Экономика творчества »: проектный подход
УДК 316.7
Е. Л. Кудрина, В. Д. Пономарёв
Кемеровский государственный институт культуры
В статье рассматривается «экономика творчества» как одно из эффективных направлений подготовки креативных специалистов для творческих индустрий в вузах культуры и искусств через активное применение проектного подхода, определяются основные вызовы новой эпохи социально-экономического развития страны, влияющие на процессы обеспечения жизнедеятельности вуза при подготовке творческих кадров для XXI века. Развитие системы партнёрства вуза культуры и искусств с властными и бизнес-структурами определяется авторами статьи главной особенностью 2014 года — Года культуры в Российской федерации. Подводятся итоги реализации проектной деятельности в Кемеровском государственном университете культуры и искусств совместно с рядом муниципальных образований Кемеровской области и Кемеровским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», активизирующей, с одной стороны, выявление, поддержку и продвижение талантливых креативных специалистов, с другой стороны, взаимодействие с зарубежными организациями культуры и искусства и вузами-партнёрами. Ключевые слова: креативность, подготовка креативных специалистов, культурные индустрии, проектный подход, творчество, творческие индустрии, экономика творчества.
E. L. Kudrina, V. D. Ponomarev
Kemerovo State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Voroshilova str., 17, 650029, Kemerovo, Kemerovo region, Russian Federation
In the article "economy of creativity" as one of the effective ways of training creative professionals for creative industries in the universities of culture and arts through active application of the design approach, we identify the key challenges of a new era of socio-economic development of the country, affecting the viability of the University in the preparation of creative personnel for XX1 century. The development of the partnership of the University of culture and arts with the power and business structures defined by the authors, the main feature 2014 — the year of culture in the Russian Federation. It summarizes the results of implementation of project activities in Kemerovo state University of culture and arts, together with a number of municipalities of the Kemerovo region, Kemerovo regional Department of Russian public organization of small and medium entrepreneurship "OPORA Russia", activating, on the one hand, the identification, support and promotion of talented creative professionals, on the other hand, the interaction with foreign organizations of culture and art and University partners.
Keywords: creativity, creative training specialists, cultural industries, project approach, creativity, creative industries, economy of creativity.
1КУДРИНА ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА — доктор педагогических наук, профессор, ректор Кемеровского государственного института культуры
KUDRINA EKATERINA LEONIDOVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of Kemerovo State Institute of Culture
2ПОНОМАРЁВ ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, проректор по творческой и международной деятельности Кемеровского государственного института культуры PONOMAREV VALERII DMITRIEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice rector for creative and international activities of Kemerovo State Institute of Culture
THE 'ECONOMY OF CREATIVITY": A PROJECT APPROACH
e-mail: kudrina_1955@mail1, tvorchestvo@kemguki.ru2 © Кудрина Е. Л., Пономарёв В. Д., 2015
Университетскому сообществу для сохранения лидирующих позиций и определяющей роли в развитии системы непрерывного художественного образования, кадровом,научном и творческом обеспечении социально-культурного развития Российской федерации требуются разработка и осуществление проект-но-ориентированной образовательной модели — «экономики творчества», обеспечивающей конкурентоспособность и эффективность развития основных и инновационных направлений деятельности творческих вузов страны.
Зачем мы это должны делать? Причины, на наш взгляд, две.
первая причина — бюджетные учреждения культуры и искусства, в том числе и вузы культуры и искусств, переживают состояние неопределённости и экономической нестабильности из-за новых подходов в государственной политике финансирования — политике нормирования и субсидирования. Отсюда сокращение бюджетных расходов на осуществление научной, творческой, социально-культурной деятельности в вузах и необходимость поиска и привлечения иных, кроме бюджетных, источников финансирования. В первую очередь — грантов, механизмов государственно-частного партнёрства для финансовой поддержки научных, творческих, социально-культурных проектов.
вторая причина — государственная политика в области высшего образования в сфере культуры и искусства характеризуется ситуацией нестабильности в области целеполагания вузов, которая проявляется в невозможности чётко и однозначно ответить на простые, но важные вопросы: кто мы? Для кого и как мы работаем? Каких специалистов готовим? Что мы должны делать?
В то же время государство планомерно привносит в социальную сферу бюджетирование, ориентированное на социально значимый результат, которое предполагает прозрачность выделяемых денежных потоков; наличие измеряемого (качественно и количественно) важного для общества (местного сообщества) итога деятельности учреждения;
ориентацию на потребителя бюджетных услуг и работ; финансирование учреждений не по факту их существования, а в соответствии со значимыми для общества результатами их деятельности.
Как модель «экономики творчества» работала в 2014 году, объявленном Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом культуры, в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (далее университет)? остановимся на основных направлениях и обозначим только самые важные результаты в силу ограниченного объёма статьи.
Вузу потребовалось определение общественно значимых приоритетов и образования, и науки, и творчества.
Созидательной основой, объединяющим началом для всей нашей страны всегда были, есть и будут — вера, патриотизм, духовность и культура. они формируют сознание человека. И сегодня в нашу жизнь органично входят такие понятия, как историческая память и традиции, культурное достояние и нравственные ценности, которые в полной мере отражают общественный приоритет, выражающийся в потребности государства и общества в сохранении этих традиций и культурно-исторической памяти, в необходимости сделать высшие достижения культуры доступными для каждого жителя России.
Эти общественные и духовные приоритеты легли в основу концепции проведения Года культуры в России.
В свою очередь, для достижения социально значимого результата в вузе были разработаны и сформулированы приоритетные задачи для осуществления проектной политики в Год культуры. Приоритетными задачами в университете стали — укрепление и усиление позиций вуза как центра межкультурной коммуникации и туристической деятельности в регионе, образовательного и творческого центра по сохранению и развитию традиционной, многонациональной культуры народов России, образовательного и творческого центра по пропаганде лучших образцов совре-
менного мирового искусства и традиционной культуры народов мира.
Университет был ориентирован не на планирование отдельных, сиюминутных, разрозненных по жанрам и университетским структурам мероприятий, а сформировал «портфель» значимых для отрасли, округа, региона и вуза интегрированных стратегических проектов. Такие стратегия и тактика вуза позволили обеспечить вовлечение студентов, преподавателей и сотрудников в активную научную, воспитательную, социально-культурную деятельность и творчество.
Социально-культурное проектирование — это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой стороны — это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института. объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру [3].
образовательной, научной и творческой реальностью Университета в Год культуры в Российской Федерации стала разработка и реализация масштабного международного творческого проекта «Диалог культур», социально-культурных проектов — «Большое чтение», «Досуг кемеровчан», научно-творческого проекта «Территория бизнеса — территория жизни» и др. В течение 2014 года вузом
было разработано, организовано и проведено в рамках реализации проектов более 150 образовательных, научных и творческих мероприятий.
Проектно-ориентированная модель «экономики творчества» обеспечивает вузу возможности социального, образовательного, научного и профессионально-творческого партнёрства с государственными и общественными структурами россии, научными, образовательными, творческими учреждениями и центрами, ведущими деятелями культуры, образования, искусства, а также способствует достижению баланса общественной эффективности и целесообразности услуг, оказываемых Университетом в социально-культурном пространстве страны и региона. проекты интегрируют как различные виды привлекаемых ресурсов: образовательные, информационные, кадровые, научные, творческие, финансовые и т.п., так и социально-культурные технологии.
К участию в проектах привлекаются ведущие и авторитетные деятели науки и культуры, как России, так и наших зарубежных вузов-партнёров. Этот интеллектуальный и творческий ресурс проектов даёт возможность успешно позиционировать наши творческие достижения и инновации в области культуры и искусства, обмениваться идеями, повышать качество подготовки креативных специалистов для творческих индустрий [1].
Так, например, в результате осуществления проекта «Диалог культур» Университетом было проведено 7 крупных международных и межрегиональных научно-творческих мероприятий. в числе проектных достижений «Диалога культур» — культурно-образовательный форум «Толерантность в пространстве культуры», Международный Пасхальный фестиваль-конкурс музыкальной культуры «Хоровое Вече Сибири», Международный хореографический фестиваль-конкурс «Неделя танца», Межрегиональный фестиваль народной культуры «Истоки», Международный музыкальный конкурс «Сибириада», Международный фестиваль «Диалог культур» и др.
Весомый вклад в успешность реализации проекта внесли его учредители и организаторы. Учредителями и партнёрами научно-творческого проекта «Диалог культур» выступили Министерство культуры Российской федерации, Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Кузбасская митрополия русской православной церкви, Управление культуры, спорта и молодёжной политики Администрации г. Кемерово, КемГУКИ, Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Кемеровская государственная областная филармония имени Б. Т. Штоколова, Певческое объединение «Хоровое вече Сибири» (г. новосибирск), Губернаторский культурный центр «Юные дарования Кузбасса», Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. рудомино и Благотворительный фонд «Институт толерантности» (г. Москва).
Проект стал победителем конкурса «Православная инициатива 2013—2014», который проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под эгидой Русской православной церкви, и был поддержан Грантом Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив. Образовательный и научно-творческий проект «Диалог культур» был также поддержан Грантом ФЦП «Культура России (2012—2018 годы)».
В апреле 2014 года в Университете состоялся III Международный фестиваль-конкурс «неделя танца». В рамках фестиваля-конкурса прошли мастер-классы ведущих специалистов и педагогов в области хореографического искусства А. К. Степановой (ACTS/Ecole Supérieure Chorégraphique — Школа высшего хореографического образования, франция), В. В. Голубева (театр современного танца «Колония Нестрогого Танца», Россия, Челябинск), а также мастер-классы педагогов Института хореографии Университета.
12 июня 2014 года на площади Советов в г. Кемерово состоялся Второй Городской
детский фестиваль музыкальной культуры «Прекрасное Далеко», посвящённый Дню независимости России, Дню города, а также Году культуры и туризма в Кузбассе.
Инициаторами и организаторами этого певческого праздника выступили управление культуры, спорта и молодёжной политики Администрации г. Кемерово и КемГУКИ.
В хоровом марафоне приняли участие более 450 артистов: 18 детских хоровых коллективов детских школ искусств и коллективов учреждений культуры г. Кемерово и хоровой театр «Академия» Университета.
18 июля 2014 года в Этнографическом центре традиционной воинской культуры «Мун-гатский острог» (п. Каменный Крапивинского района Кемеровской области) прошёл II Межрегиональный фестиваль национальных культур «Истоки».
организаторы фестиваля — Администрация Крапивинского муниципального района Кемеровской области и КемГУКИ при поддержке Кемеровской и Прокопьевской епархии Кузбасской митрополии Русской православной церкви.
На этот фестиваль была возложена важнейшая для Года культуры в Российской федерации миссия — сохранение нематериального культурного наследия России, пропаганда творческих достижений национальных этнических культур сибири и Кемеровской области, обмен творческим опытом, развитие и укрепление межрегиональных культурных связей.
Важнейшими научно-творческими проектами КемГУКИ в Год культуры в России стали прошедшие 25—30 августа 2014 года в г. Москве 43-я Ежегодная международная конференция Международной ассоциации школьных библиотек, XVIII Международный форум по исследованиям в области школьных библиотек и VIII Всероссийский форум школьных библиотекарей.
Девиз московского Форума — «Школьные библиотекари в обществе знаний: используем когнитивные технологии, формируем креативную личность». Организаторы: Русская
школьная библиотечная ассоциация (РШБА), Международная ассоциация школьных библиотек (ИАСЛ/IASL), Центр развития межличностных коммуникаций (ЦРМК). Форум проходил при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учёные и сотрудники Университета, являющегося одним из учредителей РШБА Российской Федерации, приняли активное участие в научно-творческом проектировании работы этого Форума и проведении целого ряда мероприятий.
27 сентября 2014 года в Университете состоялось знаковое для вуза событие — открытие музея заслуженного артиста Российской Федерации, Почётного гражданина Кемеровской области, выпускника КемГУКИ Андрея Владимировича Панина. В церемонии открытия музея приняли участие Е. А. Пахомова (заместитель Губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта), А. Ю. Брыксин (депутат Государственной думы РФ, близкий друг актёра), А. А. Карелин (Герой России, трёхкратный чемпион олимпийских игр, депутат Государственной думы РФ), Е. В. Косьяненко (председатель Совета народных депутатов Кемеровской области), С. Н. Апарин (депутат Совета народных депутатов Кемеровской области, друг актёра) и другие известные в Кузбассе и в России деятели искусства, политики, работники культуры, образования и спорта.
Научно-творческая и образовательная деятельность данного музея осуществляется в форме различных проектов, реализуемых в интерактивной мультимедийной аудитории.
Международные и межрегиональные творческие проекты — это также эффективная арт-лаборатория для различных проектных технологий (фестивалей, конкурсов, создания галерей, дизайн-проектов и т.д.) в области творчества. Так, например, Университет выступил активным разработчиком и участником проекта — первого в Кузбассе форума по развитию малого и среднего предпринимательства «Территория бизнеса — территория жизни», который прошёл 11 сентября 2014
года в г. Мариинске Кемеровской области и был организован Кемеровским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «опора России», Мариинским муниципальным образованием Кемеровской области и КемГУКИ.
осуществление такого проекта, как «Территория бизнеса — территория жизни», для Кемеровской области выступает актуальным принципом формирования социально-культурной концепции развития муниципальных территорий.
Что даёт этот принцип для социокультурной практики? Его реализация в жизни муниципального образования формирует привлекательный социально-культурный облик, имидж территории региона для межрегионального и международного сотрудничества, развития межкультурных коммуникаций, туризма и инновационной социокультурной практики. При этом привлекательный социально-культурный имидж территории создаётся на границах между творческими индуст-риями и бизнес-индустрией Кузбасса [4].
Что такое «творческие индустрии»? Какое содержание включает это понятие? Творческие индустрии — это перспективная инновационная стратегия социально-культурной практики и социально-экономического развития объединённой Европы (лидером является Англия: Ливерпуль, Манчестер) и развитых стран Юго-Восточной Азии (Корея, Китай, Япония).
Сама жизнь творческих индустрий обеспечивается следующими элементами — «ДНК творческих индустрий»:
• наличием «креативного класса» — формации научной, творческой элиты в регионе, которые и являются «поставщиками», «производителями» творческих продуктов (произведений искусства, научных достижений);
• обозначенными «творческими кластерами» — инфраструктурой региона с благоприятной средой для «креативного класса» (благоприятная среда — это приоритет и поддержка инноваций, общественная толерант-
ность, «плотность» культурной среды и т.д.);
• присутствием сфер деятельности, лежащих на границах бизнеса и искусства, производства и науки, культуры: перфомансы (театр, искусство, танец), туризм, книгоиздание, дизайн, архитектура, ремёсла, медийные и информационные технологии, телевидение и т.д.;
• проектными технологиями, то есть сочетание «образного» моделирования вышеназванных сфер деятельности и социокультурной практики осуществления этих моделей.
В культурных и творческих индустриях тесно связаны культура, экономика, бизнес и социальная политика — ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности региона, определяющие в конечном счёте направление инновационного развития региона — «креативную экономику», или «экономику творчества».
Для муниципальных образований Кузбасса — это одновременно и сектор экономики («экономики творчества»), и инновационный тип социокультурных практик, в которых творческие индустрии определяют гуманитарное измерение бизнеса. Это и есть путь воплощения принципа — «территория бизнеса — территория жизни».
В рамках форума состоялось важнейшее для Кузбасса событие — подписание Хартии о сотрудничестве между главами Мариин-ского, Крапивинского муниципальных районов, главами Тайгинского и Осинниковского городских округов, ректором КемГУКИ и исполнительным директором Кемеровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Показательным инвестиционным примером в форме творческого и интеллектуального ресурса для развития региональной «экономики творчества» в Кузбассе стал научно-творческий проект Университета — Международный фестиваль-конкурс творческих ин-дустрий современного полиса «С любовью к городу» (октябрь 2014 года).
Эстетика городской субкультуры в зна-
чительной мере определяется стилем жизни человека в современном городском пространстве. В этих условиях пространство полиса не просто «сопровождает» или «обрамляет» социальную реальность, но активно включено в неё. В контексте «экономики творчества» современный город — это процветающий, удобный для человеческого общежития полис, одновременно исполненный национального своеобразия и предельно благоприятный для межнационального, межкультурного общения его жителей и гостей, обладающий своеобразной и развитой социально-культурной инфраструктурой, «плотностью» культурной среды с приоритетом инноваций — «творческих индустрий». Такой город — благоприятная среда для проживания и деятельности творческих людей («креативного класса») [2].
Такое понимание культурообразующей стратегии развития современного города стало основанием для определения миссии Международного фестиваля-конкурса творческих индустрий современного полиса «С любовью к городу» — «гуманитарное измерение» инновационного развития современного города и создание нового социально-культурного качества городской среды. В этом случае стратегическими приоритетами проектной деятельности в условиях фестиваля-конкурса стали: инвестиционная поддержка «творческих индустрий» и «творческих кластеров» современного полиса; устойчивое развитие социально-культурных составляющих качества жизни горожан; сохранение, обогащение и эффективное использование культурного наследия города; развитие социально-культурной мобильности горожан, создание условий для доступа к культурным ценностям, активное участие граждан в формировании культурного образа города.
2 октября 2014 года в Кемеровском областном художественном колледже состоялось открытие городской выставки «Искусство учить» — совместного учебно-творческого проекта. на выставке были представлены учебно-творческие работы студентов
художественных специальностей Кемеровского областного художественного колледжа и студентов Института визуальных искусств КемГУКИ.
Этот проект — форма развития социального партнёрства в области творчества образовательных организаций, а также внедрение форм сетевого взаимодействия в преподавание специальных дисциплин.
С 17 по 28 октября 2014 года в КемГУКИ прошёл Международный фестиваль «Диалог культур: все разные, все уникальные».
В конкурсных соревнованиях фестиваля приняли участие коллективы и солисты из различных регионов России (Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская область, томская область, Красноярский край, Кемеровская область и др.), ближнего и дальнего зарубежья (Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Монголия, Китай, Польша).
Программа фестиваля включала в себя: концерты, «круглый стол» «Музыкальное искусство России: образование и карьера», а также конкурсные соревнования участников. Завершением фестиваля стал гала-концерт, в котором приняли участие коллективы из г. Кемерово и Республики тыва.
8—15 декабря 2014 года в Университете проходил III Международный музыкальный конкурс «Сибириада». В состав жюри конкурса вошли ведущие специалисты в области музыкального исполнительства из России, Белоруссии, Швейцарии, Германии.
В конкурсе приняло участие более 1500 человек из России, Казахстана. Китая, Германии, Польши, Латвии. В рамках конкурса прошли мастер-классы членов жюри.
Уже под занавес Года культуры в Российской Федерации преподаватели и студенты Института хореографии Университета, по приглашению художественного руководителя театра «Русский балет» — народного артиста СССР В. М. Гордеева, приняли участие в творческом проекте театра, который был реализован в Китайской народной Республике в декабре 2014 года.
Всего было дано 18 спектаклей. На сценах лучших театров Пекина, Чженьцзяня, Наджи-на, Шанхая были представлены шедевры русской классики — балеты на музыку П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Данный проект как пример профессионального партнёрства, во-первых, формирует творческий имидж вуза, во-вторых, даёт выпускникам вуза возможность дальнейшего устройства профессиональной карьеры, в-третьих, помогает студентам творческого вуза приобрести опыт профессиональной исполнительской практики в одном из выдающихся творческих коллективов мира.
Некоторые итоги проектно-ориентирован-ной политики Университета в Год культуры в России в цифрах. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «о мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и приказа Минкультуры России от 30 сентября 2013 года № 1504 важнейшим целевым показателем учебно-творческой деятельности Университета в 2014 году был выбран целевой показатель «доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях от общего числа детей...», который составил 8000 человек — детей в возрасте до 17 лет. Это столько детей приняло участие в творческих проектах (фестивалях, конкурсах, концертах и др.), социально-культурных акциях Университета в 2014 году.
Кроме того, реализация модели «экономики творчества» на основе проектного подхода обеспечила вузу выполнение ещё ряда мониторинговых показателей эффективности научно-творческой деятельности:
• ФЦП «Культура России 2012—2018 годы» и другие Гранты — 610865 рублей;
• привлечённые средства, в том числе работа творческих школ — 3519702 рублей;
• лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей — 190 студентов и преподавателей;
• 7 Международных и Межрегиональных творческих фестивалей;
• 150 творческих мероприятий и социально-культурных акций.
В вузе формируется благоприятная среда для интеграции образования, науки и творчества, успешной реализации образовательной модели — «экономики творчества».
Во всех случаях мы имеем дело с научно-творческим или учебно-творческим экспериментом, который основывается на понимании роли искусства и творчества в развитии творческой личности будущего специалиста (все проекты осуществляются в сотрудничестве с учебными институтами и кафедрами вуза).
Университет сегодня развивается как принципиально новая междисциплинарная среда для образования, науки и творчества. научно-творческий комплекс (творческий
кластер) — вот весьма значимое его определение, охватывающее все стороны университетской жизни и профессиональные взаимоотношения, где плодотворная и результативная научно-исследовательская деятельность ведущих учёных Университета выступает условием для формирования научных и творческих школ, разработки и внедрения социально-культурных и информационных технологий в социально-культурную практику, определяет стратегию развития «экономики творчества» в регионе, вносит вклад в формирование социально-культурной политики Кемеровской области, Сибирского федерального округа, обеспечивает последовательную и системную интеграцию Университета в культурное и социально-экономическое пространство Сибири и России.
Примечания
1. Кудрина Е. А. Вузы культуры и искусств в подготовке креативного специалиста для творческих индустрий [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы конференции. Электрон. дан. Москва : ГПНТБ России, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Кудрина Е. А. Креативный специалист для творческих индустрий // Сборник материалов расширенного заседания Главной коллегии Министерства культуры красноярского края по итогам работы муниципальных органов управления и краевых государственных учреждений культуры и образования за 2010 год / Министерство культуры Красноярского края. Красноярск, 2011. С. 53—65.
3. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования : учебное пособие. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1997. 260 с.
4. Пономарёв В. Д. «Экономика творчества» как инновационная стратегия развития туризма в регионе: проектный подход (на примере Кемеровской области) // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 207—209.
References
1. Kudrina Е. L. The Universities of culture and arts in creative training specialist for creative industries. Biblioteki i informatsionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya i biznesa: materialy konferentsii [Libraries and information resources in the modern world of science, culture, education and business: proceedings of the conference]. Moscow, 2011. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM, in Russizn).
2. Kudrina Е. L. Kreativnyi spetsialist dlia tvorcheskikh industrii [Creative specialist for creative industries]. Sbornik materialov rasshirennogo zasedaniya Glavnoi kollegii ministerstva kul'tury Krasnoyarskogo kraya po itogam raboty munitsipal'nykh organov upravleniya i kraevykh gosudarstvennykh uchrezhdenii kul'tury i obrazovaniya za 2010 god [The Collection of materials of the enlarged meeting of the Main Board of the Ministry of culture of the Krasnoyarsk territory on the results of municipal governments and regional state institutions of culture and education for the year 2010]. Krasnoyarsk, 2011. Pp. 53—65.
3. Markov A. P., Birzhenyuk G. M. Osnovy sotsiokul'turnogo proektirovaniya [Fundamentals of socio-cultural design]. St. Petersburg, Publishing house of Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, 1997. 260 p.
4. Ponomarev V. D. "Ekonomika tvorchestva" kak innovatsionnaya strategiya razvitiya turizma v regione: proektnyi podkhod (na primere Kemerovskoi oblasti) ["Economics of creativity" as an innovative strategy of development of tourism in the region: the project approach (by the example of Kemerovo region)]. The world of science, culture and education. 2012, No. 2 (33), pp. 207—209.