Научная статья на тему 'Эффективность фискальной политики в условиях антикризисного регулирования экономики'

Эффективность фискальной политики в условиях антикризисного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козловская Эра Анатольевна, Демиденко Даниил Семенович, Партылова Е. И.

Дана характеристика программ антикризисных мер Правительства России на 2008-2010 гг. Проанализирована эффективность фискальной политики России в условиях финансового кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of programs of anti-recessionary measures of the Government of Russia for 2008-2010 given. Efficiency of a fiscal policy of Russia in the conditions of financial crisis analyzed

Текст научной работы на тему «Эффективность фискальной политики в условиях антикризисного регулирования экономики»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации [Текст] / И. Адизес. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

2. Алексеев, А.А. Психогеометрия для менеджеров [Текст] / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. - М.: Наука, 1991. - 164 с.

3. Базелер, У. Основы экономической теории [Текст] / У. Базелер, З. Сабов, Й. Хайнрих, В. Кох. -СПб.: Питер, 2000. - 800 с.

4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М., 2008. - 560 с.

5. Кондратьев, Н.Д. Избранные сочинения [Текст] / Н.Д. Кондратьев. - М., 1993. - 185 с.

6. Кузьменко, В.П. Исследование динамики социально-экономических циклов [Электронный ресурс] /

В.П. Кузьменко. - Режим доступа: 1999www.niurr.gov. иа/ш/риЬНса1;юп/80иа1/кшт_сук1у_ш.Ь1;т

7. Меньшиков, С.М. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу [Текст] / С.М. Меньшиков, Л.А. Клименко. - М., 1989. - 324 с.

8. Молчанов, Н.Н. Информационный детерминизм в экономике [Текст] / Н.Н. Молчанов // Вестник СПбГУ (экономика). - 2004. - № 4. - С. 35-48.

9. Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ [Текст] / под ред. С.П. Ауку-ционеса. - М.: Наука, 1984. - 401 с.

10. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. - М., 1982. - 202 с.

УДК 336.225

Э.А. Козловская, Д.С. Демиденко, Е.И. Партылова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Сложившаяся в России за годы рыночных реформ бюджетно-налоговая политика далеко не совершенна. Яркое подтверждение тому - несоответствие между стремительным нарастанием бюджетного профицита в 2000-2008 гг. и Стабилизационного фонда, быстрым сокращением государственного внешнего долга, с одной стороны, и невысокой динамикой основных макроэкономических показателей, которые характеризуют состояние реального сектора экономики, с другой. Низкий рост промышленности и сельского хозяйства даже в обстановке благоприятной мировой конъюнктуры, сохранение в этих жизнеобеспечивающих сферах острых инвестиционных проблем свидетельствуют о сохранении противоречий во взаимодействии реального и финансового секторов национальной экономики.

Для преодоления экономического кризиса в России разработаны и реализованы антикризисные меры, отражающие два типа финан-

совой политики - политику, ориентированную на спрос, предусматривающую увеличение потребления импортозамещаемой продукции, и политику, ориентированную на предложение, предусматривающую рост инвестиционных ресурсов. Данные меры предполагают использование разнообразных по своему содержанию и направлению инструментов воздействия государства на экономику. Были разработаны три антикризисные программы. Антикризисная программа на 2008 г. подготовлена в срочном порядке для решения неотложных проблем обеспечения стабильности финансовой системы и недопущения ее полного развала. В связи с осознанием длительности кризиса и его системного характера разработаны также антикризисные программы на 2009 и 2010 гг.

Эти меры рассматривались как переход от поддержания финансовой системы, смягчения последствий кризиса и обеспечения компенса-

ции для наиболее уязвимых секторов, регионов и социальных групп - к мерам, ориентированным на преодоление кризиса и достижение экономического роста, создающим стимулы к выходу на новые рынки, расширению производства и созданию новых рабочих мест.

Среди приоритетов данных антикризисных программ присутствуют те, которые имеют стратегическую направленность, например меры, касающиеся инновационного развития и повышения конкурентоспособности российской экономики. Но все же антикризисные меры в первую очередь необходимо расценивать как действия по преодолению рецессии.

Если рассматривать антикризисные программы в целом, то они направлены прежде всего на выполнение социальных обязательств перед гражданами: усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, в том числе лекарственного обеспечения, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание уделяется сохранению трудового потенциала. Расширяются масштабы деятельности государства в сфере занятости, в частности принимаются меры по противодействию росту безработицы, развитию программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения. Важное значение в сфере социальной политики имеют индексация пенсий и социальных выплат, а также валоризация пенсий.

Указанные меры направлены не только на сохранение социальной стабильности, в первую очередь они способствуют поддержанию платежеспособного спроса.

С другой стороны, снижая налоговую нагрузку на предприятия, государство проводит стимулирующую бюджетно-налоговую политику. Эта политика предполагает в краткосрочной перспективе преодоление спада в экономике, а в долгосрочной - расширение предложения факторов производства.

Таким образом, фискальная политика, проводимая в рамках антикризисных программ Правительства Российской Федерации, является одним из видов дискреционной фискальной по-

литики, именуемой фискальной экспансией. Целевая направленность этой политики представлена на рис. 1.

В ходе анализа эффективности антикризисных мер необходимо рассмотреть их влияние на преодоление рецессии и восстановление роста экономики.

Как уже отмечалось выше, большая часть мер направлена на выполнение социальных обязательств государства и поддержание платежеспособного спроса. Все эти меры хороши с точки зрения социальной политики, но существует временной лаг, который приводит к отсрочке прогнозируемых результатов. В долгосрочной перспективе значимыми становятся адресная ориентация социальной помощи, услуг и льгот, а также повышение качества предоставляемых услуг.

Особая мера антикризисной программы в сфере социальной политики - индексация пенсий и социальных выплат. Конечно, эта мера очень важна для бенефициаров данных выплат, но в условиях снижения производства и инвестиционной активности она может привести к росту инфляции. Результат антикризисных мер представлен на рис. 2.

Сделанный вывод подтверждается тем, что предпринятое в 2008 г. повышение пенсий и социальных выплат на 15,6 % было практически обесценено инфляцией, которая в 2008 г. составила 13,3 %. В 2009 г. инфляция составила 8,8 %, а размер трудовых пенсий увеличился на 8,7 % сверх роста цен. В 2010 г. помимо валоризации пенсий с 1 апреля были увеличены на 6,3 % трудовые пенсии и на 12 % пенсии по государственному пенсионному обеспечению. А с 1 июля 2010 г. проведена еще одна индексация - на 3,9 %. Можно предположить, что повышение пенсий и социальных выплат до настоящего времени существенно не влияло на уровень инфляции по той причине, что эти надбавки не столь значительны. Например, за счет валоризации средняя сумма прибавки составила 1090 р. для тех, кто получает трудовую пенсию, а для участников Великой Отечественной войны - 1855 р. Однако поскольку Пенсионный фонд не обеспечивает весь объем выплат, на эти цели средства добавляются из бюджета. Таким образом, расходы

Рис. 1. Целевая направленность антикризисных мер Правительства России

бюджета увеличиваются, что приводит к росту его дефицита. Из этого следует, что все последующие повышения пенсий и социальных выплат должны уравновешиваться ростом производства, увеличением производительности труда, антимонопольным регулированием и снижением издержек производства.

В конце 2008 г. правительство приняло решение стимулировать экономику в период кризиса введением ряда налоговых льгот. В беспрецедентно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял Федеральный закон № 224-ФЗ от 26.11.2008 г. «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ

Рис. 2. Результат антикризисных мер в рамках социальной политики

и отдельные законодательные акты РФ», который позволил радикально снизить налоговую нагрузку на предприятия. В первую очередь изменения касались налога на прибыль (снижение на 4 %) и НДС. А уже с 1 января 2009 г. стали осуществляться и другие антикризисные изменения в налоговой политике, в частности:

- переход на уплату налога по фактически полученной прибыли;

- введение амортизационной премии в размере 30 % для вновь вводимых основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам;

- уплата НДС равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом;

- освобождение от НДС операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Снижение налога на прибыль должно было позволить предприятиям сэкономить 400 млрд р., которые, как предполагалось, они должны использовать для инвестирования в производство и его расширения. Но в условиях кризиса у большинства предприятий резко снизилась прибыль, а многие понесли убытки. По данным Росстата, количество прибыльных организаций уменьшилось на 1,8 % по сравнению с 2008 г. и настолько же соответственно увеличилась доля убыточных предприятий. За январь - октябрь 2009 г. сальдированный финансовый результат деятельности предприятий составил 3228,3 млрд р., что на 29,2 % ниже показателя за соответствующий период 2008 г. [1].

На 1 ноября 2009 г. суммарная задолженность предприятий составила 32,3 трлн. р., что на 14,6 % выше уровня начала года и на 17,7 % выше уровня на 1 ноября 2008 г. Суммарная просроченная задолженность за январь - ноябрь 2009 г. увеличилась на 22,5 % по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г. и составила 1272,2 млрд р. [1].

Поступления от налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре

2009 г. составили 168 млрд р. По сравнению с январем - ноябрем 2008 г. поступления снизились в 4,2 раза, а доля от него в структуре поступлений в 2009 г. составила всего 6 %.

Таким образом, видно, что за счет снижения налога на прибыль организации не сэкономили 400 млрд р. и тем более не смогли их использовать для расширения своего производства. Эти средства, очевидно, были направлены на погашение просроченной кредиторской задолженности, которая возросла на 22,5 % по сравнению с уровнем 2008 г. Кроме того, дефицит бюджета составил в 2009 г. 4,9 % ВВП, а в январе - апреле

2010 г. - 3,4 %, тогда как в аналогичном периоде 2008 г. данный показатель был на уровне 3,1 % ВВП. Таким образом, произошло увеличение дефицита бюджета.

Амортизационная премия представляет собой достаточно эффективный инструмент повышения инвестиционной активности предприятий, но на этапе роста. В период кризиса данная мера имеет ограниченную эффективность из-за сокращения прибыли предприятий, а также удорожания импорта технологического

Рис. 3. Взаимосвязь основных факторов эффективности политики, ориентированной

на предложение

Неразвитость фондового рынка

оборудования за счет проводимой девальвации рубля, как это было в 2009 г.

Таким образом, несмотря на то что такие меры, как снижение налога на прибыль и увеличение амортизационной премии, обладают мотивационным потенциалом, в условиях экономического кризиса их стимулирующее воздействие на предприятия остается нереализованным.

Необходимо отметить, что главная проблема роста экономики по-прежнему - отсутствие или недостаток оборотных и инвестиционных средств предприятий. Кроме того, существенным фактором низкой эффективности проводимой политики является неразвитость и спад на фондовом рынке России.

Как известно, в 2008 г. были предприняты антикризисные меры в отношении банковской системы, в результате которых удалось преодолеть острую фазу кризиса банковского сектора. Правительство совместно с Банком России предприняло меры по рефинансированию банковской системы для того, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. С целью расширения кредитования в 2008 г. бан-

ковскому сектору было выделено 950 млрд р. на пополнение своих капиталов. Но данные меры не привели к увеличению кредитования реального сектора экономики и не способствовали преодолению кризиса, поскольку основная часть денег использовалась банками для погашения задолженностей перед западными банками. В 2009 г. вливания в банковскую сферу составили 495 млрд р., в том числе 280 млрд р. - на капитализацию банков, 215 млрд р. - фондирование за счет Фонда национального благосостояния [2]. У российских банков возникли проблемы с привлечением зарубежных кредитов. Недостаток свободных средств в банковском секторе привел к снижению кредитования, что не могло не отразиться на промышленном производстве. С другой стороны, кризис вызвал увеличение безнадежных кредитов. Это обусловило ограничение кредитования в связи с потерей кредитных ресурсов и ростом кредитных рисков. Таким образом, предприятия помимо трудностей с собственными задолженностями и спадом производства столкнулись с проблемами при получении кредитов, что не позволило создать точек роста в экономике.

Сегодня все чаще можно услышать споры вокруг НДС. Высказываются предложения о снижении ставки налога на добавленную стоимость. Так, профессиональные объединения российского бизнеса (РСПП, «Деловая Россия» и «Опора») предложили установить единую среднюю ставку налога на добавленную стоимость на уровне 10 %. Пока Министерство финансов не одобряет это снижение. Уже подсчитано, что ставка в 12 % лишает бюджет 800 млрд р. дохода. В структуре поступлений в Федеральный бюджет в 2009 г. доля НДС равнялась 40 %, а в I квартале 2010 г. - 23,2 %, что составляет наибольшую часть всех бюджетных доходов (рис. 4). В этой связи снижение ставки НДС сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес.

4

Рис. 4. Структура поступлений в федеральный бюджет по видам налогов за январь - ноябрь 2009 г. [1]

1 - НДС (40 %); 2 - НДПИ (32 %); 3 - ЕСН (17 %); 4 - налог на прибыль (6 %); 5 - акцизы (3 %); 6 - остальные налоги и сборы (2 %)

Например, значительное снижение НДС в пищевой промышленности приведет к тому, что продукты питания для конечных потребителей станут дешевле. Вследствие этого снизится продовольственная инфляция, и производить продукты питания внутри страны будет выгоднее.

Снижение НДС - целесообразная мера, которая с переходом с единого социального налога на систему страховых взносов, возросших в 2011 г. с 26 до 34 %, позволит компенсировать такое увеличение нагрузки на бизнес.

Важное условие повышения эффективности бюджетных расходов в программе антикризисных мер - обоснованность получения государственного финансирования (гарантий, субсидий на процентные ставки). При этом помимо социальной значимости банкротства предприятий необходимо учитывать их эффективность и потенциал конкурентоспособности на мировом или внутреннем рынке. Это позволяет избежать поддержки крупных, но неэффективных предприятий, которые даже в условиях благоприятной конъюнктуры и наличия возможностей не занимаются повышением своей конкурентоспособности, т. е. бесперспективны. Государственная поддержка целесообразна для более эффективных и жизнеспособных компаний. Особенно это важно в развитии регионов страны.

Антикризисные меры в рамках таможенной политики имеют весьма ограниченную эффективность. Это связано прежде всего с тем, что повышение ставок тарифа способно привести к росту цен на внутреннем рынке и, следовательно, вызвать снижение общего объема спроса. Чтобы нивелировать данный негативный эффект, требуется переключение потребителей на продукцию внутреннего производства.

Необходимое условие эффективности антикризисных мер - повышение уровня взаимозаменяемости импортных и отечественных товаров, которые в настоящее время не являются взаимозаменяемыми вследствие низкой конкурентоспособности последних или их отсутствия.

Для решения проблемы производства им-портозаменяемой продукции необходима не только отмена НДС на ввозимое технологическое оборудование, аналогов которого в России нет, но и снижение пошлин на импортное сырье и оборудование, которые требуются для стимулирования и поддержания производства и не могут быть обеспечены российскими производителями.

1

Между тем дефицит бюджета растет. Использование средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета и реализации антикризисных мер не может быть вечным. В 2009 г. Резервный фонд уменьшился на 60 %, а Фонд национального благосостояния - на 2 % ВВП. Только за апрель 2010 г. Резервный фонд Российской Федерации уменьшился на 23,4 % (с 1,553 до 1,189 трлн р.), а Фонд национального благосостояния (ФНБ) - на 1,1 % (с 2,630 до 2,602 трлн р.) [3].

Подводя итог, следует отметить, что предпринятые антикризисные меры в рамках фискальной политики на сегодняшний день не привели к значительному росту экономики, но имеют стабилизирующий эффект. Так, за январь - апрель 2010 г. ВВП увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,5 %, а индекс промышленного производства - на 6,9 %. Правда, данный рост обеспечивается в большей степени предприятиями, занятыми добычей полезных ископаемых. Но инвестиционный рост пока не наблюдается.

Рост ВВП

Сохра банковскс нение й системы

Повышение социально адресности >й защиты

Повышение пенсионного обеспечения

Наращ инвести ресу ивание ионных рсов

Импортозамещение отечественными товарами

Привлечение иностранных инвестиций в стратегические сектора экономики

Сниж безраб ение отицы

Социа стабил льная ьность

Диверсифицирован-ность экономики

Инновационное развитие российских компаний

Рис. 5. Оценка эффективности антикризисных мер

С одной стороны, это свидетельствует о сохранении рисков в экономике, с другой - о высокой степени зависимости инвестиционной активности от притока иностранного капитала

Кроме того, инвестиционная активность крупных и средних организаций снизилась в 2009 г. на 13,3 %, а малых предприятий - более чем на 30 %. За январь - апрель 2010 г. инвестиции в основной капитал снизились на 2,3 % от уровня аналогичного периода 2009 г. [1]. К тому же, как уже отмечалось, высвобожденные из-под налогообложения средства из-за высокой кредиторской задолженности не способствовали наращиванию инвестиций.

Благодаря антикризисным мерам, постепенно снижается безработица. Так, только за апрель 2010 г. численность безработных снизилась на 278 тыс. человек. Эффективной оказалась программа утилизации старых автомобилей и субсидий на покупку новых, которая привела к восстановлению спроса на автомобили отечественного производства (в 2010 г. спрос повысился на 40 %) [4].

В сфере социальной политики эффективным стало решение о возможности использования

материнского капитала для погашения ипотечного кредита. В мае 2010 г. было зафиксировано увеличение спроса на жилье со стороны населения на 7 %. Росту строительной отрасли, а также смежных с ней отраслей способствовали меры по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и военнослужащих, а также программа переселения граждан из ветхого жилья в новое. Внутренний спрос на жилье положительно повлиял на динамику производства отдельных видов машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве. Так, производство экскаваторов увеличилось в 2,6 раза, башенных кранов - на 69,2 %, лифтов - на 8,9 %. Рост строительной отрасли в целом на апрель 2010 г. составил 3,4 %, а общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов оказалась больше на 16,2 % по сравнению с показателями соответствующего периода 2009 г.

Результаты оценки эффективности антикризисных мер правительства в рамках фискальной политики приведены на рис. 5.

Таким образом, проведенный анализ показал, что с точки зрения достижения целей часть антикризисных мер можно считать эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. economy.gov.ru minfin.ru

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. premier.gov.ru regnum.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.