Список литературы
1. Восточный Казахстан: известные имена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imena.pushkinlibrary.kz/ru/deyateli-kulyura-iskusstva/zhivopis/1150-.html.
2. Школа жизни Ефима Годовского : [альбом]. - Усть-Каменогорск : Шыгыс полиграф, [Б. г.]. - 42 с.
3. Кумаргазы, Г. Одухотворяющий родник культуры [Текст] / Г Кумаргазы. // Рудный Алтай. - 2008. -3 июня. - С. 6.
4. Костюк, Л. Искусство продолжает жить / Л. Костюк // Простор. - 2016. - № 6. - С. 187-191.
УДК 316.7[(=161.1)::751.1/.5]
А. А. Клубков
КГБУ «Государственный художественный музей Алтайского края»,
Барнаул, Россия
РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРИ
Статья посвящена проблеме сохранения русской традиционной культуры в сибирском регионе. Рассмотрены факторы трансформации этнокультур в современном обществе. Проанализированы меры сохранения традиций русской народной культуры.
Ключевые слова: традиция, этнос, народная культура, Сибирь, быт, массовая культура.
А. A. Klubkov State Art Museum of the Altai Territory, Barnaul, Russia
RUSSIAN ETHNOCULTURAL NEOTRADITIONALISM IN THE CIVILIZATIONAL SPACE OF SIBERIA
The article is devoted to the problem of preserving of the Russian traditional culture in the Siberian region. The factors of the transformation of ethnocultures in the modern society are considered. The methods of preserving the traditions of Russian folk culture are studied.
Keywords: tradition, ethnos, folk culture, Siberia, everyday life, mass culture.
Сохранение культурного наследия как важнейшей составной части живой традиции народа представляет собой не только актуальную тему для исследования ученых-теоретиков, но и является острой проблемой для педагогов и работников культуры. Процессы урбанизации, индустриализации, модернизации, произошедшие за последние полтора столетия, существенно изменили социокультурные механизмы передачи культурных традиций последующим поколениям. Если в доиндустриальных обществах традиции передавались от поколения к поколению естественных, стихийным порой иррациональным путем «из уст в уста», то в наши дни ретрансляция традиций становится более рационализированной и сохранение этнических культур неразрывно связано с академической наукой. Подобное существование традиции в современном обществе в научной литературе принято называть «неотрадиционализмом» [1, с. 44-49]. Современный человек чаще всего постигает традиционную культуру своего народа книжным, «кабинетным» путем. Происходит «музеизация» этнической культуры. Иными словами она перестает быть частью повседневной жизни и переходит в разряд артефактов. В этом кроется опасность дезинтеграции общества в связи с потерей идентичности. Пред ученым сообществом и работниками культурных учреждений стоит задача выявления «духовных скреп» и их интеграция в повседневную жизнь. Это собственно и является этнокультурным неотрадиционализмом.
Вопрос о русском этнокультурном неотрадиционализме следует разделить на три аспекта: глобально-информационный, научно-теоретический, региональный. Первый из перечисленных аспектов заключается в переходе российского социума к постиндустриальному (информационному) обществу и процессах глобализации, для которых характерна унификация культур в формирующемся мировом информационном пространстве. Современные информационные технологии создают питательную среду для распространения массовой культуры, в рамках которой происходит нивелирование традиции. Массовая культура, в той форме, в которой она существует сейчас, весьма конъюнктурна, в ценностном отношении гиперплюралистична и в отличие от традиционной культуры имеет потребительское, а не деятельное отношение к творчеству. Таким образом, современные социокультурные условия не способствуют сохранению традиции как неотъемлемой части повседневной жизни человека.
В связи с тем, что традиция, как было отмечено выше, сохраняется и ретранслируется в современном обществе благодаря академической науке, следует рассмотреть общетеоретические и общенаучные тенденции.
События второй половины XX века (полет человека в космос, появление ядерного оружия, развитие медицины и др.) создали культ естественных наук и техники. Параллельно с этим культом сформировался экономикоцентризм, в рамках которого сфера производства воспринималась как базис, полностью определяющий культуру, искусство, духовные ценности. В сложившихся условиях происходит пренебрежение к гуманитарным наукам со стороны общества. В наши дни гуманитарные научные дисциплины порой воспринимаются как сфера относительных истин, не раскрывающих смысл окружающей объективной реальности, а лишь дающие ей субъективные интерпретации. Современная парадигма восприятия окружающего мира приобретает сугубо утилитарные ценностные оттенки. Опасность утилитарной морали, главный лозунг которой «духовность на хлеб не намажешь», многими недооценивается.
Гипертрофирование экономической сферы в ценностной системе координат, по мнению философа А.С. Панарина, приводит к деморализации гуманитарной интеллигенции и как следствие потеря культурной идентичности [2, с. 110-121]. Ни в коем случае не отрицая значение промышленности и материального производства, следует все же признать: культурный уровень и национальные ценности, лежащие в основе быта народа, существенным образом определяет социально-экономическое поведение человека. Следовательно, разрушение культурной идентичности и национальных ценностей не позволяет осознать и сформулировать стратегическое развитие страны на отдаленную историческую перспективу, что в конечном итоге завершается угасанием цивилизации в отдельно взятой ойкумене.
Необходимо учитывать региональную специфику, так как динамика социокультурной изменений в городе и селе, в столице и провинции может быть различной. Сибирь в данном отношении регион уникальный. Сосуществование славянских и тюркских культур, историческая отдаленность от влияния европейских и азиатских цивилизаций делают Сибирь местом сохранения аутентичных культур. Об этом в свое время писал выдающийся исследователь Г.Н. Потанин [3]. Сибирские областники на своем опыте доказали сложность «переформатирования» культуры в Сибири [4, с. 40-43]. Подобная культурная устойчивость позволяет некоторым исследователям говорить о перспективе сибирского вектора в российском цивилизационное пространстве [5]. Можно без преувеличения сказать, что Сибирь является одним из главных фундаментальных основ сохранения самобытности России как цивилизации.
Русская этническая культура в XX - начале XXI века пережила значительную трансформацию, обусловленную как объективными социально-экономическими процессами, так и факторами идеологическими. Русские этнические традиции прерывались не только в связи с естественным изменением быта русского народа, но и под влиянием искусственной, имеющей политические мотивы, секуляризации и «реформе» исторической памяти.
Происходящие в наши дни попытки возрождения русской традиционной культуры чаще всего имеет вид «консервации» и «музеизации». Традиционная культура русского народа воспринимается современным человеком как экспонат или архаика, но не как часть повседневной жизни. Для преодоления этой проблемы необходим русский этнокультурный неотрадиционализм, смысл которого заключается в интеграции традиционной культуры в современность. Эту сложную задачу трудно решить с чистого листа. Необходима поддержка и развитие еще существующих традиций и их внедрение в воспитательный процесс. Например, поддержка русских, детских традиционных игр - весьма эффективное средство сохранение этнической культуры как части повседневной жизни современного человека. О положительном влиянии русских, народных подвижных игр на нравственное и физическое развитие ребенка писал еще дореволюционный доктор Егор Арсеньевич Покровский [6]. Выводы Е. А. Покровского, пожалуй, в наше время еще более актуальны, чем в конце девятнадцатого столетия. Современные дети огромное количество времени проводят возле монитора компьютера, так сказать: «открываются от корней».
Народная культура отличается от массовой культуры деятельным, не потребительским отношением к творчеству. Создание и государственная поддержка культурно-досуговых центров также является эффективным средством сохранения культурных традиций, как среди детей, так и среди взрослых.
Русский этнокультурный неотрадиционализм не может воплотиться в жизнь без развития гуманитарных научных дисциплин и русской национальной интеллигенции. О необходимости формирования в России интеллигенции, не оторванной от «почвы», писали выдающиеся мыслители прошлого от М. Н. Каткова до Н.А. Бердяева [7, с. 300-305]. Мысли этих авторов не потеряли актуальности и в наши дни.
В 2012 году обсуждалось предложение В. В. Путина создать список из 100 книг, читая которые можно постичь цивилизационный код России [8]. Поднять авторитет гуманитарной науки и создать национальную интеллигенцию можно мерами поддержки исследований народной культуры и различных творческих инициатив, основанных на традиционной культуре и исторической памяти. Целесообразно поставить цель создания 100 произведений: монографий, романов и повестей, произведений изобразительного искусства и др.
Учитывая уникальность нашего региона, о которой уже было сказано выше, перечисленные меры сохранения русской традиционной культуры необходимо внедрять на уровне сибирского федерального округа. Творческие инициативы в Зауралье, несомненно, дадут питательные силы современной российской культуре и не позволят нам раствориться в этом унифицированном глобальном мире.
Список литературы
1. Попков, Ю. В. Этнокультурный неотрадиционализм и социокультурный подход / Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев // Вестник НГУ. Серия: философия. - 2013. - Т. 11, вып. 4. - С. 44-49.
2. Панарин, А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: избранная социально-философская публицистика / А. С. Панарин. - Москва : ИФ РАН, 1996. - 153 с.
3. Потанин, Г. Н. Завоевание и колонизация Сибири / Г. Н. Потанин // Живописная Россия. - 1884. -№ 11. - С. 53-59.
4. Клубков, А. А. О сибирском евразийстве / А. А. Клубков // Новая Евразия. - 2015. - № 2. - С. 40-43.
5. Ерохина, Е.А. Сибирский вектор внутренней геополитики России / Е. А. Ерохина. - Новосибирск : Изд-во НГУ, 2012. - 418 с.
6. Покровский, Е. А. Детские игры, преимущественно русские. В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной / Е. А. Покровский. - Москва : Тверская. Мамонт. переулок, 1895. - 189 с.
7. Катков, М. Н. Идеология охранительства / М. Н. Катков. - Москва : Ин-т рус. цивилизации, 2009. -800 с.
8. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // Независимая газета. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 15.05.2017).
УДК [791.43/.45(470)]:[008(4/5)]
Л. С. Ковалева
Хабаровский государственный институт культур,
Хабаровск, Россия
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА КАК ЧАСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО РЕГИОНА
В представленной статье делается попытка кратко рассмотреть тематические и стилистические изменения в современном российском кинематографе. Также сделана попытка представить дальнейшую роль отечественной киноиндустрии в странах евразийского региона.
Ключевые слова: кинематограф, кино, кинолента, киноиндустрия, культовый герой, массовый кинематограф.
L.S. Kovaleva Khabarovsk State Institute of Culture, Russia, Khabarovsk
THE SPECIFICITY OF THE MODERN RUSSIAN CINEMATOGRAPH AS A PART OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE EURASIAN REGION
In the present article attempts to briefly review the thematic and stylistic changes in contemporary Russian cinema. Also an attempt was made to present the further role of the domestic film industry in the countries of the Eurasian region.
Keywords: cinema, cinema, film, cinema, cult hero, mass cinematography.
После известных политических событий в конце XX века, российский кинематограф испытывал состояния далекие до благополучия отечественного кино советского периода. Только к концу первого десятилетия XXI века начала формироваться индустрия российского кинематографа. Постепенная стабилизация экономического состояния внутри страны повлияла и на кинобизнес. Появляются новые кинозалы, у зрителя вырос доход и появилась потребность в развлечениях. Начинают появляться современные отечественные киноленты, продюсеры которых пытаются уловить новые веяния в обществе.
В начале 2000-х годов тематически и стилистически отечественный кинематограф тяготел к 90-м годам. Главным культовым героем остается персонаж фильма Алексея Балабанова «Брат» - Данила Багров. Несмотря на то что кинолента вышла в конце XX века, почти все первое десятилетие нового века -был герой для подражания. Также Сергей Бодров-младший после успеха данного фильма сам продолжает снимать фильмы, которые стилистически и сюжетно напоминают «Брата».