УДК 316.77:323(470) DOI: 10.12737/20537
Арабаджийски Николай, доктор экономики, профессор,
Декан Факультета базового образования,
Новый болгарский университет, Республика Болгария,
e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧИНЫМИ ФИНАНСАМИ
В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ
Цель разработки - представить предпринятые законодательные изменения, посредством которых усовершенствуется система управления публичными финансами в Республике Болгария. Объект рассмотрения - публичные органы и структуры публичной администрации, наделенные правомочиями управлять публичными финансами. Предмет исследования - основные нормативные акты (отмененные и действующие), относящиеся к формированию бюджетной подсистемы, построению и функционированию прибыльной и контрольной подсистем системы управления публичными финансами в периоде с 1991 года по 2016 год. Обоснован основной тезис, что вследствие предпринятых законодательных изменений в течение 25 лет демократического развития страны и воспринятых Европейских стандартов, система управления публичными финансами в Республике Болгария повысила свою результативность.
Ключевые слова: система, система управления финансами, управление, публичные финансы, финансовые ресурсы, муниципальный бюджет.
IMPROVING PUBLIC FINANCE MANAGEMENT IN BULGARIA
Nikolay Arabadzhiyski, Ph.D. in Economics, Dean of the School of Basic Education, New Bulgarian University, (Republic of Bulgaria, Sofia), e-mail: [email protected]
The purpose of this study is to present legislative amendments aimed at improving the system of public finance management in Bulgaria. Public bodies and public administration agencies authorized to manage public finances are reviewed. The focus of the research are basic laws (repealed and acting) governing the formation of the budget subsystem, construction and operation of the revenue and control subsystems of public finance management in the period from 1991 to 2016. An attempt is made to defend the claim that the legislative changes undertaken during the 25 years of Bulgaria's democratic development coupled with the adoption of European standards have significantly improved the efficiency of public finance management in Bulgaria.
Keywords: system, subsystem, management, public finance
Построение и функционирование системы управления публичными финансами в Республике Болгария была объектом исследования.
Анализ различных литературных источников болгарских авторов показывает разнообразие предметной области исследования данной системы:
- исследование системообразующих факторов формирования финансовой системы -государства, муниципалитета и коммерческих обществ;1
- исследование финансово-правовых отношений, как основной элемент механизма управления публичными финансами;2
- исследование структуры финансовой системы;3
- исследование отдельных подсистем системы публичных финансов - прибыльной, налоговой, расходной и бюджетной;4
- исследование уровней публичных финансов - центрального и территориального (местного);5
- исследование деятельности субъектов Системы национальных счетов.6
Исходя из вышеизложенного можно определить, что система управления публичными финансами в основном исследуется в ее двух аспектах:
-Организационном (институциональном) аспекте: исследование органов управления и структур администрации, которые способствуют им;
-Функциональном аспекте - исследование совокупности видов деятельности для осуществления управления денежными потоками и регулирования финансовых отношений.
В настоящей разработке будут рассмотрены основные нормативные акты (отмененные
1 См. Грозданов, Б. Публичные финансы. Издательство «Абагар». Велико-Тырново, 2001. - С.16
2 См. Стоянов, Ив. Механизм управления публичными финансами. Издательство «Фенея». София.
2011. - С.136; Стоянов, П. Основные начала финансовой науки. Университетское издательство «Св.Климент Охридски». София, 2004. - С.597
3 См. Димитрова, Р., Ив. Данева, Ем. Калчев, Р. Димитрова, К. Костенаров. Введение в финансы. Издательство «Новый болгарский университет». София,
2012. - С.17
4 См. Коцев, К., Т. Владимирова, В. Владимиров, С. Криов, С. Герчева, Х. Благойчева, Л. Найденов. Публичные финансы. Изд. дом «Стено», Варна, 2008. - С.55, 127, 227-259
5 См. Брусарски, Р. Теория публичных финансов. Университетское издательство «Стопанство». София, 2007. - С.217
6 См. Стоенчева, Цв. Публичные финансы. Универ-
ситетское издательство «Стопанство». София, 2007.
- С.15
и действующие) для формирования трех подсистем (бюджетной, прибыльной и контрольной) системы управления публичными финансами в Республике Болгария.
В организационном (институциональном) аспекте данная система включает:
-публичные органы - субъекты управления системой публичных финансов;7
-структуры публичной администрации -способствующие осуществлению управленческих функций соответствующими публичными органами.8
Нормативная база построения и функционирования системы управления публичными финансами в Республике Болгария создается Народным собранием. Она включает: бюджетные законы; налоговые законы; таможенные законы; законы о финансовом управлении и контроле и законы о внешнем и внутреннем аудите. Право на законодательную инициативу имеют все 240 народных представителей и Совет министров. Законопроекты рассматриваются постоянной парламентарной Комиссией по бюджету и финансам.
1. Формирование бюджетной подсистемы:
Усовершенствование процедур формирования, принятия, исполнения и отчета государственного и муниципальных бюджетов в периоде с 1991 г. по 2016 г. в Республике Болгария осуществляется посредством изменения и дополнения двух отдельных законов и их последующего объединения в один общий закон.
7 Прим.авт. Публичными органами являются все органы государственного аппарата, а также и органы, и руководители для управления организациями для публичных услуг и публичных организаций с идеальной целью. Подробнее см. Арабаджийски Н. Государственное и публичное управление. Издательство «Новый болгарский университет». София, 2014. - С.75
8 Прим.авт. Структуры публичной администрации -это структуры государственной администрации, администрации организаций для публичных услуг и публичных организаций с идеальной целью, а также и администрации публичных предприятий (государственных и муниципальных). Подробнее см. Арабаджийски Н. Основы публичной администрации. Общая часть. Издательство «Сиела». София, 2005. - С.98
В период с 1991 г. до 1996 г. к государственному бюджету применяется Закон о формировании и исполнении государственного бюджета,1 с 1996 г. до 2014 г. применяется новый Закон об устройстве государственного бюджета.2
В период с 1991 г. до 1998 г. к муниципальным бюджетам существующих на тот момент 264 муниципалитета3, к бюджетным взаимоотношениям между ними и центральным бюджетом и к режиму внебюджетных средств муниципалитетов применяется Закон о местном самоуправлении и местной администрации,4 причем с 1998 г. до 2014 г. принимается и применяется новый Закон о муниципальных бюджетах.5
В 2014 году принят новый общий Закон о публичных финансах6. В нем упорядочивается бюджетная рамка, общее устройство и структура публичных финансов. Элементы бюджетной рамки упорядочиваются и в других законах.
Закон регламентирует, что «публичные финансы - система обеспечения и финансирования общественных благ и услуг, перераспределения и трансферирования доходов и аккумулирования ресурсов бюджетных организаций посредством приходов, помощи и дарений, реализации финансовых активов и принятия на себя долга». В нем определяются: охват публичных финансов; охват, структура и основные показатели консолидированной фискальной программы; фискальные правила и ограничения; формирование, принятие, исполнение, отчет государственного бюджета, муниципальных бюджетов и других бюджетов, попадающих в охват консолидированной фискальной программы; режим счетов для средств из Европейского союза; режим счетов для чужих средств; финансовые взаимоотношения с общим бюджетом Европейского союза и с другими международными программами и договорами; банковское обслужива-
1 Обн.ДВ. №91/1960 г. - отмененный
2 Обн.ДВ. №67/1996 г. - отмененный
3 Прим.авт. С 2014 г. число муниципалитетов в Республике Болгария 265.
4 Обн.ДВ. №77/1991 г., с посл. изм. и доп.
5 Обн.ДВ. №33/1998 г. - отмененный
6 Обн. ДВ. №15/2013 г., в силу с 01.01.2014 г., с
посл. изм. и доп.
ние бюджетных организаций и системы единого счета; централизованная уплата социальных страховок и налогов; отчетность бюджетных организаций.
Государственный бюджет, бюджет государственного общественного социального страхования и бюджет Национальной кассы медицинского страхования (НЗОК) принимаются Народным собранием в отдельных законах о соответствующем бюджетном году при обеспечении согласованности между ними.
Средствами из Европейского союза и связанным с ними национальным совместным финансированием администрируют и управляют бюджетные организации посредством счетов для средств из Европейского союза. В период 01 января 2007 - 31 декабря 2015 г. Республика Болгария сделала вклад в бюджет Европейского союза в общем размере 7,155 млрд. левов. В тот же период страна получила в общем размере 24,1 млрд. лева. Бюджеты и счета для средств из Европейского союза формируются и исполняются на один бюджетный год.
Министр финансов дает указания по исполнению государственного бюджета и счетов для средств из Европейского союза. В исполнении его функций ему помогает администрация - Министерство финансов. Усовершенствование деятельности этого министерства осуществилось в течение исследуемого периода путем оптимизации его структуры и восприятия единой модели структур центральной администрации в Республике Болгария, введенной принятием Закона об администрации в 1998 году.7 Все министерства включают политические кабинеты, которые помогают министру реализовать государственную политику. Каждое министерство имеет инспекторат, который находится в прямом подчинении министру. В министерстве формируется общая и специализированная администрации, которыми руководит главный секретарь. В них формируются дирекции, которые включают отделы и секторы. Дирекции, которые имеют территориальные звенья, имеют статус главных дирекций.
7 Обн. ДВ. №130/1998 г., с посл. изм. и доп.
Исполнение муниципального бюджета организуется мэром муниципалитета при помощи мэров мэрий, мэров районов и при помощи руководителей бюджетных звеньев, финансированных из и посредством муниципального бюджета.
Обслуживание банковских счетов и платежей бюджетных организаций осуществляется Болгарским народным банком (БНБ) и банками. Основная цель БНБ - поддерживать ценовую стабильность путем обеспечения стабильности национальной денежной единицы и проведения денежной политики в соответствие с требованиями Закона о Болгарском народном банке.1
В целях финансирования бюджетного дефицита можно взять государственный долг. Порядок принятия государственного долга и выдачи государственных гарантий, виды долга и агентство по государственному долгу регламентируется в Законе о государственном долге.2
2.Построение и функционирование подсистемы доходов
Доходы являются частью валового внутреннего продукта. Их получают на принудительно-обязательной основе, и они предназначены для финансирования коллективной общественной потребности. Как основные методы аккумуляции государственных и муниципальных доходов выделяются: налоговый метод, налогоподобный метод и неналоговый метод.3
В соответствие с Конституцией Республики Болгария от 1991 г., граждане обязаны платить налоги и сборы, установленные законом, сообразно с их доходами и имуществом.4
2.1. Налоговая администрация
Она создана, как самостоятельная структура в 1991 году. Первый нормативный акт -это Постановление Совета министров №29 от 25 февраля 1991 г., которое создает налоговые службы в Министерстве финансов.
1 Обн.ДВ. №46/1997 г., с посл. изм. и доп.
2 Обн.ДВ. №93/2002 г., с посл. изм. и доп.
3 См. Коцев, Цв. и коллектив. Публичные финансы. Издательский дом „Стено". Варна. 2008 г., с.59
4 Обн.ДВ. №56/1991 г., с посл. изм. и доп. - ст.60
В 1993 году принят Закон о налоговой администрации.5 В нем упорядочивается структура, организация деятельности и правомочия данной администрации. Она создана, как единое структурное звено в Министерстве финансов, и является юридическим лицом с самостоятельным бюджетом. Налоговая администрация состоит из Гпавного управления, территориальных управлений и налоговых служб. При налоговых службах можно создать бюро. При Главном управлении создана Служба предотвращения и раскрытия налоговых нарушений, которая действует на территории всей страны.
В 1993 году принят Закон о налоговом производстве.6 В нем упорядочивается налоговая регистрация и производство по выдаче, обжалованию и исполнению индивидуальных актов налоговой администрации. Существующие до этого момента финансовые органы переименованы на налоговые органы. В 1994 году созданы специализированные налоговые службы для администрирования двух налогов -на добавочную стоимость и на акцизы, сформируются и специализированные службы «Ревизии».
В 1999 году принят Налоговый процессуальный кодекс. 7 Он вводит новую функциональную структуру налоговой администрации. В нем упорядочиваются производства по регистрации налоговых субъектов, установлении, обеспечении и сбору налоговых и других публичных задолженностей к государству и муниципалитетам, обжалование связанных с этих актов, равно как и структура и правомочия налоговой администрации. Она усовершенствуется, причем ее новая структура включает Главную налоговую дирекцию, региональные и территориальные налоговые дирекции.
В территориальных дирекциях созданы налоговые подразделения и бюро (пункты), сообразно с критериями, определенными в правилах устройства. В дирекциях и их подразделениях созданы функциональные отделы
5 Обн., ДВ, №59/1993 г. - отмененный
6 Обн., ДВ, №61/1993 г. - отмененный
7 Обн., ДВ, №103/1999 г. - отмененный
и секторы, в том числе и для специализированного налогового контроля.
С 1997 г. созданы налоговые службы для крупных налогоплательщиков, а специализированные налоговые службы закрыты.
Сбор задолженностей к государству регламентируется первоначально Законом о сборе задолженностей к государству, принятым в 1989 г.1 В 1996 году принят новый Закон о задолженностях к государству.2 Изменениями закона, внесенными в 1999 году, упорядочивается статус созданного Агентства по задолженностям к государству при Министерстве финансов, а также функции и правомочия ее органов. В нем упорядочиваются правомочия органов по сбору и производство по принудительному сбору задолженностей к государству. В соответствие с Конституцией Республики Болгария от 1991 г. президент республики освобождает от обязанности по уплате несоби-раемых задолженностей к государству.3
В 2002 г. принят Закон о Национальном агентстве по доходам (НАП).4 Централизация видов деятельности по администрированию республиканских налогов на уровне территориальных дирекций и предоставление администрирования местных налогов и сборов муниципалитетам заканчивается в 2004 году. Подготовлена интеграция функции «Сбор» Национального института социального страхования (НОИ) с налоговой администрацией, причем виды деятельности, связанные с частью доходов от деятельности Национального института социального страхования, выделены в обособленное звено. Национальное агентство по доходам - специализированный государственный орган при министре финансов по выявлению, обеспечению и сбору публичных задолженностей, и определенных законом частных государственных задолженностей.
В 2005 г. принят новый Налоговый страховой процессуальный кодекс.5 В нем упорядочиваются производства по выявлению задолжен-
1 Обн., ДВ, №38/1989 г. - отмененный
2 Обн., ДВ, №26/1996 г. - отмененный
3 Обн. Дв. №56/1991 г., с посл. изм. и доп. - чл.98, т.12
4 Обн. ДВ. №112/2002 г., с посл. изм. и доп.
5 Обн. ДВ. №105/2005 г., с посл. изм. и доп.
ностей по налогам и обязательным социальным страховкам, а также и по обеспечению и сбору публичных задолженностей, возложенному на органы по доходам и на публичных исполнителей. Они осуществляют производство самостоятельно. При исполнении своих правомочий они являются независимыми органами и действуют только на основании закона.
Национальное агентство по доходам (НАП) начинает реально функционировать с 2006 г., объединяя сбор и обслуживание республиканских налогов - налог на доходы, патентные налоги, налог на добавочную стоимость (НДС), корпоративный налог и обязательные социальные страховки - медицинские, пенсионные, дополнительное обязательное пенсионное страхование и др.
Основные налоговые законы:
-Закон о налоге на добавочную стоимость;
-Закон о налогах на доходы физических лиц;
-Закон о корпоративном подоходном налогообложении;
-Закон о налоге на страховые премии.
Результаты проведенного правового анализа показывают, что в данный пакет налоговых законов были внесены существенные изменения в 1997 г. и в 2006 г., чем усовершенствованы процедуры по сбору налогов. Восприняты нормы европейского законодательства, связанные с борьбой с налоговым мошенничеством, административным сотрудничеством в сфере применения налога на добавленную стоимость и правоотношений в сфере налогов.6
6 См. Регламент (ЕО) №1798/2003 Совета Европы от
7 октября 2003 г. относительно борьбы против налогового мошенничества; Регламент (ЕИО) №218/92 (с посл. изм. и доп.) об административном сотрудничестве в сфере применения налога на добавленную стоимость; Регламент Совета Европы №2137/85 от 25 июля 1985 г. относительно создания европейских объединений с общей экономической целью; Прикладное постановление (ЕС) №282/2011 Совета Европы от 15 марта 2011 г. устанавливающее методы применения Директивы 2006/112/ЕО о единой системе НДС; Регламент № 904/2010 Совета Европы от 7 октября 2010 г. об административной помощи и борьбе с мошенничеством в сфере уплаты налога на добавленную стоимость.
Существенную роль в улучшении системы занимает введение электронного управления и централизованной уплаты налогов. Их введение предопределяет необходимость в проведении специализированного обучения о повышении административных знаний сотрудников Национального агентства по доходам.
Закон о местных налогах и сборах,1 принятый в 1997 г., регламентирует поступление в муниципальном бюджете следующих местных налогов: налог на недвижимость; налог на наследство; налог на дарения; налог при возмездном приобретении имущества; налог на транспортные средства; патентный налог; другие местные налоги, определенные законом. Муниципальные советы определяют в распоряжениях размер местных налогов на условиях, в порядке и в границах, определенных этим законом.
Государственные сборы собираются органами судебной власти, другими государственными органами и бюджетными организациями в порядке Закона о государственных сборах2 в размерах, определенных тарифами, утвержденными Советом министров, и поступают в государственный бюджет, кроме как если законом не предусмотрено иное.
2.2. Таможенная администрация
Первый нормативный акт, который приводит к серьезным изменениям в таможенной деятельности в Республике Болгария после 1991 г., - это Распоряжение о таможенном контроле товаров, которое принято Постановлением №51 Совета министров в 1991 г. В нем упорядочивается импорт и экспорт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Постановлением Совета министров №35 от 26 февраля 1992 г. утвержден Таможенный тариф обложения товаров, ввозимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Закон об акцизах,3 принятый в 1994 г., упорядочивает обложение акцизами, а также и
1 Обн.ДВ. №17/1997 г., с посл. изм. и доп.
2 Обн.ДВ. №104/1951 г., с посл. изм. и доп.
3 Обн. Дв, №19/1994 г. - отмененный
контроль за производством, применением, складированием, передвижением и обеспечением товаров, подлежащих обложению акцизами. Им отменяется действующий до того Закон о налоге на оборот и об акцизах.4 Подлежат обложению акцизами и ввозимые в страну товары, указанные в Тарифе об акцизах, а также и ввоз спиртных напитков, табачных изделий и жидкое топливо в свободных зонах, в свободных складах и в торговых объектах, лицензированных для беспошлинной торговли.
В 1998 г. принят Закон о таможне.5 В нем упорядочивается устройство и организация таможенной администрации, правомочия таможенных органов и выполняемая ими деятельность. Деятельность таможенных органов включает осуществляемые ими на таможенной территории Республики Болгария таможенный надзор и контроль за ввозом, вывозом и транзитированием товаров для, из Республики Болгарии и через Республику Болгарию, сбор таможенных сборов, применение административно-штрафных распоряжений и расследование преступлений в случаях, на условиях и в порядке, предусмотренных в действующем в этом периоде Уголовном процессуальном кодексе (НПК).6 В 2000 г. закон изменили и дополнили, причем на его основании Главное управление таможни преобразовано в Агентство «Таможни».
Таможенная администрация - централизованная административная структура, организованная в Агентство «Таможни» при министре финансов, которое является юридическим лицом на бюджетном содержании. Агентство структурировано в Центральное таможенное управление (ЦМУ) и таможни. Общая и специализированная администрация в Центральном таможенном управлении организованы в дирекции в городах София, Пловдив, Варна, Бургас и Русе. Таможня структурирована в территориальное таможенное управление /ТМУ/ и таможенные бюро и/или таможенные пункты. Общая и специализированная админи-
4 Обн. ДВ, №91/1951 г. - отмененный
5 Обн.Дв. №15/1998 г., с посл. изм. и доп.
6 Обн.ДВ.№89/19974 г. - отмененный
страция в территориальном таможенном управлении организованы в отделы.
В 2005 г. принят новый Закон об акцизах и налоговых складах.1 Обложению акцизами подлежат: алкоголь и алкогольные напитки; табачные изделия; энергетические продукты и электрическая энергия; кофе и экстракты кофе; автомобили. Министр финансов выдал правила и распоряжения о применении закона. В законе регламентируется, что администрирование акцизов переходит к правомочиям органов Агентства «Таможни» при Министерстве финансов.
В 2007 г. агентство в первый раз администрирует полностью виды деятельности, связанные со специализированным мобильным контролем. Изменениями и дополнениями в Законе о таможне в том же году воспринимаются регламенты Таможенного кодекса Европейского сообщества.2
В соответствие с изменениями и дополнениями нового Уголовного процессуального кодекса (УПК) 3 , внесенными в 2012 г. и в 2013 г., регламентирована расследующая деятельность сотрудников Агентства "Таможни", определенная приказом ее председателя.
3.Построение и функционирование контрольной подсистемы
Новым Законом о финансовом управлении и о контроле в публичном секторе4, принятым в 2006 г., регулируется охват и осуществление финансового управления и контроля, а также принципы и требования к системам финансового управления и контроля в организациях публичного сектора. Положения закона применяются в данных организациях. Финансовое управление и контроль осуществляется посредством систем финансового управления и контроля, включающих политики и процедуры, введенные руководством организаций в целях обеспечения разумной уверенности, что их цели достигнуты. Руководители организаций отвечают за осу-
1 Обн.ДВ. №91/2005 г., с посл. изм. и доп.
2 Принят Регламентом (ЕИО) № 2913/92 Совета Европы от 12 октября 1992 г.
3 Обн.ДВ. №86/2005 г., с посл. изм. и доп. - ст.52
4 Обн.ДВ. №21/2006 г., с посл. изм. и доп.
ществление финансового управления и контроля во всех руководимых ими структурах, программах, деятельности и процессов, при соблюдении принципов законосообразности, хорошего финансового управления и прозрачности. В целях исполнения задач по данному закону министру финансов способствует Центральное гармонизирующее звено финансового управления и контроля, которое находится в его прямом подчинении.
Охват и осуществление государственного внутреннего финансового контроля, а также организация и правомочия органов, которые применяют его с 1991 г. до 1996 г., регламентируется существующим Законом о финансовом контроле5, который принят в 1960 г. В 1996 г. принят новый Закон о государственном финансовом контроле6, который действует до 2000 г,. когда принят новый Закон о государственном внутреннем финансовом контроле.7
В специальном новом Законе о комиссии финансового надзора,8 принятом в 2003 г., упорядочивается создание, охват, устройство, функции и деятельность Комиссии финансового надзора, которая является независимым специализированным государственным органом исполнительной власти и отчитывает свою деятельность по этому закону Народному собранию.
В 2006 г. принят новый Закон о внутреннем аудите в публичном секторе.9 В нем регулируются сущность, принципы и охват внутреннего аудита в организациях публичного сектора, статус и функции структур и лица, которые его осуществляют, а также аудиторская деятельность по фондам и программам Европейского союза. Внутренний аудит - независимая и объективная деятельность по предоставлению уверенности и консультированию, предназначенная принести пользу и улучшить деятельность организации. Он способствует организации в достижении своих целей посредством применения систематического и дисциплинированного подхода в оценивании и улучшении
5 Обн., ДВ, №91/1960 г. - отмененный
6 Обн., ДВ, №12/1996 г . - отмененный
7 Обн., ДВ, №92/2000 г. - отмененный
8 Обн.ДВ.№8/2003 г., с посл. изм. и доп.
9 Обн.ДВ. №27/2006 г., с посл. изм. и доп.
эффективности процессов управления риском, контроля и управления. Закон регламентирует правомочия сотрудников - внутренних аудиторов, в публичных организациях.
В том же году принят и Закон о государственной финансовой инспекции.1 В нем упорядочиваются цели, задачи, принципы и охват деятельности по государственной финансовой инспекции, а также статус и функции Агентства по государственной финансовой инспекции, созданного в защиту публичных финансовых государственных интересов. Оно является администрацией при министре финансов.
В Законе о Счетной палате, 2 принятом в 1995 г., упорядочивается организация, правомочия и деятельность Счетной палаты, которая осуществляет контроль за исполнением бюджета. Она осуществляет свою деятельность независимо от исполнительной власти. Народное собрание избирает Счетную палату, регулируя ее организацию, правомочия и порядок деятельности законом. Палату представляет председатель.
За 15 лет принят ряд новых Законов о Счетной палате:
- Закон о Счетной палате, принятый в 2001 г. 3 - в нем упорядочиваются правомочия, устройство, организация и ее деятельность. Счетная палата состоит из 11 человек - председателя и 10 членов, которые избираются и освобождаются Народным собранием. Она организована в отделениях и территориальных подразделениях с секторами при них.
- Закон о Счетной палате, принятый в 2010 г. - в нем регламентируется новая организация аудиторской деятельности, правомочия и обязанности руководящих органов, директоров дирекций и аудиторов. Счетная палата в составе председателя и 2-х заместителей председателя избирается Народным собранием. Председатель избирается на срок 6 лет, а заместители председателя на срок семь лет;
- Закон о Счетной палате, принятый в 2014 г.4 - в этом законе регламентируется, что Счет-
1 Обн.ДВ.№33/2006 г., с посл. изм. и доп.
2 Обн., ДВ, № 71/1995 г. - отмененный
3 Обн. Дв. №109/2001 г. - отмененный
4 Обн. ДВ.№35/2014 г. - отмененный
ная палата является коллективным органом, который состоит из девяти членов, в том числе председатель. Председатель и члены избираются и освобождаются Народным собранием на срок семь лет. Председатель не может быть переизбран. Ее деятельность организована в отделениях на функциональном принципе, в которых могут быть обособлены структурные звенья;
- Закон о Счетной палате, принятый в 2015 г. В нем регламентируется новая организация, устройство и управление палатой.5 Счетная палата состоит из председателя, 2-х заместителей председателя и 2-х членов, которые избираются Народным собранием на срок семь лет. Аудиторская деятельность в Счетной палате организована в дирекции. При них можно обособлять отделы, секторы, а также дистанционные рабочие места на территории страны.
Заключение
Вследствие проведенного правового анализа отмененных и действующих в периоде с 1991 г. по 2016 г. нормативных актов, относящихся к построению и функционированию системы управления публичными финансами в Республике Болгария, могут быть сделаны следующие обобщенные выводы, которые доказывают тезис автора:
-построение системы управления публичными финансами усовершенствовалась путем принятия и применения новых, гармонизированных с актами Европейского союза в сфере публичных финансов, законов, вводящих принципы централизации финансовой системы, финансовой автономии и специализации ее структурных звеньев;
-в организационном аспекте система управления публичными финансами улучшена посредством четкого регламентирования правомочий и ответственностей отдельных публичных органов, осуществляющих управление публичными финансами;
-сотрудники структур публичной администрации, которые способствуют органам управления публичными финансами, могут осу-
5 Обн. ДВ. №12/2015 г.
ществлять свою деятельность, объединенные в одном управленческом механизме, и взаимодействовать друг с другом при проведении общей финансовой политики;
-введение электронного управления, централизованной уплаты налогов и специализированного обучения сотрудников администраций, способствующих органам управления публичными финансами, значительно улучшает эффективность системы.
Библиография:
1. Арабаджийски Н. Основы публичной администрации. Общая часть. - София: Издательство «Сиела», 2005.
2. Арабаджийски Н. Государственное и публичное управление. - София: Издательство «Новый болгарский университет», 2014.
3. Брусарски Р. Теория публичных финансов. - София: Университетское издательство «Стопанство», 2007.
4. Грозданов Б. Публичные финансы. -Велико-Тырново: Издательство «Абагар», 2001.
5. Димитрова Р., Данева Ив., Калчев Ем., Костенаров К.. Введение в финансы. - София: Изд-во «Новый болгарский университет», 2012.
6. Коцев К., Владимирова Т., Владимиров В., Криов С., Герчева С., Благойчева Х., Найденов Л.. Публичные финансы. - Варна: Издательский дом «Стено», 2008.
7. Стоенчева Цв. Публичные финансы. -София: Университетское издательство «Сто-панство», 2007.
8. Стоянов, П. Основные начала финансовой науки. - София: Университетское издательство «Св.Климент Охридски», 2004.
9. Стоянов Ив. Механизм управления публичными финансами. - София: Издательство «Фенея», 2011.
References:
1. Arabadzhiiski N. Osnovy publichnoi admin-istratsii. Obshchaia chast'. - Sofiia: Izdatel'stvo «Siela», 2005.
2. Arabadzhiiski N. Gosudarstvennoe i pub-lichnoe upravlenie. - Sofiia: Izdatel'stvo «Novyi bolgarskii universitet», 2014.
3. Brusarski R. Teoriia publichnykh finansov. - Sofiia: Universitetskoe izdatel'stvo «Stopanstvo», 2007.
4. Grozdanov B. Publichnye finansy. - Veliko-Tyrnovo: Izdatel'stvo «Abagar», 2001.
5. Dimitrova R., Daneva Iv., Kalchev Em., Kostenarov K.. Vvedenie v finansy. - Sofiia: Izdatel'stvo «Novyi bolgarskii universitet», 2012.
6. Kotsev K., Vladimirova T., Vladimirov V., Kriov S., Gercheva S., Blagoicheva Kh., Naidenov L.. Publichnye finansy. - Varna: Izdatel'skii dom «Steno», 2008.
7. Stoencheva Tsv. Publichnye finansy. - Sofiia: Universitetskoe izdatel'stvo «Stopanstvo», 2007.
8. Stoianov, P. Osnovnye nachala finansovoi nauki. - Sofiia: Universitetskoe izdatel'stvo «Sv.Kliment Okhridski», 2004.
9. Stoianov Iv. Mekhanizm upravleniia pub-lichnymi finansami. - Sofiia: Izdatel'stvo «Feneia», 2011.