УДК 332.14
направления и инструменты поддержки предпринимательства на региональном уровне*
и. ю. нестеренко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: nesterenko-chel@mail. ru Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений
В статье отмечается, что поддержка предпринимательства является важнейшей сферой деятельности региональных органов власти. Она осуществляется по следующим направлениям: стимулирование инвестиционной деятельности, развитие инновационной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Проанализированы нормативные и программные документы, регламентирующие поддержку предпринимательства в Челябинской области, и результаты усилий органов власти региона по решению данной проблемы. Приведена систематизация направлений, форм и инструментов такой поддержки на региональном уровне.
Ключевые слова: поддержка предпринимательства, государственная политика, региональные программы
Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей экономической политики государства в рыночной экономике. Государственная поддержка предпринимательства означает совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. государственная политика, в том числе и в сфере поддержки пред-
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском социально-экономическом институте (филиале) Академии труда и социальных отношений.
принимательства, реализуется на различных уровнях государственного и муниципального управления. Масштабы нашей страны, а также социально-экономические различия территорий обусловливают значимость и региональное многообразие форм и методов государственной поддержки предпринимательства на региональном уровне.
Теоретические и прикладные аспекты поддержки предпринимательства широко обсуждаются в научных изданиях. Распространенным является утверждение о крайней актуальности для России увеличения нормы накопления и кратном увеличении инвестиционных программ [2, 3, 7]. Без этого невозможны осуществление неоиндустриализации экономики страны и обеспечение конкурентоспособных позиций в мировом производстве. Решение задачи неоиндустриализации, безусловно, требует государственного воздействия на эти процессы. Методы и инструменты экономической политики, как следует из исследования В. Полтеро-вича и В. Попова, должны соответствовать стадиям модернизации экономики [8].
Российские экономисты сходятся во мнении, что необходимо не усиление государственного вмешательства в экономику, а выработка новых инструментов государственного регулирования, направленных прежде всего на обеспечивающую инфраструктуру. государственная поддержка предпринимательства предполагает создание как общих благоприятных условий для ведения бизнеса, так и селективных мер поддержки отдельных секторов экономики. А. Калинин обосновывает необходимость дифференциации политики государственного
регулирования в зависимости от характеристик вида экономической деятельности или сегмента, претендующего на поддержку государства [4].
Экономист О. Киюцина приводит доказательства приоритетности поддержки крупного бизнеса для обеспечения условий модернизации экономики и использования таких инструментов стимулирования развития, как государственный спрос и инфраструктурное обеспечение [5].
Реализация бизнес-проектов имеет территориальную локализацию. Поэтому помимо соответствующей среды на федеральном уровне требуется активизация регионального сегмента процесса управления развитием. Теоретические подходы и механизм реализации региональной политики модернизации производства анализируются, в частности, в работах А. Татаркина, О. Романовой, К. Криничанского. В работах Татаркина и Романовой как перспективные и наиболее значимые для индустриализации экономики Урала рассматриваются такие механизмы реализации промышленной политики, как технологические платформы, кластерная политика и проектное финансирование [9]. Криничанский рассматривает синерге-тический эффект косвенной поддержки, состоящей в софинансировании инфраструктурных проектов (транспортных, коммуникационных, образовательных). По мнению данного автора, высокая эффективность присуща и таким инструментам региональной политики, как формирование и поддержка региональных институтов развития, государственно-частных партнерств, межрегиональных партнерств [6].
Анализ нормативных и программных документов органов власти Челябинской области, регламентирующих государственную поддержку предпринимательства в регионе, позволяет выделить следующие направления этой поддержки с точки зрения объектов регулирования:
- стимулирование инвестиционной деятельности и привлечение капитала в экономику области;
- развитие инновационной деятельности;
- поддержка малого и среднего предпринимательства.
Перечисленные направления поддержки пересекаются в значительной степени по объектам регулирующего воздействия, инструментам и целям воздействия. Можно выделить основные акценты, на достижение которых направлены представленные виды поддержки предпринимательства (рис. 1). Но реализация любого направления способствует достижению всех целей государственной политики поддержки предпринимательства в большей или меньшей степени.
Институциональная инфраструктура поддержки предпринимательства в Челябинской области включает органы государственного и муниципального управления, организации некоммерческого и коммерческого секторов экономики (рис. 2).
Поддержка инвестиционной деятельности в Челябинской области. В 2013 г. в области принята Стратегия развития инвестиционной деятельности Челябинской области до 2020 г. В ней представлены потенциальные возможности реализации инвестиционных проектов на территории области, цели и механизмы реализации региональной политики стимулирования инвестиционной деятельности. Такая информация позволяет потенциальным инвесторам оценить возможности размещения новых предприятий.
Государственная поддержка инвесторов в Челябинской области предусматривает следующие формы и инструменты:
Рис. 1. Распределение целей государственной политики по направлениям поддержки предпринимательства
Рис. 2. Институциональная инфраструктура поддержки предпринимательства
Челябинской области
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль;
- гарантии Челябинской области по кредитам коммерческих банков;
- льготные условия пользования землей, находящейся в государственной собственности области;
- предоставление в аренду земельных участков (с возможностью последующего выкупа) с подведенной инфраструктурой;
- административное и информационное сопровождение инвестиционных проектов.
В соответствии с региональным законодательством Челябинской области для организаций, созданных после 01.01.2011 и осуществляющих капитальные вложения производственного назначения на территории Челябинской области в размере не менее 8 млн руб. в течение года, а также включенных в приоритетные инвестиционные проекты области, налоговая ставка по налогу на прибыль снижается на 4,5 % (до 13,5 %) и по налогу на имущество организаций - на 50 % (до 1,1 %). К началу 2013 г. налоговые льготы организациям, реализующим инвестиционные проекты, были предусмотрены для 7 предприятий. Общий объем инвестиций, реализуемых данными предприятиями, составляет 9 151,2 млн руб., размер инвестиций одного предприятия - от 430 до 4 024,4 млн руб.
Крупнейшие инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестицион-
ных проектов Уральского федерального округа, реализация которых происходила, происходит и будет происходить в Челябинской области в 2002-2017 гг., сосредоточены в основном в металлургическом производстве. Общий объем инвестиций по данным проектам предусмотрен в объеме 101,2 млрд руб. Из них 93,3 млрд руб., или 92,2 % составляют инвестиции в металлургическое производство и лишь 4,7 млрд руб., или 4,6 % - в животноводство (строительство птицеводческого комплекса). На развитие внутреннего туризма (создание Национального парка спорта и туризма «Тургояк») предусмотрены инвестиции в размере 3,2 млрд руб.
Среди льготных условий пользования землей, находящейся в государственной собственности Челябинской области, - установление коэффициента уменьшения суммы годовой арендной платы (до 0,001) в отношении земельных участков, используемых для реализации инвестиционных проектов.
Действенной мерой привлечения инвесторов является формирование производственных площадок с подведенной инфраструктурой. В 2013 г. на границе Челябинска планируется ввести в эксплуатацию Парк индустриальных инноваций «Малая Соснов-ка». Он представляет собой производственную площадку в 200 га с подведенными коммуникациями. Предполагается, что на ней должны разместиться 15-20 производств. Власти области объявили прием заявок для отбора инвесторов. Каждый из них должен получить участок с коммуникациями на время строительства предприятия. А после того, как завод будет возведен, земля переходит в собственность инвестора. К инвесторам предъявляются следующие требования: объем инвестиций - не менее 200 млн руб., срок реализации проекта не должен превышать 3 лет. На строительство парка из бюджета области выделено 287 млн руб., основная часть которых (279 млн руб.) была заложена в бюджете на 2012 г.
Условия предоставления госгарантий за счет средств областного бюджета предполагают, что планируемый объем финансирования за счет обеспеченных государственной гарантией Челябинской области заимствований может составлять не более 70 % полной стоимости проекта. Для субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты по созданию (увеличению) производственных мощностей по выпуску продукции животноводства и птицеводства, - не более 80 %. По итогам 2012 г. областные госгарантии предоставлены 7 предприятиям. К началу 2013 г. общий объем областных госгарантий составил 11,18 млрд руб. под инвестиционные проекты стоимостью 75,64 млрд руб. 71 %, или 7,93 млрд руб. общей суммы гарантий были предоставлены сельскохозяйственным предприятиям на реализацию инвестпроектов по созданию и увеличению производственных мощностей для производства сельскохозяйственной продукции. Остальные 3,25 млрд руб. госгарантий были направлены ОАО «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» на строительство жилья в Челябинской области. На 2013-2015 гг. в соответствии с законодательством об областном бюджете запланировано ежегодное предоставление государственных гарантий в размере 4,91 млрд руб.
Одной из приоритетных отраслей стимулирования инвестиционной деятельности областных органов власти является сельское хозяйство. Из 7 предприятий, получивших госгарантии, - 6 сельскохозяйственных (строительство свиноводческих и птицеводческих комплексов, тепличное хозяйство). В 2010-2012 гг. к инвестиционным объектам в сельском хозяйстве подведение инфраструктуры финансировалось в том числе за счет средств областного бюджета на сумму 774 млн руб.
Административное сопровождение инвестиционных проектов осуществляется по результатам заключения трехсторонних инвестиционных соглашений между правительством Челябинской области, муниципальными образованиями и инвесторами. К началу 2013 г. было заключено 116 таких соглашений. Кроме того, заключаются соглашения с естественными монополиями (Южно-Уральская железная дорога, Челябэнерго, Челябинскгазком, Челябрегионгаз) об оказании содействия инвесторам (в частности, в оформлении необходимых документов в короткие сроки).
В области внедряется система сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного
окна». Реализация данного принципа предполагает, что потенциальный инвестор обращается в Минэкономразвития Челябинской области или Агентство инвестиционного развития Челябинской области с инициативой о сотрудничестве. При этом определяются формы и условия сотрудничества, и назначается координатор инвестиционного проекта со стороны названных организаций. Условия сотрудничества могут предполагать договорные отношения или безвозмездное консультирование. Координатор осуществляет сопровождение подготовительных, согласительных и разрешительных процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта (например, при оформлении документов на земельные участки, создании объектов капитального строительства), оценивает возможности и организует меры господдержки областных органов власти финансового и нефинансового характера.
Одним из направлений деятельности областных органов власти является информационное сопровождение инвесторов. На сайте минэкономразвития области размещены каталоги инвестиционных проектов и продукции предприятий Челябинской области, интерактивные карты строящихся инфраструктурных объектов и свободных энергомощностей, свободных земельных участков, объектов незавершенного строительства. В области утверждены схемы территориального планирования области, в том числе по городам и поселкам. Все муниципалитеты области представляют свои инвестпроекты. К началу 2013 г. представлено 130 проектов на сумму 627 млрд руб.
Поддержка инновационной деятельности в Челябинской области. Реализация инноваций является одной из наиболее проблемных сфер в российской экономике. Многие авторы считают, что это вызвано следующими причинами.
Во-первых, незаинтересованность крупного российского бизнеса в инновациях, когда основные доходы приносит экспорт сырья.
Во-вторых, отсутствие конкуренции в условиях высокого уровня монополизации экономики.
В-третьих, низкий технологический потенциал основных сфер производства, что приводит к неспособности продуцировать и осваивать современные инновации.
Тем не менее инновационное развитие является стратегическим приоритетом, так как в современной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность без обновления технологического уклада. И именно государство играет ключевую
роль в формировании инновационной системы. Варианты реализации инновационного пути развития, исходя из мирового опыта, и роль в этом процессе инноваторов, инвесторов и государства рассматриваются, в частности, А. Шиловым [10].
Направления и инструменты реализации инновационной политики Челябинской области определены в Стратегии развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года и областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2013-2015 годы» (третья областная программа по данному направлению). Поддержка субъектов инновационной деятельности предполагает:
- предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов, имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в аренду по льготным ставкам;
- развитие технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов, венчурных фондов;
- финансовую поддержку в форме субсидий и грантов;
- информационную поддержку субъектов инновационной деятельности за счет организации тематических конференций, участия делегаций СИД во всероссийских и международных выставках;
- развитие кадрового потенциала в инновационной сфере.
В Челябинской области научными исследованиями и разработками занимается более 14,5 тыс. ученых. По итогам 2011 г. в области функционировали 268 организаций, осуществляющих научные исследования и разработки. В том числе:
- 210 малых инновационных предприятий;
- 22 организации сектора высшего образования;
- 19 организаций государственного сектора;
- 16 организаций предпринимательского сектора;
- 1 предприятие сектора некоммерческих организаций.
Основу инновационной инфраструктуры области формируют:
- инновационные бизнес-инкубаторы (областной и 3 по муниципальным образованиям - в Магнитогорске, Снежинске и Озерске);
- инновационные технопарки (ООО «Технопарк Новатор» и ЗАО «Челябинский завод технологической оснастки»);
- региональный венчурный фонд.
Аккредитованным инновационным технопаркам, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области, предоставляется снижение ставки налога на прибыль организаций до 13,5 % в части, зачисляемой в областной бюджет, и освобождение от уплаты налога на имущество организаций.
В целях содействия инвестированию для субъектов инновационной деятельности создан закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Челябинской области» (ЗПИФ). Капитализация ЗПИФ составляет 480 млн руб, из которых 240 млн руб. - средства федерального и областного бюджетов и 240 млн руб. - средства частных инвесторов. Размер инвестиций в одну компанию составляет от 1 до 70 млн руб.
Субсидии субъектам инновационной деятельности предоставляются на возмещение затрат, связанных:
- с уплатой процентов по кредитам кредитных организаций, лизинговых платежей по договорам лизинга;
- с разработкой и реализацией инновационных проектов;
- с получением патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели;
- с оплатой образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, оказанных специалистам, принимающим участие в реализации инновационных проектов;
- с участием в выставочно-конгрессных мероприятиях.
Предусмотрены также субсидии (в виде грантов) начинающим малым инновационным предприятиям, получившим финансирование по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере; резидентам инновационных бизнес-инкубаторов; участникам Фонда «Сколково».
Органы власти Челябинской области осуществляют взаимодействие с федеральными институтами развития в инновационной сфере в основном с точки зрения привлечения грантов федерального уровня. В частности, заключено соглашение с Фондом «Скол-ково» (12.07.2012) об участии инновационных компаний Челябинской области (8 компаний) в конкурсах на получение грантов и налоговых льгот по федеральным налогам для малых предприятий на стадии
разработки по направлениям: энергоэффективность, ядерные технологии, космические технологии, ГТ-технологии. С ОАО «РОСНАНО» предусмотрено взаимодействие в отношении прямых инвестиций в малые компании на внедрение разработок в сфере нанотехнологий. С Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фондом Бортника) налажено взаимодействие в рамках программы «Старт» на получение грантов для реализующихся малых компаний в сферах ГТ-технологий, медицины будущего, современных материалов и технологий их создания, новых приборов и аппаратных комплексов, биотехнологий.
Динамика бюджетного финансирования мероприятий в рамках областных целевых программ развития инновационной деятельности (рис. 3) свидетельствует о весьма скромных объемах данного направления. Пиковые расходы в 2008 г. связаны с созданием венчурного фонда Челябинской области.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Малый и средний бизнес имеет ряд преимуществ перед крупным: гибкость, мобильность, низкие барьеры входа на рынок с точки зрения первоначального капитала. Но существуют и ограничения, препятствующие эффективному развитию малого и среднего бизнеса. В связи с этим для субъектов малого и среднего предпринимательства актуальны специальные меры государственной поддержки, которые носят как общий характер, так и территориальную специфику. Выделенные проблемы по развитию малого и среднего бизнеса Уральского федерального округа рассмотрены в монографии О. Артемовой и Т. Осиповой [1].
В настоящее время реализуется областная целевая программа (ОПЦ) «Развитие малого и среднего предпринимательства Челябинской области на 2012-2013 годы». Это уже шестая ОПЦ по данному направлению.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь, участие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников.
Наиболее востребованной формой поддержки является финансовая. Она оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, как правило, в следующих формах:
- субсидии на возмещение затрат;
- субсидии (гранты) начинающим предпринимателям;
- кредитование и поручительство либо за счет бюджетных средств, либо с условием финансовой поддержки организаций инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, осуществляющих кредитование.
В целом условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Челябинской области в настоящее время в основном предполагают возмещение 50-70 % затрат по определенным видам расходов. Предельный размер субсидии на одного субъекта в финансовом году составляет от 50 тыс. руб. (субсидии по оплате участия в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для СмП) до
Рис. 3. Объемы финансирования программ развития инновационной деятельности Челябинской области в 2006-2013 гг, млн руб. [11]: 1 - общий объем финансирования; 2 - финансирование из федерального бюджета; 3 - финансирование из областного бюджета
1 млн руб. (субсидии на возмещение затрат на уплату лизинговых платежей и субсидии экспортерам).
Структура финансирования мероприятий ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2013 годы» в соответствии с плановыми показателями программы на 2012 г. отражена в табл. 1.
Запланированные объемы финансирования субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на 2012 г. с учетом средств федерального бюджета, выделяемых Челябинской области на данные цели, составляли 59,25 млн руб., или 42,2 % от общего объема финансирования ОЦП в 2012 г. Большую часть этих средств предполагалось направить на субсидии по лизингу (20 млн руб., или 33,8 % от общего объема субсидий) и субсидии субъектам женского и семейного предпринимательства (20 млн руб., или 33,8 % от общего объема субсидий). Значительную долю составляли субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам - 8,5 млн руб., или 14,3 % от общего объема субсидий. На остальные виды субсидий предполагалось направить от 200 до 2 500 тыс. руб. по каждому виду субсидий (0,3-4,2 % суммы запланированных объемов финансирования всех субсидий). 69,65 млн руб. планировалось направить муниципалитетам Челябинской области на софинансирование муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 49,6 % общего финансирования ОЦП. С учетом того, что 70-80 % финансирования муниципальных программ такой поддержки направляются на предоставление финансовой помощи в форме субсидий и грантов, можно сделать вывод, что порядка 80 % объема финанси-
Таблица 1
Финансирование ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства Челябинской области на 2012-2013 годы» в 2012 г.
рования областной программы поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется в различных формах финансовой помощи.
С 2009 г. в области функционирует Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области (Гарантийный фонд). Его назначение - предоставление поручительств предпринимателям в целях обеспечения доступа к кредитным ресурсам. Общими условиями предоставления поручительств за счет средств фонда в 2012 г. являлись:
- заключение договора (кредитного, банковской гарантии, лизинга) на срок не менее 2 мес. и в сумме, превышающей 200 тыс. руб., и на срок не менее 1 года и в сумме, превышающей 1 млн руб.;
- наличие обеспечения в размере не менее 30 % от размера кредита или банковской гарантии;
- размер поручительства фонда в рамках одного поручительства не может превышать 70 % от размера предмета поручительства и не может превышать 15 млн руб.
Размер ставки вознаграждения фонда за предоставление поручительства составляет 1,0-1,5 %. Сниженные ставки (до 0,1 %) установлены для предприятий инновационной и сельскохозяйственной сферы. На 01.01.2013 было выдано 573 поручительства, а общий объем полученных кредитов составил 2,6 млрд руб. За время работы фонда объем ежегодно выдаваемых поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед коммерческими банками вырос почти в 17 раз, сумма кредитов - в 13 раз (табл. 2).
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в форме предоставления в аренду на долгосрочной основе по льготным ставкам государственного и муниципального имущества. Областными и муниципальными органами власти сформированы перечни имущества, которое может быть предоставлено в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства. Действует государственное бюджетное
Таблица 2
Объем поручительств Гарантийного фонда по обязательствам субъектов малого предпринимательства в 2009-2012 гг., млн руб. [11]
Показатель Млн руб. В процентах
Общая сумма финансирования 140,4 100,0
Финансирование субсидий предпринимателям В том числе: - по лизингу - по субъектам женского и семейного предпринимательства - по уплате процентов по кредитам 59,25 42,2
20,0 14,3
20,0 14,3
8,5 6,1
Софинансирование муниципальных программ 69,64 49,6
Прочие 11,51 8,2
Показатель 2009 2010 2011 2012
Сумма поручительств 44,1 128,9 258,3 746,8
Сумма полученных 120,6 311,4 611,1 1 544,8
кредитов
учреждение Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор», на площадке которого располагаются инновационный бизнес-инкубатор и бизнес-инкубатор офисного типа. Они могут предоставить на льготных условиях 273 оборудованных рабочих места для 70 начинающих предпринимателей.
В области функционирует Центр субконтрактации в целях оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства для формирования заказов на их продукцию. По итогам первого полугодия 2012 г. в региональной системе субконтрактации размещено 498 заказов на сумму 236,1 млн руб. на такие виды работ, как механическая обработка, литье металлов и сплавов, зубообработка, обработка давлением, изготовление металлоконструкций и др.
информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в следующих формах:
- размещение специальной информации на сайте «Малый бизнес Челябинской области»;
- издание справочных и методических пособий, каталогов товаров, производимых малыми и средними предприятиями;
- проведение рекламно-выставочных мероприятий, конкурсов предпринимателей.
Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны региональных органов власти предполагает проведение работы по следующим направлениям:
- организация и проведение семинаров, курсов, тренингов по созданию собственного дела и развитию предпринимательской деятельности;
- мониторинг состояния рынка труда и определение потребностей в кадрах и образовательных услугах для малого и среднего предпринимательства.
Анализ динамики объемов финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области (рис. 4) свидетельствует, что пиковые объемы финансирования были в 2009-2010 гг., когда из федерального бюджета направлялись значительные ресурсы на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках антикризисных мер Правительства РФ.
За 2007-2012 гг. и в настоящее время направление средств из федерального бюджета предполагалось в форме субсидий на условиях софинанси-рования. В 2009-2010 гг. условия предоставления субсидий предполагали соотношение объемов финансирования за счет бюджета субъекта РФ и федерального бюджета 1:4. С 2011 г. изменился порядок определения объема субсидий субъектам РФ. Был ограничен состав мероприятий, на финансирование которых предоставлялись субсидии из федерального бюджета:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
*Общие объемы финансирования за счет федерального, областного и муниципальных бюджетов
Рис. 4. Объемы финансирования программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области в 2006-2013 гг., млн руб. [11]: 1 - общая сумма финансирования; 2 - финансирование из федерального бюджета; 3 - финансирование из областного бюджета
- реализация иных мероприятий по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом РФ программой поддержки и развития МСП).
Субъекты РФ могут принимать участие в конкурсном отборе по одному или нескольким мероприятиям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. По каждому мероприятию определена минимальная сумма субсидии за счет средств федерального бюджета. Размеры субсидий зависят в том числе от объема средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на мероприятия программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Анализ динамики и объемов финансирования по направлениям поддержки предпринимательства
Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне
ш
Направления поддержки
Инвестиционной деятельности
Инновационной деятельности
Субъектов малого и среднего предпринимательства
Формы поддержки
Финансовая
Государственно-частное партнерство
Имущественная
Инструменты поддержки
Льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций;
субсидии по банковским кредитам и лизингу; субсидии на возмещение затрат на реализацию предпринимательских проектов; государственные гарантии; гранты лучшим проектам
Реализация государственных заказов;
административное сопровождение проектов; подведение инфраструктуры к границам участков реализации инвестиционных проектов; создание технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов
Предоставление в аренду офисных площадей; предоставление в аренду производственных площадей, земельных участков на льготных условиях
Рис. 5. Модель организационно-экономического механизма поддержки предпринимательства на региональном уровне
в Челябинской области позволяет сделать следующие выводы.
1. Объемы и структура финансирования поддержки предпринимательства в значительной степени зависят от объемов и условий предоставления субсидий из федерального бюджета.
2. Преобладающей формой поддержки предпринимательства является предоставление субсидий и государственных гарантий по приоритетным направлениям.
3. Объемы прямого финансирования мероприятий поддержки предпринимательства за счет бюджетных средств не отражают всей полноты финансирования поддержки предпринимательства, инициированной государством. В частности, к затратам государства на поддержку предпринимательства можно отнести также выпадающие доходы в результате предоставления налоговых льгот, предоставления государственного имущества по льготным ставкам. Предоставление государственных гарантий (кроме ситуации, когда гарант вынужден отвечать по обязательствам заемщика) также не означает выделения бюджетных средств.
Систематизация реализуемых в Челябинской области форм и инструментов поддержки предпринимательства позволила разработать модель органи-зационно-экономи-ческого механизма поддержки предпринимательства на региональном уровне (рис. 5). Мероприятия поддержки пред-
Информационно-консультационная
Подготовка кадров
Формирование каталогов свободных участков для реализации предпринимательских проектов, объектов незавершенного строительства; проведение выставок, ярмарок, конкурсов;
проведение консультаций для субъектов предпринимательской деятельности; издание справочных и методических пособий, размещение информации на сайтах
Организация и проведение конкурсов, семинаров, тренингов; субсидии на частичное возмещение затрат на обучение субъектов предпринимательской деятельности
принимательства по различным объектам регулирующего воздействия в большей части не обособлены и являются общими, так же, как и субъекты предпринимательской деятельности могут относиться к разным объектам с точки зрения механизма поддержки предпринимательства. К общим инструментам поддержки, распространяющимся на субъекты инвестиционной, инновационной деятельности и малого и среднего предпринимательства, относятся, например:
- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам;
- государственные гарантии под кредитные, лизинговые договоры;
- размещение государственных заказов;
- предоставление в аренду земельных участков, имущества, находящегося в государственной собственности, на льготных условиях.
Общими для средних и малых предприятий и инновационных организаций являются:
- возможности размещения в бизнес-инкубаторах;
- получение грантов по итогам конкурсной оценки проектов;
- участие в обучающих семинарах, тренингах;
- получение субсидий на возмещение части затрат, связанных с оплатой образовательных услуг.
При этом по численности получателей различных форм поддержки лидируют, естественно, малые предприятия. Но есть и специфические инструменты поддержки, которые не могут распространяться, например, на средние и малые предприятия. Административное сопровождение проектов на основе заключенных договоров с правительством области, подведение инфраструктуры за счет бюджетного финансирования к границам участков реализации инвестиционных проектов могут быть реализованы
лишь в отношении крупных инвесторов. В целом имеет место взаимовлияние направлений поддержки предпринимательства по объектам регулирующего воздействия.
Список литературы
1. Артемова О. В., Осипова Т. Н. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности и перспективы: монография. Челябинск: Сити Принт. 2010.
2. Алексеев А. Новая индустриализация: оценка потребности в накоплении // Экономист. 2012. № 3.
3. Глазьев С., Фетисов Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономист. 2013. № 1.
4. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики. 2012. № 4.
5. Киюцина О. Государственная поддержка модернизации отраслей крупного бизнеса // Вопросы экономики. 2012. № 4.
6. Криничанский К. В. Политико-экономические аспекты формирования модели регионального развития России // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 7.
7. Погосов И. Источники финансирования модернизации экономики // Экономист. 2012. № 5.
8. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Часть I: Опыт быстрого развития // Вопросы экономики. 2006. № 7.
9. Татаркин А., Романова О. О возможностях и механизме индустриализации старопромышленных регионов // Экономист. 2013. № 1.
10. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес // Вопросы экономики. 2011. № 1.
11. URL: http://econom-chelreg. ru.