УДК 06.03 ; 06.52
А. Н. Фалалеев, В. А. Еремина
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Рассмотрены основные инструменты, формы, методы государственного регулирования рыночной экономики, антикризисные меры (инструменты антикризисного государственного регулирования экономики в период мирового финансового кризиса), принятые Правительством РФ в целях минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса. Представлены основные макроэкономические показатели и некоторые прогнозы их динамики в России на ближайшие годы.
Ключевые слова: мировой кризис, государственное регулирование, макроэкономические прогнозы, антикризисные меры.
В современном обществе есть немало социально-экономических проблем, решение которых с помощью только рыночных инструментов невозможно, что предполагает активное использование государственных рычагов воздействия. Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера и форм их использования не может быть случайным. Инструментарий регулирования должен опираться на строго выверенное теоретическое обоснование выбранной стратегии и путей развития экономики. Общая направленность государственного регулирования экономики непосредственно определяется главными целевыми установками всей экономической политики и направлена на ее реализацию. Го -сударство для реализации этих целей использует различные формы и методы, которые и представляют инструментарий государственного регулирования экономики, совокупность которых складывается в его механизм. При этом государство в своем арсенале имеет как методы прямого, так и косвенного воздействия на экономику.
Их различие, как известно, состоит в том, что методы прямого воздействия реализуются при непосредственной опоре на свой административный ресурс, тогда как косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами, в ряду которых весомое место занимают меры в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной, таможенной политики, государственного регулирования предпринимательства и др.
Налогово-бюджетная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя расходами государства и налогами, можно стимулировать деловую активность, в том числе воздействовать на безработицу и инфляцию. Однако недостаточно выверенное применение этого инструмента (чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части бюджета и пр.) превращает фискальную политику в фактор, дестабилизи-рующий экономику [1].
Весьма важной по значимости является денежная политика, поскольку изменяя общую денежную массу, государство может существенно влиять на цены, на инвестиционные процессы и потребление населения, объем производства и темпы экономического роста. Денежная политика, так же как и налогово-бюджетная, может служить средством как стабилизации, так и дестабилизации экономики. Без отлаженной оптимально выстроенной
денежной политики борьба с инфляцией обречена на неудачу [1].
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны, не действуют изолированно от других, что требует при принятии решений в одной сфере взвешенно учитывать их влияние на другие. Правительство использует различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях проведения одобренной соответствующими демократическими про-цедурами государственной политики.
В имеющихся научных публикациях, как и в специальных учебниках, отмечается целесообразность применения в рыночных условиях таких форм регулирования экономики со стороны государства, как непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов; налоговое регулирование, денежно-кредитное регулирование - воздействие на денежное обращение; бюджетное регулирование - распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования; регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов; ценовое регулирование; регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; социальное регулирование (включая государственное социальное страхование); государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды; государственное антимонопольное регулирование; государственное внешнеэкономическое и валютное регулирование [2; 3] .
В условиях радикально изменившейся системы экономических отношений, где государство перестало быть почти единственным собственником средств производства, оно и ныне фактически остается в центре экономического и социального развития страны, но уже не в качестве непосредственного предпринимателя страны, определяющего характер и темпы экономического роста, а как главный партнер, глобальный менеджер по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
Государство воздействует на экономику, главным образом, посредством законодательных актов, регулирующих налоговую систему, выделения государственных инвестиций, субсидий, льгот, условий кредитования, реализации крупномасштабных социальных и экономических программ.
Кризис, как одна из фаз цикла в системе отношений воспроизводства, является тяжелым испытанием для эко-
номики любой страны, тем более для России, которая еще не завершила весь комплекс радикальных социально-экономических изменений на пути развития рыночных экономических отношений. Кризис можно рассматривать как диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, в сокращении производства, снижении занятости населения, падении рентабельности предприятий (как в сфере непосредственного производства, так и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития, перехода в новую фазу цикла воспроизводства. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения существующих здесь противоречий в современных условиях глобализации экономики оказывает определенное позитивное влияние, но его арсенала средств оказывается крайне недостаточно для выхода из этой фазы в более сжатые сроки, с меньшими экономическими и социальными потерями для общества [4].
Как известно, впервые крупномасштабное антикризисное регулирование на государственном уровне проводилось в США в целях выхода из Великой депрессии 1930-х гг. Государственное антикризисное регулирование осуществлялось здесь по следующим направлениям: финансирование и субсидирование корпораций, стоящих на грани банкротства; принудительное картелирование предприятий; государственное регулирование оказавшегося в упадке сельского хозяйства; организация общественных работ и выдача пособий по безработице; кредитное регулирование.
Финансовый кризис - это реальность сегодняшнего дня для мировой экономики. Следует особо отметить, что мощным катализатором в очень сложный период этого глобального кризиса стала американская финансовая система [5].
В октябре-декабре 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, наше правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики, предотвратили ее коллапс. Комплекс первоочередных мер, предпринятых Правительством Российской Федерации по борьбе с развертыванием мирового финансового кризиса, осуществлялись в следующих направлениях: курсовая политика, поддержка банковской системы, поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений, налоговая и бюджетная политика, тарифная политика, содействие занятости населения, жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья, поддержка деловой активности в реальном секторе экономики, нефтяная промышленность, автомобилестроение, сельхозмашиностроение, оборонно-промышленный комплекс, малый и средний бизнес, авиационные перевозки, розничная торговля, аграрно-промышленный ком -плекс, инфраструктурные проекты, организационное сопровождение реализации антикризисных мер [6].
Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения, что усиливает социальную напряженность в стране, требуя от государства оперативного и достаточно эффективного позитивного решения этих проблем. Адекватной реакцией на эти проблемы явилось принятие Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., где в определенной мере учитывалось мнение экспертов, граждан РФ, представителей партий, общественных и политических организаций. В ней отмечено, что Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Сохранится приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу, частный сектор экономики как важный фактор преодоления кризисных явлений. При этом предполагается, что роль государства будет постепенно снижаться по мере поэтапного выхода из кризиса.
Основными антикризисными мерами Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г. станут следующие мероприятия [7]:
1. Направленные на усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест:
- социальную защиту;
- поддержку образования;
- здравоохранение, физическую культуру и спорт.
2. Направленные на сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала:
- общую поддержку реального сектора и работу с системообразующими предприятиями:
поддержку системообразующих предприятий; меры налогового стимулирования; поддержку спроса;
содействие повышению доступности финансовых ресурсов;
- поддержку отдельных отраслей экономики:
сельского хозяйства;
поддержку проектов автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения;
обеспечение финансовой поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса; транспортного комплекса; жилищного строительства и ЖКХ; лесопромышленного комплекса; иных отраслей.
3. Направленные на снижение административного давления на бизнес:
- снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
4. Направленные на повышение устойчивости национальной финансовой системы:
- расширение ресурсной базы и повышение ликвидности банковской системы;
- повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора;
- санацию банковской системы.
5. Направленные на взаимодействие Правительства и субъектов Российской Федерации по реализации антикризисных мер:
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
- расширение возможностей получения бюджетных кредитов.
В качестве одной из немногих позитивных сторон мирового финансового кризиса можно отметить, что он сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области совершенствования налоговых отношений. В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу. Эти законы предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации. Реализация таких масштабных поправок в Налоговом кодексе РФ стала возможной в рамках широкой антикризисной политики. Заметим, что действенным стимулом здесь явилось обращение Президента РФ к Федеральному Собранию, где глава государства подчеркнул, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер [8].
Основные параметры антикризисной экономической и социальной политики в РФ нашли конкретное отражение как в ряде уже принятых официальных документов различного уровня, в числе которых, например, подписанное Президентом РФ 26.05.2009 г. послание о бюджетной политике в 2010-2012 гг., так и в официальных заявлениях представителей руководства страны, включая Президента РФ, Премьер-министра РФ, руководителей различных министерств соответствующего вида деятельности.
Среди основных задач бюджетной политики страны на 2010-2012 гг. Президент РФ отметил следующие [9]: обеспечение исполнения социальных обязательств; ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств; переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств; определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда; обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств; усовершенствование механизмов государственных закупок; определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующих современной стадии развития российской экономики и стимулирующих развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий; обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала; завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых прин-
ципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения; определение и реализация комплекса мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов.
Основными направлениями совершенствования налоговых отношений на 2010-2012 гг., в Бюджетном послании являются следующие [9]: модернизация российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы; структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности; бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов; в 2009-2011 гг. должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы; требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта; начиная с 2010 г. необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения (с 30 до 60 млн руб. в год); необходимо увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками; установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога; целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита); требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
По данным на 1 апреля 2009 г. объем резервного фонда в нашей стране составлял 4,117 трлн руб., при этом Фонд национального благосостояния уменьшился на 1,6 % до 2,869 трлн руб., а уровень инфляции в России по данным Федеральной службы государственной статистики с начала 2009 г. составил 6,6 %. По оценкам Минфина РФ, прогнозируемые доходы субъектов России в 2009 г. по сравнению с прошлым упадут на 1,1 трлн руб., или на 18 %. Дефицит бюджета регионов придется в этом случае частично покрывать за счет федеральных средств [10].
Антикризисные меры правительства РФ по стабилизации экономики сработали оперативно, что подтвердил накануне председатель Счетной палаты Сергей Степашин на встрече с Премьер-министром РФ Владимиром Путиным, докладывая об итогах проверки расходования средств, выделенных на антикризисные мероприятия. «По итогам контрольных мероприятий можно сказать, что меры, которые предприняты правительством по стабилизации системы, сработали - повышена ликвидность
банков, стабилизировался ряд промышленных предприятий. Меры правительства сделали кредиты более доступными для экономики. Если в марте только порядка 25-30 % предприятий могли воспользоваться кредитами, то сейчас, с учетом снижения инфляции и ставки рефинансирования ЦБ, это уже 45 %. В целом, меры были оперативны, и это подтверждается нашей проверкой», -подытожил С. Степашин [11].
При этом «цель - снижение НДС - с повестки дня не снимается, что бы ни говорили отдельные чиновники. Это абсолютно точно. В настоящий момент происходит сжатие поступлений в бюджет (это реальный факт), причем довольно существенное сжатие. И в этой ситуации цена любой ошибки может быть очень и очень высокой. Никто из аналитиков не может точно спрогнозировать, к чему приведет снижение того или иного налога. Государство не намерено отказываться от возможности снижения налоговой нагрузки в подходящих для этого условиях. Вовсе не обязательно отказываться от этой идеи, вопрос в том, когда к ней переходить. В период кризиса с налогообложением нужно вести себя аккуратно», - заявил глава государства на встрече с членами партии «Справедливая Россия» [12].
Министр экономического развития РФ Эльвира На-биуллина, ожидает оживление в экономике к концу 2009 г. По ее словам, существует ряд факторов, которые позволяют с оптимизмом относиться к перспективам восстановления роста экономики: это восстановление внутреннего потребительского спроса и инвестиционного спроса. В свою очередь, рассуждая о мерах по выходу экономики из кризиса, министр указала на необходимость преобразований в российской налоговой системе [13].
По прогнозам замминистра финансов, статс-секретаря Минфина РФ Сергея Шаталова, налоговая нагрузка на бизнес в 2011 г. в результате замены единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы возрастет примерно на 800-850 млрд руб. Правительство РФ в мае 2009 г. одобрило пакет законопроектов по упразднению ЕСН и его замене страховыми взносами с 2010 г. При этом было решено отложить до 2011 г. повышение ставки страховых выплат с нынешних 26 %, чтобы избежать чрезмерного увеличения финансовой нагрузки на бизнес в условиях кризиса [14]. Расходы федерального бюджета в 2010 г. в связи с заменой ЕСН страховыми взносами составят более 1,7 трлн руб., в дальнейшем они будут снижаться, сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова по итогам заседания правительства.
Согласно основному варианту прогноза падение валового внутреннего продукта (ВВП), по оценке Минэкономразвития, в 2009 г. составит 6 % (по предыдущему прогнозу - 2,2 %), а по пессимистичному сценарию -
7.4 %. Согласно последнему базовому прогнозу Минэкономразвития среднегодовая цена на нефть марки Urals в
2009 г ожидается на уровне 45 долларов за баррель (предыдущий прогноз - 41 доллар за баррель). Инфляция при всех вариантах прогнозируется в 2009 г. на уровне 13 %, в
2010 г. - 10 %, в 2011 г. - 7-8 %, в 2012 г. - 5-7 %. Среднегодовой валютный курс в оптимистичном сценарии прогнозируется в 2009 г. на уровне 34,1 руб. за доллар, в 2010 г. -
35.4 руб., в 2011 г. - 36,5 руб., в 2012 г. - 37,3 руб. за доллар.
Экспорт, по прогнозу Минэкономразвития, в 2009 г. составит 260,4 млрд руб., а импорт по оценке министерства в 2009 г. будет колебаться в зависимости от сценария в пределах 198,2-206,8 млрд руб. [15].
С проблемами трудоустройства в 2009 г. могут столкнуться 100-150 тыс. российских выпускников. «Это большая цифра, и мы должны сделать все, чтобы эту проблему смягчить. В первую очередь, речь должна идти о стимулировании бизнеса к приему новых сотрудников», -заявил на встрече со студентами Хабаровского государственного университета Президент РФ Дмитрий Медведев [16].
По данным Минэкономразвития, падение ВВП России в 2009 г. может составить от 4 до 8 %. «Мы прорабатываем как пессимистичные, так и оптимистичные сценарии. Нам кажется, многое будет зависеть от того, насколько эффективно мы будем действовать. Минэкономразвития РФ пересмотрело свой прогноз по сокращению мирового ВВП с 0,3 до 1,4 %», - заявила Э. Набиуллина [17]. Падение объемов промышленного производства РФ по итогам 2009 г. может достичь 4,5-6 % - спрогнозировал министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.
Особая роль в ряду антикризисных мер отводится поддержке малого и среднего бизнеса, что позволит, по расчетам специалистов, увеличить его вклад в ВВП РФ к 2012 г. в 1,5 раза - до одной трети ВВП, рост количества малых и средних компаний на 1 тыс. чел. на 15 % - до 11,4 компаний. «Такая динамика соответствует основной стратегической задаче в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 г. - приблизиться по основным показателям к экономически развитым странам мира, а именно: доля малых и средних компаний в ВВП не менее 40 %, доля занятых на малых и средних компаниях не менее 50 % занятого в экономике населения», - сообщила глава Минэкономразвития Э. Набиуллина на брифинге по итогам заседания Президиума Правительства [18]. Эти показатели являются целевыми индикаторами карты проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», одной из перечня проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., которая была рассмотрена на заседании президиума и в дальнейшем будет дорабатываться министерством.
Реалии современного уровня развития социальноэкономических отношений в Российской Федерации, условия разрастающегося мирового экономического кризиса диктуют необходимость существенного повышения качества государственного регулирования экономических отношений. Одним из наиболее реальных путей достижения этой, несомненно, актуальной и важной цели является формирование и реализация продуманной, научно обоснованной государственной экономической политики. Следует отметить, что в настоящее время качество экономической политики в Российской Федерации в целом, а также ее отдельных составляющих элементов вызывают обоснованные нарекания как со стороны ученых, так и со стороны отечественного бизнес-сообщества, что требует дальнейшего совершенствования каждого из действенных инструментов в системе антикри-
зисных мер. При этом надо, с одной стороны, критически воспринимать накопленный в других странах соответствующий опыт, а с другой - полнее опираться на исследования соответствующих процессов и существующие рекомендации отечественных ученых и практиков.
Библиографический список
1. Кучуков, Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов : учеб. пособие / Р. А. Кучуков. М. : Гардарики, 2004. С. 26-27.
2. Курс экономики : учебник / под ред. Б. А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2006. С. 608-610.
3. Государственное регулирование рыночной экономики : учебник / под. общ. ред. В. И. Кушлина. 2-е изд., перераб и доп. М. : Изд-во РАГС, 2002. С. 57.
4. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учеб. / Е. Ф. Борисов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Вел-би : Изд-во Проспект, 2007. С. 409-414.
5. Суворов, А. В. Финансовый кризис: причины, условия возникновения и антикризисные меры / А. В. Суворов // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2009. N° 1.
6. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса [ Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http: // www.government.ru/content/ governmentactivity/antikrizismeriprf/4782832.htm. Загл. с экрана.
7. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. [ Электронный ресурс] // Официальный сайт Председателя Правительства РФ. Режим доступа: http://premier.gov.ru/anticrisis/. Загл. с экрана.
8. Лермонтов, Ю. М. Налоговые инструменты в борьбе финансовым кризисом / Ю. М. Лермонтов // Все для бухгалтера. 2009. № 3, 4.
9. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/appears/2009/05/25/1400_type63373_ 216772.shtml. Загл. с экрана.
1G. Сайт ПРАЙМ - ТАСС. Агентство экономической информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:IIwww.prime - tass.ruInews. Загл. с экрана.
11. Степашин, С. Антикризисные меры правительства РФ по стабилизации экономики сработали оперативно [Электронный ресурс] I С. Степашин II сайт ПРАЙМ - ТАСС. Режим доступа: http:IIwww.prime-tass.ru/newsIGI{8D3B9BFб-7C9F-4C22-8A7E-FG3B97CBE3GG}.ui£ Загл. с экрана.
12. Стенографический отчет о встрече с активом партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс] II Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http: II www.kremlin.ru/textIappears/2GG9IG5I215.shtml. Загл. с экрана.
13. Набиуллина, Э. Минэкономразвития РФ ожидает оживления в экономике к концу 2GG9 г. [Электронный ресурс] I Э. Набиуллина II сайт ПРАЙМ - ТАСС. Режим доступа: http:IIwww.prime-tass.ruInewsIshow.asp ?id=884546&ct=news. Загл. с экрана.
14. Высказывания С. Д. Шаталова информационным агентствам по итогам заседания правительственной комиссии по бюджетным проектировкам [Электронный ресурс] II Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: http:IIwww.minfin.ru/ru/pressIspeech/ index.php?id4=7366. Загл. с экрана.
15. Прогноз роста экономики РФ [Электронный ресурс] II Е R. ru. Первоисточник. Режим доступа: http: II www.edinros.ru/news/text.shtml?79385I1GGG9б. Загл. с экрана.
16. 15G тысяч выпускников вузов не смогут трудоустроиться [Электронный ресурс] II Российское информационное агентство «Новый Регион». Режим доступа: http: IIwww.nr2.ru/societyI233G91.html. Загл. с экрана.
17. Обзор СМИ за 18.G5.2GG9 г, подготовленный Минэкономразвития России [Электронный ресурс] II Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа: http:IIwww.economy.gov.ru/wpsIwcm/ myconnectIeconomylibImertIwelcomeIpressserviceIreviewI doc1242627372897. Загл. с экрана.
18. Тезисы выступления министра Э. С. Набиуллиной на заседании Президиума Правительства РФ 18 мая 2GG9 г. [Электронный ресурс] II Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа: http:I Iwww.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylibImertI welcomeIpressserviceInews/doc1242663218628. Загл. с экрана.
A. N. Falaleev, V. A. Eremina
ON THE PROBLEM OF PERFECTION OF STATE ANTI-CRISIS POLICY TOOLS IN RUSSIA
The article overlooks the main tools, forms, and methods for the state regulation of the market economy. It features the anti-crisis measures (instruments of anti-crisis state economic regulation) taken by the Russian Government to minimize negative consequences of the worldfinancial crisis. The main macro-economic indices, as well as some dynamic prognoses for Russia during the next few years are provided.
Keywords: world financial crisis, state regulation, macro-economic prognoses, anti-crisis measures.
© Фалалеев А. Н., Еремина В. А., 2009