Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
честве состраховщиков или же принимают риск в перестрахование.
Сегодня страхуются практически все запуски и коммерческие космические аппараты. При этом, по разным оценкам, величина ежегодной страховой премии по отечественным рискам может варьироваться в пределах 20-120 млн $ (в зависимости от количества запускаемых космических аппаратов и их стоимости), а суммарная страховая сумма может превышать 1 млрд $. Емкость российского рынка страхования по единичному космическому риску оценивается в 30-50 млн $ в зависимости от вида риска. Крупные российские компании в состоянии оставлять на собственном удержании до 15 млн $ ответственности по единичному космическому риску.
На современном этапе развития отечественного страхования и ракетно-космической промышленности можно выделить следующие основные задачи и проблемы:
1) создание механизма реализации и управления программами страхования рисков космической деятельности;
2) разработка и внедрение типовых правил страхования космических рисков;
3) законодательное оформление льготных условий страхования для организаций, осуществляющих пуски ракетно-космического назначения;
4) предоставление гарантии внеочередного бесплатного пуска резервного космического аппарата в случае аварии при пуске основного космического аппарата;
5) повышение надежности космических средств, в том числе за счет резервирования их основных систем;
6) гарантирование надежности космических средств перед оформлением договора страхования
за счет реализации комплекса мер по повышению надежности, безопасности и качества;
7) консультации между предприятиями-производителями и страховыми компаниями по итогам проведения испытаний космических средств с целью оценки их надежности и безопасности;
8) введение механизма вознаграждения предприятий-разработчиков (изготовителей) космических средств и организаций, проводящих техническую экспертизу и контролирующих качество;
9) обеспечение страховых компаний информацией, необходимой для оценки величины страхового возмещения.
Перспективы российского рынка страхования космических рисков связаны с возможностями расширения космической деятельности, с выполнением Федеральной космической программы и увеличением количества международных и межгосударственных космических программ.
Необходимость совершенствования отечественной системы страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях. В большинстве своем эти предприятия являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что с одной стороны дает им возможность определять свою финансовую и производственную политику, а с другой - лишает обязательств со стороны государства по предоставлению поддержки в случае аварии, финансовых или иных трудностей.
© Киракосян Т. К., Смородинова Н. И., 2010
УДК 338.45:629.78
М. С. Росинская Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ (ГЛОНАСС)
Проблема расширения сферы использования космических средств в интересах социально-экономического развития страны имеет большое значение. ГЛОНАСС - пример инновационного развития отечественной экономики. В работе представлено текущее состояние ГЛОНАСС, дана характеристика отечественного рынка навигационных услуг, рассмотрены проблемы и перспективы, связанные с функционированием ГЛОНАСС.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) - спутниковая система навигации, разработанная по заказу Министерства обороны СССР. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклонением 64,8° и высотой 19 100 км (см. таблицу).
Производителем спутников навигационной системы является открытое акционерное общество
«Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» (ОАО «ИСС»), г. Же-лезногорск (Красноярский край).
Необходимо отметить, что ГЛОНАСС состоит из трех элементов: спутниковой группировки, наземного комплекса управления и чипсетов (микросхем), которые обрабатывают сигнал. Сегодня активно применяются совмещенные двухсистем-ные приемники ГЛОНАСС/вР8, что практически
Секция «Финансы и кредит»
удваивает количество одновременно доступных спутников.
Состав группировки КНС ГЛОНАСС на 31.12.2009 г.
Стоимостная оценка мирового рынка навигационных услуг и оборудования равна 60 млрд. долларов, а российского - около 250 млн долларов, т. е. российский рынок спутниковой навигации составляет менее 1 % мирового. При этом государственные затраты на запуск в эксплуатацию ГЛОНАСС в 2006 г. составили 4,73 млрд руб., в 2007 г. - 9,88 млрд руб., в 2008 г. - 10,28 млрд руб., в 2009 г. -10,69 млрд руб., а к 2011 г. объем финансирования должен достичь 30 млрд руб. [1].
По оценкам экспертов, за время существования полноценного навигационного поля прибыль от продаж навигационной аппаратуры и услуг в России превысила 16 млрд руб., а условная выгода от экономии ресурсов, сокращения расходов на строительство, изыскания полезных ископаемых, а также в результате снижения аварийности на транспорте оценивается примерно в 10 млрд руб. Министерство обороны РФ является одним из наиболее важных потребителей услуг, которые предоставляет ГЛОНАСС. К другим пользователям, финансирование которых происходит через государственный бюджет и которые поэтому в первую очередь будут оснащаться навигационным оборудованием, можно отнести МЧС, МВД, муниципальные транспортные компании, такие как скорая помощь, пожарные части, дорожная техника и др.
Развитие российского рынка навигационного оборудования происходит в непростых условиях, связанных с целым рядом факторов национального и международного характера.
Так, в качестве мер поддержки отечественных производителей Министерство промышленности и торговли России предложило повысить таможенные пошлины на ввозимые вР8-приемники на 25 %. Но даже с учетом повышенной пошлины ГЛОНАСС/вР8-модули будут все равно стоить дороже вР8-модулей. Цена вР8-модулей находится в пределах от 10 до 15 долларов, а самые дешевые российские модули пока стоят 80 долларов. Целесообразным выглядит введение мер по защите российского навигационного рынка не ранее 2011 года, когда Россия будет готова к импортозамеще-нию вР8-устройств. В итоге данное предложение было отклонено Правительством [2].
Другой существенной проблемой в коммерциализации ГЛОНАСС является отсутствие мощностей для изготовления навигационной элементной базы. Проектирование необходимых чипсетов ведется несколькими российскими компаниями, но в серии они появятся только в 2011 г. Таким образом, нави-
гационную аппаратуру выгоднее производить за рубежом, где есть свободный доступ ко всем необходимым комплектующим.
Существует мнение, что наиболее эффективное развития навигационного рынка в России возможно при условии консолидации усилий государства и частного бизнеса. Однако, бизнес не имеет достаточного опыта работы с государственными заказами. Коммерческий рынок имеет жесткие критерии выбора поставщика с точки зрения качества, коммерческие клиенты очень требовательные.
Необходимо помнить, что в 2012 г. ожидается ввод в эксплуатацию спутниковых навигационных систем Галилео (Европа) и Бэйдоу (Китай), что приведет к росту конкуренции в этом секторе. Таким образом, любой неосторожный шаг в процессе формирования отечественного рынка навигационных услуг опасен тем, что отнимает время, которое при создании такого рода технологий стоит очень дорого.
Некоторые специалисты считают, что главная функция ГЛОНАСС не коммерческая и заключается исключительно в обеспечении национальной безопасности. С данной позицией трудно согласиться полностью. ГЛОНАСС - это масштабный, дорогостоящий проект, на развитие которого требуется непрерывное вливание государственных средств. Коммерциализация ГЛОНАСС позволит, во-первых, снизить нагрузку на бюджет, во-вторых, получить надежную поддержку со стороны бизнеса, который охотнее станет инвестировать финансовые ресурсы в коммерчески выгодные проекты. Кроме того, государство преимущественно решает проблемы увеличением финансирования, вместо того, чтобы осуществить реструктуризацию средств, использовать приемы менеджмента и другие методы повышения рентабельности проекта. Активное включение бизнеса в развитие ГЛОНАСС позволит рационализировать использование денежных средств.
Таким образом, процесс внедрения результатов космической деятельности в российскую экономику так и не поставлен на системную основу. И в этом смысле Красноярский край является уникальной площадкой, располагающей всеми необходимыми условиями как для создания космической техники, так и для разработки систем и методик ее эксплуатации.
Эффективное функционирование ГЛОНАСС позволит обеспечить конкурентоспособность российской экономики, сократить экономические, техногенные и другие виды рисков.
Библиографический список
1. Скорлыгина Н. Во сколько обходятся российскому бюджету «мегапроекты» // Коммерсантъ, 2008. № 67 (3884). 21 апр. С. 15.
2. Мясников В. Система ГЛОНАСС - это реальность, а не отдаленное будущее [электронная версия] // Независимое военное обозрение от 14 авг. 2009 г. URL: www.nvo.ng.ru.
© Росинская М. С., Смородинова Н. И., 2010
Всего в составе ОГ ГЛОНАСС 22 КА
Используются по целевому назначению 15 КА
На этапе ввода в систему 3 КА
Временно выведены на техобслуживание 3 КА
На этапе вывода из системы 1 КА