В заключении статьи автор делает следующие выводы: народные кюи, посвященные образу коня, в основном созданы в квинтовом строе с небольшим диапазоном звукоряда (пример 1). Вместе с тем, это могло зависеть от строения музыкального инструмента, который ранее имел лишь небольшое количество ладков (перне).
Список литературы
1. Бартольд, В. Состояние и задачи изучения истории Туркестана / В. Бартольд. - Соч.- Т. 9. - Москва, 1977. - 521 с.
2. Муканов, М. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза / М. Муканов. - Алматы, 1974. -119 с.
3. Аманова, С. Древние кюи «Акку» (структура, семантика) / С. Аманова // Инструментальная музыка казахского народа. - Алма-Ата, 1985. - С. 15-24.
4. Утегалиева, С. Звуковой мир музыки Тюркских народов (теория, история, практика) / С. Утегалиева. -Москва : Композитор, 2013. - 31 с.
5. Тайжанова, Г. Казахи: историко-этнографическое исследование / Г. Тайжанова. - Алматы : Казахстан, 1995. - С. 325. - 27 с.
6. Турсунов, Е. Живой образ лошади в жизни казахов / Е. Турсунов // 8ЬаЬаг (Культура). - № 2 (2). -2004. - 148 с.
7. Уразбекова, Л. Ренессанс любви к коню / Л. Уразбекова // 8ЬаЬаг (Культура). - № 2 (2). - 2004. - 27 с.
8. Тохтабаева, Ш. Эстетика оформления конских аммуниции (проверить написание) казахов / Ш. Тохтабаева // 8ЬаЬаг (Культура). - № 2 (2). - 2004. - 177-178 с.
9. Утегалиева, С. Система образов в домбровой традиции казахов / С. Утегалиева // Инновационные явления в современной культуре Казахстана : материалы Междун. науч.-прак. конф. - Алматы, 2007. - 163 с.
10. Утегалиева, С. О музыкальной стилистике домбровых кюев-шертпе: опыт реконструкции / С. Утегалиева // Сб. Ст., посвященный 20-летию Независимости Казахстана. - Вып. 2. - Алматы, 2011. - 66 с.
11. Аманова, С. Вопросы семантики и строения древних казахских кюев / С. Аманова. - Алма-Ата, 1978. - 37 с.
УДК 7.071Годовский(574.4)
И. Б. Каланчина Отдел краеведческой информации КГУ «ЦБС им. О. Бокея» акимата г. Усть-Каменогорска,
Усть-Каменогорск, Казахстан
«СТРАНА ДЕТСТВА» ЕФИМА ГОДОВСКОГО К 110-летию Е. Н. Годовского (1907-1975)
Статья о талантливом педагоге, художнике Ефиме Наумовиче Годовском, сыгравшем большую роль в развитии изобразительного искусства Восточного Казахстана. Среди его учеников члены Союзов художников Казахстана и России.
Ключевые слова: Е. Н. Годовский, педагог, ученики, художники, воспоминания, живопись, С. Шупляк, С. Г. Меркасимов.
I. B. Kalanchina
Regional ethnography department of the Central City Library,
Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan
«COUNTRY OF CHILDHOOD» EFIM KOTOVSKOGO Dedicated to the 110th anniversary of E. N. Godovsky
The article is about talented teacher, artist Efim Naumovich Godovsky, who played a big part in development of decorative art in East Kazakhstan. Among his students were members from Russian and Kazakhstan unions of art.
Keywords: E. N. Godovsky, educator, students, painters, memories, painting, S. Shuplyak, G. Merkasimov.
«Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» - эти слова принадлежат великому живописцу Леонардо да Винчи. Говоря о Ефиме Наумовиче Годовском, правильнее сказать: «Счастлив учитель, которого превзошли ученики». В 1950-1970-е годы имя Ефима Наумовича было знакомо всем школьникам, посещавшим Дом пионеров в Усть-Каменогорске. Учениками Е. Н. Годовского были многие, ставшие впоследствии известными, мастера кисти и карандаша. Среди них члены Союзов
художников СССР и Казахстана А. Щур, С. Шупляк, А. Климов, Г. Меркасимов, народный художник России, академик живописи В. Псарев...
Трудным был жизненный путь Ефима Наумовича.
Родился Е. Н. Годовский на Украине в г. Житомире. С 1922 г. воспитывался в Доме подростков в г. Киеве, здесь же учился в изостудии. В 1925 г. приехал в г. Москву, где закончил Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), получил специальность художника. Работал в качестве оформителя в театре им. Вс. Мейерхольда (г. Москва). Как член организации «Всесоюзхудожник» много ездил по городам (гг. Челябинск, Нальчик, Ржев, Пенза, Усть-Каменогорск), работал на договорной основе. В 1940-1941 гг. - главный художник Ржевского драматического театра. В 1941 г. переехал в г. Пензу, окончил военно-техническое училище. В 1942 г. городским военкоматом был призван на фронт. Воевал в звании лейтенанта в составе 238 гвардейского стрелкового полка. В январе 1944 г. получил тяжелое ранение, в результате которого лишился обеих ног. В 1945 г. комиссован. В 1947 г. по направлению приехал в г. Усть-Каменогорск. До 1949 г. работал главным художником в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре им. Джамбула. В период 1949-1951 гг. работал в Областном историко-Ефим Наумович Еодовский краеведческом музее художником. Более 20 лет руководил кружком
изобразительного искусства при городском Доме пионеров [1].
Это и стало делом всей его жизни. Он, как никто другой, мог помочь ученику сделать выбор творческого пути. Дневник художника свидетельствует о вдумчивом, нестандартном подходе к своему делу большого Мастера, великого Педагога М. Н. Годовского.
«Я вспоминаю просмотренные сотни и тысячи рисунков детского изобразительного искусства. В них отражается удивительный мир. У маленького человека, входящего в жизнь, раскрываются глаза на красоту окружающего мира. Маленький человек поражен! Так вот оказывается как все удивительно и прекрасно! И он жадно хватается за изучение окружающего его мира - изумление, восторг перед новым захватывает его целиком. В детских работах отчетливо выступает эмоциональная сторона -переживания маленьких авторов. Стремление познать мир, отметить, закрепить сделанное наблюдение, интересное открытие является одной из причин детского творчества. Пробелы в знаниях возмещаются фантазией, выдумкой, детской изобретательностью» [2, с. 6].
Благодаря педагогической деятельности Ефима Годовского, сегодня в Восточном Казахстане так много талантливых художников. Боясь погубить творческие способности в зародыше, мастер, по словам одной из его учениц, «учил не уча». В дневнике Ефима Наумовича есть размышления о «подводных течениях» в деле воспитания юных творцов: «Мы не воспитываем художников, мы просто учим детей графической грамоте. Их фантазия, выдумка, изобретательность останутся при них. Наша задача -научить ребенка грамотному рисунку. И вот эта механическая зубрежка, от которой ребенок ровно ничего не понял, а только механически констатировал, приводит к полному подавлению его творческих способностей. И такие способности, как воображение, фантазия, внимание, наблюдательность и др. замораживаются, бледнеют, слабеют, хиреют и гаснут. < > Кто такой художник? Это волшебник, это умелец, как говорят, человек с золотыми руками и ясной головой» [2, с. 7].
«Волшебники», которым Ефим Наумович дал путевку в жизнь, сохранили самые теплые воспоминания о своем учителе.
Вот что рассказал член Союза художников СССР и Казахстана Сергей Шупляк: «В сентябре 1964 года мой папа привел меня в Дом пионеров в г. Усть-Каменогорске, где работала детская изостудия. Руководил студией художник, опытный педагог и очень добрый человек - Годовский Ефим Наумович. Так под его опекой началось мое знакомство и обучение изобразительному искусству.
В студии стояли подиумы с постановками для занятий по рисунку и по живописи. Для меня все это было очень необычно, впервые и интересно. На стенах висели работы, которые сделали ученики студии во время занятий в аудитории и во время летних походов. Каждый стремился к тому, чтобы его работа со временем получила право быть повешенной на всеобщее обозрение. А у входной двери красовался список, где были записаны фамилии учеников студии, поступивших в различные художественные учебные заведения.
К середине 60-х в студии были уже свои признанные лидеры. Там занималось две или три сотни ребятишек всех возрастов, начиная от начальных классов и заканчивая старшеклассниками. И со всей этой большой аудиторией желающих заниматься изобразительным искусством он справлялся один, без помощников. Просто удивительно, но он хорошо помнил и любил всех своих учеников.
С. Шупляк за работой Работа С. Шупляка,
выполненная в изостудии
Не могу сказать, что я был прилежным учеником, но всегда буду помнить своего учителя - Ефима Наумовича Годовского».
Сергей Шупляк стал художником по гобелену - единственным специалистом декоративно-прикладного направления в Восточном Казахстане. По этой дисциплине он вступил в Союз художников СССР. Именно по гобелену у него самые большие успехи в выставочной деятельности.
А вот как описывает события тех лет член Союза художников Республики Казахстан, искусствовед Г. Кумаргазы:
«В далекие 60-е годы при Доме пионеров существовала Страна Детства. Там велась кропотливая ежедневная работа по воспитанию у детей чувства любви к Родине, к прекрасному, к творчеству, умению активно и плодотворно жить и работать...
Мы, малыши, с благоговением смотрели на своих старших друзей: Толик Меркасимов, Толик Щур, Витя Псарев, Гена Прокопович, Леня Зайцев, Оля Кузнецова и Марат Жунусов. Они на равных со своим Учителем Ефимом Наумовичем Годовским рассуждали о цвете, композиции, сюжете. До хрипоты спорили у летних костров и до одури писали этюды на пленэре, и так же ответственно, как натюрморты в студии. Славно они трудились и умели от души повеселиться. А Ефим Наумович, прищурив глаза с хитринкой и облокотившись на свой костыль, внимательно их слушал да одергивал иногда. Было видно, как он гордится своими учениками. Что бы ребята ни делали, разговор всегда возвращался к обсуждению художественных работ или статьи, кем-то прочитанной. А то вспоминали великих художников и говорили об их творчестве, размышляя вслух, стараясь перещеголять друг друга в изысканных выражениях и профессиональных словечках. При этом добродушно наблюдали, как мы, малыши, старались не пропустить ни единого их слова» [3, с. 6].
Е. Годовский стремился развивать у ребят творческое воображение. Наблюдая за их работой, он анализировал и находил индивидуальный подход. Из дневника Е. Н. Годовского:
«Учить можно и нужно по-разному. Дети различны. Вот Исабеков, Джунусов, Толя Щур, Сидоренко и многие другие. Они способны были работать с фантастическим упорством. Они могли шесть-семь часов подряд рисовать простой белый чайничек, следить за его белоснежной круглящейся поверхностью, с предельной точностью передавать неуловимую дымку теней. Рисуют всё, что попадает под руки на глаза. Дома было перерисовано все - кастрюли, чашки, цветы, стулья.
Но одновременно с этим они были абсолютно беспомощны в тематическом рисовании, в их работах не участвовали фантазия и ассоциативное мышление. Необходимо было оторвать их от такого рабского изучения вещей. Я перевожу их на тематическое рисование, даю им темы: отдельное дерево, дорога, вдали лес. Летом, зимой, осенью, весной. Прошу рисовать сказочных птиц и героев из сказок. Очень медленно у некоторых развивается фантазия. Я прошу сменить карандаш и тоненькую кисточку на
большую кисть, чтобы работы были живописнее. Постепенно они становятся смелее, в их рисунках по-появляются поэтичность и выдумка. Я продолжаю применять различные методы и приемы с целью развития и воспитания эстетических эмоций, активизации творческой мысли, развития творческих способностей и возможностей. На рисунках у некоторых ребят появляется схематичность, сухость.
Организую и углубляю работу над формой и образом.
Образы представления в большинстве случаев формируются из непосредственных наблюдений. Система заданий по наблюдению природы способствуют тому, что дети, наблюдая ее, иначе начинают относиться к изображению природы. Работу над развитием творческого воображения я веду на протяжении всего года, используя все возможности в процессе занятий по другим разделам программы, пока не добиваюсь своей цели» [2, с. 7].
И такой подход давал свои положительные результаты.
Учеником Ефима Наумовича был Габдулмади Меркасимов.
Он был «одним из тех художников, кто пытался переосмыслить навязываемые сверху эстетические нормы, выразить свое отношение к миру, человеческой природе, обществу. Родился Габдулмади в г. Усть-Каменогорске, рисовать начал в школьные годы». Мальчик искренне полюбил и самого учителя, и его живопись. Каждое лето он проводил с ним в студии или на пленэре. Ефим Наумович был изумлен бурным потоком выдумки и фантазии маленького Толи (так звали его друзья, а впоследствии и
художники-соратники).
Из дневника Е. Н. Годовского: «Когда Толя Меркасимов принес мне свои работы по заданию, я был поражен. Их можно было рассматривать часами, как картины Брейгеля или Дюрера. На листе был изображен сбор урожая: человечки стояли на машинах, в большие корзины складывали большие арбузы, человечки сидели за рулями машин и увозили урожай: свеклу, капусту, арбузы. Люди сидели и ели арбузы, рядом грузили, тут же люди пьют из ведра, другой упал с машины и повис, зацепившись за борт. Я даю ему следующее задание с натуры, ставлю слоника и говорю ему: «Рисуй». Наблюдаю, как Толя работает. Слон его очутился в зоопарке, а он сам сидит и бормочет про себя: «когда волк ка-ак прыгнет, кролик ка-ак выстрелит из пушки, ка-ак попадет в обезьянку, ка-ак вцепится в хвост льва, а лев как заревет!..».
То небольшое количество работ, которое Г. Меркасимов успел написать за свою короткую жизнь стали яркой страницей в истории изобразительного искусства ВКО. В 1991 году он создает свое известное произведение «Вид на район Стройплощадки». В этом произведении внешний беспощадный мир он изображает за окном, а мир любви и добра остается рядом с ним, в семье, где он всегда находил внимание и поддержку. Остаются рядом и милые его сердцу предметы: плюшевый мишка, яблоко на блюдце, шар, снятый с елки, стеклянная банка с плавающими рыбками. . «Вид на район Стройплощадки» остается хорошим напоминанием потомкам о необратимости последствий подобного обращения с миром природы [4, с. 190].
Из дневника Годовского:
«Сравнительно не трудно добиться того, чтобы все дети начали рисовать хорошо, храбро и очаровательно. Они охотно изображают все. Рисовать по воображению чрезвычайно полезно для ребенка, это развивает чувства цвета и ритма, выдумку и фантазию. .Нельзя рассматривать детский рисунок с точки зрения взрослого, как многие делают. Надо смотреть глазами самого автора. . Не надо бояться того, что детский рисунок немного смешон. Дети смешны и в своих играх, и в своих рассуждениях и во всех других повадках. Но это не должно лишать детей ощущения свободы и естественности их поведения. Точно также нельзя лишать естественности и свободы детский рисунок. Он должен развиваться вместе с ребенком и по мере накопления знаний и духовного созревания ребенка, подростка, юноши - постепенно превращаться из несовершенного детского рисунка в грамотный полнокровный рисунок взрослого человека [2, с. 8].
С большим мастерством художника, с огромной любовью педагога Е. Н. Годовский воспитал целую плеяду талантливых учеников.
А. Ахвердян. Портрет художника (Г. Меркасимова). 1993 г.
Е. Н. Годовский с учениками на пленэре. Начало 1970-х
Ефима Наумовича не стало в 1975 году. Но учитель живет вечно! Он продолжается в своих учениках, работы которых хранятся в фондах Государственного музея имени Кастеева и Дирекции художественных выставок в г. Алматы, в частных коллекциях в Москве, Ленинграде, Алматы, Усть-Каменогорске. Время от времени они радуют почитателей таланта, выставляя свои работы на выставках. И каждый из них с благодарностью вспоминает своего учителя и с гордостью говорит, что он родом из Страны Детства Ефима Годовского.
Г. Меркасимов. Вид на район Стройплощадки. 1991 г.
Список литературы
1. Восточный Казахстан: известные имена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imena.pushkinlibrary.kz/ru/deyateli-kulyura-iskusstva/zhivopis/1150-.html.
2. Школа жизни Ефима Годовского : [альбом]. - Усть-Каменогорск : Шыгыс полиграф, [Б. г.]. - 42 с.
3. Кумаргазы, Г. Одухотворяющий родник культуры [Текст] / Г Кумаргазы. // Рудный Алтай. - 2008. -3 июня. - С. 6.
4. Костюк, Л. Искусство продолжает жить / Л. Костюк // Простор. - 2016. - № 6. - С. 187-191.
УДК 316.7[(=161.1)::751.1/.5]
А. А. Клубков
КГБУ «Государственный художественный музей Алтайского края»,
Барнаул, Россия
РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРИ
Статья посвящена проблеме сохранения русской традиционной культуры в сибирском регионе. Рассмотрены факторы трансформации этнокультур в современном обществе. Проанализированы меры сохранения традиций русской народной культуры.
Ключевые слова: традиция, этнос, народная культура, Сибирь, быт, массовая культура.
А. A. Klubkov State Art Museum of the Altai Territory, Barnaul, Russia
RUSSIAN ETHNOCULTURAL NEOTRADITIONALISM IN THE CIVILIZATIONAL SPACE OF SIBERIA
The article is devoted to the problem of preserving of the Russian traditional culture in the Siberian region. The factors of the transformation of ethnocultures in the modern society are considered. The methods of preserving the traditions of Russian folk culture are studied.
Keywords: tradition, ethnos, folk culture, Siberia, everyday life, mass culture.
Сохранение культурного наследия как важнейшей составной части живой традиции народа представляет собой не только актуальную тему для исследования ученых-теоретиков, но и является острой проблемой для педагогов и работников культуры. Процессы урбанизации, индустриализации, модернизации, произошедшие за последние полтора столетия, существенно изменили социокультурные механизмы передачи культурных традиций последующим поколениям. Если в доиндустриальных обществах традиции передавались от поколения к поколению естественных, стихийным порой иррациональным путем «из уст в уста», то в наши дни ретрансляция традиций становится более рационализированной и сохранение этнических культур неразрывно связано с академической наукой. Подобное существование традиции в современном обществе в научной литературе принято называть «неотрадиционализмом» [1, с. 44-49]. Современный человек чаще всего постигает традиционную культуру своего народа книжным, «кабинетным» путем. Происходит «музеизация» этнической культуры. Иными словами она перестает быть частью повседневной жизни и переходит в разряд артефактов. В этом кроется опасность дезинтеграции общества в связи с потерей идентичности. Пред ученым сообществом и работниками культурных учреждений стоит задача выявления «духовных скреп» и их интеграция в повседневную жизнь. Это собственно и является этнокультурным неотрадиционализмом.
Вопрос о русском этнокультурном неотрадиционализме следует разделить на три аспекта: глобально-информационный, научно-теоретический, региональный. Первый из перечисленных аспектов заключается в переходе российского социума к постиндустриальному (информационному) обществу и процессах глобализации, для которых характерна унификация культур в формирующемся мировом информационном пространстве. Современные информационные технологии создают питательную среду для распространения массовой культуры, в рамках которой происходит нивелирование традиции. Массовая культура, в той форме, в которой она существует сейчас, весьма конъюнктурна, в ценностном отношении гиперплюралистична и в отличие от традиционной культуры имеет потребительское, а не деятельное отношение к творчеству. Таким образом, современные социокультурные условия не способствуют сохранению традиции как неотъемлемой части повседневной жизни человека.