• Во-вторых, в выборе исследовательских методов и техник решение может быть не «черно-белым» («детско-взрослым»), но опосредоваться исследуемым тематическим содержанием, будь то особенности самосознания, межличностные отношения со сверстниками, потребительское поведение, отношение к нормам морали, нравственности, права и т. п. Иными словами, выбор методики исследования должен, прежде всего, зависеть от предметного поля и поставленных исследователем задач и только
в следующую очередь—от возраста респондента.
Литература:
1. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии: введение. Учебник для ВУЗов. Издание 2-е, дополненное. М: К^аВепе, 1999. 224 с.
2. Эриксон Э. Ребенок и Общество. М., Летний сад, 2000. 416 с.
3. Щеглова С. Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000 г. 73 с.
4. Щеглова С. Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М.: Социум, 2001. 84 с.
Страницы истории кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России
С. А. Лузгин
35 лет жизни кафедры, сегодня называемой кафедрой юридической психологии и педагогики,—незначительный по историческим меркам срок. Однако с точки зрения человеческой жизни и развития педагогического коллектива эта оценка выглядит не такой уж бесспорной, особенно в современных условиях российской действительности, когда все так быстро меняется.
20 февраля 1974 года приказом начальника Рязанской высшей школы МВД СССР была сформирована кафедра исправительно-трудовой педагогики и психологии, руководителем которой был назначен кандидат педагогических наук, доцент Краковский Александр Петрович. В ее состав вошло шесть сотрудников, в основном из числа ранее бывших преподавателей кафедры исправительно-трудового права, ставшей прародительницей нового коллектива.
Именно там тогда преподавались курсы исправительно-трудовой педагогики и психологии для будущих юристов.
Если вспомнить тот период развития нашего общества, государства и исправительно-трудовой системы, то станет очевидным, что создание кафедры не было случайным событием. Под ее основание был заложен солидный и надежный теоретико-практический фундамент. Он состоял из изданных учебников и учебных пособий по исправительно-трудовой педагогике и психологии; множества публикаций по психолого-педагогической проблематике; введения в штаты воспитательно-трудовых колоний первых психологов и апробации модели психологической службы; проведения целого ряда педагогических экспериментов (Вологодского — по формированию нравственно-воспитывающего коллектива осужденных, Белорусского—по ор-
ганизации индивидуального шефства над осужденными, Куйбышевского — по аттестации осужденных, Челябинского —по оптимизации работы в отрядном звене, организации самовоспитания осужденных и т. д.). Свою лепту внесла и лаборатория по исследованию проблем исправления и перевоспитания осужденных, организованная в РВШ МВД СССР, через которую прошли многие из преподавателей кафедры и стали ведущими учеными в области юридической психологии и педагогики.
Таким образом, кафедра была рождена потребностями дальнейшего развития научных знаний в сфере исправительной педагогики и психологии, а также подготовки для ИУ специалистов—юристов, обладающих высокой психолого-педагогической компетентностью. В то время она была единственным в стране структурным подразделением соответствующего профиля. Дальнейшее развитие кафедры подтвердило правильность и своевременность ее создания, а тридцатипятилетний юбилей подчеркивает жизнеспособность коллектива.
Все эти годы она жила жизнью и проблемами страны, системы, вуза. Преподаватели участвовали во всех важнейших общественно-политических событиях (Олимпиада—80, Фестиваль молодежи, Игры Доброй воли, охрана правопорядка в Нагорном Карабахе, события августа 1991 года). Но главное—подготовка сотрудников ИУ для работы с такими сложными людьми, как осужденные, и не только для всего Советского Союза и России, но и иностранных государств (Афганистан, Куба, Никарагуа, Вьетнам, Монголия).
Многое изменилось на кафедре за эти годы. В начале ее пути профессор-
ско-преподавательским составом проводились занятия только для юристов и по двум учебным дисциплинам: исправительно-трудовой педагогике и исправительно-трудовой психологии.
Сегодня кафедра участвует во всех видах психолого-педагогической подготовки, переподготовки, повышения квалификации юристов, экономистов, психологов, социальных работников, управленцев, в том числе и высшего руководящего состава ФСИН России, а также довузовском и послевузовском профессиональном образовании. Простое перечисление преподаваемых сегодня учебных дисциплин, курсов, практикумов, тренингов может занять много времени. Большая часть из них носят оригинальный характер, среди которых представлены все основные отрасли юридической психологии: пенитенциарная, общая, вузовская, социальная педагогики и другие. Конечно, это требует высокого уровня разнообразной компетентности преподавателей кафедры.
Необходимо отметить, что профессорско-преподавательский состав кафедры всегда отличал высокий профессионализм, богатый практический опыт, в том числе работы в ИУ и ОВД. В прежние годы за плечами у большинства преподавателей был не только относительно большой жизненный путь, но и практический стаж работы с осужденными (Натрусный Иван Николаевич, Соколов Николай Иванович, Егоров Виктор Емельянович, Григорьев Юрий Львович, Чернов Юрий Александрович, Васильев Владимир Васильевич, Акумов Вадим Иванович и другие). Некоторых из них, к сожалению, уже нет в живых.
Впоследствии профессорско-преподавательский состав кафедры значи-
тельно помолодел. Это напрямую связано еще с одним этапом ее развития. 21 марта 1991 года был образован психологический факультет, называвшийся тогда факультетом подготовки психологов. Два года спустя, наряду с кафедрами общей и социальной психологии, в структуру факультета, который возглавил первый доктор психологических наук нашего вуза, профессор Деев Виталий Григорьевич, вошла кафедра юридической психологии и педагогики.
Руководил ею в тот период Ушати-ков Александр Иванович, ныне—доктор психологических наук, профессор, «Заслуженный работник высшей школы», почетный профессор академии. Коллектив кафедры обеспечивал специализированную юридико-психологическую и педагогическую подготовку обучающихся психологов-практиков ИТУ. Прогнозируемый образ этого специалиста был представлен в разработанной квалификационной характеристике. Пенитенциарное содержание подготовки оформлялось непосредственно в ходе образовательного процесса. В короткие сроки преподаватели кафедры (М. В. Тимашев, В. А. Семенов, В. В. Васильев, О. И. Шеламов, Ю. Л. Григорьев, С. А. Лузгин, В. И. Серов, а позднее В. М. Поздняков и О. Г. Ковалев) под руководством В. Г. Деева и А. И. Ушатикова разрабатывали принципиально новые, не имеющие аналогов учебные дисциплины пенитенциарно-психологической специализации, адаптировали в исправительных учреждениях тесты, методики, технологии, создавали оригинальные учебники, учебные пособия. Много усилий было направлено на поиск и апробацию организационно-структурной модели психологической лаборатории,
соответствующей службы в практических органах, подготовку исправительных учреждений к восприятию инноваций, а также формирование готовности выпускников-психологов к преодолению объективных и субъективных трудностей, ожидавших их на практике. Ведь психологи должны конкретным образом изменить карательные стереотипы в подходе к осужденным на гуманистические.
Своеобразным катализатором развития психологической службы факультета и выпускающей кафедры стало введение в штаты практических органов должностей психологов. С середины 90-х годов появился устойчивый спрос на кадры юридических психологов. Пришло осознание их объективной необходимости и даже незаменимости. Вырос и авторитет кафедры.
Без излишней скромности можно сказать, что организаторская, научная, учебно-методическая и иная работа была проведена громадная. Она заложила основы современной специализированной подготовки психологов для УИС.
В этом несомненно заслуга всех преподавателей и сотрудников (начальников кабинета, методистов, лаборантов). Наиболее тяжелой всегда была работа руководителей кафедры. За эти годы ее, кроме А. П. Краковского, возглавляли профессор Купцов И. И. и профессор Ушатиков А. И., доценты Соколов Н. И., Семенов В. А., Лузгин С. А., тогда доцент, а сегодня профессор Ковалев О. Г., профессор Тюгаева Н. А. Вот уже почти десять лет до сегодняшнего дня начальником кафедры работает доцент Михалева И. В.
За прошедшие пятнадцать выпусков по очной и заочной формам подготов-
лено около тысячи дипломированных специалистов-психологов, работающих в разных органах всех регионов России. Почти каждый десятый из них получил диплом с отличием. Они составляют основу психологической службы органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы России. Многие из них стали руководителями этих служб.
Совершенно естественно, что некоторые из них, поработав на практике и успешно защитив кандидатские диссертации, пополнили ряды преподавателей нашей кафедры (В. Е. Матвеен-ко, С. В. Горностаев, И. В. Лаврентьева, Н. А. Полянин, А. М. Лафуткин, Ю. Ю. Красикова, Д. В. Пестриков), других кафедр академии (Г. В. Щербаков, В. Н. Савар-дунова, О. А. Тоболевич, А. В. Молоствов, Ю. В. Славинская, Е. Е. Гаврина), других вузов и НИИ. Очевидно, что это признак живого, здорового организма, каким является кафедра,—способность к репродукции, воспроизводству хороших кадров и не только преподавательских, но и управленческих.
А скольким людям, не относящимся к системе, кафедра дала дорогу в научно-педагогическую жизнь, не только готовя их к защите (за годы ее функционирования было защищено 8 докторских и около 50 кандидатских диссертаций), но и выступая в качестве ведущей организации, научных руководителей, оппонентов. Соискателями и адъюнктами кафедры являются не только сотрудники правоохранительных органов, но и специалисты других ведомств, занимающиеся проблемами юридической психологии и педагогики.
В настоящее время на кафедре работают 27 сотрудников. Весь профессорско-преподавательский состав имеет
ученые степени и звания. Он представлен пятью докторами наук, профессорами (В. М. Литвишков, Н. А. Тюгаева, А. И. Ушатиков, Д. В. Сочивко, А. А. Романов); семнадцатью кандидатами наук (И. В. Михалева, А. В. Наприс, В. И. Новиков, В. А. Семенов, В. И. Серов, С. В. Горностаев, Г. К. Корнеева, В. Е. Матвеен-ко, И. В. Лаврентьева, А. Н. Третьяков, Н. И. Ткаченко, Н. А. Полянин, А. М. Лафуткин, Т. Н. Свиридова, С. А. Лузгин, Ю. Ю. Красикова, Д. В. Пестриков).
Высокий авторитет и признание получили сформировавшиеся на кафедре и широко известные за пределами вуза научные школы. Первая из них — школа доктора психологических наук, профессора, «Заслуженного работника высшей школы РФ» Виталия Григорьевича Дее-ва. Основными направлениями ее научной деятельности являются изучение проблем мотивации и направленности личности, психологического сопровождения оперативно-розыскной деятельности, становления и развития судебно-психологических экспертиз.
Научная школа доктора психологических наук, профессора, «Заслуженного работника высшей школы РФ» Александра Ивановича Ушатикова исследует актуальные проблемы пенитенциарной и прикладной пенитенциарной психологии, волевой саморегуляции личности.
Школой, изучающей проблемы общего и профессионального образования в УИС, руководит доктор педагогических наук, профессор, «Заслуженный работник высшей школы РФ» Нина Алексеевна Тюгаева.
Научно-исследовательская деятельность на кафедре осуществляется не только в традиционных формах (участие преподавателей в международных и рос-
сийских научно-практических конференциях, семинарах, тренингах, кружковая работа), но и таких родившихся на кафедре и факультете, как ежегодные психологические школы (их проведено уже двадцать), Макаренковские педагогические чтения (традиция проведения которых в последнее время, к сожалению, стала утрачиваться), Деевские чтения и научно-практические конференции памяти профессора В. Г. Деева (традиция родилась в 2001 году после смерти нашего коллеги). К их проведению привлекались и привлекаются ведущие отечественные ученые (Ю. М. Антонян, И. П. Башкатов, А. А. Бо-далев, В. А. Васильев, А. Н. Гусев, М. Г. Де-больский, М. М. Коченов, А. И. Кудрявцев, В. М. Поздняков, А. И. Папкин, В. Ф. Пирожков, А. В. Пищенко, А. М. Столяренко, М. П. Стурова), зарубежные специалисты (А. Н. Пастушеня, Ф. Хохштрассер, Х. Бюльманн), а также практические работники уголовно-исполнительной системы.
Под руководством профессора кафедры, доктора психологических наук Д.В. Сочивко активно работает общественная психологическая лаборатория «Криминальная деструктивность личности». Результаты исследований социально-психологических проблем преступности реализуются в диссертационных исследованиях, внедрении в практику, научных публикациях.
Будучи практико-ориентированной, кафедра поддерживает разнообразные устойчивые, плодотворные связи с УФСИН—ГУФСИН Орловской, Рязанской, Тульской, Калужской, Воронежской областей, Краснодарского края, Республики Мордовия.
Широкий спектр научной проблематики, взаимный интерес к ее исследова-
нию и научная привлекательность преподавателей кафедры позволяют развивать партнерские отношения не только с ведомственными образовательными и научными учреждениями УИС России, но и с Академией управления МВД России, НИИ МВД РФ, Санкт-Петербургским университетом МВД России, МГУ им. М.В. Ломоносова, Коломенским государственным педагогическим институтом, РГУ им. С. А. Есенина и другими вузами.
Сегодня реальный социальный спрос на юридические и пенитенциарные психолого-педагогические знания растет, что служит основанием для дальнейшего уверенного развития кафедры.