое управление развитием социально-экономических систем: теория, практика. материалы всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2020. С. 20-24.

8. Головина Т.А. Превентивное стратегическое управление экономическими системами в условиях кризиса / Т.А. Головина, И.Л Авдеева // Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 4 (2). С. 24-28.

9. Калижников Ю.А. Современная модель разработки антикризисной стратегии компании / Ю.А. Калижников, М.С. Иванова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 7 (101). С. 90-92.

10. Лукашова М.А. Особенности формирования антикризисной стратегии предприятий в условиях нестабильной внешней среды / М.А. Лукашова // Торговля и рынок. 2021. № 3 (59). С. 308-314.

11. Мороз С.В. Антикризисное управление изменениями в деятельности российских авиакомпаний / С.В. Мороз, Т.А. Головина // Индустриальная экономика. 2024. № 1. С. 96-103.

EDN: NAWJRI

А.Ю. Анисимов - кэ.н, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

AYu. Anisimov - Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Deputy Director for Educational and Methodological Work of the Faculty of Information Technologies, Assistant Professor of the Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. Professor V. V. Dick, Synergy University, Moscow, Russia;

А.Н. Алексахин - кпед.н, доцент, зав. кафедрой Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

A.N. Aleksakhin - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head. Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. professor V.V. Dika, Synergy University, Moscow, Russia;

С.А. Алексахина - старший преподаватель, кафедра Цифровой экономики, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

S.A. Aleksakhina - Senior Lecturer, Department of Digital Economy, Synergy University, Moscow, Russia.

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТАРТАПОВ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STARTUPS IN THE FIELD OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация. В новых экономических реалиях именно студенческая молодежь становится драйвером развития национальной экономики, так как является наиболее активной часть общества. Для саморазвития и реализации собственных бизнес-идей в России создаются все необходимые условия в виде государственной поддержи. В данной статье авторы выделяют основные компоненты стартапа как понятия, относительно нового для российской экономики; приводят примеры успешных российских стартапов, ставших известными компаниями. В исследовании авторы провели оценку достигнутые результаты федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» к началу 2024 года. На основе данных из открытых источников проведен анализ универитетских стартапов по направлению «цифровые технологий» и по принадлежности к вузам, а также рассмотрены региональные программы по поддержке университетских стартапов, которые ориентированы на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Авторами статьи обозначены перспективы дальнейшего развития университетских стартапов в России.

Abstract. In the new economic realities, it is the student youth who becomes the driver of the development of the national economy, since they are the most active part of society. All necessary conditions in the form of state support are being created in Russia for self-development and implementation of their own business ideas. In this article, the authors identify the main components of a startup as a concept relatively new to the Russian economy; they give examples of successful Russian startups that have managed well-known companies. In the study, the authors assessed the achieved results of the federal project "University Technology Entrepreneurship Platform" by the beginning of 2024. Based on data from open sources, an analysis of university startups in the field of digital technologies and university affiliation was carried out, as well as regional programs to support university startups that are focused on involving young people in entrepreneurial activities. The authors of the article outline the prospects for further development of university startups in Russia.

Ключевые слова: университетский стартап; цифровые технологии; студенческая молодежь; вуз, государственная поддержка.

Keywords: university startup; digital technologies; student youth; university, government support.

Введение

В условиях современного мира перед обществом (преимущественно у молодежи) открывается всё больше новых возможностей для реализации своих проектов. Ещё недавно было непонятно: каким образом начать свой бизнес, где найти средства для реализации проекта, где найти единомышленников и ещё множество других вопросов [3]. Благодаря этим вопросам и потребности у общества была разработана схема, система стартапов. После появления стартапов стало проще начать свой бизнес, так как они нацелены на открытие своего дела в условиях ограниченности ресурсов, в частности денежных, потому что, как правило, бюджет начинающего предпринимателя ограничен. Всё больше людей прибегают к стартапам, так как эта сфера динамично развивается и является очень удобной [1]. Появление стартапов было обусловлено рядом различных предпосылок. Например, большое количество новых, оригинальных идей и желание их реализовать у отдельных представителей населения, а также развитие инноваций, интернет-технологий ведения бизнеса, снижение порога вхождения на рынок для предпринимателя [9]. Не менее важная причина заключается в появлении новых и доступных ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.