Научная статья на тему 'Стимулирование развития строительного производства'

Стимулирование развития строительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Пайнусат Алиасхабовна, Каллаев Али Магомедович

Статья акцентирует внимание на необходимости формирования экономических условий для повышения конкурентоспособности продукции на основе стимулирования развития строительного производства, предполагающего прогнозирование качества жизни работников, как важного условия повышения результативности и динамики развития строительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедова Пайнусат Алиасхабовна, Каллаев Али Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование развития строительного производства»

-\-

УДК 658.5

П.А. Магомедова, А.М. Каллаев

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья акцентирует внимание на необходимости формирования экономических условий для повышения конкурентоспособности продукции на основе стимулирования развития строительного производства, предполагающего прогнозирование качества жизни работников, как важного условия повышения результативности и динамики развития строительного предприятия.

Ключевые слова: стимулирование, развитие, конкурентоспособность.

В современных условиях хозяйствования принципы управления предприятиями строительного комплекса должны строиться на сочетании методов рыночного и государственного регулирования, с постепенным усилением использования рыночных механизмов, к числу которых, прежде всего, относится стимулирование производства.

Эффективность процесса управления развитием строительного предприятия может быть существенно повышена, если в соответствии с поставленными целями стимулировать техническое и продуктное развитие строительного производства на основе совершенствования технического и технологического уровня производства и внедрения новых технологий.

Стимулы, как и мотивы, выступают в процессе управления в качестве факторов воздействия, которые менеджер использует для достижения поставленных целей и результатов. C этих позиций, стимулирование рассматривается нами, как одна из основных функций управления, составляющая необходимый вид деятельности руководителя в процессе его воздействия на объект управления.

Принципами стимулирования являются: поддержка внутренней мотивации работников, которая различна для отдельных индивидуумов; стимулирование должно учитывать фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника и более полную реализацию его потенциала; стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.

Все стимулы условно можно разделить на материальные и нематериальные. Взяв в качестве основания типологии предмет потребности, можно выделить пять видов стимулирования: моральное, материальное неденежное, материальное денежное, временем и трудовое.

1. При моральном стимулировании для регулирования поведения объекта управления используются предметы, предназначенные для выражения общественного или государственного признания его заслуг, повышения или снижения его престижа. Здесь предмет потребности - престиж, авторитет.

2. Материальное неденежное стимулирование регулирует поведение объекта управления, используя те материальные блага, которые либо нельзя приобрести за деньги в рамках закона, либо они дефицитны, а право их распределения представлено субъекту управления (жилье, путевки, подписки, различные товары), т.е. предмет потребности -набор жизненно важных для объекта материальных благ.

3. Материальное денежное стимулирование использует денежные выплаты и санкции (оплата по тарифным ставкам и окладам, сдельным расценкам, различные доплаты, премии и их лишение и т.д.). Предмет потребности - деньги.

4. Стимулирование временем - регулирование поведения объекта управления на основе изменения времени его занятости в производстве и, следовательно, величины его свободного времени (выступающей в качестве потребности).

-\-

5. Трудовое стимулирование основано на изменении чувства удовлетворенности

выполненной работой. В качестве предмета потребности здесь выступают творческие элементы в труде, возможность участия в управлении, перспективы продвижения по службе, возможности интересных поездок в командировки и др.

Организация стимулирования основана на использовании интересов управления и одновременно является фактором формирования системы интересов, как собственников, так и исполнителей.

Под формой организации стимулирования строительного производства понимается способ взаимосвязи результатов этой деятельности и стимулов, выделенных по определенному основанию (признаку). На наш взгляд, таких оснований может быть несколько.

По степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов различают опережающую форму стимулирования, когда информация об этой взаимосвязи дается до начала деятельности; и подкрепляющую - об этой взаимосвязи объект управления узнает только после окончания деятельности, и стимул как бы подкрепляет уже осуществленные действия (поощряет позитивные и наказывает негативные).

По учету результата этой деятельности при определении стимула: коллективная (величина стимула, устанавливается по результатам деятельности в целом трудового коллектива, бригады, цеха и т.д.); индивидуальная (по результатам деятельности конкретного работника).

По учету отклонения результатов деятельности от нормативных: позитивная (при назначении стимула оценивается только достижение или превышение нормативных или плановых результатов); негативная (оценивается только отклонение от нормативных результатов).

По лагу (т.е. разрыву во времени) между результатами и получением стимула: непосредственная, когда стимул вручается сразу по завершению деятельности, т. е. лаг отсутствует; текущая (стимул вручается с отставанием от результатов деятельности до года); перспективная (при отставании вручения стимула от достижения результатов свыше года).

По степени и характеру конкретности условий получения стимула: общая, когда конкретность в оценке результатов деятельности для получения стимула отсутствует; эталонная (стимулы вручаются за достижения конкретных, заранее оговоренных результатов); состязательная (стимулы вручаются за занятое место в соревновании или конкурсе).

Как показало исследование, в реальной практике ни одна из этих форм в чистом виде не применяется, они используются, обычно, в комплексе.

Процесс стимулирования исполнителя, группы исполнителей к деятельности, направленной на достижение целей строительного предприятия по развитию производства является трудовым мотивированием.

Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу инновационного потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на инновационную деятельность.

Это определение свидетельствует о тесной взаимосвязи управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, т.к. управление социальной системой содержит в себе как элемент согласования целей объекта и субъекта управления. Деление стимулов на материальные и моральные чисто условно, т.к. они тесно взаимосвязаны. Премия может выступать как оценка заслуг работника, а не только просто вознаграждение результатов труда. В социологии подход к трудовому стимулированию состоит в сопоставлении с одной стороны - системы стимулов, с другой - системы мотивов и потребностей, на удовлетворение которых направлены эти стимулы.

-\-

Методы стимулирования имеют определенные общие направления применения.

Однако в настоящее время к организации стимулирования развития строительного производства следует подходить дифференцированно на основе разработанной схемы последовательности действий - алгоритма (рис.1).

Во взаимоотношениях подрядчика (продавца строительной продукции) и заказчика (покупателя) экономическое стимулирование будет осуществляться путем внесения корректив в цену продукции, снижающих цену, если качество продукции оказалось ниже предусмотренного. Уровень качества строительной продукции должен отвечать требованиям проекта и нормативных документов. Достижение этого уровня качества предусматривается договором на выполнение строительных работ и отражается в договорной цене.

Рис.1. Организация работ по стимулированию развития строительного

производства

-\-

Отклонение в сторону ухудшения качества работ может быть зафиксировано при

их приемке и в период эксплуатации объекта, когда скрытые дефекты будут проявляться в виде отказов. Оценка качества строительной продукции с учетом этих дефектов должна служить основанием для уменьшения договорной цены. При расчетах на стадии приемки продукции должно быть предусмотрено резервирование определенной суммы (например, 10% договорной цены) для оплаты прямых и опосредованных затрат и потерь, связанных с появлением отказов в первый период эксплуатации объекта (период гарантийного обслуживания). После окончания этого периода заказчик возвращает часть зарезервированных сумм за вычетом понесенных им затрат и потерь. Аналогичный механизм должен действовать и в расчетах между другими продавцами и покупателями строительной продукции: генподрядчиком и субподрядчиками, строительными организациями и поставщиками материалов, изделий, конструкций, стройиндустрии и поставщиками сырья.

Для повышения эффективности стимулирования развития строительного производства необходимо совершенствование системы управления социальным развитием, что предопределяет использование инновационных подходов к функционированию всей системы управления предприятием в целом. Такой подход предполагает использование совокупности новых методов и приемов воздействия на работников со стороны управляющей подсистемы, побуждающие каждого работника к определенному поведению в процессе труда для достижения поставленных целей развития производства и удовлетворению личностных потребностей. Внутри строительной организации или предприятия все исполнители (отделы, службы, участки, цеха) должны нести полную материальную ответственность за качество продукции в той мере, в которой их деятельность отражается в достигнутом уровне качества. В этом случае в строительно-монтажных организациях создается фонд материального поощрения, источником которого служат премии за своевременный и досрочный ввод в действие производственных мощностей и объектов, а также суммы премий, подлежащих выплате рабочим из фонда заработной платы.

Эффективность новой системы стимулирования особенно усиливается в связи с дифференцированием методов премирования и самих размеров премий с учетом степени сокращения сроков строительства и его качества. Полный размер премии за сданные в срок или досрочно объекты выплачивается только после ввода их в действие. Премии за выполненные в срок или досрочно этапы работ выплачиваются в два приема: после сдачи этих работ заказчику (за счет 70% средств той части прибыли, которая отчислена в фонд материального поощрения) и после сдачи объекта или производственной мощности в целом (остальные 30%). Общая сумма премий за ввод в действие в срок объекта строительства определяется предварительно заказчиком и генеральным подрядчиком при заключении договора подряда на капитальное строительство на основании стоимости строительно-монтажных работ по сводной смете на строительство объекта в целом, или предусмотренных к самостоятельному вводу в действие его отдельной очереди, а также на основании размера премии, указанного в Положении о премировании работников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства.

Укрепление программного подхода в стимулировании строительного производства обуславливает необходимость выдвижения теоретических и методологических установок, отвечающих требованиям к управлению в рыночных условиях хозяйствования. В этом аспекте под программой мы понимаем совокупность конкретизированных мероприятий, направленных на осуществление строго определенных целей, что позволяет рассматривать ее в качестве инструмента управления интеграцией различных видов деятельности. По отношению к производственным системам, как структурным единицам, таким инструментом выступают интегральные программы, отражающие внутренние и внешние параметры развития производства и управления, органическую связь между экономическими, производственными, организационными, научно-техническими и

-\-

социальными мероприятиями по определенной проблеме и обладающие большой конкретностью.

Оптимальным вариантом программы является, на наш взгляд, наиболее эффективный способ решения проблемы, обеспечивающий достижение приемлемого соотношения между затратами и результатами. Этому отвечает стратегическая направленность стимулирования строительного производства. При этом план мероприятий по совершенствованию системы управления нами рассматривается как составная часть общего плана развития и повышения эффективности производства.

Сложность систем управления не позволяет свести разработку оптимального комплекса мероприятий к решению одной экономико-математической задачи. В этих условиях, как показало проведенное исследование, следует говорить о процедурах, правилах и принципах решения, модельных схемах планирования и управления решением проблем, выявленных в ходе анализа функционирования системы управления.

Критерий выбора моделей стимулирования должен отражать начальные условия и управляющие параметры, состав которых определяется технологией принятия решений по формированию соответствующих мероприятий. Основные показатели проекта программ совершенствования и повышения эффективности управления представляются в матричной форме, наглядно демонстрирующей соответствие целей программы и ресурсов по их достижению.

Относительная простота и строгая логика программно-целевого управления в рассматриваемой области не снижают сложности процесса его реализации в практике совершенствования управления. Именно в этом случае целесообразно подключать экономический механизм стимулирования, обеспечивающий адекватный складывающейся экономической системе тип трудовой деятельности и учитывающий, что важнейшим звеном в достижении успеха в управлении является человек, коллектив. Только на этой основе возможно достижение генеральной цели программно-целевого управления по созданию коллектива единомышленников, способного с максимальной эффективностью решать любые встающие перед ним задачи, связанные, главным образом, с выполнением крупных долговременных программ социально-экономического и организационно-технического характера. Следует также учитывать, что основным этапом реализации данного типа управления является этап обучения и преодоления психологического барьера, обусловленного возникновением ряда трудностей и проблем в ходе практического осуществления намеченных мероприятий.

Вышеизложенные теоретические и методологические разработки будут недостаточны и практически не востребованы без создания организационного механизма реализации программ стимулирования развития и повышения эффективности производства на строительных предприятиях. Причем, одной из наиболее трудных проблем, стоящих перед строительным предприятием, является принятие решения о размере ассигнований на стимулирование. Рассмотрим четыре наиболее распространенных метода разработки генеральных смет расходов на любой вид деятельности из состава комплекса стимулирования, например, на рекламу.

1. Метод исчисления «от наличных средств». Многие предприятия выделяют в бюджет на стимулирование определенную сумму, которую они, по собственному мнению, могут себе позволить истратить. Подобный метод определения размера бюджета целиком и полностью игнорирует влияние стимулирования на объем сбыта. В результате величина бюджета из года в год остается неопределенной, что затрудняет перспективное планирование рыночной деятельности.

2. Метод исчисления «в процентах к сумме продаж». Многие предприятия исчисляют свой бюджет на стимулирование в определенном процентном отношении либо к сумме продаж (текущих или ожидаемых), либо к продажной цене товара.

Преимущества метода:

-\-

- затраты тесно увязываются с динамикой продаж в разные периоды цикла деловой активности;

- метод позволяет руководству учитывать взаимосвязь между издержками по стимулированию, продажной ценой товара и суммой прибыли в расчете на товарную единицу;

- способствует поддержанию конкурентоспособности в такой мере, что предприятия-конкуренты тратят на стимулирование примерно один и тот же процент суммы своих продаж.

Недостатки метода:

- мешает проведению экспериментов с другими видами стимулирования и приемами;

- зависимость бюджета стимулирования от изменений показателей сбыта по годам мешает перспективному планированию;

- не дает логических оснований для выбора конкретного процентного показателя,

- не поощряет формирование бюджета стимулирования с учетом того, что заслуживает каждый отдельный объект и каждая отдельная сбытовая территория.

3. Метод конкурентного паритета. Некоторые фирмы устанавливают размер своего бюджета стимулирования на уровне соответствующих затрат конкурентов. В поддержку такого метода говорят два довода. Один из них заключается в том, что уровень затрат конкурентов олицетворяет коллективную мудрость отрасли. Второй гласит, что поддержание конкурентного паритета помогает избегать острой борьбы в сфере симулирования. Против этого метода говорит следующее. Фирмы так резко отличаются друг от друга своими репутациями, ресурсами, возможностями и целями, что размеры их бюджетов стимулирования вряд ли можно считать надежными ориентирами, кроме того, нет никаких доказательств в пользу утверждения, что бюджеты, сформированные по методу конкурентного паритета, препятствуют острой борьбе в сфере стимулирования.

4. Метод исчисления «исходя из целей и задач». Этот метод требует, чтобы фирмы формировали свои бюджеты стимулирования на основе: выработки конкретных целей; определения задач, которые предстоит решать для достижения этих целей; оценки затрат на решение этих задач.

Сумма всех этих издержек и даст ориентировочную цифру бюджетных ассигнований на стимулирование.

Эффективность мероприятий по стимулированию роста строительного производства во многом зависит от последовательности их осуществления, в связи с чем , в результате исследования разработана программа стимулирования, состоящая из следующих этапов: определение целей стимулирования; выбор методов, средств и форм стимулирования; определение продолжительности (интенсивности) стимулирования сбыта; апробация методов стимулирования сбыта; совершенствование методов и форм стимулирования сбыта; контроль и оценка мероприятий по стимулированию роста. Программа стимулирования сбыта является практическим инструментарием и представляет собой комплекс практических и краткосрочных мероприятий по реализации стратегии и тактики сбытовой деятельности строительного предприятия.

Когда цели сбыта определены, в план маркетинга по каждому виду строительной продукции включаются меры стимулирования сбыта и рекламные мероприятия. Составление плана проведения превентивных мероприятий по стимулированию сбыта является первым этапом реализации основной процедуры разработки программы стимулирования сбыта. Превентивные (предупредительные) мероприятия, проводимые строительным предприятием, решают следующие основные задачи: снижают вероятность реализации риска, то есть вероятность появления убытка от продаж; уменьшают размер возможного ущерба.

План превентивных мероприятий по стимулированию сбыта может включать следующие статьи:

-\-

а) Место товара на рынке. Кратко излагаются основные исходные данные, относящиеся к товару, рынку, потребителю и конкурентной продукции.

б) Цели на предстоящий год. Указываются выполненные в течение предыдущего года мероприятия по стимулированию сбыта товара и изучению конкурирующей продукции; анализируются результаты этой деятельности; описываются проблемы и возможности, которыми следует воспользоваться: качественные задачи (улучшение имиджа товара в глазах заказчика); количественные задачи (увеличение продаж на 20% к концу периода стимулирования).

в) Программа действий. Цель: увеличение сбыта.

Средства: изучить ситуацию на рынке, предложив скидку с цены на период «утверждения» товара;

Обоснование: сбыт товара переживает застой, в то время как объем продажи по данному каналу распределения растет.

г) Контроль за плановыми мероприятиями. Проверка запланированных мероприятий осуществляется проведением тестов до и после стимулирования сбыта; при этом анализируется продажа до и после стимулирования.

д) Бюджет. Для каждой операции по стимулированию сбыта устанавливается строго определенный бюджет. Этот бюджет включается в общий годовой бюджет.

е) План-график. Намеченные на год мероприятия представляются в графической

форме.

План стимулирования сбыта имеет преимущества по сравнению с планом рекламы: мероприятия по стимулированию дают немедленный положительный эффект на месте продажи товара. Увеличение объема продаж происходит быстро и поддается измерению, в отличие от рекламы.

Библиографический список:

1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра -М, 2002 г., 392 с.

2. Деловое планирование: методы, организация, современная практика./ под ред. И.А. Соломатина. М.: Инфра-М, 2000 г.

3. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. - М.: Экономика, 1991.

4. Управление организацией. / Под редакцией А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, под редакцией В.И.Попова. М.: ФиС, 2002 г., 366 с.

P.A. Magomedova, A.M. Kallaev

The stimulation of the construction production development

The article deals with the problem of the necessity of forming the economic conditions for increasing of the competitiveness of production on the basis that supposes the prognostication of the employee's life quality as an important condition of the effectiveness improvement and the moving forces and trends of the construction production development are investigated. Keywords: stimulation, development, competitiveness

Магомедова Пайнусат Алиасхабовна (1979) Старший преподаватель кафедры связи с общественностью ГОУ ВПО «ДГТУ», кандидат экономических наук (2005) Область научных интересов - управление развитием предприятий строительного комплекса.

17 научных публикаций.

Каллаев Али Магомедович (р. 1975) соискатель кафедры Экономика и управление в строительстве и машиностроении Дагестанского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.