Научная статья на тему 'Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае'

Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / CREDIT SUPPORT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATE / GLOBAL COMPETITIVENESS / FINANCIAL MARKETS / BANKING SECTOR / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырь Н. С., Лобов А. В.

Предмет/тема. Рассмотрена конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса Краснодарского края. Тема затрагивает аспекты глобальной конкурентоспособности РФ, где оценка кредитной поддержки предприятий является составной частью способности государства обеспечивать стабильные темпы экономического роста. Цели/задачи. Исследование посвящено выявлению аспектов конкурентоспособности финансового рынка на примере темы кредитования малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. Также рассмотрены: качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, конкурентоспособность компаний. Эти вопросы являются основными сдерживающими факторами развития экономики России. Повышение качества показателей приведет к росту рейтинга глобальной конкурентоспособности РФ. Методология. Были использованы статистические данные, информация из официальных источников, нормативно-правовые документы; теоретические труды ученых, экспертные отчеты специалистов, сведения кредитных организаций. Основная концепция исследования основана на изучении факторов конкурентоспособности финансового сектора в части способности поддержки малого и среднего бизнеса Краснодарского края. Результаты. Определены направления повышения конкурентоспособности финансового рынка, позволяющие улучшить финансирование малого и среднего предпринимательства. Были решены следующие задачи: найдены сдерживающие факторы развития малых предприятий; выявлены направления совершенствования политики государства и регионов в отношении малого и среднего предпринимательства; предложены некоторые решения проблем, в том числе на основе альтернативных видов поддержки МСБ. Выводы/значимость. Исследование представляет собой попытку определения взаимосвязи локальных элементов экономической системы с глобальным уровнем конкурентоспособности государства. В частности, кредитование малого и среднего бизнеса рассмотрено в качестве элемента оценки индекса глобальной конкурентоспособности «Уровень развития финансового рынка». На примере проблемы кредитования малого и среднего бизнеса также проанализированы вопросы повышения конкурентоспособности других ключевых аспектов (качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, конкурентоспособность компаний), влияющих на рейтинг РФ по методике ВЭФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козырь Н. С., Лобов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competitiveness of credit support to small and medium-sized businesses in the Krasnodar Krai

Importance We consider the competitiveness of credit support to small and medium-sized businesses of the Krasnodar Krai. The subject covers the aspects of the global competitiveness of the Russian Federation, where the assessment of credit support to enterprises is a part of the State's ability to ensure stable economic growth. Objectives The objective of the study is to identify aspects of the financial market competitiveness on the case study of lending to small and medium-sized businesses in the Krasnodar Krai. Methods We analyzed statistical data, information from official sources, legal documents, academic works, expert reports, and information of credit institutions. Results The study identified the areas of enhancing the competitiveness of the financial market that allow improving the financing of small and medium-sized businesses. We defined factors curbing the growth of small businesses; formulated the areas of improving the policy of the State and regions in relation to small and medium-sized enterprises; proposed some solutions, including those based on alternative forms of support to SMEs. Conclusions and Relevance We considered lending to small and medium-sized enterprises as an element of the Global Competitiveness Index to assess the level of financial market development. Using the case of lending to small and medium-sized businesses, we analyzed the issues related to an increase in competitiveness of other key aspects (quality of institutions, efficiency of the goods market, competitive ability of businesses) impacting the rating of the Russian Federation under the WEF technique.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае»

УДК 336.63

конкурентоспособность

кредитной поддержки малого

и среднего бизнеса в краснодарском крае

Наталья Сергеевна Козырь,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

n_k_@mail.ru

Андрей Владимирович Лобов,

студент третьего курса кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация blackroses2011@mail.ru

Предмет/тема. Рассмотрена конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса Краснодарского края. Тема затрагивает аспекты глобальной конкурентоспособности РФ, где оценка кредитной поддержки предприятий является составной частью способности государства обеспечивать стабильные темпы экономического роста.

Цели/задачи. Исследование посвящено выявлению аспектов конкурентоспособности финансового рынка на примере темы кредитования малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. Также рассмотрены: качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, конкурентоспособность компаний. Эти вопросы являются основными сдерживающими факторами развития экономики России. Повышение качества показателей приведет к росту рейтинга глобальной конкурентоспособности РФ.

Методология. Были использованы статистические данные, информация из официальных источников, нормативно-правовые документы; теоретические труды ученых, экспертные отчеты специалистов, сведения кредитных организаций. Основная концепция исследования основана на изучении факторов конкурентоспособности финансового сектора в части способности поддержки малого и среднего бизнеса Краснодарского края.

Результаты. Определены направления повышения конкурентоспособности финансового рынка,

позволяющие улучшить финансирование малого и среднего предпринимательства. Были решены следующие задачи: найдены сдерживающие факторы развития малых предприятий; выявлены направления совершенствования политики государства и регионов в отношении малого и среднего предпринимательства; предложены некоторые решения проблем, в том числе на основе альтернативных видов поддержки МСБ.

Выводы/значимость. Исследование представляет собой попытку определения взаимосвязи локальных элементов экономической системы с глобальным уровнем конкурентоспособности государства. В частности, кредитование малого и среднего бизнеса рассмотрено в качестве элемента оценки индекса глобальной конкурентоспособности «Уровень развития финансового рынка». На примере проблемы кредитования малого и среднего бизнеса также проанализированы вопросы повышения конкурентоспособности других ключевых аспектов (качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, конкурентоспособность компаний), влияющих на рейтинг РФ по методике ВЭФ.

Ключевые слова: кредитная поддержка, малый и средний бизнес, конкурентоспособность государства, финансовые рынки, банковский сектор, государственная поддержка

Введение

Кредитная поддержка малого и среднего бизнеса является необходимым условием развития экономики и улучшения социальной обстановки любого государства. Сложное положение России вследствие санкций и низких цен на нефть усиливает актуальность развития кредитования малого и среднего предпринимательства, так как необходимость изменения соотношения доли нефтегазовых и иных доходов стала самой актуальной национальной задачей. Все глобальное начинается с локального, а устойчивый экономический рост РФ зависит от множества сфер, в том числе, от способности финансового сектора Краснодарского края создавать конкурентоспособную среду для развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Это и предопределило общую концепцию исследования.

Несмотря на современную геополитическую обстановку, Россия по-прежнему остается важной составной частью глобального мира, в свою очередь

показатели социально-экономических процессов являются объектом изучения многих всемирных организаций на предмет оценки места и роли государства в системе всемирного пространства [10, 13, 19]. В частности, ежегодно публикуются отчеты Всемирного экономического форума (ВЭФ), в которых представлен рейтинг конкурентоспособности стран мира, где по ряду факторов крайне низко оцениваются показатели России в части способности создания условий для развития экономически эффективных элементов государства (табл. 1).

Рейтинг страны определяется на основе Индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), который составляется по 12 ключевым аспектам развития экономики государства. В 2014 г. в аналитическом исследовании ВЭФ изучались экономики 144 государств на основе 249 показателей.

Под глобальной конкурентоспособностью ВЭФ понимается совокупность институциональных, поли-

Таблица 1

Оценка глобальной конкурентоспособности РФ по методике ВЭФ в 2010-2014 гг.

Структура показателей Индекса 2014 -2015 2013- 2014 2012- -2013 2011- 2012 2010- -2011

глобальной конкурентоспособности (СС1) GCI Балл GCI Балл GCI Балл GCI Балл GCI Балл

Индекс глобальной конкурентоспособности РФ 53 4,37 64 4,25 67 4,2 66 4,2l 63 4,24

Базовые условия (20-60%): - качество институтов (21 показатель)* - общая оценка инфраструктуры - показатели макроэкономической стабильности - здоровье и начальное образование 44 97 39 3l 56 4,94 3,45 4,82 5,54 5,97 47 l2l 45 l9 7l 4,88 3,28 4,6l 5.93 5,7l 53 l33 47 22 65 4,79 3,09 4,52 5,8 5,75 63 l28 48 44 68 4,6l 3,08 4,52 5,l6 5,7 65 ll8 47 79 53 4,52 3,22 4,46 4,49 5,92

Факторы эффективности (30-50%) - высшее образование и профессиональная подготовка эффективность рынка товаров и услуг (16 показателей)* - эффективность рынка труда уровень развития финансового рынка (8 показателей)* -уровень технологического развития размер внутреннего рынка 4l 39 99 45 ll0 59 7 4,49 4,96 4,06 4,42 3,5 4,l9 5,77 5l 47 l26 72 l2l 59 7 4,32 4,66 3,80 4,3l 3,39 3,97 5,78 54 52 l34 84 l30 57 7 4,26 4,59 3,62 4,23 3,l9 4,l3 5,76 55 52 l28 65 l27 68 8 4,l9 4,54 3,6 4,4 3,2l 3,66 5,73 53 50 l23 57 l25 69 8 4,l9 4.55 3,58 4,5l 3,l8 3.56 5,74

Инновационные факторы (5-30%) - конкурентоспособность компаний (9 показателей)* - инновационный потенциал 75 86 65 3,54 3,79 3,29 99 l07 78 3,35 3,56 3,l3 l08 ll9 85 3,l6 3,3l 3,0l 97 ll4 7l 3,24 3,34 3,l4 80 l0l 57 3,36 3,47 3,25

Примечание. GCI - рейтинг РФ по ключевому аспекту среди 144 государств. Диапазон баллов в системе оценки ВЭФ - от 1 до 7. Количество оцениваемых показателей указано по состоянию на 2014 г., ежегодно сумма оцениваемых индикаторов увеличивается. Выделенные ключевые аспекты (отмечены знаком «*») рассматриваются в контексте представленной работы в части исследования конкурентоспособности кредитной поддержки малого и среднего бизнеса, где основной акцент сделан на изучении уровня развития финансового рынка.

Источник: The global competitiveness report за 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 гг. URL.: http://www.weforum.org/reports.

тических и ряда других факторов, которые определяют уровень продуктивности в стране. Задачей исследования национальных экономик является оценка потенциала и прогнозирование перспективы роста государства на следующий год. Другими словами, рейтинг глобальной конкурентоспособности определяет способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе.

Несмотря на то, что Российская Федерация в 2014 г. заняла 53-е место, в целом наблюдается положительная динамика роста конкурентоспособности государства. Однако сдерживающими факторами конкурентоспособного роста четко определены следующие ключевые аспекты: качество институтов (97-е место), эффективность рынка товаров и услуг (99-е место), уровень развития финансового рынка (110-е место) и конкурентоспособность компаний (86-е место). Эти ключевые аспекты базируются на оценке множества показателей, которые ВЭФ собирает на основе официальной статистики и посредством экспертных мнений представителей авторитетных организаций.

В связи с этим исследование посвящено выявлению аспектов конкурентоспособности финансового рынка на примере кредитования малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. Также затронуты аспекты качества институтов, эффективности рынка товаров и услуг и конкурентоспособности компаний, поскольку тема обеспечения конкурентоспособного развития МСБ затрагивает все эти вопросы.

Схожесть концепции представленной работы с методическим подходом, который применяется ВЭФ, заключается в независимом определении уровня развития финансового рынка (кредитование МСБ) на основе разных экспертных оценок. Так, в исследовании использованы статистические данные, информация из официальных источников, нормативно-правовая база, теоретические труды ученых, экспертные отчеты специалистов, сведения о кредитных организациях.

Малый и средний бизнес: качество институтов и эффективность рынка товаров и услуг

Проблемы функционирования и сложность в преобразовании уже существующей модели отношений между кредиторами - кредитными организация-

Таблица 2

Мониторинг лимитирующих факторов малого бизнеса в РФ

Процент опрошенных

Лимитирующий фактор руководителей, считающих фактор лимитирующим для своего бизнеса

Рост цен на энергоресурсы 75

Неопределенность экономической обстановки 72

Недостаточный спрос на продук- 71

цию на внутреннем рынке

Увеличивающиеся издержки на 71

выработку конечной продукции

Существующий налоговый 69

режим

Инфляционные ожидания 68

Процентные ставки по кредитам 64

Недостаток квалифицированного 62

персонала

Высокие транспортные расходы 57

Объем финансовых средств 56

Источник: Денисова М. Малый бизнес выиграет от санкций. URL: http://opec.ru/1763265.html.

ми и заемщиками - малым и средним предпринимательством проистекают из наличия лимитирующих факторов для бизнеса. Согласно мониторингу экспертного сайта Высшей школы экономики Open Economy по состоянию дел в малом бизнесе во втором полугодии 2014 г. руководители малых компаний выделили десять основных факторов (табл. 2).

Необходимо отметить, что такие факторы, как рост цен на энергоресурсы, неопределенность экономической обстановки, увеличивающиеся издержки, инфляционные ожидания, процентные ставки по кредитам, высокие транспортные расходы и ограниченный объем финансовых средств, напрямую связаны с ухудшением экономического положения РФ вследствие низкого уровня цен на нефть и санкций. Рассмотрим каждый из факторов.

1. Рост цен на энергоресурсы. По данным одного из ведущих российских общественно-политических интернет-изданий «Газета.Ру», рост цен на бензин за 2015 г. составит около 9-10%, рост цен на электричество с первого полугодия 2015 г. составит в среднем 8%*. Эти факты свидетельствуют о необходимости увеличения стоимости конечного продукта организаций в целях покрытия расходов. Как следствие, появляется возможность уменьше-

1 ТопаловА. С новым налогом! URL: http://www.gazeta.ru/busi-ness/2014/12/26/6361165.shtml.

ния спроса на товары и услуги, а также повышения транспортных расходов.

2. Неопределенность экономической обстановки. Данный фактор определяется девальвацией рубля и снижением обменного курса национальной валюты. Проблемы в определении плана производства и продаж возникли у компаний, имеющих дело с импортными товарами и сырьем. Инфляционные ожидания субъектов экономических отношений в условиях практически 100% девальвации рубля также не позволяют в полной мере развиваться малому бизнесу.

3. Существующий налоговый режим. По данным российской медиагруппы «РосБизнесКонсалтинг», ЕНВД в 2015 г. продолжит свой рост2. Планируется повышение налоговых выплат на 7,5% (в 2014 г. рост составил 6,5%, данное изменение привело лишь к 1,25% увеличению поступлений). Вкупе с установлением сборов для малого бизнеса (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) данные меры увеличивают количество переходов на другие системы налогообложения или уходов в тень.

4. Увеличение процентных ставок по кредитам ограничивает возможности организаций в расширении или в определенных случаях сохранении темпов производства и продаж. Уменьшение объемов финансовых средств на продолжение деятельности вынуждает многие компании прекращать свою деятельность.

Таким образом, меры, позволяющие преодолеть данные лимитирующие факторы, должны быть приняты с учетом серьезной их взаимосвязи. Кроме того, существует необходимость в дифференциации методов для различных видов организаций. Некоторые из уже предпринятых действий (введение сборов для малого бизнеса) лишь усугубляют сложное положение рассматриваемых предприятий и фирм.

Помощь предпринимательству, а также прямое и косвенное устранение некоторых лимитирующих факторов осуществляют многообразные государственные меры по поддержке малого и среднего бизнеса [1, 15, 17]. Наибольшее влияние на развитие предпринимательства имеют правовое регулирование, включающее в себя правки и изменения в кодексах РФ, проекты нормативно-правовых актов, федеральные законы, вносящие изменения в кодексы РФ, федеральная и ведомственная программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Наиболее эффективные и направленные на поддержку действия необходимых государству отраслей

2 Серегин В. Единый налог для малого бизнеса в 2015 году

вырастет на 7,5%. URL: http://top.rbc.ru/own_business.

оказываются с помощью федеральной программы. Основанный на правилах конкурсного отбора для регионов данный вид помощи организациям позволяет выделить дополнительные средства на самые перспективные и необходимые нужды [11, 16, 20].

В 2014 г. на поддержку малого и среднего бизнеса из федерального бюджета в Краснодарский край были выделены значительные средства (табл. 3).

Таблица 3

Федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодаре

Мероприятие Сумма из федерального бюджета, руб.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Краснодарского края по мероприятиям, связанным с повышением эффективности их производств 16 000 000

Предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства 20 000 000

Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства 116 800 000

Софинансирование мероприятия муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства по возмещению (субсидированию) из местного бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности 32 000 000

Поддержка в области повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работников субъектов малого и среднего предпринимательства 2 400 000

Предоставление субсидий некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края» на обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства» 12 000 000

Субсидирование части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства 8 800 000

Источник: Обзор Федеральной программы поддержки МСБ. URL: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs.

Для достоверной оценки величины выделенного объема денежных средств необходимо указание точного количества предприятий малого и среднего бизнеса, а также людей, участвующих в них. На начало 2014 г. в Краснодаре действовало 65 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, среди которых 129 представлены средними предприятиями, 21 436 - малыми предприятиями, а 43 930 - индивидуальными предпринимателями. В муниципальном образовании город Краснодар численность занятых в малом и среднем предпринимательстве достигла 229 927 чел.

При учете средней необходимой для повышения квалификации одного человека суммы в размере 8 000 руб., выделенных из федерального бюджета средств хватит лишь на 300 чел.3.

Федеральная программа поддержки является достаточно слабым средством помощи малому и среднему предпринимательству, рассчитанным на удовлетворение нужд малой части предприятий. Однако существует также государственная поддержка и на региональном уровне.

Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (уровень развития финансового рынка)

Помощь региона заключается в выделении средств на мероприятия федеральной программы поддержки в размере 25% от величины средств из федерального бюджета. В 2015 г. объем средств, выделенных из краевого бюджета, равен 127 756,3 тыс. руб. согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 04.06.2012 № 606 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае в 2013-2017 годы».

Необходимо отметить положительные аспекты региональной поддержки МСБ в виде создания некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края» (в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы») [5].

3 Образец заявки на получение участия в повышении квалификации, г. Краснодар. 04.04.2013 // Торгово-промышленная палата Краснодарского Края. - URL.: http:// www.tppkuban.ru.

В настоящее время существует несколько специальных видов займов, предоставляемых фондом как для открытия нового предприятия, так и на определенные цели. К таким целям относятся:

- приобретение различного вида материалов, сырья, удобрений и др.;

- строительство, ремонт, реконструкция основных средств;

- обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта;

- изготовление и пополнение основных средств;

- приобретение новых основных средств.

Несмотря на наличие привлекательных процентных ставок (от 6,25 до 10%), данные виды кредитования могут оказаться интересными лишь для малого бизнеса, поскольку возможные суммы охватывают диапазоны в зависимости от вида займа от 100 000 до 1 000 000 руб. При этом необходим обширный список документов, подтверждающих значимость данных средств для бизнеса. Также стоит отметить наличие пункта «Технико-экономическое обоснование займа», критерии оценки которого не приведены, а значит возможна субъективная оценка данного параметра. Кроме того, следует отметить крайне небольшие сроки кредитования, варьирующиеся от 3 до 12 мес.4.

Список некоммерческих организаций для поддержки малого и среднего бизнеса включает, в том числе, частные некоммерческие организации (фонд «АГАТ», осуществляющий помощь в оценке бизнес-идей и составлении бизнес-плана и предоставляющий услуги бизнес-наставничества), а также Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), созданный для инвестирования потенциально прибыльных и необходимых для общества интернет-стартапов (образование, здравоохранение, торговля и другие отрасли) [3, 14]. По состоянию на октябрь 2014 г. организацией были профинансированы 120 проектов из 2 000 заявок, при этом данный показатель уже увеличился (по состоянию на март 2015 г.) 5.

Совокупность федеральной и региональной программ поддержки не является полноценным способом быстрого и качественного развития предпринимательства в регионе [2, 9, 12]. Меры государства и регионов, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, не могут в полной мере

4 URL: http://fmkk.ru.

5 Баулин А. Российским стартапам должно быть комфортно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дома. URL: http://lenta.ru/articles/2014/10/21/varlamov.

соответствовать нуждам предпринимателей. Еще одним доказательством данного факта является обсуждение Правительством РФ возможности создания новой единой структуры, непосредственно занимающейся развитием малого и среднего бизнеса. Данная структура позволит совместить финансовую, методологическую и инфраструктурную поддержку малого и среднего предпринимательства, обеспечит более высокий уровень прозрачности и эффективности.

Идея создания нового ведомства (согласно информации агентства РБК) будет предложена Президенту РФ на Госсовете в 2015 г. Введение данной структуры должно привлечь внимание руководства регионов к проблемам и перспективам развития МСБ. Также планируется поэтапное увеличение расходов на выполнение необходимых предпринимательству мероприятий. Однако процентное выражение данного действия не оглашается.

Наряду с этим РБК заявляет и о том, что акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» продолжит существовать. За 2013-2014 гг. из федерального бюджета было выделено более 135 млрд руб. на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, непосредственно АО «МСП Банк» выдал в 2014 г. 57,4 млрд руб. кредитов. Стоит учесть, что средневзвешенная ставка банка составила 12,7% годовых на 01.01.2015, что также значительно превышает среднюю ставку для кредитования малого и среднего бизнеса на территории США6.

Увеличение расходов на кредиты для понижения процентной ставки не просто необходимо, а обязательно. Возможными источниками могут служить как перераспределение статей федерального бюджета, так и использование части золотовалютного запаса РФ.

По состоянию на 13.02.2015 объем международных резервов составил 368,3 млрд долл.7. Использование одного процента от данной цифры позволит увеличить с учетом настоящего курса доллара денежные суммы, необходимые для выполнения мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства и их кредитования, более чем

в 1,77 раза, т.е. 3,68— = 1,7718.

135

6 Милюкова Я., Бочарова С. Развитие бизнеса в России могут доверить новому ведомству. URL: http://top.rbc.ru/economics.

7 Данные по золотовалютным запасам РФ. URL: http://quote. rbc.ru/news/cur/2015/02/19/34315922.html.

Одной из главных задач нового ведомства должен являться контроль предприятий за использованием выданных средств. Предоставление отчетности возможно в виде:

- отчета о прибылях и убытках прошлого и текущего года (т.е. год выдачи кредитных ресурсов или денежных средств на определенные мероприятия);

- справки о прогнозируемых доходах;

- бухгалтерского баланса за прошлый и текущий год (т.е. год выдачи кредитных ресурсов или денежных средств на определенные мероприятия);

- предоставления справок, товарных чеков и другого вида документов, подтверждающих прохождение необходимых процедур или приобретение необходимых основных средств, материалов и др.

Продолжение льготного кредитования и помощи МСБ должно сопровождаться соответствием необходимых параметров и показателей деятельности компаний требованиям, которые предъявляются субъектами финансирования.

Отдельного внимания требуют и кредитные организации. Эффективным методом получения заемных денежных средств может являться кредитная поддержка со стороны как государственных, так и частных банков [4, 6, 7]. Однако увеличение ключевой ставки, отсутствие возможности получения кредитными организациями зарубежных кредитных ресурсов, нестабильность курса рубля по отношению к доллару и евро ухудшили положение и банков, и заемщиков [8, 18].

По мнению Е. Александровой, рост выданных кредитов малому и среднему бизнесу не превысил отметки в 5% (рост составил более 10% в 2013 г.), а количество отказов в выдаче средств значительно увеличилось8.

Для лучшего понимания ситуации необходимо отметить факторы, влияющие на риск невозможности возвращения полученных кредитных ресурсов заемщиками и, как следствие, получения их кредитными организациями обратно, а также ограничения и сложности, не позволяющие предприятиям получить дополнительные денежные ресурсы.

С точки зрения банков основными проблемами являются9: 1) непрозрачность малого бизнеса;

8 АлександроваЕ. Малый бизнес остался без кредитов. URL: http://www.mk.ru.

9 Захарян А.В., Головко Т.А. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления. Материалы II МНПК «Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований». Краснодар: КубГАУ. 2012. URL: http://www. apriori-nauka.ru/uploads/files/ZAHARIAN,GOLOVKOK14.pdf.

2) недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей; 3) отсутствие ликвидных залогов у малых предприятий; 4) незначительные масштабы поддержки малого бизнеса со стороны государства;

5) высокий уровень рисков невозврата кредитов;

6) отсутствие кредитной истории у заемщиков; 7) отсутствие четкой бухгалтерии малых предприятий и другие факторы.

С точки зрения предприятий МСБ основными проблемами являются: 1) жесткие условия получения кредитов (длительность деятельности более полугода, наличие положительной кредитной истории, необходимость залогового обеспечения и поручительства третьих лиц и другое); 2) высокие процентные ставки; 3) незначительные масштабы поддержки малого бизнеса со стороны государства; 4) значительные сроки рассмотрения заявок.

Развитие малого и среднего бизнеса зависит от устранения существующих проблем, а также от поддержки со стороны органов государственной власти, особенно на региональном уровне.

Сдерживающие факторы развития МСБ (аспекты конкурентоспособности компаний)

Непрозрачность малого бизнеса исходит из упрощенности системы ведения бухгалтерского учета данного типа организаций, невозможности определения подлинных доходов предприятия, его активов, перспектив роста и других факторов. Однако предприниматель, собравший необходимые документы и справки, рискует не получить денежные средства и без объяснения причин. Решением данной проблемы является образование посреднических государственных организаций, осуществляющих поиск кредитных организаций для малого и среднего предпринимательства на основе анализа имеющихся документов и являющихся гарантом успешной сделки.

Экономическая и юридическая безграмотность предпринимателей должна быть устранена с помощью услуг консультационных агентств, работа которых возможна и через Интернет. Количество частных организаций, осуществляющих данный вид деятельности, в настоящее время является недостаточным и требует увеличения с помощью образования специальной государственной структуры, а также финансовой поддержки уже имеющихся агентств.

Отсутствие ликвидных залогов - это проблема, решение которой зависит от уже имеющегося состояния заемщика. В большинстве случаев степень сложности данной ситуации зависит от финансовой устойчивости кредитора и его возможности принять более серьезные риски. Соответственно, определенное решение найти невозможно, так как проблема имеет «риторический» характер.

Анализ государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства показал ее недостаточность для достижения запланированного эффекта. Увеличение размера выделяемых средств требует пересмотра статей бюджета, но в то же время является необходимым для преодоления последствий санкций и снижающегося курса рубля к иностранным валютам.

Высокий уровень рисков невозврата денежных средств и отсутствие кредитной истории в большинстве случаев имеют прямую связь. Решением проблемы может служить создание системы страхования выданных кредитором средств, позволяющей избавить банк от возможных случаев невозврата. Однако не менее важным способом кредитной поддержки МСБ может стать вариант «амнистии», когда компаниям-заемщикам смогли бы разрешить частичный возврат банку ранее полученной суммы в обмен на отмену уголовной или административной ответственности при наличии соответствующих обстоятельств. Безусловно, данное мероприятие возможно только при наличии тех обстоятельств, что объясняют отсутствие необходимых денежных средств и обеспечивают полный возврат суммы займа через определенный промежуток времени.

Условия получения кредитов становятся многочисленными и менее выполнимыми для определенного числа нуждающихся в них потенциальных заемщиков. Необходима концентрация на понижении ставок как для представителей отраслей, являющихся наиболее значимыми для развития, так и для малого бизнеса в целом. Список документов, предоставляемых потенциальным заемщикам, составляет около 20 наименований, в число которых входят действующие текущие договоры с поставщиками и покупателями, договоры аренды и свидетельства о собственности на различные помещения, которые фактически упоминаются в расшифровке статей баланса, справке о прогнозируемых потоках средств. Пересмотр списка документов становится необходимым условием упрощения выдачи кредитов, а также экономии денежных и временных ресурсов как заемщиков, так и кредиторов.

Кредитная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае (общие факторы эффективности)

Индикатором кредитной поддержки являются программы финансирования, которые предлагают коммерческие банки малому и среднему бизнесу. В табл. 4 представлен анализ рынка кредитования Краснодарского края на примере некоторых коммерческих банков. Выборка носит случайный характер и основана на следующем принципе: сделать обзор кредитных организаций, которые отличаются между собой масштабом деятельности (при этом обязательное условие - активная поддержка банком малого и среднего бизнеса посредством кредитования на территории Краснодарского края). Рейтинг банка, указанный в табл. 4, присвоен информационным агентством Banki.ru (информация по состоянию на март 2015 г.).

Деятельность кредитных учреждений, находящихся на территории Краснодарского края, в целом способствует развитию финансовой поддержки субъектов предпринимательства. Однако, если затронуть вопрос конкурентоспособности финансового сектора РФ, то следует сказать и о том, что в сопоставлении с зарубежными банками имеется явный разрыв в привлекательности условий кредитования. Так, согласно сайту The US Small Business Administration средняя ставка по кредиту для малого бизнеса на территории США составляет 9%.

Если рассуждать о политике кредитования коммерческими банками на территории Краснодарского края, то следует отметить, что ОАО «Крайинвест-банк» предоставляет большие сроки кредитования и, как следствие, возможность отдачи займа частями после осуществления необходимых операций и возобновления нормальной деятельности предприятия. Однако высокие процентные ставки делают перечисленные кредитные продукты невыгодными в современных условиях и возможными лишь для предприятий с крайне высокой рентабельностью. Данный факт подтверждается и снижением объема выданных кредитов. По состоянию на октябрь 2014 г., банк выдал кредитов на сумму 16,81 млрд руб., что на 9,9% меньше показателя 2013 г. По итогам III квартала 2014 г. ОАО «Крайинвестбанк» занял 104-е место (-15 позиций) в рейтинге российских банков по объемам кредитования малого и среднего бизнеса10. Одним из вариантов корректировки

10 Итоги деятельности ЗАО «Крайинвестбанк» за III квартал 2014 года. URL: http://www.creditforbusiness.ru/banks/19680.

кредитных продуктов является увеличение сроков кредитования при неизменном проценте и предоставление определенных уступок при объективной невозможности оплаты кредита вовремя. Это поможет компаниям развиваться даже в сложный для них период.

На Юге России размер кредитного портфеля ЗАО «Райффайзенбанк» в сегменте малого бизнеса на момент окончания первого полугодия 2013 г. составлял 2,1 млрд руб. Сейчас он составляет 2,7 млрд руб. Лидером в этом смысле является Краснодар, доля которого составляет 21% от общего размера кредитного портфеля, или 581,6 млн руб.11. Данный успех связан с упрощением процедуры получения кредитов. Срок рассмотрения заявки составляет 2 дня, а кредитный продукт «Экспресс» выдается без залога имущества. Кредит «Инвестиционный» направлен преимущественно на средний бизнес. Сумма кредита может варьироваться от 4 до 108 млн руб., срок кредитования доходить до 10 лет. Кредит до 5 млн руб. выдается без залога. Процентная ставка определяется индивидуально и зависит от финансового состояния заемщика, срока кредита и т.д.

ЗАО «Райффайзенбанк» стремится к большей дифференциации кредитных продуктов, которые будут подходить каждому клиенту. Возможность получения денежных средств на срок до 10 лет делает для заемщика возможными меньшие краткосрочные затраты на погашение кредита и, как следствие, повышает темпы развития.

Наряду с ориентацией на потребности и особенности клиента отличительной чертой ОАО «Рос-сельхозбанк» является его надежность и финансовая устойчивость (банк входит в высшую группу надежности в Рейтинге 100 банков по версии журнала Forbes). Объем кредитования малого и среднего бизнеса за 2013 г. составил 570 млрд руб.12.

Несмотря на внимание банков к потребностям малого и среднего предпринимательства, ограничение возможности получения кредитов в большей степени заключается в процентной ставке. Необходимо добиться уменьшения процентной ставки за счет положительной кредитной истории, увеличения сроков кредитования в определенных обстоятельствах, страхования выданных средств.

11 Данные о кредитном портфеле ЗАО «Райффайзенбанк» на территории Юга России. URL: http://tbis.ru/novosti/rajffajzen-bank-budet-aktivnee-kreditovat-malyj-biznes.

12 ОАО «Россельхозбанк» для малого и среднего бизнеса. URL: http://www.rshb.ru/microbusiness/.

Стоимость бизнеса Business Value - 60 -

Таблица 4

Анализ рынка кредитования на примере некоторых коммерческих банков

Банк Место Информация о кредитовании МСБ

ОАО «Сбербанк России» 1-е Предлагает три основных кредитных продукта для малого и среднего бизнеса: «Бизнес-Инвест» (на приобретение основных средств, модернизацию производства, осуществление текущего ремонта основных активов бизнеса и другое), «Бизнес-Недвижимость» (на приобретение объектов коммерческой недвижимости), «Бизнес-Рента» (на любые цели). Срок предоставления кредита составляет от 1 до 120 мес., процентная ставка зависит от выбора кредитного продукта, срока кредитования, материального положения заемщика, установлены лишь ее минимальные показатели (от 13,75 до 14,81% в зависимости от вида кредита). Залог и/или поручительство является обязательным критерием получения денежных средств. Минимальная сумма кредита зависит от вида компании и начинается от 150 000 руб. Максимальная сумма ограничивается лишь платежеспособностью заемщика

ОАО «Россель-хозбанк» 7-е Краснодарское отделение предлагает широкий спектр кредитных продуктов. Кредиты «Микро» и «Быстрое решение» не требуют залога и позволяют взять денежные средства на срок до 36 мес. суммой от 1 до 3 млн и от 100 000 до 1 млн руб. соответственно. Процентная ставка определяется для каждого клиента индивидуально и зависит от наличия залога, количества предоставленных документов, успешной деятельности предприятия и других факторов. Кредиты выделяются под цели, включающие в себя покупку основных средств, зданий и сооружений, ремонт коммуникаций, приобретение нематериальных активов и др.

ЗАО «Райффайзенбанк» 13-е Отделение в Краснодарском крае предлагает несколько возможных вариантов кредитования своих клиентов. Кредит «Экспресс» предлагает сумму финансирования от 100 000 до 2 000 000 руб. на срок кредитования от 4 до 48 мес. без комиссий. Процентная ставка составляет 17,9%. Кредит «Классик-Лайт» предлагает сумму финансирования от 100 000 до 4 500 000 руб. на срок кредитования от 4 до 60 мес. без комиссий, но с необходимостью обеспечения залога нежилой или жилой недвижимостью. Процентная ставка также 17,9%

ЗАО «Банк Интеза» Отделение в Краснодарском крае предлагает значительное количество программ для кредитования малого и среднего бизнеса. Размер процентной ставки может составлять от 13,25 до 25,63%. Ставка зависит от вида кредитного продукта, обеспечения залога, целей финансирования, имущественного положения заемщика и других факторов. К основным кредитным продуктам относятся кредиты «Инновационный», «Бизнес кредит», «Кредит доверия». Кредит «Инновационный» ориентирован на цели модернизации, инноваций и повышения энергоэффективности, предлагает наиболее выгодную процентную ставку (13,25%), но включает в себя условие определенного размера годовой выручки клиента (от 166 000 001 до 1 млрд руб.) и/или совокупного сальдо задолженности перед банком (с учетом запрашиваемого кредита) более 15 000 000 руб. Сумма кредита - от 1 до 60 млн руб. Кредитный продукт «Бизнес кредит» рассчитан на пополнение оборотных средств, на инвестиции, на комплексные цели. Сумма кредита - от 150 до 900 тыс. руб., срок кредитования - от 1 до 60 мес., залог обязателен. Кредитный продукт «Кредит доверия» не требует залога. Процентная ставка варьируется от 22 до 23% в зависимости от срока кредитования (от 1 до 36 мес.), размер кредитования - от 150 тыс. до 1,5 млн руб.

ОАО «Крайин-вестбанк» Ш-е На территории Краснодарского края банк предлагает специальную программу кредитования для малого и среднего бизнеса под следующие цели: расширение и развитие бизнеса, приобретение автотранспорта и недвижимости, торгового, производственного и пищевого оборудования. Срок кредитования варьируется от 1 до 5 лет. Денежные средства, возможные к получению, составляют промежуток от 300 000 до 3 000 000 руб. Процентная ставка равна 14%, однако ежемесячная комиссия за обслуживание кредита по срокам кредита (% от величины ссудной задолженности): 1 год - 0,1%, от 1 до 3 лет - 0,15%, свыше 3 лет - 0,2%. Существует также еще один кредитный продукт под названием «Бизнес-рост», процентная ставка увеличена до 19,5%, нет ежемесячных комиссий, срок кредитования - 3 года, цели кредитования остаются практически неизменными

Источники: URL: http://www.sberbank.ru/krasnodar/ru/s_m_business/promo/cred10; http://www.rshb.ru/news/6S66; http://www. raiffeisen.ru/business/entrepreneurs; http://www.bancaintesa.ru/; http://www.kibank.ru/corporative-clients/kredits/spetsialnye-kreditnye-programmy/programma-finansovoy-podderzhki-malykh-i-srednikh-predpriyatiy-oao-msp-bank.

Повышение конкурентоспособности кредитной поддержки МСБ

Кредитная поддержка малого и среднего бизнеса является многосторонним и сложным процессом, требующим активных действий со стороны государства. Последствия санкций, достаточно слабая система поддержки малого и среднего бизнеса, высокая процентная ставка, значительное количество факторов, не позволяющих выдачу кредитных ресурсов, подрывают деятельность предпринимателей.

Для решения перечисленных проблем необходима совокупность следующих действий:

- образование посреднических государственных организаций, осуществляющих поиск кредитных организаций для малого и среднего предпринимательства на основе анализа имеющихся документов и являющихся гарантом успешной сделки;

- образование государственной структуры, занимающейся повышением экономической и юридической грамотности предпринимателей;

- создание системы страхования выданных кредитором средств;

- пересмотр списка предъявляемых заемщиком документов для упрощения выдачи кредитов;

- уменьшение процентной ставки для предприятий с положительной кредитной историей;

- увеличение сроков кредитования при сохранении или уменьшении процентной ставки в определенных обстоятельствах;

- создание нового ведомства для развития и контроля малого и среднего бизнеса;

- использование золотовалютного резерва для обеспечения развития предприятий.

Кредитование малого и среднего бизнеса на региональном уровне отличается разнообразием кредитных продуктов, соответствием потребностям и особенностям каждого отдельного заемщика. Увеличение сроков кредитования и упрощение процесса выдачи кредитов позволяет в кратчайшие сроки получить необходимые денежные средства для ускорения темпов развития деятельности предприятия.

Высокие процентные ставки являются причиной, по которой развитие кредитования малого и среднего бизнеса идет невысокими темпами. Решением проблемы могут быть:

- уменьшение процентной ставки для предприятий с положительной кредитной историей;

- увеличение сроков кредитования при сохранении или уменьшении процентной ставки при определенных обстоятельствах;

- снижение процента за счет страхования выданных средств.

При необходимости получения малых денежных средств на определенные цели заемщик может воспользоваться услугами «Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края». Главными недостатками данного решения являются малый срок кредитования и наличие необходимости в предоставлении значительного пакета документов и вероятность субъективных оценок некоторых из них из-за отсутствия критериев, на которые должен ориентироваться предприниматель.

Появление нового ведомства, отвечающего за поддержку малого и среднего бизнеса, позволит лучшим образом использовать бюджетные средства для развития предпринимательства в необходимых государству областях. Функция контроля за выделенными средствами даст возможность положительно влиять на предприятия с помощью стимулирования успешной деятельности за счет продолжения льготного кредитования и проведения необходимых мероприятий.

Таким образом, рассмотрены вопросы, которые являются основными сдерживающими факторами развития экономики России (особенно это касается показателя «Уровень развития финансового рынка», 110-е место из 144 стран). В свою очередь улучшение качества соответствующих показателей повысит рейтинг глобальной конкурентоспособности РФ (в 2014 г. у России было 53-е место в мире).

Следует отметить, что конкурентоспособность финансового рынка (в том числе кредитная поддержка МСБ) зависит прежде всего от банковского сектора, который должен быть надежным и прозрачным. Безусловно, финансовый сектор нуждается в соответствующем регулировании, которое позволит защитить интересы инвесторов и других вовлеченных экономических субъектов.

Однако наряду с существующими проблемами имеются определенные успехи в части кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. Несмотря на финансовый кризис, в глобальном мире есть определенные перспективы улучшения в оценке показателей конкурентоспособности финансового сектора. Результаты проводимых мероприятий можно уже сейчас увидеть в

отчете о глобальной конкурентоспособности ВЭФ в 2015 г.

Список литературы

1. Александрин Ю.Н. Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства // Россия и современный мир. 2011. № 4. С.101-113.

2. Александрова Е.Н., Шевченко К.И. Инновационный фактор конкурентного позиционирования экономики в системе мирохозяйственных связей: выводы международных сопоставлений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2. С. 14-20.

3. Бендиков М.А., Хрусталёв О.Е. Механизм инновационного развития наукоемких высокотехнологических производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 28. С. 2-13.

4. Богдашев И.В., Геворкян C.М., Спирина C.Г. Оценка влияния глобальных экономических процессов на основные тренды мировой банковской сферы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С.100-104.

5. Борхунов Н.А., Саркисян М.А. Мировой венчурный бизнес и развитие аграрной экономики // АПК: Экономика, управление. 2014. № 6. С. 85-93.

6. Воронина Л.А., ПлешаковаМ.В. Кластерная модель интеграции современной банковской системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 21. С. 41-53.

7. Кизим А.А., Михайлюк О.В., Саввиди С.М. Особенности инвестиционной деятельности промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования // Экономика устойчивого развития. 2014. № 2. С. 120-127.

8. Козырь Н.С., Толстов Н.С. Современные принципы формирования банковских ставок в РФ // Экономика: теория и практика. 2014. № 4. С. 66-72.

9. Кочиева А.К. Анализ предпосылок и условий формирования универсального алгоритма управления инновационным развитием Юга России // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 65-69.

10.Листопад М.Е. Эволюция представлений

о конкурентоспособности национальной экономики // Экономика: теория и практика. 2012. № 3. С. 41-47.

11. Литвинский К.О., Шевченко К.И. Роль стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов на мезоуров-не // Экономика: теория и практика. 2009. № 2. С.53-55.

12. Мищенко Л.Я., Листопад М.Е. Организационно-методические основы формирования национальной инновационной системы и ее региональных компонентов // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8. С. 104-116.

13.МолочниковН.Р., ПоддубнаяМ.Н. Основные тенденции глобализации экономических процессов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. С. 21-27.

14. Никулина О.В. Реализация экономических интересов участников инновационного процесса // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 25. С. 22-31.

15. Плешакова М.В. Анализ состояния предпринимательского климата Краснодарского края // Экономика: теория и практика. 2014. № 2. С. 43-48.

16. Спирина С.Г. Комплексный финансовый риск: сущность и взаимосвязь с финансовой устойчивостью хозяйствующих субъектов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 252-254.

17. Старкова Н.О., Заболоцкая В.В. Формирование программы инновационного развития малых предприятий // Научное обозрение. 2011. № 6. С. 201-207.

18. Старкова Н.О., Махов Н.С., Козырь Н.С. Исследование современного состояния информационно-телекоммуникационной отрасли в РФ и ЕС // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С.125-130.

19. Шевченко И.В., Литвинский К.О. Устойчивое развитие: мировой опыт и проблемы России // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 13. С. 3-10.

20. Шевченко К.И. Региональная политика улучшения инвестиционного климата региона на примере Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 227-229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Finance and Credit Business Value

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

THE COMPETITIVENESS OF CREDIT SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE KRASNODAR KRAI

Natal'ya S. KOZYR', Andrei V. LOBOV

Abstract

Importance We consider the competitiveness of credit support to small and medium-sized businesses of the Krasnodar Krai. The subject covers the aspects of the global competitiveness of the Russian Federation, where the assessment of credit support to enterprises is a part of the State's ability to ensure stable economic growth. Objectives The objective of the study is to identify aspects of the financial market competitiveness on the case study of lending to small and medium-sized businesses in the Krasnodar Krai.

Methods We analyzed statistical data, information from official sources, legal documents, academic works, expert reports, and information of credit institutions. Results The study identified the areas of enhancing the competitiveness of the financial market that allow improving the financing of small and medium-sized businesses. We defined factors curbing the growth of small businesses; formulated the areas of improving the policy of the State and regions in relation to small and medium-sized enterprises; proposed some solutions, including those based on alternative forms of support to SMEs. Conclusions and Relevance We considered lending to small and medium-sized enterprises as an element of the Global Competitiveness Index to assess the level of financial market development. Using the case of lending to small and medium-sized businesses, we analyzed the issues related to an increase in competitiveness of other key aspects (quality of institutions, efficiency of the goods market, competitive ability of businesses) impacting the rating of the Russian Federation under the WEF technique.

Keywords: credit support, small and medium-sized businesses, State, global competitiveness, financial markets, banking sector, government support

References

1. Aleksandrin Yu.N. Innovatsionnaya ekonomika i institutsional'naya sreda malogo predprinimatel'stva

[Innovative economy and institutional environment of small businesses]. Rossiya i sovremennyiy mir = Russia and the Contemporary World, 2011, no. 4, pp.101-113.

2. Aleksandrova E.N., Shevchenko K.I. Inno-vatsionnyi faktor konkurentnogo pozitsionirovaniya ekonomiki v sisteme mirokhozyaistvennykh svyazei: vyvody mezhdunarodnykh sopostavlenii [An innovation factor of competitive positioning of economy in the world economic system: conclusions of international comparisons]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 2, pp. 14-20.

3. Bendikov M.A., Khrustalev O.E. Mekhanizm innovatsionnogo razvitiya naukoemkikh vysokotekhno-logicheskikh proizvodstv i rynkov [The innovative development mechanism of knowledge-intensive high-technology industries and markets]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2012, no. 28, pp. 2-13.

4. Bogdashev I.V., Gevorkyan S.M., Spirina S.G. Otsenka vliyaniya global'nykh ekonomicheskikh prot-sessov na osnovnye trendy mirovoi bankovskoi sfery [Assessing the impact of global economic processes on major trends in the world banking]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-3, pp. 100-104.

5. Borkhunov N.A., Sarkisyan M.A. Mirovoi ven-churnyi biznes i razvitie agrarnoi ekonomiki [World business venture and agrarian economy development]. APK: Ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2014, no. 6, pp. 85-93.

6. Voronina L.A., Pleshakova M.V. Klasternaya model' integratsii sovremennoi bankovskoi sistemy [A cluster model of the integration of modern banking system]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 21, pp. 41-53.

7. Kizim A.A., Mikhailyuk O.V., Savvidi S.M. Osobennosti investitsionnoi deyatel'nosti promy-

shlennykh predpriyatii v sovremennykh usloviyakh khozyaistvovaniya [Specifics of investment activity of industrial enterprises in the contemporary economy]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = The Economics of Sustainable Development, 2014, no. 2, pp. 120-127.

8. Kozyr' N.S., Tolstov N.S. Sovremennye print-sipy formirovaniya bankovskikh stavok v RF [Modern principles of bank interest rates formation in the Russian Federation]. Ekonomika: teoriyaipraktika = Economics: Theory and Practice, 2014, no. 4, pp. 66-72.

9. Kochieva A.K. Analiz predposylok i uslovii formirovaniya universal'nogo algoritma upravleniya innovatsionnym razvitiem Yuga Rossii [Analyzing the conditions of the formation of a versatile algorithm to manage the innovative development of the South of Russia]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 4-2, pp. 65-69.

10. Listopad M.E. Evolyutsiya predstavlenii o konkurentosposobnosti natsional'noi ekonomiki [Evolution of ideas of the national economy competitiveness]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2012, no. 3, pp. 41-47.

11. Litvinskii K.O., Shevchenko K.I. Rol' strate-gicheskogo planirovaniya i regulirovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov na mezourovne [The role of strategic planning and management of socioeconomic processes at the meso-level]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2009, no. 2, pp. 53-55.

12. Mishchenko L.Ya., Listopad M.E. Or-ganizatsionno-metodicheskie osnovy formirovaniya natsional'noi innovatsionnoi sistemy i ee regional'nykh komponentov [Organizational and methodological basis for the formation of the national innovation system and its regional components]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = The Economics of Sustainable Development, 2011, no. 8, pp. 104-116.

13. Molochnikov N.R., Poddubnaya M.N. Os-novnye tendentsii globalizatsii ekonomicheskikh prot-sessov [Major trends in the globalization of economic processes]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 8, pp. 21-27.

14. Nikulina O.V. Realizatsiya ekonomicheskikh interesov uchastnikov innovatsionnogo protsessa [Realization of economic interests of innovation process participants]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 25, pp. 22-31.

15. Pleshakova M.V. Analiz sostoyaniya predprinimatel'skogo klimata Krasnodarskogo kraya [Analysis of the business climate of the Krasnodar Krai]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2014, no. 2, pp. 43-48.

16. Spirina S.G. Kompleksnyi finansovyi risk: sushchnost' i vzaimosvyaz' s finansovoi ustoichivost'yu khozyaistvuyushchikh sub"ektov [Integrated financial risk: the nature and relationship to the financial stability of economic entities]. Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no.3, pp. 252-254.

17. Starkova N.O., Zabolotskaya V.V. Formirov-anie programmy innovatsionnogo razvitiya malykh predpriyatii [Developing a program of innovative development of small enterprises]. Nauchnoe obozrenie = Science Review, 2011, no. 6, pp. 201-207.

18. Starkova N.O., Makhov N.S., Kozyr' N.S. Issledovanie sovremennogo sostoyaniya informat-sionno-telekommunikatsionnoi otrasli v RF i ES [Investigating the current conditions of information and telecommunications industry in Russia and the EU]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-2, pp. 125-130.

19. Shevchenko I.V., Litvinskii K.O. Ustoichivoe razvitie: mirovoi opyt i problemy Rossii [Sustainable development: international experience and problems of Russia]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory andPractice, 2007, no. 13, pp. 3-10.

20. Shevchenko K.I. Regional'naya politika uluch-sheniya investitsionnogo klimata regiona na primere Krasnodarskogo kraya [Regional policy of improving the investment climate in the region on the Krasnodar Krai case]. Teoriya i praktika obshchestvennogo raz-vitiya = Theory and Practice of Social Development, 2012, no. 1, pp. 227-229.

Natal'ya S. KOZYR'

Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai,

Russian Federation

n_k_@mail.ru

Andrei V. LOBOV

Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai,

Russian Federation

blackroses2011@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.