стратегические ориентиры развития мгуки в контексте реализации культурной политики россии
Татьяна Викторовна КУЗНЕцоВА,
и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор [email protected]
Владимир Васильевич СТРЕЛьцоВ,
проректор по научной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, доктор технических наук, профессор [email protected]
Владимир Михайлович СоЛДАТоВ,
заместитель директора НИИ Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат экономических наук [email protected]
В настоящей статье авторы излагают результаты работы над Программой развития Московского государственного университета культуры и искусств на период до 2018 года. В статье раскрываются основные идеи повышения конкурентоспособности университета в образовательной деятельности и выхода его на лидирующие научно-инновационные позиции среди вузов культуры и искусств России, а также интеграции вуза в мировое образовательное пространство. С учётом принятых в последнее время законодательных актов, указов и выступлений Президента РФ, решений и распоряжений Правительства РФ, касающихся развития культуры, образования, науки и инноваций, в статье изложены принципы развития университета, раскрыты миссия, основная цель, задачи и ожидаемые результаты реализации Программы.
Ключевые слова: университет, культура, образование, наука, инновации, развитие, лидерство.
In this paper, the authors present the results of the draft program of the Moscow State University of Culture and Arts for the period up to 2018. On the basis of the limited size of the article, a summary of the main ideas of revealed competitiveness of the University in education and training activities, and outputs it to the leading scientific and innovative position among the universities of Russian culture and art, as well as integration into the world educational space. In view of recent legislation, decrees and speeches of the President of the Russian Federation, decisions and orders of the Government of the Russian Federation concerning the development of culture, education, science and innovation, the article sets out the principles of the University, revealed the mission, the main goal, objectives and expected results of the program.
Key words: university, culture, education, science, innovation, development, leadership.
В условиях перехода России на инновационный путь развития и осуществления реформы образования актуальной становится инновационная стратегия лидерства и конкурентоспособности вузов культуры и искусств в нашей стране. Отличительной чертой подобных стратегий являются активное включение вузов культуры и искусств России в решение задач социально-экономического развития государства, выход их на лидирующие позиции в развитии культуры, образования, науки и инноваций не только на местных, региональных и национальном рынках интеллектуальной продукции (услуг), но и в мировом образовательном пространстве. Именно такая идея была заложена в основу обоснования и разработки стратегических ориентиров развития Московского государственного университета культуры и искусств на период 2013-2018 годы (далее - «Университет»).
По своему культурному, образовательному, научному и инновационному замыслу предлагаемая Программа развития Университета является продолжением Стратегии развития Университета на 2009-2012 годы и выступает в качестве основополагающего документа, определяющего перспективы его развития. Исходя из ограниченного объёма статьи, далее в обобщённом и кратком виде раскрываются основные идеи повышения конкурентоспособности Университета в образовательной деятельности и выхода его на лидирующие научно-инновационные позиции среди вузов культуры и искусств России, а также интеграции вуза в мировое образовательное пространство. Среди них - исходные принципы, миссия, цели, задачи и ожидаемые результаты развития Университета.
В концептуальном отношении перспективы развития Университета обуславливаются произошедшими за последние годы изменениями в нормативно-правовых основаниях развития культуры, образования, науки и инноваций в России, указанных в важнейших законодательных актах РФ, Указах и Посланиях Президента РФ, решениях и распоряжениях Правительства РФ, но прежде всего - новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года [11].
В соответствии с Основным законом Российской Федерации [2] конституционным принципом развития Университета является укрепление духовно-гуманистического характера образования, обеспечивающего приоритет культуры жизни и здоровья человека как высшей ценности российского образования в сфере культуры и искусств, гражданских прав и свободного развития личности в России.
Руководствуясь важнейшими положениями президентской Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [9], фундаментальным принципом развития Университета является признание первостепенной и определяющей роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ как важнейшего приоритета развития образования, науки и инноваций в России.
Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года [4] вытекают принципы: сохранения и развития духовно-нравственной направленности образования как выражение социальной сущности российского государства, обеспечивающей воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности и
правовой культуры в России; содействие единству и целостности культурно-образовательного пространства на территории РФ, включая участие в защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций её народов на основе сохранения и возрождения духовно-национальной идентичности России.
В части формирования современного экологического сознания обучающихся в Университете непреходящее значение имеет принцип становления в ходе образовательной, экспериментальной и инновационной деятельности духовно-нравственной культуры студентов и преподавателей вуза.
Два важнейших принципа развития Университета связаны с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3]. Первый из них - обеспечение доступности в Университете качественного образования в сфере культуры и искусств за счёт свободы его выбора конкретным человеком и реализации духовно-нравственного потенциала личности и российского общества в целом. Второй - развитие в Университете системы духовного и патриотического воспитания студентов и молодёжи, направленной на обеспечение национальной безопасности России в сфере культуры и искусств с учётом современных реалий глобализации мирового развития.
С учётом Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [б] для развития Университета немаловажное значение имеет принцип создания благоприятных условий для интеграции культуры, образования, науки и инноваций на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями и организациями культуры стран - участников СНГ, других зарубежных государств.
Новая Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [1] выдвигает на передний план принцип избирательной кооперации Университета с институтами академической и отраслевой науки всех уровней и сфер, с учреждениями культуры и искусства субъектов РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти и управления России. В свою очередь, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [7] принципиально требует выхода Университета на лидерские и конкурентоспособные позиции в стратегических направлениях развития образовательных программ, научных исследований, культурно-инновационных программ и проектов, проектов и мероприятий художественного и исполнительского творчества.
Ещё одним важнейшим принципом развития Университета, обозначенным в Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» [10], является принцип развития демократического управления при обосновании и определении перспектив развития Университета. Он включает в своё содержание обеспечение законных прав педагогических работников и обучающихся на участие в управлении Университетом, прозрачность и справедливость в распределении бюджетных и внебюджетных средств на его развитие.
Сформулированные таким образом принципы развития Университета позволяют по-новому взглянуть и уточнить системное видение миссии (генеральной цели) его развития в условиях перехода России на инновационный путь развития и глобализации мирового развития. Эта миссия Университета может быть представлена в виде нескольких системных составляющих, отражающих отечественные и мировые тенденции интеграции культуры, образования, науки и инноваций в вузах культуры и искусств нашей страны и за рубежом.
В Университете должна сохраняться и развиваться фундаментальная направленность гуманитарно-культурологического и художественного образования, стремясь при этом к лидерству в процессе подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов.
При проведении научных исследований необходимо сохранять и приумножать духовно-национальный, духовно-гуманистический и духовно-нравственный потенциал культуры, современные достижения российской и зарубежной культурологической науки. Университет должен стать федеральным методологическим и экспертно-консалтинговым центром разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ в сфере культуры и искусств России, формировании и реализации федеральной и региональной культурной политики, культурной идентичности и инновационного проектирования культурной среды в субъектах РФ, способствовать созданию и реализации инновационных проектов и программ, направленных на возрождение и развитие духовно-национальной идентичности России на основе принципов патриотизма, милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи.
В Университете планируется поддержание сбалансированности бюджетного и внебюджетного финансирования на основе организации взаимодействия и сотрудничества с государством, родственными образовательными учреждениями и научными институтами, общественными организациями, бизнес-сообществом, экспер-тно-аналитическими и консалтинговыми структурами России и зарубежных стран.
Одна из целей развития Университета - обеспечение культурно-образовательного и научно-инновационного лидерства среди вузов культуры и искусств России и стран - участников СНГ, а также создание привлекательного образа и конкурентного имиджа в процессе его интеграции в мировое образовательное пространство.
Для достижения поставленных целей в образовательной деятельности будет осуществлена реструктуризация учебного процесса, направленная на повышение роли самостоятельной работы студентов через формирование у них умений и навыков самообразования, открыты новые направления подготовки по музыкальному и театральному искусству, хореографическому и концертному исполнительству и другим видам учебной деятельности, а также новые профили в рамках действующих направлений.
Будут созданы условия для интеграции культуры, образования, науки и инноваций, отвечающие современным требованиям социально ориентированного развития России, что обеспечит доступность образования, повышение качества и разнообразие услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусств, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.
Для выхода на лидирующие позиции среди вузов культуры и искусств России и стран - участников СНГ Университет планирует проведение фундаментальных и прикладных исследований, разработку и внедрение инновационных проектов, реализацию художественно-творческих мероприятий, подготовку кадров высшей научной квалификации, повышение качества диссертационных исследований и их своевременную защиту, развитие научно-инновационного творчества студентов и молодых учёных.
Важно продолжить совершенствование вузовской системы качества образовательной деятельности, в том числе с привлечением работодателей и общественности. Это позволит обеспечить воспитание и подготовку специалистов в соответствии с потребностями российского рынка труда в сфере культуры и искусств.
В процессе модернизации системы подготовки специалистов будут сформированы новые учебно-творческие лаборатории и коллективы, обеспечивающие сопровождение и осуществление культурно-инновационных проектов и художественно-исполнительских мероприятий, продвижение достижений вуза на региональный, национальный и международный рынки творческих услуг.
Новые формы, расширение масштабов и улучшение качества концертно-испол-нительской, музыкально-просветительской, театральной и художественной работы Университета позволят сохранять и развивать лучшие культурно-исторические традиции российского искусства с целью популяризации культурного наследия народов РФ, укрепить авторитет и влияние вуза в художественно-творческой жизни России.
В современных условиях ставится задача повышения академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, создания стратегического партнёрства обучающихся, преподавателей и работодателей.
Усиление социально-воспитательной работы в Университете обеспечит реализацию инновационных моделей и форм гражданско-правового и патриотического воспитания обучающихся, их нравственно-эстетического развития, студенческого самоуправления, социальной защиты студентов, развития физической культуры и спорта в вузе.
Реализация программы развития Университета улучшит его материально-техническую базу, включая обновление парка музыкальных инструментов, учебного и научного оборудования, электронно-вычислительной техники, позволит создать современные издательско-полиграфическую и электронную библиотечную системы.
Инвестиционной привлекательности и спонсорской заинтересованности университета будет способствовать формирование Попечительского Совета, что позволит решать экономические проблемы.
Действующее в Университете учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов обеспечивает координацию их работы между собой и с представителями предприятий, учреждений и организаций с целью повышения качества высшего профессионального образования в сфере культуры и искусств.
Реализация Программы развития Университета должна оказать многообразное и системное влияние на сферы культуры и искусств г. Москвы, Московской области, Центрального федерального округа РФ и России в целом. В связи с этим важнейшими ожидаемыми результатами должны стать [5]:
• повышение конкурентоспособности Университета на региональном, национальном и международном рынках образовательных услуг за счет разработки и реализации образовательных программ нового поколения и их международной аккредитации;
• инициирование новых направлений фундаментальных и прикладных исследований в области культуры и искусства;
• формирование и реализация художественно-творческих проектов, прежде всего в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» [10] и Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы [11];
• создание многоуровневой системы непрерывного образования в сфере куль-
туры и искусств России, включая модернизацию процесса подготовки и переподготовки профессиональных кадров для наукоёмких секторов экономики и социальной сферы;
• развитие материально-технической, учебно-методической и информационной базы Университета до уровня лучших отечественных и зарубежных стандартов;
• широкое привлечение к культурно-образовательной и научно-инновационной деятельности Университета аспирантов, докторантов и выпускников Университета;
• создание новых организационных форм социально-культурного и научно-инновационного сотрудничества Университета с родственными вузами культуры и искусств России и зарубежных, включая совместные образовательные программы.
Эти системные результаты развития Университета позволят повысить качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на региональном, национальном и международных рынках труда. Достижение указанных результатов будет способствовать выходу Университета на лидирующие образовательные, научные и инновационные позиции.
По отношению к 2013 году в качестве результатов Программы развития будет обеспечено следующее: увеличение количества полученных положительных рецензий на образовательные программы от работодателей; рост количества новых специальностей и направлений, а также расширение профилей подготовки специалистов; увеличение количества созданных учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов в несколько раз.
Динамика ожидаемой результативности научно-исследовательской деятельности характеризуется следующими показателями: увеличение доли студентов, принимающих участие в научных исследованиях и разработках; увеличение количества монографий, статей; повышение процента успешных защит исследовательских работ аспирантов; увеличение количества научных и творческих лабораторий и кружков; увеличение объема финансирования научных исследований по договорам и контрактам.
В художественно-творческой деятельности ожидается увеличение практически в 1,8 раза количества обращений к творческим коллективам сторонних учреждений и организаций с целью проведения по их заказу культурно-массовых мероприятий. На такую же величину планируется рост числа студентов, принявших участие в международных конкурсах и фестивалях.
В международной деятельности увеличится численность студентов, прошедших обучение в зарубежных вузах; количество заключенных договоров с зарубежными вузами-партнерами; число профессорско-преподавательского состава из зарубежных вузов, принимающих участие в образовательном процессе Университета; количество совместных с зарубежными университетами программ магистратуры и аспирантуры; количество проведенных международных семинаров, конференций.
Планируется внедрение в учебный процесс новых автоматизированных обучающих курсов (электронных пособий и учебников); возрастёт количество электронных баз данных; расширится доступ к зарубежным информационным ресурсам (Web of Science, Scopus и пр.), увеличится количество порталов по направлениям профессиональной подготовки вуза. Будет осуществлен перевод в электронный формат наиболее востребованной учебной литературы.
К 2018 году возрастёт доля выпускников аспирантуры, принимаемых на научно-педагогические должности вуза в течение трех лет после завершения аспирантуры.
Увеличится количество участников объединений (клубов по интересам). Увеличится число студентов, принявших участие во всероссийских мероприятиях в области физкультуры и спорта, и количество сборных команд в университете по различным видам спорта.
Ожидаемые финансово-экономические результаты реализации Программы связаны, прежде всего, с повышением среднемесячной зарплаты сотрудников вуза, увеличением объема финансирования из бюджета (субсидии) и внебюджетных поступлений. Кардинально должен вырасти объем фонда целевого капитала (эндау-мент-фонда).
В заключение необходимо подчеркнуть, что изложенное видение перспектив развития Университета на период до 2018 года учитывает мнения институтов, факультетов и структурных подразделений университета, а также современные требования работодателей к подготовке выпускников вуза. Это даёт серьёзные основания надеяться на то, что за счёт организации стратегического партнёрства обучающихся, преподавателей и работодателей будут достигнуты ожидаемые результаты Программы развития университета. И тем самым Университет, как инновационный лидер среди вузов культуры и искусств России, станет конкурентоспособным образовательным учреждением не только в нашей стране, но и в мировом образовательном пространстве.
Список источников
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. - Москва, 2012. - 174 с.
2. Конституция Российской Федерации. - Москва : Издательство «Ось-89», 1999. - 48 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Москва, 2008. - 194 с.
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года / Российская газета. - 2012. - 12 декабря. - Режим доступа: www.rg.ru.
5. Программа Московского государственного университета культуры и искусств на 2013-2018 годы. (Проект). - Москва : МГУКИ, 2012. - 84 с.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Москва, 2011. - 135 с.
7. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. - Москва, 2006. - 124 с.
8. Указ Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». - Москва, 2012. - 4 с.
9. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». - Москва, 2009. - 22 с.
10. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». -Москва, 2012. - 199 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. - Москва, 2012. - 404 с.