Научная статья на тему 'Образ коня в домбровых кюях казахов Китая'

Образ коня в домбровых кюях казахов Китая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
636
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМБРА / КЮЙ / КАЗАХИ АЛТАЯ (СИНЬЦЗЯНЬ) / ОБРАЗ КОНЯ / ВИД ЛОШАДИ / КОЧЕВОЙ НАРОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игилик Б. К.

Данная статья посвящается образу коня в домбровых кюях казахов Алтая (КНР, Синьцзянь). Алтай, имеет древнюю историю и богатую музыкальную культуру. В инструментальной музыке казахских диаспор встречаются пьесы как народные, так и авторские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ коня в домбровых кюях казахов Китая»

захстана» или по словам ученых «Сакральная география Казахстана» [5]. Н. А. Назарбаев далее отметил «Культурно-географический пояс святынь Казахстана - это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект» [5].

В заключении отметим, что общее состояние историко-культурного наследия народа Казахстана определяется предпринимаемым государством комплексом мер по сохранению и развитию вековых евразийских традиций, открытием новых памятников истории и культуры, дальнейшей реставрацией и реконструкцией древних мавзолеев, мечетей, образованием новых историко-культурных музеев-заповедников, поиском архивных документов, имеющих историческое значение в культурном наследии этносов страны.

Список литературы

1. Народ Казахстана : энцикл. - Алматы : Казак энциклопедиясы, 2016. - 480 с.

2. Назарбаев, Н. А. Перспективы евразийской интеграции / Н. А. Назарбаев // Нурсултан Назарбаев и евразийское образовательное пространство. - Астана : ЕНУ им. Л. Н. Гумилев, 2009. - 304 с.

3. Назарбаев, Н. А. Избранные речи. Том II: 1991-1995 гг. / Н. А. Назарбаев. - Астана : Сарыарка, 2009. -672 с.

4. Назарбаев, Н. А. Избранные речи. Том VI: 2010-2011 гг. / Н. А. Назарбаев. - Астана : Сарыарка, 2014. - 632 с.

5. Казахстанская правда. - 2017. - 13 апреля. УДК 7.04:787[(=512.1)::(571.15)]

Б. К. Игилик

Казахская Национальная консерватория им. Курмангазы,

Алматы, Казахстан

ОБРАЗ КОНЯ В ДОМБРОВЫХ КЮЯХ КАЗАХОВ КИТАЯ

Данная статья посвящается образу коня в домбровых кюях казахов Алтая (КНР, Синьцзянь). Алтай, имеет древнюю историю и богатую музыкальную культуру. В инструментальной музыке казахских диаспор встречаются пьесы как народные, так и авторские.

Ключевые слова: домбра, кюй, казахи Алтая (Синьцзянь), образ коня, вид лошади, кочевой народ.

B. Igilik

Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Almaty, Kazakhstan

TOE CHARACTER OF A HORSE IN THE DOMBRA KUYS OF ALTAI'S KAZAKHS (CHINA)

This article is dedicated to the character of a horse in the dombra kuys of Altai's Kazakhs (China, Xinjiang). The investigated region Altai has the most ancient history and rich musical culture. In the instrumental music of the Kazakh diasporas there are both folk and authorial plays.

Keywords: dombra, kuys, kazakhs of Altai (Xinjiang), character of a horse, appearance of horse, nomadic people.

Данная статья направлена на исследование образного содержания домбровых кюев казахов Китайской Народной Республики (КНР).

Казахская диаспора, проживающая на территории КНР, в Синьцзянь-Уйгурском Автономном Районе (далее СУАР), насчитывает около 1,5 млн человек.

Согласно историческим данным, СУАР называли также «Восточным Туркестаном»[1, с. 521]. Он включает в себя три крупных региона - Алтай, Тарбагатай и Иле. Каждый из них состоит из отдельных городов (Кулжа, Шауешек, Алтай (старое название Сарсумбе), которые включают в себя 6-7 небольших районных центров.

Исследуемый регион, имеет наиболее древнюю историю и богатую музыкальную культуру. Традиционная музыка казахов Алтая (Синьцзянь) имеет непреходящую ценность. Хотя с давних времен она привлекала внимание многих ученых и исследователей, всё же остается малоизученной.

В этом регионе проживают в основном казахские роды керей и найман [2, с. 119], относящиеся к старшему и среднему жузам1. Здесь сохранились ранние пласты народной инструментальной музыки. Особый интерес представляет домбровая и сыбызговая традиции. Наше внимание привлекли кюи2, посвященные образу коня. Среди них есть народные и авторские образцы: «Тел коныр», «Майда жал», «Салторы», «Акбоз ат», «Каракулак; ат», «Карибоз», «Балжынгер», «Алшангер», «Сарыбел» и др.

«По мнению ряда исследователей [3, с. 21; 4, с. 31] образы птиц и животных генетически восходят к эпохе, когда музыка выполняла магическую функцию. Они тесно связаны с религиозными представлениями и имеют культовое значение» [5, с. 162].

Культ коня среди кочевых народов Центральной Азии был популярным.

Воплощение образа лошадей можно увидеть практически во многих сферах духовной культуры. Яркое отражение эта тема получила в устно-поэтическом творчестве казахов, таких как эпические сказания жырау3, в народных сказках (ертеп), мифах, легендах и других жанрах музыкального искусства.

В работе автор использует разнообразный музыкальный материал - нотные издания, а также аудио-видеозаписи (около 50).

В исследовании избранной тематики поставлены следующие задачи:

дать характеристику лошадям, описывая его значимость в мире кочевого народа;

сделать жанрово-стилевой анализ кюев казахов Алтая (СУАР), посвященных образам лошади.

1. На протяжении многих веков просторы великой степи Центральной Азии населяли кочевые племена, которые занимались скотоводством. Основным богатством для них был скот. Рост поголовья зависел от смены пастбищ и водных источников. Особое положение в жизни и культуре казахского народа занимала лошадь. Приручив лошадь, человек мог воспользоваться ее совершенными биологическими качествами как ездового животного. Наиболее распространенной являлись невысокого роста, широкогрудые - казахская, джабэ, адаевская. кучумская и кустанайская породы [5, с. 27; 6, с. 148].

«Конь - это символ мира, покоя и гармонии. Лошадей использовали в хозяйстве: пастухи, чтобы пасти скот, отары овец, земледельцы для орошения своих земель. Купцы перевозили свои товары на тысячи верст, мчались гонцы с донесениями, послы с предложениями мира» [7, с. 27].

Быстроходных коней в Казахстане называли «тулпарами» (в переводе с казахского языка означает «крылатые кони»). Благоприятные природно-климатические условия, а также широкие просторы степей оказали влияние на рост поголовья.

«Конь присутствовал во многих национальных обычаях и традициях, таких как: рождение человека, возрастные его переходы, на свадьбе и похоронах. Он был лучшим подарком в любых жизненных ситуациях. Кроме того, жизненная значимость коня предопределила возведение его снаряжения в разряд произведения искусства. Хороший конь и достойное его убранство были своеобразными маркерами не только имущественной дифференциации, но и морального статуса, авторитетности личности. Убранство обладало высоким семиотическим статусом, что очевидно было характерно для всего кочевого мира» [8, с. 177-178].

Из выше перечисленного мы видим, что лошади отведена почетная роль быть символом страны, народа и культуры казахов.

2. Расцвет народной инструментальной музыки казахов, как известно, пришел на середину XIX века. В этот период стали формироваться многие исполнительские школы как в Казахстане, так и за его пределами.

Среди представителей казахской диаспоры, проживаюшей в регионе Алтай (СУАР) широко известны такие кюйши, как БейсенбиДоненбайулы (1803-1872), Шалап Саудагерулы (1845-1922), Агзам Батталулы (1901-1958), Халык Карынбекулы (1904-1975), Тайыр Белгибайулы (1921-1984), Алипбек Маликулы (1928-1975, Даулет Хальщулы (1939-2008) и другие.

Кюи алтайских казахов отличаются фрагментарностью композиции, преобладанием звукоизобразительного начала [9, с. 163].

Рассматриваемые нами пьесы вызывают интерес у слушателей своим разнообразием ритма и музыкальной выразительностью. Отличительной чертой кюев, посвященных образу лошадей является то, что они разные по мотивам и содержанию. В тесной связи с названиями, у слущателеля создается представление о походке и характере животного, его повадках, масти и породе. В названиях присутствуют ласкательные имена коней, их цветовая символика (черная, пестрая, рыжая и др.)

В названиях домбровых кюев содержатся имена, клички лошадей: «Жанибектин кок донени», «Тепен кок», «Шубар ат», «Алшанкер» и др. Они означают следующее:

«донен» - жеребенок четырехлетнего возраста;

1 Жуз-название трех родоплеменных объединений казахов.

2 Кюй - вид инструментальной пьесы и жанр народной инструментальной музыки казахов.

3 Жырау - создатель и исполнитель эпоса.

«шубар» - пятнистый, чубарый (о масти коня); «тепендеу» - мелкий частый шаг; «алшан» - идти твердой поступью и т. д.

Кроме того, в музыке используются различные штрихи и приемы правой руки (кагыс),исполнительская техника, которые определяют своеобразие и характер этих произведений.

Кюи включают несколько разделов, каждый из которых в большинтсве случаев начинается с основных тонов открытых струн (в данном случае это с1), звучащихпостоянно (нижний из них -непрерывно, верхний, периодически появляющийся в среднем регистре, используется в качестве ритмического остинато) [10, с. 66]. Диапазон звукоряда во многих кюях небольшой.

Нотный пример № 1

В народных кюях в основном преобладает звукоподражательный ритмический рисунок [11, с. 37], воспроизводящий скачку коней, топот табуна, крик и полёт птиц и т. д. Эти черты в нотной записи отображаются следующим образом (нотные примеры 2, 3):

Нотный пример № 2

Нотный пример № 3

Как показано в примере 2 и 3, для выражения и передачи слушателям музыкального образа используются специальные средства музыкальной выразительности - это характерная фактура, скачки в мелодии, широкие расстояния между голосами, арпеджиато, лиги, трели, форшлаги, флажолеты, приглушённые звуки, глиссандо и т.д.

В кюя, посвященных образу коня, в основном используется характерный ритмический рисунок, выраженный пунктиром, триолью, а также простой ритм (восьмые и шестнадцатыедлительности), но в быстром темпе. Нотные примеры (4, 5, 6):

Нотный пример № 4

Нотный пример № 5

Нотный пример № 6

В заключении статьи автор делает следующие выводы: народные кюи, посвященные образу коня, в основном созданы в квинтовом строе с небольшим диапазоном звукоряда (пример 1). Вместе с тем, это могло зависеть от строения музыкального инструмента, который ранее имел лишь небольшое количество ладков (перне).

Список литературы

1. Бартольд, В. Состояние и задачи изучения истории Туркестана / В. Бартольд. - Соч.- Т. 9. - Москва, 1977. - 521 с.

2. Муканов, М. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза / М. Муканов. - Алматы, 1974. -119 с.

3. Аманова, С. Древние кюи «Акку» (структура, семантика) / С. Аманова // Инструментальная музыка казахского народа. - Алма-Ата, 1985. - С. 15-24.

4. Утегалиева, С. Звуковой мир музыки Тюркских народов (теория, история, практика) / С. Утегалиева. -Москва : Композитор, 2013. - 31 с.

5. Тайжанова, Г. Казахи: историко-этнографическое исследование / Г. Тайжанова. - Алматы : Казахстан, 1995. - С. 325. - 27 с.

6. Турсунов, Е. Живой образ лошади в жизни казахов / Е. Турсунов // 8ЬаЬаг (Культура). - № 2 (2). -2004. - 148 с.

7. Уразбекова, Л. Ренессанс любви к коню / Л. Уразбекова // 8ЬаЬаг (Культура). - № 2 (2). - 2004. - 27 с.

8. Тохтабаева, Ш. Эстетика оформления конских аммуниции (проверить написание) казахов / Ш. Тохтабаева // 8ЬаЬаг (Культура). - № 2 (2). - 2004. - 177-178 с.

9. Утегалиева, С. Система образов в домбровой традиции казахов / С. Утегалиева // Инновационные явления в современной культуре Казахстана : материалы Междун. науч.-прак. конф. - Алматы, 2007. - 163 с.

10. Утегалиева, С. О музыкальной стилистике домбровых кюев-шертпе: опыт реконструкции / С. Утегалиева // Сб. Ст., посвященный 20-летию Независимости Казахстана. - Вып. 2. - Алматы, 2011. - 66 с.

11. Аманова, С. Вопросы семантики и строения древних казахских кюев / С. Аманова. - Алма-Ата, 1978. - 37 с.

УДК 7.071Годовский(574.4)

И. Б. Каланчина Отдел краеведческой информации КГУ «ЦБС им. О. Бокея» акимата г. Усть-Каменогорска,

Усть-Каменогорск, Казахстан

«СТРАНА ДЕТСТВА» ЕФИМА ГОДОВСКОГО К 110-летию Е. Н. Годовского (1907-1975)

Статья о талантливом педагоге, художнике Ефиме Наумовиче Годовском, сыгравшем большую роль в развитии изобразительного искусства Восточного Казахстана. Среди его учеников члены Союзов художников Казахстана и России.

Ключевые слова: Е. Н. Годовский, педагог, ученики, художники, воспоминания, живопись, С. Шупляк, С. Г. Меркасимов.

I. B. Kalanchina

Regional ethnography department of the Central City Library,

Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan

«COUNTRY OF CHILDHOOD» EFIM KOTOVSKOGO Dedicated to the 110th anniversary of E. N. Godovsky

The article is about talented teacher, artist Efim Naumovich Godovsky, who played a big part in development of decorative art in East Kazakhstan. Among his students were members from Russian and Kazakhstan unions of art.

Keywords: E. N. Godovsky, educator, students, painters, memories, painting, S. Shuplyak, G. Merkasimov.

«Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» - эти слова принадлежат великому живописцу Леонардо да Винчи. Говоря о Ефиме Наумовиче Годовском, правильнее сказать: «Счастлив учитель, которого превзошли ученики». В 1950-1970-е годы имя Ефима Наумовича было знакомо всем школьникам, посещавшим Дом пионеров в Усть-Каменогорске. Учениками Е. Н. Годовского были многие, ставшие впоследствии известными, мастера кисти и карандаша. Среди них члены Союзов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.