УДК 338(470.317)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Беркович Маргарита Израилевна ([email protected]) Боженко Светлана Викторовна Брут-Бруляко Александр Альбертович ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет» В статье на основе таксономического индекса проведено ранжирование регионов, входящих в кластер «Северные регионы», определены стратегические направления развития и значения индикативных показателей для Костромской области.
Ключевые слова: факторный анализ, кластерный анализ, кластер, таксономический индекс социально-экономического развития, эталонный объект, стратегические направления развития, индикативные показатели развития региона.
Одним из важнейших этапов при разработке стратегии регионального развития является этап целеполагания и определения стратегических направлений развития региона. При этом целеполагание для таких сложных социально-экономических систем как регионы не возможно без проведения содержательного анализа и моделирования регионального развития. От качества анализа регионального развития зависит четкость и точность определения исходных позиций региона, выявление ресурсов регионального развития, установление целей и индикаторов развития, прогноз вариантов развития, определение этапов развития региона и сроков их реализации.
Для определения стратегических направлений развития Костромской области была проведена оценка социально-экономического развития субъектов РФ на основе статистических методов факторного и кластерного анализа, которая позволила авторам выделить следующий состав кластеров [1]:
1. Депрессивные регионы;
2. Восточные регионы;
3. Северные регионы;
4. Юго-западные регионы;
5. Приволжско-Западно-Уральские регионы;
6. Регионы Кавказа.
В состав кластера «Северные регионы» вошли: Костромская область - ЦФО; Смоленская область - ЦФО; Тверская область - ЦФО; Ярославская область - ЦФО; Республика Карелия - СзФО; Республика Коми - СзФО; Архангельская область - СзФО; Вологодская область
- СзФО; Мурманская область - СзФО; Новгородская область - СзФО; Астраханская область
- ЮФО.
Для регионов этого кластера характерны показатели низкой численности населения с высоким образовательным потенциалом, низ-
кое количество семей, нуждающихся в субсидиях на оплату жилья, высокий уровень заработных плат, проблемы с демографией - высокий уровень естественной убыли населения.
Регионы кластера имеют развитую экономику (высокие показатели ВРП, основных фондов и иностранных инвестиций на душу населения), при этом рентабельность проданных товаров и услуг является небольшой. В регионах высок поток железнодорожных грузов. Показатели износа основных фондов и уровня технических инноваций являются средними. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств выше среднего.
Для определения целевых ориентиров стратегического развития Костромской области, согласно авторской методике [3], по кластеру «Северные регионы» был построен эталонный объект. Для построения эталонного объекта по социально-экономическим показателям были приняты наилучшие значения субъектов РФ, относящихся к кластеру «Северные регионы».
Значения показателей эталонных объектов, построенных по различным кластерам, представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы, «депрессивные» регионы имеют наихудшие эталонные значения индикативных социально-экономических показателей, что говорит об их более низком стратегическом потенциале, чем у других регионов.
На основе эталонных значений для каждого кластера был построен таксономический индекс [2]. Субъекты РФ внутри каждого кластера были проранжированы по уровню социально-экономического развития на основе значений индекса. Ранжирование регионов кластера «Северные регионы» представлено в таблице 2.
Таблица 1
Значения показателей эталонного объекта по кластерам
Кластер
Депрессивные регионы Восточные регионы Север-ные регионы Юго-Запад-ные регионы Приволжско - Западно-уральские регионы Регионы Кавказа
Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 жителей, чел 27,6 105 471 638 45,1 519
Коэффициент естественного прироста населения, промилле -1,1 2,2 0,8 -1,3 0,6 4,2
Уровень безработицы, % 7,9 7,6 6,4 4,8 6,1 7,9
Благоустройство жилищного фонда водопроводом, % 77 80,5 97,7 83,5 86,9 97,3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 16890,3 20455 26591,7 15411,1 17336,3 12647,2
Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату ЖКХ в доле услуг, % 33,4 30,5 30,2 30,9 27,4 31,5
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на одного жителя, ед. 0,25 0,28 0,40 0,38 0,33 0,25
Число предприятий и организаций на тыс. жителей, ед. 30,82 31,10 36,06 30,27 44,16 20,74
ОФ на душу населения, тыс. руб. 525,89 772,85 818,46 500,28 594,22 294,82
ВРП на душу населения, тыс. руб. 123,29 241,16 258,05 227,28 244,33 101,46
Число малых предприятий на 10000 чел. населения, ед. 97 184 127 114 146 74
Густота железно-дорожных путей общего пользования на конец года, км. на 10000 км. кв. территории 191 108 223 369 255 205
Иностранные инвестиции (долл. США) на душу населения 78,28 246,48 590,32 371,01 592,91 36,94
Рентабельность проданных товаров по обрабатывающим производствам, % 9,3 14,8 19,4 14,7 18,8 21,1
Степень износа основных фондов (на начало года в процентах), % 33,9 21,3 31,6 33,5 43,1 29,4
Просроченная дебиторская задолженность, % 8,3 4,6 6,1 3,6 3,2 6,3
Затраты на технологические инновации на душу населения, тыс. руб. 1,53 3,31 4,40 4,16 7,16 1,65
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, % 10,9 11,1 9,9 14,2 23,7 9,1
Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования, тыс. тонн на тыс. жителей 4,39 24,85 18,40 18,05 14,06 6,09
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, руб. 55231,5 163124,5 178297 147421,8 278570,6 118660,9
Таблица 2
Ранжирование регионов кластера «Северные регионы»
Место Состав кластера «Северные регионы» Значение индекса
1 Мурманская область 0,640944
2 Ярославская область 0,540443
3 Республика Коми 0,52522
4 Архангельская область 0,51274
5 Вологодская область 0,511242
6 Республика Карелия 0,484339
7 Новгородская область 0,478246
8 Смоленская область 0,443777
9 Тверская область 0,415701
10 Астраханская область 0,386586
11 Костромская область 0,379909
Среди регионов кластера «Северные регионы» лидирует Мурманская область, затем высокое значение таксономического индекса социально-экономического развития имеет Ярославская область. Костромская область имеет наихудшее значение индекса среди регионов кластера, что говорит о наиболее слабом социально-экономическом развитии области по сравнению с остальными регионами.
На основании значений таксономического индекса, а также промежуточных данных, полученных в процессе построения индекса, были определены стратегические направления развития и значения индикативных показателей для Костромской области.
Наибольшие отклонения от эталонного объекта в Костромской области имеют следующие индикативные показатели:
- численность студентов высшего профессионального образования;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;
- удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату ЖКХ;
- стоимость основных фондов на душу населения;
- ВРП на душу населения;
- иностранные инвестиции;
- рентабельность продукции;
- затраты на технологические инновации;
- конечное потребление домашних хозяйств.
С учетом выявленных показателей, дающих наибольшее отставание для региона, целесообразно в Костромской области в средне- и долгосрочной перспективе повышать образовательный и научный потенциал. С этой целью необходимо разработать и реализовать на территории региона программу поддержки и развития высшего профессионального образования и науки, стимулировать развитие малых инновационных предприятий, в том числе при вузах, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, 26
в том числе в информационно-коммуникационной сфере.
Рекомендуется на базе г. Кострома создать технопарк и бизнес-инкубатор, которые использовали бы научный потенциал профессорско-преподавательского состава и повышали востребованность выпускников технических и ИТ-специальностей Костромских вузов.
Другим направлением стратегического развития Костромской области должно быть развитие промышленности - отражающееся в повышении стоимости основных фондов области. В настоящее время промышленный потенциал области существенно сократился. Основными видами промышленности являются - электроэнергетика, лесная промышленность, машиностроение и металлообработка. Для решения стратегических задач развития области необходимо привлекать инвесторов, как внутренних, так и внешних, для создания новых производств как в уже существующих отраслях, так и в новых. Для области необходимы масштабные инвестиционные проекты, в том числе с участием прямых иностранных инвесторов. Область имеет успешный опыт такого рода проектов по созданию крупных производств. Примером может служить филиал Шведского холдинга ООО «Кроностар» в г. Шарье. В настоящее время существуют инвестиционные соглашения по строительству крупного целлюлозно-бумажного комбината в г. Мантурово и завода по производству нефтяных буровых установок на территории г. Волгореченск. Возможно привлечение инвесторов в другие отрасли региона. Для этого область имеет достаточно привлекательные условия - хорошую транспортную связность, трудовой потенциал, низкий уровень издержек по различным видам ресурсов по сравнению с соседними регионами, энергоизбыточность, природные ресурсы и др.
В перспективе создания новых производств важной стратегической задачей области является повышение уровня жизни населения - по-
вышение заработных плат и фактического конечного потребления, что благоприятно скажется на развитии внутреннего рынка, развитии малого бизнеса, развитии сфер услуг, оптовой и розничной торговли, общественного питания, давая дополнительный стимул для развития региона.
В качестве целевых показателей стратегического развития Костромской области реко-
мендуется установить показатели эталонного объекта по кластеру «Северные регионы» на перспективу 10-15 лет. Значения показателей эталонного объекта и целевые ориентиры развития Костромской области представлены в таблице 3.
Таблица 3
Значения показателей эталонного объекта и целевые ориентиры развития
Костромской области
Костромская область Эталонный объект (целевое значение) Целевой прирост за 15 лет, % Целевой прирост за 5 лет, %
Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 жителей, чел. 324 471 45 15
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 12447,1 26591,7 114 38
Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату ЖКХ в доле услуг, % 40,5 30,2 -25 -8
ОФ на душу населения, тыс. руб. 406,6817 818,4594 101 34
ВРП на душу населения, тыс. руб. 117,8209 258,0529 119 40
Иностранные инвестиции (долл. США) на душу населения 55,75331 590,3169 959 320
Рентабельность проданных товаров по обрабатывающим производствам, % 3,2 19,4 506 169
Затраты на технологические инновации на душу населения, тыс. руб. 0,81941 4,403965 437 146
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, руб. 94096,8 178297 89 30
Представленные в таблице показатели, дающие наибольший вклад в таксономический индекс социально-экономического развития Костромской области целесообразно использовать как индикативные показатели стратегического развития области.
Исходя из проведенного анализа, стратегическими направлениями развития Костромской области являются:
- добиться роста ВРП в реальном выражении на 30-40 % за 5 лет, вдвое за 15 лет;
- добиться увеличения иностранных инвестиций в регион вчетверо за 5 лет, в 10 раз в перспективе 15 лет;
- увеличить объем основных фондов промышленности в области на треть за 5 лет, вдвое в перспективе 15 лет;
- добиться повышения рентабельности расположенных в области производств в 3 раза за 5 лет, в 6 раз за 15 лет;
- добиться повышения объемов технических инноваций в промышленности области в 2,5 раза за 5 лет, в 6 раз за 15 лет;
- увеличить заработную плату в области в реальном выражении на 40 % за 5 лет, более чем в 2 раза за 15 лет;
- увеличить численность студентов высших профессиональный учебных заведений на 15 % за 5 лет, в перспективе 15 лет - в 1,5 раза;
- добиться увеличения фактического конечного потребления домашних хозяйств в реальном выражении на 30 % за 5 лет, на 90 % за 15 лет;
- добиться за счет роста заработной платы и регулирования тарифов ЖКХ снижения доли оплаты услуг ЖКХ в оплате домашними хозяйствами услуг - на 8 % за 5 лет, на 25 % за 15 лет.
Проведенный анализ показал, что в Костромской области достаточно много стратегических проблем, регион является наименее развитым в рамках регионов своего кластера. При этом регион имеет более развитую социальную сферу по сравнению с регионами других кластеров. В рамках кластера, к которому принадлежит Костромская область, можно констатировать, что приоритетным направлением развития области должно являться развитие обрабатывающих производств и машиностроения, легкой промышленности. Область не имеет значительных проблем с депопуляцией и социальной сферой, по сравнению с другими регионами,
первоочередные направления стратегического развития должны заключаться в развитии экономики региона.
Литература
1. Беркович М.И., Боженко С.В., Брут-Бруляко А.А. Оценка социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: факторно-кластерный подход // Известия высших учебных заведений. Серия "Экономика, финансы и управление производством", 2013. -№02(16). -С.41-50.
2. Боженко С.В., Брут-Бруляко А.А. Методика построения комплексного индикатора таксономического ранжирования // Вестник Костромского государственного технологиче-
ского университета. Серия "Экономические науки". - Кострома: КГТУ, 2011.-№1.-С.19-21.
3. Боженко С.В., Брут-Бруляко А.А. Методические подходы к построению моделей индикативного планирования социально-экономического развития регионов РФ // Вестник Ижевского государственного технического университета. - Ижевск: ИжГТУ, 2009.-№1.- с.68-73.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.
УДК 005.591.4
РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Кочеткова Татьяна Сергеевна ([email protected]) Горинова Светлана Владимировна ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет
(Текстильный институт)» В статье анализируются основные тенденции развития бизнес-процессов текстильных предприятий. Предлагается система диагностики и прогнозирования бизнес-процессов предприятия, обеспечивающая их развитие посредством превентивного регулирования.
Ключевые слова: бизнес-процессы, развитие, тенденции, прогнозирование, превентивное регулирование, текстильные предприятия.
Процессный подход к управлению доказал свою эффективность на многих отечественных и зарубежных предприятиях и всё чаще приходит на смену функционально-ориентированному управлению. В соответствии с процессным подходом все бизнес-процессы предприятия можно подразделить на управляемые и управляющие. Нами было предложено авторское определение бизнес-процессов и определены признаки их идентификации на предприятии (субъект воздействия, объект воздействия, продукт бизнес-процесса, цель бизнес-процесса, основные принципы бизнес-процесса, особенности бизнес-процесса, основные функции бизнес-процесса, формы организации бизнес-процесса). Так, управляемый процесс представляет собой упорядоченную совокупность операций по выполнению основных видов деятельности предприятия и их обслуживании, осуществляемых под влиянием управляющих воздействий. Отметим, что в качестве непосредственного субъекта воздействия на управляемый процесс выступают рабочие предприятия (основные, вспомогательные, хозяйственные). Объектом воздействия являются предметы и средства труда. Цель управляемого процесса - изготовление и реализация продукции с заданными свойствами и/или своевременное, полное и качественное оказание услуг. Управляемый процесс представлен подпроцессами закупки - производство - сбыт. 28
Бизнес-процессы, реализуемые на предприятиях текстильной промышленности, характеризуются рядом особенностей, обуславливающих функционирование и развитие отрасли. Среди них на первом месте - высокая сырь-еёмкость текстильной продукции. Можно утверждать, что это свойство делает отрасль уязвимой со стороны рынка ресурсов. До сих пор, несмотря на высокую импортозависимость текстильного производства, большую часть продукции можно отнести к моно-сырьевой. По результатам исследования авторов выявлено, что 83,2% всех выпускаемых в стране тканей изготовлены из хлопчатобумажного сырья. В последние годы заметна тенденция к расширенному использованию синтетических волокон (с 7,6% до 13,3%). Такой отход от преимущественно хлопчатобумажного производства будет способствовать снижению рисков от привлечения в отрасль моно-сырья, уменьшению зависимости от его импорта. Что касается закупочных подпроцессов, то они так же видоизменяются. Все меньшее влияние на них будут оказывать требования таможенного регулирования, привлечение мультимодальных перевозок, зависимость от урожайности хлопчатника. Длительность закупочных подпроцессов уменьшается за счет снижения радиуса перевозок, повышения степени информативности рынка закупок, формирования логистической среды и развития провайдеров.