Секция «Финансы и кредит»
цептуально суть схемы сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства. Можно выделить два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм - «однодневок»:
Использование фирм - «однодневок» для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг).
Использование фирм - «однодневок» с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения. Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость.
Таким образом, изменения в налоговом законодательстве РФ влекут за собой все большую адапта-
цию предприятий к ним, и их стремление к снижению размера налоговых обязательств.
Библиографические ссылки
1. Программа информационной поддержки Российской науки и образования КонсультантПлюс: Высшая школа.
2. О налоге на прибыль предприятий и организаций : федер. закон [от 27.12.1991 г.]. № 2116-1.
3. О налоге на добавленную стоимость : федер. закон [от 16.12.1991 г.]. № 1992-1.
4. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2009 г.]. № 383-ФЗ.
5. URL: http://www.econ-profi.ru/index.php?type= special&area=1&p=articles&id=33.
© Фельдо А. А., Голощапова О. С., 2010
УДК 368:629.78
Т. К. Киракосян Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ
Вопросы обеспечения безопасности и страхования космических рисков предприятий и организаций ракетно-космической промышленности являются крайне актуальными. К настоящему времени в России сформировался рынок, обеспечивающий страховую защиту от рисков на этапах разработки и производства космических средств. В данной работе рассматривается российский рынок страхования космических рисков, а так же основные проблемы российской системы страхования.
Реализация космических программ - весьма дорогостоящий вид деятельности. И это касается не только размера финансовых вложений, но и тех финансовых потерь, которые могут стать результатом неудачи на любом из этапов космического проекта. Никто не гарантирует, что авария или катастрофа не приобретут такие последствия, при которых размер средств, требуемых для их ликвидации, будет сопоставим или даже превысит затраты на реализацию всего проекта.
Поэтому вопросы снижения степени риска для российской ракетно-космической отрасли принимают принципиальный характер. Страхование является эффективным инструментом финансовой защиты, позволяет компенсировать материальные и финансовые потери при возникновении неблагоприятных событий и продолжать дальнейшую работу по эксплуатации и совершенствованию ракетно-космической техники и объектов космической инфраструктуры.
В России до начала 1990-х гг. страхование как метод управления космическими рисками не использовалось - предпосылки для его развития появились лишь после начала рыночных реформ, ряд лидеров в данном сегменте - это Военно-страховая компания, Русский Страховой Центр, Ингосстрах, СОГАЗ, Гражданский Страховой Дом, Мегарусс.
На рынке присутствуют страховые и перестраховочные компании, которые освоили технологию страхования космических рисков. Отработаны и применяются единые правила размещения рисков и сопутствующего документооборота, порядок взаимоотношений при расследовании причин страховых случаев.
Накоплен опыт разработки и реализации программ страхования космических рисков, программ управления космическими рисками, страхования единичных рисков и рисков, консолидированных по видам, пакетного страхования. Идет расширение спектра услуг.
Российские компании, занимающиеся страхованием космических рисков, представлены двумя уровнями. На первом уровне они частично осуществляют брокерские функции (идентификация и оценка риска), в течение долгого периода времени сотрудничают с основными страхователями космических рисков и являются прямыми страховщиками. Количество компаний этого уровня ограничено, поскольку, как правило, они обслуживают интересы своих учредителей или аффинированных с ними лиц.
Второй уровень образуют страховые и перестраховочные компании, которые присоединяются к договорам страхования прямых страховщиков в ка-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
честве состраховщиков или же принимают риск в перестрахование.
Сегодня страхуются практически все запуски и коммерческие космические аппараты. При этом, по разным оценкам, величина ежегодной страховой премии по отечественным рискам может варьироваться в пределах 20-120 млн $ (в зависимости от количества запускаемых космических аппаратов и их стоимости), а суммарная страховая сумма может превышать 1 млрд $. Емкость российского рынка страхования по единичному космическому риску оценивается в 30-50 млн $ в зависимости от вида риска. Крупные российские компании в состоянии оставлять на собственном удержании до 15 млн $ ответственности по единичному космическому риску.
На современном этапе развития отечественного страхования и ракетно-космической промышленности можно выделить следующие основные задачи и проблемы:
1) создание механизма реализации и управления программами страхования рисков космической деятельности;
2) разработка и внедрение типовых правил страхования космических рисков;
3) законодательное оформление льготных условий страхования для организаций, осуществляющих пуски ракетно-космического назначения;
4) предоставление гарантии внеочередного бесплатного пуска резервного космического аппарата в случае аварии при пуске основного космического аппарата;
5) повышение надежности космических средств, в том числе за счет резервирования их основных систем;
6) гарантирование надежности космических средств перед оформлением договора страхования
за счет реализации комплекса мер по повышению надежности, безопасности и качества;
7) консультации между предприятиями-производителями и страховыми компаниями по итогам проведения испытаний космических средств с целью оценки их надежности и безопасности;
8) введение механизма вознаграждения предприятий-разработчиков (изготовителей) космических средств и организаций, проводящих техническую экспертизу и контролирующих качество;
9) обеспечение страховых компаний информацией, необходимой для оценки величины страхового возмещения.
Перспективы российского рынка страхования космических рисков связаны с возможностями расширения космической деятельности, с выполнением Федеральной космической программы и увеличением количества международных и межгосударственных космических программ.
Необходимость совершенствования отечественной системы страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях. В большинстве своем эти предприятия являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что с одной стороны дает им возможность определять свою финансовую и производственную политику, а с другой - лишает обязательств со стороны государства по предоставлению поддержки в случае аварии, финансовых или иных трудностей.
© Киракосян Т. К., Смородинова Н. И., 2010
УДК 338.45:629.78
М. С. Росинская Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ (ГЛОНАСС)
Проблема расширения сферы использования космических средств в интересах социально-экономического развития страны имеет большое значение. ГЛОНАСС - пример инновационного развития отечественной экономики. В работе представлено текущее состояние ГЛОНАСС, дана характеристика отечественного рынка навигационных услуг, рассмотрены проблемы и перспективы, связанные с функционированием ГЛОНАСС.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) - спутниковая система навигации, разработанная по заказу Министерства обороны СССР. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклонением 64,8° и высотой 19 100 км (см. таблицу).
Производителем спутников навигационной системы является открытое акционерное общество
«Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» (ОАО «ИСС»), г. Же-лезногорск (Красноярский край).
Необходимо отметить, что ГЛОНАСС состоит из трех элементов: спутниковой группировки, наземного комплекса управления и чипсетов (микросхем), которые обрабатывают сигнал. Сегодня активно применяются совмещенные двухсистем-ные приемники ГЛОНАСС/вР8, что практически