Научная статья на тему 'Department of legal Psychology and Pedagogics'

Department of legal Psychology and Pedagogics Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / LEGAL PSYCHOLOGY / PENAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Mikhaleva I. V.

the article deals with the issues of establishment and development of the Department of Legal Psychology and Pedagogics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Department of legal Psychology and Pedagogics»

IV. MIKHALEVA DEPARTMENT OF LEGAL PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS

КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Аннотация: в статье изложена история создания и развития кафедры юридической психологии и педагогики. Ключевые слова: юридическая психология и пенитенциарная педагогика

20 февраля 2009 г. исполняется 35 лет со дня образования кафедры юридической психологии и педагогики.-------------------------------

История кафедры юридической психологии и педагогики начинается в 70-е годы XX века с преподавания курсов исправительно-трудовой педагогики и психологии в Рязанской высшей школе МВД СССР кандидатом психологических наук, доцентом М.В. Тимашевым, кандидатом психологических наук, доцентом А.П. Краковским и кандидатом педагогических наук, доцентом Л. А. Дворниченко, которые входили в состав кафедры исправительно-трудового права.

Впервые вопрос о комплектовании кафедры исправительно-трудовой педагогики и психологии был поставлен 30 января 1973 г. на совете Рязанской высшей школы МВД СССР.

Как самостоятельное подразделение кафедра исправительно-трудовой педагогики и психологии была основана в 1974 г. Согласно приказу РВШ МВД СССР от 20 февраля 1974 г. № 48 л/с исполнение обязанностей начальника кафедры исправительно-трудовой педагогики и психологии было возложено на доцента А.П. Краковского. В состав кафедры входило шесть сотрудников.

Кафедра исправительно-трудовой педагогики и психологии в 1974 г. была единственной кафедрой в системе МВД СССР, которая осуществляла подготовку слушателей и сотрудников правоохранительных органов в области пенитенциарной психологии и педагогики, разра-

И.В. МИХАЛЕВА

кандидат психологическихнаук, доцент (Академия ФСИН России)

батывала методические материалы и проводила соответствующие научные исследования. ------------------у В 1975-1977 гг. кафедру возглавлял в то время кандидат психологических наук И.И. Купцов. Позже кафедрой руководили доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ А.И. Ушатиков; кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Соколов; кандидат психологических наук В.А. Семенов; кандидат педагогических наук, доцент С. А. Лузгин; кандидат психологических наук, доцент О.Г. Ковалев; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Н.А. Тю-гаева. В настоящее время начальником кафедры является кандидат психологических наук, доцент И.В. Михалева.

Теоретическая и практическая подготовка курсантов, слушателей, сотрудниковпенитенци-арных учреждений, студентов ведется преподавателями кафедры на всех факультетах академии, высших академических курсах, а также в институте подготовки государственных и муниципальных служащих. В 1990 г. в Рязанской высшей школе МВД СССР под руководством доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В.Г. Деева был открыт психологический факультет в состав которого в 1993 г. вошла кафедра юридической психологии и педагогики. В этот период ее возглавлял доктор психологических наук, профессор, заслуженный ра-

ботник высшей школы РФ А.И. Ушатиков Коллектив кафедры обеспечивал специализированную психолого-юридическую подготовку пси-хологов-практиков ИТУ. В короткие сроки преподаватели кафедры (М. В. Тимашев, В.А. Семенов, О.И. Шеламов, Ю.Л. Григорьев, С.А. Лузгин, В.И. Серов, а позднее В.М. Поздняков и О.Г. Ковалев) под руководством В.Г. Деева и А.И. Ушати-кова разработали принципиально новые, не имеющие аналогов дисциплины, адаптировали для пенитенциарной системы тесты, методики, технологии, создали оригинальные учебники, учебные пособия.

гия, пенитенциарная педагогика, практикум по юридической психологии, психологические основы работы с персоналом УИС, тренинг личностного саморазвития, психологическоеконсультиро-вание в юридической практике, практикум по правовой и превентивной психологии, практикум по психологии гражданско-правовых отношений, содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы и др.

Практическая направленность теоретической подготовки обучающихся проявляется во введении в учебный процесс специальных курсов: основы аутогенной тренировки, основы психической

М.И. Кузнецов, Р.А. Уродовских М.А. Конобеевский А.В. Наприс, Н.С. Шрамко, В.А. Семенов, И.В. Михалева, В.И. Серов, И.Г. Суханов, В.И. Новиков, В.Г. Деев, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков Г.А., Лещева, В.М. Литвишков (1998 г.)

До 90-х годов на кафедре преподавались три дисциплины: пенитенциарная психология, пенитенциарная педагогика, основы аутогеннойтрениров-ки. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры юридической психологии и педагогики обеспечивает образовательный процесс более чем по 40 дисциплинам. Из них можно назвать следующие: юридическая психология, консультативная психология, введение в профессию, история психологии, организация пси-хологическойслужбы в УИС, криминальная психология, оперативно-розыскная психология, судеб-но-психологическаяэкспертиза, пенитенциарная психология, прикладная пенитенциарная психоло-

саморегуляции, аудиовизуальная психодиагностика в юридической практике, психологические проблемы алкоголизма, наркомании и соматических заболеваний осужденных, психологическая подготовка сотрудниковк действиям в экстремальных ситуациях. Кафедройразработаны дисциплины для преподавания на факультете подготовки научнопедагогических кадров: история и методология науки (юридическая психология), история и методология науки (общая педагогика), общая педагогика, история педагогики и образования (в том числе актуальные проблемы науки), психология и педагогика высшей школы, психология профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

В начале 80-х годов для проведения практических занятий был создан кабинет аутогенной тренировки, в котором проходили обучение слушатели и курсанты, а также сотрудники практических органов. Преподаватели кафедры не только проводили занятия в вузе, но и выезжали в различные регионы страны для обучения сотрудников ИУ на местах. Учебные дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры, имели актуальный характер не только в отечественном масштабе. Так, в период с 1975 по 1993 год преподаватели кафедры принимали участие в подготовке специалистов из Кубы, Вьетнама, Йемена, Кореи, Афганистана и других стран.

В настоящее время на кафедре функционируют два специализированных кабинета. В них слушатели овладевают умениями и навыками проведения занятий по аутогенной тренировке, психокоррекционной работе и психологическому консультированию осужденных. При проведении различных видов занятий используется современное видео- и аудиооборудование автоматизированные рабочие места психолога и начальника отряда.

Объем аудиторногопрактического обучения курсантов и слушателей в течение пяти лет составляет около 60 % от общего количества часов учебной нагрузки на психологическом факультете, поэтому психологи по сравнению с другими выпускниками вуза имеют высокий уровень мотивации к службе в исправительных учреждениях. Знания, полученные курсантами и слушателями по юридической психологии и пенитенциарной педагогике, закрепляются в процессе прохождения различных видов практик и стажировки, проведения кафедральных деловых игр и общеакадемических учений.

На кафедре активно ведется научно-исследовательская деятельность и учебно-методическая работа, действуют две предметно-методические секции: юридической психологии и пенитенциарной педагогики, которые координируют организацию и обеспечение учебного процесса, решают проблемы научно-теоретической подготовки обучающихся. Под руководством профессора кафедры доктора психологических наук Д.В. Сочивко создана межкафед-ральная общественная лаборатория «Криминальная деструктивность личности», исследующая социально-психологические аспекты пре-

ступности. Результатом проведенной работы стали многочисленные публикации. С 2007 г. по инициативе Д.В. Сочивко издается журнал «Прикладная юридическая психология», в котором отражаются наиболее актуальные для практической деятельности сотрудниковФСИН России научные разработки.

Ученые кафедры активно участвуют в международных, республиканских и региональных конференциях. Всероссийские научные и научно-практические конференции проводились и на базе кафедры. Под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры адь-юнкты, соискатели, курсанты, слушатели и студенты ежегодно готовят научные доклады, сообщения, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы по актуальным проблемам юридической психологии и пенитенциарной педагогики.

В 1991 г. зародилась традиция ежегодно проводить российскую межрегиональную конференцию «Психологическая школа» с привлечением ученых, практических сотрудников, специалистов в различных областях психологии. Школа изначально имела целью приобщить курсантов и слушателей, молодых преподавателей и практических психологов УИС к новейшим достижениям в различных отраслях психологической науки и практики, обобщению пенитенциарнопсихологического опыта, совместному поиску путей решения возникающих проблем. Среди гостей, участвовавших в работе школы, известные российские ученые: И.П. Башкатов,

A.А. Бодалев, В.А. Васильев, А.Н. Гусев, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, В.И. Лебедев,

B.Ф. Пирожков, А.В. Пищелко, А.М. Столярен-ко, М.П. Стурова и др. Расширяется тематика, география представительства школы, меняются в сторону усиления практической, тренинговой направленности формы проведения, а значит, традиция жива и необходима новым поколениям обучающихся и практическим психологам. В ноябре 2008 г. прошла XIX такая конференция.

С целью воспитания у молодого поколения патриотизма, исследования проблем, возникающих в пенитенциарной педагогике, со слушателями ежегодно проводятся Макаренковские педагогические чтения. Педагогическая теория А.С. Макаренко (метод «перспективных линий », формирование жизненных умений, воспитыва-

ющих коллективов, гуманистических отношений среди воспитанников) бесценна и заслуживает рассмотрения в новых социально-экономических условиях.

Кафедра уделяет большое внимание вовлечению в научную работу курсантов, слушателей и студентов В настоящее время функционируют два научных кружка «Пенитенциарная педагогика» (руководитель - доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент В.Е. Матве-енко) и «Краткосрочная психологическая коррекция личности» (руководитель- доцент кафедры кандидат медицинских наук, доцент В.И. Серов).

Ежегодно кафедра участвует в общеакадемической научно-теоретической конференции «Человек: преступление и наказание». Работа организуется по двум секциям: юридическая психология и пенитенциарная педагогика.

С 2001 г. проводятся Деевские чтения и научно-практические конференции, посвященные памяти профессора В.Г. Деева. Это не только дань памяти большому ученому, педагогу, организатору, но и хорошая школа для обучающихся, преподавателей, практиков.

Одними из первых учебников, подготовленных на кафедре и в соавторстве с преподавателями других вузов, были «Исправительнотрудовая психология» (1985), «Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными» (1985), «Исправительно-трудовая педагогика» (1993). За время существования кафедры профессорско-преподавательским составом подготовлены работы, которые не имеют аналогов в научном мире: «Пенитенциарная психология», «Психодиагностика осужденных», «Криминальная психология», «Прикладная пенитенциарная психология», «Психологическая подготовка сотрудниковпенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях», «Отечественная пенитенциарная психология: история и современность», «Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии», «Пенитенциарная (исправительная) педагогика», «Основы психологии исполнения наказаний» и др.

В период с 1974 по 2008 год на кафедре защищено 8 докторских и более 50 кандидатских диссертаций. Соискателями и адъюнктами кафедры были не только сотрудники правоохранительных органов, но и специалисты других ведомств, занимающиеся проблемами юриди-

ческой психологии и педагогики. В настоящее время на кафедре работают 26 сотрудников. Профессорско-преподавательский состав представлен 5 докторами наук (В.М. Литвишков, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков, Д. В. Сочивко, А.А. Романов); 17 кандидатами наук (И. В. Михалева, А.В. Наприс, В.И. Новиков, В.А. Семенов, В.И. Серов, С.В. Горностаев, Г.К. Корнеева, В.Е. Матвеенко, И.В. Лаврентьева, А.Н. Третьяков, Н.И. Ткаченко, Н.А. Полянин,

А.М. Лафуткин, Т.Н. Свиридова, С.А. Лузгин, Ю.Ю. Красикова, Д.В. Пестриков).

Признание получили сформировавшиеся на кафедре и широко известные за пределами вуза научные школы. Первая из них - школа доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В.Г. Деева. Основным направлением ее научной деятельности является изучение проблем мотивации и направленности личности, психологического сопровождения оперативно-розыскной деятельности, становления и развития судебно-психологических экспертиз.

Научная школа доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ А.И. Ушатикова исследует актуальные проблемы пенитенциарной и прикладной пенитенциарной психологии, волевой саморегуляции личности.

Третьей школой (по педагогике) руководит доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Н.А. Тю-гаева. Школа работает по двум основным направлениям:

1) общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных; система воспитательной работы с осужденными; повышение профессионального мастерства сотрудников УИС; взаимодействие отделов и служб исправительных учреждений;

2) профессиональная подготовка и воспитание будущих сотрудников для УИС.

Реализуя свои научные интересы, решая учебно-методические проблемы, кафедра поддерживает тесные связи с различными образовательными и научными учреждениями России: НИИ ФСИН России, Академией управления МВД России, НИИ МВД России; Санкт-Петербургским университетом МВД России, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Коломенским государствен-

ным педагогическим институтом; Рязанским государственнымуниверситетом имени С. А. Есенина и др. Преподаватели кафедры являются консультантами и руководителями по обобщению и внедрению передового опыта, научному сопровождению деятельности психологических служб исправительных учреждений УФСИН России по Московской, Орловской, Рязанской, Тульской, Ульяновской областям, ГУФСИН России по Саратовской, Челябинской областям и Приморскому краю. Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в решении практических проблем деятельности исправительных учреждений. Кафедрой заключены договоры о творческом сотрудничестве с УФСИН России по Калужской области и УФСИН России по Республике Дагестан. Неоднократно по заданию ФСИН России готовились методические рекомендации практическим сотрудникам по воспитательной работе с различными категориями осужденных, вносились предложения в разработку концепций деятельности исправительных учреждений, моделей специалистов, а также самостоятельно предпринималась их разработка.

С учетом гуманизации деятельности уголовно-исполнительной системы и приближения ее к требованиям мировых стандартов потребность в психологах растет. Предварительный прогноз свидетельствует о высокой степени востребованности выпускников-психологов не только в соответствующих службах различных видов исправительных и воспитательных колоний, СИЗО, тюрем, уголовно-исполнительных инспекциях, но и в других службах: оперативных и воспитательных отделах, отделах кадров и др.

Кафедра юридической психологии и педагогики является выпускающей кафедрой психологического факультета. Многие выпускники факультета достигли высоких профессиональных успехов. Например, начальник психологической службы УФСИН России по Орловской области Ю.А. Карпухин, начальник психологической службы УФСИН России по Калужской области А.В. Шавкин, начальник психологической службы УФСИН России по Костромской области В.В. Зайцев, заместитель начальника по безопасности и оперативной работе одного из учреждений ГУФСИН России по Краснодарскому краю А.Н. Червин, заместитель на-

чальника УФСИН России по Рязанской области А.А. Фролов, начальник колонии ГУФСИН России по Пермской области А. С. Фиц, начальник кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России Г.В. Щербаков, заместитель начальника отдела по работе с личным составом Академии ФСИН России И. А. Чурилова, начальник учреждения ГУФ-СИН России по Свердловской области

В.Н. Безуглый, руководитель отдела внедрения ООО НИИ психотехнологий имени И.В. Смирнова М. А. Конобеевский и др. Многие из выпускников, успешно защитив кандидатские диссертации, занимаются преподавательскойрабо-той на кафедре: С.В. Горностаев, В.Е. Матве-енко, Н.А. Полянин, И.В. Лаврентьева, А.М. Лафуткин, Ю.Ю. Красикова, Д.В. Пест-риков.

В связи с воплощением в жизнь гуманистических отношений между людьми как основы цивилизованного общества, возникновением тенденции гуманизации деятельности исправи -тельных учреждений перспективы развития кафедры юридической психологии и педагогики очевидны. Необходимо отметить, что переход к гуманистическим отношениям при исполнении уголовного наказания присущ и мировому сообществу в целом. В своих научно-практических изысканиях кафедра придерживается тезиса о том, что главный ориентир развития и реформирования уголовно-исполнительной системы - работник УИС, его самореализация в профессиональной деятельности.

Для более успешного решения поставленных перед коллективом кафедры задач планируется: расширение лабораторной базы кафедры - открытие проблемной лаборатории «Психологическая коррекция личности»; усиление лабораторной базы и кабинетов специальных дисциплин кафедры в материально-техническом плане; внедрение новых образовательных технологий - подготовкаэлектронных лекций, учебников, УМК, разработка УМК для дистанционного обучения; внедрение новых психотехнологий при подготовке специалистов; продолжение научно-исследовательской деятельности по заявкам ФСИН России и подготовка и издание учебников по преподаваемым учебным дисциплинам с учетом научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры.

Реализуя служебные задачи, профессорско-преподавательский состав кафедры юридической психологии и педагогики организует учебно-

воспитательную и научную деятельность, осу ществляя подготовку кадров для ФСИН Рос сии.

В.А. Семенов, А.Н. Т ретьяков, Н.А. Полянин, А.А. Пахолюк, В.Е. Матвеенко,

Г.К. Корнеева, А.В. Наприс, Д.В. Пестриков, В.И. Серов, В.С. Спиркин, С.В. Г орностаев, Ю.Ю. Красикова, А.М. Лафуткин, Л.Н. Климентьева, Д.В. Сочивко, А.И. Ушатиков Н.А. Тюгаева, И.В. Михалева, В.М. Литвишков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.