УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ
4 (193) - 2013
УДК 368.1
организационно-технические
мероприятия по совершенствованию системы страхования рисков
при осуществлении
космической деятельности в россии
А. д. СПИВАК, начальник сектора E-mail: AntonSpivak@mail. ru
ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»
В статье предложен и обоснован комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование сложившейся в России системы страхования рисков при осуществлении космической деятельности, включающий в себя создание общества взаимного страхования, страхового пула и страхового аналитического центра. Представлено обоснование целесообразности проведения аккредитации испытательных центров (лабораторий) на международном уровне.
Ключевые слова: страхование ракетно-космической техники, общество взаимного страхования, страховой пул, аккредитация испытательных центров и лабораторий.
Введение. В начале XXI в. Россия подтверждает свой статус одной из ведущих космических держав мира, обладающей развитой космической инфраструктурой, играющей важную роль в обеспечении национальной безопасности и позволяющей решать сложные задачи освоения и практического использования космоса как в ходе реализации федеральных космических программ, так и в ходе предоставления широкого спектра услуг на коммерческой основе другим странам.
Обязательным условием успешной реализации действующих и перспективных федеральных космических программ и дальнейшего развития кос-
мического сектора является эффективная политика государства в области управления рисками, в том числе рисками причинения вреда жизни и здоровью космонавтов и работников объектов космической инфраструктуры, рисками гибели и повреждения изделий ракетно-космической техники (РКТ) и космической инфраструктуры, а также рисками причинения ущерба третьим лицам.
Одним из основных инструментов управления рисками при осуществлении космической деятельности, обеспечивающим финансовую гарантию возмещения ущерба и непрерывность процесса воспроизводства, является страхование.
Система страхования рисков при осуществлении космической деятельности существует в России уже более 20 лет, завершен ее первый организационный этап развития. Наряду с зарубежными компаниями на рынке страхования активно работает ряд отечественных компаний, предлагающих различные варианты страхования космических проектов на всех этапах их жизненных циклов.
Однако целостная система страхования, обеспечивающая эффективную финансовую защиту экономических интересов как отдельных предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, так и государства в целом, в силу ряда причин не сформирована. Об отсутствии стабильной работы рынка ракетно-космической техники и услуг сви-
детельствуют, в частности, многомиллиардные финансовые потери государства при серии неудачных пусков в течение последних нескольких лет.
Положение усугубляется необходимостью отказа от ряда морально устаревших в пользу принципиально новых изделий отечественной РКТ, в частности - ракет-носителей семейства «Ангара». В сложившейся ситуации доминирующую роль на российском рынке страхования рисков при осуществлении космической деятельности играют зарубежные страховые (перестраховочные) компании, которые самостоятельно устанавливают условия и тарифы страхования и получают более 90% страховых премий по всем страхуемым рискам. Переход к принципиально новым изделиям отечественной РКТ, несомненно, послужит причиной роста тарифных ставок, которые в настоящее время доходят до 30-35 % от страховой суммы.
В статье представлен и обоснован комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности финансовой защиты федеральных космических программ, качества оказываемых страховых услуг и уровня привлечения отечественных страховых (перестраховочных) организаций, а также на сдерживание тарифных ставок при внедрении перспективных изделий РКТ.
Система страхования рисков при осуществлении космической деятельности в России. Из теории систем известно, что полноценная система как совокупность элементов предполагает наличие следующих основных свойств [1]: целостность, наличие устойчивых связей, организация и эмерджен-тность, причем сила существенных связей между элементами системы на произвольном интервале времени должна быть больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой.
Структура системы страхования рисков при осуществлении космической деятельности в России в настоящее время представляет собой сообщество его участников, связанных между собой, но существующих обособленно. Основные участники российского рынка страхования рисков при осуществлении космической деятельности представлены на рис. 1.
Состав участников российского рынка страхования рисков при осуществлении космической деятельности постоянно меняется: в роли страхователей выступает Министерство обороны РФ, различные предприятия и организации ракетно-космической промышленности, иностранные заказчики кос-
мических услуг. В роли первичных страховщиков (перестраховщиков) выступает широкий круг как отечественных, так и зарубежных компаний в различных комбинациях, что затрудняет формирование долгосрочных взаимовыгодных коммерческих отношений. При наличии слабой нормативно-правовой базы страхования рисков при осуществлении космической деятельности условия и тарифы страхования определяются преимущественно конъюнктурными соображениями мирового рынка страхования вне зависимости от достигнутых показателей надежности отечественных изделий РКТ.
Страховые компании, не имея долгосрочных перспектив работы на рынке страхования рисков при осуществлении космической деятельности в России, стремятся в кратчайшие сроки достичь максимальной прибыли в данном сегменте страхования.
Действующая в России организационная структура системы страхования рисков при осуществлении космической деятельности является в высокой степени статичной и не способствует решению проблем, сложившихся в сегменте страхования рисков при осуществлении космической деятельности. Наиболее значительными недостатками организационной структуры российской системы страхования рисков при осуществлении космической деятельности в России являются, в частности:
• отсутствие централизованного управления;
• отсутствие четкого механизма эффективного взаимодействия между участниками системы;
• постоянно изменяющийся состав участников;
• низкая роль отечественных страховых компаний, чрезмерно высокая роль иностранных перестраховочных компаний;
• непрозрачность системы отбора первичного страховщика;
• низкий объем доступной для участников рынка информации, отсутствие систематизированной информации.
Целью разработки и обоснования предложений по совершенствованию организационной структуры системы страхования рисков при осуществлении космической деятельности является поиск путей устранения выявленных недостатков и повышения эффективности финансовой защиты федеральных космических программ.
Анализ возможностей и перспектив страхования в рамках общества взаимного страхования. В обеспечение страховой защиты обязатель-
ного страхования рисков при осуществлении космической деятельности предлагается формирование общества взаимного страхования (ОВС), участниками которого должны являться Федеральное космическое агентство, Министерство обороны РФ, а также предприятия и организации РКП, являющиеся участниками космического проекта.
Общество взаимного страхования является организацией, созданной на основе членства физическими и/или юридическими лицами, объединившимися для осуществления взаимного страхования своих имущественных интересов.
Организации -члены ОВС являются одновременно и страхователями, и страховщиками, что позволяет им более гибко и эффективно реализовывать страховую политику, в том числе самостоятельно устанавливая тарифы и определяя условия страхования. Суть применения метода взаимного страхования состоит в формировании общего для участников общества резервного фонда за счет всту-
пительных и членских взносов, а также взносов в виде страховых премий в целях использования его впоследствии для возмещения потерь, понесенных членами общества.
Страхование обязательных видов рисков при осуществлении космической деятельности посредством объединения государственных заказчиков и производителей РКТ в общество взаимного страхования будет характеризоваться следующими особенностями по отношению к характерному для российского рынка коммерческому страхованию:
• большим числом застрахованных рисков, возможностью полноценного обеспечения финансовой защиты проектов и программ, реализуемых в рамках федеральных космических программ;
• возможностью более гибкой и эффективной реализации страховой политики участников общества;
• возможностью разработки оптимальных условий страхования, наиболее полно учитывающих потребности всех участников общества;
• более низкими затратами на страхование, ведь страховой тариф состоит из прямых затрат на собственно страховую защиту и ведение дела, причем не включает прибыль, а также благодаря тому, что средства, объединяемые членами ОВС, доходами указанного общества не являются, что позволяет не платить налог на прибыль;
• возможностью работы с секретной и совершенно секретной информацией при андеррайтинге. Страхование обязательных видов рисков
при осуществлении космической деятельности врамках ОВС повысит эффективность и устойчивость страхования, а также сократит отток денежных средств, которые в качестве страховых премий выплачиваются в настоящее время зарубежным страховым компаниям.
Нормативно-правовой базой страхования в рамках ОВС является ст. 968 Гражданского кодекса РФ [2], Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании», а также Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Статистика мирового страхового рынка свидетельствует о том, что общество взаимного страхования является крайне распространенной формой страхования, обеспечивающей покрытие до 30 % рисков. При этом в настоящее время деятельность ОВС
концентрируется преимущественно в сфере личного страхования (в США сектор ОВС занимает 57,6 % рынка страхования жизни, в Японии - 89,4 %) [3].
Наиболее серьезными препятствиями к объединению страхователей в общество взаимного страхования являются:
• несовершенство нормативно-правовой базы страхования в рамках ОВС;
• сложность определения доли каждого страхователя, в особенности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности -участников космического проекта, в формировании страхового фонда общества. Представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании», позволяющие осуществлять страхование личных рисков в рамках ОВС. Необходимо внести соответствующие изменения и в Федеральный закон от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности», которые позволят осуществлять страхование обязательных видов страхования в рамках общества взаимного страхования.
Вопрос определения доли каждого участника ОВС в формировании страхового фонда общества не является новым для российского рынка страхования, причем достаточно давно и успешно решается страховщиками при перестраховании рисков, а также при объединении в пулы.
Эффективность ОВС в первые годы существования, когда не будет накоплен значительный страховой фонд, будет во многом зависеть от показателей безотказности изделий ракетно-космической техники. Для примера предлагается гипотетически оценить эффективность деятельности ОВС по страхованию рисков гибели и причинения ущерба здоровью космонавтов и работников объектов космической инфраструктуры, ответственности перед третьими лицами, рисков гибели и повреждения объектов космической инфраструктуры в связи с рядом аварийных запусков в период 2000-2011 гг.
В соответствии со сформулированными предложениями средства страховых резервов, необходимые для осуществления страхования, предполагается интегрировать в равных долях по 3 млн долл. из средств Федерального космического агентства (что в настоящее время составляет менее 0,05 % годового объема финансирования), Министерства обороны РФ, предприятий и организаций РКП, итого - 9 млн долл. в год.
При условии создания ОВС в 2000 г. его финансовые показатели страхования всех запусков по федеральным космическим программам по указанным выше видам страхования выглядели бы следующим образом: в первые годы (2000, 2001 гг.) происходило бы накопление страховых премий. В 2002 г. из-за взрыва при пуске РН Союз-У на космодроме «Плесецк» (15.10.2002) последовали бы выплаты страховых сумм в размере около 4,4 млн долл. (в том числе около 1 млн долл. по личным рискам в связи с гибелью 1 работника и причинением ущерба здоровью 8 работникам космодрома, 2,8 млн долл. в связи с повреждением инфраструктуры космодрома, 600 тыс. долл. за причинение ущерба третьей стороне).
С 2003 по 2005 г. фонд ОВС пополнился бы суммой в размере 27 млн долл., выплат по различным видам страхования не производилось бы, а общая сумма накопленных страховых премий составила бы 40,6 млн долл.
В 2006 г. в результате ущерба, нанесенного третьей стороне - Республике Казахстан - при падении ракеты-носителя «Днепр» (26.07.2006), выплаты из фонда ОВС составили бы 1,1 млн долл.
В 2007 г. по аналогичному страховому случаю (РН «Протон-М», КА JCSat-11) ущерб был согласован Россией и Казахстаном в объеме 2,5 млн долл.
В 2011 г. была бы выплачена компенсация в объеме до 50 тыс. долл. за ущерб, понесенный жителем Новосибирской области, чей дом пострадал в результате падения аппарата «Меридиан № 5» при пуске на РН «Союз-2.1б».
Таким образом, объем фонда ОВС к 2012 г. составил бы практически 100 млн долл. (при инвестировании средств с ежегодным доходом в 10 % с учетом ежегодной капитализации - 204 млн долл.). Эти средства стали бы надежной финансовой базой для обеспечения страхования обязательных видов рисков при осуществлении космической деятельности в дальнейшем, а также для реализации превентивных мероприятий, направленных на повышение показателей надежности изделий РКТ.
По результатам проведенной оценки можно сделать следующий прогноз: при условии сохранения высоких показателей надежности изделий РКТ и профессионального подхода к разработке устава и правил страхования ОВС в течение 5-10 лет будет образован резервный фонд, объем которого будет достаточным для обеспечения полноценной страховой защитой обязательных видов страхования.
Далее, по мере накопления финансовых средств сфера деятельности ОВС должна расширяться, сокращая отток денежных средств за рубеж.
Развитие ОВС - это будущее отечественного страхового рынка.
Анализ возможностей и перспектив страхования в рамках страхового пула. Для наиболее эффективного страхования крупных рисков при осуществлении космической деятельности, в первую очередь - рисков гибели и причинения ущерба изделиям РКТ на этапах запуска и эксплуатации, предлагается формирование страхового объединения (пула).
Страховой пул является добровольным объединением страховщиков, не являющимся юридическим лицом, создаваемым на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула [4].
Целью создания страхового пула является обеспечение финансовой устойчивости страховых операций, а также гарантий страховых выплат, более полное страховое обеспечение рисков, удовлетворение потребностей страхователей в страховых услугах.
Формой сотрудничества страховых организаций в рамках пула является сострахование, базирующееся на единых правилах, тарифах страхования и принципе материальной взаимоответственности перед страхователями, позволяющее за счет консолидирования возможностей страховщиков организовать страхование наиболее крупных рисков.
Виды страхования, принимаемые пулом на страхование, условия, порядок заключения и исполнения договоров страхования, заключаемых от имени участников пула, а также взаимные обязательства участников и порядок взаимодействия между ними устанавливаются в соглашении о пуле.
В соответствии с принятой на себя долей страховщик получает часть страховой премии по рискам, принятым на страхование пулом. Ответственность участника пула может быть перестрахована на внешнем или внутреннем страховом рынке, при этом форма и техника перестрахования определяются перестрахователем (цедентом) самостоятельно.
В обеспечение финансовой устойчивости отдельных наиболее сложных видов страхования в России сложились следующие страховые пулы:
• Российский ядерный страховой пул;
• Российский антитеррористический страховой пул;
• Российский сельскохозяйственный страховой пул;
• Пул по страхованию ответственности управляющих организаций, работающих с пенсионными средствами.
Учитывая высокие страховые суммы по договорам на страхование рисков при осуществлении космической деятельности (до 400-500 млн долл.) и сложности с оценкой вероятности реализации страховых случаев, связанные со спецификой рассматриваемого сегмента, для обеспечения добровольного страхования рисков при осуществлении космической деятельности целесообразно создание космического страхового пула (КСП).
Цель деятельности космического страхового пула - обеспечение эффективной страховой защитой космических проектов, заказчиком которых является государство, и снижение объемов рисков, передаваемых через инструмент перестрахования иностранным страховым компаниям.
Организационной базой для образования КСП может стать Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС) - профессионально ориентированная ассоциация страховщиков и перестраховщиков (далее - Ассоциация) [5], зарегистрированная в качестве юридического лица в России в 1996 г. и осуществляющая разработку совместных программ и планов мероприятий в области страхования рисков при осуществлении космической деятельности, программ превентивных мероприятий по предотвращению страховых случаев, защиту интересов членов Ассоциации в государственных и общественных организациях России и за рубежом, содействие деятельности членов Ассоциации по страхованию и перестрахованию рисков при осуществлении космической деятельности.
Членами РААКС в настоящее время являются 40 страховых организаций, причем членами РААКС являются все основные страховые компании - участники российского рынка страхования рисков при осуществлении космической деятельности.
Непосредственно страховую деятельность РААКС не осуществляет, однако именно на базе данной Ассоциации целесообразно сформировать КСП, в пользу чего свидетельствуют следующие факторы:
• значительный практический опыт работы участников Ассоциации в области страхования рисков при осуществлении космической деятельности;
• высокий научно-технический уровень наработок Ассоциации;
• сложившиеся долговременные партнерские взаимоотношения между членами Ассоциации. Создаваемый космический страховой пул в
соответствии с антимонопольным законодательством России не должен быть закрытым для новых участников. Ограничениями для вступления новых участников должны быть:
• регистрация в качестве юридического лица, наличие учредительных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ;
• наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела по соответствующим видам страхования рисков при осуществлении космической деятельности;
• наличие опыта работы в сфере страхового дела не менее 5 лет;
• финансовая устойчивость и платежеспособность в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы по финансовым рынкам;
• наличие права работы с информацией, составляющей государственную тайну, и отсутствие в процессе предыдущей деятельности нарушений положений Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Вопрос нормативно-правового обеспечения
работы страховых пулов в России стоит достаточно остро. Положение о страховом пуле, утвержденное приказом Росстрахнадзора от 18.05.1995 № 02-02/13 и устанавливающее общие принципы организации работ страховых пулов, было признано недействительным приказом Минфина России от 13.05.1999 № 107.
Требование приказа Росстрахнадзора от 18.05.1995 № 02-02/13 о необходимости уведомления данного органа исполнительной власти в течение 10 дней после подписания соглашения о страховом пуле в настоящее время не может быть выполнено, ведь Федеральная служба по финансовым рынкам, которая среди прочих функций выполняет в настоящее время функции ликвидированного Росстрахнадзора, регистрировать пулы и вести их реестр не вправе. Этот
порядок определен в соответствии с действующим положением «О Федеральной службе по финансовым рынкам», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 № 717 (в ред. постановления Правительства РФ от 05.05.2012 № 466).
Таким образом, сложилась ситуация, когда действующих нормативно-правовых документов, устанавливающих принципы организации и проведения работ в рамках страхового пула, а также принципы государственного контроля над действиями страховых пулов, просто не существует. В рамках каких же организационных форм организовывать страхование, каким образом его осуществлять?
По сравнению с классическим коммерческим страхованием страхование рисков при осуществлении космической деятельности в рамках КСП будет обладать следующим рядом преимуществ:
• более высоким уровнем привлечения отечественных страховщиков (перестраховщиков), увеличением объема отечественного рынка страхования рисков при осуществлении космической деятельности;
• сокращением оттока капитала из России;
• более высоким качеством страховых услуг за счет обмена практическим опытом страхования между участниками пула, в том числе в ходе разработки проектов нормативных и методических документов, совместного анализа проблем и поиска путей их решения;
• более высокой гарантией исполнения обязательств по страховым возмещениям со стороны пула за счет взаимного контроля финансовой устойчивости участников пула в процессе внутренней отчетности и права страхователя требовать исполнения обязательств по страховым возмещениям как от всех участников пула, так и от каждого из них (после исполнения обязательств перед страхователем данный страховщик вправе требовать возмещения другими участниками пула своих долей);
• снижением страховых тарифов за счет перехода на долгосрочное сотрудничество со страховщиками;
• более серьезными перспективами выхода отечественных страховых компаний в форме страхового пула на мировой рынок страхования рисков при осуществлении космической деятельности за счет увеличения максимальной суммы покрытия и более высокого уровня финансовой устойчивости.
Наиболее значительными проблемами при формировании российского КСП являются:
• несовершенство законодательной базы в данной предметной области, в том числе отсутствие утвержденного порядка формирования и регистрации страховых пулов;
• сложность разработки и согласования соглашения о страховом пуле, единых условий страхования и тарифов;
• противодействие со стороны отдельных страховщиков, занимающих наиболее сильные позиции на современном российском рынке страхования рисков при осуществлении космической деятельности, обусловленное корпоративными коммерческими интересами. Первоочередным мероприятием является разработка и утверждение положения о страховом пуле, устанавливающего общие принципы формирования и организации работ страховых пулов. Утверждение указанного документа позволит предупредить возникновение проблемных вопросов при формировании и функционировании российского КСП. В качестве основы для разработки документа рекомендуется взять положение, утвержденное приказом Росстрахнадзора от 18.05.1995 № 02-02/13.
Государственное регулирование в области страхования осуществляется, в первую очередь, лицензированием страховых компаний, заинтересованных в работе на рынке страхования рисков при осуществлении космической деятельности. Получение лицензии на осуществление страхования при осуществлении космической деятельности (по любому из видов страхования) должно быть основанием для обязательного вхождения данной страховой компании в состав страхового пула с некоторой минимальной долей принятия на себя страхуемых рисков.
В случае недостаточности облигаторных емкостей в КСП необходимо рассмотреть вопрос об организации перестраховочной защиты в Российском национальном перестраховочном пуле, который в настоящее время создается на базе Российского антитеррористического страхового пула. В крайнем случае, перестрахование рисков может быть осуществлено с привлечением независимого брокера на отечественном или зарубежном рынке пере страхования.
Обоснование целесообразности создания страхового космического аналитического центра. В целях повышения роли государственного
участия в системе страхования рисков в области космической деятельности, координации работ КСП и ОВС, а также информационного обеспечения Федерального космического агентства по вопросам космического страхования целесообразно создание страхового космического аналитического центра (СКАЦ) на базе одного из ведущих предприятий РКП (ФГУП «Организация «Агат», ФГУП ЦНИИмаш).
Необходимость национальной кооперации в области оценки рисков и проведении актуарных расчетов при осуществлении космической деятельности с выходом на международный рынок обосновывается недостаточным объемом статистических данных одной страховой компании или даже одного объединения страховщиков для взвешенного расчета тарифных ставок по страхованию редких событий и крупных рисков.
Основными функциями страхового космического аналитического центра будут являться:
• сбор и анализ информации по рискам в области космической деятельности, показателям надежности и результатам экспериментальной отработки изделий РКТ и их составных частей;
• сбор и анализ информации по страхованию (перестрахованию) рисков при осуществлении космической деятельности, включая статистику ущербов и нештатных ситуаций с отечественными и зарубежными изделиями РКТ, сценариям развития аварий, информацию по страховым премиям и возмещениям мирового рынка страхования в области космической деятельности;
• сбор и анализ информации по результатам автономной и комплексной экспериментальной отработки изделий РКТ, а также по результатам аккредитации экспериментально-испытательных стендов и лабораторий;
• разработка количественных методик оценки рисков и проведения актуарных расчетов при осуществлении космической деятельности;
• разработка совместно с ОВС программ управления рисками и страхования по ключевым космическим программам и проектам;
• разработка программ превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков в области космической деятельности, которые могут быть реализованы из средств общего резервного фонда страхового космического пула;
• подготовка профессиональных специалистов в области проведения актуарных расчетов, а
также перестраховочных брокеров, специализирующихся на работе в данном секторе страхования.
Основными результатами создания и функционирования СКАЦ будут являться систематизация информации по вопросам оценки и страхования (перестрахования) рисков при осуществлении космической деятельности, оценки результатов экспериментальной отработки и надежности изделий РКТ, а также развитие методологии страхования как для дальнейшего внутреннего использования, так и в целях построения эффективных двусторонних паритетных взаимоотношений с иностранными перестраховщиками за счет методического и информационного сопровождения при проведении актуарных расчетов экспертным методом и количественными методиками.
Основным инструментом для реализации указанных функций будет являться реляционная база данных, которая будет содержать информацию по каждому реализованному и запланированному космическому проекту.
На рис. 2 представлена предлагаемая организационная структура российской системы страхования рисков при осуществлении космической деятельности, включающая описанные выше предложения.
Роль основных страховщиков в соответствии с обоснованными выше предложениями возложена на создаваемые ОВС в части обязательных видов страхования и КСП в части добровольных видов страхования. При невозможности принять на себя в полном объеме страхуемые риски КСП часть рисков может быть цедирована с обязательным привлечением при этом перестраховочных брокеров.
Ключевую роль в информационном обеспечении системы страхования рисков при осуществлении космической деятельности должен играть СКАЦ, который будет активно взаимодействовать как с испытательными центрами (лабораториями) по вопросам подтверждения показателей надежности изделий РКТ, так и с другими участниками системы в обеспечение сопровождения андеррайтинга рисков и формирования базы данных по вопросам рисков, надежности и страхования.
Руководящие и координационные функции возложены на федеральные органы исполнительной власти, роль основных страхователей выполняют предприятия и организации РКП.
Общество взаимного страхования рисков при осуществлении космической деятельности
Некоммерческая организация, которая создается на
базе профессионального единства участников с целью осуществления страхования имущественных интересов его членов на основе метода взаимного страхования
Страхование рисков при осуществлении космической деятельности в России
Обязательное страхование
Добровольное страхование
Федеральное космическое агентство
Члены общества
Страховой космический аналитический центр
Центр, осуществляющий разработку методик оценки рисков и проведения актуарных расчетов, программ управления рисками и страхования, а также сбор и анализ информации по экспериментальной отработке изделий РКТ, оценке и страхованию рисков
Страховой космический пул
Добровольное объединение страховщиков, созданное на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников
Перестраховочные брокеры Юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществляющие посредническую деятельность между двумя страховщиками, из которых один желает передать, а другой принять риск в перестрахование Перестраховщики Страховые компании, принимающие часть первоначального риска страхового пула на перестрахование
Рис.2. Предлагаемаяорганизационная структурароссийскойсистемы страхованиярисков при осуществлении космической деятельности
Анализ состояния и перспектив аккредитации испытательных лабораторий (центров).
Основным инструментом подтверждения надежности вводимых в эксплуатацию изделий РКТ для иностранных перестраховщиков, которые играют доминирующую роль на российском рынке страхования рисков в области космической деятельности, является положительный результат проведения их экспериментальной отработки.
Показатели надежности, подтвержденные результатами автономных, комплексных и летных испытаний ракет-носителей семейства «Ангара», которые должны стать основой новой транспортной космической инфраструктуры России, и других перспективных изделий РКТ в свете произошедших в 2010-2012 г. аварий с участием отечественных изделий РКТ, необходимо представить и обосновать иностранным андеррайтерам. В противном случае неминуемо увеличение тарифных ставок, что в свою очередь поставит вопрос об экономической рентабельности страхования изделий РКТ в целом.
Практическая реализация подтверждения показателей надежности изделий РКТ зачастую затруднена из-за их специфики (они являются изде-
38 -
лиями двойных технологий). Перечень испытаний, методики их проведения, измеряемые параметры и их значения зачастую являются закрытой информацией, что реально делает возможным проведение испытаний только ответственными предприятиями и организациями РКП без контроля и участия со стороны заинтересованных коммерческих лиц.
Подтверждение достоверности и соответствия качества организации и проведения испытаний изделий РКТ высоким международным требованиям должно обеспечиваться за счет аккредитации испытательных центров и лабораторий на международном уровне.
В настоящее время решение вопросов аккредитации органов по сертификации, центров и лабораторий, инспекционного контроля их деятельности возложено на Федеральное космическое агентство и регламентируется временным положением, утвержденным распоряжением Федерального космического агентства от 07.09.2011 № ВП-215 и ФСС КТ РД 2.02-2006. Однако ни система аккредитации Роскосмоса, ни в целом российская система аккредитации, которая строится по иному принципу в отличие от европейского порядка, не признаны за
границами России. Соответственно, результаты экспериментальной отработки изделий РКТ не берутся в расчет при проведении актуарных расчетов иностранными перестраховщиками.
Общепринятая международная практика организации и проведения работ по аккредитации предусматривает функционирование единого национального органа аккредитации, его вступление для обеспечения общемирового принятия результатов аккредитаций во Всемирную ассоциацию органов по аккредитации оценки соответствия организации (IAF) и Международное сотрудничество органов по аккредитации лабораторий и инспекционных органов (^АС).
Основой нормативной базы проведения работ по аккредитации являются международные стандарты ИСО/МЭК 17011 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» и ИСО/ МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Несмотря на то, что оба указанных международных стандарта внедрены в России и действуют в качестве государственных соответственно с 2008 и 2000 гг., в международные организации IAF и ^АС от России приняты только ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (аккредитация экспертных организаций в области промышленной, экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики и строительства - член IAF) и ассоциация аналитических центров «Аналитика» (аккредитация органов по оценке соответствия лабораторий, выполняющих определение состава, структуры и свойств веществ и материалов - член ^АС).
Единый национальный орган по аккредитации в России еще не создан. В соответствии с Указом Президента РФ от 24.01.2011 N° 86 «О единой национальной системе аккредитации» данная структура должна быть создана Федеральной службой по аккредитации, специально сформированной под эгидой Минэкономразвития России.
Основные перспективы отечественной системы аккредитации также были изложены в Концепции формирования единой национальной системы аккредитации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 12.10.2010 № 1760. В соответствии с ней подлежат ликвидации 7 из 16 ведомственных систем обязательной сертификации с передачей полномочий по аккредитации органов по подтверж-
дению соответствия единому национальному органу по аккредитации, который должен быть создан на базе Федеральной службы по аккредитации с передачей в перспективе этих функций иному хозяйствующему субъекту. Однако отметим, что систему обязательной сертификации и аккредитации Федерального космического агентства решено сохранить в существующем виде.
Обобщая все вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что в России запущен процесс создания единого национального органа по аккредитации. Однако реформы в ближайшие несколько лет, скорее всего, не затронут РКП в силу ее специфики и широкой номенклатуры проводимых испытаний.
В свете разработки ряда принципиально новых изделий РКТ вопрос подтверждения на международном уровне высоких показателей их надежности является одним из ключевых, если рассматривать интересы государства в области их страхования. Не представляется возможным допустить представителей иностранных страховых (перестраховочных) компаний на режимные объекты и сделать общедоступной всю информацию, связанную с экспериментальной отработкой изделий.
В сложившейся ситуации целесообразно проводить испытания самостоятельно, но проходя обязательную аккредитацию испытательных лабораторий (центров) в одной из профильных организаций, являющейся членом ^АС, с последующим представлением результатов экспериментальной отработки иностранным перестраховочным компаниям для учета при проведении актуарных расчетов. Затраты на аккредитацию должны окупиться за счет сдерживания роста и, возможно, даже снижения страховых тарифов.
Параллельно необходимо ускорить создание национального органа по аккредитации (в статусе некоммерческой организации), его вхождение в IAF и ^АС, передачу в ведение указанного национального органа функций по аккредитации в области космического и ракетостроения.
На основе проведенного анализа приходим к следующим выводам:
1) страхование рисков при осуществлении космической деятельности является одним из основных инструментов управления рисками, обеспечивающим финансовую гарантию возмещения ущерба и непрерывность процесса воспроизводства. Успешная реализация федеральных космических программ невозможна
без эффективной работы системы страхования рисков, создание и поддержание функционирования которой становится одной из важнейших задач государства;
2) анализ теории и практики управления рисками при реализации федеральных космических программ показал, что сложившаяся в России система страхования рисков при осуществлении космической деятельности носит ограниченный характер, который не обеспечивает в полной мере защиту государственных интересов и не соответствует ее роли и месту в развитии ракетно-космической техники и услуг. Среди проблем в области страхования рисков при осуществлении космической деятельности в России, значительным образом тормозящих дальнейшее развитие ракетно-космической техники и ограничивающих перспективы ее коммерциализации, выделяются пробелы в нормативно-правовом обеспечении, неэффективная организационная структура и недостаточный методологический аппарат проведения актуарных расчетов. Специфика страхования рисков при осуществлении космической деятельности, связанная с высокотехнологичным и высокорисковым характером космической сферы, требует особого подхода к решению сложившихся теоретико-методологических проблем;
3) в статье предложен и обоснован комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование оценки и страхования рисков при осуществлении космической деятельности, включающий в себя создание общества взаимного страхования, страхового пула и страхового аналитического
центра. Поднят вопрос о целесообразности проведения аккредитации испытательных центров (лабораторий) на международном уровне; 4) комплексная реализация предложенных организационно-технических мероприятий способна поднять систему организации и проведения работ по страхованию рисков при осуществлении космической деятельности на качественно более высокий уровень. Эффект от внедрения предложенных организационных мероприятий обладает кумулятивными свойствами и должен позволить создать эффективную систему обеспечения финансовой защиты федеральных космических программ, достаточно гибкую в режиме нормального функционирования и устойчивую при возникновении особо крупных ущербов.
Список литературы
1. Грачев Н. Н., Шевцов М. А. Информационные технологии для госслужащих [Электронный ресурс]. URL: http://grachev. distudy. ru/Uch_kurs/ Gosslugba/Chapter1/Chapter13.htm.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-Ф3 (с доп. от 26.01.1996 № 14-ФЗ, от 26.11.2001 № 146-ФЗ, от 18.12.2006 № 230-Ф3).
3. Общество взаимного страхования [Электронный ресурс]. URL: http://www. insure-new. ru/termin/ obcestvo_vzaimn_insurance. php.
4. Положение о страховом пуле: утверждено приказом Росстрахнадзора от 18.05.1995 № 02-02/13.
5. Устав Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков [Электронный ресурс] . URL: http://www. raaks. ru/page. php?id=6.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]