Региональная экономика
УДК 332.142.2 САВЕЛЕНКО ВЯЧЕСЛАВ МИХАИЛОВИЧ
д.соц.н, профессор, старший научный сотрудник, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова (КВВАУЛ),
e-mail: [email protected]
КОЛОМЫЦ ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
к.соц.н., доцент, доцент кафедры «Отраслевой и проектный менеджмент», Кубанский государственный технологический университет,
e-mail: [email protected]
DOI 10.26726/1812-7096-2019-2-75-80 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Аннотация. В статье определена сущность и роль малого и среднего предпринимательства в развитии как региона, так и страны в целом; внесены предложения в области поддержки малого и среднего бизнеса, которые будут способствовать формированию институциональных и экономических условий, необходимых для планомерного развития субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае и превращению его в ключевой сегмент региональной экономики.
Ключевые слова: интенсивное развитие, малый и средний бизнес, предпринимательство, региональная экономика, государственная поддержка.
SA VELENKO VYACHESLA V MIKHAILOVICH
D. social.n, Professor, senior researcher, Krasnodar higher military aviation school of pilots. A. K. Serov (KWAME),
e-mail: [email protected]
KOLOMYTS OKSANA NIKOLAEVNA
K. Sots.associate Professor, associate Professor of the Department "Industry and project management», Kuban state technological University,
e-mail: [email protected]
STRATEGIC PRIORITIES AND MAIN DIRECTIONS OF THE REGIONAL ECONOMIC POLICY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS OF KRASNODAR REGION
Abstract. The article defines the nature and role of small and medium-sized entrepreneurship in the development of both the region and the country overall; proposes specific recommendations on the assistance to small and medium-sized businesses, that would contribute to the building of institutional settings and economic environment required for the planned growth and development of small and medium-sized businesses in the Krasnodar region and the transformation of thereof into a key sector of the regional economy.
Keywords: Intensive development, small and medium-sized business, entrepreneurship, regional economy, state support.
В условиях модернизации российской экономики и постоянно возрастающей конкуренции на рынках одним из ключевых направлений является интенсивное развитие малого и среднего бизнеса, переход которого на качественно новый уровень развития невозможен без эффективной государственной политики в данной сфере.
В современной научной литературе последовательно утверждаются концептуальные представления о сущности малого и среднего предпринимательства. При этом важен не поиск аргументов в пользу той или иной точки зрения, а установление их единства, с учетом которого развитие теории и практики малого и среднего предпринимательства будет более эффективным.
Рассматривая проблематику масштабирования малого и среднего бизнеса, Потаев В.С., Буров В.Ю., Алисов А.Н. и Грищенко С.Е. обосновали, что малое и среднее предпринимательство в современных российских условиях выступает как субъект инновационной деятельности, приоритетной целью которого является удовлетворение спроса на определенный товар (услугу) и получение прибыли.
По мнению Лановой О. Г., Хамидуллиной Ф.Ф., Ореховского П., Лапуста М.Г. и Широни-на В., малый и средний бизнес с экономической точки зрения - это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов.
Английский экономист Ф. Кларк и Л.Ю. Филобокова в своих работах обосновывают сущность и роль малого и среднего бизнеса через призму удовлетворения людей от нематериальных факторов (независимость, творческий характер работы, образ жизни), которые нельзя измерить в цифрах, направленное на эффективное достижение цели деятельности путем выработки этого воздействия и обеспечения его реализации.
Синтезируя зарубежный опыт, а также российскую теорию и практику, малый и средний бизнес - один из значимых сегментов рыночной экономики России, определяющий ее открытость и уровень демократизации государства. Небольшие размеры малых и средних предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции.
Экономическое свойство малого и среднего предпринимательства - их интегрирующая роль в рыночной экономической системе. Средние по размерам фирмы экономически эффективны в основном тогда, когда используют «нишевую» стратегию, а крупные компании - когда массово выпускается однотипная продукция. В единое целое связывают экономику именно мелкие и средние компании, поскольку стремятся использовать любую возможность для бизнеса, позволяя тем самым крупным компаниям уйти из тех сфер, где крупные размеры снижают эффективность производства или вообще экономически нецелесообразны.
Любой малый и средний бизнес для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах в виде заемного или собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис.).
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса направлена на снижение рискованности малого и среднего предпринимательства. Ресурсная необеспеченность заставляет государство его поддерживать по следующим основным направлениям:
- финансовая поддержка;
- материально-техническая поддержка;
- консультативная и информационная поддержка;
- создание рыночной инфраструктуры [3].
Стабильность, экономический рост региона и страны в целом возможны только в условиях конструктивного диалога. Со стороны государства огромные усилия направлены на то, чтобы обеспечить открытые коммуникации с бизнесом: выставки, конференции, круглые столы. Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется уже не первый год путем реализации как федеральных, так и региональных программ.
Субсидии малому и среднему предпринимательству могут быть самыми разными:
- покупка либо оформление в аренду необходимого помещения;
- получение нужного оборудования либо же товара для дальнейшей реализации;
- получение нематериальных активов [1].
Источники финансирования
Внешние
Бюджетные средства
I
Целевые банковские кредиты
Т
Средства от эмиссии акций
Т
Лизинг, франчайзинг
Т
Венчурный капитал
Т
Средства внебюджетных некоммерческих фондов
Внутренние
I
Прибыль
I
Амортизационные отчисления
I
Денежные накопления и сбережения
Неформальный рынок ссудных капиталов
Источники финансирования малого и среднего бизнеса
Указом президента РФ была поставлена задача увеличить численность занятых в стране в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек; к 2025 г. доля малого и среднего бизнеса в России должна составить 40 процентов.
В Краснодарском крае, являющимся одним из лидеров среди регионов России по развитию малого и среднего предпринимательства, предпринимательство обеспечивает около 40 процентов краевого оборота. В соответствии с действующей стратегией развития региона этот показатель через 12 лет достигнет 50 процентов.
В настоящий момент региональные органы власти стремятся создать максимально благоприятную среду для ведения бизнеса [5]. По признанию ведущих рейтинговых агентств, инвестиционное законодательство Кубани считается одним из прогрессивных в РФ, постоянно совершенствующееся с учетом передового мирового и российского опыта.
Анализ состояния сектора малого и среднего бизнеса экономики Кубани показывает положительную динамику его развития (табл. 1).
Таблица 1
Анализ динамики основных показателей развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края
Показатели Годы Прирост, %
2016 2017 2018
Количество субъектов малого и среднего бизнеса, ед. 323534 326840 327494 1,2
Цепные темпы роста, % 100,0 101,0 100,2 0,2
Средняя численность работников малого и среднего бизнеса, чел. 553827 556540 557722 0,7
Цепные темпы роста, % 100,0 100,5 100,2 0,2
Выручка организаций малого и среднего бизнеса, млн руб. 2004385,4 2089339,9 2189498,6 9,2
Цепные темпы роста, % 100,0 104,2 104,8 4,8
Как видно из приведенных данных, прирост количества организаций в 2018 г. составил 1,2%.
Динамика среднесписочной численности работников малого и среднего бизнеса также увеличивается в динамике. Так, в 2018 г. среднесписочная численность работников исследуемого сегмента экономики составила 557,7 тыс. чел. и увеличилась в сравнении с 2016 г. на 39 тыс. чел. или на 0,7%.
В 2019 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства планируется увеличить до 759,5 тыс. чел., а к 2024 г. - до 800 тыс. чел.
Малый и средний бизнес Краснодарского края активно развивается, в нем занято свыше 855 тыс. чел. населения региона. Наибольшая доля сосредоточена в торговле и ремонте, промышленности, а также строительстве. Благодаря развитию предпринимательства и вовлечению в этот сектор большого количества населения, на Кубани удалось снизить безработицу до 1%.
Усилия региональных органов власти направлены на решение трех ключевых задач в сфере предпринимательства:
- создание положительного образа предпринимателя;
- выявление людей, склонных к ведению бизнеса;
- их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность [4].
Эти задачи планируется решать с помощью действующих региональных и федеральных форм поддержки.
Одним из способов реализации стал Фонд развития промышленности Краснодарского края. О необходимости повысить доступность финансирования для промышленных компаний заявил президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета. В соответствии с поручением была создана унитарная некоммерческая организация «Фонд развития промышленности Краснодарского края», официально зарегистрированная в Минюсте России 1 марта 2018 г. Ее капитализация в 2018 г. составила 500 млн руб.
По аналогии с федеральным фондом региональная структура будет предоставлять кредиты по ставкам ниже рыночных перспективным проектам, отобранным в результате конкурса. Фонд предлагает льготные условия финансирования в сфере промышленности путем предоставления целевых займов, стимулируя приток инвестиций в экономику.
Также в фонде по программе «Повышение производительности труда и поддержки занятости в Краснодарском крае» создан Центр компетенций в сфере производительности труда, цель которого - организационное и методическое обеспечение разработки программ повышения производительности труда на предприятиях - участниках приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Краснодарском крае» на 2018-2025 гг.
Фонд не только оказывает поддержку крупным производствам, но и реализовывает проекты небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Модель предполагает предоставление совместных займов на реализацию проектов производственного бизнеса из федерального ФРП до 70 процентов и регионального фонда - до 30 процентов.
К основным статьям расходов средств, выделяемых фондом, относятся:
- приобретение оборудования;
- модернизация и (или) создание нового производства;
- различные общехозяйственные расходы по проекту за исключением строительно-монтажных работ.
Необходимо также отметить наличие в крае Фонда микрофинансирования Краснодарского края, который предоставляет микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день фондом выдано 1766 микрозаймов на общую сумму более двух миллиардов рублей.
Фондом регулярно разрабатываются программы, направленные на поддержку бизнеса. Всего в 2018 г. краевым фондом микрофинансирования выдано около 609 млн руб., что превышает показатели 2017 г.
Благодаря показателям проект Краснодарского края по развитию малого и среднего бизнеса включен в пятерку лучших среди субъектов РФ. Также в 2018 г. Кубань поднялась на одну
строчку в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и теперь занимает шестое место.
Основные показатели малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае в отраслевом разрезе представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае в отраслевом разрезе
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - всего, ед. В том числе по разделам видов экономической деятельности: 323534 326840 327494
Добыча полезных ископаемых, ед. 338 364 371
Обрабатывающие производства, ед. 15947 16140 16205
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, ед. 411 423 425
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, ед. 733 740 742
Строительство, ед. 21099 21288 21314
Торговля оптовая и розничная, ед. 110192 111046 111189
Транспортировка и хранение, ед. 25787 26064 26129
Деятельность в области информации и связи, ед. 4643 4818 4837
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, ед. 15425 15679 15710
Прочие виды экономической деятельности, ед. 128959 130278 130572
Численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета средней численности внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) - всего, ед. В том числе по видам экономической деятельности: 553827 556540 557722
Добыча полезных ископаемых, чел. 3760 3807 3829
Обрабатывающие производства, чел. 80124 80596 80740
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, чел. 3327 3357 3372
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, чел. 5086 5118 5132
Строительство, чел. 55447 55661 55907
Торговля оптовая и розничная, чел. 183047 183808 184133
Транспортировка и хранение, чел. 35108 35323 35386
Деятельность в области информации и связи, чел. 1953 2066 2086
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, чел. 73797 74199 74313
Прочие виды экономической деятельности, чел. 112178 112605 112824
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства - всего, млн руб. В том числе по разделам видов экономической деятельности: 2004385,4 2089339,9 2189498,6
Добыча полезных ископаемых, млн руб. 10183,9 10838,9 11358,8
Обрабатывающие производства, млн руб. 176021,7 183203,7 191991,8
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, млн руб. 6109,9 6374,7 6680,5
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, млн руб. 10917,1 11361,8 11906,8
Строительство, млн руб. 126566,5 131917,8 138183,5
Торговля оптовая и розничная, млн руб. 1165386,8 1214920,2 1273198,7
Транспортировка и хранение, млн руб. 92287,0 96106,5 100714,4
Деятельность в области информации и связи, млн руб. 3923,9 4477,8 4692,6
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, млн руб. 164720,9 171471,2 179696,2
Прочие виды экономической деятельности, млн руб. 248267,5 258667,4 271075,4
В 2018 г. наблюдается прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 654 единиц или на 0,2%, на 1182 человека (0,2%) увеличилось количество занятых в данном секторе экономики.
Необходимо отметить интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг, обрабатывающем производстве и строительстве.
Весомый вклад в развитие предпринимательства на Кубани должно внести создание института бизнес-омбудсменов. Отметим, что в России он функционирует уже больше года. Недавно в крае был принят закон о создании аналогичной структуры на региональном уровне.
Комплексное решение задач развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае позволит обеспечить согласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации решений, тем самым обеспечив эффективность использования средств и требуемый результат [2].
Подводя итог проведенного исследования, отметим, что для многих экономически развитых стран одним из основных стратегически важных элементов национальной экономики выступает сектор малого и среднего предпринимательства, что обусловливает необходимость эффективно функционирующей системы его государственной поддержки.
Реализация предложенных рекомендаций в области поддержки малого и среднего предпринимательства, по нашему мнению, будет способствовать формированию институциональных и экономических условий, необходимых для планомерного развития субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае и превращению его в ключевой сегмент региональной экономики.
Литература
1. Zaharova, E., Prohorova, V. Modeling of sustainable development of the region on the basis of cognitive analysis //Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 7. С. 362-370.
2. Захарова, Е. Н., Прохорова, В. В., Ткаченко, В. А. Инновационная парадигма развития современного предпринимательства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 3 (150). С. 303-310.
3. Коломыц, О. Н., Черникова, В. Е., Фарамазян, Л. Г. Создание региональных предпринимательских экосистем на базе ресурсного потенциала сферы малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 26. № 4-1. С. 120-126.
4. Прохорова, В. В. Экономика знаний как стратегический «ресурс» интенсификации развития территориальной экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40). С. 142146.
5. Фарамазян, Л. Г., Коломыц, О. Н. Развитие предпринимательства и устойчивость региональной экономики в контексте формирования предпринимательских экосистем // Реформирование региональной экономической модели : цели, вызовы, возможности. 2017. С. 201-204.
References:
1. Zaharova, E., Prohorova, V. Modeling of sustainable development of the region on the basis of cognitive analysis //Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No. 7. P. 362-370.
2. Zakharova, E. N., Prokhorova, V. V., Tkachenko, V. A. Innovative paradigm of modern entrepreneurship development //Bulletin of Adyghe state University. Series 5: Economics. 2014. № 3 (150). P. 303-310.
3. Kolomyts, O. N., Chernikova, V. E., Faramazyan, L. G. Creation of regional entrepreneurial ecosystems based on the resource potential of small and medium-sized businesses // Economics and management of management systems. 2017. Vol. 26. No. 4-1. P. 120-126.
4. Prokhorova, V. V. knowledge Economy as a strategic "esource"of intensification of development of the territorial economic system. Economics and entrepreneurship. 2013. No. 11-2 (40). P. 142-146.
5. Faramazyan, L. G., Kolomyts, O. N. Development of entrepreneurship and sustainability of the regional economy in the context of the formation of entrepreneurial ecosystems // Reforming the regional economic model: goals, challenges, opportunities. 2017. S. 201-204.