УДК 004:35(497.2) DOI: 10.12737/18850
Алексиев Петр Алексиев,
докторант, департамент «Администрация и управление» Новый болгарский университет (Республика Болгария, София), е-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ
В работе представлен теоретический анализ стратегической и нормативной обеспеченности электронного управления в Республике Болгария. Объект исследования - система электронного управления. Предмет исследования - стратегическая и нормативная базы электронного управления в Республике Болгария и их актуальное состояние.
Основной тезис научной статьи, представленный атвтором, что, несмотря на хорошую стратегическую и нормативную обеспеченность системы электронного управления в Республике Болгария, она все еще не внедрена полностью, ввиду чего не функционирует эффективно и продуктивно, а публичный сектор не в состоянии предоставить гражданам и бизнесу административные услуги полностью электронным способом.
Ключевые слова: система e-управления, стратегическая обеспеченность, нормативная обеспеченность.
Aleksiev P.A., Doctoral Student of Doctoral Program «Public Administration», Department of Administration and Management, New Bulgarian University, Republic of Bulgaria, e-mail: [email protected]
STRATEGIC AND LEGAL PROVISION OFE-GOVERNMENTIN THE REPUBLIC OF BULGARIA
The article presents a theoretical analysis of the policy and regulatory electronic control of security in the Republic of Bulgaria. The object of the research is electronic control system; the subject — the strategic and regulatory bases for e-governance in the Republic of Bulgaria and their current status.
The main thesis of the scientific article is in spite of a good strategic and regulatory security of electronic control system in the Republic of Bulgaria, it is still not fully implemented, as a consequence, does not function effectively and efficiently, and the public sector is not able to provide some administrative services to the citizens and business in an electronic way.
Keywords: system of e-governance, strategic security, regulatory security.
Основную роль для динамического и разнообразного способа коммуникации между людьми ныне играют глобализация и сопутствующие ей процессы. Они же и основной фактор быстрого технологического прогресса в развитии человеческой цивилизации, а имен-
но: прогрессивное сокращение времени и расстояния между индивидами, обществами и государствами; быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение в будни людей; создание и развитие глобальной сети (Интернет).
Данные процессы являются причиной кардинальных перемен, которые наступили в большинстве будничных сфер: в способе коммуникации, в торговле, в обслуживании граждан, в развитии транспортной инфраструктуры, в обучении и пр., их можно обобщить понятием «информационная революция»1, которое самым точным образом характеризирует их. Результатом протекания информационной революции в мировом масштабе является глобальная сеть, которая обеспечила неограниченные возможности для коммуникации, в невиданных до сих пор масштабах. Интернет в комбинации с ИКТ (как и smart устройства: смартфоны, ноутбуки, персональные компьютеры, планшеты и др.) облегчили жизнь людей, проникая глубоко в их будни, создавая возможность быстрой, легкой, удобной, бесплатной и постоянной коммуникации друг с другом.
В результате этого все больше нарастает желание граждан, чтобы данная модель коммуникации вышла за рамки будней, и чтобы превратилась в модель коммуникации между государством, гражданами и бизнесом - тенденция, которая провоцирует необходимость внедрения ИКТ в частном и публичном секторе большинства государств.
В связи с этим многие правительства усиленно работают по созданию и внедрению системы электронного управления (e-управ-ления) в публичном секторе, основная цель которой - связать все процессы и виды деятельности по административному обслуживанию и коммуникации с гражданами и бизнесом при помощи нового, полностью электронного метода. Эта система является основным инструментом трансформирования и оптимизации коммуникации между государством, гражданами и бизнесом таким образом, что она превратится в более эффективный, более быстрый и дешевый способ доступа ко всем публичным услугам и продуктам, которые публичный сектор предоставляет гражданам и бизнесу.
1 См. Тоффлер А. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны. Военное издательство. — 2000, — С.14
1. Стратегическая обеспеченность системы
е-управления в Республике Болгария
Республика Болгария осуществляет множество видов деятельности по внедрению и развитию системы е-управления с 2002 года, после принятия первой в своем роде Стратегии электронного правительства 2002 г.2 За последние четырнадцать лет создана детальная стратегическая и нормативная база е-управления, которая выведет нашу страну на передовые места в Европейском союзе по количеству, объему и разнообразию разработанных национальных стратегических документов и нормативных актов в этой области.
После того, как в 2009 году было закрыто Министерство государственной администрации и административной реформы (МГААР), Республика Болгария потеряла свою централизованную структуру, которая отвечала за внедрение и развитие системы е-управления и целостной модернизации публичного сектора. Функции МГААР были распределены между Советом административной реформы (САР), Советом электронного управления (СЭУ) и Министерством транспорта, информационных технологий и путей сообщения (МТИТС), что привело к «разбрасыванию» видов деятельности по внедрению и развитию системы
е-управления в Болгарии.
Данное изменение отразилось серьезнее всего на стратегической обеспеченности системы э-управления, причем привело к актуализации или замене новыми части действующих на тот момент национальных стратегических документов. Сегодня база национальных стратегических документов, обеспечивающих э-управление, административное обслуживание и процесс внедрения ИКТ в публичном секторе (трех неизменно связанных компонентов) включает следующие девять стратегических документов, это3:
2 Принята Постановлением Совета Министров Республики Болгария № 866 от 28 декабря 2002 г.
3 Прим. авт. Стратегические документы опубликованы на Портале для общественных консультаций
1) Национальный план развития е-прави-тельства на 2013 - 2020 г. - он ставит акцент на все стратегии развития е-управления, на планы действия, на реко-мендации широкого круга заинтересованных лиц, на доклады Европейской комиссии и на анализы различных европейских организаций. Цель — достичь координированного создания системы е-управления, на базе достигнутого на данный момент и реально достижимого в будущем в этой области1.
2)Стратегия развития электронного управления в Республике Болгария на 2014 -2020 г.г. - основной национальный стратегический документ, который дает облик развития электронного управления в стране. Она содержит три стратегические цели: предоставление качественных, эффективных и легкодоступных электронных услуг гражданам и бизнесу; трансформирование администрации в цифровую администрацию посредством интеграции информационных процессов; популяризация, доступ и участие. Благодаря им, стратегия служит основой для будущего создания секторных политик, стратегий, целей и видов деятельности на уровне министерств, агентств и муниципальных администраций2.
3)Дорожная карта исполнения Стратегии развития электронного управления в Республике Болгария на 2014—2020 г.г.; Дорожная карта исполнения Стратегии развития государственной администрации 2015— 2020 г.г. - включает меры и виды деятельности для исполнения стратегических целей, заложенных в Стратегии развития
Совета Министров Республики Болгария: http://www.strategy.bg/StrategicDocuments/List.aspx?la ng=bg-BG&categoryId=1&typeConsultation=1&type Category=0&docType=1, проверено 27.01.2016 г.
1 Национален план за развитие на е-управлението 2013-2020 г. - разработен от екипа на министъра за развитие на електронно правителство— URL: http://www.strategy.bg/Publications/ View.aspx?lang=bg-BG&categoryId=&Id=174&y=&m=/
2 Стратегия за развитие на електронното управление в Република България 2014 - 2020 г. - приета с Решение № 163 на Министерския съвет от 21.03.2014 г. — URL: http://www.strategy.bg/ Strategic Documents/ View.aspx?lang=bg-BG&Id=892
электронного управления в Республике Болгария 2014 - 2020 г., ответственные за это организации и размер необходимого финансового ресурса3.
4)Стратегия развития государственной администрации на 2014 - 2020 г.г. -определяет облик развития болгарской администрации в настоящем программном периоде ЕС (2014 - 2020 г.г.). Она содержит критический анализ состояния администрации, на основании которого сделаны выводы и сформулированы стратегические цели, направленные на увеличение продуктивности работы орга-низаций; создание оптимальной инсти-туциональной среды; более эффективное использование ресурсов для предоставления более качественных публичных услуг4.
5)Стратегия е-архивирования 2014 -2020 г.г. - она разработана в 2014 г. и определяет национальные стратегические цели ускоренного создания и развития электронного управления в Болгарии, базирующегося на дигитализации бумажного документооборота в публичном секторе и ускорении его обмена5.
6)Инновационная стратегия интеллигентной специализации 2014 - 2020 г.г. -она определяет приоритеты в рамках научно-исследовательских и инновационных видов
3 Пътната карта за изпълнение на Стратегията за развитие на електронното управление в Република България (2014-2020 г.) - приета с Решение № 325 на Министерския съвет от 20 май 2014 г. .— http://www.strategy.bg/PublicConsultations/View.aspx?la ng=bg-BG&Id= 1974$; Пътна карта за изпълнение на Стратегията за развитие на държавната администрация 2015 - 2020 г. - приета с Решение №1033 на Министерския съвет от 30 декември 2015 г. — http://www.strategy.bg/StrategicDocuments /View.aspx?l ang=bg-BG&Id=891.
4 Стратегия за развитие на държавната администрация 2014 - 2020 г. - приета с Решение № 140 на Министерския съвет от 17.03.2014 г., проверено на 04.02.2016 г. .— http://www.strategy.bg/ Strategic Doc-uments/View.aspx?lang=bg-BG&Id=891.
5 Стратегия за е-архивиране 2014 - 2020 .— Раз-работената от Държавна агенция «Архиви» https://www.mi.govemment.bg/bg/themes/inovacionna-strategiya-za-inteligentna-specializaciya-na-republika-balgariya-2014-2020-g-i-proces-na-i- 1470-287.html
деятельности. Ее цель — создание конкурентного преимущества путем определения и развития собственных сильных сторон в научных исследованиях с потребностями индустрии, в ответ на новые возможности и изменения рынка посредством инноваций и интеллигентного роста1.
7)Стратегия эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в образовании и науке в Республике Болгария 2014 - 2020 г.г. - она имеет целью обеспечить равный и гибкий доступ к образованию и научной информации в любое время и из любого места, со стационарного компьютера, ноутбука, планшета, мобильного телефона. Она включает три этапа .— краткосрочный (2014 - 2015 г.г.); среднесрочный (2016 -2017 г.г.); долгосрочный (2018 - 2020 г.г.). На каждом из них будут сделаны ключевые инвестиции с целью введения изменений в преподавание и обучение путем их специали-зации2.
8)Стратегия введения электронного управления и электронного правосудия в секторе «Правосудие» 2014 - 2020 г.г. - она является основополагающим документом единого формирования, планирования, осуществления, координирования и контроля политики в секторе «Правосудие», которую проводят государственные органы в сотрудничестве с гражданами, бизнесом и другими организациями. Ее цель.— повышение эффективности в секторе «Правосудие» путем использования электронных документов как органами судебной власти, так и всеми органами в секторе, посредством чего
1 Иновационната стратегия за интелигентна специализация 2014 - 2020 г. - приета с Решение № 857 на Министерския съвет от 03.11.2015 г. /https://www.mi.govemment.bg/bg/themes/inovacionna-strategiya-za-inteligentna-spedaNzariya-na-repubNka-balgariya-2014-2020-g-i-proces-na-i-1470-287.html.
2 Стратегия за ефективно прилагане на информа-ционни и комуникационни технологии в образова-
нието и науката на Република България 2014 -2020 г. - приета с Протокол № 27.1 на Министерския съвет от 02.07.2014 г. — http://www.strategy.bg/ Stra-tegicDocuments/View.aspx?lang=bg-BG&Id=904.
можно будет перейти к дигитализации процессов и коммуникации3.
9)Оперативная программа «Хорошее управление» 2014 - 2020 г. - она одна из семи оперативных программ, которые будут исполняться в настоящем программном периоде ЕС (2014.—2020 г.). Она очерчивает рамку и определяет приоритеты для финансирования из Европейского социального фонда (ЕСФ) в области административной реформы (вкл. электронное управление), реформы судебной системы и технической помощи в управлении и исполнении Структурного и Когезионного фонда ЕС. Это превращает ее в основной источник финансового ресурса для модернизации публичного сектора и целостного создания системы е-управления.
Несмотря на хорошую стратегическую обеспеченность, Республика Болгария — одно из немногих европейских государств, в которых система e-управления не внедрена целостно. Данный факт поддерживает и частично доказывает тезис автора, что система e-управ-ления не функционирует эффективно и продуктивно, а публичный сектор все еще не в состоянии предоставить электронные административные услуги.
2. Нормативная обеспеченность системы
е-управления в Республике Болгария
Нормативные акты, которые регламентируют е-управление, административное обслуживание и внедрение ИКТ в публичном секторе, составляют нормативную базу e-управ-ления Республики Болгарии. Она связана с нормативным обеспечением e-управ-ления. Состоит из основных и дополнительных законов, а также множества постановлений, которые дополняют тексты этих законов. Основные
3 Стратегия за въвеждане на електронно управление и електронно правосъдие в сектор «Право-съдие» 2014 - 2020 г. .— приета с Решение № 531 на Министерския съвет от 21.07.2014 r. — URL: http://www.strategy.bg/StrategicDocuments/View.aspx?l ang=bg-BG&Id=908.
законы, регламентирующие е-управ-ление в Республике Болгария: Закон об электронном управлении, Закон об электронном документе и электронной подписи, Закон об электронных сообщениях, Закон об электронной идентификации.
Итак, в Законе об электронном управле-нии1 регламентируется деятельность административных органов при работе с электронными документами, при предоставлении электронных административных услуг и при обмене электронными документами между административными органами. Закон не применяется при работе с электронными документами, содержащими классифицированную информацию.
В последние месяцы ведутся усиленные публичные дебаты о внесении изменений в ЗЭУ в целях его актуализации. Таким образом, акцентируется внимание на внесение изменений в институциональную базу e-управления, чтобы облегчить процесс дигитализации большинства административных услуг, предоставляемых публичным сектором. Часть этих изменений предусматривает создание двух новых государственных структур, которые сосредоточат в себе все функции и правомочия по внедрению и развитию е-управления в публичном секторе Республики Болгария.
Далее, Закон об электронном документе и электронной подписи 2 — в нем регулируются порядок и условия относительно электронного документа, электронной подписи и оказания услуг по сертификации. Данный закон не применяется к сделкам, требующим
1 Закон за електронно управление — в сила от 13.06.2008 г., Обн. ДВ. бр.46 от 12 Юни 2007 г., изм. ДВ. бр.82 от 16 Октомври 2009 г., изм. ДВ. бр.20 от 28 Февруари 2013 г., доп. ДВ. бр.40 от 13 Май 2014г., изм. ДВ. бр.13 от 16 Февруари 2016 г.
2 Закон за електронния документ и електронния подпис - сила от 06.10.2001 г., Обн. ДВ. бр.34 от 6 Април 2001 г., изм. ДВ. бр.112 от 29 Декември 2001 г., изм. ДВ. бр.30 от 11 Април 2006 г., изм. ДВ. бр.34 от 25 Април 2006 г., изм. ДВ. бр.38 от 11 Май 2007 г., изм. ДВ. бр.100 от 21 Декември 2010 г.
квалифицированной письменной форме, а также к ценным бумагам, накладным и др.3
Закон об электронных сообщениях 4 -формирует правовые рамки общественных отношений, связанных с осуществлением электронных сообщений. Это происходит посредством переноса, трансляции или приема знаков, сигналов, письменного текста и др. в оптической или электромагнитной среде. Данный закон не применяется в отношении содержания переносимых сообщений.
В начале 2016 г., был принят Закон об электронной идентификации, причем предстоит его публикация в Государственной газете. Имеет целью определить стандартизированные правила и шаги создания электронной идентичности болгарских граждан - одно из самых необходимых условий для надежного и полного доступа к электронным административным услугам, предоставляемым публичным сектором посредством системы е-управления.
3 Вж. Арабаджийски, Н., Държавно и публично управление, НБУ, С., 2014 г., с. 236/
4 Закон за електронните съобщения, Обн. ДВ. бр.41 от 22 Май 2007 г., изм. ДВ. бр.109 от 20 Декември
2007 г., изм. ДВ. бр.36 от 4 Април 2008 г., изм. ДВ. бр.43 от 29 Април 2008 г., изм. ДВ. бр.69 от 5 Август
2008 г., изм. Дв. бр.17 от 6 Март 2009 г., изм. Дв. бр.35 от 12 Май 2009 г., изм. ДВ. бр.37 от 19 Май
2009 г., изм. ДВ. бр.42 от 5 Юни 2009 г., изм. ДВ. бр.45 от 16 Юни 2009 г., изм. ДВ. бр.82 от 16 Октомври 2009 г., изм. ДВ. бр.89 от 10 Ноември 2009 г., изм. ДВ. бр.93 от 24 Ноември 2009 г., изм. ДВ. бр.12 от 12 Февруари 2010 г., изм. ДВ. бр.17 от 2 Март 2010 г., изм. ДВ. бр.27 от 9 Април 2010 г., изм. ДВ. бр.97 от 10 Декември 2010 г., изм. ДВ. бр.105 от 29 Декември 2011 г., изм. и доп. ДВ. бр.38 от 18 Май 2012 г., изм. ДВ. бр.44 от 12 Юни 2012 г., изм. ДВ. бр.82 от 26 Октомври 2012 г., изм. ДВ. бр.15 от 15 Февруари 2013 г., доп. ДВ. бр.27 от 15 Март 2013 г., доп. Дв. бр.28 от 19 Март 2013 г., изм. ДВ. бр.52 от 14 Юни 2013 г., изм. ДВ. бр.66 от 26 Юли 2013 г., изм. ДВ. бр.70 от 9 Август 2013 г., доп. ДВ. бр.11 от 7 Февруари 2014 г., изм. ДВ. бр.53 от 27 Юни 2014 г., изм. Дв. бр.61 от 25 Юли 2014 г., изм. ДВ. бр.98 от 28 Ноември 2014 г., изм. ДВ. бр.14 от 20 Февруари 2015 г., изм. ДВ. бр.23 от 27 Март 2015 г., изм. и доп. ДВ. бр.24 от 31 Март 2015г., изм. и доп. ДВ. бр.29 от 21 Април 2015 г., изм. ДВ. бр.61 от 11 Август 2015 г., изм. ДВ. бр.79 от 13 Октомври 2015 г. и доп. ДВ. бр.79/2015 г.
Следует отметить, что исполнение указанных четырех основных законов, регламентирующих e-управление в Республике Болгария, сопровождается исполнением и еще других восьми законов:
1)закон о доступе к пространственным данным1 — регулирует создание, поддержку и использование инфраструктуры пространственной информации, обеспечение доступа к пространственным данным и предоставление услуг. Данная инфраструктура включает метаданные, базовые пространственные данные, услуги по пространственным данным и др.;
2)закон о доступе к общественной информации 2 — регламентирует общественные отношения, связанные с правом на доступ к общественной информации, а также и повторного использования информации из общественного сектора. Тексты закона имеют отношение к доступу к информации онлайн, что ставит акцент на будущую дигитализацию документооборота публичного сектора;
3)закон об электронной торговле 3 -устанавливает порядок и условия осуществления электронной торговли. По
1 Закон за достъп до пространствени данни, Обн. ДВ. бр.19 от 9 Март 2010 г., изм. ДВ. бр.66 от 26 Юли 2013 г., изм. ДВ. бр.98 от 28 Ноември 2014г., изм. и доп. ДВ. бр.26 от 7 Април 2015 г./Обн. ДВ. бр.19/2010 г., с посл. изм. и доп. ДВ. бр.26/2015г.
2 Закон за достъп до обществена информация, Обн. ДВ. бр.55 от 7 Юли 2000 г., изм. ДВ. бр.1 от 4 Януари 2002 г., изм. ДВ. бр.45 от 30 Април 2002 г., изм. ДВ. бр.103 от 23 Декември 2005 г., изм. ДВ. бр.24 от 21 Март 2006 г., изм. ДВ. бр.30 от 11 Април
2006 г., изм. ДВ. бр.59 от 21 Юли 2006 г., изм. ДВ. бр.49 от 19 Юни 2007г., изм. ДВ. бр.57 от 13 Юли
2007 г., изм. ДВ. бр.104 от 5 Декември 2008 г., изм. ДВ. бр.77 от 1 Октомври 2010г., изм. ДВ. бр.39 от 20 Май 2011 г., изм. и доп. ДВ. бр.97 от 11 Декември 2015 г., изм. ДВ. бр.13 от 16 Февруари 2016 г./Обн. ДВ. бр.55/2000г., с посл. изм. и доп. ДВ. бр.97/2015г.
3 Закон за електронната търговия - в сила от 24.12.2006 г., Обн. ДВ. бр.51 от 23 Юни 2006 г., изм. ДВ. бр.105 от 22 Декември 2006 г., изм. ДВ. бр.41 от 22 Май 2007 г., изм. ДВ. бр.82 от 16 Октомври 2009 г., изм. ДВ. бр.77 от 4 Октомври 2011 г., изм. ДВ. бр.105 от 29 Декември 2011 г., изм. ДВ. бр.57 от 28 Юли 2015 г./Обн. ДВ. бр.51/2006 г., с посл. изм. и доп. ДВ. бр.57/2015 г.
смыслу данного закона, электронная торговля представляет собой предоставление услуг информационному обществу. Важно отметить, что информационное общество, согласно болгарскому законодательству, представляет собой «общество качественно новой структуры, организации и общественных отношений, основанных на глобальном доступе и использовании информационных и коммуникационных сетей и услуг, без национальных, географических или других ограничений обмена информацией научными, духовными, культурными и другими достижениями»4;
4)закон о торговом реестре5 - формирует порядок и условия торговой регистрации, ведения, хранения и доступа к торговому реестру, а также и действие внесенных записей, удаленных записей и публикаций в нем. Торговый реестр — электронная база данных, содержащая зарегистрированные в силу закона обстоятельства о торговцах и филиалах иностранных торговцев;
5)закон о защите личных данных 6 -регулирует защиту прав физических лиц при
4 Вж. Кискинов, В. Българско и европейско информационно право, Том I, изд. Сиела, София, 2005, — с. 34
5 Закон за търговския регистър - в сила от 01.01.2008 г., Обн. ДВ. бр.34 от 25 Април 2006 г., изм. ДВ. бр.80 от 3 Октомври 2006 г., изм. ДВ. бр.105 от 22 Декември 2006 г., изм. ДВ. бр.53 от 30 Юни 2007г., изм. Дв. бр.59 от 20 Юли 2007г., изм. ДВ. бр.104 от 11 Декември 2007 г., изм. ДВ. бр.50 от 30 Май 2008 г., изм. ДВ. бр.94 от 31 Октомври 2008 г., изм. ДВ. бр.44 от 12 Юни 2009 г., изм. ДВ. бр.101 от 28 Декември 2010 г., изм. ДВ. бр.34 от 29 Април 2011 г., изм. ДВ. бр.105 от 29 Декември 2011 г., изм. и доп. ДВ. бр.25 от 27 Март 2012 г., изм. ДВ. бр.38 от 18 Май 2012г., изм. и доп. ДВ. бр.99 от 14 Декември 2012 г., доп. ДВ. бр.40 от 13 Май 2014г., изм. и доп. ДВ. бр.22 от 24 Март 2015г., изм. и доп. ДВ. бр.54 от 17 Юли 2015г., изм. ДВ. бр.95 от 8 Декември 2015 г., изм. ДВ. бр.13 от 16 Февруари 2016 г./Обн. ДВ. бр.34/2006 г., с посл. изм. и доп. ДВ. бр.95/2015 г.
6 Закон за защита на личните данни - в сила от 01.01.2002 г., Обн. ДВ. бр.1 от 4 Януари 2002 г., изм. ДВ. бр.70 от 10 Август 2004 г., изм. Дв. бр.93 от 19 Октомври 2004 г., изм. ДВ. бр.43 от 20 Май 2005 г., изм. ДВ. бр.103 от 23 Декември 2005 г., изм. ДВ. бр.30 от 11 Април 2006 г., изм. ДВ. бр.91 от 10 Ноември 2006 г., изм. ДВ. бр.57 от 13 Юли 2007 г.,
обработке их личных данных. Имеет целью гарантировать неприкосновенность личности и личной жизни путем обеспечения защиты физических лиц при неправомерной обработке связанных с ними личных данных в процессе свободного движения данных. Обработка их электронным способом является ссылкой на е-управление;
6)закон о бухгалтерском учете1 —определяет требования к всеохватности и достоверности бухгалтерских систем (бухгалтерии) на предприятиях; к содержанию, составлению и публичности финансовых отчетов предприятий; требования к лицам, которые составляют финансовые отчеты.
Он имеет отношение к системе е-управления, потому что бухгалтер-ский документ может быть и электронным, что затрагивает прямо электронную коммуникацию между публичным и частным секторами;
7)закон о местных налогах и сборах2 -структурирует виды местных налогов и сборов, которыми облагается население. Их можно оплачивать на кассах муниципальных администраций или банковским путем. Посредством системы е-управления имеется целью производить их оплату полностью электронным путем, причем исключить физическое присутствие и наличие «мокрой» печати;
8)закон об общественных заказах 3 -определяет принципы, условия и порядок возложения общественных заказов с целью
изм. ДВ. бр.42 от 5 Юни 2009 г., изм. ДВ. бр.94 от 30 Ноември 2010 г., изм. ДВ. бр.97 от 10 Декември 2010 г., изм. ДВ. бр.39 от 20 Май 2011 г., изм. ДВ. бр.81 от 18 Октомври 2011 г., изм. ДВ. бр.105 от 29 Декември 2011 г., изм. и доп. ДВ. бр.15 от 15 Февруари 2013 г./Обн. ДВ. бр.1/2002 г., с посл. изм. и доп. ДВ. бр.15/2013 г.
1 Закон за счетоводството - в сила от 01.01.2016 г., Обн. ДВ. бр.95 от 8 Декември 2015 г. /Обн. ДВ. бр.95/2015г.
2 Обн. ДВ. бр.117/1997 г., с посл. изм. и доп. ДВ. бр.95/2015 г.
3 Закон за обществените поръчки - в сила от 15.04.2016 г., Обн. ДВ. бр.13 от 16 Февруари 2016 г./Обн. ДВ. бр.28/2004 г., с посл. изм. и доп. ДВ. бр.79/2015 г.
обеспечения эффективности при расходовании бюджетных средств, средств из Европейского союза или других международных программ и договоров, связанных с осуществлением определенных законом видов деятельности общественного значения;
9)деятельность Агентства по общественным заказам и Реестра общественных заказов, который агентство поддерживает, регламентированы Законом об общественных заказах. Их цель - способствовать процессу электронного возложения общественных заказов.
Каждый из этих дополнительных законов расширяет специфическим способом тексты основных законов, обеспечивая возможность более широкого охвата видов деятельности по административному обслуживанию и внедрению системы е-управления. Они дают смысл и обоснование процессу внедрения и развития системы е-управления в публичном секторе Республики Болгария.
Отметим, что с целью более эффективного применения данного набора основных и дополнительных нормативных актов, приняты и семь постановлений, которые вносят дополнительную ясность в их охват и применение. Из вышеизложенного становится ясно, что Республика Болгария располагает хорошо обособленной нормативной базой — доказательство хорошей нормативной обеспеченности е-управления.
В подтверждение данного тезиса проведен правовой анализ рассмотренных в научной статье основных и дополнительных законов, а также постановлений, которые дополняют их.
Таким образом, в результате проведенного теоретического и детального анализа стратегической и нормативной обеспеченности е-управ-ления в Республике Болгария, а также и их актуального состояния, можно сделать несколько обобщенных выводов:
Таблица 1 - Характеристика дополнительных актов, формирующих нормативно-правовую базу Республики Болгария
Наименование Характеристика
Постановление об электронных административных услугах (ЭАУ)1 в нем регламентируются общие требования к предоставлению электронных административных услуг гражданам и организациям поставщиками электронных административных услуг; технические требования к обеспечению доступа к услугам и политикам поставщиков электронных административных услуг; способы электронных расчетов за предоставление электронных административных услуг и др. Представляет процесс по предоставлению ЭАУ как целостную систему
Постановление об общих требованиях к оперативной совместимости и информационной обеспеченно-сти2 в нем регламентируются общие требования к оперативной совместимости, сетевой и информационной надежности на нужды в предоставлении внутренних электронных административных услуг; к обмену электронными документами между администрациями; к ведению, хранению и доступу к реестру стандартов и др.
Постановление о требованиях к единой среде обмена электронными документами3 - в нем определяются требования к созданию, функционированию и эксплуатации единой среды обмена электронными документами (ЕСОЭД). ЕСОЭД представляет собой управляемую среду стандартизированного обмена документами, внесенными в реестр информационных объектов, между информационными системами в администрации на нужды электронного управления
Постановление о реестрах информационных объектов и электронных услуг4 в нем определяются условия и порядок ведения, хранения и доступа к реестру информационных объектов и к реестру электронных услуг, что имеет целью стандартизировать эти процессы
Постановление о сертификатах электронной подписи в администрациях5 в нем регламентируются условия, порядок и политика приобретения, использования, обновления и прекращения сертификата электронной подписи в администрациях
Постановление о внутреннем обороте электронных документов и документов на бумажном носителе в адми-нистрациях6 в нем упорядочиваются общие правила внутреннего оборота электронных документов и документов на бумажном носителе в администрациях
1)Постановление об административном обслуживании7 определяет общие правила организации административного обслуживания в администрации. Оно осуществляется при соблюдении принципов, установленных Законом об администрации и Административным процессуальным кодексом (АПК)
1 Обн. ДВ. бр.48/2008 г., с посл. изм. и доп. ДВ.(подробно) бр.8/2016 г.
2 Обн. ДВ. бр.101/2008 г., с посл. изм. и доп. ДВ. ДВ.(подробно) бр.48/2013 г.
3 Обн. ДВ. бр.62/2008 г., с посл. изм. и доп. ДВ. ДВ.(подробно) бр.58/2010 г.
4 Обн. ДВ. бр.48/2008 г., с посл. изм. и доп. ДВ. ДВ.(подробно) бр.8/2016 г.
5 Обн. ДВ. бр.48/2008 г.
6 Обн. ДВ. бр.48/2008 г., с после. изм. и доп. ДВ. ДВ.(подробно) бр.8/2016 г.
7 Обн. ДВ. бр.78/2006 г., с посл. изм. и доп. ДВ. ДВ.(подробно) бр.8/2016 г.
Таким образом, в результате проведенного теоретического и детального анализа стратегической и нормативной обеспеченности е-уп-равления в Республике Болгария, а также и их актуального состояния, можно сделать несколько обобщенных выводов:
1. Республика Болгария располагает хорошо обособленной, детальной и разнообразной национальной стратегической базой, состоящей из многочисленных стратегических документов, которые создают необходимую стратегическую обеспеченность е-управления в Республике Болгария;
2. Нормативная база е-управления состоит из широкого набора нормативных актов (основных, дополнительных и постановлений к ним), которые создают необходимую нормативную обеспеченность е-управления в стране, но, с другой стороны, это предполагает осуществление серьезного контроля за соблюдением и исполнением заложенных в них текстов во избежание нарушений;
3. Планированные изменения в ЗЭУ — основной шаг к улучшению институциональной базы е-управления посредством централизации видов деятельности по внедрению и его развитию - шаг, который является диаметрально противоположным закрытию МГААР в 2009 году, но доказывает необходимость подобного действия.
В результате формулированных выводов, базированных на проведенный анализ в научной статье, следует, что тезис автора полностью доказан. Поэтому, можно сделать некоторые конкретные рекомендации относительно будущего улучшения стратегической и нормативной обеспеченности е-управления в Республике Болгария.
Во-первых, хорошо обособленную и детальную стратегическую базу е-управления необходимо периодически актуализировать. Разнообразие стратегических документов, которые она содержит, усложняет ее значительно. Этот факт создает предпосылки появления ряда проблем, связанных с развитием е-управления. Главная причина в том, что, если заложенные цели и виды деятельности в
стратегических документах не будут актуализированы и периодически синхронизированы с современными тенденциями развития е-управ-ления, в определенный момент может оказаться, что они морально устарели. Это обессмыслит их существование, превращая их в самоцель. Подобная тенденция поставит под сомнение стратегическую обеспеченность е-управления и, соответственно, качество нормативных актов, которые будут разработаны на ее базе.
Во-вторых, очень важно, чтобы нормативная база е-управления Республики Болгария тоже была актуализирована последовательно и методически. Причина для этого в том, что преобладающая часть нормативных актов, из которых она состоит, составлена и принята в период 2002-2010 гг. Единственным исключением является принятый недавно ЗЭИ. В то же время действующие стратегические документы о развитии е-управления в Республике Болгария актуализированы, обновлены и адаптированы к настоящим целям и тенденциям развития е-управления, заложенным в Стратегии «Европа 2020» деятельность, осуществленная в 2014 году. Следовательно, осуществлена актуализация стратегической базы, но все еще не актуализирована нормативная база е-управления (за исключением дебатов о внесении изменений в ЗЭУ и уже принятый ЗЭИ).
С учетом динамического развития ИКТ и постоянно изменяющихся тенденций развития е-управления рекомендуется нормативную базу актуализировать и синхронизировать с действующими национальными стратегическими документами, причем таким образом гарантируется нормативная обеспеченность системы е-управления.
Не на последнем месте заложенные изменения в ЗЭУ, имеющие целью создать две новые государственные структуры (ГАЭУ и ГПЭСО), которые будут осуществлять все виды деятельности по внедрению и развитию е-управления в Республике Болгария, являются доказательством, подтверждающим необходимость в специализированной структуре в этой области. Рекомендуется, чтобы обе
структуры осуществляли строгий контроль за применением и исполнением стратегической и нормативной базы е-управления, следуя заложенным целям, чтобы гарантировать и в будущем стратегическую и нормативную обеспеченность е-управления.
Соблюдение предложенных рекомендаций предоставит возможность Республике Болгария поддерживать современную стратегическую и нормативную обеспеченность, которая позволит ускорить процесс модернизации публичного сектора посредством целостного внедрения системы е-управления в нем. Вследствие этого будет достигнуто следующее: широкий доступ к множеству административных услуг и продуктов, предоставляемых государством гражданам и бизнесу, полностью электронным способом; уменьшение административной тяжести; оптимизация административных расходов; экономия времени и улучшение качества обслуживания.
Библиография:
1.Арабаджийски Н. Държавно и публично управление, изд-во: Нобвый Болгарский университет, София, 2014.
2.Кискинов В. Българско и европейско информационно право, Том I, изд. «Сиела», 2005 .
3.Тоффлер А. Создание новой цивилизации: Политика третьей волны, Военное издательство, 2000.
References:
1.Arabadzhiiski N. D"rzhavno i publichno up-ravlenie, izd-vo: Nobvyi Bolgarskii universitet, Sofi-ia, 2014.
2.Kiskinov V. B"lgarsko i evropeisko infor-matsionno pravo, Tom I, izd. «Siela», 2005 .
3.Toffler A. Sozdanie novoi tsivilizatsii: Politika tret'ei volny, Voennoe izdatel'stvo, 2000.