Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты и основные направления региональной экономической политики в контексте развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края'

Стратегические приоритеты и основные направления региональной экономической политики в контексте развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INTENSIVE DEVELOPMENT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савеленко Вячеслав Михаилович, Коломыц Оксана Николаевна

В статье определена сущность и роль малого и среднего предпринимательства в развитии как региона, так и страны в целом; внесены предложения в области поддержки малого и среднего бизнеса, которые будут способствовать формированию институциональных и экономических условий, необходимых для планомерного развития субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае и превращению его в ключевой сегмент региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савеленко Вячеслав Михаилович, Коломыц Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PRIORITIES AND MAIN DIRECTIONS OF THE REGIONAL ECONOMIC POLICY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS OF KRASNODAR REGION

The article defines the nature and role of small and medium-sized entrepreneurship in the development of both the region and the country overall; proposes specific recommendations on the assistance to small and medium-sized businesses, that would contribute to the building of institutional settings and economic environment required for the planned growth and development of small and medium-sized businesses in the Krasnodar region and the transformation of thereof into a key sector of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты и основные направления региональной экономической политики в контексте развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края»

Региональная экономика

УДК 332.142.2 САВЕЛЕНКО ВЯЧЕСЛАВ МИХАИЛОВИЧ

д.соц.н, профессор, старший научный сотрудник, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова (КВВАУЛ),

e-mail: [email protected]

КОЛОМЫЦ ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

к.соц.н., доцент, доцент кафедры «Отраслевой и проектный менеджмент», Кубанский государственный технологический университет,

e-mail: [email protected]

DOI 10.26726/1812-7096-2019-2-75-80 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье определена сущность и роль малого и среднего предпринимательства в развитии как региона, так и страны в целом; внесены предложения в области поддержки малого и среднего бизнеса, которые будут способствовать формированию институциональных и экономических условий, необходимых для планомерного развития субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае и превращению его в ключевой сегмент региональной экономики.

Ключевые слова: интенсивное развитие, малый и средний бизнес, предпринимательство, региональная экономика, государственная поддержка.

SA VELENKO VYACHESLA V MIKHAILOVICH

D. social.n, Professor, senior researcher, Krasnodar higher military aviation school of pilots. A. K. Serov (KWAME),

e-mail: [email protected]

KOLOMYTS OKSANA NIKOLAEVNA

K. Sots.associate Professor, associate Professor of the Department "Industry and project management», Kuban state technological University,

e-mail: [email protected]

STRATEGIC PRIORITIES AND MAIN DIRECTIONS OF THE REGIONAL ECONOMIC POLICY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS OF KRASNODAR REGION

Abstract. The article defines the nature and role of small and medium-sized entrepreneurship in the development of both the region and the country overall; proposes specific recommendations on the assistance to small and medium-sized businesses, that would contribute to the building of institutional settings and economic environment required for the planned growth and development of small and medium-sized businesses in the Krasnodar region and the transformation of thereof into a key sector of the regional economy.

Keywords: Intensive development, small and medium-sized business, entrepreneurship, regional economy, state support.

В условиях модернизации российской экономики и постоянно возрастающей конкуренции на рынках одним из ключевых направлений является интенсивное развитие малого и среднего бизнеса, переход которого на качественно новый уровень развития невозможен без эффективной государственной политики в данной сфере.

В современной научной литературе последовательно утверждаются концептуальные представления о сущности малого и среднего предпринимательства. При этом важен не поиск аргументов в пользу той или иной точки зрения, а установление их единства, с учетом которого развитие теории и практики малого и среднего предпринимательства будет более эффективным.

Рассматривая проблематику масштабирования малого и среднего бизнеса, Потаев В.С., Буров В.Ю., Алисов А.Н. и Грищенко С.Е. обосновали, что малое и среднее предпринимательство в современных российских условиях выступает как субъект инновационной деятельности, приоритетной целью которого является удовлетворение спроса на определенный товар (услугу) и получение прибыли.

По мнению Лановой О. Г., Хамидуллиной Ф.Ф., Ореховского П., Лапуста М.Г. и Широни-на В., малый и средний бизнес с экономической точки зрения - это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов.

Английский экономист Ф. Кларк и Л.Ю. Филобокова в своих работах обосновывают сущность и роль малого и среднего бизнеса через призму удовлетворения людей от нематериальных факторов (независимость, творческий характер работы, образ жизни), которые нельзя измерить в цифрах, направленное на эффективное достижение цели деятельности путем выработки этого воздействия и обеспечения его реализации.

Синтезируя зарубежный опыт, а также российскую теорию и практику, малый и средний бизнес - один из значимых сегментов рыночной экономики России, определяющий ее открытость и уровень демократизации государства. Небольшие размеры малых и средних предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции.

Экономическое свойство малого и среднего предпринимательства - их интегрирующая роль в рыночной экономической системе. Средние по размерам фирмы экономически эффективны в основном тогда, когда используют «нишевую» стратегию, а крупные компании - когда массово выпускается однотипная продукция. В единое целое связывают экономику именно мелкие и средние компании, поскольку стремятся использовать любую возможность для бизнеса, позволяя тем самым крупным компаниям уйти из тех сфер, где крупные размеры снижают эффективность производства или вообще экономически нецелесообразны.

Любой малый и средний бизнес для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах в виде заемного или собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис.).

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса направлена на снижение рискованности малого и среднего предпринимательства. Ресурсная необеспеченность заставляет государство его поддерживать по следующим основным направлениям:

- финансовая поддержка;

- материально-техническая поддержка;

- консультативная и информационная поддержка;

- создание рыночной инфраструктуры [3].

Стабильность, экономический рост региона и страны в целом возможны только в условиях конструктивного диалога. Со стороны государства огромные усилия направлены на то, чтобы обеспечить открытые коммуникации с бизнесом: выставки, конференции, круглые столы. Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется уже не первый год путем реализации как федеральных, так и региональных программ.

Субсидии малому и среднему предпринимательству могут быть самыми разными:

- покупка либо оформление в аренду необходимого помещения;

- получение нужного оборудования либо же товара для дальнейшей реализации;

- получение нематериальных активов [1].

Источники финансирования

Внешние

Бюджетные средства

I

Целевые банковские кредиты

Т

Средства от эмиссии акций

Т

Лизинг, франчайзинг

Т

Венчурный капитал

Т

Средства внебюджетных некоммерческих фондов

Внутренние

I

Прибыль

I

Амортизационные отчисления

I

Денежные накопления и сбережения

Неформальный рынок ссудных капиталов

Источники финансирования малого и среднего бизнеса

Указом президента РФ была поставлена задача увеличить численность занятых в стране в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек; к 2025 г. доля малого и среднего бизнеса в России должна составить 40 процентов.

В Краснодарском крае, являющимся одним из лидеров среди регионов России по развитию малого и среднего предпринимательства, предпринимательство обеспечивает около 40 процентов краевого оборота. В соответствии с действующей стратегией развития региона этот показатель через 12 лет достигнет 50 процентов.

В настоящий момент региональные органы власти стремятся создать максимально благоприятную среду для ведения бизнеса [5]. По признанию ведущих рейтинговых агентств, инвестиционное законодательство Кубани считается одним из прогрессивных в РФ, постоянно совершенствующееся с учетом передового мирового и российского опыта.

Анализ состояния сектора малого и среднего бизнеса экономики Кубани показывает положительную динамику его развития (табл. 1).

Таблица 1

Анализ динамики основных показателей развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края

Показатели Годы Прирост, %

2016 2017 2018

Количество субъектов малого и среднего бизнеса, ед. 323534 326840 327494 1,2

Цепные темпы роста, % 100,0 101,0 100,2 0,2

Средняя численность работников малого и среднего бизнеса, чел. 553827 556540 557722 0,7

Цепные темпы роста, % 100,0 100,5 100,2 0,2

Выручка организаций малого и среднего бизнеса, млн руб. 2004385,4 2089339,9 2189498,6 9,2

Цепные темпы роста, % 100,0 104,2 104,8 4,8

Как видно из приведенных данных, прирост количества организаций в 2018 г. составил 1,2%.

Динамика среднесписочной численности работников малого и среднего бизнеса также увеличивается в динамике. Так, в 2018 г. среднесписочная численность работников исследуемого сегмента экономики составила 557,7 тыс. чел. и увеличилась в сравнении с 2016 г. на 39 тыс. чел. или на 0,7%.

В 2019 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства планируется увеличить до 759,5 тыс. чел., а к 2024 г. - до 800 тыс. чел.

Малый и средний бизнес Краснодарского края активно развивается, в нем занято свыше 855 тыс. чел. населения региона. Наибольшая доля сосредоточена в торговле и ремонте, промышленности, а также строительстве. Благодаря развитию предпринимательства и вовлечению в этот сектор большого количества населения, на Кубани удалось снизить безработицу до 1%.

Усилия региональных органов власти направлены на решение трех ключевых задач в сфере предпринимательства:

- создание положительного образа предпринимателя;

- выявление людей, склонных к ведению бизнеса;

- их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность [4].

Эти задачи планируется решать с помощью действующих региональных и федеральных форм поддержки.

Одним из способов реализации стал Фонд развития промышленности Краснодарского края. О необходимости повысить доступность финансирования для промышленных компаний заявил президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета. В соответствии с поручением была создана унитарная некоммерческая организация «Фонд развития промышленности Краснодарского края», официально зарегистрированная в Минюсте России 1 марта 2018 г. Ее капитализация в 2018 г. составила 500 млн руб.

По аналогии с федеральным фондом региональная структура будет предоставлять кредиты по ставкам ниже рыночных перспективным проектам, отобранным в результате конкурса. Фонд предлагает льготные условия финансирования в сфере промышленности путем предоставления целевых займов, стимулируя приток инвестиций в экономику.

Также в фонде по программе «Повышение производительности труда и поддержки занятости в Краснодарском крае» создан Центр компетенций в сфере производительности труда, цель которого - организационное и методическое обеспечение разработки программ повышения производительности труда на предприятиях - участниках приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Краснодарском крае» на 2018-2025 гг.

Фонд не только оказывает поддержку крупным производствам, но и реализовывает проекты небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Модель предполагает предоставление совместных займов на реализацию проектов производственного бизнеса из федерального ФРП до 70 процентов и регионального фонда - до 30 процентов.

К основным статьям расходов средств, выделяемых фондом, относятся:

- приобретение оборудования;

- модернизация и (или) создание нового производства;

- различные общехозяйственные расходы по проекту за исключением строительно-монтажных работ.

Необходимо также отметить наличие в крае Фонда микрофинансирования Краснодарского края, который предоставляет микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день фондом выдано 1766 микрозаймов на общую сумму более двух миллиардов рублей.

Фондом регулярно разрабатываются программы, направленные на поддержку бизнеса. Всего в 2018 г. краевым фондом микрофинансирования выдано около 609 млн руб., что превышает показатели 2017 г.

Благодаря показателям проект Краснодарского края по развитию малого и среднего бизнеса включен в пятерку лучших среди субъектов РФ. Также в 2018 г. Кубань поднялась на одну

строчку в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и теперь занимает шестое место.

Основные показатели малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае в отраслевом разрезе представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае в отраслевом разрезе

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - всего, ед. В том числе по разделам видов экономической деятельности: 323534 326840 327494

Добыча полезных ископаемых, ед. 338 364 371

Обрабатывающие производства, ед. 15947 16140 16205

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, ед. 411 423 425

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, ед. 733 740 742

Строительство, ед. 21099 21288 21314

Торговля оптовая и розничная, ед. 110192 111046 111189

Транспортировка и хранение, ед. 25787 26064 26129

Деятельность в области информации и связи, ед. 4643 4818 4837

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, ед. 15425 15679 15710

Прочие виды экономической деятельности, ед. 128959 130278 130572

Численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета средней численности внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) - всего, ед. В том числе по видам экономической деятельности: 553827 556540 557722

Добыча полезных ископаемых, чел. 3760 3807 3829

Обрабатывающие производства, чел. 80124 80596 80740

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, чел. 3327 3357 3372

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, чел. 5086 5118 5132

Строительство, чел. 55447 55661 55907

Торговля оптовая и розничная, чел. 183047 183808 184133

Транспортировка и хранение, чел. 35108 35323 35386

Деятельность в области информации и связи, чел. 1953 2066 2086

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, чел. 73797 74199 74313

Прочие виды экономической деятельности, чел. 112178 112605 112824

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства - всего, млн руб. В том числе по разделам видов экономической деятельности: 2004385,4 2089339,9 2189498,6

Добыча полезных ископаемых, млн руб. 10183,9 10838,9 11358,8

Обрабатывающие производства, млн руб. 176021,7 183203,7 191991,8

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, млн руб. 6109,9 6374,7 6680,5

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, млн руб. 10917,1 11361,8 11906,8

Строительство, млн руб. 126566,5 131917,8 138183,5

Торговля оптовая и розничная, млн руб. 1165386,8 1214920,2 1273198,7

Транспортировка и хранение, млн руб. 92287,0 96106,5 100714,4

Деятельность в области информации и связи, млн руб. 3923,9 4477,8 4692,6

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, млн руб. 164720,9 171471,2 179696,2

Прочие виды экономической деятельности, млн руб. 248267,5 258667,4 271075,4

В 2018 г. наблюдается прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 654 единиц или на 0,2%, на 1182 человека (0,2%) увеличилось количество занятых в данном секторе экономики.

Необходимо отметить интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг, обрабатывающем производстве и строительстве.

Весомый вклад в развитие предпринимательства на Кубани должно внести создание института бизнес-омбудсменов. Отметим, что в России он функционирует уже больше года. Недавно в крае был принят закон о создании аналогичной структуры на региональном уровне.

Комплексное решение задач развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае позволит обеспечить согласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации решений, тем самым обеспечив эффективность использования средств и требуемый результат [2].

Подводя итог проведенного исследования, отметим, что для многих экономически развитых стран одним из основных стратегически важных элементов национальной экономики выступает сектор малого и среднего предпринимательства, что обусловливает необходимость эффективно функционирующей системы его государственной поддержки.

Реализация предложенных рекомендаций в области поддержки малого и среднего предпринимательства, по нашему мнению, будет способствовать формированию институциональных и экономических условий, необходимых для планомерного развития субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае и превращению его в ключевой сегмент региональной экономики.

Литература

1. Zaharova, E., Prohorova, V. Modeling of sustainable development of the region on the basis of cognitive analysis //Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 7. С. 362-370.

2. Захарова, Е. Н., Прохорова, В. В., Ткаченко, В. А. Инновационная парадигма развития современного предпринимательства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 3 (150). С. 303-310.

3. Коломыц, О. Н., Черникова, В. Е., Фарамазян, Л. Г. Создание региональных предпринимательских экосистем на базе ресурсного потенциала сферы малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 26. № 4-1. С. 120-126.

4. Прохорова, В. В. Экономика знаний как стратегический «ресурс» интенсификации развития территориальной экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40). С. 142146.

5. Фарамазян, Л. Г., Коломыц, О. Н. Развитие предпринимательства и устойчивость региональной экономики в контексте формирования предпринимательских экосистем // Реформирование региональной экономической модели : цели, вызовы, возможности. 2017. С. 201-204.

References:

1. Zaharova, E., Prohorova, V. Modeling of sustainable development of the region on the basis of cognitive analysis //Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No. 7. P. 362-370.

2. Zakharova, E. N., Prokhorova, V. V., Tkachenko, V. A. Innovative paradigm of modern entrepreneurship development //Bulletin of Adyghe state University. Series 5: Economics. 2014. № 3 (150). P. 303-310.

3. Kolomyts, O. N., Chernikova, V. E., Faramazyan, L. G. Creation of regional entrepreneurial ecosystems based on the resource potential of small and medium-sized businesses // Economics and management of management systems. 2017. Vol. 26. No. 4-1. P. 120-126.

4. Prokhorova, V. V. knowledge Economy as a strategic "esource"of intensification of development of the territorial economic system. Economics and entrepreneurship. 2013. No. 11-2 (40). P. 142-146.

5. Faramazyan, L. G., Kolomyts, O. N. Development of entrepreneurship and sustainability of the regional economy in the context of the formation of entrepreneurial ecosystems // Reforming the regional economic model: goals, challenges, opportunities. 2017. S. 201-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.