Научная статья на тему 'Стратегические аспекты антикризисной политики государства, обеспечивающие его экономическую безопасность'

Стратегические аспекты антикризисной политики государства, обеспечивающие его экономическую безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Ольга Владимировна

Рассмотрены теоретические аспекты формирования антикризисной политики в рамках обеспечения экономической безопасности регионов и страны в целом. Проанализирована действующая стратегия развития Российской Федерации в период мирового финансового кризиса. Выявлены основные антикризисные меры, принимаемые правительством нашей страны в кризисный и посткризисный периоды, в частности в сфере налогового управленияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article theoretical aspects of formation of an anti-recessionary policy within the limits of maintenance of economic safety of regions and the country as a whole are considered. Operating strategy of development of the Russian Federation in world financial crisis is analyzed. The basic anti-recessionary measures accepted by the Government of our country during the crisis and postcrisis periods, in particular in fiscal administration sphere are revealed.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты антикризисной политики государства, обеспечивающие его экономическую безопасность»

^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПу^^

цированных кадров, управление по различным направлениям. Специфические условия транспорта влияют на состав затрат, в частности на элементы и статьи затрат, реализация предложе-

ний по которым позволит определить реальные затраты транспортных организаций, а также раскроет аналитические возможности учета по названным составляющим.

список литературы

1. Будрина, Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг [Текст] / Е.В. Будрина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002.

2. Гульпенко, К.В. Проблемы развития бухгалтерского учета на автомобильном транспорте [Текст] / К.В. Гульпенко. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004.

3. Коуз, Рональд. Фирма, рынок и право [Текст] / Дональд Коуз. - М.: Дело ЛТД [при участии изд-ва

«Са^Даху»], 1993.

4. Транспорт: толковый словарь [Текст] / Автор-составитель В.П. Калявин. - СПб.: Элмор, 2003. - 488 с.

5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] / Министерство транспорта Российской Федерации. - М.: Минтранс России, 2005 .

6. Интернет-ресурсы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://port-news.ru/digest/2355/

УДК 338.23

О. В. Калинина

Стратегические аспекты антикризисной политики государства,

обеспечивающие его экономическую безопасность

В экономической литературе вопросам государственной стратегии уделяется достаточно большое внимание. Понятие «стратегия», зародившись в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима еще в У-1 вв. до н. э., изначально использовалось в военной практике и трактовалось как «определенные способы ведения войны». В дальнейшем этот термин стал использоваться и в других областях общественной жизни (экономическая, политическая стратегия, стратегия в конкурентной борьбе и теории игр).

Одним из важнейших носителей стратегии выступает государство, реализующее государственную стратегию, под которой понимаются различные меры, принятые государственными институтами власти на долгосрочную перспективу в социально-экономической, политической и мировоззренческой сферах общественной жизни, направленные на поддержание экономической безопасности государства. При этом экономической безопасностью признается способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на

национальном и международном уровнях. Законодательно основные положения государственной стратегии экономической безопасности закреплены в Указе Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [8].

Говоря о государственной стратегии, необходимо отметить и антикризисную составляющую этого понятия, актуальность которой не вызывает сомнений в связи с возникшей экономической ситуацией в России и в мире. В соответствии с этим государственная стратегия включает прогнозирование кризисных ситуаций и антикризисное управление в различных сферах деятельности внутри государства и за его пределами.

В нашей стране сегодня основной государственной стратегией является «Стратегия развития России до 2020 года», которая базируется на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. [3]. К разработке Концепции Министерство экономического развития РФ приступило в июле 2006 г., т. е. практически за пол-

^егиональная^и^отраслевая^экономика^^

тора года до ее принятия, поэтому по ходу работы были приняты серьезные поправки в связи с мировым финансовым кризисом.

Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в. В 20152020 гг. Россия должна войти в пятерку стран -лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности (III 1С)).

Приведем некоторые стандарты - ориентиры социально-экономического развития нашей страны к 2020 г.:

1. ВВП на душу населения по ППС увеличится с 13,9 тыс. долл. США в 2007 г. (42 % от среднего уровня ОЭСР) до более чем 30 тыс. долл. в 2020 г. (70 %) и составит около 50 тыс. долл. в 2030 г.

2. Средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет до 72-75 лет, уровень младенческой смертности понизится в 1,3-1,4 раза;

3. Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70 % (2007 г. - около 50 %), а средний уровень обеспеченности жильем в 2020 г. - около 30 м2 на человека (или около 100 м2 на среднестатистическую семью).

4. Доля населения, проживающего в местах, где неблагоприятная экологическая обстановка уменьшится с 43 % (2007 г.) до 14 % (2020 г.).

5. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

Отметим, что Министерство экономического развития РФ в настоящее время работает над прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Согласно принятой Стратегии развития страны, Правительство РФ в рамках реализации антикризисной политики разработало Программу антикризисных мер, которая стала эффективным инструментом борьбы с финансовым кризисом 2008-2009 гг. [5].

Концептуальная взаимосвязь государственной стратегии и антикризисной политики схематично представлена далее на рисунке.

В целом под антикризисной государственной политикой понимается деятельность государства в различных областях хозяйственно-общественной жизни, направленная на сдержи-

вание и погашение возмущающих воздействий окружающей среды путем незамедлительного реагирования через реализацию утвержденных правительственных антикризисных мер. Как видно из представленного рисунка, антикризисные меры затрагивают все сферы общественной жизни общества.

Говоря об адаптации Стратегии развития страны к кризисным колебаниям настоящего времени, а также регулировании текущей экономической ситуации в стране, необходимо затронуть основные направления антикризисных мер, предложенных Правительством РФ [5]:

- обеспечение стабильности в финансово -кредитной сфере: повышение надежности финансовой системы, субсидирование и реструктуризация финансовой сферы, кредитование предприятий и компаний за счет собственных финансовых ресурсов;

- укрепление макроэкономической ситуации в стране: меры поддержки отдельных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, корректировка налоговой политики, поддержание основных макроэкономических показателей в пределах нормы;

- социальная защита населения: гарантия сохранения вкладов, поддержка программ ипотечного кредитования, открытие специальных антикризисных проектов, направленных на защиту граждан, которые уже «пострадали» от кризиса (антикризисная группа по защите прав вкладчиков и дольщиков, антикризисная группа по офисным служащим, антикризисная группа по работе с трудящимися и профсоюзными организациями, антикризисная группа по работе с пенсионерами и ветеранами);

- отстаивание экономических интересов за рубежом.

Остановимся подробнее на вопросе антикризисной налоговой политики государства и определим конкретные мероприятия, осуществляемые вследствие финансового кризиса 2008-2009 гг.

По своей сути антикризисная налоговая политика представляет собой набор определенных действий, проводимых государством в рамках налогового регулирования экономики, в условиях действия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Реализация антикризисной политики в рамках государственной стратегии развития страны

При этом основной целью проводимой налоговой политики является выравнивание старых или создание новых благоприятных (или достаточных) условий для повышения эффективности производства, роста макроэкономических показателей и стабильного укрепления доходной базы бюджетов всех уровней, что в целом способствует выходу страны из кризиса.

Вне зависимости от величины отрицательных последствий кризиса можно выделить основные инструменты налоговой политики, такие как изменение видов налогов; изменение ставок налогов; изменение порядка и способа уплаты налогов для отдельных категорий налогоплательщиков; установление налоговых льгот; понижение (повышение) общего уровня налогообложения.

Если говорить об антикризисном аспекте налоговой политики, то можно выделить следующие воздействия, осуществляемые налоговыми институтами для стабилизации экономической системы [2]:

1. Налоговые институты играют интегрирующую роль, обеспечивают целостность не только экономической системы, но и всего общества.

2. Налоговые институты выполняют информационную функцию, обеспечивая накопление, обработку и передачу специализированной информации для стабилизации социально-экономических процессов.

3. Налоговые институты оказывают ориента-ционное воздействие, направляя деятельность хозяйствующих субъектов по наиболее приоритетному для общества курсу и пытаясь приостановить деятельность субъектов, ненадлежащим образом ведущих свою хозяйственную деятельность.

Среди практических антикризисных налоговых мер, предложенных Правительством РФ, можно выделить ряд стратегически важных инициатив, принятых в конце 2008 г. [7]:

1. Обеспечить одновременное вступление в силу законодательных норм в части оптимизации порядка начисления НДС по авансовым платежам и увеличению размера амортизационной премии с 10 до 30 % с 1 января 2009 г.

2. С учетом особой ситуации, складывающейся с прибылью предприятий в IV квартале, предоставить им право уплачивать налог на при-

быль на основе фактической прибыли, полученной с начала года.

3. Снизить с 1 января 2009 г. на 4 % ставку налога на прибыль за счет федеральной части этого налога. У регионов есть право уменьшать этот налог также на четыре пункта.

4. Для снижения фискальной нагрузки на малый бизнес в рамках упрощенной системы налогообложения малого бизнеса предоставить регионам право снижать действующую фиксированную ставку (15 %) до 5 %, дифференцируя ее в зависимости от вида бизнеса и других объективных показателей.

5. Радикальным образом уменьшить срок возврата НДС. Так, в конце 2008 г. была снижена до минимума текущая задолженность по НДС, заявленному к возмещению из бюджета.

В дальнейшем в мае 2009 г. были определены две основные задачи, ориентирующие на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период, - модернизация российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы [1].

Что касается изменений в проводимой налоговой политике на ближайшие два года, то можно выделить следующие предложения:

- необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения - до 60 млн р. в год;

- создать условия для введения местного налога на недвижимость;

- повысить ставки акцизов на табачную продукцию;

- оптимизировать систему платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов;

- ужесточить меры по противодействию схемам уклонения от уплаты налогов.

Кроме того, в документе отмечается необходимость определения экономически оправданного уровня налоговой нагрузки на экономику.

Из краткого анализа Бюджетного послания можно сделать вывод, что государство стремится, с одной стороны, уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес, работающий по упрощенной системе налогообложения, с другой -расширить налогооблагаемую базу путем введения новых налогов (налог на недвижимость), увеличения ставок по конкретным налогам и сборам (акцизы, НДПИ) и легализации реального сектора экономики.

Проведенный обзор практических мер, принятых Правительством РФ в кризисный и посткризисный периоды, позволяет говорить о том, что государственные институты власти своевременно, адекватно и в должной мере реализовали антикризисные мероприятия путем внесения изменений в статьи Налогового кодекса РФ и издания соответствующих нормативных законодательных актов [9].

Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ для поддержки молодых российских ученых (грант МК-2124.2009.6).

список литературы

1. О бюджетной политике в 2010-2012 годах [Электронный ресурс] : Бюджетное послание Президента РФ от 25.05.09 г. - Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/online/base

2. Вазарханов, И.С. Антикризисное налоговое регулирование экономического развития региона [Текст] : монография / И.С. Вазарханов. - Ростов н/Д: РИНХ, 2006. - 125 с.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]. -Введ. 17.11.08 г. - № 1662-р.

4. Попов, А.И. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность [Текст] : монография / А.И. Попов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009. - 338 с.

5. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год [Текст] // Рос. газета. - 2009. - 20 марта.

6. Стратегическое развитие инновационной деятельности региона и территориальных образований [Текст] : монография / под общ. ред. Т.П. Елисеевой. -Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. - 247 с.

7. Тезисы доклада на Х съезде партии «Единая Россия» В.В. Путина от 20.11.08 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.er-duma.ru/law/ 32834

8. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения) [Текст] : Указ Президента РФ. - Введ. 29.04.96 г. -№ 608.

9. Демиденко, Д.С. Влияние институциональных ограничений на эффективность бюджетных расходов [Текст] / Д.С. Демиденко, А.В. Бабкин, Т.Ю. Кудрявцева // Науч.-техн. ведомости СПбГПУ, Серия «Экономические науки». - 2009. - № 6. -С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.