Научная статья на тему 'О терминах, смыслах и действиях (размышления в связи с юбилеем А. И. Ушатикова)'

О терминах, смыслах и действиях (размышления в связи с юбилеем А. И. Ушатикова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О терминах, смыслах и действиях (размышления в связи с юбилеем А. И. Ушатикова)»

УДК 159.9:343.83

О ТЕРМИНАХ, СМЫСЛАХ И ДЕЙСТВИЯХ [РАЗМЫШЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЕМ А. И. УШАТИКОВА)

Фамилия А. И. Ушатикова мною была впервые услышана в стенах Рязанской высшей школы МВД СССР в кабинете заместителя начальника по научной работе Т. Н. Радько в сентябре 1978 г. Она была названа мне как одна из фамилий коллег по научной проблематике, связанной с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы. Первое и заочное знакомство переросло в очное при работе на родственных кафедрах: я - на кафедре исправительно-трудового права под руководством М. П. Мелентье-ва, а Александр Иванович на кафедре исправительно-трудовой педагогики и психологии под руководством Н. И. Соколова. Моя задача в то время как начинающего преподавателя сводилась к главному - учиться педагогическому мастерству у опытных педагогов. К таковым в то время и относился А. И. Ушатиков - питомец известной в стране психологической школы профессора Селиванова из Рязанского пединститута, за спиной которого была к тому же исследовательская работа в проблемной лаборатории нашего вуза.

Шло время, что в любом коллективе, несомненно, связано с движением и сменой кадрового состава. А. И. Ушатиков становится руководителем своей родной кафедры. Здесь он не мог не обратить на себя внимание

© Пономарев С. Н., 2016

С. Н. Пономарев

многих, что мне и запомнилось, своим чисто воинским принципом: делай как я, оставаясь при этом буквально во всем гражданским интеллигентным человеком. Принцип его распространялся на все сферы служебно-научно-иссле-довательской деятельности: в аудитории, на конференциях и семинарах, в спортзале и на стрельбище, на лыжне и на тотально обязательной марксистско-ленинской подготовке. Некоторые коллеги его уровня избирательно подходили к участию в неинтересных для них мероприятиях. А. И. Ушатиков не таков, и этим он подавал пример другим, особенно молодым и начинающим руководителям.

При руководстве А. И. Зубкова в конце 80-х - начале 90-х встал вопрос о заместителе начальника РВШ МВД РФ по научной работе. Как нередко бывает в подобных ситуациях, руководством рассматривалось несколько кандидатур. Среди них значились кандидатуры автора этих строк и А. И. Ушатикова. Назначение последнего не состоялось из-за отказа кандидата на должность. Причин может быть несколько. Но основная из них, как представляется, в нежелании Александра Ивановича отвлекаться от научно-педагогической работы, а наоборот - больше на ней сосредоточиться. Управленческие обязанности, тем более нередко связанные с большим объемом, могли этому помешать. В это время вуз вплотную

Научная жизнь

95

подошел к практической реализации и воплощению идеи по подготовке для системы МВД психологов-практиков. Предстояла титаническая организационно-практическая и научно-методическая работа, а также работа по взаимодействию с отечественными и зарубежными коллегами-психологами. Профессорско-преподавательский состав и обеспечивающий персонал при главенствующей роли ведущих психологов и педагогов (профессоров В. Г Деева, А. И. Ушатикова, Н. А. Тюгаевой, А. Н. Сухова, В. М. Литвишкова и др.) достойно решили эту важную государственную задачу. Более того, при этом появились собственные научные школы.

Научная школа доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ А. И. Ушатикова исследует актуальные проблемы пенитенциарной и прикладной пенитенциарной психологии, волевой саморегуляции личности. Издано более сотни научных работ, защищены и готовятся к защите диссертационные исследования. Ученики профессора свидетельствуют, во-первых, о широкой географии исследований под его руководством, а во-вторых, о доверительно-отеческих отношениях во время совместной работы. Об этом же говорят и здравствующие его коллеги по проблемной лаборатории, кафедре, факультету и вузу в целом.

Кафедра, которую в свое время возглавлял А. И. Ушатиков, вышла из кафедры исправительно-трудового права. Курсы исправительно-трудовой педагогики и психологии преподавались для будущих юристов на кафедрах исправительно-трудового права и в других специализированных вузах МВД начиная с

середины прошлого столетия в московской высшей школе под общим кураторством этой важной работы профессора Б. С. Утевского. Сначала стали издаваться учебники и учебные пособия по исправительно-трудовому праву [1], потом по исправительно-трудовой педагогике [2] и исправительно-трудовой психологии [3]. В этом прослеживалась взаимосвязь и взаимообусловленность как учебных курсов, так и научных исследований, проводимых как в то, так и в последующее время. Такое соответствие в терминологии сохранилось, когда нормы исправительно-трудового законодательства стали регулировать порядок исполнения и отбывания только двух видов уголовного наказания (лишения свободы и исправительных работ без лишения свободы), после отмены уголовных наказаний в виде ссылки и высылки. Исполнение иных уголовно-правовых мер регулировалось нормами подзаконных нормативных правовых актов.

Середина 90-х и начало 2000-х годов характеризуется активным сотрудничеством вуза, в том числе психологического факультета, с зарубежными коллегами. Связано это было и со вступлением России в Совет Европы, и с принятием нового уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, и со взятыми на себя Россией обязательствами, в частности в уголовно-правовой сфере, конкретно - в реорганизации уголовно-исполнительной системы с передачей ее из МВД в ведение Министерства юстиции. Все это не могло не сказаться на некотором увлечении западным опытом. Например, стремление в кратчайшие сроки заменить колонии тюрьмами в соответствии с Концепцией развития уголовно-

исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Видимо влиянием европейского терминологического опыта объясняется и появление учебных пособий [4] и учебников по пенитенциарной, но не исправительной или уголовно-исполнительной психологии и педагогики. Следует оговориться, что к авторам, в том числе к нашему юбиляру, претензий не может быть. Каждый из авторов может сказать, что до тех пор, пока существуют закрытые охраняемые учреждения, исполняющие уголовные наказания, пенитенциарная психология как составная часть уголовно-исполнительной (или исправительной, или исправительно-трудовой) имеет право на существование. Но и международный, и российский опыт, в особенности последних лет, убедительно свидетельствует о стремлении к постепенной замене института лишения свободы альтернативными наказаниями, не связанными с лишением свободы, в первую очередь в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности и впервые преступивших закон. В результате на сегодня не обеспечивается психолого-педагогическим продуктом значительная часть общественных отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, которые впервые в истории нашего государства регулируют исполнение и отбывание всех уголовных наказаний и иных

мер уголовно-правового воздействия.

У землян душа-христианка, которая участлива, вежлива, внимательна к окружающим. Она умеет прощать обиды, ничего, чаще всего, не просит для себя, а скорее отдаст последнее просящему, даже нечестивцу. Судя по жизненным реалиям, выбор поведения каждого человека и его отношения к окружающим вносит значительные изменения в изначальные душевные позывы. Очевидно, что и степень изменений, или, точнее, отклонений от перечисленных душевных качеств у разных людей, или определенных их групп, различна. Мне, как и другим участникам конференции, знавшим Александра Ивановича продолжительное время, представляется, что у его души достаточно соответствия христианскому началу. Во всяком случае, все это отмечают, И уже этим он являет нам пример для подражания.

Список литературы

1. Советское исправительно-трудовое право : учеб. пособие для юрид. институтов и факультетов / под общ. ред. Б. С. Утевского. М. : Юрид. лит., 1960.

2. Исправительно-трудовая педагогика : учеб. пособие. М. : Высш. шк. МООП СССР, 1967.

3. Исправительно-трудовая психология : учеб. пособие / под ред. К. К. Платонова, А. Д. Глоточ-кина, К. Е. Игошева. Рязань, 1985.

4. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии : учеб. для образоват. учреждений Минюста России. Рязань, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.